Социальная работа
к родам – 191,6 на 1000 родивших женщин к родам) снизился в 2,8 раза (в 2003 году – в 2,5 раза). Снизился показатель младенческой смертности - 13,05 ‰ (на момент начала действия программы - 13,7‰ на 1000 родившихся живыми). Снизился показатель детской смертности - 1,11 на 1000 детей в возрасте до 14 лет (в 2003 г. - 1,13 на 1000 детей в возрасте до 14 лет). Удельный вес здоровых детей к концу обучения в школе (31,6%) повысился на 1,5% по сравнению с 2003 годом (29,9%).Республиканская целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии» на 2000-2010 годы утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.04. 2000 года № 132.
Мероприятия Программы направлены на воспитание здорового образа жизни, раннее выявление больных артериальной гипертонией, профилактику ее осложнений, обеспечение эффективной лечебной и реабилитационной помощи больным и, как следствие этого, снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В результате проводимых организационных мероприятий повысилась выявляемость больных гипертонией, увеличилась диспансерная группа больных в сравнении с 2002 годом.
Проводимая реабилитация больных с осложнениями артериальной гипертонии (острый инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения) на базе специализированного отделения ГУ РМЭ «Санаторий «Сосновый бор» позволила в 2003-2004 годах вернуть к труду 70% граждан. В 2001 г. каждый второй трудоспособного возраста выходил на группу инвалидности.
Благодаря реализации программных мероприятий, население республики имело возможность получать необходимые знания по профилактике артериальной гипертонии через средства массовой информации и в школах «Артериальной гипертонии».
Вопросы оказания помощи больным с артериальной гипертонией рассматриваются на заседаниях общества терапевтов, неврологов. Проведены Республиканские семинары по проблемам артериальной гипертонии для кардиологов и терапевтов с участием НИИ кардиологии г. Нижний Новгород.
Медицинскими работниками республики особое внимание уделяется осложнениям гипертонической болезни и их профилактике. Анализируются все случаи острого инфаркта миокарда. Разработаны стандарты (протоколы) диагностики и лечения болезней органов кровообращения (взрослого населения) для врачей амбулаторно-поликлинической службы.
С 2003 года ведется регистр больных артериальной гипертонией. Возросло число диспансерных больных с артериальной гипертонией, при этом лица трудоспособного возраста составляют 64%. Для улучшения диагностики и динамического контроля за больными приобретены суточные мониторы артериального давления, велоэргометры, дефибрилляторы.
Показатель заболеваемости от острого инфаркта миокарда (1,33% на 100 тыс. населения) снизился на 2,4% по сравнению с 2003 годом (3,7). Показатель летальности от острого инфаркта миокарда (12,2%) снизился по сравнению с 2003 годом (15,7%). Выход на инвалидность от острого инфаркта миокарда (20,6%) снизился по сравнению с 2003 годом (52,2%). Выявляемость больных артериальной гипертонией (3,66% на 1000 населения) повысилась по сравнению с 2003 годом (2,83%) благодаря активному выявлению заболевания в группах риска.
В республике работают 10 школ по профилактике и лечению артериальной гипертонии и телешкола. Разрабатывается единое методическое руководство по ведению школы артериальной гипертонии для районов республики. В 2004 году впервые попытались оценить результативность работы школ по артериальной гипертонии. Наблюдается снижение госпитализации среди обучающихся, из состоящих на диспансерном учете; уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи среди обучающихся, из состоящих на диспансерном учете.
Республиканская целевая программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» утверждена Законом Республики Марий Эл от 30.12. 2004 № 66-З. В предыдущие годы реализовывалась аналогичная программа на 2001-2004 гг.
Мероприятия программы нацелены на снижение темпов роста числа потребителей наркотических средств, социальную реабилитацию больных наркоманией. В 2002-2004 гг. реализация мероприятий программы осуществлялась за счет текущего финансирования по отрасли.
За счет средств федерального бюджета в республику был направлен комплект: хроматомасспектрометр, Агилент, ЭБОТ. В течение всего периода в республике проводились активное антинаркотическое просвещение населения Республики Марий Эл с использованием СМИ. Издается газета Общественного фонда помощи больным с наркотической зависимостью «Виктория» и ГУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер». Выпущен информационный лист «Цена - ЖИЗНЬ», который был размещен в троллейбусном транспорте, на улицах города. Проведены акции, посвященные Международному Дню борьбы с наркоманией, Международному Дню памяти умерших от СПИДа, пресс-конференции, посвященные Международному Дню борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Снижение первичной заболеваемости населения наркоманией в 1,7 раза (с 16,2 в 2001 г. до 9,1 на 100 тыс. населения к 2004 г). Снижение числа лиц, впервые взятых на учет в связи со злоупотреблением наркотиков в 2,1 раза (с 14,9 в 2001 г. до 6,9 на 100 тыс. населения в 2004 г). Возрос охват лечебно-реабилитационным процессом больных наркоманией в 2004 г. по сравнению с 2002 г. в 1,8 раза.
Республиканская целевая программа «Вакцинопрофилактика» была утверждена Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.10. 1999г. «О республиканской целевой программе «Вакцинопрофилактика на 2000-2004 годы».
В настоящее время действует республиканская целевая программа «Вакцинопрофилактика» на 2005-2008 годы, утвержденная законом Республики Марий Эл от 12.05. 2005 г. № 15-3.
Мероприятия программы «Вакцинопрофилактика» направлены на снижение и стабилизацию инфекционной заболеваемости за счет проведения вакцинации населения по эпидемическим показаниям и обеспечение прививочной работы в рамках календаря профилактических прививок, завершение создания «Холодовой цепи» при транспортировке и хранении медицинских иммунобиологических препаратов.
Республиканская целевая программа «Сахарный диабет» на 1997-2005 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11.07. 1997 г. № 252.
Мероприятия республиканской целевой программы «Сахарный диабет» направлены на улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, снижение развития осложнений, инвалидизации больных и укрепление диабетологической службы в республике.
На реализацию мероприятий программы из республиканского бюджета с 2002 г. по 2004 г. в целевом порядке были направлены финансовые средства, которые использовались на приобретение сахароснижающих препаратов, средств контроля и шприц-ручек для детей. За счет средств федерального бюджета получены сахароснижающие препараты, методический материал для врачей и пациентов (видеокассеты, брошюры).
Обеспечение детей, подростков, лиц молодого возраста глюкометрами и тест-полосками для самоконтроля уровня сахара в крови позволило снизить количество острых осложнений у детей. Больные сахарным диабетом обеспечиваются высококачественными сахароснижающими препаратами бесплатно. Все дети и студенты, состоящие на диспансерном учете, получают тест–полоски для самоконтроля. В республике существует компьютерный регистр больных сахарным диабетом, что позволяет планировать закупки лекарственных препаратов и вести мониторинг за этой категорией больных.
В республике работают 7 «Школ диабета», одна из которых обеспечена современными средствами и оборудованием. Больные сахарным диабетом проходят обучение в «Школах диабета», получают информацию о заболевании через средства массовой информации.
Проводится работа с населением по раннему выявлению сахарного диабета и профилактике осложнений сахарного диабета.
В результате проводимых мероприятий программы улучшается качество жизни больных сахарным диабетом. Использование высококачественных инсулинов обеспечивает полноценную жизнь пациентам. Ушло в прошлое осложнение инсулинотерапии – липоатрофии. Появилась возможность пользоваться современными методами введения инсулинов безболезненно с помощью шприц-ручек и шприцов одноразового пользования.
Обеспечение высококачественными инсулинами, средствами самоконтроля - 100% от потребности (в 2003 году около 80%). Обучение в школе диабета впервые выявленных больных - 100% (в 2003 году около 80%). Выход на инвалидность в трудоспособном возрасте (0,9 случаев на 10 тыс. населения) снизился на 0,4 по сравнению с 2003 годом (1,3 случая на 10 тыс. населения). В настоящее время разработана и утверждена на сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл в октябре 2005 года республиканская программа «Сахарный диабет» на 2006-2007 годы.
Республиканская целевая программа «Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл, заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы «Анти-ВИЧ/СПИД» утверждена Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года № 67-З.
До этого в республике реализовывалась аналогичная целевая программа на 2002-2004 годы. Мероприятия программы направлены на противодействие распространению в Республике Марий Эл заболевания вызываемого вирусом иммунодефицита человека. Целевые республиканские и федеральные средства позволили обеспечить республику тест-системами, медикаментами, оснащены ПЦР-лаборатория и передвижной кабинет.
Реализация мероприятий республиканской целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД» в 2002-2004 гг. позволила сдерживать число случаев заражения ВИЧ-инфекцией. В 2004 г. не зафиксировано ни одного случая заболевания среди несовершеннолетних. Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и информирования населения позволило снизить заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2,1 раза по сравнению с 2002 годом. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в 2004 г. составила 6,6 на тысячу населения (2002 г. – 13,9).
За счет средств федерального бюджета получены тест-системы для диагностики ВИЧ, видеокассеты, литература.
Республиканская целевая программа «Онкология» на 2002-2007 годы утверждена Законом Правительства Республики Марий Эл от 18.10. 2002 г.
№ 23-З. Основными целями программы являются: повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению новообразований; снижение запущенности, инвалидизации и смертности населения в республике от онкологических заболеваний; укрепление материально-технической базы ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер» и лечебных учреждений.
За 2003-2004 годы были выделены значительные средства из республиканского бюджета, на которые приобретены медикаменты, рентгеноконтрастные материалы, медицинское оборудование.
В результате реализации программных мероприятий удалось улучшить диагностику онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта и онкогинекологических заболеваний за счет эндоскопической диагностики и рентгеновских исследований. Кроме того, за счет текущего финансирования лечебно-профилактических учреждений и прочих источников на реализацию программных мероприятий направлены средства на приобретение химиопрепаратов и других медикаментов, на приобретение рентгеновской пленки и других рентгеноматериалов.
Увеличилась выявляемость онкозаболеваний при профилактических осмотрах (9,1%) по сравнению с 2003 годом (4,5), и как следствие, повысилась эффективность мероприятий по профилактике и своевременному выявлению новообразований. Увеличилось число выявленных больных с I и II стадией заболевания (24,3%) по сравнению с 2003 годом (24,1). Показатель летальности на первом году с момента установления диагноза (52,4%) снизился по сравнению с 2003 годом (67,5%) на 15,1%.
Республиканская целевая программа «О совершенствовании службы скорой медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2003-2007 гг. » утверждена Законом Республики Марий Эл от 18 октября 2002 года № 24-З.
Целями данной программы являются повышение качества и оперативности оказания скорой медицинской помощи и укрепление материально-технической базы службы.
В 2003-2004 гг. на реализацию мероприятий программы из республиканского бюджета были выделены денежные средства для приобретение радиостанций, автомобилей скорой помощи и медицинского оборудования. Проводимые программные мероприятия позволили значительно улучшить качество диагностики и оперативность оказания скорой медицинской помощи населению республики на догоспитальном этапе. В настоящее время в республике скорую медицинскую помощь населению оказывают 22 отделения, находящиеся в составе центральных районных больниц и станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы. Всего функционируют 62 круглосуточно работающие выездные бригады.
В 2006 г. финансовые средства будут направляться для дальнейшего укрепления материально-технической базы станции и отделений скорой помощи. За 2005 год на реализацию мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета были приобретены санитарные автомобили, что позволило значительно улучшить оперативные показатели работы службы скорой медицинской помощи в республике, повысить качество диагностики и своевременно оказывать неотложную медицинскую помощь на догоспитальном уровне.
В рамках федеральных целевых программ «Старшее поколение на 2002-2004 годы», «Социальная поддержка инвалидов 2000-2005 годы», «Дети России на 2003-2006 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» в республике приняты аналогичные целевые программы.
В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл выделены денежные средства, благодаря которым удалось улучшить жилищные условия 7 участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
Учреждениями социального обслуживания детей-инвалидов республики в рамках федеральной целевой программы «Дети России» получено реабилитационное оборудование. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл считает целесообразным принятие целевых программ на последующие годы, т. к. по данным программам направляются целевые средства из федерального, республиканского бюджетов на строительство и укрепление материально-технической базы учреждений социального обеспечения.
В области образования эффективно реализуется федеральная целевая программа «Дети России». В рамках программы происходит формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение нормальных условий для полноценного функционирования жизнедеятельности и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Созданы условия для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов.
По программе «Федеральная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 годы» поступило противопожарное оборудование в республиканские образовательные учреждения. В 2005 году в республику осуществлена поставка компьютерного оборудования на условиях долевого участия в соответствии с договором о сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию Российской федерации в рамках исполнения программы «Компьютеризация сельских школ и школьных библиотек».
С помощью республиканской целевой программы «Жилье для молодой семьи» в 2004 году улучшили свои жилищные условия 7 молодых семей, а в 2005 году – 55 семей. По оценке 2006 года таких семей ожидается 65. По прогнозу на 2006-2008 годы около 700 молодых семей улучшат свои жилищные условия.
Министерство культуры, печати и по делам национальностей реализует республиканскую целевую программу «Культура села». В результате финансирования данной программы производится капитальный ремонт, а также сохранение и улучшение материально-технической базы сельских учреждений культуры.
В целях оказания практической помощи в укреплении материально - технической базы сельских учреждений культуры в рамках республиканской целевой программы «Культура села (2003-2005 годы)" за счет средств республиканского бюджета был капитально отремонтирован Дом культуры в п. Советский и произведены работы по реконструкции здания центральной библиотеки в г. Звенигово. В связи с этим была сохранена сеть учреждений культуры и 20 работников данных учреждений сохранили рабочие места.
Целью республиканской целевой программы «О повышении пожарной безопасности республиканских учреждений культуры на 2005-2009 годы» является обеспечение безопасности населения Республики Марий Эл, в том числе детей, обучающихся и посещающих республиканские учреждения культуры.
Основная задача программы – обеспечение учреждений культуры и искусства средствами противопожарной безопасности. В результате финансирования данной программы были установлены кнопки экстренного вызова милиции в театрах и средних специальных учебных заведениях, а также установлена противопожарная сигнализация в Колледже культуры и искусств и приобретены средства противопожарной безопасности.
Целью республиканской целевой программы «Развитие этнокультурных и межнациональных отношений Республики Марий Эл» (2004-2008 годы) является обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности региона, формирование толерантной среды межкультурного сотрудничества, сохранение культурного и языкового разнообразия. Основная задача программы – предотвращение политических и социальных конфликтов на этнической почве или с использованием этнического фактора.
Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл совместно с ГУК «Республиканский центр марийской культуры» проводит работу по развитию связей с национально-культурными объединениями марийцев за пределами Республики Марий Эл и поддержке марийских культурных мероприятий в данных регионах.
Программа «Занятость и рынок труда в Республике Марий Эл» определяет приоритетные направления государственной политики занятости на территории республики с учетом сложившихся экономических, социальных, финансовых и демографических факторов на период 2004–2006 годы и мероприятия по ее реализации.
Мероприятия по содействию занятости населения включают в себя спецпрограммы – это временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время на созданные работодателями временные рабочие места сроком на 1 месяц, направление безработных граждан на общественные работы сроком на 1 месяц, временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите сроком до 2 месяцев, организация содействия самозанятости населения (направление безработных граждан на занятие индивидуально-предпринимательской деятельностью и оказание им при этом финансовой помощи за счет средств федерального бюджета), проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда.
Профессиональное обучение включает в себя переобучение и переподготовку безработных граждан уже имеющих какую-либо специальность. Обучение проводится в среднем по годам на базе 45 средних учебных заведений и учреждений профтехобразования республики и в том числе на базе УМЦ «Лидер», также в среднем по годам по 60 специальностям. Наиболее востребованными являются специальности менеджера, специалистов строительных профессий, операторов ПВМ, поваров-кондитеров, водителей.
Профессиональная ориентация – это проведение предувольнительных консультаций, организуемых специалистами центров занятости населения для граждан, которые подпадают под сокращение и граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в поисках работы.
В результате целенаправленной государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма, укрепления и расширения материально-технической базы отрасли число культивируемых видов спорта увеличилось с 34 в 2001 году до 44 в 2005 году. Увеличилось и количество коллективов физической культуры, спортивных клубов с 650 в 2001 году до 704 в 2005 году.
Программа «Переселение граждан Республики Марий Эл из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2008 годы» способствует обеспечению благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях непригодных для постоянного проживания. На переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда было в 2002-2005 годы поступили средства федерального бюджета в сумме 25 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета профинансировано 12 млн. рублей. В 2003 году ликвидировано ветхого жилья 3195 кв. м., в 2004 году – 1762 кв. м.
Далее проведем оценку демографической ситуации в Республике Марий Эл и проанализируем ее влияние на социальное развитие региона.
Если проанализировать демографическую ситуацию в Республике Марий Эл, можно отметить следующие моменты.
Таблица 20
Основные демографические показатели
Показатели | Года |
Абсолютное отклонение, +/- |
|||||||
1990 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 02/90 | 03/02 | 04/03 | 05/04 | |
Общая численность населения, в том числе, тыс. чел. | 757,9 | 755,2 | 750,3 | 728 | 721,9 | -36 | -4,9 | -22,3 | -6,1 |
- городского, тыс. чел. | 469 | 465,4 | 462,7 | 459,7 | 457,1 | -11,9 | -2,7 | -3 | -2,6 |
- сельского, тыс. чел. | 288,9 | 289,8 | 287,6 | 268,3 | 264,8 | -24,1 | -2,2 | -19,3 | -3,5 |
- мужчин, тыс. чел. | 354,06 | 355,03 | 352,40 | 338,49 | 335,62 | -18439 | -2627 | -13914 | -2864 |
- женщин, тыс. чел. | 403,84 | 400,17 | 397,90 | 389,52 | 386,28 | -17561 | -2273 | -8386 | -3236 |
Рождаемость, чел. | 11953 | 6784 | 6832 | 7300 | 7515 | -4438 | 48 | 468 | 215 |
Смертность, чел. | 7775 | 11040 | 11434 | 12105 | 11861 | 4086 | 394 | 671 | -244 |
Естественный прирост (убыль) населения, чел. | 4178 | -4256 | -4602 | -4805 | -4346 | -8524 | -346 | -203 | 459 |
Количество браков, ед. | 7726 | 3944 | 4517 | 4827 | 5394 | -2332 | 573 | 310 | 567 |
Количество разводов, ед. | 1558 | 2138 | 3033 | 3794 | 3607 | 2049 | 895 | 761 | -187 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 69,3 | 65,4 | 65 | 64,6 | 64 | -5,3 | -0,4 | -0,4 | -0,6 |
Анализ миграции населения | |||||||||
Прибыло в республику, всего, чел. | 16296 | 14679 | 14071 | 13280 | 13037 | -3259 | -608 | -791 | -243 |
Выбыло из республики, всего, чел. | 14629 | 13976 | 14412 | 13479 | 13597 | -1032 | 436 | -933 | 118 |
Сальдо миграции, чел. | 1667 | 703 | -341 | -199 | -560 | -2227 | -1044 | 142 | -361 |
Классификация населения по категориям трудоспособных возрастов | |||||||||
моложе трудоспособного, тыс. чел. | 205,9 | 160,4 | 152,8 | 143,4 | 142,3 | -63,6 | -7,6 | -9,4 | -1,1 |
трудоспособное, тыс. чел. | 417,4 | 455,5 | 459,2 | 448,5 | 446,5 | 29,1 | 3,7 | -10,7 | -2 |
старше трудоспособного, тыс. чел. | 134,6 | 139,3 | 138,3 | 136,1 | 133,1 | -1,5 | -1 | -2,2 | -3 |
Общая численность населения республики ежегодно снижается с 755,2 тыс. чел. в 2002 году до 721,9 тыс. чел. в 2005 году. Таким образом, за 4 года общая численность республики снизилась на 33,3 тыс. чел. в то время как за 10 лет (с 1990 года по 2002 год) общая численность республики снизилась всего на 2,7 тыс. чел. Таким образом, можно сделать вывод о значительных темпах снижения общей численности региона в последние годы.
Ежегодно снижается численность как городского (с 465,4 тыс. чел. в 2002 году до 457,1 тыс. чел. в 2005 году), таки сельского населения (с 289,8 тыс. чел. в 2002 году до 264,8 тыс. чел. в 2005 году).
На территории республики проживает 50 национальностей. Коренная национальность - марийцы (43,3%). Здесь также живут русские (47,5%), татары (5,9%), чуваши (1,2%), украинцы (0,7%), удмурты (0,3%), мордва (0.2%), белорусы (0,2%) и др.
Снижение численности мужчин и женщин республики на протяжении исследуемого периода происходило в равной пропорции, по итогам 2005 года на 386,28 тыс. чел. женщин приходилось 335,62 тыс. чел. мужчин.
Рождаемость в республике превышала смертность лишь в 1990 году (11953 чел. / 7775 чел). В остальные годы (2002-2005 гг.) наблюдается естественная убыль населения (4256 чел. в 2002 году, 4346 чел. в 2005 году).
Также отмечается ухудшение ситуации с брачностью и разводимостью в регионе. Если в 1990 году на 7729 браков приходилось 1558 разводов, то в 2002 году на 3944 браков уже приходится 2138 разводов, а в 2005 году на 5394 браков приходится 3607 разводов.
Ожидаемая продолжительность лет при рождении ежегодно снижается с 69,3 лет в 1990 году до 65,4 лет в 2002 году (на 3,9 лет меньше) и до 64 лет в 2005 году. Дано снижение можно объяснить ухудшением экологической ситуации в республике, увеличением случаев заболеваний населения, нехваткой денежных средств на приобретение качественных медицинских и лечебных препаратов и другими причинами.
Анализ миграции населения позволил сделать вывод о том, что ежегодно увеличивается отрицательное сальдо миграционного оборота (-341 до - 560 чел), следовательно, все больше жителей республики покидают регион, количество эмигрантов превышает количество иммигрантов.
Наиболее подвержены приросту миграционного населения Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Сернурский районы.
Количество прибывших в республику ежегодно снижается, с 14679 чел. в 2002 году до 13037 чел. в 2005 году.
Деление населения по возрастным группам весьма важно, т. к. оно позволяет видеть соотношение между, с одной стороны, взрослыми, находящимися в возрасте, когда они могут работать и производить, и, с другой, молодыми людьми и стариками, которые являются чистыми потребителями.
Нетрудоспособное население составляет достаточную часть всего населения республики. К данной категории граждан необходимо относится с большим вниманием. Так, например, по Республике Марий Эл насчитывается всего 33284 инвалидов труда и военнослужащих, в том числе работающих - 5275 человек; инвалидов труда всего 32382 чел., из них работающих - 5069 чел., численность неработающих инвалидов труда и военнослужащих в трудоспособном возрасте 14684 чел. Это достаточно большая группа людей, которая заслуживает отдельных гарантий при трудоустройстве.
Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, что не связано с учебой. Молодые люди либо переходят в число необучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.
Учитывая характер экономических преобразований, происходящих в республике, можно отметить, что продолжается снижение уровня жизни семей: среди семей с детьми доля бедных составляет около 50%, среди молодых семей - более 60%. В 32 тыс. семей безработные родители - единственные кормильцы, у 34,5 тыс. безработных в семье трое и более иждивенцев.
Происходящие социально-экономические преобразования в республике выражаются в уменьшении численности работающих, нарушении пропорции между производственной и непроизводственной сферами, перераспределении работников между отдельными отраслями, сокращении рабочих мест и ликвидации предприятий, росте безработицы всех видов. На рынке труда республики ситуация очень напряженная, так как тенденция по сокращению работающих сохраняется.
Наша республика не только по уровню социально-экономического развития, но и по степени напряженности на рынке труда относится к кризисным регионам, к территории потенциального риска. В последнее время происходят значительные изменения на рынке труда, меняется его конъюнктура, растут масштабы и объемы.
За период 2001-2005 гг. численность населения Марий Эл сократилась на 36,3 тысячи человек. Данная тяжелая демографическая обстановка в республике возникла по многим причинам. Основная из них – снижение уровня жизни населения.
Республика потеряла более 44000 рабочих мест, обанкрочено около 300 предприятий. Число безработных составило 14,8 процента от общего числа работоспособного населения. Это самый высокий показатель не только в Приволжском федеральном округе, но и в России.
По данным журнала "Эксперт", несмотря на свой потенциал, Марий Эл устойчиво занимает последние места и по уровню заработной платы и по соотношению доходов населения с потребительской корзиной. Например, в соседней Кировской области уровень среднедушевых доходов в месяц составляет 2450 рублей, в Татарстане - 3265, в Чувашии - 2030 рублей, в Марий Эл - 1769 рублей. Больше половины (55,4%) населения имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.
В стадию устойчивой депопуляции республика вступила в 1993 г. При этом регрессивная динамика естественного прироста среди русской части населения республики выражена в несколько большей степени и началась в 1991-1992 г., то есть на 2-3 года раньше, чем у марийцев, для которых переломным стал 1994 год.
Касаясь динамики естественного прироста населения республики, отметим, что ежегодное сокращение числа родившихся, которое происходило с 1986 г., в 2000-2003 гг. сменилось незначительным увеличением. Такое положение дел в ближайшей перспективе будет сохраняться, так как связано со вступлением в репродуктивный возраст многочисленного контингента женщин, родившихся в начале 1980-х гг., которые были периодом наибольшей рождаемости. В настоящее время уровень рождаемости в республике не обеспечивает простого естественного воспроизводства населения. Для замещения поколения родителей необходимо, чтобы на каждую женщину, за всю жизнь, в среднем, приходилось не менее 2,15-2,17 рожденных детей, а в 2005 г. указанный показатель составил лишь 1,4.
В настоящее время в республике ежемесячно умирает в пределах 1000 чел. По-прежнему основными причинами смерти населения остаются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, травмы и отравления, а также новообразования. В 2005 г. они составили соответственно 51,0%, 19,7% и 9,7% от всех умерших. Продолжает оставаться высокой и младенческая смертность. В 2005 г. из каждой 1000 родившихся умерло 10,8 детей в возрасте до 1 года (в 2004 г. – 13,9).
В настоящее время демографическая ситуация в городе Йошкар-Ола характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанным с увеличением смертности. В 2005 году численность населения г. Йошкар-Олы составляет 276,4 тыс. человек, из которых 61,6% в трудоспособном возрасте.
По данным Маристата число родившихся в январе-августе 2005 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 0.1%. Из общего числа родившихся в Республике каждый третий ребенок родился в г. Йошкар-Оле с подчиненными его администрации населен-ными пунктами. Число умерших в январе-августе 2005 года по г. Йошкар-Оле превысило число родившихся в 1,4 раза.
За 2005 год в г. Йошкар-Олу с подчиненными его администрации населенными пунктами прибыли 2551 человек. Выбыло 3065 человек.
Миграционная убыль в 2005 году, составила 504 человека, против миграционного прироста 595 человек в 2004 году.
Проанализируем деятельность Регионального отделения Фонда социального страхования за последние годы.
По количеству страхователей, с которыми ведет расчеты Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Марий Эл, наблюдалась тенденция к снижению, что было связано с упадком деловой активности в республике, но в последнее время этот показатель увеличивается (рис.7). Данная ситуация не свидетельствует о кардинальном улучшении экономической ситуации, так как большие предприятия продолжают ликвидироваться, зато резко возрастает количество мелких фирм и ИП.
Рис.7. Число страхователей, состоящих на учете в Фонде социального страхования по Республике Марий Эл
Основой формирования доходной части бюджета Регионального отделения Фонда являются:
страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
поступления от органов Фонда в порядке перераспределения средств;
прочие доходы (суммы, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда).
Сумма начисленных страховых взносов составила в 2003 году - 61065,1 тыс. руб., в 2004 году – 74446,7 тыс. руб., в 2005 году – 88214,1 тыс. рублей. Средства отделения Фонда направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом и сметой отделения Фонда, в том числе на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособия на погребение; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
выплату единовременных и ежемесячных пособий по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, имеющих на это право, другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
на оплату родовых сертификатов,
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования в регионе (отрасли) в размере, определяемом Фондом и др.
По отчетным данным отделения задолженности Федерального бюджета по состоянию на 1 января 2006