Социальная работа
сооружений.Кредиторская задолженность по отрасли «Социальная политика» по состоянию на 1.01. 2004 года составляет 442 тыс. рублей. Задолженность по коммунальным услугам составляет 429 тыс. рублей, из них: задолженность за отопление 122 тыс. рублей, за электроэнергию-62 тыс. рублей, за воду и канализацию-237 тыс. рублей.
Исполнение бюджета по доходам в 2004 году осуществлялось в условиях вступления в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений к нему, что повлекло за собой некоторое уменьшение по сравнению с прошлым годом уровня поступления доходов в бюджет муниципального образования. Бюджет муниципального образования «Новоторъяльский район» на 2004 год был утвержден Сессией Районного Собрания 26 января 2005 года по доходам в сумме 112202 тыс. рублей, в том числе по собственным – 11967 тыс. рублей. В течение года, по мере сверхпланового поступления доходных источников в годовое бюджетное назначение вносились уточнения в сторону их увеличения. По сравнению с первоначальным планом объем доходов увеличился на 13972 тыс. рублей, в том числе по собственным доходам - на 1452 тыс. рублей. За отчетный период в бюджет муниципального образования «Новоторъяльский район» поступило собственных доходов в сумме 12001 тыс. рублей, что составляет 100,3 процентов к уточненному годовому назначению. Это на 34 тыс. рублей больше планового задания, но на 89 тыс. рублей меньше уровня прошлого года.
Всего в бюджет района по всем доходным источникам поступило 112040 тыс. рублей, что составляет 99,9% к уточненному годовому назначению.
В бюджет района за 2004 поступило налоговых доходов 10714 тыс. рублей, неналоговых – 1287 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снизился на 0,7%. В структуре доходов налоговые доходы составили 9,6%, неналоговые доходы – 1,1%, финансовая помощь из республиканского бюджета – 89,3%.
Изменения в налоговом законодательстве и нормативов отчислений по уровням бюджетов последних лет привели к тому, что из года в год сокращается доля собственных доходов в объеме бюджета, изменяется их структура. В 2000 году доля собственных доходов составляла 22,5%, в 2002 г. – 15,0%, в 2003 г. – 12,6%, в 2004г. -10,7%.
Общая сумма финансовой помощи, полученная из республиканского бюджета за 2004 год, составила 100039 тыс. рублей или 99,8% к годовому плановому назначению. Исполнение бюджета муниципального образования по расходной части за 2004 год составляет 113993 тыс. рублей, при уточненных бюджетных ассигнованиях 113244 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на выплату заработной платы с начислениями – 57885 тыс. рублей или 51,1%. По состоянию на 1 января 2005 года остаток невыплаченной заработной платы с начислениями за декабрь месяц составляет 5103 тыс. рублей.
На функционирование учреждений и мероприятий муниципального образования по отрасли «Социальная политика» на 2004 год планировались расходы в сумме 7001 тыс. рублей. В процессе исполнения бюджета были произведены уточнения, вследствие чего уточненный бюджет составил 7001 тыс. рублей. Финансирование затрат по данному разделу произведено на сумму 6854 тыс. рублей или 97,9% к уточненному плану.
Финансирование учреждений социального обеспечения за 2004 год произведено в сумме 2908 тыс. рублей. В течение отчетного года функционировали Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и два дома - интерната для престарелых и инвалидов (Новоторъяльский и Пектубаевский Дома Ветеранов).
На финансирование Территориального центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов направлено средств, в сумме 1533 тыс. рублей. Из них на выплату заработной платы с начислениями на нее 1168 тыс. рублей или 76,2% к общей сумме затрат. На оплату коммунальных услуг направлено 51 тыс. рублей или 3,3%.
Финансирование домов интернатов для престарелых за 2004 год составило 950 тыс. рублей. Из них на заработную плату направлено средств, в сумме 424 тыс. рублей или 44,6% все затрат, на оплату расходов на коммунальные услуги –51 тыс. рублей или 5,4% всех затрат. Кроме того, за отчетный год направлено средств, в сумме 14 тыс. рублей на оплату текущего ремонта зданий и сооружений.
Кредиторская задолженность по отрасли «Социальная политика» по состоянию на 01.01. 2005 года составляет 1408 тыс. рублей. Задолженность по коммунальным услугам составляет 485 тыс. рублей, из них: задолженность за отопление 122 тыс. рублей, за электроэнергию – 62 тыс. рублей, за воду и канализацию – 237 тыс. рублей
Бюджет муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» на 2005 год утвержден Решением сессии Районного Собрания 29 декабря 2004 года по расходам в сумме 104424 тыс. рублей, по доходам в сумме 103506 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 918 тыс. рублей.
На основании Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл» «О Республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2005 год» № от 2005 г. муниципальному образованию «Новоторъяльский район» внесены следующие изменения в выделении финансовой помощи из республиканского бюджета, в том числе увеличена субвенция на предоставление субсидий населению по оплате ЖКУ, в сумме 600 тыс. рублей.
Таким образом, бюджетное назначение по доходам на 2005 г. с учетом поправок составит 110717,1 тыс. рублей.
По состоянию на 1 октября 2005 года общая сумма, поступившая в бюджет муниципального образования «Новоторъяльский район» составила 81300 тыс. рублей, что составляет 90,6 процента к плану 9 месяцев и 73,4 процента к годовому назначению.
На содержание учреждений социальной сферы направлено 58290 тыс. рублей, что составило 74% расходов бюджета муниципального образования.
В приоритетном порядке осуществлялось финансирование текущих выплат по заработной плате работников бюджетной сферы. Расходы на эти цели составили в муниципальном бюджете 46109 тыс. рублей (с начислениями) или 58,5% всех расходов. На оплату коммунальных услуг из бюджета направлено 7983 тыс. рублей. В общей сумме затрат они занимают 10%.
По отрасли «Социальная политика» расходы составили 3176 тыс. рублей или 4% всех затрат, из них на оплату труда израсходовано 2019 тыс. рублей, на оплату коммунальных услуг - 247 тыс. рублей, на реализацию ФЗ (дети-сироты, погребение) – 497 тыс. рублей. На 1 октября 2005 г. расходы по данной отрасли профинансированы на 68,2% к годовым кредитам и на 97,2% к плану 9 месяцев. Кредиторская задолженность по отрасли на отчетный период т. г. составила 307 тыс. рублей или уменьшилась по сравнению с началом года на 42 тыс. рублей (на начало года –349 тыс. рублей).
Таблица 17
Анализ исполнения бюджета МО «Новоторъяльский район» за 2003 – 2005 г.г.
Показатель | 2003 год |
2004 год |
Изменения (+,-) 2004/2003 г |
2005 год |
Изменения (+,-) 2005/2004 г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Утвержденная сумма доходов, всего | 82616,0 | 112202,0 | + 29586,0 | 110717,10 | -1485,0 |
В т. ч. собственных утверждено | 11629,0 | 11967,0 | +338,0 | 12270,0 | +303,0 |
Фактическое поступление доходов, всего | 96179,0 | 112040,0 | +15861,0 | 81300,0 | |
В т. ч. собственных доходов | 12090,0 | 12001,0 | +81,0 | 8258,0 | |
Налоговые доходы | 10692,0 | 10714,0 | + 22,0 | 6901,0 | |
Неналоговые доходы | 1398,0 | 1287,0 | -111,0 | 1357,0 | |
Финансовая помощь из республиканского бюджета | 5270,0 | 100039,0 | +94769,0 | 73042,0 | |
Утвержденная сумма расходов, всего | 85538,0 | 113993,0 | +28445 | 104424,0 | -9569,0 |
Фактические расходы | 97109,0 | 113244,0 | +16135,0 | 78825,0 | |
Расходы на заработную плату | 48278,0 | 57885,0 | +9607,0 | 46109,0 | |
Расходы на коммунальные услуги | 9913,0 | 17723,0 | +7810,0 | 7983,0 | |
Кредиторская задолженность | 20811,0 | 22510,0 | +1699,0 | 307,0 | |
Финансирование отрасли «Социальная политика», план |
6502,0 |
7001,0 |
+499,0 | 3176,0 |
|
Фактическое финансирование | 5954,0 | 6854,0 | +900,0 | 3176,0 | |
Финансирование учреждений социального обеспечения | 2157,0 | 2908,0 | +751,0 | 3176,0 | |
Кредиторская задолженность по отрасли «Социальная политика» | 442,0 |
1408,0 |
+966,0 |
349,0 |
Разница между утвержденными суммами доходов и расходов в 2003 году составляет 2922,0 тыс. рублей (дефицит), а фактическое поступление доходов и расходов составляет 930,0 тыс. рублей (дефицит).
В 2004 году наблюдается та же тенденция (дефицит) утвержденных сумм составляет 1791,0 тыс. рублей, а фактическое исполнение 1204,0 тыс. рублей.
Утвержденные суммы доходов за год растут, а потом снижаются, а именно доходы за 2004 и 2005 г. г. на 1485,0 тыс. рублей. Собственные доходы, которые утверждены на 2005 год имеют тенденцию к увеличению.
Рис.6. Доходы и расходы бюджета
На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что по исполнению бюджета МО «Новоторъяльский район» по основным показателям (доходам и расходам) все таки идет уменьшение как утвержденных так и фактических лимитов, что приводит к увеличению кредиторской задолженности. Которая очень не желательна, ведь за этими цифрами стоит фактическое предоставление льгот и расходы на заработную плату, а значит материальное положение и благополучие людей, которые непосредственно живут и работают в нашем районе.
III. Направление развития финансирования социального обеспечения в России
3.1. Государственное регулирование в системе социальной защиты населения
Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.
Проблема финансирования социального обеспечения и его правового регулирования в нашей стране стоит достаточно остро, и её необходимо решать как можно быстрее. Для этого целесообразно воспользоваться зарубежным опытом, который проверен на практике на протяжении многих лет. В данном случае целесообразно рассмотреть опыт Европы, где уровень социального обеспечения самый высокий в мире.
Драматические перемены в экономической и социальной сфере, потрясшие Россию, наряду с переходом к рыночной экономике привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни.
В девяностые годы была сделана ставка на переход к либеральной модели организации системы социальной защиты, характеризующейся высокой селективностью и направленностью не на средний класс, а на бедных. Была введена система выплат пособий по безработице, разработана программа предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от уровня доходов получателей, чтобы компенсировать малоимущим гражданам рост квартплаты, а ответственность за предоставление большинства социальных пособий была возложена на региональные и местные органы власти. Помимо этого, в девяностые годы были приняты нормативные акты Минтруда России по определению уровня бедности, а также о методике расчета потребительской корзины.
Осуществляющиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных». Они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. Многие предложения по проведению реформ основывались на необходимость перехода к адресной социальной помощи и повышения качества социальных услуг.
Наряду с положительными сторонами Федерального Закона № 122 – ФЗ от 22.08.04 г. можно выделить ряд недостатков.
Не отработан новый механизм выдачи рецептов льготным категориям граждан;
Перечень лекарственных средств не всегда удовлетворяет больных;
Если до 1 января 2005 года инвалиды войны пользовались услугами ЖКХ с 50% скидкой на всю семью, то в настоящее время только с социальной нормы;
Бесплатный проезд на общественном транспорте не заменят денежные выплаты в размере 120,0 рублей;
Функции по установлению и выплате ЕДВ как федеральным, так и региональным льготникам должна производится одним органом в целях устранения переплаты и экономии денежных средств.
Таким образом, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и Федеральными Законами вопросов местного значения.
Данный закон направлен на изменение механизма финансирования льгот. То есть фактически будет осуществлена трансформация зачастую условных льгот в финансовые обязательства, или непосредственно в «живые деньги». И функции по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и органы социальной защиты населения и труда.
Одной из причин снижения суммы финансирования социального обеспечения является снижение ставки ЕСН (единого социального налога) с 35,6% до 26%.
ЕСН, как известно, формирует фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Высвечивание из тени, легализация новых фондов оплаты частично компенсируют потери этих трех фондов, хотя это произойдет не в первый, а на второй, третий год. Но одновременно за счет сокращения расходов по другим направлениям Правительство дал в 2005 году Пенсионному фонду 167 млрд. руб., фонду ОМС – 16 млрд.
Раньше предприятие выплачивало работникам средства по больничному, на лечение и т.д., а потом остаток средств перечисляло в фонд соцстраха. Теперь министерство финансов предлагает, чтобы предприятие за счет уменьшения ЕСН часть оплаты по больничным направило в первые три дня, таким образом, предприятие само становится контролером того, реально ли болеет человек, сколько должно выплачиваться и т.д. В результате дисциплина и уплата этого налога и выплаты по больничным на порядок возрастают.
Многие оппоненты снижения ЕСН считают, что оказалось абсолютно непродуманным решение о снижении единого социального налога, потому что он собирается сейчас все равно в очень небольших объемах. И надежда правительства на легализацию заработных плат, увеличение поступлений, абсолютно не оправдалась.
Снижение ЕСН повлекло за собой: а) уничтожение накопительных пенсий для людей среднего возраста; б) оплату первых больничных дней теперь работодателями, то есть проблемы для людей работоспособного возраста; в) проблемы в системе здравоохранения, где впервые с 1998 года пошли задержки по заработной плате - прямое следствие решений по снижению ЕСН.
Вся проблема заключается в том, что есть отличие между налогом и страховым взносом. Когда заменили страховые взносы, в том числе и в Пенсионный фонд, единым социальным налогом - вот это была крупнейшая идеологическая, на самом деле, ошибка. И, действительно, с точки зрения бизнеса, ЕСН надо снижать и снижать налоговое бремя. Но сделав ЕСН вместо страховых взносов, мы автоматически получили зависимость Пенсионного фонда от бюджета, мы потеряли его страховую природу.
Анализ показал, что недобор в 2005 году по ЕСН больше, чем предполагалось еще в 2004 году. Главная причина этого дефицита связана с той же самой монетизацией. Как только начались социальные волнения, пошли внеочередные индексации, которые пошли из Пенсионного фонда. Вот эта индексация, прибавка в 240 рублей к базовой части пенсии стоила 100 миллиардов, и это не последняя прибавка, которая будет идти внеочередным образом.
По итогам социально-экономического развития за последние четыре года Республика Марий Эл входит в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Реализуемая в республике государственная политика направлена на создание условий для эффективного ведения бизнеса, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
На состояние социально-экономического положения республики и увеличение инвестиционной активности влияют три основные составляющие:
1) привлечение и рациональное использование средств федерального бюджета по федеральным целевым программам;
2) эффективное использование средств консолидированного бюджета республики, в том числе направляемых на выполнение республиканских целевых программ;
3) активная деятельность по улучшению инвестиционного климата в республике с целью вовлечения в инвестиционные процессы средств кредитных учреждений и собственных средств предприятий.
Республиканский бюджет Республики Марий Эл на 2006 год, принятый Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 ноября 2005 года и подписанный Президентом Республики Марий Эл Л. Маркеловым 1 декабря 2005 года, в целом социально ориентирован.
На ХVII сессии Государственного Собрания депутаты увеличили расходную часть бюджета Республики Марий Эл на 2006 год. Сделать это позволило поступление дополнительных доходов.
Средства решено направить на повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обязательное медицинское страхование неработающих, реализацию приоритетных национальных проектов, инвестиционных программ, на выплату субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг и другие социальные нужды. Кроме того, депутаты внесли изменения в республиканский закон о местном самоуправлении в части, касающейся вопросов охраны труда и социального партнерства, а также включили подраздел "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" в республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".
Реализация республиканских целевых программ является неотъемлемой частью эффективного социального развития региона.
Перечень республиканских целевых социальных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год представлен в табл.18.
Таблица 18
Перечень республиканских целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год
Наименование программы |
Сумма (тыс. рублей) |
"Вакцинопрофилактика" | 1500 |
"Сахарный диабет" | 5123 |
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Марий Эл на 2000 - 2010 годы" | 400 |
"Здоровый ребенок" на 2005 - 2006 годы | 2000 |
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Марий Эл на 2005 - 2009 годы" | 16500 |
"О совершенствовании службы скорой медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2003 - 2007 годы" | 3000 |
"Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" | 2500 |
"Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" | 500 |
Целевая республиканская программа социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003-2008 годы (программа "Столица") | 107500 |
"Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004 - 2008)" | 2760 |
"Культура села (на 2006-2010 годы)" | 1200 |
"Дети-инвалиды" на 2003-2006 годы | 1849 |
"Медицинские кадры" на 2003-2007 годы | 3546 |
"Онкология" | 4400 |
Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2004-2006 годы | 2500 |
"Жилье для молодой семьи на 2004-2010 годы" | 2000 |
"Безопасность образовательного учреждения" | 1073 |
"Культурное наследие Республики Марий Эл на 2004-2008 годы" | 4048 |
"Обеспечение населения Республики Марий Эл доброкачественной питьевой водой на 2005-2010 годы" | 2600 |
"Социальное развитие села до 2010 года" | 5700 |
Итого | 170699 |
За последние 4 года в республике значительно выросли объемы средств, выделенных по федеральным целевым программам. Если в 2001 году профинансировано из федерального бюджета 513 млн. рублей, в 2002 году – 647 млн. рублей, в 2003 году – 813 млн. рублей, в 2004 году – уже 1400 млн. рублей.
В 2005 году республика принимает участие в 36 федеральных целевых программах. За 2005 год на финансирование федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета направлено 796 млн. рублей. Участвуя в федеральных целевых программах, Республика Марий Эл имеет возможность направлять средства на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, приобретение оборудования, спецтехники, медикаментов, компьютерной техники.
При поддержке Правительства Российской Федерации республика активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по Федеральной адресной инвестиционной программе. Всего за 2001-2005 годы на развитие экономики и социальной сферы по данной программе привлечено 232 млн. рублей средств федерального бюджета. На 2006 год предусмотрено 173,2 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2005 году.
За счет средств федерального бюджета по названной программе построены: поликлиника на 1000 посещений в смену в г. Йошкар-Оле, инфекционное отделение ЦРБ в п. Мари-Турек на 25 коек, реконструированы два корпуса Республиканской психоневрологической больницы в селе Семеновка.
В 2006 году планируется обеспечить вводы: участка тепловых магистралей М-7, который позволит разгрузить существующий основной тепловывод с ТЭЦ-2 и улучшить режим работы систем теплопотребления в г. Йошкар-Оле; пускового комплекса систем теплоснабжения населенных пунктов республики; завершить реконструкцию детского сада под муниципальное учреждение «Гимназия имени Сергия Радонежского» на 250 ученических мест в г. Йошкар-Оле.
В 2006 году за счет средств федерального бюджета продолжится строительство противотуберкулезного диспансера, гериатрического центра на базе республиканской больницы ветеранов войн, участковой больницы в с. Еласы Горномарийского района, I очередь учебного блока школы на 360 мест в д. Шоруньжа Моркинского района, Савинского детского дома-интерната, пускового комплекса завода по производству детского питания на плодоовощной и ягодной основе в г. Йошкар-Оле, завода по производству торфобрикетов в пос. Параньга.
Одним из приоритетных направлений в области социальной политики Республики Марий Эл является проведение активной социальной политики, направленной на поддержку наиболее бедных и особо нуждающихся слоев населения: неработающих пенсионеров, инвалидов и других нетрудоспособных граждан, малообеспеченных семей с детьми, одиноких престарелых граждан.
Основными задачами, стоящими перед органами социальной защиты являются:
оказание адресной помощи малоимущим гражданам;
сохранение и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты;
реализация льгот и преимуществ отдельным категориям граждан, нуждающихся в защите государства.
В городскую систему социальной защиты входят муниципальные учреждения: «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Территориальный центр помощи семье и детям», «Дом ночного пребывания», «Кризисный центр помощи женщинам», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (с дефектами умственного и физического развития».
Силами «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» ежегодно обслуживаются около 3000 одиноких престарелых, столько же социальных пенсионеров, свыше 7000 тыс. неработающих инвалидов, более 500 малообеспеченных.
«Территориальный центр помощи семье и детям» оказывает адресную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, детям-инвалидам, неработающим родителям, и др. категориям малообеспеченных граждан.
Из года в год растет популярность «Дома ночного пребывания». Число обслуженных лиц без определенного места жительства со 110 человек в 2001 г. возросло до 119 человек в 2005 г. Стоимость одного человеко-дня с 12740 руб. в 2001 г. возросла до 25642 руб. в 2005 г.
В 2002 г. в Йошкар-Оле открыто еще одно муниципальное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр помощи женщинам». Основное направление в работе этого учреждения – оказание социально-экономической, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-правовой помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения.
Таблица 19
Число граждан, обслуженных центрами социальной помощи
города Йошкар-Олы
№ | Категория малообеспеченных | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Кол-во получат. | Сумма в руб. | Кол-во получат. | Сумма в руб. | Кол-во получат. | Сумма в руб. | ||
1 | Одинокие престарелые | 2732 | 136217 | 2802 | 91243 | 2954 | 166504 |
2 | Неработающие инвалиды 1, 2, 3 группы | 7114 | 455778 | 6326 | 489571 | 7395 | 620371 |
3 | Социальные пенсионеры | 3270 | 185182 | 3375 | 161861 | 2997 | 201253 |
4 | БОМЖи | 329 | 28112 | 421 | 30181 | - | 323457 |
5 | Малообеспеченные | 12233 | 484505 | 11525 | 576656 | 14296 | 1094830,9 |
6 | Инвалиды ВОВ | - | - | 1698 | 169800 | 196 | 153150 |
7 | Социальная помощь на дому: | ||||||
- число обслуживаемых лиц, в т. ч. частном секторе | 593/66 | 712784 | 664/103 | 1155252 | 594/74 | 1986311 | |
8 | Отделение дневного пребывания «Ветеран» | 554 | 172580 | 555 | 167668 | 574 | 172586 |
Итого: | 26825 | 2175158 | 27366 | 2842232 | 29006 | 4718462,9 |
За 2003-2005 гг. на исполнение федеральных законов по реализации льгот различным категориям граждан было направлено 171,37 млн. руб. средств из федерального бюджета.
На исполнение Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» за этот период времени направлено 109,9 млн. руб. К июлю 2003 г. погашена задолженность по ежемесячному детскому пособию. Единовременное пособие по рождению ребенка возросло с 1500 руб. в 2001 году до 4500 руб. в 2003 году.
Далее проанализируем основные целевые республиканские программы, реализуемые в Республике Марий Эл и направленные на социальное развитие региона.
Республиканская целевая программа «Медицинские кадры» на 2003-2007 годы утверждена постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2003 года № 11.
Программа разработана в целях улучшения обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения республики, своевременной подготовки и переподготовки медицинских кадров и их рационального использования. Программой предусмотрена система целевой подготовки медицинских кадров для республики и вопросы социальной поддержки медицинских работников.
Министерством здравоохранения заключены договоры с пятью медицинскими ВУЗами Приволжского федерального округа о выделении целевых мест для подготовки кадров для Республики Марий Эл.
Организован целевой набор выпускников общеобразовательных школ республики в медицинские ВУЗы, создана сеть специализированных классов с углубленным изучением предметов медицинского профиля при Республиканском центре образования № 18, при Звениговской школе № 3, политехническом лицее г. Йошкар-Олы, общеобразовательных школах №№ 8, 30, 4 МО «Город Йошкар-Ола», с 2003 года – в лицее пос. Ургакш Советского района.
Для организации довузовской подготовки ежегодно проводятся очные и заочные подготовительные курсы для желающих поступать в медицинские ВУЗы и ГОУСПО «Йошкар-Олинский медицинский колледж».
Со всеми поступившими в медицинские ВУЗы заключены договора о целевой подготовке и направлении на работу.
В целях организации оперативной работы с ректоратами медицинских ВУЗов, в которых имеются целевые места для Республики Марий Эл, Минздравом закреплены кураторы из числа наиболее авторитетных руководителей учреждений здравоохранения.
В 2004 г. открыты ГУ РМЭ «Республиканская клиническая больница» Казанского ГМУ на базе Республиканской больницы и ГУ РМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн» на базе Республиканской больницы ветеранов войн.
Кураторы Минздрава выезжали в медицинские ВУЗы Ижевска, Казани, Кирова, Нижнего Новгорода и Самары для контроля за ходом подготовки студентов, состоялись встречи с администрациями ВУЗов и студентами из Республики Марий Эл.
Проводится день открытых дверей медицинских ВУЗов Казани, Нижнего Новгорода, Ижевска, Кирова и Самары, на котором перед абитуриентами Республики Марий Эл выступили представители ВУЗов с информацией об учебных заведениях, условиях проведения вступительных экзаменов, обучения и проживания. Прошел республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства «Лучшая операционная сестра 2005 г. ».
Благодаря проведенным мероприятиям укрепились связи Минздрава РМЭ с медицинскими вузам и студентами-целевиками, повысилось качество подготовки врачей-интернов в интернатуре.
Увеличилась доля проученных медицинских работников к общему количеству медработников – 30% (что выше на 13% по сравнению с 2002 годом), возврат выпускников медицинских ВУЗов, обучавшихся на целевых местах – 63% (на уровне 2003 года).
В настоящее время разработана и утверждена на Сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл новая целевая программа «Медицинские кадры» на 2006-2010 гг.
Республиканская целевая программа «Здоровый ребенок» на 2005-2006 годы утверждена Законом Республики Марий Эл от 5 марта 2005 года № 7-З.
В предыдущие годы реализовывалась программа «Здоровый ребенок» на 2003-2004 годы. Мероприятия программы направлены на создание условий для охраны здоровья матери, рождение здоровых детей, снижение материнской и младенческой смертности.
Средства по финансированию данной программы были направлены на приобретение медицинского оборудования для оснащения родильных и детских отделений. Это позволило улучшить интенсивную терапию детей с респираторным дистресс-синдромом, гемолитической болезнью, процесс выхаживания новорожденных с тяжелой патологией.
Проводимая в рамках Программы витаминизация беременных позволила снизить количество анемий к родам, токсикозов, количество анемий у детей первого года жизни. За счет федерального бюджета были получены витамины, диагностические наборы для проведения неонатального скрининга на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, продукты питания, не содержащие финилаланин, лекарственные препараты для детей, реактивы для медико-генетической консультации, медицинские оборудование, методический материал.
За счет средств Федерального фонда ОМС за последние 2 года приобретены: 2 УЗ-аппарата, 2 аппарата ИВЛ, 3 операционных стола, 15 инкубаторов для новорожденных, 37 шприцевых дозаторов, 4 набора для первичной реанимации и др.
В результате проведенных мероприятий программы показатель ранней неонатальной смертности остается низким, снизились показатели перинатальной смертности. Показатель материнской смертности (51,8 на 100 тыс. родившихся живыми) по сравнению с 2003 годом (132,6 на 100 тыс. родившихся живыми) снизился в 2,5 раза.
Показатель материнской смертности (51,8 на 100 тыс. родившихся живыми) по сравнению с 2003 годом (132,6 на 100 тыс. родившихся живыми) снизился в 2,5 раза. Показатель экстрагенитальной патологии (у беременных женщин - 1554,5 на 1000 беременных женщин, к родам - 766,4 на 1000 родивших женщин к родам) снизился в 2 раза (в 2003 году – в 1,5 раза). Показатель анемии (у беременных женщин – 543 на 1000 беременных женщин,