Учет труда и заработной платы (на материалах ООО "Алтайпрофиль" г. Барнаул)

качестве и свойствах товара, предоставит всю необходимую информацию. Что касается цен на товары, то при выборе стратегии ценообразования фирма «Алтайпрофиль» ориентируется на решение следующих двух задач:

1). Завоевание лидерства по показателям доли рынка;

2). Завоевание лидерства по показателям качества товара.

При установлении цены, «Алтайпрофиль» основывается на определении оптимального уровня цены, исходя из себестоимости продукции, цен конкурентов и товаров-заменителей, а также из уникальных достоинств товара.

Фирма ООО «Алтайпрофиль» в 2002 году занимала четвертое место в г. Барнауле по реализации продукции, в 2003 году – третье, приблизивших к своим основным конкурентам - ЗАО «БФК» и ООО «БК - Стиль». По сравнению с 2002 годом фирма ООО «Алтайпрофиль» в 2003 году увеличила объем реализации своей продукции почти в 2 раза и перешла с четвертого места в 2002 года на третье, вплотную приблизившись к своим конкурентам.

Общество ведет бухгалтерский и статистический учет в установленном законодательством порядке и несет ответственность за его достоверность.


2.2 Организация бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии ООО «Алтайпрофль»


В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению учет расчетов с работниками организации ООО «Алтайпрофиль» по оплате труда осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

По кредиту счета 70 отражаются суммы: причитающейся работникам организации оплаты труда - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников; оплаты труда, начисленной за счет резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, - в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов"; начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

По дебету счета 70 отражаются: суммы оплаты труда, премий, пособий, выплаченных из кассы либо с расчетного счета организации; суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и т.д. Не выплаченные в установленный срок начисленные суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по депонированным суммам".

Пример.

В январе 2008 г. работникам организации начислена оплата труда в размере 150 000 руб. Работникам основного производства - 80 000 руб.; администрации организации – 70 000 руб. Количество работающих - 7 человек. Из них Абакумов О.Е., Васильев И.А., Петухова И.Н., Шестаков Г.В. – рабочие производственного цеха, Майоров Д.О. – начальник цеха, Кузнецов А.А. - руководитель организации, Тимошенко Д.А. - бухгалтер.

Оплата труда работников составляет: Абакумов О.Е. – 15 000 руб.; Васильев И.А. – 15 000 руб.; Кузнецов А.А. – 40 000 руб.; Майоров Д.О. – 20 000 руб.; Петухова И.Н. – 15 000 руб.; Тимошенко Д.А. – 30 000 руб.; Шестаков Г.В. – 15 000 руб.

Работники организации имеют детей: Абакумов О.Е. - одного ребенка; Петухова И.Н. - двоих детей; Майоров Д.О. - одного ребенка; Кузнецов А.А. - одного ребенка.

По решению суда Шестаков Г.В. ежемесячно уплачивает алименты в размере 900 руб.

На основании распоряжения руководителя с доходов Васильева И.А. производятся ежемесячные удержания за причиненный организации материальный ущерб в размере 300 руб.

В январе с Тимошенко Д.А. удержана своевременно не возвращенная сумма, выданная под отчет, в размере 460 руб.

Оплата труда работникам организации производится: вариант 1 - из кассы организации; вариант 2 - 30% путем зачисления на личный счет работника, 70% наличными из кассы.

Применительно к данному примеру синтетический и аналитический учет ведется следующим образом.

Аналитический учет.

1. В таблице 2.1 - начисляется оплата труда по направлениям затрат:


Таблица 2.1

Фамилия, имя,

отчество

работника

Направление затрат (руб.)

основное

производство

общепроизводственные расходы

общехозяйственные

расходы

Абакумов О.Е. 15 000,00 - -
Васильев И.А. 15 000,00 - -
Кузнецов А.А. - - 40 000,00
Майоров Д.О. - 20 000,00 -
Петухова И.Н. 15 000,00 - -
Тимошенко Д.А. - - 30 000,00
Шестаков Г.В. 15 000,00 - -
ИТОГО 60 000,00 20 000,00 70 000,00

2. В таблице 2.2 - начисляется единый социальный налог


Таблица 2.2

Направление затрат ФБ(20%) ФСС (2,9%) ФОМС (3,2%)



ФФОМС

(1,1%)

ТФОМС

(2%)

Основное производство 12 000,00 1 740,00 660,00 1 200,00
Общепроизводственные расходы 4 000,00 580,00 220,00 400,00
Общехозяйственные расходы 14 000,00 2 030,00 770,00 1 400,00
ИТОГО 30 000,00 4 350,00 1 650,00 3 000,00

3. В таблице 2.3 - производятся удержания с доходов работников:


Таблица 2.3

Фамилия, имя,

отчество

работника

Удержано, руб.

налог на доходы

физических лиц

алименты

за материальный

ущерб

невозвращенные

подотчетные

суммы

Абакумов О.Е. 1 768,00 - - -
Васильев И.А. 1 898,00 - 300,00 -
Кузнецов А.А. 5 018,00 - - -
Майоров Д.О. 2 418,00 - - -
Петухова И.Н. 1 638,00 - - -
Тимошенко Д.А. 3 848,00 - - 460,00
Шестаков Г.В. 1 898,00 900,00 - -
ИТОГО 18 486,00 900,00 300,00 460,00

Налог на доходы физических лиц рассчитывается следующим образом:


Абакумов О.Е. – 1 768 руб. [(15 000 руб. - 400 руб. - 1 000 руб.) x 13%];

Васильев И.А. – 1 898 руб. [(15 000 руб. - 400 руб.) x 13%];

Кузнецов А.А. – 5 018 руб. [(40 000 руб. - 400 руб. - 1 000 руб.) x 13%];

Майоров Д.О. – 2 418 руб. [(20 000 руб. - 400 руб. - 1 000 руб.) x 13%];

Петухова И.Н. – 1 638 руб. [(15 000 руб. - 400 руб. - 2 000 руб.) x 13%];

Тимошенко Д.А. – 3 848 руб. [(30 000 руб. - 400 руб.) x 13%];

Шестаков Г.В. – 1 898 руб. [(15 000 руб. - 400 руб.) x 13%].


4. Таблице 2.4 - составляется расчетная ведомость за январь 2008 г.:


Таблица 2.4

Фамилия,

имя,

отчество

работника

Начислено, руб. Удержано, руб. К выдаче, руб.


налог на

доходы

физических лиц

алименты

за материальный

ущерб

невозвращенные

подотчетные

суммы

всего
1 2 3 4 5 6 7 8

Абакумов

О.Е.

15 000,00 1 768,00


1 768,00 13 232,00

Васильев

И.А.

15 000,00 1 898,00
300,00
2 198,00 12 802,00

Кузнецов

А.А.

40 000,00 5 018,00


5 018,00 34 982,00

Майоров

Д.О.

20 000,00 2 418,00


2 418,00 17 582,00

Петухова

И.Н.

15 000,00 1 638,00


1 638,00 13 362,00
Тимошенко Д.А. 30 000,00 3 848,00

460,00 4 308,00 25 692,00
Шестаков Г.В. 15 000,00 1 898,00 900,00

2 798,00 12 202,00
ИТОГО 150 000,00 18 486,00 900,00 300,00 460,00 20 146,00 129 854,00

В таблице 2.5 - выплачивается оплата труда:


Таблица 2.5

Фамилия, имя,

отчество работника

Вариант 1, руб. Вариант 2, руб.


из кассы на личный счет
Абакумов О.Е. 13 232,00 9262,4 3969,6
Васильев И.А. 12 802,00 8961,4 3840,6
Кузнецов А.А. 34 982,00 24487,4 10494,6
Майоров Д.О. 17 582,00 12307,4 5274,6
Петухова И.Н. 13 362,00 9353,4 4008,6
Тимошенко Д.А. 25 692,00 17984,4 7707,6
Шестаков Г.В. 12 202,00 8541,4 3660,6
ИТОГО 129 854,00 90 897,8 38 956,2

Таблица 2.6

Отражение операций по оплате труда на счетах синтетического учета

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов


дебет кредит
1 2 3 4

Начислена оплата труда:

работникам основного производства

общепроизводственному персоналу

администрации организации

60 000

20 000

70 000

20

25

26

70

70

70

Начислен единый социальный налог с заработной платы:

работников основного производства

общепроизводственного персонала

администрации организации

15 600

5 200

18 200

20

25

26

69-1/2/3

69-1/2/3

69-1/2/3

Перечислен единый социальный налог 39 000 69-1/2/3 51

Удержано из оплаты труда:

налог на доходы физических лиц

по исполнительным документам

за причиненный материальный ущерб

невозвращенные подотчетные суммы

18 486

900

300

460

70

70

70

70

68

76-5

73-2

94

Перечислено:

налог на доходы физических лиц

получателю алиментов

18 486

900

68

76-5

51

51

Выдана заработная плата:

вариант 1

вариант 2:

наличными

зачислено на лицевой счет работника

129 854


90 897,8

38 956,2

70


70

70

50


50

51


Для учета депонированных денежных средств предусмотрен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам». Депонированные суммы отражаются по дебету субсчета 76-4 в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Кредитовый остаток по данному счету указывает на наличие задолженности организации работнику по депоненту.

Пример.

В январе 2009 г. сумма оплаты труда за декабрь 2008 г., подлежащая выдаче работникам организации, составила 180 000 руб. Оплата труда выплачивается 10-го числа следующего месяца. Наличные на получение денежных средств получены кассиром организации 11 января. Таким образом, оплата труда выплачивалась с 11 по 13 января. До 14 января фактически было выплачено 140 000 руб. Сумма депонированной оплаты труда, составившая 40000 руб., 14 января должна быть сдана в банк для зачисления на расчетный счет.

Указанные в примере операции на счетах бухгалтерского учета отражаются следующим образом (таблица 2.8):

Таблица 2.8

Содержание хозяйственной

операции

Сумма,

руб.

Корреспонденция счетов


дебет кредит
Получены наличные на оплату труда 180 000 50 51
Выдана оплата труда 140 000 70 50
Депонированы денежные суммы 40 000 70 76-4
Сдача в банк депонированных сумм 40 000 51 50

Депонированная сумма на оплату труда отражается в бухгалтерском учете до истечения срока исковой давности, составляющего три года. В течение данного срока работники, не получившие денег, имеют право потребовать их выплату. В этом случае выдача депонированной суммы осуществляется по расходному кассовому ордеру. Если же депонент будет выдаваться группе лиц, следует составить платежную ведомость с указанием "Выдача депонента" и на ее основании произвести расчет (дебет субсчета 76-4, кредит счета 50). Если депонированные суммы получает не работник, а его доверенное лицо, то кассиру следует запросить у него доверенность на получение депонента. По желанию работника депонированная сумма может быть перечислена на его личный счет (дебет субсчета 76-4, кредит счета 51).

По истечении указанного срока (три года) сумма невостребованной депонированной суммы подлежит зачислению в состав прибыли предприятия как внереализационные доходы и налогообложению в общеустановленном порядке.


Таблица 2.9

Содержание хозяйственной

операции

Сумма, руб. Корреспонденция счетов


Дебет кредит

Выдана депонированная сумма:

наличными

путем перечисления на личный счет работника

40 000

40 000

76-4

76-4

50

51

По истечении срока исковой давности списана сумма депонента 40 000 76-4 91-1

Для учета расчетов с физическими лицами по алиментным обязательствам предназначен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому рекомендуется открывать отдельный субсчет 76-5 "Удержания по алиментным обязательствам". По кредиту субсчета 76-5 отражаются суммы алиментных обязательств, подлежащие удержанию с плательщика алиментов, в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По дебету субсчета 76-5 в корреспонденции со счетами учета денежных средств отражаются суммы, выданные взыскателю алиментов.

Пример.

Начисленная оплата труда работника за месяц составила 12 000 руб. Согласно решению суда на содержание ребенка с дохода работника следует удерживать алименты в размере 25% заработка. Взысканные суммы выданы получателю. На счетах бухгалтерского учета данные операции будут отражены следующим образом (таблица 2.10):


Таблица 2.10

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов


дебет кредит
Начислена оплата труда за месяц 12 000 20,25,26 70
Удержан НДФЛ (13%) 1 560 70 68
Удержано по исполнительному документу 3 000 70 76-5
Выдана сумма на оплату труда 7 440 70 50

Выплачено взыскателю по исполнительному документу:

из кассы организации

перечислено с расчетного счета

3000

3000

76-5

76-5

50

51


В соответствии с действующим трудовым законодательством на работников, не выполнявших своих обязательств (исполнявших их ненадлежащим образом), следствием чего явилась порча имущества организации, его недостача и др., налагается материальная ответственность (полная или ограниченная).

Для учета расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба предназначен счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

Суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся в дебет субсчета 73-2 с кредита счетов 28 "Брак в производстве", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 98 "Доходы будущих периодов".

Суммы возмещения материального ущерба отражаются по кредиту субсчета 73-2:

- при внесении задолженности в кассу организации или на расчетный счет - в корреспонденции с дебетом счетов 50 или 51 соответственно;

- при удержании из заработной платы - в корреспонденции с дебетом счета 70.

Если суд отказал во взыскании сумм недостач ввиду необоснованности иска, указанные суммы списываются с кредита субсчета 73-2 в дебет счета 94.

Пример.

При инвентаризации выявлена недостача материалов. Их покупная стоимость 600 руб. (с учетом НДС), себестоимость 1000 руб. Виновным подлежат возмещению: вариант 1 - потери в пределах недостачи; вариант 2 - принято решение о возмещении ущерба путем предоставления равноценного имущества. Эти операции будут отражены следующим образом (таблице 2.11):


Таблица 2.11

Содержание хозяйственной

операции

Сумма,

руб.

Корреспонденция счетов


дебет кредит
Списывается фактическая себестоимость недостающих материалов 1 000 94 10
Одновременно списывается НДС (18%) от покупной стоимости (600 х 18%: 118%) 92 94 19
Отнесено на виновных 1 092 73-2 94

Погашена задолженность виновным лицом:

вариант 1:

внесено в кассу

удержано из оплаты труда

внесено на расчетный счет

300

472

320

50

70

51

73-2

73-2

73-2

вариант 2:

внесено равноценное имущество

1 092 10 73-2

В финансово - хозяйственной деятельности организация ООО «Алтайпрофиль» широко использует механизм выдачи наличных денежных средств на хозяйственно - операционные расходы под отчет своим сотрудникам, которые, действуя от имени организации, вступают в хозяйственные отношения (например, приобретают стройматериалы, товары) с другими участниками рыночных отношений. Наличные денежные средства выдаются под отчет на приобретение горюче - смазочных материалов лицам, пользующимся автомобильным транспортом для служебных поездок, на представительские расходы, командировки и др.

Для учета расчетов с подотчетными лицами предназначен счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", служащий для обобщения информации о расчетах с работниками организации по авансам, выданным им под отчет на административно - хозяйственные и операционные расходы, а также на служебные командировки.

Выдача наличных денег из кассы организации под отчет отражается по дебету счета 71 в корреспонденции с кредитом счета 50.

На суммы, израсходованные подотчетными лицами, счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или с другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов (дебет счетов 08, 10, 20, 23, 25).

Возврат неизрасходованных наличных денег, выданных под отчет, на счетах бухгалтерского учета отражается по дебету счета 50 и кредиту счета 71, сумма перерасхода по авансовому отчету - по дебету счета 71 в корреспонденции с кредитом счета 50.

Пример.

Работнику организации выданы под отчет на приобретение материалов, необходимых для осуществления производственной деятельности организации, денежные средства в размере 4000 руб. Сумма расходов по авансовому отчету составила:

вариант 1 - 3600 руб., в том числе: на приобретение материалов - 3000 руб., на сумму НДС по приобретенным материалам - 600 руб. Остаток денежных средств внесен в кассу;

вариант 2 - 4440 руб., в том числе: на приобретение материалов - 3700 руб., на сумму НДС по приобретенным материалам - 740 руб. Перерасход по авансовому отчету выдан из кассы организации (таблица 2.12).


Таблица 2.12

Содержание хозяйственной операции

Сумма,

руб.

Корреспонденция счетов


дебет кредит
Выдано под отчет 4 000 71 50

Приняты к учету согласно авансовому отчету:

вариант 1:

стоимость материалов

НДС

вариант 2:

стоимость материалов

НДС


3 000

600


3 700

740


10

19


10

19


71

71


71

71

Произведен окончательный расчет

с подотчетным лицом:

вариант 1:

неиспользованная сумма

вариант 2:

сумма перерасхода


400


440


50


71


71


50


Денежные средства, не возвращенные в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если указанные суммы могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" (если они не могут быть удержаны из оплаты труда работника). Кроме того, на указанные суммы увеличивается облагаемый доход работника, с которого удерживается (дебет счета 70, кредит счета 68, субсчет 68-1 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц") и перечисляется в бюджет (дебет субсчета 68-1, кредит счета 51) налог на доходы физических лиц.

Пример.

Работник организации, получивший денежные средства (8 000 руб.) на приобретение материалов для производственных нужд организации, не возвратил неизрасходованные суммы (имеет место недостача). Приказом (распоряжением) руководителя организации были даны указания об удержании из оплаты труда работника своевременно не возвращенных подотчетных сумм. Сумма недостачи денежных средств составляет: вариант 1 – 550 руб.; вариант 2 – 3 100 руб. Оплата труда работника за месяц составила 8 000 руб.


Таблица 2.13

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов


дебет кредит
Выдано под отчет 8 000 71 50

Принято к учету согласно авансовому отчету:

вариант 1

вариант 2

7 450

4 900

10,19,20…

10,19,20…

71

71

Списывается недостача подотчетной суммы:

вариант 1

вариант 2

550

3 100

94

94

71

71

Согласно приказу (распоряжению) руководителя производится удержание:

вариант 1

вариант 2


550

3 100


70

73-2


94

94


В отношении двух последних записей правомерен вопрос: почему сумма недостачи денежных средств списывается со счета 94 в варианте 1 на счет 70, а в варианте 2 - на счет 73? В соответствии со ст.125 ТК РФ при каждой выплате оплаты труда общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% оплаты труда, причитающейся работнику. Поскольку в варианте 1 сумма недостачи составляет 550 руб., а в совокупности с удержанным налогом на доходы физических лиц (1 040 руб.) – 1590 руб., или 19,88% оплаты труда, бухгалтерия организации имеет право удержать всю сумму недостачи единовременно из дохода работника при выдаче ему оплаты труда.

В варианте 2 размер всех удержаний составляет 4 140 руб. (1 040 + 3100), или 51,75%, поэтому первоначально сумма недостачи списывается на счет 73, а в дальнейшем по мере погашения задолженности работником подлежит списанию с этого счета в корреспонденции со счетами:

50 - при погашении через кассу (дебет счета 50, кредит счета 73);

51 - при внесении недостающей суммы на расчетный счет организации (дебет счета 51, кредит счета 73);

70 - при удержании недостачи из оплаты труда в пределах, установленных законодательством (дебет счета 70, кредит счета 73).

Применительно к рассмотренному примеру бухгалтерские записи по погашению задолженности будут выглядеть следующим образом (таблица 2.14).


Таблица 2.14

Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Корреспонденция счетов


дебет кредит

Согласно приказу (распоряжению) руководителя произведено удержание:

вариант 1

вариант 2

550

3 100

70

73-2

94

94

Ежемесячно до полного погашения задолженности (вариант 2)

1 600

1 600

51

70

73-2

73-2


Для учета начисленных и подлежащих перечислению (возмещению, зачету) сумм единого социального налога организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и организаций, финансируемых из бюджета, применяется счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", к которому открываются соответствующие субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Начисление сумм единого социального налога производится по кредиту счета 69 в корреспонденции с дебетом различных счетов в зависимости от направления затрат в части начисленной заработной платы и иных произведенных выплат.

Правильное распределение сумм начисленного единого социального налога по направлениям затрат имеет важное значение. Действительно, если, например, единый социальный налог с суммы оплаты труда, начисленной работникам за перемещение материалов, включается в состав затрат основного производства, то занижается налогооблагаемая прибыль организации, а также недостоверно отражается себестоимость заготавливаемых материалов.

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисленных платежей в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета", а также суммы, использованные организацией на социальное страхование работников (кредит счетов 50, 70).

Рассмотрим на конкретном примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по исчислению единого социального налога.

Пример.

В январе 2009 г. работникам организации выплачено:

- за работы, связанные с приобретением объектов основных средств, - 5000 руб.;

- за разгрузку доставленного оборудования - 3000 руб.;

- за доставку приобретенных материалов - 1000 руб.;

- работникам основного производства - 50 000 руб.;

- работникам вспомогательного производства - 10 000 руб.;

- администрации организации - 25 000 руб.;

- за исправление брака - 1500 руб.;

- материальная помощь на покупку мебели - 2000 руб.

- пеня – 1 000 руб.


Таблица 2.15

Содержание хозяйственной операции

Сумма,

руб.

Корреспонденция счетов


дебет кредит

Начислен ЕСН:

за приобретение объектов основных средств (5000 руб. x 26%)

за разгрузку доставленного оборудования (3000 руб. x 26%)

за доставку приобретенных материалов (1000 руб. x 26%)

работникам основного производства (50000 руб. x 26%)

работникам вспомогательного производства (10 000 руб. x 26%)

администрации организации (25 000 руб. x 26%)

за исправление брака (1500 руб. x 26%)


1 300


780


260


13 000


2 600

6 500

390


08


08


10


20


23

26

28


69


69


69


69


69

69

69

Оказана материальная помощь 2 000 84 50
Начислено с сумм материальной помощи (2000 руб. x 26%) 520 84 69
Начислены пени 1 000 99 69
Перечислен единый социальный налог 25 350 69 51
Перечислены начисленные пени 1 000 69 51

В этом параграфе на примере ООО «Алтайпрофиль» были рассмотрены основные операции по учету заработной платы и виды удержаний с нее. Но на деле все это выглядит далеко не так гладко. Работники кадров и бухгалтерии совершают множество ошибок при ведении учета по оплате труда и заработной платы.


2.3 Типичные ошибки при начислении заработной платы, допускаемые бухгалтером ООО «Алтайпрофиль»


Ввиду многообразия форм и систем оплаты труда, постоянно изменяющейся законодательной базы в этой области существуют различные трудности и проблемы в бухгалтерском учете вышеуказанных расчетов по оплате труда и прочим операциям. И, поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, начислении заработной платы и исчислении единого социального налога, двери любой организации открыты для инспекторов по труду. Но не только они могут прийти в организацию с проверкой, ведь некорректно составленный приказ может привести к неправильному толкованию налогового законодательства.

Классифицируем условно допускаемые работодателем ошибки при начислении и выплате оплаты труда своим сотрудникам по следующим группам.

1. Трудовой договор и локальные акты.

В каждом учреждении действует ряд нормативных актов и документов, устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений. К ним относятся штатное расписание, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение об оплате труда и о премировании и т.д. На что следует обратить внимание в ходе анализа их содержания?

Сведения в этих документах не должны противоречить друг другу. Условия, содержащиеся в них, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Например, вновь прибывшему работнику на период испытательного срока установлен оклад меньше, чем уже работающему сотруднику, занимающему ту же должность. Это нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ, которая гарантирует равную оплату за труд равной ценности. Другой пример: совместителям не начисляют премии, а вот основным работникам, занимающим те же должности, начисляют. Необоснованные различия в заработной плате, то есть не связанные с деловыми характеристиками работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). Условия премирования совместителей должны устанавливаться в том же порядке, что и для основных работников. Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) должны содержаться в трудовом договоре работника с работодателем или в коллективном договоре, регулирующем социально-трудовые отношения в организации и заключаемом между работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 41 ТК РФ).

В трудовых договорах по-прежнему встречается фраза "с оплатой согласно штатному расписанию". На основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, надбавки, доплаты и поощрительные выплаты. Если в нем конкретный размер оплаты труда не указан, то необходимо подписать с работниками дополнительные соглашения о внесении изменений в трудовые договоры.

2. Выплаты уволенному работнику.

При увольнении работника необходимо выяснить, все ли выплаты, положенные уволенному сотруднику, были произведены (зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск и т.д.). Если работник за расчетом не являлся, то у работодателя должен быть почтовый квиток об отправке им уведомления о необходимости получить расчет. Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения. Если сотрудник в этот день не работал, то они должны быть проведены не позднее следующего дня после предъявления требования о расчете. В случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в вышеуказанный срок выплатить не оспариваемую им сумму.

3. Вместо среднего заработка за время командировки платится оклад.

До недавнего времени шли дебаты о том, обязательно ли за время командировки платить именно средний заработок. Дело в том, что в ст. 167 ТК РФ сказано, что за эти дни он гарантируется. И многие бухгалтеры полагали, что раз гарантируется, значит можно и не платить. Поэтому командировку рассчитывали исходя из оклада. Главное, чтобы он был не ниже среднего заработка. Однако 5 февраля 2007 г. вышло Письмо Роструда N 275-6-0, которое расставило все точки над i. В этом Письме чиновники сделали вывод, что выплата заработной платы за время командировки противоречит трудовому законодательству. Соответственно, нужно платить средний заработок, несмотря на то, что возможны варианты, когда он окажется меньше, чем заработная плата. Таким образом, если сотрудник уехал в командировку, то за дни командировки ему нужно выплатить средний заработок.

4. Выплата аванса вместо зарплаты.

Следует обратить внимание на то, что даты выплаты зарплаты одной и той же группе работников должны, как правило, совпадать и быть обозначены как минимум в следующих документах: в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективном договоре, в трудовых договорах (ч. 4 и 6 ст. 136 ТК РФ). Иногда работники пишут заявления с просьбой выплачивать зарплату один раз в месяц. Однако это незаконно. Напомним, что работодатель обязан выплачивать ее своим работникам не реже чем каждые полмесяца. Никаких исключений нет. По общему правилу должны быть утверждены две даты в месяц для выплаты заработной платы с интервалом в полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ), то есть 14 - 15 дней. Если установлены даты, например, 5-е и 15-е число месяца, то это ошибка, поскольку между этими числами менее полумесяца.

Официальную позицию по этому вопросу выразили чиновники Роструда в Письме от 01.03.2007 N 472-6-0. Они указали, что выплата заработной платы один раз в месяц является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. В Письме особо подчеркнуто, что заявление работника о согласии получать заработную плату один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности.

На практике часто бывает, что в одну из назначенных дат работники сами не приходят за зарплатой. Таким образом, работодатель лишается возможности соблюсти требования закона о выплате зарплаты дважды. Насильную реализацию работодателем прав работника пока не ввели, поэтому многие кассы и бухгалтерии в