Центральный банк и его функции
Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;21
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов22 для кредитных организаций;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
о порядке формирования резервов23 кредитными организациями;
6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
Цели и задачи ЦБ РФ
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе и призваны регулировать кредит и денежное обращение, обеспечивать устойчивость национальной денежной единицы и её курса, стимулировать рост национальной экономики.
Одной из важнейших задач центрального банка является укрепление денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на:
поддержание покупательной способности денег внутри страны;
поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми иностранными валютами;
сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса
Следующей задачей центрального банка является предотвращение финансовых спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы, направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.
Еще одна задача центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. изменять ту его часть, которая представлена прямыми и гарантированными облигациями. Прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями.
Центральный банк определяет условия выпуска ценных бумаг и место их размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют: обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.
Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредитов.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
Банк России также регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов предварительного согласия Банка России.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
предельный размер неденежной части уставного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков (не может превышать 25% собственных средств кредитной организации);
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
нормативы ликвидности кредитной организации;
нормативы достаточности капитала (предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска);
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
размеры валютного, процентного и иных рисков;
минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Не может превышать 20% собственных средств банка.
При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции24 по отношению к нарушителям.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России
Для достижения установленных ему целей Банк России имеет право осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями следующие операции:
предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
выдавать гарантии и поручительства;
осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
выставлять чеки и векселя в любой валюте и д.р.
При этом обеспечением для кредитов Банка России могут выступать только:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах расчетов и обеспечиваются всеми активами ЦБ.
Основные функции Центрального Банка
Успешное выполнение задач центральным банком способствует быстрому развитию рыночной экономики. Таким образом, центральный банк регулирует деятельность банковской системы в пределах прав и полномочий и несёт ответственность перед обществом за функционирование банковской системы в целом. В современных условиях центральный банк выполняет функции:
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса25 Российской Федерации;
В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам (прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений),
публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Цели и меры денежно-кредитной политики
Главной целью денежно-кредитной политики в 2002 году, как и в среднесрочной перспективе, остается последовательное снижение инфляции. Динамика потребительских цен в 2002 году определятся совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и формирующих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с сезонными факторами. При этом влияние политики Правительства Российской Федерации в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на общую динамику цен в настоящее время значительно усилилось. В 2002 году уровень инфляции не должен превысить14% (из расчета декабрь к декабрю) или 14,3-15,5% в среднегодовом выражении, а темп прироста валового внутреннего продукта (с учетом динамики основных элементов конечного спроса) -3,5-4,5%.
Банком России в течение ряда лет отмечалось размывание тесноты связи между ростом денежного предложения и инфляцией и практическое отсутствие какого-либо промежуточного показателя (поддающегося управлению со стороны Банка России), чья взаимосвязь с конечной целью монетарной политики была бы достаточно стабильной и надежной. В силу этого при проведении денежно-кредитной политики в 2002 году Банк России продолжает использовать элементы как целевой инфляции, так и контроля за денежным предложением. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России предполагает гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий
Спрос на деньги в 2002 году формируется в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000-2001 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. С учетом анализа влияния факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году по оценке Банка России возрастет на 22-28%.
В 2002 году Банк России продолжает применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. При этом воздействие на уровень ликвидности банковской системы осуществляется при активном использовании рыночных методов. Банк России учитывает как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы может оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов.
Основным принципом политики валютного курса в 2002 году остается рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим должен способствовать снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использование режима плавающего курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики.
Политика валютного курса направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего устойчивость национальной валюты, в том числе в периоды осуществления крупных платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Прогнозируемое на 2002 год состояние платежного баланса сохраняет возможность некоторого укрепления курса рубля в реальном выражении. Меры политики валютного курса будут направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.
В соответствии с законодательством Банк России располагает достаточно широким кругом инструментов денежно-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Конкретный набор применяемых инструментов денежно-кредитной политики определяется с учетом условий и фундаментальных параметров развития экономики.
Меры денежно кредитной политики
01.01.91__ |
Ставка рефинансирования составляла 20%. |
|
01.06.91_ |
Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств. |
|
24.07.91 |
Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным валютным курсом. |
|
02.12.91 |
"Туристический" курс рубля отменен; коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с гражданами. |
|
01.02.92 |
Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%. |
|
01.03.92 |
Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года - 10%. |
|
10.04.92 |
Ставка рефинансирования повышена до 50%. |
01.04.92 Установлены нормативы отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы действовали до 01.02.95.
23.05.92 Ставка рефинансирования повышена до 80%.
08.06.92 ЦБ РФ начал еженедельно устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.
30.03.93 Ставка рефинансирования повышена до 100%
02.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 110%.
22.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 120%.
29.06.93 Ставка рефинансирования повышена до 140%.
15.07.93 Ставка рефинансирования повышена до 170%.
23.09.93 Ставка рефинансирования повышена до 180%.
15.10.93 Ставка рефинансирования повышена до 210%.
29.04.94 Ставка рефинансирования снижена до 205%.
17.05.94 Ставка рефинансирования снижена до 200%.
02.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 185%.
22.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 170%.
30.06.94 Ставка рефинансирования снижена до 155%.
01.08.94 Ставка рефинансирования снижена до 150%.
24.08.94 Ставка рефинансирования снижена до 130%.
12.10.94 Ставка рефинансирования повышена до 170%.
17.11.94 Ставка рефинансирования повышена до 180%.
06.01.95 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%.
01.02.95 Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%.
01.05.95 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.
16.05.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%.
19.06.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%.
06.07.95 Введены пределы колебаний обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.
01.10.95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.
24.10.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%.
30.11.95 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США.
01.12.95 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%.
10.02.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%.
01.05.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%.
16.05.96 Установлены границы изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года.
11.06.96 Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.
24.07.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%.
01.08.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.
19.08.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%.
21.10.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.
01.11.96 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).
26.11.96 Установлены границы изменений обменного курса рубля от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г.
02.12.96 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%.
10.02.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%.
28.04.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.
01.05.97 Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.
16.06.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.
06.10.97 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.
11.11.97 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.
11.11.97 Норматив резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте повышается до 9%.
11.11.97 С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.
01.02.98 Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым
банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.
02.02.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%.
17.02.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%.
02.03.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.
16.03.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.
19.05.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.
27.05.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.
27.05.98 Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.
05.06.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.
29.06.98 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.
24.07.98 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.
17.08.98 Банк России перешел к проведению политики плавающего курса рубля в рамках новых границ валютного коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.
24.08.98 Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10%; для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.
01.09.98 Установлены нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.
02.09.98 Банк России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.
06.10.98 На ММВБ введены две торговые сессии: утренняя специальная торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.
01.12.98 Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.
19.03.99 Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в размере 7%.
10.06.99 Ставка рефинансирования Банка России снижена
до 55%.
10.06.99 Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%.
01.01.00 Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.
24.01.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.
07.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.
21.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.
10.07.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%.
04.11.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%.
09.04.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.
07.08.02 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.
Платежная система Российской Федерации
Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России, внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежные системы кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций, а также через системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).
Банк России занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг за деятельностью частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности, а также осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций на рынке расчетных услуг.
Банк России постоянно уделяет особое внимание развитию и совершенствованию нормативной базы для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы России: так, в 2001 году утверждена новая редакция Положения Банка России от 12.04.2001 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".
Каждой кредитной организации для осуществления расчетов через платежную систему Банка России в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в учреждении Банка России. Кредитная организация вправе открыть корреспондентский субсчет в учреждении Банка России своему филиалу за исключением филиалов, обслуживающихся в одном подразделении расчетной сети Банка России с головной кредитной организацией или другим филиалом кредитной организации. В этом случае расчетные операции осуществляются через корреспондентский счет головной кредитной организации или корреспондентский субсчет другого филиала кредитной организации, открытые в Банке России. Кредитные организации и их филиалы, которым открыты корреспондентские счета (субсчета) в Банке России, являются клиентами Банка России. Многофилиальные кредитные организации для осуществления расчетов между филиалами открывают специальные счета межфилиальных расчетов. Межбанковские расчеты между кредитными организациями совершаются через корреспондентские счета, открываемые друг у друга. В расчетных небанковских кредитных организациях участниками расчетов являются как кредитные организации, так и юридические лица, не являющиеся кредитными организациями. Клиентам - юридическим и физическим лицам - для осуществления безналичных расчетов открываются счета в кредитных организациях, а в отдельных случаях, установленных законодательством, юридическим лицам открываются счета в учреждениях Банка России.
Участниками платежной системы России по состоянию на 1 января 2002 года являлись 1175 учреждений Банка России, 1323 действующие кредитные организации, которым, согласно Справочнику БИК РФ, открыты корреспондентские счета в Банке России, в том числе 38 расчетных небанковских кредитных организаций
По сравнению с данными на 1 января 2001 года произошло сокращение количества учреждений Банка России на 6 единиц, обусловленное проводимыми мероприятиями по оптимизации расчетной сети Банка России.
Количество действующих кредитных организаций, которым открыты корреспондентские счета в Банке России, по сравнению с данными на 1 января 2001 года увеличилось на 12 организаций, за счет превышения количества вновь организованных кредитных организаций по отношению к кредитным организациям, у которых отозвана лицензия.
Платежная система России развивается динамично и в целом обеспечивает потребности юридических и физических лиц в расчетных услугах.
Объем безналичных платежей, проведенных через платежную систему России в валюте Российской Федерации, составил в 2001 году 106,6 трлн. рублей, увеличившись за год на 24,6 процента.
Основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов являются платежные поручения: в 2001 году их удельный вес в общем количестве и объеме платежей составил соответственно 74,3% и 86,7 процента.
Преобладание данной формы расчетов объясняется возможностью ее использования в расчетах по хозяйственным сделкам и по операциям нетоварного характера, а также при совершении платежей электронным способом, что позволяет максимально сократить сроки завершения расчетов.
Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения, применяются в безналичных расчетах не столь широко: 1,6% и 0,5% от общего количества и объема платежей. Расчеты чеками, эмитируемыми кредитными организациями, составили в 2001 году 0,2% по количеству и 0,1% по объему. Платежи с применением аккредитивов используются незначительно.
Основное количество - 23,9% и объем - 12,7% прочих применяемых платежных инструментов составляют платежные ордера, используемые при частичной оплате расчетных документов из-за недостаточности средств на счете клиента и, в установленных случаях, при изменении реквизитов кредитных организаций, их клиентов.
Наиболее важной составляющей платежной системы России является платежная система Банка России.
Платежная система Банка России, являющаяся в целом децентрализованной системой, обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России. Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе. Организационная структура Банка России отражает региональное деление России: в каждом регионе России действуют территориальные учреждения Банка России, осуществляющие безналичные расчеты (по числу регионов - 78).
В настоящее время платежная система Банка России обеспечивает:
зачисление средств на счета клиентов в день поступления; в отдельных регионах списание и зачисление указанных средств осуществляется в режиме, приближенном к режиму реального времени, с предоставлением возможности их немедленного использования;
возможность управления ликвидностью путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, обеспеченных залогом (г. Москва, г. Санкт-Петербург);
реализацию мероприятий денежно-кредитной политики Банка России через обслуживание кредитных, депозитных, валютных и других сделок Банка России;
расчеты на рынке ценных бумаг и валютном рынке.
Основную часть платежей, осуществляемых через платежную систему Банка России, составляют платежи кредитных организаций (филиалов) и их клиентов
Ускорение оборачиваемости средних остатков денежных средств кредитных организаций (филиалов) по корреспондентским счетам (субсчетам), открытым в учреждениях Банка России, связано с увеличением активности кредитных организаций и их клиентов, консолидацией счетов кредитных организаций, дальнейшим повышением оперативности управления ликвидностью, чему способствуют проводимые Банком России мероприятия по расширению применения электронных расчетов и другие мероприятия по сокращению сроков совершения платежей.
Наибольший темп роста отмечен по платежам органов федерального казначейства, так как продолжающийся переход бюджетных организаций на обслуживание в федеральное казначейство привел к увеличению количества платежей, проведенных по счетам, открытым органам федерального казначейства
Основную часть платежей, совершаемых через платежную систему Банка России, также как и через платежную систему России в целом, составляют внутрирегиональные платежи: на их долю в 2001 году приходилось 90,3% количества платежей и 84,5% объема платежей.
Банк России осуществляет работу в направлении повышения эффективности функционирования платежной системы Банка России, в первую очередь, за счет целенаправленной деятельности по расширению использования электронных расчетов, обеспечивающих проведение платежей на региональном уровне в тот же день, а на межрегиональном - не позднее следующего дня.
Итогом деятельности Банка России по расширению использования электронных технологий стала положительная динамика роста платежей, совершенных электронным способом, по отношению к платежам, совершенным с использованием бумажной технологии
В целях реализации ценовой политики Банка России с 1 января 1998 года была введена плата за расчетные услуги Банка России. Ценовая политика Банка России основана на установлении твердых тарифов, дифференцируемых в зависимости от способов осуществления платежей (платежи с использованием электронной, телеграфной, почтовой технологий), от способов передачи клиентами Банка России расчетных документов в платежную систему Банка России (по каналам связи, на магнитных, бумажных носителях), а также от времени передачи документов в пределах установленного операционного дня.
Банк России постоянно совершенствует ценовую политику по оказанию расчетных услуг клиентам
Осуществляя расчетное обслуживание клиентов за плату, Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, часть операций проводит на бесплатной основе. В основном, это операции со средствами бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, в том числе налоговые перечисления, платежи органов федерального казначейства. В условиях роста количества обрабатываемых платежей клиентов, сохраняются практически постоянными пропорции между платными и бесплатными платежами. Исходя из этого, структура расчетных услуг с точки зрения характера их предоставления (на платной или бесплатной основе), существенно не меняется.
В рамках реализации задачи совершенствования платежной системы России, определенной "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации", принятой Правительством Российской Федерации и Банком России в 2001 году, продолжается отработка механизмов построения и функционирования системы валовых расчетов в режиме реального времени, принимаются меры к повышению прозрачности функционирования как платежной системы Банка России, так