Анализ финансовых результатов предприятия на примере ОАО "Жилкомсервис"

себя следующие элементы (2.1).


Таблица 2.1

Элементы технического обслуживания предприятия ОАО «ЖКС»

Элементы технического

обслуживания

Работы аварийного

характера

Прочие виды работ
1 2 3

- ремонт и содержание в исправном состоянии сантехнического оборудования зданий и посещений, а также инженерных сетей;

- ремонт, замена и работа в безопасном режиме электротехнического оборудования, зданий, освещение внутри дворовое и внутридомовое;

ремонтно-строительные работы по содержанию в исправном состоянии чердачного перекрытия, крыши, цокольного помещения и мест общего пользования (коридоры, лестничные площадки и марши);

капитальный ремонт несущих конструкций зданий и инженерных сетей;

санитарная очистка подъездов и придомовой территории;

вывоз твердо-бытовых отходов;

прием и складирование ТБО на полигоне.

а) сантехнические работы:

-устранение засоров канализационных стояков в подвальном помещении; трубопроводов, теплоснабжения, водоснабжения и т.д.

б) электротехнические работы:

-замена электроламп в местах общего пользования;

- ремонт проводки в местах общего пользования.

в) общестроительные работы:

- остекление оконных и дверных проёмов в местах общего пользования;

- укрепление дверных полотен и оконных переплётов в местах общего пользования; листов кровли и обшивки стен и т.д.


- ремонт отдельных участков ограждений, оборудование детских, хозяйственных площадок, контейнерных площадок;

- уборка конденсата с чердаков.

Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборе предмета, содержания и формы договоров и обязательств, любых других форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству РФ и Уставу предприятия.

ОАО «ЖКС» устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Структура управления предприятия представлена на рисунке 4.


Рис. 4 Структура управления ОАО «Жилкомсервис»


То есть на предприятии имеется линейное управление. При этой форме управления вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления. То есть, вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю.

Предприятие ОАО «Жилкомсервис», осуществляю свою деятельность, стремится к максимизации прибыли, увеличению активов, повышению объемов продаж. Основные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности предприятия, представлены в таблице 2.2, необходимые данные содержатся в бухгалтерской отчетности предприятия (приложения Б, В. Г, Д).


Таблица 2.2

Экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009гг.

Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008г - 2007г Изменения в 2009г -2008г
Активы предприятия, тыс. р. 9377 9725 9618 348 -107
Величина оборотных средств, тыс. р. 5425 6663 7322 1238 659

Величина собственного капитала,

тыс. р.

2027 2847 3395 820 548
Выручка от продаж, тыс. р. 23545 31407 32271 7862 864
Полная себестоимость продаж, тыс. р. 23171 31062 31623 7891 561
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 374 345 648 -29 303
Рентабельность продаж, % 1,6 1,1 2 -0,5 0,9

Из таблицы 2.2 видно, что в 2008 году активы предприятия имели тенденцию к росту. В 2008 году их величина возросла по сравнению с 2007 годом на 348 тыс. р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизалась на 107 тыс. р. На ряду с общей величиной активов предприятия, наблюдается рост оборотных средств. Увеличение активов свидетельствует о том, что предприятие ОАО «Жилкомсервис» расширяет и наращивает свою деятельность, увеличивает свой ресурсный потенциал, что является положительным моментом.

Выручка от продаж также возрастает на протяжении трех последних лет. В 2008 году она возросла по сравнению с 2007 годом на 32271 тыс.р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 864 тыс.р.

Увеличение выручки от продаж свидетельствует о росте объемов продаж товаров, расширении каналов сбыта товаров, захвате определенной доли на рынке данного вида товара, а также о росте цен на услуги предприятия. Однако увеличение выручки в 2009 году меньше чем в 2008 году, что является отрицательным моментом.

Одновременно с выручкой растет и себестоимость продаж. В 2008 году она возросла по сравнению с 2007 годом на 31623 тыс.р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 561 тыс.р. Однако данное изменение следует рассматривать как нежелательный момент. Увеличение себестоимости связано с инфляционными процессами в экономике страны, что привело к росту затрат на электроэнергию, заработную плату, к росту закупочных цен на товары.


2.2 Анализ состава и динамики финансовых результатов предприятия


Состав и динамику финансовых результатов предприятия ОАО «Жилкомсервис» рассмотрим на основе данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009, 2008 годы (приложения В и Д). Расчет представим в таблице 2.3.


Таблица 2.3

Динамика и состав показателей финансовых результатов ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009 гг.

Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения




2008-2007 2009-2008
А 1 2 3 5 4
Выручка от продаж без НДС, тыс. р. 23545 31407 32271 7862 864
Валовая прибыль (убыток), тыс. р. 374 345 648 -29 303
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 374 345 648 -29 303
Прочие доходы, тыс. р. 420 2031 1253 1611 -778
Прочие расходы, тыс. р. 763 959 1011 196 52
Прибыль до налогообложения (убыток), тыс. р. 31 1417 890 1386 -527
Чистая прибыль (убыток), тыс. р. -3 821 523 824 -298

Динамика финансовых результатов предприятия ОАО «Жилкомсервис» представлена на графике (рис. 5).


Рис.5 Динамика прибыли предприятия ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009 гг.


Расчеты в таблице 2.3 показывают, в отчетном 2009 году предприятие получило чистую прибыль в размере 523 тыс. р, что меньше чем в 2008 году на 298 тыс.р. Наибольший рост чистой прибыли был отмечен в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 824 тыс.руб. Прибыль образовалась от основного вида деятельности в размере 32271 тыс. р. Величина прибыли от основного вида деятельности в 2008 году снизилась по сравнению 2007 годом на 29 тыс.р., что является отрицательным моментом, а в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Прочие доходы превышают прочие доходы, что также является положительным моментом.


2.3 Анализ прибыли от основного вида деятельности


Основная часть финансового результата предприятия в ОАО «Жилкомсервис» образуется от основного вида деятельности, то есть, от продажи продукции (работ, услуг).

На величину прибыли (убытка) от реализации товаров влияет ряд факторов. Размер прибыли от продаж зависит, прежде всего, от объема реализованной продукции (работ, услуг). Кроме того, существенное влияние на величину прибыли оказывает структура и себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а так же сложившийся средний уровень реализационных цен, себестоимость продукции (работ, услуг).

Для факторного анализа необходимо пересчитать отчетные показатели за 2009 год в сопоставимые (базисные) цены. Для этого необходимо воспользоваться индексом цен. По данным официальной статистики индекс потребительских цен в 2009 году составил 1,13 [22].Расчет представим в таблице 2.4.


Таблица 2.4

Факторный анализ финансовых результатов от продаж в ОАО «Жилкомсервис»

Наименование

показателя

Значение

показателей, тыс. р.

Абсолютное изменение

с.3-с.2

Пересчет в базисные цены

с.3 /1,13

Изменение без влияния цен

ст.5-ст.2

Влияние цен

с.3-с.5

Темп роста в сопоставимых ценах, %

с.5/с2*100

Проверка

ст.4=

=с6+с7


за 2008г за 2009г





1 2 3 4 5 6 7 8 9
1.Выручка от продаж, тыс. р. 31407 32271 864 28558 -2849 3713 90,9 864
2.Себестоимость продаж, тыс. р. 31062 31623 561 27985 -3077 3638 90,1 561
3.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р. 345 648 303 573 228 75 166,1 303

Таким образом, как показали расчеты в таблице 2.4, оба фактора (и объем продаж и цены) повысили прибыль от продаж, что является положительным моментом. Результаты факторного анализа представлены в таблице 2.5.


Таблица 2.5

Результаты факторного анализа прибыли от продаж в ОАО «Жилкомсервис»

Факторы изменения прибыли от продаж Оценка влияния факторов на изменение прибыли от продаж, тыс. р.
1.Общее изменение прибыли от продаж 303
в том числе, за счет изменения:
- объема продаж 228
- цен 75

Расчеты показали, что прибыль от продаж возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Это увеличение вызвано ростом объема продано продукции (работ, услуг), данный факторов повысил прибыль на 228 тыс.р. В свою очередь изменение цен повысило прибыль на 75 тыс. р., но влияние этого фактора оказалось менее существенным.

Прибыль от продаж зависит от рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала и от величины оборотного капитала. Расчет влияния названных факторов на изменение прибыли от продаж выполним с использованием метода цепные подстановки (таблица 2.6). Необходимые данные содержатся в бухгалтерской отчетности предприятия (приложения Б, В, Г, Д).

Таблица 2.6

Расчет влияния уровня рентабельности, оборачиваемости активов на изменение прибыли от продаж в ОАО «Жилкомсервис» за 2009г

Показатели Начало года Конец года Изменение
1.Выручка от продаж, тыс. р. 31407 32271 864
2.Прибыль от продаж, тыс. р. 345 648 303
3.Остатки оборотного капитала, тыс. р. 6663 7322 659

4.Рентабельность продаж

(с.2 / с.1), коэффициент

0,011 0,020 0,009
5.Коэффицент оборачиваемости (с.1 / с.3) 4,714 4,407 -0,307

6.Прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения:

а) рентабельности продаж

б) коэффициента оборачиваемости

в) остатка оборотного капитала


Х

Х

Х


Х

Х

Х


283

-41

61

7.Баланс отклонений Х Х 303

1) Первая подстановка – рентабельность продаж фактическая, другие показатели базисные:

Ппр = 0,020 * 4,714 * 6663 = 628 тыс. р.

DПр = 628 – 345 = 283 тыс. р.

2) Вторая подстановка – рентабельность продаж фактическая, коэффициент оборачиваемости фактический, остатки оборотного капитала базисные:

Ппр = 0,020 * 4,407 * 6663 = 587 тыс. р.

DПр = 587 – 628 = -41 тыс. р.

3) Третья подстановка – все показатели фактические:

Ппр = 0,020 * 4,407 * 7322 ≈ 648 тыс. р.

DПр = 648 – 587 = 61 тыс. р.

Из таблицы 2.6 видно, что прибыль от продаж возросла в 2009 году. На этот рост оказали влияние два фактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотного капитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р., соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор, оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что является отрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативного влияния.

Как видно, рост прибыли был достигнут за счет качественного фактора (интенсивного) фактора – повышения уровня рентабельности. Это свидетельствует об эффективном управлении финансовыми результатами на предприятии ОАО «Жилкомсервис».


2.4 Анализ прочих доходов и расходов


На величину конечных финансовых результатов (на величину итоговой прибыли и или убытка) влияют еще и прочие доходы и расходы. Эти доходы и расходы связаны с движением имущества предприятия, частично с результатами производственной и коммерческой деятельности.

Убытки связанные с непроизводственной деятельностью:

-убытки от списания дебиторской задолженностью, по которой срок исковой давности истек и других долгов, нереальных для взыскания;

-суммы сомнительных долгов;

-судебные издержки и арбитражные расходы;

-присужденные, признанные штрафы, пени, неустойки (уплаченные);

-курсовые разницы и др.

Но на предприятии могут быть доходы от внепроизводственной деятельности:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- прочие доходы.

Доходы и расходы анализируются путем сравнения их с предыдущем отчетным периодом. Доходы и расходы как в отчетности так и в аналитических таблицах показываются развернуто. Для их анализа составим таблицу 2.7, необходимые данные содержатся в отчете о прибылях и убытках за 2008 год (приложение Д).


Таблица 2.7

Динамики и состав прочих доходов и расходов предприятия ОАО «Жилкомсервис» в 2007-2008гг, тыс. р.

Показатели Доходы Расходы

2007г 2008г Изменения 2007г 2008г Изменения
Проценты к уплате - - - 7 44 37
Прочие доходы и расходы 420 2031 1611 756 915 159
Всего 420 2031 1611 763 959 196

Анализ прочих доходов и расходов за 2008-2009 годы представлен в таблице 2.8, необходимые данные содержатся в отчете о прибылях и убытках за 2009 год (приложение В).


Таблица 2.8

Динамики и состав прочих доходов и расходов предприятия ОАО «Жилкомсервис» в 2008-2009гг, тыс. р.

Показатели Доходы Расходы

2008г 2009г Изменения 2008г 2009г Изменения
Проценты к уплате - - - 44 212 168
Прочие доходы и расходы 2031 1253 -778 915 799 -116
Всего 2031 1253 -778 959 1011 52

Из таблиц 2.7 и 2.8 видно, что в целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом прочие доходы предприятия снизились на 778 тыс. р., однако их величина существенно превышает уровень 2007 года. В 2008 году прочие доходы возросли по сравнению с 2007 годом на 1611 тыс.р, при этом прочие расходы возросли относительно не существенно на 196 тыс.р. Данные изменения являются положительным моментом, рост прочих доходов превышает увеличение прочих расходов, сальдо между ними положительное.

Прочие расходы в 2009 году составили 1077 тыс. р., из них проценты уплаченные за пользование заемными средствами составили 212 тыс. р. В 2009 году прочие доходы снизились на 778 тыс.р., прочие расходы возросли на 52 тыс.р. Данная тенденция является отрицательным моментом.


2.5 Анализ показателей рентабельности


Основным показателем безубыточной работы предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об эффективности работы предприятия в сравнении с другими или среднеотраслевыми данными. Так, прибыль 100 тысяч рублей может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятия. Поэтому в анализе для сопоставления и оценки деятельности различных предприятий используют относительные показатели рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода или прибыли к средней величине использованных ресурсов.

Расчет показателей рентабельности для анализируемого предприятия проведем в таблице 2.9 и 2.10, необходимые данные содержаться в бухгалтерских балансах (приложения Б и Г) и отчете о прибылях и убытках (приложения Б и Д).

Таблица 2.9

Динамика показателей рентабельности капитала в ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009гг

Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008 году по сравнению с 2007 г Изменения в 200 году по сравнению с 2008 г

1.Чистая прибыль (убыток), оставшаяся в распоряжении предприятия, тыс.р.

2.Стоимость всех активов, тыс. р.

3.Акционерный (собственный) капитал, тыс.р.

4.Рентабельность всего капитала

(п.1 : п.2)*100%

5.Рентабельность собственного

капитала (п.1 : п.3) * 100%


-3

9377

2027


-0,03


-0,14


821

9725

2847


8,4


28,8


523

9618

3395


5,4


15,4


824

348

820


8,43


28,94


-298

-107

548


-3,0


-13,4


Расчеты показали, в 2007 году показатели рентабельности капитала имели отрицательное значение, что свидетельствовало об убыточности деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис». Однако в 2008 и 2009 годах ситуация существенно изменилась. Рентабельность собственного капитала возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 28,94%, что является положительным моментом, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 13,4%.

Как отрицательный момент отмечается снижение рентабельности активов и собственного капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Снижение показателей рентабельности свидетельствует о снижении дохода собственников, с каждого рубля вложенного в предприятие. Все это свидетельствует о неэффективном управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации и требует поиска путей повышения показателей рентабельности капитала. В противном случае собственники данного бизнеса могут поставить вопрос о закрытии организации, извлечении из оборота собственных средств и вложения их в более выгодные сферы бизнеса.

Таблица 2.10

Динамика показателей рентабельности продаж в ОАО «Жилкомсервис» за 2007-2009 гг.

Показатели 2007г 2008г 2009г Изменения в 2008 году по сравнению с 2007 г Изменения в 2009 году по сравнению с 2008г

1.Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р.

2.Налогооблагаемая прибыль (убыток), тыс. р

3.Чистая прибыль (убыток), тыс. р.

4.Выручка от продаж, тыс. р.

5.Рентабельность продаж по прибыли

от реализации (п.1:п.4)*100%

6.Рентабельность продаж по

налогооблагаемой прибыли

(п.2 :п.4) * 100%

7.Рентабельность продаж по чистой

прибыли (п.3 : п.4) * 100%

374


31

-3

23545


1,59


0,13

-0,01

345


1417

821

31407


1,09


4,51

2,61

648


890

523

32271


2,01


2,76

1,62

-29


1386

824

7862


-0,5


4,38

2,62

303


-527

-298

864


0,92


-1,75

-0,99

анализ финансовый себестоимость рентабельность

Из расчетов видно, что рентабельность продаж по прибыли от реализации снизилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,5%, что является отрицательным моментом, а по налогооблагаемой и чистой прибыли возросла, это положительные изменения.

В 2009 году рентабельность продаж по прибыли от реализации возросла на 0,92%, что является положительным моментов, но по другим показателям рентабельности наблюдается снижение, это негативное изменение.

В 2009 году с каждого рубля выручки от продаж было получено 2,01 копеек прибыли от реализации продукции (работ, услуг). В 2009 году почти все показатель рентабельности продаж имеют тенденцию снижения. Отмечается снижение рентабельности продаж по налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Все это является отрицательным моментом.

На уровень рентабельности продаж влияют два фактора: изменение объема реализации и изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Влияние первого фактора определяется расчетом с использованием метода цепных подстановок:


N1 - S0 N0 - S0

D КN = -------------- - --------------- (15)

N1 N0


где:

N1, N0 -выручка от продаж, соответственно в отчетном и базисном периодах;

S1, S0 - себестоимость продаж, соответственно в отчетном и базисном периодах.

Влияние изменения себестоимости составит:


N1 – S1 N1 - S0

D Кs = -------------- - --------------- (16)

N1 N1


Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:


D К = КN + Кs (17)


Рассмотрим влияние факторов на изменение рентабельности продукции:

а) влияние изменения объема реализации


32271 – 31062 31407 – 31062

D КN =---------------------- - -------------------- »0,037 – 0,011 » 0,026 (2,6%)

32271 31407

б) влияние изменения себестоимости продаж


32271 – 31623 32271 – 31062

D Кs =---------------------- - -------------------- »0,020 – 0,037 »-0,017 (-1,7%)

32271 32271


Таким образом, из расчетов видно, что рост объема реализации продукции (работ, услуг) повысило рентабельность продаж на 2,6%, что является положительным моментом, а рост себестоимости продаж снизило показатель рентабельности на 1,7%, это негативное влияние, но влияние этого фактора оказалось менее существенно.

Общее отклонение убыточности в отчетном периоде (2009 г.) по сравнению с прошлым годом:


D К = D КN + D КS = 2,6% + (-1,7%) = 0,9%


Вывод


Таким образом, по результатам второй главы можно сделать следующие выводы. В отчетном 2009 году предприятие получило чистую прибыль в размере 523 тыс. р, что меньше чем в 2008 году на 298 тыс.р. Наибольший рост чистой прибыли был отмечен в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 824 тыс.руб. Прибыль образовалась от основного вида деятельности в размере 32271 тыс. р. Величина прибыли от основного вида деятельности в 2008 году снизилась по сравнению 2007 годом на 29 тыс.р., что является отрицательным моментом, а в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Прочие доходы превышают прочие доходы, что также является положительным моментом.

Основная часть финансового результата предприятия в ОАО «Жилкомсервис» образуется от основного вида деятельности, то есть, от продажи продукции (работ, услуг). При этом на величину прибыли (убытка) от реализации товаров влияет ряд факторов. Размер прибыли от продаж зависит, прежде всего, от объема реализованной продукции (работ, услуг). Кроме того, существенное влияние на величину прибыли оказывает структура и себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), а так же сложившийся средний уровень реализационных цен, себестоимость продукции (работ, услуг).

Факторный анализ на основе двухфакторной модели показал, что прибыль от продаж возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 303 тыс.р. Это увеличение вызвано ростом объема продано продукции (работ, услуг), данный факторов повысил прибыль на 228 тыс.р. В свою очередь изменение цен повысило прибыль на 75 тыс. р., но влияние этого фактора оказалось менее существенным.

Факторный анализ на основе трехфакторной модели показал, что рост прибыли от продаж оказали влияние два фактора – повышение рентабельности продаж и увеличение остатков оборотного капитала. Данные факторы повысили прибыль на 283 тыс. р. и 61 тыс. р., соответственно, что является положительным моментом. Другой фактор, оборачиваемость оборотного капитала, снизил прибыль на 41 тыс. р., что является отрицательным моментом и требует поиска путей устранения этого негативного влияния.

Анализ прочих доходов и расходов показал, что в целом в 2009 году по сравнению с 2008 годом прочие доходы предприятия снизились на 778 тыс. р., однако их величина существенно превышает уровень 2007 года. В 2008 году прочие доходы возросли по сравнению с 2007 годом на 1611 тыс.р, при этом прочие расходы возросли относительно не существенно на 196 тыс.р. Данные изменения являются положительным моментом, рост прочих доходов превышает увеличение прочих расходов, сальдо между ними положительное.

Прочие расходы в 2009 году составили 1077 тыс. р., из них проценты уплаченные за пользование заемными средствами составили 212 тыс. р. В 2009 году прочие доходы снизились на 778 тыс.р., прочие расходы возросли на 52 тыс.р. Данная тенденция является отрицательным моментом.

Анализ показателей рентабельности выявил следующие положительные и отрицательные моменты. В 2007 году показатели рентабельности капитала имели отрицательное значение, что свидетельствовало об убыточности деятельности предприятия ОАО «Жилкомсервис». Однако в 2008 и 2009 годах ситуация существенно изменилась. Рентабельность собственного капитала возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 28,94%, что является положительным моментом, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 13,4%. Как отрицательный момент отмечается снижение рентабельности активов и собственного капитала в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Рентабельность продаж по прибыли от реализации снизилась в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,5%, что является отрицательным моментом, а по налогооблагаемой и чистой прибыли возросла, это положительные изменения. В 2009 году рентабельность продаж по прибыли от реализации возросла на 0,92%, что является положительным моментов, но по другим показателям рентабельности наблюдается снижение, это негативное изменение.

Факторный анализ рентабельности продаж выявил следующее. Рост объема реализации продукции (работ, услуг) повысило рентабельность продаж на 2,6%, а рост себестоимости продаж снизило показатель рентабельности на 1,7%, однако влияние этого фактора оказалось менее существенно.

Разработку управленческих решений по устранению негативного влияния факторов на прибыль и рентабельность представим в третьей главе.


Глава 3: Разработка управленческих решений, направленных, на увеличение финансовых результатов


3.1 Пути повышения финансовых результатов предприятия


Основными источниками повышения прибыли предприятия являются увеличение объемов реализации продукции (работ и услуг), снижение себестоимости, повышение качества работ, услуг и т.д.

В целях повышения финансовых результатов и уровня рентабельности, предприятию ОАО «Жилкомсервис» рекомендуется:

1) снизить себестоимость продукции, так как именно этот фактор снизил рентабельность продаж (см. расчеты факторного анализа рентабельности во второй главе);

2) снизить величину прочих расходов до уровня прошлого отчетного периода, что приведет к положительному сальдо прочих доходов и расходов и повысит общий финансовый результат. В 2008 году сальдо прочих доходов и расходов составило 2031 – 959 =1072 тыс. р., что намного выше чем, в 2009 году (см. таблицы 2.7 и 2.8);

3) продолжить увеличение выручки, так как этот фактор влияет положительно на прибыль от продаж;

4) сменить подрядчиков, которые выполняют свою работу недобросовестно, некачественно;

5) сократить численность работников предприятия, так как в ОАО «Жилкомсервис» имеются сотрудники, которые числятся в списочном составе, но фактически не выполняют трудовые обязанности, но заработная плата им начисляется;

6) предоставить скидки своим клиентам и указать их в квитанциях, в случае, если клиент, оплатит всю сумму наличными - то скидка 15 %;

7) в целях снижения прочих расходов, необходимо избегать штрафных санкций, а также по возможности отказаться от кредитов банков, так как за пользование ими предприятие уплачивает проценты;

8) в целях повышения прочих доходов, рекомендуется развить побочные виды деятельности, в частности на балансе предприятия ОАО «Жилкомсервис» числятся несколько помещений, которые простаивают, их можно сдавать в аренду и получать прочий доход в виде арендной платы;

9) в целях повышения прочих доходов предприятию необходимо свободные денежные средства, находящиеся на расчетном счете, вложить в ценные бумаги или в уставные капиталы других предприятий, что приведет к прочему доходу в виде процентов и дивидендов от ценных бумаг, от участия в других организациях;

10) в качестве мероприятия по повышению прибыль от продаж, можно повысить цены на свои услуги примерно на 5%-7%, что примерно соответствует темпам инфляции в экономике и в результате этого обосновано.

Необходимо отметить, что объем продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции (работ или услуг) приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция, работы или услуги являются убыточными, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение величины прибыли.

Себестоимость продаж и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и