Отчет по производственной практике (завод "Фиолент")
СОДЕРЖАНИЕ
1. История развития предприятия
2. Планирование и реализация внешнеторговой деятельности в современных условиях
3. Пути совершенствования и повышения эффективности внешнеторговых операций
4. Показатели производственной мощности предприятия
5. Эффект внешнеторговой деятельности
6. Анализ деятельности службы маркетинга
7. Практика внешнеэкономической деятельности
8. Рекламная деятельность на предприятии (ОАО "Завод "Фиолент")
8.1. Анализ рекламной кампании ОАО "Завод Фиолент" за 2003 г
Заключение
Рекомендуемая литература
1. История развития предприятия
В 1913 г. мелитопольский землевладелец Тиссен Я.И. скупил оборудование литейно-механического завода, на пересечении улиц Мюльгаузеновской и Новой, и основал, на небольшой части современного завода "ФИОЛЕНТ", свой завод. Завод Тиссена имел профиль литейно-механического производства: изготовление турбинных водных насосов с конным приводом для полива садов и огородов, виноградных прессов, изготовление различных запасных частей к машинам консервных и табачных фабрик. На заводе работало всего 30-50 человек. И в течение последующих 50 лет предприятие сохраняло литейно-механическое направление деятельности.
После Октябрьской социалистической революции бывший тиссенский завод стал развиваться с учетом потребностей народного хозяйства Крыма. В 1923 г. на основе НЭП завод был передан в аренду промышленной артели сроком на 3 года и получил название "Металлист". Работало в артели 7-8 человек. В 1926 г. завод получает наименование - Государственный литейно-механический завод "Большевик". Работало на заводе 10, а потом 40 человек. В следующие годы завод переходил в подчинение разных ведомств и по-разному именовался: "Реммашбуд Nє 3", завод им. Семединова, Симферопольский завод автогаражного оборудования. Часто менялся профиль завода, заменялось старое оборудование, увеличивался объем выпускаемой продукции, возрастал коллектив. В предвоенные годы завод выпускал оборудование для кожевенно-обувной промышленности, оборудование для автохозяйств и авторемонтных предприятий, табакокрошильные ножи, задвижки Лудло. С 1930 по 1940 год выпуск валовой продукции увеличился более чем в 11 раз, и численность работающих выросла до 226 человек.
В первые послевоенные годы завод находился в ведении "Крымэнерго" и был ремонтной базой при восстановлении энергохозяйства Крыма. На заводе ремонтировались силовые трансформаторы небольшой мощности, электродвигатели, изготовлялись различные электроприборы и запчасти для электростанций. В 1947 г., в связи с передачей завода в ведомство "Главтормаш", завод приступил к изготовлению машин по добыче и переработке торфа. В 1949 г. завод выпускал стрелочные переводы для железнодорожных путей, запчасти для паровозов.
В 1953 г. завод выпускал изделия для потребностей электростанций.
Объем валовой продукции в 1958г. в сравнении с 1940г. увеличился в 3 раза, на заводе работало 223 человека.
В 1959 г. началась генеральная реконструкция на выпуск целиком новой продукции - микромашин высокой точности. Появилось много новых видов работ, которых ранее на заводе не существовало: штамповка деталей с высокой точностью, вакуумная термообработка, литье алюминиевых сплавов под давлением, механическая обработка деталей с высокой точностью. До конца 1959 г. завод был в основном оснащен всем необходимым для серийного выпуска ВТ и в 1960 г. было выпущено 30 тыс. вращающихся трансформаторов. Тогда же завод переподчинен Министерству судостроительной промышленности СССР.
В 1961-64гг. были сданы в эксплуатацию многоэтажные корпуса №№1, 6, 2, 3 площадью 20,5тыс. кв. м., где были организованы гальванический, механообрабатывающий, инструментальный, сборочный цехи, а также заводоуправление, технические службы, АТС и столовая.
В 1964г. было освоено серийное производство 60 видов микромашин и начато изготовление элементов корабельной автоматики для атомного подводного флота. Сформировалось СКБ, где проводились собственные разработки новых типов микромашин, систем корабельной автоматики, товаров народного потребления.
В 1966 году Заводу было присвоено имя Фиолент, по названию известного живописного мыса на юго-западном побережье Крыма.
В 1967 г. было организованно новое производство товаров народного потребления, по изготовлению магнитофонов "Дельфин" различных моделей, потом магнитол "Ореанда", которые были отмечены Дипломом международной выставки "Связь-76", которые выпускались с Государственным Знаком качества.
Объем производства в 1967 г. вырос по сравнению с 1959 г. в 15 раз. За эти годы заводом было освоено производство 60 видов новых изделий. Общее количество выпущенных с 1989 по 1995 гг. магнитол "Ореанда" превысило 800 тыс. шт.
В 1970 г. начато изготовление: систем управления электроэнергетикой "Ижора", "Альма", "Катунь"; систем успокоения качки "Риф"; общекорабельных систем "Сиваш", "Невель"; систем управления главным движением кораблей "Полюс", "Тайфун", "Туман", "Орион"; навигационных систем "Бирюза", "Шлюз", "Скандий"; систем управления буровой установкой "Шельф", "Карасор" и др.
В этом же году построен и сдан в эксплуатацию корпус №7, в котором разместился сборочный цех по производству ТНП, инструментальный цех, электромонтажный цех производства микромашин, новый цех по производству систем корабельной автоматики.
Рост объемов производства, разработка и освоение новой номенклатуры выпускаемых изделий требовал новых производственных мощностей, нарастить которые в существующих корпусах было невозможно. Поэтому по постановлению Правительства был отведен земельный участок на окраине города и начато строительство производственных корпусов на 2-й промышленной площадке.
В 1976-84 гг. строились и вводились в эксплуатацию производственные корпуса на 2-й промышленной площадке.
В начале 90-х годов, в условиях резкого сокращения объемов производства специальной техники, было принятое решение о наращивании производства конкурентоспособных товаров народного потребления. Используя накопленный производственный потенциал (производственные мощности, трудовые ресурсы, опыт специалистов) была начата переориентация завода на серийный выпуск ручного электрифицированного инструмента.
Серийный выпуск электроинструмента предусмотрен Национальной Целевой Комплексной Программой Украины "Ручной механизированный инструмент", которая позволяет обеспечить потребности потребительного рынка Украины.
В 1996 г. завод приступил к изготовлению управляющих систем безопасности атомными реакторами для Южно-Украинской АЭС, получив на это лицензию от Госатомнадзора.
В 1994 г. завод был преобразован в акционерное общество открытого типа "Завод "Фиолент".
В 1997г. в составе ОАО созданы 2 дочерних предприятия: "Фиолент-МЕХПЛАСТ", "ФиолентИНТЕК".
ОАО "Завод "Фиолент" - одно из трех предприятий Крыма, которое Постановлением КМУ от 21.08.97г. Nє 91 включено в перечень объектов, имеющих стратегическое значение для экономики Украины.
Место размещения и общая характеристика завода.
ОАО "Завод Фиолент" размещается на 2-х промышленных площадках:
1-я площадью 3,07 га размещена в центре города между улицами Киевской, Ленинградской и Фрунзе.
2-я промышленная площадка площадью 8,45 га. Размещается на окраине г. Симферополя в северо-восточной зоне по ул. Глинки.
2. Планирование и реализация внешнеторговой деятельности в современных условиях
В настоящее время ОАО “Завод Фиолент" имеет в своем составе два специализированных производства:
1. Производство систем управления.
Выпускает системы управления техническими и навигационными средствами судов, системы управления корабельной электроэнергетикой, датчики, сигнализаторы, электронные блоки на многослойных и двухсторонних печатных платах. Сборочные цеха завода оснащены необходимым технологическим оборудованием для изготовления электронных блоков на платах печатного монтажа, влагозащиты блоков и плат лаками, заливки компаундами, изготовления трансформаторов; имеется большой набор измерительных приборов, испытательных стендов для проведения контрольных, настроечных и испытательных работ
2. Производство электрических микромашин и ручного электроинструмента.
Выпускает на современном техническом уровне прецизионные датчики угловых положений электромашинного типа (вращающиеся трансформаторы, сельсины, фазовращатели и др.) корпусного и безкорпусного исполнения и преобразователи к ним типа “угол-код“, которые могут быть использованы как в военной технике, так и в изделиях общепромышленного назначения (навигации, радиолокации, станкостроении, автоматизированных линиях). Производство микромашин аттестовано на право выпуска изделий для нужд оборонных отраслей промышленности Украины и России.
Выпускает также ручной электроинструмент: лобзики (пилы маятниковые), фрезерные машины, электрорубанки, плоскошлифовальные машины, односкоростные и двухскоростные сверлильные ударные машины с электронным управлением мощностью 450-750 вт., шуруповерты, угловые шлифовальные машины мощностью 1 и 2 квт, пилы дисковые мощностью 2 квт. общим объемом 380 тыс. шт. в год. Освоенные изделия оснащены универсальными коллекторными двигателями на рабочее напряжение 220 вольт, обладают современным дизайном, высоким качеством, защитная изоляция отвечает международному стандарту безопасности по норме МЭК745, сертифицированы на соответствие безопасности в России и Украине.
Производство ручного электроинструмента на заводе начато в 1991 году в результате конверсии производства микромашин и обусловлено потребностями отечественного потребительского рынка. В настоящее время ОАО "Завод Фиолент" является основным производителем ручного электроинструмента в Украине.
3. Пути совершенствования и повышения эффективности внешнеторговых операций
ОАО "Завод Фиолент" в процессе производства изделий используются технологические процессы:
изготовление печатных плат (односторонних, двухсторонних, с теплостоком);
изготовление электроэлементов с применением капельной пропитки;
изготовление якорей электроинструмента на автоматических линиях итальянской фирмы "AXIS";
электромонтаж печатных плат;
холодная штамповка на кривошипных и чеканочных прессах, прессах-автоматах;
механообработка на всех видах металлорежущего оборудования;
литье под давлением алюминиевых сплавов;
порошковая металлургия (изготовление деталей из железного, титанового, медного порошка);
переработка пластмасс литьем и прессованием;
изготовление резино-технических изделий;
все виды термообработки;
аргонно-дуговая сварка алюминия, титана, лазерная и контактная сварка;
нанесение гальванических и лакокрасочных покрытий.
За последние годы внедрено оборудование для прогрессивного формообразования и технологические процессы:
Изготовления валов и др. деталей методом поперечно-клиновой прокатки.
Термической и химико-термической обработки деталей в псевдо-сжиженном слое катализатора.
Горячей объемной безоблойной штамповки заготовок электроинструмента.
Изготовления деталей методом порошковой металлургии, в том числе зубчатых шестерен, подшипников скольжения и других сложных деталей.
На предприятии имеется испытательная лаборатория, акредитованная на техническую компетентность в Системе УкрСЕПРО.
Относительно политики качества, то удовлетворение запросов потребителя – цель деятельности ОАО "Завод "Фиолент".
Руководство признает свою ответственность за поддержание и повышение технического, организационного и квалификационного уровня деятельности предприятия, направленного на обеспечение:
• Разработки, изготовления, поставки и обслуживания конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя и общества в целом.
• Поставки потребителю продукции заданного качества, в установленные сроки и за приемлемую цену.
Осуществление данной политики предполагает внедрение высокоэффективных технологий и оборудования, совершенствование методов управления производственными процессами, контроля качества и испытаний, обучение, подготовку и мотивацию персонала к высокопроизводительному труду.
Руководство ОАО "Завод "Фиолент" призывает к осознанию каждым членом коллектива своей роли и позиции в достижении конечных результатов и всемерном участии в реализации Политики в области качества.
На ОАО "Завод Фиолент" проведена сертификация системы управления качеством продукции производства электроинструмента:
- 26.01.03 г. получен сертификат №UA2.030.677 в системе сертификации УкрСЕПРО на систему управления качеством производства, ремонта и гарантийного обслуживания ручного электроинструмента, который свидетельствует о соответствии ее требованиям ДСТУ ISO 9001-2001 "Системы управления качеством. Требования";
- 30.01.03 г. получен международный сертификат Bureau Veritas о соответствии системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001: 2000 в области проектирования, производства и сервисного обслуживания ручного электроинструмента.
Проведенная сертификация производства электроинструмента свидетельствует о том, что:
- выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам и ожиданиям потребителей;
- соблюдаются обязательные государственные нормативные требования по качеству;
- потери от выпуска некачественной продукции сведены к минимуму;
- предприятие способно выпускать качественную продукцию, что продемонстрировано посредством независимой оценки эффективности системы.
Расширение номенклатуры серийного производства электроинструмента, снижение его себестоимости за счет внедрения прогрессивного оборудования повысят экспортный потенциал предприятия и обеспечит выход на рынки дальнего зарубежья.
4. Показатели производственной мощности предприятия
В 2004 году планируется довести использование среднегодовой производственной мощности в основном производстве до 80,3%.
Внедрение в производство агрегатных станков для обработки корпусных деталей, токарно-револьверного автомата для обработки деталей типа "шпиндель" и "стакан", создание участка автоматизированной статоронамотки позволит организовать работу этого оборудования в полноценных 2 смены с использованием среднегодовой производственной мощности до 90%, что позволит довести использование среднегодовой мощности основного производства в 2004 году до 81,5%.
В ОАО "Завод Фиолент" число аттестованных рабочих мест на 01.01.03 г. составило 1409. Внедрение намечаемых мероприятий позволит увеличить количество рабочих мест на 8-10.
Численность ОАО "Завод Фиолент" составляет:
на 01.01. 2000 г. – 2170 чел.
на 01.01. 2001 г. – 2404 чел.
на 01.01. 2002 г. – 2409 чел.
на 01.01. 2003 г. – 2457 чел.
на 01.04. 2003 г. – 2485 чел.
на 01.06. 2003 г. – 2514 чел., т.е. имеет место стабильный прирост численности работающих, что связано с высокими темпами роста объемов производства (ежегодный прирост достигает 30%).
Недостатка в рабочих кадрах предприятие не ощущает, в связи с наличием в регионе свободных рабочих рук, стабильной занятостью на предприятии и отсутствием задолженностей по зарплате. Подготовка рабочих нужных специальностей осуществляется через Центр занятости, учебно-курсовые комбинаты, училища и техникумы г. Симферополя. Подготовку специалистов нужных специальностей осуществляют Севастопольский государственный технический университет, Крымский государственный индустриально-педагогический институт и Таврический государственный университет и другие ВУЗы г. Симферополя.
Материальные ресурсы (материалы и комплектующие изделия) обеспечиваются за счет длительных производственных связей с поставщиками из Украины, России, Болгарии, Германии, Китая. Договорные обязательства выполняются в срок, так как задолженности по платежам за поставляемые ресурсы нет. Крупные поставки осуществляются железнодорожными вагонами, морскими контейнерами. Мелкие поставки – собственным автомобильным транспортом.
5. Эффект внешнеторговой деятельности
Финансовое положение ОАО "Завод Фиолент" за 2 года характеризуется данными, сведенными в прилагаемую таблицу №1.
Табл. № 1
Наименование статьи | 01.01.01 | 01.07.01 | 01.01.02 | 01.07.02 | 01.01.03 |
Основные средства | 19568 | 19086 | 15925 | 18339 | 18480 |
Запасы и затраты | 11505 | 11576 | 15503 | 12639 | 12975 |
Дебиторская задолженность | 8076 | 9116 | 8338 | 8897 | 9645 |
Краткосрочные финансовые вложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Денежные средства | 94 | 1022 | 26 | 499 | 289 |
Общая сумма активов | 54954 | 56645 | 55525 | 56321 | 57714 |
Собственные и приравненные к ним средства | 46527 | 49485 | 50515 | 51453 | 53213 |
Долгосрочные кредиты и займы | 4986 | 2810 | 970 | 500 | 159 |
Краткосрочные кредиты и займы | 0 | 0 | 0 | 59 | 0 |
Кредиторская задолженность | 3163 | 4186 | 3726 | 4145 | 3992 |
Общая сумма пассивов | 54954 | 56645 | 55525 | 56321 | 57714 |
Выручка от реализации продукции (без НДС) | 47765 | 22817 | 45373 | 22197 | 51619 |
Затраты на производство продукции | 33023 | 18183 | 37942 | 19192 | 43557 |
Результат от реализации | 14742 | 4634 | 7431 | 3005 | 8062 |
Другие внереализационные затраты | 8772 | 225 | 870 | 1770 | 4608 |
Балансовая прибыль | 5970 | 4859 | 6561 | 1235 | 3454 |
Платежи в бюджет за счет прибыли | 5533 | 1020 | 1968 | 721 | 607 |
Чистая прибыль | 3034 | 3401 | 4593 | 884 | 2847 |
в т. ч. за счет списания налогового долга | 1837 | 4014 | 303 |
Другие показатели тоже свидетельствуют о стабильной работе предприятия:
Коэффициент покрытия характеризует возможность предприятия покрыть свои текущие обязательства имеющимися в распоряжении оборотными активами (увеличение с 5,85 до 6,79).
Коэффициент быстрой ликвидности свидетельствует о способности предприятия погасить текущие обязательства без привлечения запасов материалов, готовой продукции, НЗП, товаров (увеличение с 2,6 до 3,54).
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует возможность погасить текущие обязательства на дату составления баланса при использовании для этого только лишь денежных средств и их эквивалентов в национальной и иностранной валюте.
Величина чистого оборотного капитала показывает разницу между имеющимися в распоряжении оборотными активами и текущими обязательствами (увеличится на 3744 тыс. грн).
Анализ платежеспособности (финансовой устойчивости) предприятия осуществляется по данным баланса предприятия, характеризует структуру источников финансирования ресурсов предприятия, степень финансовой устойчивости и независимости предприятия от внешних источников финансирования деятельности.
Коэффициент платежеспособности (автономии) показывает удельный вес собственного капитала в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Коэффициент структуры капитала (финансирования) рассчитывается как отношение привлеченных и собственных средств и характеризует зависимость предприятия от привлеченных средств. Эти два показателя закономерно показывают временную зависимость предприятия от внешних источников. Их значение улучшиться при достижении экономического эффекта, получении прибыли от внедряемых мероприятий и возврате денежных средств по инновационному договору.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как отношение величины чистого оборотного капитала к величине оборотных активов (увеличивается с 6,85 до 7,79).
Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая – капитализирована (увеличивается с 0,36 до 0,42).
Настоящее финансовое положение ОАО "Завод "Фиолент" считается устойчивым.
6. Анализ деятельности службы маркетинга
В 1992году ОАО "Завод "Фиолент" освоил производство ручного электроинструмента. После перехода от производства продукции военного и специального назначения к производству товаров народного потребления, руководство завода столкнулось с тем, что необходимо искать рынки сбыта товаров. В начале продукция реализовывалась в основном на территории Украины, что не давало значительных ростов объемов реализации. Поэтому в 1998г. было принято решение об организации нового подразделения – отдела маркетинга. Основной задачей отдела в начале его становления был поиск новых покупателей, как на Украине, так и за рубежом.
На сегодняшний день ОАО "Завод "Фиолент" является ведущим производителем электроинструмента в Украине. Объем производимого инструмента заводом "Фиолент" занимает в целом 84,5% от общего объема производства инструмента в Украине. Кроме ОАО "Завод Фиолент" в Украине по производству электроинструмента работает Черкасский завод, однако в ассортименте всего две позиции (дрель и виброшлифмашина). Запорожский завод (рубанок, пила "Аллигатор"), Черниговский завод (дрели), Одесский завод (шлифовальная машина).
На Украине завод имеет развитую дилерскую сеть, заключены договора с торгующими и ремонтными предприятиями в каждой области.
Табл. № 2.
Региональная дилерская сеть ОАО "Завод "Фиолент" на Украине
№ | Регион | Региональный представитель |
1 | Винница | ЧП Вишталь В.Г. |
2 | Винница | ЧП Мосийчук А |
3 | Днепропетровск | ЧП Бублик С.И. |
4 | Донецк | ЧП "АДМ" |
5 | Донецк | ЧП "Алиса Инструмент" |
6 | Запорожье | ЧП Голубков А.Ю. |
7 | Ивано - Франковск | ЧП "Винг " |
8 | Киев | ООО "Алекс" |
9 | Киев | ООО "Фирма "Атлант - С" |
10 | Киев | ООО "Актив Инвест" |
11 | Киев | ЧП "Грим-Сервис" |
12 | Кременчуг | ООО "Максимал-Инструмент" |
13 | Кривой Рог | АОЗТ "Техпромналадка" |
№ | Регион | Региональный представитель |
14 | Луганск | ЧП Климкин С.М. |
15 | Луганск | ЧП Черкасский Ю.Л. |
16 | Львов | ООО "Дом Инструментов" |
17 | Львов | ООО "Чебурашка" |
18 | Николаев | ЧП Кравченко М.В. |
Одесса | ЧП "Бегемот" | |
19 | Одесса | ООО "Втормет" |
20 | Одесса | ООО "Фаворит-Юг" |
21 | Ровно | ЧМП "Техкомункомплект" |
22 | Сумы | ТОВ "Агроконтракт" |
23 | Харьков | ЗАО "Харьковинструментподшипник" |
24 | Хмельницкий | ЧМП "Кристалл" |
25 | Херсон | ЧП Романов Р.А. |
26 | Черкассы | ПВКФ "Контракт Плюс" |
27 | Черкассы | ЧП Дивнич Н.П. |
28 | Чернигов | ООО "ВПК Сервис" |
29 | Черновцы | ЧП Хмилевский А.В. |
30 | Тернополь | ООО "Предприятие фирма "Коныст" |
Для анализа работы отдела маркетинга по Украине, рассмотрим динамику реализации продукции по годам.
Табл. № 3.
Анализ динамики объемов реализации электроинструмента в Украине в 2001-2003гг.
месяц | Поступления, грн | Прирост% | |||
2001 Украина | 2002 Украина | 2003 Украина | 2002 к 2001 | 2003 к 2002 | |
январь | 619274 | 822880 | 1581400 | 32,88 | 92,18 |
февраль | 712213 | 852262 | 1592800 | 19,66 | 86,89 |
март | 713575 | 834010 | 1666072 | 16,88 | 99,77 |
апрель | 650038 | 826506 | 1585747 | 27,15 | 91,86 |
май | 617718 | 792794 | 1582955,7 | 28,34 | 99,67 |
июнь | 714115 | 866312 | 1662703,42 | 21,31 | 91,93 |
июль | 751606,04 | 951789 | 1778818,15 | 26,63 | 86,89 |
август | 792816,07 | 1067968 | 2070236 | 34,71 | 93,85 |
сентябрь | 831931,15 | 1376117 | 207538,44 | 65,41 | 15,08 |
октябрь | 1097043 | 1568666 | 2432090,92 | 42,99 | 55,04 |
ноябрь | 1090448 | 1885843,09 | 2162420,78 | 72,94 | 14,67 |
декабрь | 746507,57 | 1454280,81 | 2394111,07 | 94,81 | 64,63 |
ИТОГО | 9337284,8 | 13299427,9 | 20716893,48 | 42,43 | 55,77 |
Анализируя поступление денежных средств за 2002 год по Украине, необходимо отметить, что прирост за 2003 по сравнению с 2002 годом составил 55,77%, при этом прирост по дилерской сети составил 51,85%.
Табл. № 4.
Анализ динамики объемов реализации электроинструмента по дилерам в Украине в 2001-2003гг.
месяц |
Поступления, грн | Рост% | |||
2001 Дилеры | 2002 Дилеры | 2003 Дилеры | 2002 к 2001 | 2003 к 2002 | |
январь | 367 358 | 449 680 | 654 921 | 122,41 | 45,64 |
февраль | 406 912 | 459 950 | 692 371 | 113,03 | 50,53 |
март | 406 490 | 543 553 | 854 804 | 133,72 | 57,26 |
апрель | 482 046 | 556 694 | 885 311 | 115,49 | 59,03 |
май | 335 210 | 573 348 | 906 019 | 171,04 | 58,02 |
июнь | 431 176 | 598 807 | 932 821 | 138,88 | 55,78 |
июль | 433 137 | 629 124 | 1 034 088 | 145,25 | 64,37 |
август | 534 393 | 731 540 | 988 956 | 136,89 | 35, 19 |
сентябрь | 538 401 | 815 663 | 1 260 432 | 151,50 | 54,53 |
октябрь | 667 988 | 804 154 | 1 211 605 | 120,38 | 50,67 |
ноябрь | 621 644 | 908 525 | 1 165 278 | 146,15 | 28,26 |
декабрь | 542 904 | 680 261 | 1 183 678 | 125,30 | 74,00 |
ИТОГО | 5 767 660 | 7 751 297 | 11 770 283 | 34,39 | 51,85 |
Прирост по Украине объясняется следующим:
Дальнейшее продвижение торговой марки "Фиолент" в Украине (рекламная кампания по городам Украины, рекламные акции-демонстрации электроинструмента "Фиолент" и пр).
Появление новых дилеров (за год появилось 4 новые организации)
Расширение номенклатуры выпускаемых изделий (за год появились пила дисковая {ПД2-75}, машина углошлифовальная {МШУ2-9-125}, машина фрезерная {МФ3-1100Э}), при этом за год прирост по новой продукции составил 13,37% за год.
7. Практика внешнеэкономической деятельности
Что касается внешнеэкономической деятельности, то результатом работы отдела стало открытие представительств завода в Российской Федерации в 1999г.: в г. Москва и г. Ростов-на-Дону. Представительства были открыты на базе фирм, основным видом деятельности которых была торговля электроинструментом крупным оптом.
Деятельность отдела была направлена на организацию широкой дилерской сети в РФ и сети гарантийных мастерских, которые приобретают электроинструмент в представительствах завода в России. Работа представительств была разделена по территориальному принципу – Московское представительство реализует продукцию на всей территории РФ кроме южных регионов РФ и Кавказа, где торговлю осуществляет Ростовское представительство. Такое распределение было зафиксировано документально Положением о совместной деятельности представительств ОАО "Завод "Фиолент" в РФ от 10.04.02.
Большая доля производимой продукции ОАО "Завод "Фиолент" экспортируется в Российскую Федерацию, по данным 2001-2003гг., более 70% электроинструмента, производимого заводом, было отгружено в РФ.
Из анализа динамики общего объема реализации электроинструмента в РФ видно, что ежегодно наблюдается стабильный рост объемов реализации, только с 2001 года к 2003году объемы возросли на 31,95%.
Общее количество отгруженного в Россию электроинструмента в 2003 г. составляет 279640шт., из них в Москву – 155946 шт., в Ростов - 123694 шт, Москва в общем объеме занимает 55,9%, Ростов – 44,1%. В 2003г. в сравнении с 2002г. рост составил 15,5%, рост объемов отгрузок Москвы составил – 27%, Ростова - 46%.
Доля закупок электроинструмента в РФ
По итогам 2003г. снизилась доля лобзика, увеличилась – шуруповерта, остальные позиции без изменений.
Доля приоритетной продукции в 2003г составила – 18%, отгружена на сумму 46 млн. руб., что в общем объеме денежных поступлений занимает 24%. Доля Ростова по приоритетной продукции составляет – 37%, Москва – 63%.
Средний прирост поступления денежных средств из РФ в 2003г к 2002г составил– 19.6%, темп роста 2001г к 2002г – 8%.
Помимо реализации электроинструмента в РФ, ОАО "Завод "Фиолент" экспортирует продукцию в Молдову, Казахстан, Румынию, Армению, Азербайджан.
Табл. № 5
Динамика экспорта в 2002-2003гг, руб.
Страна | Количество, шт | Сумма, руб | ||
2002 | 2003 | 2002 | 2003 | |
Казахстан | 298 | 889 | 292346,00 | 798348,00 |
Азербайджан | 2660 | 0 | 1875608,00 | 0 |
Молдова | 537 | 883 | 460579,00 | 740094,00 |
Румыния | 0 | 718 | 0 | 576170,00 |
Итого | 3495 | 2490 | 2628533,00 | 2114612,00 |
Испания | Опытные образцы | |||
Австрия |
Доля экспортных операций кроме РФ, составляет 1,5% в общем объеме экспорта. Что не маловажно, объем экспорта кроме РФ в сравнение с 2002г. в 2003г. уменьшился, когда как наблюдается значительный рост реализации в Украине и РФ.
Конкуренция
Как говорилось ранее Завод "Фиолент" большую часть выпускаемой продукции отправляет на экспорт и прежде всего в РФ, где существует сильная конкуренция с местными производителями.
Помимо российских инструментальных компаний, на рынке РФ широко представлена номенклатура ООО "Rebir", г. Резекне, Латвия (пилы дисковые, дрели, перфораторы, пилы маятниковые) и DauER г. Даугавпилс, Латвия (перфораторы, отбойные молотки, станки деревообрабатывающие).
А также западно-европейские, японские и американские производители: Sрагку, Аtlаs Сорсо, Саsа1s РRО Sр, Sкil, Меtаbо, DeWALT.
По полученной информации об объемах производства электроинструмента ведущими российскими инструментальными компаниями в 2003 г. в объемах и номенклатуре, было выявлено место Фиолент.
Рис. 1.
По полученным данным об объемах производства электроинструмента в РФ можно сделать следующие выводы:
ОАО "Завод Фиолент" занимает среди ведущих российских инструментальных компаний 4-е место, которое делит с ООО "Ребир" после ПНППК, ООО "Ребир", ИЗМИ г. Ижевск, удельный вес ОАО "Завод Фиолент" составляет (14%).
Лидирующую позицию среди производителей электроинструмента "Фиолент" занимает по производству лобзиков (51%), фрезерных машин, 2-е место "Диффузион" (40%).
Среди производителей дисковых пил лидирующую позицию занимает ООО "Ребир" (74%).
Лидером среди производителей углошлифовальных машин является "Лепсе" 55% от общего объема производимых углошлифовальных машин в России, 2-е место – ИМЗ (Ижевск) (22%), удельный вес машин углошлифовальных производства Фиолент занимает всего (7%).
Среди производителей рубанков Фиолент занимает последнее место.
8. Рекламная деятельность на предприятии (ОАО "Завод "Фиолент")
8.1. Анализ рекламной кампании ОАО "Завод Фиолент" за 2003 г
Запланированный рекламный бюджет на 2003 г. составляет 248000 грн.
Фактические затраты составили 290262,1 грн
Перерасход 42262,1 грн.
Проанализируем эффективность рекламных кампаний, отдельно в Украине, в России.
Россия.
Рекламная кампания в России велась циклично, со значительными разрывами между периодами подачи информации потребителю. Это обусловлено, прежде всего, нехваткой средств рекламного бюджета, а, следовательно, необходимостью выбора времени, оптимально подходящего для подачи информации.
Первый всплеск рекламной активности приходится на апрель-период проведения российской строительной недели, второй на июнь-начало сезона региональных строительных выставок, третий-на октябрь-период проведения выставки "Интертул-2003, Москва".
Общие выводы и предложения по рекламной кампании в РФ.
В 2003 г. в РФ рекламная кампания велась циклично с большими перерывами между подачей информации. Это всегда приводит к потере эффективности достигнутой на всплеске рекламной активности, т. к. новая информация перестает поступать, а поданная ранее перестает действовать. В дальнейшем, необходимо постараться избегать подобных "скачков", и заключив договор с одним наиболее рейтинговым изданием обеспечить непрерывное поступление информации к конечному потребителю. Безусловно, на фоне "инертной" рекламной кампании, рассчитанной на долгосрочный период, должны иметь место рекламные всплески, приходящиеся на сезоны выставок, когда "вялотекущей" рекламы не достаточно. Здесь могут быть задействованы 2-3 издания, являющиеся информационными спонсорами выставок, посвященных строительству и деревообработке. Такой подход к рекламе в СМИ дает возможность не потерять эффективность, достигнутую на предыдущем этапе, и получить дополнительную, за счет рекламных всплесков.
Необходимо пересмотреть подход к участию в выставках и обеспечить участие "ОАО "Завод Фиолент" не только в инструментальных выставках, дающих выход на фирмы, торгующие электроинструментом, или носящих имиджевый характер, но и в строительных и посвященных деревообработке и производству мебели, которые обеспечивают прямой контакт, непосредственно с конечным потребителем - строительными и мебельными организациями.
Что касается коммерческой эффективности проведенных рекламных кампаний, две из них дали положительный экономический эффект:
Апрельская-478623,2 руб.
Июньская-260201,3 руб.
октябрьская рекламная кампания была полностью затратной и экономического эффекта не дала.
Таким образом общий экономический эффект от рекламной кампании ОАО "Завод Фиолент" в 2003г. в РФ составляет:
478623,2+260201,3 - 166219,1=572605,4. (Дополнительный доход полученный заводом за год в результате проведенной рекламной кампании в РФ)
Украина.
Рекламная кампания в Украине велась достаточно равномерно, информация в СМИ присутствовала постоянно, за исключением мая, однако, такой разрыв не может оказать значительное влияние на колебания эффективности. Наблюдалось четыре всплеска активности подачи информации:
в июне-участие в выставке "Интертул-2003, Киев" и анонс в прессе.
в сентябре - совместное участие в выставке "Дом, офис, квартира" с харьковским дилером и реклама в прессе.
в октябре - рекламная акция по анонсу скидок с львовским, днепропетровским и луганским дилерами и самостоятельная реклама в прессе.
в декабре - имиджевая акция:
участие в Международном форуме экономического сотрудничества
реклама на ТК "Интер": сюжет в программе "Подробности", размещение логотипа завода на часах перед программой "Подробности" в течении недели.
Рассчитаем экономический эффект от рекламных кампаний по периодам в следующем порядке:
от начала года до достижения наивысшей интенсивности подачи рекламной информации в апреле
июньский всплеск
сентябрьский, октябрьский всплески
декабрьский всплеск.
Период с начала года до достижения наивысшей интенсивности подачи рекламной информации в апреле
В 2002 г. самостоятельная рекламная кампания в Украине заводом не велась, информация к потребителю через СМИ стала поступать только в 4 квартале 2002 г. за счет рекламных кампаний, проводимых дилерами в региональных СМИ.
Общие выводы и предложения по рекламной кампании в Украине.
Рекламная кампания в Украине велась планомерно, на фоне "инертной" рекламной кампании (постоянное присутствие информации в одном, наиболее рейтинговом издании), наблюдалось три всплеска рекламной активности: июньский (под выставку "Интертул, 2003, г. Киев"), сентябрьский – октябрьский (под сезон осенних выставок в