Бунт молодежи против общественных ценностей: социологический аспект
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии
Кафедра социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ:
«Бунт молодежи против общественных ценностей: социологический аспект»
Студент группы СЦэ-302 Русакова Е.В.
Научный руководитель Чебыкина И.В.
кандидат социологических наук
Екатеринбург
2007
Содержание
Введение 3
1. Ценностные ориентации молодежи и отношение к
протестному поведению. 5
1.1 Общее знание респондента о предмете исследования 5
1.2 Смысл бунта против общественных ценностей 5
2. Факторы, влияющие на принятие молодежью идей отречения от
общественных ценностей 9
3. Склонность молодежи к протестному поведению против
общественных ценностей 15
Заключение 18
Методическое заключение 20
Приложения 22
Приложение 1. Программа социологического исследования 22
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 31
Приложение 3. Таблицы одномерного распределения 34
Приложение 4. Таблицы двухмерного распределения 48
Приложение 5. Критерии и коэффициенты корреляции 55
Введение
Все больше молодежи отрекаются от общественных ценностей и при этом, в их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. Само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностных ориентаций. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно на протяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. С одной стороны, этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества, с другой – именно такому взгляду на мир обязаны многие культурные достижения и научные открытия. Является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всего лишь новая форма самовыражения молодежи? Как сама молодежь относится к данному явлению? Эти вопросы определяют острую актуальность данной темы.
Объект: Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет: Отношение молодежи к бунту против общественных ценностей.
Цель: Определить отношение и склонность молодежи к бунту против общественных ценностей.
Задачи:
1)Выявить взгляды молодых людей на идеи отречения от общественных ценностей;
2)Выявить оценку молодежью данного явления;
3)Выявить степень склонности молодежи к протестному поведению.
4)Определить закономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;
5)Выявить социально-демографические характеристики объекта и их влияние на процесс отречения против общественных ценностей.
Исследование проводилось с 16 по 25 сентября 2006 года.
Метод сбора информации - уличный опрос. Инструментом исследования являлась анкета (Приложение 2). Опрос проводился в форме стандартизированного интервью. Местом проведения была выбрана центральная часть города Екатеринбурга.
Так как исследование является пилотажным, то выборочная совокупность составила 35 человек, и в связи с этим ее репрезентативность является очень маленькой.
Объектом исследования являлись молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Большинство из них не состоит в браке. В основном опрошенные являются учащимися различных образовательных учреждений.
1. Ценностные ориентации молодежи и отношение
к протестному поведению
1.1 Общее знание респондента о предмете исследования
Одной из важных задач исследования является определение отношения молодежи к процессам отречения от ценностей, признанных в обществе, в котором происходит их взросление и становление как самостоятельной личности. Так же необходимо было выявить, как сама молодежь оценивает данные явления.
По данным пилотажного опроса, все респонденты, так или иначе, сталкивались с явлением осознанного отрицания общественных ценностей молодежью в обществе. При этом, чаще всего они понимают, но не разделяют отречение от ценностей. Такую позицию принимает половина опрошенных.
Бунт молодежи считают общественной реальностью ѕ молодых людей, принявших участие в опросе. 15% считают его, напротив, выдумкой.
Таким образом, можно предположить, что данное явление имеет место в обществе и сама молодежь, как социальная группа, в которой наблюдается данное явление, имеет представление о проблеме. Кроме того, можно сказать, что отношение к позиции отрицания ценностей весьма терпимое. Однако такое поведение не является нормой, так как не разделяется большинством представителей группы.
1.2 Смысл бунта против общественных ценностей
Любопытно распределились мнения респондентов о том, могут ли бунтующие добиться какого-либо результата своим поведением (Рис. 1) .
Рис. 1. Могут ли бунтующие добиться результата
Данный вопрос был направлен на выявление оценки такого поведения респондентом. Ведь если бунт считается безрезультатным, значит, сам бунт не имеет смыла. Ответы респондентов разделились на примерно равные доли. Половина опрошенных считает, что бунт не позволяет добиться результата, а 40% придерживается противоположного мнения. Таким образом, можно предположить, что бунт является для молодежи не средством, а целью.
Если сравнить полученные данные с мнением о том, является ли данное явление выдумкой, или же это существующая реальность, можно предположить, что 15 % из 40% не верящих в результат, попросту считают такое поведение надуманным, не имеющим под собой общественного значения (выдумка). Такое предположение можно сделать на основании того, что 15 % респондентов, считающих объект выдумкой, полагают, что бунтующие не могут добиться результата (Приложение 4, таблица 3). В этом случае, четверть опрошенных считает бунт глупостью, не дающей результата.
Респондентам так же предлагалось оценить по десятибалльной шкале распространенность в обществе явления отречения от принятых норм молодежью. При этом, минимальные значения предполагали крайне низкую распространенность, а максимальные, напротив, крайне высокую. Мнения распределились следующим образом: половина респондентов оценили распространенность явления в обществе в «3» и «4» балла. Максимальные баллы «9» и «10» не дал ни один респондент. Из этого можно сделать вывод, что изучаемое явление хоть и имеет место, однако распространено не достаточно широко по оценке молодежи. Возможно, такая оценка связана с тем, что большинство респондентов не являются носителями взглядов, изучаемых в нашем исследовании, и могут быть не достаточно осведомлены относительно настоящей ситуации в обществе.
Так же в
исследовании
была изучена
оценка молодежью
бунта против
общественных
ценностей
относительно
того, насколько
он является
нормальным
для общества.
Мнения респондентов
на этот счет
достаточно
категоричны.
Никто из опрошенных
не затруднился
с ответом. При
этом большинство
из них (90%) не видят
в явлении
саботирования
общественных
норм молодежью
ничего противоестественного
и считают его
вполне нормальным
для общества
(Рис. 2).
Рис. 2 Является ли бунт против общественных ценностей нормальным для общества
Из полученных данных следует, что бунт против общественных норм не воспринимается, как нечто не нормальное среди членов самой группы. Оно является естественным общественным процессом и не вызывает настороженности у представителей молодежной среды. В связи с этим, следует рассматривать данное явление не только с позиции общественного заболевания, но и с точки рения эволюционного развития общества.
В результате изучения мнения молодежи относительно бунта против общественных ценностей, мы получили следующие результаты: данное поведение является знакомым объекту. В большинстве своем, такое поведение не разделяется респондентами, но и не воспринимается ими как что-либо опасное или неестественное. Таким образом, опровергается первая гипотеза исследования, предполагающая, что лишь не большая часть респондентов сталкивалась с явлением отречения от общественных ценностей молодежью. Более того, изучаемое явление распространено несколько шире, чем полагалось ранее.
2. Факторы, влияющие на принятие молодежью идей отречения от
общественных ценностей
Причины бунта против общественных норм могут быть разными. Корни его могут крыться и в вечном противостоянии отцов и детей, и даже во всеобъемлющих проблемах глобализации ХХ века. Однако поиск ответов на столь глубокие философские вопросы не являлся целью нашего исследования. Мы старались лишь определить мнение самих представителей молодежи на этот счет. Поэтому в инструменте исследования был предложен перечень факторов, имеющих наибольшее влияние на формирование личности молодого человека в современном обществе. Среди них: пример родителей, учебное заведение, друзья, СМИ, печать, ТВ, литература, музыка, стремление, выделиться, стресс, общественные изменения. Респондентам было предложено оценить их влияние на современную молодежь и, кроме того, респондент имел возможность предложить свой вариант ответа на этот вопрос. (Рис 3)
Рис. 3 Факторы, формирующие взгляды отрицания общественных ценностей
Респондентам так же предлагалось выбрать из отмеченных факторов 3 наиболее важных и проранжировать их. В целом, картина полученных результатов не слишком отличается от первичного выбора (Рис. 4). Однако наблюдается некоторый перевес в сторону лидирующих факторов, что лишний раз подчеркивает их значимость и не случайность попадания в данную категорию.
Рис. 4 Важнейшие из факторов влияющих на протестное поведение молодежи
Для проведения анализа полученные данные можно представить в виде таблицы, сопоставляющей доли важности факторов, выбранных респондентом при первичном определении и при выдвижении наиболее значимых факторов среди выбранных.
Все указанные факторы можно условно разделить на 2 группы: влияющие из вне и внутренне мотивирующие. Рассмотрим их более подробно.
Лидирующее место занимает фактор «стремление выделиться» (15% от всех выбранных вариантов и 20% от важнейших – Табл. 1). Он весьма отличается от прочих предложенных факторов еще и содержанием: если остальные имеют внешнее влияние на индивида, то данный фактор обладает скорее психологическими характеристиками и носит внутрипобудительный характер. В переходном возрасте – возрасте становления личности молодого человека – стремление выделиться играет огромную роль и является способом самоопределения в жизни, признаком взрослой, своей собственной позиции. Столь высокая важность этого фактора для молодежи и определила его высокий рейтинг.
Таблица 1 Сравнение первичного выбора фактора и определения наиболее значимых факторов
Фактор |
Первичный выбор (в %) |
Наиболее значимый (в %) |
пример родителей | 8 | 8 |
учебное заведение | 5 | 4 |
друзья | 13 | 17 |
СМИ | 9 | 8 |
печать | 2 | 1 |
ТВ | 10 | 10 |
литература | 7 | 5 |
музыка | 12 | 8 |
стремление выделиться | 14 | 20 |
стресс | 9 | 6 |
общественные изменения | 9 | 10 |
свой вариант | 2 | 3 |
Однако если разобраться в причинах, побуждающих в данном случае к подобному действию, можно заметить, что сам бунт уходит на второй план и является лишь способом реализации тайных внутренних мотивов.
В анкете респонденту предлагалось так же выявить собственный фактор, влияющий на формирование бунта против ценностей. Так называемый «свой вариант» был предложен тремя опрошенными. Так или иначе, смысл этого варианта во всех трех случаях сводился к внутреннему мироощущению, миропониманию и позиции молодого человека, отрицающего общественные ценности.
Таким образом, эти два фактора образовывают группу «внутренних мотивов», имеющую, в общей сложности, 17% от всех выбранных ответов и 23% в важнейших. Разница между вариантами заключается, вероятно, в том, что в первом случае, когда речь идет о стремлении выделиться, отношение респондента скорее отвергающее такие ценности, т.к. данный вариант обозначает подстановку целей, о которой говорилось ранее. Во втором же случае, эти взгляды скорее оправдываются таким своеобразным внутренним виденьем жизни.
Следующими по значимости после «стремления выделиться», с незначительным отличием в процентных составляющих идут «друзья» Этот фактор относятся к группе внешне влияющих, так как природа его мотивации проистекает из окружающей среды молодого человека. Среди важнейших факторов «друзья» набирают 17% в рейтинге, что подчеркивает значимость фактора.
К этой же подгруппе факторов можно отнести и «учебное заведение», так как именно в его стенах происходит взросление молодого человека, формирование его взглядов. Как правило, именно в учебном заведении находится основной круг общения молодого человека. Поэтому, характер социальной ориентации сего заведения формирует не только соответствующий контингент учащихся, образующих ближайшее окружение индивида, но и социальную ориентацию самого подростка.
Ближайшее окружение молодого человека играют ни чуть не меньшую роль в его жизни, чем стремление самоопределиться, а подчас, являются стимулом к такому самоопределению. Помимо этого, они являются малой группой, микрообществом, в котором растет молодой человек, поэтому, весьма естественно, что они оказывают во многом значительное влияние на его взгляды.
Самоопределение молодежи часто происходит в рамках какой-либо субкультуры. Такая субкультура может являться не только диктатором своих норм и правил, идущих подчас вразрез с общественными, но и признаком причастия к чему-то особенному. При этом она выполняет и функции сплочения микрогруппы. Таким образом, молодой человек, находящийся в компании, исповедующей определенную субкультуру, тоже должен придерживаться норм и правил этой культуры. Взамен он чувствует свою особенность, отличительность и уникальность в большом обществе, и причастность к чему-то целому, формирующему круг его друзей. Поэтому, друзья могут оказывать столь важную роль в формировании взглядов подростка.
Прочие факторы, такие как музыка и литература так же могут являться атрибутами субкультуры, пропагандирующей отрицание общественных норм, и в силу этого, оказывать косвенное влияние на формирование таких взглядов у молодого человека. В общей сложности они набирают до 20% при первичном выборе и всего чуть больше 10%, когда речь идет о наиболее значимых факторах. Это лишь подчеркивает вспомогательный характер влияния, связанный с субкультурным началом этих факторов.
Помимо факторов, находящихся в непосредственном окружении молодого человека, были предложены факторы общественного влияния – средства массовой информации: телевиденье, периодические издания, печать, радио. Все это окружает любого члена общества и непосредственно диктует ему свои нормы и ценности. И в силу не идеальности общественного устройства, они могут нести обратный эффект – вызывать отвращение к таким общественным ценностям. Сюда можно отнести так же такие факторы, как «Стресс» и «общественные изменения», занимающие так же не последние места при выборе факторов. В общей сложности данная группа набирает до 40% при первичном выборе и чуть меньше среди наиболее значимых факторов. Таким образом, нельзя недооценивать и влияние самого общества, как механизма, на формирование отрицания его норм среди молодых людей. Ярким подтверждением тому был бы пример распространения хиппи-культуры в середине ХХ века, когда дети из благополучных семей, имеющие будущее и социальную обеспеченность преднамеренно уходили от материальных общественных ценностей, провозглашая свои, противоречащие общепризнанным.
Анализ факторов, влияющих на формирование отречения от общественных норм молодого человека, показал, что наибольшее значение, по мнению опрошенных, играют так называемые «внутренние мотивы», среди которых «стремление выделиться» и «внутреннее миропонимание», а так же факторы, связанные с влиянием субкультур, самым ярким среди которых являются «друзья». Так же нельзя не принимать во внимание факторы, сформированные общественным устройством и подчеркивающие его недостатки. Они так же обуславливают не принятие общественных норм молодым человеком.
3. Склонность молодежи к протестному поведению против
общественных ценностей
Выявив отношение молодежи к явлению бунта против общественных ценностей, необходимо так же выяснить, на сколько сама молодежь склонна принимать подобные настроения. Если учесть тот факт, что большинство респондентов не видят ничего противоестественного в отрицании общественных норм и ценностей, не смотря на то, что они не принимают данное поведение, можно предположить, что при изменении каких-либо факторов, может измениться и само отношение молодого человека к позиции бунта.
Для определения склонности молодежи к принятию данных идей в анкету был включен ряд вопросов, прямо или косвенно выявляющий эту склонность.
В первую очередь, выявлялось, существует ли фактор, способный изменить при каких-либо обстоятельствах отношение респондента к позиции отречения от общественных ценностей. Мнения на этот счет распределились следующим образом:
Чуть больше половины респондентов признают наличие фактора, способного изменить их позицию. Вторая же половина полностью отрицает существование такого фактора. Данное соотношение подтверждает гипотезу относительно того, что не принятие на данный момент таких идей молодым человеком не означает то, что такая позиция является принципиальной.
Далее, респондентам, полагающим, что могут поменять свою позицию, предлагалось выбрать фактор, способный повлиять на них подобным образом.
Проведя анализ факторов, способных изменить отношение респондента к позиции отрицания общественных ценностей (Рис. 5), необходимо отметить, что ситуация несколько отличается от той, когда речь шла о факторах влияющих на абстрактного индивида, принимающего изучаемые ценности.
Рис. 5 Фактор, способный изменить отношение респондента к проблеме
Респондентам предлагалось выбрать один фактор, способный изменить их позицию. По трети выборов приходится на «общественные изменения» и «друзей». Очевидно, данные факторы являются наиболее объективно влияющими на молодого человека. При этом, «общественные изменения» явно недооцениваются в предыдущих определениях влияющих факторов. Это связано, вероятно, с тем, что в группу общественно влияющих факторов входило множество скрытых, как уже говорилось ранее. Поэтому, говоря о собственных мотивах, респондент отмечает как раз таки наиболее значимый «общественный» фактор.
Внутренние факторы отмечаются значительно реже. Можно предположить, что это связано со стремлением респондента показать внутреннюю целостность взглядов.
Такие факторы, как музыка, печать, ТВ, учебное заведение и некоторые другие набрали незначительные проценты или их выборы отсутствуют вовсе. Это связано с второстепенным, косвенным характером их влияния, так как в данном случае респонденту предлагалось дать один вариант ответа.
Так же в ходе исследования собиралась информация относительно того, есть ли среди знакомых респондента люди, разделяющие взгляды отречения от общественных ценностей. В результате выяснилось, что 70% опрошенных считают, что некоторые из их знакомых разделяют такие взгляды. Данное положение объясняет и наличие знания о предмете исследования, и логичную оценку данного явление, и высокую роль друзей в принятии данных взглядов. А, самое главное, не однозначное отношение к проблеме самих респондентов.
Таким образом, можно сказать, что половина респондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных изменений либо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновения явления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являются нестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новые ценности, противоречащие ценностям родителей.
Заключение
В результате анализа данных, полученных в ходе пилотажного исследования, были решены следующие задачи: были выявлены взгляды и оценка молодых людей идей отречения от общественных ценностей; определена степень склонности молодежи к принятию данных взглядов; выявлены закономерности и выделены причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления.
В результате изучения мнения молодежи относительно бунта против общественных ценностей, мы получили следующие результаты: данное поведение является знакомым объекту. В большинстве своем, такое поведение не разделяется респондентами, но и не воспринимается ими как что-либо опасное или неестественное. Таким образом, опровергается первая гипотеза исследования, предполагающая, что лишь не большая часть респондентов сталкивалась с явлением отречения от общественных ценностей молодежью. Более того, изучаемое явление распространено несколько шире, чем полагалось ранее.
Анализ факторов, влияющих на формирование отречения от общественных норм молодого человека, показал, что наибольшее значение, по мнению опрошенных, играют так называемые «внутренние мотивы», среди которых «стремление выделиться» и «внутреннее миропонимание», а так же факторы, связанные с влиянием субкультур, самым ярким среди которых являются «друзья». Так же нельзя не принимать во внимание факторы, сформированные общественным устройством и подчеркивающие его недостатки. Они так же обуславливают не принятие общественных норм молодым человеком.
Таким образом, можно сказать, что половина респондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных изменений либо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновения явления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являются нестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новые ценности, противоречащие ценностям родителей.
Связь предмета исследования с социально-демографическими характеристиками объекта оказалась не значительной.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи, поставленные на программном этапе социологического исследования, были решены. Большинство гипотез подтвердились.
В перспективе планируется более подробно изучать влияние субкультур на социальное восприятие молодого человека.
Методическое заключение
Восприятие респондентом процедуры опроса:
Не смотря на то, что интервью происходило в рамках научного исследования, респонденты относились к нему с недостаточной серьезностью, хотя весьма внимательно отвечали на вопросы, вступали в контакт и высказывались на заданную тему. Не серьезность эта связана, очевидно, с неформальностью обстановки проведения интервью (уличный опрос) и с социальным статусом интервьюера, который так же является автором исследования – сам принадлежит к исследуемой группе. Данное обстоятельство помогало найти больше взаимопонимания с опрашиваемыми. Они легче шли на контакт.
Помимо коммуникативных особенностей проведения интервью, необходимо отметить то, что тематика исследования многим казалась сложной для восприятия и вызывала удивление. Однако после объяснения сути исследования респонденты охотно соглашались принять участие в опросе.
Правильность формулировок вопросов:
Некоторые формулировки вопросов оказались достаточно сложными для восприятия респондентом. Это связано, в первую очередь, со сложностью предмета исследования.
Возможно, во вступительной части анкеты необходимо будет написать краткое разъяснение сути проблемы для облегчения понимания вопросов.
Вопрос №3 необходимо переформулировать из «Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев – реальность или выдумка?» в «Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев является общественной реальностью, или же это надуманная проблема?»
Вопрос №6 необходимо переформулировать из «Как Вы считаете, нормально ли такое явление для общества в целом?» в «Как Вы считаете, является ли такое явление общественной нормой, либо оно аномально для общества?»
Вопрос № 7,8,9 необходимо добавить фактор «внутреннее мировосприятие»
Вопрос № 19 Необходимо добавить род занятий «домохозяйка»
Выводы по качеству работы инструмента:
В целом, инструмент выполнил поставленные задачи. Но в ходе исследования возникла потребность в расширении спектра вопросов, касающихся влияющих факторов, а именно, мнение респондента в качестве открытого вопроса, какая из известных ему молодежных течений или субкультур предполагает отречение от общественных ценностей носителем данной культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа исследования
Проблемная ситуация:
Все больше молодежи ведут маргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностной ориентации. Данный процесс наблюдается достаточно давно – ориентировочно на протяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. Однако в различные эпохи принимал разные формы, но все же оставались характерные черты. Этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества. Гносеологическая сторона проблемы заключается в том, что, во-первых, неизвестно, является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всего лишь новая форма выражения юношеского бунта и максимализма; во-вторых, неизвестно отношение и склонность самой молодежи к данному явлению.
Объект: Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Предмет: Отношение молодежи к маргинализации.
Цель: Определить отношение и склонность молодежи к маргинализации.
Задачи:
1)Выявить взгляды молодых людей на
а. маргинализацию;
б. идеи отречения от общественных ценностей;
2)Выявить оценку молодежью данного явления;
3)Выявить степень склонности молодежи к маргинализации;
4)Определить закономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;
5)Выявить социально-демографические характеристики объекта.
Теоретическая интерпретация:
Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физеологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, молодежь причисляют в возрасте 14-30 лет [2]
В нашем исследовании возрастные рамки молодежи 14-20 лет, т.к. позже изучаемое нами явление выражено в меньшей степени.
Маргинализация – процесс перехода личности в состояние маргинальности.
Маргинальность – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной. (…) Во всех случаях культурная маргинальность переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.(…)
Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. ХХв. Р.Э. Парком, крупным американским ученым, одним из основателей Чикагской социологической школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистов в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937г. [3]
Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д. [1]
Маргинал (маргинальный человек) (от лат. margo, -inis – край) – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу [2]
Маргинальная группа – 2) Группа, отвергающая определенные ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. [2]
Таким образом, в нашем исследовании под термином «маргинальность» мы будем понимать следующее:
Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.
Неформальная группа - группа, обычно не большая и часто спонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей, лидеров. [2]
Девиантность – характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. [2]
Ценность – особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. [2]
Ценностная ориентация – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющихся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. [2]
Социальные (общественные) ценности – В широком смысле – значимость предметов и явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализирует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. [2]
Отклоняющееся (девиантное) поведение – 1)Поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт, отклоняющееся поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.(…)[3]
Основные виды о.п.: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. [2]
Обычно к о.п. относят лишь негативные явления, наносящие обществу урон и препятствующие социальному развитию. Между тем различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.) можно рассматривать как позитивные отклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами о.п. важную роль играет социальная профилактика. Одно из общесоциальных средств профилактики – развитие социального творчества, как альтернативы антиобщественным проявлениям.[3]
Отклоняющееся поведение (психологический словарь) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные виды о.п. – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д.) Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений предшествует ставшее привычным аморальное поведение.(…)
Первые проявления о.п. иногда наблюдаются в детском и подростковом , возрасте и объясняются незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.
У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест действительности и кажущейся несправедливости взрослых.[4]
Сопротивление через ритуал – ритуализованные стили молодежной культуры рабочего класса, а также поведение во время досуга (например, пижоны), которые можно интерпретировать как нацеленные на сопротивление структурным и культурным изменениям. Выражение приобрело ценность после появления его в качестве названия сборника статей, написанных исследователями Центра современных культурных исследований в середине 1970-х гг. Оно показательно для принятого ЦСКИ подхода к изучению субкультур и пользовалось впоследствии влиянием в исследованиях молодежных культур, образования и девиации, в частности, модистов, рокеров и панков (М.Брейк, 1985). Такие молодежные субкультуры возникают во время социального переворота – краха общинности, связанного будь то с относительным богатством или безработицей – и, как полагают, отражают «договорные ответы» на эти обстоятельства. В