Проблема развития мышления. Основные психологические теории

связи и отношения вещей и явлений окружающего мира
эмпирическое
Доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения
теоретическое
репродуктивное
продуктивное
Излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно
интуитивное
дискурсивное
Формировать и совершенствовать мыслительные операции
Осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую
анализ
Вырабатывать умения
синтез
Предвидеть развитие явлений
сравнение
обобщение
Делать обоснованные выводы
Классификация и др.
Стимулировать процесс перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на диалектической логике

Заключение.

По данной работе можно проследить развитие представлений о мышлении, становление теорий мышления, рассмотреть их противоречия. Ощутить связь между историческими, общественными процессами и преобладанием той или иной позиции по отношению к развитию мышления. Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Своими исследованиями пополнили сведения о процессе мышления: Гартли, Пристли, Эббингауз, Вундт (ассоциативная теория), О. Кюльпе, Мессер, К. Бюлер, Н. Ах (Вюрцбургская школа), Вертхеймер, Келер, Коффка, Левин (гештальтпсихология), А. Валлон, Ж. Пиаже и др. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.

Список литературы

1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. М., 2002. – 288 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухов В. В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. – 401 с.

3. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Спб., 2004. – 320 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2006. – 224 с.

5. Общая психология: курс лекций/ сост. Е. И. Рогов. М., 2003. – 448 с.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002. – 512 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб., 2005. – 713 с.

8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999. – 672 с.