Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП
Размещено на /
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский государственный технический университет
Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте
Курсовая работа
по дисциплине: Экономика дорожного движения
Выполнил: студент гр. ОБД-06-1
Прокопьева А.Г.
Проверил: Фадеев Д.С.
Иркутск – 2010
Содержание
Введение
1. Характеристика объекта инвестиций
2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
3. Ресурсообеспечение и финансовые результаты проекта
4. Социально-экологическая оценка инвестиций
5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения
Заключение
Введение
Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.
Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.
Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.
Характеристика объекта инвестиций
В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:
сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;
описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный
показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;
на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели
объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.
В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.
Таблица 1
Технико-экономические показатели организации дорожного движения
Показатели | Базовый вариант | Проектируемый вариант |
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч | 8760 | |
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р) | 0,2 | |
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл) | 0,7 | |
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп) | 1 | |
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп) | 12880 | |
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та) | 9 | 6 |
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр) | 3 | 1,5 |
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт) | 6 | 4 |
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка) | 300000 | 200000 |
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр) | 30000 | 20000 |
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт) | 100000 | 90000 |
12.Стоимость 1 авт-ч, руб.: легкового автомобиля грузового автомобиля автобуса |
100 150 190 |
100 150 190 |
13.Стоимость одного пеш-ч, руб | 22 | 22 |
14.Средняя задержка одного пешехода, с | 20 | 15 |
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q) | 50 | 50 |
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f) | 0,7 | 0,7 |
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб | 22 | 22 |
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп) | 22 | 1 |
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог) | 10 | 10 |
20.Удельный выброс вредных веществ: легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог) |
0,3/0,8 | 0,3/0,8 |
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб | 6300 | |
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб | 8700 | |
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м | 4000 | |
24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м |
98/240/240 |
|
25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб | 11000 | |
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб |
Рис. 1. Базовый вариант перекрестка
Таблица 2. Проектирование перекрестка
Название оборудования | Цена, руб | Количество | |
1.Транспортный светодиодный светофор Т.1.1. | 12950 | 6 | 77700 |
2.Пешеходный светодиодный светофор П.1.1. | 7500 | 6 | 45000 |
3.Локальный дорожный контроллер ДК Л6 | 42030 | 1 | 42030 |
4.Пульт инженерный (ИП) | 6200 | 1 | 6200 |
5.Стенд технологического прогона ДК | 27880 | 1 | 27880 |
6.Счетчик учета потребления энергии | 2500 | 1 | 2500 |
7.Адаптер АСУД | 6640 | 1 | 6640 |
8.Монтаж транспортного светофора | 12000 | 6 | 72000 |
9.Монтаж пешеходного светофора | 7000 | 6 | 42000 |
Итого: | 321950 |
Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка
3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий
В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:
определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);
определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;
рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;
Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:
где – удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;
S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;
k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;
– удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.;
n – количество светофоров, ед;
k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;
m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед;
– затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб;
– удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;
– общая площадь разметки, кв.м.
I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710
I = 2678710
4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;
делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;
определяет финансовые результаты проекта.
Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб;
Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;
Стр– затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;
Сэл – затраты на электроэнергию, руб;
Сад– затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;
Спост – постоянные расходы, руб.
где Чi – численность персонала i-ой категории;
Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.
Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:
Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:
Где – балансовая стоимость оборудования руб.;
– норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения).
Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:
Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;
– установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч;
- число установленных светофоров, ед;
– количество часов работы оборудования в год, ч;
Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:
,
Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:
Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта
Статьи затрат | Сумма затрат руб. |
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование | 154560 |
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды | 41499 |
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования | |
4.Затраты на электроэнергию | |
5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог | |
6.Постоянные расходы | |
Общая сумма текущих расходов |
Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты
5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий
В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:
описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;
оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).
Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:
где – эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.;
– эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб;
– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;
– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;
– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб;
– эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб.
Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:
где – годовые потери времени транспортными средствами i-го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:
где – годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пассажира – часа, руб.
Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:
где – годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч;
– стоимость одного пешехода-часа, руб.
Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:
где– годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно;
– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.
Ущерб от ДТП, совершенного в t–м году, рассчитывается по формуле:
руб.
Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:
Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:
Где – годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида, кг;
– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.
Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида:
Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:
Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.
Таблица 4
Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий
Наименование показателя | Результат, руб. | Структура эффекта, % |
1.Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами () |
3,9 | |
2. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров () |
|