Экономическая эффективность мероприятий по снижению числа ДТП

Размещено на /

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Кафедра менеджмента на автомобильном транспорте


Курсовая работа

по дисциплине: Экономика дорожного движения


Выполнил: студент гр. ОБД-06-1

Прокопьева А.Г.

Проверил: Фадеев Д.С.


Иркутск – 2010


Содержание


Введение

1. Характеристика объекта инвестиций

2. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий

3. Ресурсообеспечение и финансовые результаты проекта

4. Социально-экологическая оценка инвестиций

5. Оценка общественной эффективности организации дорожного движения

Заключение


Введение


Расчеты экономической эффективности мероприятий оцениваются знаниями теоретических основ экономики дорожного движения и методикой определения общественной эффективности мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Практика оценки мероприятий основывается на соотношении выгод от реализации мероприятий и затрат на осуществление этих мероприятий.

Экономическая оценка ущерба от ДТП необходима для принятия управленческих решений в сфере безопасности дорожного движения. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, столкновение и опрокидывание автомобиля.

Примером расчетов экономической эффективности мероприятий по снижению числа ДТП был выбран перекресток на пересечении улиц Академическая – проезд со Старокузьмихинской. В базовом варианте перекресток является нерегулируемым, но в связи с большой интенсивностью движения на перекрестке образуются задержки ТС, уменьшается пропускная способность, а также увеличивается количество ДТП, в том числе с участием пешеходов. В проектируемом варианте предусматривается установка транспортного и пешеходного светофоров. Данное мероприятие обеспечит безопасность движения пешеходов, а также улучшат регулирование данного пересечения.



Характеристика объекта инвестиций


В разделе «Характеристика объекта инвестиций» на основе расчетов, выполненных в проектной части дипломного проекта, необходимо выполнить следующее:

сформулировать мероприятия по техническому, технологическому или организационному изменению существующей системы дорожного движения с использованием инвестиций;

описать все основные преимущества и недостатки внедряемого новшества; транспортный пешеходный светофор инвестиционный

показать, какая организация движения (ситуация, участок улично-дорожной сети, технические средства регулирования, режим их работы и д.р.) в данном проекте принимается за базовый вариант, и какая организация движения принимается за проектируемый вариант;

на основе исходных данных проектной части дипломного проекта рассчитать и оформить в виде таблицы технико-экономические показатели

объекта инвестиций за год для существующего (базового) и проектируемого варианта.

В качестве условного примера рекомендуется рассмотреть таблицу 1.


Таблица 1

Технико-экономические показатели организации дорожного движения

Показатели Базовый вариант Проектируемый вариант
1.Годовой фонд времени работы оборудования системы регулирования дорожного движения, ч
8760
2.Установленная мощность технических средств регулирования дорожного движения кВт/ч (Р)
0,2
3.Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии, руб (Цэл)
0,7
4.Численность персонала по обслуживанию технических средств регулирования дорожного движения, чел (Чп)
1
5.Среднемесячная заработная плата 1 работника по обслуживанию технических средств, руб (Зп)
12880
6.Задержка легковых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Та) 9 6
7.Задержка грузовых автомобилей у перекрестков за год, тыс.ч (Тгр) 3 1,5
8. Задержка автобусов у перекрестков за год, тыс.ч (Тавт) 6 4
9.Число легковых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Ка) 300000 200000
10. Число грузовых автомобилей, остановленных на перекрестках за год, тыс.ед (Кгр) 30000 20000
11. Число автобусов, остановленных на перекрестах за год, тыс.ед (Кавт) 100000 90000

12.Стоимость 1 авт-ч, руб.:

легкового автомобиля

грузового автомобиля

автобуса


100

150

190


100

150

190

13.Стоимость одного пеш-ч, руб 22 22
14.Средняя задержка одного пешехода, с 20 15
15.Средняя вместимость автобуса, чел (q) 50 50
16.Коэффициент наполнения автобуса, (f) 0,7 0,7
17.Стоимость 1 пасс-ч, руб 22 22
18.Число дорожно-транспортных происшествий в зоне действия системы регулирования за год, ед (Nдтп) 22 1
19.Стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб./кг (Сог) 10 10

20.Удельный выброс вредных веществ:

легковые/грузовые автомобили, кг/ч (Уог)

0,3/0,8 0,3/0,8
21.Стоимость установки одного дорожного знака на стойке, руб
6300
22. Стоимость установки одного дорожного знака на растяжке, руб
8700
23.Удельные капитальные вложения на реконструкцию проезжей части, руб./кв.м
4000

24. Удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки

сплошная /пунктирная /поперечная линии, руб./кв.м



98/240/240

25.Затраты на установку режимов светофорного регулирования на перекрестке, руб
11000
26.Инвестиции в мероприятия по совершенствованию организации движения, руб



Рис. 1. Базовый вариант перекрестка


Таблица 2. Проектирование перекрестка


Название оборудования Цена, руб Количество
1.Транспортный светодиодный светофор Т.1.1. 12950 6 77700
2.Пешеходный светодиодный светофор П.1.1. 7500 6 45000
3.Локальный дорожный контроллер ДК Л6 42030 1 42030
4.Пульт инженерный (ИП) 6200 1 6200
5.Стенд технологического прогона ДК 27880 1 27880
6.Счетчик учета потребления энергии 2500 1 2500
7.Адаптер АСУД 6640 1 6640
8.Монтаж транспортного светофора 12000 6 72000
9.Монтаж пешеходного светофора 7000 6 42000
Итого: 321950

Рис. 2. Проектируемый вариант перекрестка


3. Инвестиционная характеристика проектных мероприятий


В разделе «Инвестиционная характеристика проектных мероприятий» необходимо выполнить следующее:

определить продолжительность расчетного периода (проект предусматривает разовое вложение денежных средств в начале проекта и отдачу от инвестиций сразу же после внедрения проекта);

определить сумму инвестиций или величину дополнительных капитальных вложений, источники и условия их финансирования;

рассчитать прирост эксплуатационных затрат и результатов производства (доходов) в каждый год расчетного периода;

Капитальные вложения (инвестиции) I в мероприятия по совершенствованию организации движения на участке УДС в общем виде рассчитываются следующим образом:



где – удельные капитальные вложения в улучшение параметров проезжей части, руб/кв.м;

S – площадь строительства (реконструкции) проезжей части, кв.м;

k1 – коэффициент, учитывающий демонтаж и реконструкцию существующего дорожного покрытия, k1 =1,5;

– удельные капитальные вложения в строительство светофорного объекта, руб.;

n – количество светофоров, ед;

k2 – коэффициент увеличения затрат на дополнительные светофорные секции, k2= 1,1; – стоимость установки 1 дорожного знака на растяжке и стойке соответственно, руб;

m, р – количество знаков на растяжке и стойке, ед;

– затраты на установку режимов светофорного регулирования, руб;

– удельные капитальные вложения на нанесение дорожной разметки, руб/кв.м;

– общая площадь разметки, кв.м.

I = 4000*(3, 75*100)*1, 5 + [12950*6 + 7500*6 + 42030 + 6200 + 27880 + 2500 + 6640+12000*6+7000*6] + 6300*12+ 84*240+11000=2678710

I = 2678710


4. Ресурсообеспечение и финансовые результаты реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения


производит расчёт потребности за год во всех видах ресурсов, необходимых для соответствующих систем дорожного движения;

делает полный и подробный расчет всех эксплуатационных расходов;

определяет финансовые результаты проекта.

Мероприятия по повышению эффективности и безопасности дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяжённость улично-дорожной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, требуют как капитальных вложений (инвестиций), так и ежегодных эксплуатационных расходов на реализацию мероприятия. Текущие производственные затраты, как правило, определяют в расчёте на 1 год эксплуатации новшества. В зависимости от того, к какой группе относится внедряемое мероприятие, студенту необходимо рассчитать текущие эксплуатационные расходы либо как затраты, связанные с использованием новых технических средств регулирования дорожного движения, либо как затраты, связанные с эксплуатацией дорожных объектов и инженерных сооружений. Следует иметь в виду, что если при внедрении оборудования и технических средств регулирования ДД выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции отдельных участков автодороги, то в состав основных текущих производственных расходов необходимо включать затраты на текущее содержание и эксплуатацию данного участка улично-дорожной сети. Текущие производственные затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:



где Сзп – заработная плата обслуживающего персонала, руб;

Ссвф – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, руб;

Стр– затраты на текущий и профилактический ремонты, руб;

Сэл – затраты на электроэнергию, руб;

Сад– затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, руб;

Спост – постоянные расходы, руб.



где Чi – численность персонала i-ой категории;

Зi – средняя заработная плата одного работника i-ой категории, руб.



Данные отчисления составляют 26,85% от фонда оплаты труда работников и рассчитываются по формуле:



Величину затрат на текущий и профилактический ремонты технических средств регулирования дорожного движения принимаются в процентах от балансовой стоимости оборудования:



Где – балансовая стоимость оборудования руб.;

– норма отчислений на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования (5% - для технических средств регулирования дорожного движения).



Затраты на электроэнергию определяются по следующей формуле:



Где – стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии руб.;

– установленная мощность токоприемника технического средства кВт/ч;

- число установленных светофоров, ед;

– количество часов работы оборудования в год, ч;



Затраты на эксплуатацию автомобильной дороги включает в себя затраты на текущий и средний ремонты расширяемых участков дороги и определяются по формуле:


,


Постоянные затраты составляют 4% от величины прямых эксплуатационных затрат и находятся по формуле:



Текущие эксплуатационные (производственные) затраты на эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения представляют сумму следующих затрат:



Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.


Таблица 3.Текущие эксплуатационные затраты проектируемого варианта

Статьи затрат Сумма затрат руб.
1. Фонд оплаты труда работников, обслуживающих оборудование 154560
2.Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 41499
3.Затраты на техническое обслуживание и ремонт технических средств регулирования

4.Затраты на электроэнергию

5.Затраты на эксплуатацию и содержание дорог

6.Постоянные расходы

Общая сумма текущих расходов


Рис. 3 Текущие эксплуатационные затраты


5. Социально-экономическая оценка реализации мероприятий


В разделе «Социально-экономическая оценка реализации мероприятий» выполняются следующие задачи:

описываются квалификационные требования к персоналу по обслуживанию объекта инвестиций;

оценивается социально-экономические и экологические последствия внедрения мероприятий (определяется величина и структура косвенного экономического эффекта).

Косвенный экономический эффект определяется как сумма эффектов от сокращения потерь и ущербов, возникающих во внешней среде при внедрении мероприятий и определяется по формуле:



где – эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами, руб.;

– эффект от сокращения потерь времени пассажирами, руб;

– эффект от сокращения потерь времени пешеходов, руб;

– эффект от сокращения ущерба от ДТП, руб;

– эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха, руб;

– эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей, руб.

Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами определяется следующим образом:



где – годовые потери времени транспортными средствами i-го вида соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного автомобиля - часа определенного вида транспортного средства, руб.



Эффект от сокращения потерь времени пассажиров определяется по формуле:



где – годовые потери времени пассажиров соответственно в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного пассажира – часа, руб.



Эффект от сокращения потерь времени пешеходов:



где – годовые потери времени пешеходов в базовом и проектируемом вариантах, ч;

– стоимость одного пешехода-часа, руб.



Эффект от сокращения числа ДТП определяется по формуле:



где– годовое число ДТП в проектируемом и базовом вариантах соответственно;

– стоимостная оценка потерь от одного ДТП, руб.



Ущерб от ДТП, совершенного в t–м году, рассчитывается по формуле:


руб.


Число дорожно-транспортных происшествий, которые могут быть предотвращены в результате внедрения мероприятий, повышающих безопасность дорожного движения, можно определить, умножая среднее число ДТП за прошедший год на показатель уменьшения этого числа ДТП:



Эффект от снижения ущерба от загрязнения воздуха:



Где – годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида, кг;

– стоимостная оценка ущерба от загрязнения воздуха отработавшими газами, руб/кг.



Годовые выбросы вредных веществ транспортными средствами i-го вида:



Эффект от улучшения психофизиологических условий работы водителей составляет примерно 10% от сокращения ущерба, связанного с дорожно-транспортными происшествиями, и рассчитывается по формуле:



Результаты произведенных расчетов должны быть представлены в виде таблицы и наглядно отражены на диаграмме.


Таблица 4

Косвенный экономический эффект от реализации мероприятий

Наименование показателя Результат, руб. Структура эффекта, %

1.Эффект от сокращения потерь времени транспортными средствами ()

3,9

2. Эффект от сокращения потерь времени пассажиров ()