Развитие Японии в 50е – 90е годы
млн. легковых машин в год, но в 1999г она выпустила всего 8,1 млн. Черная металлургия располагает мощностями для выплавки 150 млн. т. стали в год, но реально было выплавлено только 94 млн. Инвестиции идут главным образом на замену устаревшего оборудования. Растут вложения информационные технологии: производство полупроводниковых устройств, жидкокристаллических дисплеев для компьютеров, средств мобильной связи, телевизоров, способных принимать передачи в цифровом формате и прочее. Расходы на информационные технологии составляют 15-20% капиталовложений. Это примерно половина соответствующей цифры для США.На фоне вялой экономической динамики особенно заметны события, показывающие что в экономической системе Японии началась эпоха глубоких перемен. Крупные компании отказываются от системы «пожизненного найма». Этот тип трудового контракта больше не по карману многим работодателям. Но кроме прекращения неформальной практики «пожизненного найма» требуется реформа пенсионной системы. И крупные корпорации планируют изменить свои пенсионные системы. Многие компании присматриваются к варианту частных пенсионных фондов с фиксированными взносами, которые выплачивают не только накопленную пенсию, но и прибыли от вложения фондов в ценные бумаги. Правительство и Федерация экономических организаций поддерживают эту инициативу, но соответствующий закон ещё не принят.
В 1999г. вступил в силу принятый в декабре 1998г. закон о реформе финансовой системы, получившей в политическом обиходе страны название «Большого взрыва» (“Big Bang”). «Большой взрыв» представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, о сделках с ценными бумагами и биржах и о страховом деле. По масштабам единовременной либерализации финансовых операций эта реформа не имеет прецедента ни в одной стране мира. «Большой взрыв» положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора. Карта банковской системы Японии радикально меняется. В марте 1999г. государство затратило на рекапитализацию банков 7450 млрд. иен, а с учетом предыдущих «вливаний» банковская система уже получила 9,5 трлн. иен. Весной 2001 г пополнение капиталов банков будет прекращено, так как у финансовых властей Японии есть опасение, что сидя на «игле» государственной поддержки, банки потеряют стимул к реструктурированию. В обмен на помощь банки обязались сократить 70 тыс. рабочих мест и закрыть 10% отделений. Банки считают, что смогут погасить долги правительству за 5-12 лет. Проводя санацию банковской системы, правительство формирует сообщество надежных банков. После «вливания» государственных средств доверие в мире к японским кредитным учреждениям начало восстанавливаться. Их акции пошли вверх, а за границей при заимствовании на межбанковских рынках с банков перестали взимать надбавку за риск.
На восстановление платежеспособности банков может уйти ещё год или два. Между тем ведущие банки Японии потеряли былое положение крупнейших в мире, и даже самый большой из них – «Токио – Мицубиси» - уже не принадлежит к числу гигантов международного класса. Готовясь к новым условиям международной конкуренции, ведущие банки Японии начали реорганизацию, используя форму финансового холдинга, что стало возможно после отмены в конце 1997 г. статьи антимонопольного закона «запрещавшей» это форму. Если в 1998г. в Японии было девять «городских» коммерческих банков, то к 2002г их может остаться четыре или пять. Слияния банков будут иметь далеко идущие последствия как для финансовых рынков, так и для корпоративной Японии в широком плане. Банковские группы будут универсальными финансовыми посредниками. Они будут предлагать все виды услуг у них будут огромные филиальные сети.
Япония включилась в мировую гонку в области информационных технологий. Акции компаний, связанных с ними, растут очень быстро, и не в последнюю очередь благодаря активности иностранных инвесторов, которые поверили в том, что именно в Японии можно будет делать долгосрочные вложения в эти технологии.
«Разработчик «большого взрыва» в свое время очень хотели, чтобы после решения проблем «плохих долгов», к 2001г. Токийская фондовая биржа стала международным финансовым рынком, сравнимым с рынками Нью-Йорка и Лондона. Но на деле Токийская фондовая биржа в качестве торговой площадки теряет популярность как в мире, так и в Японии. Токийская биржа готова реформироваться: она собирается признать за иностранными компаниями право подавать отчеты на английском языке, намеревается наладить сотрудничество с другими азиатскими биржами для кросс-регистраций акций, создала новый рынок для венчурных компаний. Последний открылся в ноябре 1999г. под названием «Mothers”. Это первый в Японии рынок для прямого финансирования легких или средних предприятий.
В связи с переходом корпораций к прямому финансированию появляются новые для этой страны учреждения – инвестиционные банки. Промышленный банк Японии – единственный банк долгосрочного кредита, избежавший банкротства, превращается в именно такой банк. Располагая обширной корпоративной клиентурой, он рассчитывает на спрос на услуги по размещению новых выпусков ценных бумаг и по проведению слияний и поглощений. Ему предстоит отвоёвывать рынок у иностранных инвестиционных банков.
Карта фондового рынка Японии меняется так же стремительно и радикально, как и карта банковской системы. События ещё не вышли из организационной стадии, но уже изменяют весь облик делового мира Японии. Компании получают самый широкий выбор каналов и способов финансирования. Это своего рода «тектонический сдвиг», который начинает формировать структуру предпринимательского сектора.
Особенности японской долговой экономики состоят в том, что дефицит частных финансовых учреждений покрывается только внутренним государственным долгом, без внешних заимствований. Облигации государственного долга покупают коммерческие банки и Бюро доверительных фондов, подчиненное министерству финансов и управляющее государственной пенсионной системой и вкладами граждан в почтовые страховые и сберегательные кассы.
В 1999 г. было принято не два, как обычно, а три бюджета: основной, и два дополнительных, составленных под программу «политики экономического возрождения». В них было заложено снижение налогов на 9 трлн. иен, расходы на санацию банковской системы, программа государственных гарантий кредитов малому бизнесу на сумму в 10 трлн. иен спасла не мало мелких предприятий от разорения, и, как обычно инвестиции в «общественные работы». Это традиционные объекты: водоохранные сооружения, дороги, порты и аэропорты, площадки под жилую застройку, канализация и оросительные системы для сельского хозяйства.
Экономическая политика государства стала более определенной. В 1999г. оно решало антикризисные проблемы и занималось выработкой среднесрочной стратегии. Она была принята в ноябре 1999г. в виде документа озаглавленного «принципы политики экономического возрождения». Во взятой на вооружение 28 янв. 2000г. годовой экономической программе, развивающей положение среднесрочной экономической стратегии, ставится цель добиться в 2000 фин. г. прироста ВВП на 1% на основе спроса на внутреннем рынке.
Кризис 90-х г.г., как всякое серьезное потрясение поставил Японию перед выбором стратегии развития. XXI в. начинается как век глобализации – свободного движения людей, товаров, денег и потоков информации через национальные границы. В экономике образовании, науке вырабатываются универсальные стандарты и правила. Национальные стандарты проходят проверку на эффективность и совместимость. Это значит, что во всех сферах социальной жизни – в правительстве, компаниях, университетах и т.д. – нужны новые правила раскрытия информации, её оценки, выбора и принятия решений.
Испытывая хронический избыток денежных средств на внутреннем рынке Япония пошла на беспрецедентное дерегулирование финансовой системы. Революция в области финансовых услуг лишает всякого смысла долговременные связи компаний с банками, поставщиками и покупателями в расчете на стабильность и взаимную помощь в трудных ситуациях. Повышается роль капиталистов и менеджеров предпринимательского склада, развивается венчурный бизнес. Отношения между предприятиями и работниками целиком переходят на базу рыночных контрактов.
В новой экономической системе не остается места государству, указывающему частному предпринимательству направления развития. За государством остается только установление общих правил игры и координация конфликтующих интересов. Такова идеология, осмысливающая то направление изменений в экономическом укладе Японии, которым был дан старт на исходе кризиса 80-х г.г. Они указывают на то, что глобализация экономики стирает старые черты национальной хозяйственной системы, и заменяют прежнюю японскую модель на новую – более открытую и гибкую.
2. Политическая система.
Государственным стрем в Японии является конституционная монархия.В состав страны входит 47 префектур. Столицей с 1867 года – Токио. Глава государства- император(император Акихито правит страной с 7 января 1989 г.). Реальная исполнительная власть находится в руках премьер-министра(Коидзуми Дзюнъитиро), возглавляющего Кабинет Министров. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты советников(верхняя палата) и Палаты представителей(нижняя палата). Наиболее влиятельные политические порти: Либерально-демократическая партия(ЛДП), Социал-демократическая партия Японии(СДПЯ), Партия обновления, Новая партия Японии, Коммунистическая партия Японии, Партия демократического социализма(ПДС).
Парламент – согласно основному закон Японии это «высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства», но его власть строго уравновешена. Причем не только двумя другими ветвями, традиционными для демократического общества, – исполнительной, которая может распустить парламент, и судебной, надзирающей за тем, чтобы принимаемые им законы соответствовали конституции, но даже императором. Последний официально является лишь символом единства нации и лишен права участвовать в управлении государством, но именно по его эдиктам, изданным на основе решения правительства, созываются сессии высшего законодательного органа. Парламент состоит из двух палат – представителей и советников. В Японии палату представителей принято называть нижней палатой, а палату советников – верхней палатой в соответствии с порядком прохождения законопроектов в парламенте. В нижнюю палату тайным и прямым голосованием выбирают 511 депутатов раз в четыре года по 129 округам, границы которых не ответствуют административному делению страны. Палату советников образуют 252 депутата, срок полномочий которых – 6 лет, но каждые три года половина их состава обновляется опять-таки прямым и тайным голосованием. 152 человек избираются по 47 префектурам, которые в данном случае рассматриваются как избирательные округа, а остальные 100 – по общенациональному избирательному округу. Сухие строчки статистики, безусловно, не дают представления о том, как живет политический Олимп Японии и, что не менее важно, как выбраться на его вершину. В этом стоит разобраться – сложный на первый взгляд механизм действует чётко и слаженно, действия кандидатов и депутатов строго регламентированы детальными законами, но при этом соблюдена значительная свобода, гарантированы конституционные права. Итак, чтобы выставить свою кандидатуру на выборах депутатов, формально нужно быть, во-первых, полноправным гражданином Японии, во-вторых фигурировать в государственном реестре избирателей, куда попадают по достижении 20 лет. Возрастной ценз для депутатов: в палате представителей можно заседать лицам не младше 25 лет, в палате советников – с 30. Совершенно не обязательно при этом быть членом партии или организации, хотя им дается больше льгот в предвыборной компании. Достаточно при объявлении выборов любого уровня придти в окружную административную комиссию и подать письменное заявление – «хочу в депутаты», подкрепленное квитанцией из райотдела Министерства юстиции, подтверждающей, что потенциальный кандидат внес в казну денежный залог за право баллотироваться на выборах. Помимо депутатов, которые ведут борьбу в личном зачете, регистрации для участия в выборах подлежат все желающие политические партии и общественные организации. Тем, кто попал в категорию «официально признанные организации» (для этого необходимо обладать как минимум 25 кандидатами по всей стране при выборах в нижнюю палату и 10 – для верхней) , даются и льготные права на публичные уличные выступления претендентов, митинги, использование агитмашин, распространение листовок и плакатов. Кстати, о привилегиях. Пока на груди новоизбранного депутата не появится пурпурный (для представителей) или васильковый (для советников) значок хризантема, символ принадлежности к парламентскому братству, льготы, предоставляемые ему государством, весьма ограничены. Казна берет на себя оплату одного выступления по радио и государственному каналу по 5,5 минут, пятикратную газетную рекламу на площади 6 на 9 см. произвольного содержания с возможным фото, тиражирование цветного плаката, на котором будущий народный избранник запечатлен с одновременно решительным, добрым, честным, улыбающимся и строгим лицом. Кроме того кандидат бесплатно получает 350 тыс. открыток – их он разошлет в организации, квартиры избирателей, будет раздавать на улицах, на митингах. «Команде» так же положены именные нарукавные повязки установленного образца. Наконец, последний дар государства – лимит бензина для агитавтобуса, который является строго индивидуальной величиной для каждого округа, исчисляемой по специальной формуле. В основном кандидаты в Японии демонстрируют в своих предвыборных кампаниях особенностей характера Японцев, которые по натуре несколько апатичны, исходя из реалий жизни Страны восходящего солнца, где общество в целом характеризуется средневысоким по мировым понятиям достатком и не любит социальных потрясений. Но вот по мановению волшебной палочки закона прекращается вся «агитка», наступает непривычно тихий последний день предвыборной кампании. Теперь то, ради чего затрачены все силы – голосование. Избиратель получает бюллетень размером с треть листа писчей бумаги, на котором ему предстоит самостоятельно написать полное имя кандидата, за которого он голосует. Как правило поздно ночью в тот же день становятся известны имена победителей, причём главную роль здесь играют средства массовой информации, в первую очередь телевидение, поскольку официальное объявление итогов – дело нескольких дней, а неутомимы журналисты по всем программам в «общенациональном» прямом эфире доносят до зрителей данные буквально о каждом голосе, поданном за того или другого кандидата. Зачастую даже сами участники предвыборной борьбы узнают о её исходе с экрана ТВ.
Члены кабинета Министров.
Должность |
Фамилия |
Имя |
Премьер-министр | Коидзуми | Дзюнъитиро |
Министр по делам местного самоуправления, внутренних дел, связи и телекоммуникаций | Катаяма | Тораносукэ |
Министр юстиции | Морияма | Маюми |
Министр иностранных дел | Танака | Макико |
Министр финансов | Сиокава | Масадзюро |
Министр просвещения, культуры, спорта, науки и техники | Тояма | Ацуко |
Министр здравоохранения, труда и благосостояния | Сакагути | Тиара |
Министр земледелия, лесоводства и рыболовства | Такэбэ | Цутому |
Министр экономики, торговли и промышленности | Хиранума | Такэо |
Министр земель, инфраструктуры и транспорта | Оги | Тикагэ |
Министр охраны окружающей среды | Кавагути | Ёрико |
Министр, генеральный секретарь Кабинета Министров | Фукуда | Ясуо |
Министр, Председатель Государственно комитета общественной безопасности | Мураи | Дзин |
Министр, начальник Управления национальной обороны | Накатани | Гэн |
Министр по вопросам Окинавы и Севера, по политике в области науки и техники | Оми | Кодзи |
Министр по вопросам финансовых операций | Янагисава | Хакуо |
Министр по экономической и финансовой политике | Такэнака | Хэйдзо |
Министр по административным и регулятивным реформам | Исихара | Нобутэру |
Правительство Японии.
3. Духовная жизнь общества.
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. С XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
Считается, что китайские иероглифы попали в Японию примерно в VI веке и легли в основу японской письменности. Но впоследствии были созданы сугубо национальные системы письменности – азбуки «хирагана» и «катакана». Это в значительной мере способствовало развитию японской литературы.
Классика японской литературы – «Повесть о Принце Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон – вошла в сокровищницу мировой литературы.
Представителями средневековой прозы являются Тикамацу Мондзаэмон и Ихара Сайкаку.
Всемирную известность получило старинное искусство пятистишья танка, а также более поздняя модификация этого стихотворного жанра – хайку, яркими представителями которого стали Мацуо Басё, Кобаяси Исса, Йосано Бусон, Масаока Сики.
Сегодня весь мир с интересом читает книги Акутагава Рюноскэ, Кавабата Ясунари, получившего в 1968 году Нобелевскую премию в области литературы, Абэ Кобо, Мисима Юкио, Оэ Кэнзабуро (лауреата Нобелевской премии 1994 года), Мураками Харуки и других авторов.
Широкий интерес вызывает и сценическое искусство Японии, являющееся носителем многовековых традиций. Самый древний театр Но имеет простейшие декорации, актеры играют в масках и костюмах прошлых эпох, действие развивается плавно и неторопливо. В противоположность этому театр Кабуки отличает динамика и обилие эффектных сцен.
Традиционная восточная живопись в Японии нашла своё выражение в гравюре на дереве, в частности в жанре укиёэ, который представляют такие знаменитые художники как Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и другие.
Старые японские столицы Нара и Киото богаты замечательной архитектурой.
Храм Хорюдзи – самое древнее сооружение в Японии – до сих пор восхищает совершенством архитектурных форм.
Во всём мире широко известен Сад камне Рёандзи в Киото. Не менее знамениты «золотой» и «серебряный» храмы – Кинкакудзи и Гинкакудзи, расположенные в Киото.
В современной архитектуре Японии есть целая плеяда выдающихся архитекторов: Кэндзо Тангэ, Арата Исодзаки, Кисё Курокава, Тадао Андо, Фумихико Маки и другие.
Во всём мире хорошо известны фильмы Акира Куросава, Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути и других режиссеров. В последнее время многие японские фильмы получают призы на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Монреале.
Искусство аранжировки цветов – икэбана, чайная церемония, оригами и японская кухня, приобрели популярность за пределами Японии. Множество поклонников во всём мире появилось и у японских единоборств: дзюдо, айкидо, каратэ и других.
В свободное время, японцы как и все, любят ходить в кино, читать книги, смотреть телевизор. Но есть в стране Восходящего Солнца и особые, специфические формы досуга. Тяною – чайная церемония, ведет своё начало с XV века. Она позволяет глубже оценить простое и прекрасное в жизни. Каждое правило церемонии заставляет отметить, например, красоту чайной чашки, либо чистоту воды, или же простоту, незатейливость бамбукового ковшика.
Многие в Японии любят бары «кароаокэ». Здесь по просьбе посетителей в магнитофон вставляют кассету с мелодией любимой песни, а вы сможете её напеть под этот «аккомпанемент». Бары «караокэ» довольно популярны, так как часто люди предпочитают петь сами, а не слушать пение других.
Патинко – это игра в автоматический бильярд. Салоны патинко можно встретить где угодно, по всей Японии. Звяканье металлических шариков, разгоняемых пружинами в десятках стоящих рядом автоматов, превращают салоны патинко в очень шумные места. В случае успеха можно выиграть какие-нибудь небольшие призы.
Как и в любой другой стране мира, в Японии отмечают множество праздников.
Февраль в такой, казалось бы, малоснежной стране как Япония славен именно снежными праздниками, многие из которых имеют давнюю историю. Снежный праздник в местечке Ниино /преф. Нагано/ ежегодно отмечается 15 февраля уже с XIII в. Цель праздника – задобрить бога плодородия, чтобы он ниспослал богатый урожай. Очень популярен в северной Японии детский праздник снежных хижин «камакура». Более всего известен такой праздник в префектуре Актиа, где он проводится 15-17 февраля. Изо льда и снега сооружаются похожие на эскимосские «иглу» хижины, вмещающие 3-4 или 7-8 человек. В середине хижины устанавливается жаровня – и внутри становится достаточно тепло. Здесь соблюдается обычай снимать при входе обувь. Дети играют, поют песни, лакомятся сладостями и фруктами, даже пьют лёгкое сакэ, а также угощают «обитателей» соседних хижин и ходят друг к другу в гости.
Современным вариантом традиционного праздника стали грандиозные снежные фестивали. Сооружаются целые архитектурные ансамбли. На полуторакилометровом центральном проспекте Одори вырастают индийские храмы, европейские дворцы, замки, скульптурные композиции.
3 февраля повсеместно отмечается «сэцубун», один из древнейших праздников, знаменующий водораздел сезонов: канун весны, пробуждение природы, начало сельскохозяйственных работ. Считалось, что на стыке времён года обостряется противостояние сил добра и зла, поэтому в этот день проводятся церемонии изгнания демонов. Для этого в домах, не только у входа, но и в комнатах, особенно в тёмных углах, разбрасывают поджаренные соевые бобы, повторяя заклинание «Черти вон, счастье в дом!». Обряд изгнания демонов проводится во всех храмах страны и собирает огромные толпы народа.
11 февраля – День основания государства – является официальным праздником, и следовательно нерабочим днём. Впервые, под названием Дня основания империи он был введён в 1873г. Дата 11 февраля была выбрана неслучайно, ибо именно в этот день в 660 г. до н.э., согласно древним хроникам, на престол вступил первый японский император, легендарный Дзимму. Именно от него ведёт происхождение ныне здравствующая императорская династия. После поражения Японии во второй мировой войне в ходе демократических преобразований этот праздник был отменён – как националистический и милитаристский. Синтоистское духовенство и традиционалистски настроенные консервативные силы в обществе уже в конце 40-х годов начали компанию за восстановление статуса праздника, и в 1963 г. он был возрождён, но под другим, нынешним названием, которое кажется более «нейтральным». Праздник широко отмечается по всей стране, потому что связан с национальной историей, традиционными духовными ценностями, государственностью, культурой и преемственностью поколений.
3 марта – праздник кукол (хинамацури). В этот день в домах ставят многоярусную подставку красного цвета и расставляют на ней множество изящно сделанных кукол, символизирующих императорский двор. Хинамацури – праздник для девочек.
5 мая – день детей (кодомо но хи), а этот праздник – для мальчиков. В этот день на крышах домов и в садах развивается множество флагов, по форме напоминающих карпа. В большинстве домов количество карпов соответствует количеству живущих в доме мужчин.
7 июля – праздник звёзд (танабата). Как гласит легенда, двум влюбленным, разделенным Млечным Путём, только в ночь на 7-ое июля разрешается встретится. В праздник танабата люди загадывают желания, которые они пишут на полосках бумаги и привязывают к веткам бамбука.
15 ноября – проводится праздник, когда девочек 3-х или 7-и лет, мальчиков 5-и или 7-и лет ведут в синтоистский храм для молитвы о ниспослании им крепкого здоровья. Этот праздник называется Сити-го-сан, что в переводе с Японского значит «семь-пять-три».
Праздник о-бон отмечается в середине августа. Существует поверье, что духи умерших любимых возвращаются домой в этот день. Дома и могилы по этому случаю тщательно перебираются, на могильных камнях оставляют еду как подношение духам.
Но самым главным и любимым праздником считается новый год. На новый год в каждом доме появляются три ветки. Первая – это ветвь бамбука, быстро-растущего дерева. Имеется в виду пожелание: пусть так же быстро растут дети. У хозяина будут крепкие помощники, такие же, как стволы сливы, с которой срезана вторая ветвь. И пусть все члены семьи живут долго, как сосна, ветка которой тоже украшает дом. Рядом висят листки с иероглифами. Это стихи, новогодние пожелания друзей. Здесь же подвешен пук соломы, её нужно поджечь, чтобы отогнать от дома злых духов. Это первое очищение японцев от зла. Но нельзя обойтись без внутреннего очищения: в канун нового года нужно отдать все долги. Должники ищут кредиторов, а кредиторы – должников. Покончив с расчетами, японцы приступают к третьему этапу очищения – выносят всю старую воду из дома.
Современное японское мышление представляет несомненный интерес для социологов ввиду уникально сочетающихся в нем исконно японских и западных ценностей. Причём Япония, пожалуй, - достаточно редкий пример гармонии и отлаженного действия такого механизма. Позаимствовав на Западе основные элементы современной демократической институциональной системы, Япония сохранила некоторые традиционные черты национального мышления. Поэтому современное японское мышление можно считать крайне интересным примером адаптационно-органического сплава национального традиционализма и модернизма. В этом контексте японский опыт имеет бесценное значение для России, пытающейся совместить свой традиционализм с западным опытом демократического развития.
Каким же образом, приняв и освоив западную систему ценностей, Япония тем не менее не утеряла самобытности своего мышления? Чтобы познать внутренние пружины японской политико-экономической системы, которая движима подчас не столько конкуренцией и конфликтностью, сколько сотрудничеством и коалиционностью, необходимо остановиться на некоторых истоках этой самобытности и традиционных социально-психологических чертах японского общества.
Три столетия самоизоляции Японии, вплоть до прибытия в 1853 г. «черных кораблей» коммодора Пери в гавань Симоды, наложили исключительно сильный отпечаток на японский национальный характер. Страна с трудом, шаг за шагом выходила из своего состояния «куколки». Быстрая модернизация проходила в форме экспансии западных товаров и ценностей, оставляя у японцев смешанные чувства. На различных уровнях общения до сих пор чувствуются элементы ксенофобии, стремление некоторых японцев дистанцироваться от «гайдзин» («иных людей» - иностранцев), а также комплексы робости и ограничители, происходящие, например, из учтивых грамматических форм.
Другая черта японского общества, его гомогенность (национальная, культурная и социально-психологическая), не способствует преодолению закрытости общества. Гомогенность, в частности, выражалась в самоидентификации индивидов, как частичек единого государство, нашедшей своё отражение в лозунге «одна нация – одно сердце» («иккоку – иссин»). (Невольно возникает желание сравнить этот феномен с российской соборностью).
До недавнего времени сурово действовала норма социальной нивелировки («шляпка гвоздя не должна торчать»), не позволявшая талантам многих японцев раскрыться в молодом возрасте и заставлявшая многих из них искать признания в других странах. Система стремится защитить себя от «еретиков» и аутсайдеров. Их воспринимают под час настороженно, а в некоторых случаях и враждебно.
Сочетание самоизоляции и однородности привело к тому, что японское общество закрыто и в несколько другом смысле. Оно устанавливает правила поведения, которые становятся своего рода субкультурой, нормы которой понятны лишь членам этой референтной группы. Эти правила и нормы действуют лишь в определенном контексте. И в сегодняшней Японии жестко сохраняется разделение на «ути» (внутри) и «сото» (вне). «Ути» - это внутренний круг, например, большая семья или сотрудники одной фирмы или члены одной референтной группы. «Сото» - это чужаки и аутсайдеры. Границы между «своими» и «чужими» обозначены достаточно четко и диктуют различные формы поведения по отношению к тем и другим.
Впрочем, силу клановости не стоит преувеличивать. Общество всё же преодолевает этот недостаток. Упомянутая культурная гомогенность делает систему более эффективной и является в итоге достоинством японского социального порядка.
В Японии издавна сложилась своеобразная и слаженная общественная система, первоосновой которой является понятие «иэ» (дом) и «иэмото» (дом как основа). Толкование термина, естественно, шире, чем «семья». Это скорее можно назвать кланом. Архетип групповой зависимости «иэ» восходит к средневековой системе «итидзоку рото» (одна семья и арендаторы). «Иэ» - это социальная группа, существующая на основе общего хозяйства и дома, а не кровного родства. Эта модель значительно отличается от многих других, например, европейской, которые основываются в первую очередь на кровном родстве. Кровные связи в японском обществе значительно слабее. Отношение к соседям подчас более внимательное, чем к родственникам. До сих пор человеческие отношения внутри группы рассматриваются как более важные, чем все другие взаимоотношения. Понятно, что подобная психологическая атмосфера была враждебна любым проявлениям индивидуализма, а автономность индивидуума минимизировалась.
По сию пору профсоюзами весьма широко употребляется термин «гармония труда и менеджмента», подчеркивая такие ценности, как групповая ориентация и коллективизм. «Согласно коллективистской интерпретации японской общественной системы, её члены безусловно откликаются на все требования организации и полностью посвящают себя компании, даже если это означает, что нужно принести в жертву интересы свои или своей семьи, тогда как на рабочем месте они стремятся сохранить максимально гармоничные отношения». Конечно, это высказывание представляет собой явное преувеличение. Однако принципы патерналистской социальной структуры, несмотря на исчезновение «иэ» как института, остаются незыблемыми в национальном сознании. Отсюда берет истоки основной принцип функционирования японского общества – «корпоративизм», который представляет собой основу такого явления, как групповая ориентация японцев, или коллективизм.
Японские социологи называют два основных принципа, которые оказались вполне совместимыми с западной демократией и в то же время отражают особенности японского менталитета. Во-первых, традиционная система стремится обеспечить участие в принятии решений максимального числа членов организации. Во-вторых, желательно, чтобы решения принимались на основе консенсуса всех её членов, допущенных к принятию решений.
Сейчас, естественно, влияние «иэ» чувствуется в едва заметной степени. После Второй мировой войны семьи, построенный по патерналистскому признаку