Оценка стоимости предприятия
ликвидности показывает, какие средства могут бытьиспользованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств
наступит немедленно;
Коэффициент быстрой ликвидности =
= Денежные средства + Дебиторская задолженность : Текущие обязательства.
(Ориентировочное нижнее значение коэффициента → 1).
Ответ: (750000 – 300000) : 850000 = 0,53
в). Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных
обязательств может быть погашена немедленно;
Коэффициент абсолютной ликвидности =
Денежные средства + Легкореализуемые ценные бумаги : Текущие обязательства
(Ориентировочное нижнее значение коэффициента → 0,2).
Ответ: 50000 : 850000 = 0,059
(Все значения рассчитанных показателей ликвидности ниже нормативных, что потребует анализа причин данного состояния).
2. Показатели оборачиваемости активов (деловой активности) позволяют изучить
отдельные компоненты оборотных средств. Несмотря на то, что в отечественной практике эти показатели относятся к группе показателей деловой активности, они также отражают ликвидность предприятия.
а). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает
количество оборотов дебиторской задолженности за год;
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности =
= Нетто – Выручка от реализации за год : Дебиторскую задолженность.
(Ориентировочное нормативное значение коэффициента → 8 (45 дней).
- 10 -
Величина дебиторской задолженности может рассчитываться на конец периода или как средняя на начало и конец периода. Модно рассчитать средний период погашения дебиторской задолженности в днях;
Период погашения дебиторской задолженности =
= Дебиторская задолженность ∙ 360 : Нетто-выручка от реализации
Ответ: 650000 : 300000 = 1,9 (или 360:1,9= 195 дней)
б). Коэффициент оборачиваемости запасов показывает скорость, с которой запасы
переходят в разряд дебиторской задолженности в результате продажи готовой
продукции;
Коэффициент оборачиваемости запасов =
= Себестоимость реализованной продукции : Стоимость запасов.
(Ориентировочное нормальное значение показателя → 3,5)
Ответ: 300000 : 400000 = 0,75 или 480 дней.
в). Коэффициент использования собственного оборотного капитала показывает
эффективность использования текущих активов;
Коэффициент использования собственного оборотного капитала =
= Нетто-выручка от реализации : Собственный оборотный капитал.
Ответ: 650000 : 100000 = 6,5.
3. Коэффициент структуры баланса анализирует ликвидность предприятия в долгосрочном периоде.
а). Коэффициент концентрации привлечённого капитала показывает процент
заемных средств от всей суммы активов;
Коэффициент концентрации привлечённого капитала =
= Общая сумма задолженности : Всего активов.
Ответ: 850000 + 100000 : 5750000 = 0,17 или 17% .
б). Коэффициент автономии показывает процент собственных средств от всей суммы
активов;
Коэффициент автономии = Собственные средства : Всего активов
(Ориентировочное нормативное значение коэффициента → 0,5-0,7)
Ответ: 480000 : 5750000 = 0,84 или 84%.
4. Показатели рентабельности дают представление об эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
а). Рентабельность продукции показывает удельный вес прибыли до выплаты процентов и налогов в каждом рубле оборота;
- 11 -
Рентабельность продукции =
= Прибыль до выплаты процентов и налогов (Прибыль от реализации) :
: Нетто-выручка от реализации.
Ответ: 350000 : 650000 = 0,54.
б). Коммерческая маржа = Прибыль после выплаты налогов (Чистая прибыль) :
: Нетто-выручка от реализации
Ответ: 50000 : 650000 = 0,077.
5. Инвестиционные показатели – предоставление сопоставимой информации о
рыночной цене акции по сравнению с номинальной, о размере выплачиваемых
дивидендов и т.д.
а). Прибыль акции. На базе информации можно определить;
Прибыль на акцию =
= Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям :
: Общее число обыкновенных акций
Ответ: Прибыль на акцию 50000 : 10000 = 5 руб.
б). Балансовая стоимость акции показывает, сколько может получить держатель
одной обыкновенной акции в случае ликвидации компании;
Балансовая стоимость акции =
= Собственные средства : Количество выпущенных обыкновенных акций
Ответ: 4800000 : 10000 = 480 руб.
10. Задача: Определить ставку дисконта, используя модель оценки капитальных активов, если известны безрисковая ставка дохода (7%), коэффициент бета (1,5), общая доходность рынка (10%), премия для малых предприятий (3%), премия за риск для фирмы (4%), страновой риск (4%).
Решение: В соответствии с моделью оценки капитальных активов ставка
дисконта находится по формуле:
R = Rf +B∙(Rm + Rf) + S1+S2+C
где R - требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал);
Rf - безрисковая ставка дохода; B- коэффициент бета (является мерой
систематического риска, связанного с макроэкономическими и
политическими процессами, происходящими в стране);
Rm - общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля
ценных бумаг); S1 - премия для малых предприятий; S2 - премия
за риск, характерный для отдельной компании;
С - страновой риск.
Ответ: R = 0,07 + 1,5 ∙ (0,1 - 0,07) + 0,03 + 0,04 + 0,04 = 0,225.
- 12 -
11. Задача: Определить стоимость предприятия в постпрогнозный период, используя модель Гордона, если известны денежный поток в постпрогнозный период (540000 руб.), ставка дисконта (21%), и долгосрочные темпы роста денежного потока (3%).
Решение: Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью Гордона
производится по формуле:
V= [CF (1+ g)] / R-g
где V - стоимость в постпрогнозный период;
CF - денежный поток доходов за первый год постпрогнозного
(остаточного) периода;
R - ставка дисконта;
g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
Конечная стоимость V по формуле Гордона определяется на момент
окончания прогнозного периода.
Ответ: V = 540000 × (1+0,3) : (0,21 – 0,03) = 3900000 руб.
12. Вопрос: Перечислите виды ценовых мультипликаторов. В каких случаях целесообразно использовать те или иные мультипликаторы?
Ответ: Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.
Для расчета мультипликатора необходимо:
а). Определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога - это даст нам значение числителя в формуле;
б). Вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период времени, либо по состоянию на дату оценки - это даст нам величину знаменателя. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднюю величину между максимальной и минимальной величиной цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки. В оценочной практике используется два типа мультипликаторов: - интервальные мультипликаторы, к которым относят:
1) цена/прибыль, 2) цена/денежный поток,
3) цена/ дивидендные выплаты, 4) цена/выручка от реализации.
- моментные мультипликаторы, к которым относят:
1) цена/балансовая стоимость, 2) цена/ чистая стоимость активов. Рассмотрим порядок расчета и основные правила применения ценовых мультипликаторов. Мультипликатор цена/прибыль, цена/денежный поток. Данная группа мультипликаторов является наиболее распространенным способом определения цены, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий аналогов является наиболее доступной. В качестве финансовой базы для мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть рассчитан аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, практически всеми предприятиями можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. основное требование - полная идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов. Мультипликатор цена/прибыль существенно зависит от методов бухучета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести системы распределения прибыли к единым стандартам. Мультипликатор цена/дивиденды. Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты подгруппе сходных предприятий, исчисленные в процентах к чистой прибыли. Данный мультипликатор на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор цена/выручка от реализации; цена/физический объем. Этот мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Хорошие результаты мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет Оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора цена/прибыль. То есть мультипликатор цена/выручка от реализации не зависит от методов бухучета. Мультипликатор цена/балансовая стоимость. Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки, либо на последнюю отчетную дату. Этот мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Оптимальная сфера применения данного мультипликатора - оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем, за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентированную величину чистых
- 14 -
активов, полученную оценщиком расчетным путем. Мультипликатор цена/чистая стоимость активов можно применять в том случае, если соблюдаются следующие требования:
- оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность:
недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование; - основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. Формирование итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:
- выбор величины мультипликатора;
- взвешивание промежуточных результатов;
- внесение итоговых корректировок. Наиболее правильным приемом определения итоговой величины является метод взвешивания. Оценщик, в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации, придает каждому мультипликатору свой вес, на основе взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.
13. Задача: Известна следующая информация об оцениваемом предприятии «АЛЬФА»
и предприятии - аналога «БЕТА»:
Значение показателя (млн. руб.)
Наименование показателя | «АЛЬФА» | «БЕТА» |
Собственный капитал Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Годовая выручка |
70 2 10 12 |
30 4 7 3 |
Оценить стоимость предприятия «АЛЬФА», если известно, что предприятие «БЕТА»
продано за 50 млн. руб.
Решение: Применим сравнительный подход оценки стоимости предприятия и
определим стоимость предприятия «АЛЬФА» методом расчёта мультипликаторов:
«БЕТА» «АЛЬФА»
(30000000+4000000+7000000+3000000) (70000000+2000000+10000000+12000000)
44000000 : 50000000 = 0,88 94000000 × 0,88 = 83000000 руб.
Ответ: Стоимость предприятия «АЛЬФА» - 83000000 руб.
- 15 -
14. Задача: Оценить рыночную стоимость предприятия по следующим данным
баланса:
Наименование показателя |
Данные баланса (тыс. руб.) |
Корректировка % |
АКТИВ Основные средства Запасы Дебиторская задолжность Денежные средства Всего активов ПАССИВ Собственный капитал Долгосрочная задолженность Краткосрочная задолженность Всего пассивов |
5000 400 300 50 5750 4800 100 850 5750 |
+ 40 - 20 - 30 0 0 0 |
Решение: Для оценки рыночной стоимости предприятия применим методики скорректированной балансовой стоимости. Методика скорректированной балансовой стоимости (или методика чистых активов предприятия) предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммирование стоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статей пассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженностей.
а). Скорректируем и рассчитаем - Всего активов = 7000 + 320 + 210 = 7530 тыс. руб.
б). Определим чистые активы предприятия = 7530 – (100+850) = 6580 тыс. руб.
Ответ: Рыночная стоимость предприятия – 6580000 руб.
Р О С С И Я
Экспертная фирма "КОАР"
О Т Ч Е Т
об оценке ликвидационной
стоимости предприятия
Заказчик: ЗАО "ЗАКАЗЧИК"
Россия, Московский район
Подольской области, пос. Вороново,
ул. Центральная, дом 5.
Исполнитель: Экспертная фирма "КОАР".
Москва – 2006г.
- 17 -
СОДЕРЖАНИЕ
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .18
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .19
Задание на оценку предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...19
Результаты оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 20
Сертификация оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Лимитирующие условия и ограничения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.5. Сведения об экспертах, проводивших оценку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ
ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Базовые понятия стоимости предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Технология оценки ликвидационной стоимости предприятия . . . . . . .22
3. ОПИСАНИЕ ОЦЕНИВАЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО СРЕДЫ . . . . . . .22
3.1. Краткий обзор состояния экономики России. . . . . . . . . . . . . . . .22
Краткая характеристика отрасли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 23
Краткая характеристика региона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..23
Финансово-экономическое состояние предприятия . . . . . . . . .. . . 23
4. ОЦЕНКА ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ . …… . 24
4.1. Календарный график ликвидации активов предприятия . . . . . . . . 24
4.2. Оценка и корректировка активов баланса предприятия. . . . . . . . 24
Оценка и корректировка пассивов баланса предприятия. . . . . . . …29
Расчет ликвидационной стоимости предприятия. . . . .