Совершенствование системы социальных выплат
(или) максимальный срок выполнения действия;- права и обязанности должностного лица, в том числе решения, которые могут или должны быть приняты должностным лицом, а при возможности различных вариантов решения - критерии или процедуры выбора вариантов решения;
- формы и порядок контроля за совершением действий и принятием решений;
- способ фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме (если способ фиксации результата выполнения действия не указан, то действие считается исполненным в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в администрации);
- результат действия и порядок передачи результата;
2) Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения регламента.
Организация разработки, согласования и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Структурное подразделение администрации в ходе разработки административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг вправе:
1) проводить опросы получателей соответствующей муниципальной услуги;
2) проводить публичное обсуждение проекта административного регламента предоставления муниципальной услуги;
Структурное подразделение администрации в ходе разработки административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг обязано:
1) рассматривать поступившие от заинтересованных организаций и граждан предложения, замечания по предлагаемой редакции проекта административного регламента, а также заключения независимой экспертизы.
При разработке административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг структурное подразделение обеспечивает:
1) устранение избыточных административных процедур, если это не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Субъекта Федерации;
2) упрощение действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур;
3) предоставление гражданам и организациям информации о действиях и административных процедурах;
4) возможность установления персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении муниципальной функции или предоставлении муниципальной услуги.
Структурное подразделение, ответственное за разработку соответствующего административного регламента, готовит и представляет на согласование вместе с проектом административного регламента пояснительную записку и проект плана-графика внедрения административного регламента.
Внесение изменений и дополнений в административные регламенты осуществляется в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации и (или) Субъекта Федерации, нормы которого непосредственно регулируют вопросы, связанные с осуществлением муниципальных функций или предоставлением муниципальных услуг;
2) изменение структуры администрации, влекущее преобразование или ликвидацию структурного подразделения, к сфере деятельности которого относится исполнение соответствующей муниципальной функции или предоставление муниципальной услуги;
3) по предложениям структурных подразделений администрации, основанным на результатах анализа практики применения административных регламентов.
Административные регламенты подлежат опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте администрации.
Административные регламенты предоставления муниципальных услуг размещаются также в местах предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Мониторинг применения административных регламентов предоставления муниципальных услуг
Администрация обеспечивает проведение мониторинга применения административного регламента предоставлен муниципальной услуги.
Предметом мониторинга применения административного регламента предоставления муниципальной услуги является соблюдение стандартов предоставления муниципальных услуг.
Администрация для проведения мониторинга применения административного регламента предоставления муниципальных услуг вправе:
1) привлекать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации организации для проведения мониторинга;
2) проводить опросы получателей соответствующей муниципальной услуги.
При проведении мониторинга применения административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливается оценка потребителями предоставления муниципальной услуги по следующим критериям:
1) характер взаимодействия граждан, организаций с должностными лицами;
2) качество и доступность муниципальной услуги (срок оказания, условия ожидания приема, порядок информирования);
3) обоснованность отказов в предоставлении муниципальных услуг;
4) выполнение требований к эффективности административных процедур (отсутствие избыточных административных действий, возможность уменьшения сроков исполнения административных процедур и административных действий и другое).
Результаты проведения мониторинга применения административного регламента предоставления муниципальной услуги представляются для рассмотрения на рабочих совещаниях при главе МО [25, с 105].
1.3 Отличие административного регламента от стандарта муниципальной услуги
Стандарт качества государственной (муниципальной) услуги – правовой акт, закрепляющий ключевые требования к качеству услуг, полностью или частично оплачиваемых за счет средств бюджета.
Помимо непосредственных требований к качеству, стандарт также может содержать описание порядка обжалования нарушений требований стандарта, порядка регулярной проверки соблюдения требований стандарта и другие нормы.
По своему содержанию стандарты качества государственных (муниципальных) услуг могут существенно различаться. Ключевое значение имеют две характеристики.
Первое – это степень строгости соблюдения стандарта. Здесь можно выделить стандарты индикативного плана (которые фактически фиксируют эталоны, к которым следует стремиться), и стандарты обязательные для исполнения.
Второе – это целевая аудитория потребления стандарта. Здесь выделяются стандарты, ориентированные на потребителей услуги и стандарты, ориентированные на профессионалов и организации-исполнители.
Целесообразность разработки и внедрения стандартов качества государственных (муниципальных) услуг может быть обоснована одним или несколькими из следующих условий:
1. проведением реформирования бюджетного сектора территории, при котором государственные и муниципальные учреждения постепенно переводятся в форму негосударственных и немуниципальных организаций. Стандарт качества в этом случае должен гарантировать сохранение базовых параметров качества при ослаблении административного контроля за учреждениями-исполнителями;
2. внедрением нормативного (подушевого) финансирования оказания государственных (муниципальных) услуг бюджетными учреждениями. Назначение стандарта в данном случае аналогично предыдущему пункту;
3. внедрением бюджетирования, ориентированного на результат, при котором стандарты качества государственных (муниципальных) услуг выступают не только своеобразным агрегированным показателем качества оказания услуг, но и инструментом, позволяющим добиться определенного уровня качества в каждом учреждении, а не только в целом по услуге;
4. наличием существенных проблем в области качества государственных (муниципальных) услуг, а также стремлением повысить уровень доверия населения к деятельности органов исполнительной власти [24, с 45].
Иногда поводом для внедрения стандартов качества государственных (муниципальных) услуг выступает стремление получить стандарты, которые бы впоследствии смогли "вывести" на объективную стоимость оказания услуг и, соответственно, объективное формирование расходов бюджета. Однако на практике реализация такой задачи сталкивается с непреодолимыми трудностями (необходимость унификации технологии оказания услуг, чрезвычайная громоздкость стандарта, его расширение не только на сторону качества, но и на вопрос используемых ресурсов, их спецификаций и т.д.).
Тем не менее, наличие стандартов качества позволяет получить некоторую оценку стоимости предоставления государственных (муниципальных) услуг, поскольку, являясь прообразом технического задания, они дают возможность организациям, оказывающим аналогичные услуги, определить рыночную стоимость оказания таких услуг.
В рамках направления «Разработка стандартов качества государственных (муниципальных) услуг» стандартными услугами являются:
- определение совместно с Заказчиком базовой конструкции стандарта качества государственной (муниципальной) услуги основных требований к его содержанию, исходя из целей и задач, которые стоят перед Заказчиком (примерная продолжительность – 1-2 недели);
- анализ (инвентаризация) нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление государственных (муниципальных) услуг на предмет наличия отдельных элементов стандартов (примерная продолжительность - 2-3 месяца);
- разработка и согласование стандартов качества отдельных государственных (муниципальных) услуг (примерная продолжительность – до 1-2 недель на один стандарт).
Как правило, разработка и внедрение стандартов осуществляются параллельно со следующими проектами:
1. внедрение результативного управления
2. внедрение бюджетирования, ориентированного на результат
3. выделение и описание государственных (муниципальных) услуг (разработка реестров услуг)
Стандарт государственной услуги – правовой акт, содержащий обязательные для исполнения правила, устанавливающие в интересах получателя государственной услуги требования к предоставлению государственной услуги (в части процесса, формы, содержания и результата предоставления услуги).
Административный регламент – нормативный правовой акт, определяющий сроки, последовательность действий (принятия решений) и исполнителей в рамках исполнения государственной функции (или оказания государственной услуги).
Развитие направления стандартизации и регламентации исполнения государственных функций (и в первую очередь, функций по оказанию государственных и муниципальных услуг) получило импульс по двум направлениям.
Во-первых, стандартизация и регламентация государственных функций были ключевым направлением реализации административной реформы в Российской Федерации. Минэкономразвития РФ долгое время поддерживало региональные начинания по разработке административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг [18, с 120].
Во-вторых, в рамках бюджетной реформы существенное внимание уделялось и уделяется стандартизации качества государственных (муниципальных) услуг.
Ключевым различием обоих направлений является лейтмотив осуществляемых преобразований. В первом случае речь шла, прежде всего, об ограничении властных полномочий органов власти, расширении и защиты прав граждан от произвола чиновников, устранении административных барьеров. Именно поэтому первоочередной стандартизации и регламентации подвергались государственные услуги административного свойства (связанные с применением властных полномочий). В рамках бюджетной реформы основной целью является закрепление определенного уровня качества государственных (муниципальных) услуг, как средства повышения эффективности расходов бюджета. В этой связи стандарты качества разрабатывались в первоочередном порядке для услуг, финансирование которых занимает преобладающую долю в бюджете и оказывается государственными (муниципальными) учреждениями.
В данном разделе речь пойдет о стандартизации и регламентации государственных (муниципальных) функций и государственных (муниципальных) услуг административного свойства. Вопросы стандартизации качества оказания государственных и муниципальных услуг в рамках бюджетной реформы раскрыты в соответствующем разделе.
Переход к стандартизации и регламентации деятельности органов исполнительной власти на практике приобретает актуальность в следующих ситуациях:
1. стремление к технологизации деятельности органов исполнительной власти и их отдельных сотрудников, повышению прозрачности и понятности деятельности органов власти для руководства территории;
2. как средство детализации предмета ответственности отдельных органов исполнительной власти и их руководителей при выстраивании системы ответственного управления;
3. в рамках распространения принципов результативного управления на отдельных государственных (муниципальных) служащих. Данный переход обеспечивается посредством должностных регламентов, которые органично вытекают из стандартов и регламентов осуществления отдельных функций;
4. необходимость снижения административных барьеров в экономике (например, как один из инструментов эффективной реализации программ социально-экономического развития территории);
5. наличие у политического руководства целевой установки на улучшение имиджа органов исполнительной власти и повышение доверия к ним со стороны населения;
6. реализация проектов по созданию многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг;
7. переход к исполнению государственных (муниципальных) функций, оказанию государственных (муниципальных) услуг в электронной форме (внедрение электронных регламентов);
8. наличие политических амбиций быть в «мэйнстриме» происходящих в Российской Федерации реформ, а также мотивация, связанная с получением средств из федерального бюджета на поддержку административной реформы (в настоящее время не актуально).
В рамках направления «Разработка стандартов и административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций, оказания государственных (муниципальных) услуг» стандартными услугами являются:
- выделение перечня государственных (муниципальных) функций и услуг органов исполнительной власти административного образования, формирование реестра государственных (муниципальных) функций, реестра государственных (муниципальных) услуг. Примерная продолжительность – 2-3 месяца;
- подготовка пакета проектов правовых актов, закрепляющих институты стандартов государственных (муниципальных) услуг и административных регламентов (разработка, представление, согласование). Примерная продолжительность – 1-3 месяца;
-подготовка проектов стандартов государственных (муниципальных) услуг, административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций, оказания государственных (муниципальных) услуг, административных регламентов межведомственного взаимодействия по исполнению государственных (муниципальных) функций, оказанию государственных (муниципальных) услуг (разработка, представление, согласование). Примерная продолжительность – от 1 месяца на один административный регламент;
- экспертиза административных регламентов и стандартов, подготовленных органами исполнительной власти. Примерная продолжительность – 1-2 недели на один административный регламент, стандарт;
- подготовка технических заданий для IT-компаний на разработку программного обеспечения, оформляющего исполнение административных регламентов (возможно совместное внедрение IT-технологий в консорциуме с IT-компанией). Примерная продолжительность – от 1 месяца на одно техническое задание;
-подготовка планов внедрения стандартов исполнения государственных (муниципальных) услуг, административных регламентов в пилотных органах и учреждениях – от 1 месяца [13, с 78].
Таким образом, рассмотрев теоретическую базу порядка разработки административных регламентов на оказание муниципальных услуг в рамках административной реформы, можно сделать следующие выводы:
- система исполнительной власти РФ является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место;
- в органах исполнительной власти в РФ должны быть разработаны правовые и организационные механизмы;
- в органах исполнительной власти на всех ее уровнях отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов;
- уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ГОРОДА МАГАДАНА
2.1 Анализ социальной инфраструктуры города Магадан
Социальная политика органов местного самоуправления муниципального образования «город Магадан» способствует активизации деятельности учреждений социальной сферы, улучшению качества жизни горожан. Особое внимание отводится развитию системы образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальной поддержке населения.
Система общего образования города Магадана включает сеть общеобразовательных учреждений: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, русская культурологическая школа, школа-интернат, средние общеобразовательные школы, основная общая школа, открытая (сменная) общеобразовательная школа, начальная школа–детский сад.
Стимулированию образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, способствовал выделенный Президентом РФ грант в 1 млн. руб. За 2 года в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений на его получение приняли участие 8 магаданских школ. Победителями стали гимназии английская, № 24, № 30, лицей № 1 им. Н.К. Крупской.
В эксперименте по предпрофильной подготовке и профильному обучению участвовали 15 общеобразовательных учреждений города. Промежуточные итоги эксперимента свидетельствуют о положительном отношении учителей, родителей и учащихся к профильному обучению.
Продолжается процесс информатизации учреждений образования. Во всех школах функционируют от одного до трех компьютерных классов (всего 38). Для учащихся приобретено 776 компьютеров. К Интернету подключены все общеобразовательные учреждения. В большинстве школ есть своя электронная почта, в 7 учреждениях созданы школьные Интернет-сайты. Учреждения образования Магадана укомплектованы мультимедийной техникой.
В большинстве общеобразовательных учреждений созданы и успешно функционируют научные общества учащихся. С каждым годом больше магаданских школьников принимает участие в международных и всероссийских конкурсах, научно-исследовательских конференциях и предметных олимпиадах. Для усиления роли патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды кадетского движения в четырех общеобразовательных учреждениях Магадана функционируют профильные кадетские классы. Кадеты – активные участники всех городских мероприятий, на них делается ставка при проведении в областном центре «Дня призывника» и региональной военно-спортивной игры «Территория».
Ежегодно стипендией мэра Магадана награждаются 50 учащихся образовательных учреждений. 5 учащихся получают стипендию губернатора. Обладателями стипендий партии «Единая Россия» становятся 39 учащихся. Приоритетным направлением в деятельности дошкольных учреждений является оздоровление детей. В пяти детских дошкольных учреждениях функционируют плавательные бассейны. Практически во всех детских садах имеются спортивные залы. Медицинское обслуживание детей дошкольного возраста обеспечивается в соответствии с нормативными требованиями санитарных правил. Медицинские кабинеты работают во всех детских садах города.
Ежегодно юные магаданцы–воспитанники детских садов участвуют в городской интеллектуальной олимпиаде, спартакиаде «Веселые старты», посвященной Дню города.
МУДОД «Дворец детского и юношеского творчества» и «Детский экологический центр» предоставляют учащимся города дополнительное образование.
При Дворце функционируют 148 учебных групп в 37 детских образовательных объединениях. Основные направления творческой деятельности: музыкальное, хореографическое, театральное, художественно-прикладное, культурно–досуговое.
Детский экологический центр – старейшее учреждение дополнительного образования детей в городе. Обучение в Центре осуществляется круглогодично без каникул и выходных дней. Здесь работают 184 объединения по направлениям: биология, зоология, краеведение, туризм, ихтиология, экология, здоровье человека, геология. Ежегодно в Центре проходит городская выставка «Сохраним земли очарование».
Сеть лечебно-профилактических учреждений города Магадан включает в себя:
• 5 стационарных учреждений, общей мощностью 489 коек;
• детский санаторий на 100 сметных коек.
Амбулаторно-поликлинические учреждения представлены 5 самостоятельными поликлиниками:
• 3 городские поликлиники (по обслуживанию взрослого населения);
• взрослая и детская стоматологические поликлиники.
В состав родильного дома входит женская консультация. При детской городской больнице функционируют 3 детские городские поликлиники, одна из которых имеет 2 филиала. При медико-санитарной части «Авиамедицина» открыто поликлиническое отделение по обслуживанию населения поселков Сокол и Уптар.
Ежегодно проводится диспансеризация работников бюджетной сферы и граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями. Проводится плановая иммунизация населения против полиомиелита, гепатита, краснухи, дифтерии, коклюша, столбняка, туберкулеза, гриппа. От различных видов заболеваний было привито около 64 тыс. человек.
Деятельность учреждений культуры, как и прежде, направлена на продолжение и приумножение традиций, сохранение культурных ценностей, создание условий для социальной интеграции городского сообщества. Сегодня в Магадане работают Централизованная библиотечная система, 6 учреждений культурно–досугового типа, 5 образовательных учреждений дополнительного образования детей, городской парк, кинотеатр «Горняк». Радует горожан своим творчеством муниципальный оркестр духовой и эстрадной музыки, муниципальная капелла имени Е.И. Алхимова, муниципальный цирк «Вояж», ансамбль русских народных инструментов «Метелица».
В 63 детских коллективах занимается 1 тысяча юных магаданцев. Двадцать три коллектива удостоены звания «Народный» и «Образцовый». Ежегодно в Магадане проходят разнообразные мероприятия, более полутысячи из них посвящены детям. Традиционными в нашем городе стали фестивали классической музыки, народного творчества «Истоки», патриотической песни. Год от года растет популярность городского конкурса молодых исполнителей эстрадной песни и танца «Звездопад».
Творческие коллективы Магадана принимали участие во всероссийских и международных фестивалях «Улыбка мира» и «Сияние Севера» (Москва), современного спортивного танца (Санкт-Петербург, Хабаровск, Италия), «Корфест-2007» (Анадырь). В Дальневосточном межрегиональном конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни «Звезды Амура» гран-при получила солистка вокальной студии Нины Трушиной Анна Жаворонкова, 1 место заняли группа «ДАЛАЗ» и Мария Челях (муниципальный молодежный культурный центр).
Большую просветительскую и исследовательскую работу по песенному наследию В.Козина ведет коллектив мемориального музея-квартиры певца. Здесь побывали гости из многих городов России, а также из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Свыше 2 тысяч киносеансов организует ежегодной кинотеатр «Горняк», причем 10% – благотворительные: для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, воспитанников интерната, солдат срочной службы, детей из многодетных семей. В магаданском кинопрокате как современные зарубежные и отечественные фильмы, так и ретро-ленты. Причем премьеры идут одновременно с премьерными показами в российской столице.
Регулярные занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье горожан. На Севере это очень важно, и потому муниципалитет большое внимание уделяет созданию условий для повышения физической активности магаданцев. В городе функционируют 7 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей по физической культуре и спорту:
«Объединенная детско-юношеская спортивная школа»;
«Детско-юношеская спортивная школа № 1»;
«Детско-юношеская спортивная школа № 4»;
«Детско-юношеская спортивная школа № 5»;
«Специализированная детско-юношеская спортивная школа по боксу»;
«Магаданская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по лыжным гонкам»;
«Русская горнолыжная школа – Магадан».
Работает Магаданский авиаспортивный центр. Популярен у подростков и молодежный военный спортивно-технический клуб «Подвиг». Никогда не пустуют спортивные комплексы «Металлист», «Юность», «Строитель» и спортивно-оздоровительный комплекс «Снежный».
4,7 тыс. детей занимаются сегодня в спортивных школах и клубах. В ДЮСШ занятия ведутся по 22 видам спорта. С юными спортсменами работают более 100 высококвалифицированных специалистов [27, с 65].
Ежегодно в областном центре проводится более 80 физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, в которых участвуют около 6000 человек. Традиционными в Магадане стали массовые соревнования по лыжным гонкам «Всероссийский День Лыжника» и «Лыжня Вяльбе». Популярны ночные прыжки с трамплина. По сути, давно стал международным Всероссийский турнир-мемориал по боксу на приз олимпийского чемпиона Валерия Попенченко. Регулярно проводятся в городе состязания, посвященные Дню туризма. Много участников и болельщиков собирают «Веселые старты», спартакиада среди учащихся общеобразовательных школ, первенство города по баскетболу, шахматам, настольному теннису.
Сложившаяся в настоящее время система социальной поддержки имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказания помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на социальную поддержку тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.
Социальная политика органов местного самоуправления направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.
Сложившаяся в настоящее время система социальной поддержки имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказания помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на социальную поддержку тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.
Реализация муниципальной политики в сфере социальной поддержки семьи и детства на территории муниципального образования «Город Магадан» продолжалась в 2009 году в рамках плана мероприятий по проведению Года семьи.
В особенно трудных условиях сегодня оказались многодетные, неполные и молодые семьи, которые в подавляющем большинстве относятся к категории малообеспеченных.
Основной проблемой молодой семьи является отсутствие собственного жилья. Городская целевая программа «Дом для молодой семьи на 2007-2009 годы» призвана частично решать эту проблему. В рамках программы в 2009 году проконсультировано 570 семей, участниками программы признано девять семей, которым выплачена субсидия в сумме 3 668,9 тыс. рублей.
Учитывая высокую социальную значимость данной программы, мэрией города Магадана разработана и принята аналогичная программа на 2010 год. Для организации эффективной работы с различными категориями семей, на территории муниципального образования «Город Магадан» реализуется приоритетный муниципальный проект «Семья и дети».
В целях формирования и укрепления городских традиций проведены социально значимые акции, на реализацию которых из городского бюджета выделено 3 915,9 тыс. рублей, их них:
• «Сотый ребенок» - приобретено 11 ценных подарков каждому сотому новорожденному;
• «Золотая свадьба» - приобретены ценные подарки 5-ти супружеским парам, отпраздновавшим юбилей совместной жизни;
• «Новоселье Молодых» - приобретено 5 ценных подарков семьям, приобретшим жилье в рамках городской целевой программы «Дом для молодой семьи»;
• «Большая семья» - приобретены ценные подарки 75-ти семьям по случаю рождения третьего ребенка;
• «Собери ребенка в школу» - приобретено 415 наборов школьных принадлежностей для первоклассников и учащихся 2-11 классов, из числа малообеспеченных жителей города Магадана;
• «Корабль любви» - проведен праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, с участием 8-ми супружеских пар [32, с 33].
Большое внимание органы местного самоуправления уделяют престарелым гражданам и инвалидам. Условия для комфортного проживания, полноценной жизнедеятельности созданы в муниципальном учреждении «Дом для ветеранов войны и труда», в котором проживают 45 граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, ветеранов труда, вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, родители военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
В Доме ветеранов функционирует комната бытового обслуживания, где имеется стиральная машина-автомат, сушилка для белья, гладильная доска и утюг.
Еженедельно представляет свои услуги выездная торговая точка (магазин «Калинка»), благодаря чему жители Дома ветеранов приобретают продукты первой необходимости.
Для проживающих в Доме ветеранов в 2008 году проведено 20 праздничных мероприятий. Традиционным стал «День именинника».
Продолжилась реализация городской целевой программы «Муниципальная поддержка отдельных категорий жителей города Магадана», для чего в 2008 году из городского бюджета направлено 10 202,6 тыс. рублей, в том числе:
• оказана материальная помощь 136 человекам на сумму 388,6 тыс. рублей;
• 1140 человек получили бесплатное горячее питание в социальной столовой на сумму 1 435,0 тыс. рублей;
• 200 человек воспользовались услугами «Социальной прачечной» и «Социальной бани» на сумму 21,2 тыс. рублей;
• 1859 родителей получили компенсацию части родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях на сумму 1 291,5 тыс. рублей;
• возмещены затраты за питание детей в МОУ «Школа-Интернат № 12» на сумму – 824,9 тыс. рублей;
• возмещены затраты за питание детей в муниципальных образовательных учреждениях на сумму 380,6 тыс. рублей;
• 16 горожанам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Магадана», выплачены ежемесячные денежные выплаты в сумме 260,2 тыс. рублей и др. [26, с 34].
Одним из направлений социальной политики мэрии города Магадана является совершенствование условий среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями для обеспечения реализации их конституционных прав и свобод. В связи с чем, на территории города Магадана реализуется городская целевая программа «Совершенствование условий жизнедеятельности жителей города Магадана с ограниченными возможностями».
По состоянию на 01 января 2009 года в анкетной базе данных содержалась информация о 4 175 инвалидах 1,2,3 степени ограничения трудовой деятельности, а также о детях-инвалидах. В рамках программы была организована бесплатная подписка для 313 граждан с ограниченными возможностями на газету «Вечерний Магадан». 175 человек воспользовались путевками в спортивно-оздоровительный комплекс «Снежный».
Специализированным транспортным средством, оборудованным подъемным механизмом и системой креплений для кресел-колясок, совершено 857 поездок. Особое внимание органы местного самоуправления уделяют организации торгового обслуживания отдельных категорий граждан.
Между мэрией города Магадана и торговыми организациями (индивидуальными предпринимателями) заключены соглашения о социальном партнерстве по организации работы социальных магазинов (отделов), в соответствии с которыми торговое обслуживание отдельных категорий граждан производилось в 9 розничных магазинах города, реализующих продовольственные группы товаров.
Согласно спискам, представленным управлением социальной поддержки семьи и молодежи, по состоянию на 01 января 2009 года 5 872 человека имели право на обслуживание в социальных магазинах. Ежемесячно услугами таких магазинов пользовались около 2400 человек (40%).
В 2008 году в соотвествиии с заключенными соглашениями о социальном партнерстве между мэрией города Магадана и тремя рыбодобывающими организациями (ООО «Магаданрыба», ОАО «Усть-Магаданский рыбозавод», ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания») ветеранам Великой отечественной войны, приравненным к ним категориям граждан и социально незащищенным категориям населения города Магадана, на безвозмездной основе передано 13 тонн свежемороженой рыбы.
2.2 Практика применения административных регламентов по оказанию муниципальных услуг по социальным выплатам
В муниципальном образовании «город Магадан», как в городе с существенной социальной дифференциацией, необходимо добиваться снижения уровня социальной напряженности.
Сделать это возможно путем предоставления мер муниципальной поддержки, поскольку только федеральных и областных мер социальной поддержки недостаточно. Об этом говорят данные социологического исследования на тему «Востребованность мер социальной поддержки», проведённого в 2009 году.
Почти четверть (23,2%) респондентов отметили «материальную помощь», как наиболее востребованную меру социальной поддержки. Вероятно, таким косвенным способом, было зафиксировано ухудшение социального самочувствия и благосостояния граждан в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом.
Также необходимо отметить, что в число социально незащищенных граждан попали не только традиционно малоимущие слои населения (инвалиды, пенсионеры), но и группы активного населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Так, среди опрошенных получателей мер муниципальной поддержки были выделены следующие группы населения (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 Доля населения города Магадана, получающая социальные выплаты, %
Как видно по данным, представленным на рисунке 2.1, неполные и многодетные семьи также находятся в экономически уязвимом положении и нуждаются в социальной поддержке.
Реализуемая в 2005-2009 годах в целях поддержки вышеперечисленных категорий граждан городская целевая программа «Муниципальная поддержка отдельных категорий жителей города Магадана», позволила органам местного самоуправления своевременно и оперативно реагировать на актуальные потребности жителей города, оказывать различные виды муниципальной поддержки гражданам и их семьям.
В таблице 2.1 представлены данные, характеризующие уровень социальных выплат в городе Магадане на одного нуждающегося в среднем.
Таблица 2.1
Показатели, характеризующие уровень социальных выплат в городе Магадане, за 2009 год
Показатели |
Единица измерения |
Фактическое значение индикатора за 2009 год |
1 | 2 | 3 |
Численность граждан, нуждающихся в мерах муниципальной поддержки | Чел. | 16 000 |
Предоставлено бытовых услуг | Руб./ чел. | 410,51 |
Предоставлено транспортных услуг | Руб./ чел. | 627,28 |
Предоставлено услуг общественного питания | Руб./ чел. | 1839,65 |
Проведено социально-значимых акций и мероприятий | Руб./ чел. | 491,20 |
Данные, представленные в таблице 2.1 говорят о том, что наибольшая сумма по социальным выплатам населению Магадана приходится на услуги общественного питания. На втором месте по размеру находятся транспортные услуги, на третьем социально-значимые акции и мероприятия. Однако, численность нуждающихся в социальных выплата увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 Динамика численности нуждающихся в социальных выплатах в городе Магадане, чел.
По данным, представленным на рисунке 2.2, можно констатировать стабильный рост численности нуждающихся людей в социальной поддержке со стороны государства. Так, рост численности таких категорий граждан в 2008 году составил 6%, а в 2009 году 4%.
В этой связи, органами муниципальной власти разрабатываются различные инструменты социальной поддержки населения. Одним из них является Программа социальной поддержки жителей города Магадана.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- создание для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в предоставлении социальных услуг, благоприятных условий для преодоления возникших проблем;
- проведение мероприятий по социальной адаптации отдельных групп населения (дети из семей, находящихся в социально опасном положении; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы);
- повышение уровня материальной обеспеченности семей, одиноко проживающих граждан, доход которых не превышает 50% прожиточного минимума в расчёте на душу населения, установленного на территории города Магадана, за счет снижения их расходов на ряд услуг (бытовые, транспортные, общественное питание и т.д.);
- стимулирование безработных граждан к трудоустройству, профилактика социального иждивенчества;
- совершенствование принципа индивидуального подхода при предоставлении мер муниципальной поддержки;
- обеспечение проведения традиционных городских социально - значимых акций и мероприятий для сохранения социально-культурных традиций муниципального образования «Город Магадан».
В процессе исполнения программных мероприятий планируется достижение следующих результатов:
снижение социальной напряженности среди отдельных слоев населения муниципального образования «Город Магадан»;
создание для семей, одиноко проживающих граждан, попавших в трудные жизненные ситуации, условий для выживания и оказание содействия в преодолении сложившихся обстоятельств;
повышение уровня и качества жизни отдельных категорий граждан (повышение уровня материальной обеспеченности, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и т.д.);
обеспечение реализации права отдельных категорий граждан пониженной мобильности на доступ к организациям и учреждениям социальной инфраструктуры;
оптимизация инициативы мэрии города Магадана, а также её структурных подразделений и муниципальных учреждений в реализации городской политики в области социального обеспечения населения;
сохранение социально-культурных традиций населения муниципального образования «Город Магадан»;
- формирование банка кандидатов в опекуны и повышение компетенции опекунов в части разрешения типичных трудностей, возникающих в опекунских семьях.
В результате Центром Социальных выплат города Магадана за последние три года было произведено социальных выплат на общую сумму 6,45 млн. руб. (за 3 года). Это можно посмотреть на следующем рисунке 2.3.
Рис. 2.3 Динамика объема предоставленных социальных выплат, млн. руб.
По данным, представленным на рисунке 2.3 можно сделать вывод о том, что объемы социальных выплат с каждым годом возрастают.
Так, в 2008 году рост единовременных социальных выплат возрос на 13,3%, в 2009 году на 33,3%
Объемы выплаченных ежемесячных пособий в 2008 году так же увеличились но, на 56%, а в 2009 году на 2,5%. Объемы периодических социальных выплат так же имеют тенденцию к росту в течение всего анализируемого периода. В 2008 году их рост составил 54,2%, а в 2009 году 11,1%. Всего, в 2007 году было выплачено социальных выплат на общую сумму 1,3 млн. руб. в 208 году – 2,2 млн. руб. в 2009 году – 2,6 млн. руб.
Структура социальных выплат в Центре включает:
1. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых pa6oтникам за счет средств предприятия.
2. Оплату путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
3. Оплату абонементов в группы здоровья, занятии в спортивных секциях, оплату расходов по протезированию и другие подобные расходы.
4. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
5. Компенсацию женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий но социальному страхованию).
6. Компенсацию работникам морального вреда, определяемую судом.
7. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
8. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
9. Оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
10. Стоимость льгот по проезду для работников железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиатранспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
11. Оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и оплату стоимости багажа.
12. Материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.
13. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения.
14. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджета в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
15. Компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
16. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
17. Расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятия.
18. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство.
19. Иные выплаты.
Срок рассмотрения заявления о предоставлении социальных выплат и определения права на ее получение составляет 15 календарных дней со дня поступления заявления и всех необходимых документов.
В случае необходимости осуществления дополнительной проверки предоставленных заявителем сведений о составе и доходах семьи срок рассмотрения заявления увеличивается до 30 календарных дней с момента подачи заявления.
Центр Социальных выплат города Магадана вправе отказать в предоставлении социальной выплаты по следующим причинам:
- непредставление- личного заявления;
- полное или частичное отсутствие документов или несоответствие представленных документов установленным требованиям;
- несоответствие заявителя (семьи- заявителя) критериям, на основании которых производится предоставление социальной выплаты;
- выезда на постоянное место жительства семьи (одиноко- проживающего гражданина) за пределы муниципального образования «Город Магадан»;
- обнаружения недостоверности предоставленных сведений;
- предоставления заявителем документов, противоречащих друг другу или не содержащих необходимых сведений;
- отсутствия денежных средств в местном бюджете;
- невыполнения заявителем ранее принятых решений комиссии по- предоставлению муниципальной поддержки.
В случае принятия решения об отказе или прекращения предоставления социальной выплаты уполномоченный орган письменно информирует Заявителя о принятом решении с указанием причин отказа.
При процедуре оформления и рассмотрения заявления в Центре социальных выплат рассматривается множество различных документов. Например, таких как:
– справка с места регистрации;
– паспорта всех членов семьи, либо иные документы, заменяющие паспорт гражданина;
– свидетельство о рождении несовершеннолетних детей;
– свидетельство о браке или о расторжении брака;
– свидетельство о смерти