Применение подвижных игр и имитационных упражнений

месте вверх с двух ног и поочередно с правой ноги на левую и наоборот, одновременно перенося массу тела; делать приставные шаги в сторону на два и четыре счета; делать, стоя на месте, маховые скользящие движения ногой с лыжей вперед-назад и т.д.

С помощью этих упражнений вырабатывают двигательные навыки, сходные с элементами техники основных способов передвижения на лыжах (лыжные ходы, переход, повороты в движении).

Можно применять и игровые упражнения – скольжение (тот, кто проскользит расстояние между флажками, сделав меньше шагов, – победитель); накат (кто дальше укатится за 10 шагов); гонки (ноги связаны выше голени, только по прямой! 50-100 м, кто быстрее). В этих упражнениях развивается быстрота.

Силовые качества развиваются в играх на лыжах, требующих приложения для достижения результата мощных усилий ногами, руками и туловища. Для этого подбирают соответствующие игровые задания или изменяют условия, в которых проводятся игры. Например, если проводить игру «Быстрый лыжник», «Догонялки» и др. на небольшом подъеме или, наоборот, на глубоком снегу, то они будут способствовать развитию силы.

«Догонялки». В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются стартовые линии. В гонке участвуют одновременно 4 лыжника. По старту лыжники начинают гонку. Каждый стремится быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Как только один из лыжников догонит бегущего впереди, он становится победителем. Гонка заканчивается. (Место проведения: круговая лыжня с меняющимся рельефом длиной 200 м. Игра проводится как классическими, так и коньковыми ходами). Запрещается использование отталкиваний палками или, наоборот, разрешается передвижение только с помощью обоих палок, можно значительно увеличить силовую нагрузку на ту или иную группу мышц.

Например, в играх с преодолением полного подъема одновременным или попеременным бесшажным ходом (используя отталкивание палками) большую силовую нагрузку получают мышцы рук и туловища, а при применении попеременного или конькового ходы без палок нагрузка приходится на мышцы ног.

Игры, развивающие выносливость, проводятся на отрезках от 400 м. и более. Нагрузка уменьшается или увеличивается за счет изменения длины преодолеваемых отрезков, пауз отдыха между отдельными игровыми заданиям, количество этапов в эстафетах и стартов в заданиях, продолжительности игры.

Можно проводить такие игры: «Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним, выбывает из игры. Например, стартовали 5 лыжников, а после завершения первого круга гонки продолжают 4, после второго круга – 3 и т.д.

«Охота на лис». «Лисы» – 2-4 лучших лыжника углубляются в лес на 400-500 м. «Охотники» – все остальные участники – через 5 минут выходят на поиск «лис». «Лисы» убегают, прячутся за деревьями, в оврагах, кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора.

Ценность подвижных игр и игровых упражнений заключается в том, что в них работа над закреплением и совершенствованием техники передвижения на лыжах и воспитанием физических качеств проходит интересно, эмоционально и как бы незаметно для учащихся.


    1. Методы и организация обучения подвижным играм.

Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания. Во время проведения эксперимента будут использоваться такие методы.

1. Использование слова.

2. Наглядное воспитание.

3. Практический метод.

В метод использования слова входят рассказ, описание, объяснение, беседа, разговор.

Рассказ – повествовательная форма изложения.

Описание – способ создания представления о двигательном действии.

Объяснение – способ развития сознательного отношения к действиям, т.к. отвечает на вопрос «почему».

Беседа – вопросно-ответная форма.

Разбор – проводится после выполнения какого-либо задания.

Метод наглядного воспитания: показ демонстрации талантов, рисунков на доске, звуковая сигнализация.

Практический метод: здесь будут в основном использованы соревнования.

Соревнования – средство повышения спортивного мастерства.


Глава 2. Воспитание познавательного интереса.


    1. Понятие познавательного интереса.

Интересы ребёнка… Как они причудливы, непостоянны, парадоксальны для взрослого ума. Их логика кажется непостижимой: то, что для одного является признаком нескончаемого удовольствия, ради чего он готов не спать ночами, трудиться до изнеможения, другого оставляет абсолютно равнодушным.

Интерес!

«Чего только мы не способны сделать под влиянием интереса!», – писал французский материалист Гельвецкий.

И этот волшебник – интерес в наших руках, мы можем заставить его действовать на себя. Интерес – наиболее управляемое состояние ребёнка хотя бы потому, что оно всё-таки контролируется и относительно легко вызывается. И управляя интересами. Регулируя их хоть в какой-то степени ,вызывая их к жизни и вскармливая их, мы можем действовать и на способности школьника.

Гельвецкий писал, что различные способности человека – это клавиши органа, а интерес – это руки органиста. Интерес создаёт мелодию! Мелодию жизни, добавим мы.

Интерес – это тот маленький парашютик, который раскрывается первым и вытаскивает из ранца основной купол – способности.

Интерес ведёт к знанию. Многие учёные под интересом и понимают влечение к знанию и познанию. Но интерес обязательно затрагивает и наши чувства, эмоции. Дети не говорят: «Мне интересны уроки физкультуры». Они говорят: « Я люблю физкультуру». Интерес и любовь – явления одного плана. Эти слова можно было бы иногда и взаимно заменять. То, что мы не переживаем эмоционально, что не волнует нас, не вызывает интереса. Развивая интересы, мы тем самым развиваем и чувства. И то же самое можно сказать о воле. Ибо именно на интересном мы тренируемся в умении сосредотачивать свою волю так, что потом мы можем применить усилие воли и к неинтересному, заставить себя заинтересоваться.

Развивая интересы к разным видам деятельности, мы развиваем у школьников одну из высших. Самых ценных способностей человека – способность заинтересоваться, сосредотачиваться на деятельности, полностью отдаваться необходимой деятельности.

Интерес – птенец, которому предстоит проклюнуть изнутри скорлупу, отделяющую его от мира, вылупиться наружу (превратиться в реальную птицу), поискать себе птицу и, вырастая, превратиться в нечто солидное и весомое… Как и птенец, он может проклюнуться сам: но довольно часто он бывает таким слабым, что не в силах одолеть скорлупу – и задыхается в ней. Кто-то или что-то должно стучаться ему навстречу, ударить в скорлупу извне, помочь проклюнуться в определенной точке скорлупы. Интерес возникает под влиянием внутренних причин и причин внешних, идущих навстречу драг драгу.

Интерес может «проклюнуться» и под влиянием чувства.

Интерес – это радость детской жизни; интересное учение – счастливое детство.

А задача воспитания – научить ребенка ценить все доброе, живое и ярко чувствовать ценность всего, что является самым важным в культурной жизни человечества…

Интерес – это чувства, радость, переживание ценности жизни и ее открытий.

Для зарождения интереса решающую роль играет успех.

Здесь кроется один из важных секретов связи интереса и способностей. Интерес потому и развивает способности, что он и сам проявляется лишь там, где какие-то способности уже есть. Даже если совершенно невозможно предположить, что они есть. Интерес к какой-то области знания или склонность к какой-то деятельности – сигнал о том, что у человека есть возможности развить способности в этом направлении.

Сильный, непреодолимый интерес, как правило, говорит об очень больших способностях. И наоборот, способности, как правило, соединяются с огромным интересом к деятельности.

Заинтересоваться – значит попробовать что-то сделать, увидеть, что у тебя получается, почувствовать радость и потому – желание продолжить работу, испытать эту радость вновь и вновь.

Мальчишка тогда увлечется бегом на лыжах, когда он увидит, что бегает не хуже других, может лучше. Его интерес развивается, потому что помогает самовыявлению, самоутверждению, дает возможность демонстрировать свои способности.

Успех выпадает где-то там, где соединяется, где встречается любознательность и способность; они рождают интерес. Интерес побуждает заниматься этой деятельностью; занятия развивает способности. Первый успех придает силы.

Но есть характеры другого рода. У них интерес вызывает как раз то, что не получается, не выходит, что явно непосильно.

Многие ребята сознательно и упорно занимаются делом, которое у них не выходит.

Одного ребенка приходится подбадривать:

- Попробуй, у тебя получится, вот увидишь!

Другого лучше поддразнить:

- Хочешь – попробуй, все равно у тебя ничего не выйдет.

Интерес может рождаться из волевого усилия – как интерес к демонстрации свой воли (хотя бы перед самим собой).

Томительное желание испробовать свои силы, преодолеть страх перед опасностью, утвердиться в своих глазах, вызвать уважение к самому себе – кому не было знакомо это чувство в детстве? Интерес к необычному рождается из этих состязаний с самим собой, а воля и упорство, в свою очередь, лучше всего воспитываются на интересных делах, ибо они прибавляют сил.

У разных людей по-разному рождается интерес: у одних – если они встречают задачу для ума, у других – если они очень взволнованы, у третьих – если они встречают преграды. К таким детям нужно присматриваться, пробовать, ошибаться, но, в конце концов, сможем установить, в каких случаях у ребенка быстрее пробуждается интерес.

Но кто же поможет ребенку найти свой интерес, увидеть предмет интересным?

Прежде всего – учитель.

Психолог В.Г. Иванов, анализируя интересы у школьников 13-14 лет, пришел к выводу, что для возникновения интересов решающее значение имеют отношения «педагог-учащийся».

Если учитель рассказывает о своем предмете с гордостью, если перед ребятами все время встают проблемы и загадки; если, наконец, сам учитель – и это все чувствуют – считает свой предмет очень важным, если он увлечен им, это увлечение передается и детям.

Если же учитель еще и справедлив в оценках, умеет поддерживать первый успех (или раздразнить), если он знает тайны возникновения детского интереса и умело использует это свое знание, он как раз и идет навстречу природной любознательности ребят, возникает контакт – пробуждается интерес.

Возрастные точки, которые определяют развитие интересов ребенка, делят на возраст: от 3 до 5 лет; 3-4 классы, затем 6-7 классы и, наконец, 9-10 классы.

В каждом из этих узелков происходит обычно смена интересов и качественное изменение их.

13-14 лет – время проявления многих способностей. К этому возрасту, радиолюбители уже мастера своего дела; юные художники начинают что-то обещать – можно говорить о том, есть ли у них талант; юные спортсмены – обещают добиться хороших спортивных результатов.

Другие же чувствуют в себе новые силы и только подбираются к любимому предмету.

Есть и третья группа ребят: те, кто потерял детские интересы и не нашел новых, достойных его нынешнего «солидного» возраста».

Интерес в этом возрасте умирает еще и потому, что как-то само собой исчерпывается дело, которое занимало; ребенок доходит до пределов, доступных ему.

Многие ребята бросают любимые занятия потому, что у них просыпается или возрастает требовательность к себе, их уже не удовлетворяют результаты работы, а лучших они добиться не могут. Сверстники обгоняют их, это задевает самолюбие, они гордо удаляются со сцены.

В это время управлять интересами подростков почти невозможно, они целиком под влиянием товарищей, и управление перешло к ним. Прежние увлечения он не ставит ни в грош, подсмеивается над ними: «Детство!». А новым, серьезным и глубоким занятиям черед еще не пришел.

Развить многие, многообразные интересы – и, следовательно, многие его способности – это значит, полностью выявить его человеческую сущность, сделать его человеком в истинном смысле слова.

Мир требует от человека многих различных качеств – и вызывает многие интересы. До сих пор мы говорили, главным образом, о познавательных интересах; но у школьников есть еще интересы общественные, эстетические, спортивные, есть интересы к развлечению, игре. Каждая из этих областей, в свою очередь, составляет комплекс: главный интерес и соподчиненный ему.

В разных возрастах интересы эти по-разному относятся друг к другу.

Все интересы тесно спаяны. Интерес к коллективной деятельности, к делам и заботам коллектива связан со спортивным; эстетические интересы и читательские развивают интересы общественные.

Интересы ребенка – сплав. Мы должны облагородит его, придать ему нужные пропорции, а, значит, прочность и красоту.

Мы должны воспитывать ребенка так, чтобы он, оставаясь всего-навсего слушателем или зрителем, был бы в то же время активным слушателем и активным зрителем. Чтобы его интерес был деятельным даже в этой области, где он самой природой, казалось бы, обречен на пассивность.

Если ребенок занимается спортом, он как-то выражает себя, если его увлекает общественная работа, он тоже проявляет себя.

Ребенок не раб своих собственных интересов. Он очень скоро научится определять их ценность, их отношение к будущей профессии и сознательно выбирает занятие по душе; начинается процесс самовоспитания, который длится всю жизнь – если только он начался.

Интересы и способности – два цветка на одном стебле, две стороны одного явления; эта неразлучная пара, как вопрос и ответ.

Лишь соединения интереса и способностей, высокое их развитие делают человека высокопродуктивным.

Глава 3. Опытно-экспериментальная часть.


    1. Метод исследования уровня тактической и технической подготовки.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы.

  1. Анализ научной методической литературы.

  2. 2. Подбор и разработка подвижных игр для технической тактической подготовки лыжников.

  3. Проективная методика.


    1. Организация и проведение эксперимента.

Свою работу начал с того, что ознакомился с методической литературой, в которой описывались подвижные игры, они были направлены на развитие различных качеств. Меня больше всего интересовали такие, как: ловкость, быстрота, реакция, выносливость. Эти качества необходимы начинающему спортсмену по лыжной подготовке.

Затем была разработана программа эксперимента с целью подтверждения выдвинутой гипотезы.

Исследования проводились с 26.01.04 г. по28.02.04 г. в Солнцевской средней общеобразовательной школе в 8 «а» классе.

На первом этапе эксперимента была проведена беседа с учащимися 8 «а» класса, где были изложены задачи, цели нашей работы в течение практики. После собеседования с учащимися была проведена проективная методика: «Рисунок урока физкультуры в зале».

Проанализировав результаты методики, интерес, проявленный школьниками к уроку физкультуры, занесён в протокол.

Тщательно изучив теоретическую часть подвижных игр, лыжной подготовки, подобрал комплекс подвижных игр, направленных на совершенствование подъёмов, спусков, таких, как «Ловкий лыжник», «С горы в воротца», на воспитание координационных способностей («Салки», «День и ночь», «Сумей догнать»), быстроту движений, игры, развивающие скоростную и общую выносливость («Гонка с выбыванием», «Гонка с преследованием»).

И на этапе формирующего эксперимента в ходе уроков физкультуры использование этих упражнений и игр.

Методом наблюдения отслеживал повышение интереса занимающихся, эмоциональность, желание заниматься физической культурой (протокола).

С 25.02.04 года проведено вторичное исследование с использованием проективной методики: «Рисунок урока физкультуры на улице».

Сравнив рисунки первичного и вторичного экспериментов, мы видим на таблице протокола, что до начала эксперимента интерес у занимающихся был ниже, чем после проведённой с ними работы.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что, используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков лыжной подготовки, можно добиться повышения интереса учащихся к урокам физической культуры. Таким образом, необходимо интенсивнее использовать подвижные игры и подводящие упражнения по лыжной подготовке на среднем этапе обучения, т.к. это качественно влияет на тактическую и техническую подготовку школьников 13-14 лет.


Заключение.


В результате проведённых исследований была изучена методика подвижных игр, как основного средства повышения эффективности лыжной подготовки учащихся.

Так же осуществлён подбор игр, их классификация и требования, предъявляемые в целом к подвижным играм.

Содержание подвижных игр позволяет обосновать их выбор с целью повышения технической и тактической подготовки лыжников.

Изучение теории и методики подвижных игр позволило составить комплекс тех игр и имитационных упражнений, которые, по мнению автора. Будут способствовать повышению интереса учащихся к урокам физкультуры в целом, и лыжной подготовки в частности.

На этапе педагогического эксперимента составленный комплекс подвижных игр был применён во время уроков физкультуры по лыжной подготовке и результативность этого комплекса подтверждена данными, полученными в ходе вторичного констатирующего эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр во время лыжной подготовки учащихся повышает интерес и эффективность к урокам физкультуры.


Динамика познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры.



Номер респондента


Рисунок «Урок физ-ры»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итог

До эксперимента

положительно





15

нейтрально

















3

отрицательно



















1

После эксперимента

положительно


18

нейтрально



















1

отрицательно




















-

Литература:


  1. Антонова О.Н., Лыжная подготовка. – М., 1999.

  2. Бутин И.М., Лыжный спорт. – М., 1985.

  3. Буймен Ю.Ф., Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М., 1981.

  4. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1960.

  5. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1988.

  6. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1973.

  7. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 1984.

  8. Евстратова В.Д., Лыжный спорт. – М., 1989.

  9. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000.

  10. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.

  11. Шапошников В.Д., Становись на лыжи. – Л., 1986.

  12. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989.

  13. Кондраков В.И., Лыжи. Первые шаги. – М., 1983.

  14. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М., 1971.

  15. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.

  16. Михайлов В.И., Вопросы управления тренировочным процессом в лыжном спорте. – О., 1984.

  17. Масленников И.Б., Лыжный спорт. – М., 1998.

  18. Матвеев Э.М., Лыжный спорт. – М., 1975.

  19. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1969.

  20. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

  21. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

  22. Раменская Т.И., Специальная подготовка лыжника. – М., 2001.

  23. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1968.