Влияние системы рисков на величину стоимости предприятия
VALIGN=TOP>Анализ показателя оборачиваемости товарных запасов свидетельствует о недостатке в системе расчетов с клиентами.
Превышение оборачиваемости дебиторской задолженности над показателем оборачиваемости кредиторской задолженности усиливает финансовую устойчивость фирмы.
Данные о различных показателях рентабельности помещены в таблице 6.
Таблица 6
№ |
Показатель, % |
2001 год |
2002 год |
|
Рентабельность капитала | 20,47 | 34,98 |
|
Чистая рентабельность капитала | 13,3 | 22,74 |
|
Чистая рентабельность собственного капитала | 200,3 | 127,28 |
|
Рентабельность инвестиций | 58,26 | 69,1 |
|
Чистая рентабельность оборота | 6,58 | 21,63 |
Исходя из данных таблицы 6, можно сделать вывод о высоком уровне рентабельности фирмы. Увеличилась рентабельность капитала и рентабельность инвестиций. За счет привлечения заемных средств рентабельность собственного капитала снизилась, но остается весьма высокой (127,28 %). Чистая рентабельность оборота также значительно возросла с 6,58 % до 21,63 %.
Заключение.
Исследование бухгалтерского баланса, отчетов о финансовых результатах, расчет финансовых коэффициентов и их сравнение с соответствующими коэффициентами фирм-аналогов позволяет сделать следующие выводы:
Ликвидность фирмы соответствует среднеотраслевому уровню.
Наличие у фирмы краткосрочной задолженности увеличивает текущие финансовые возможности фирмы.
Рентабельность фирмы не вызывает сомнений, причем уровень рентабельности выше среднеотраслевого.
Показатель фондоотдачи фирмы несколько ниже отраслевого уровня, что связано с наличием в собственности здания автосалона. Однако, право собственности на здание автосалона повышает ценность фирмы.
Организационная структура.
Аппарат управления имеет 3 уровня, что является достаточным для выполнения поставленных задач. Процесс управления предприятием разделен на следующие функциональные блоки – экономический, производственный, коммерческий, организационный.
Организационная структура Предприятия практически полностью соответствует организационной структуре, которая может быть рекомендована для данного сервисно-сбытового предприятия.
Персонал.
Штат фирмы составляет 269 человек. и имеет следующие распределение по вилам деятельности:
Таблица 7
Виды деятельности |
||||||||
№№ п/п |
Показатели |
Итого |
ТО и ремонт а/м |
Торговля |
Другая деятельн. |
|||
(чел.) | (%) | (чел.) | (%) | (чел.) | (%) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. |
Основные рабочие |
109 |
109 | 54 | ||||
2. |
Вспомогательные рабочие |
51 |
26 | 13 | 21 | 35 | 4 | 50 |
3. |
МОП, ученики |
34 |
19 | 10 | 15 | 25 | ||
4. |
РСиС |
75 |
47 | 23 | 24 | 40 | 4 | 50 |
Всего: |
269 |
201 |
75 |
60 |
22 |
8 |
3 |
Выводы. Предприятие реализует продукцию и оказывает услуги, которые пользуется спросом на рынке. Клиентура широко диверсифицирована, основные клиенты расположены В Самарской области. Предприятие имеет одного основного поставщика. Управление фирмой достаточно квалифицированное. Предприятие платежеспособно.
2.2. Оценка стоимости предприятия методом дисконтирования денежных потоков.
Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее – метод ДДП).
Метод дисконтированный денежных потоков целесообразен, когда:
будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих в связи с действием таких факторов, как ожидаемые изменения в экономических условиях, изменения в структуре бизнеса;
прогнозируемые денежные потоки предприятия являются значительными положительными величинами, и их обоснованно можно оценивать;
чистый денежный поток предприятия в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной.
Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежали, производят всего один вид товарной продукции – деньги.
Метод ДДП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении этого метода для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.
Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков:
Выбор модели денежного потока.
Определение длительности прогнозного периода.
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
Анализ и прогноз расходов.
Анализ и прогноз инвестиций.
Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
Определение ставки дисконта.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
Внесение итоговых поправок.
При оценки бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. В таблице 1 показано, как рассчитывается денежный поток для собственного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия.
Таблица 8
Чистая прибыль после уплаты налогов | |
плюс | амортизационные отчисления |
плюс (минус) | уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала |
плюс (минус) | уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства |
плюс (минус) | прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности |
итого равно | денежный поток |
Применяя модель денежного потока для всего инвестированного капитала, мы условно не различаем собственный и заемный капитал предприятия и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого, мы прибавляем к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли. Поскольку проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад, следует уменьшить их сумму на величину налога на прибыль. Итогом расчета по этой модели является рыночная стоимость всего инвестированного капитала предприятия.
В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на реальной основе (с учетом фактора инфляции).
Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств: косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.
При расчете величины денежного потока для каждого прогнозного года можно руководствоваться следующей схемой (иллюстрирующей косвенный метод расчета ДП) (табл.8).
Таблица 9
ДП от основной деятельности | |
Прибыль (за вычетом налогов) |
Чистая прибыль = прибыль отчетного года за вычетом налога на прибыль |
плюс амортизационные отчисления |
Амортизационные отчисления прибавляются к сумме чистой прибыли, так как они не вызывают оттока денежных средств |
минус изменение суммы текущих активов |
Увеличение суммы текущих активов означает, что денежные средства |
уменьшаются за счет связывания в дебиторской задолженности и запасах |
|
• краткосрочные финансовые |
|
вложения | |
• дебиторская задолженность |
|
• запасы | |
• прочие текущие активы |
|
плюс изменение суммы текущих обязательств |
Увеличение текущих обязательств вызывает увеличение денежных средств за счет предоставления отсрочки оплаты от кредиторов, |
получения авансов от покупателей |
|
• кредиторская задолженность |
|
• прочие текущие обязательства |
|
плюс ДП от инвестиционной деятельности |
|
минус изменение суммы долгосрочных активов |
Увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет инвестирования в активы долгосрочного использования. Реализация долгосрочных активов (основных средств, акций других предприятий и пр.) увеличивает денежные средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плюс ДП от финансовой деятельности |
|
плюс изменение суммы задолженности |
Увеличение (уменьшение) задолженности указывает на увеличение (уменьшение) денежных средств за счет привлечения (погашения) кредитов |
|
|
|
|
плюс изменение величины собственных средств |
Увеличение собственного капитала за счет размещения дополнительных акций означает увеличение денежных средств; выкуп акций и выплата дивидендов приводят к их уменьшению. |
|
|
|
|
|
В данной дипломной работе рассчитаем денежный поток для рассматриваемого предприятия ОАО «Автоцентр» по модели денежного потока для собственного капитала.
Таблица 10
тыс.руб.
Чистая прибыль |
18 292 |
Амортизация | 188 |
Капитальные вложения | 742 |
Изменение оборотного капитала | 256 |
Сальдо по долгосрочной задолженности | 1946 |
Денежный поток для собственного капитала |
19 428 |
Денежный поток для собственного капитала оцениваемого предприятия имеет положительную величину.
Подготовка данных для оценки.
В соответствии с действующим законодательством данные отчета о финансовых результатах ОАО «Автоцентр», прошедшие аудиторскую проверку, предоставляется в рублях. Для цели оценки данного предприятия отчет о финансовых результатах был перестроен (проанализированы доходы и расходов предприятия на предмет типичных и нетипичных расходов).
Это позволило рассчитать показатели валовой прибыли. Затем из суммарной валовой прибыли были вычтены общие и административные расходы по всему предприятию и тем самым определена налогооблагаемая прибыль. Применение к последнему показателю ставки налогообложения позволило вычислить чистую прибыль.
Таблица 11
Выручка от реализации |
182163 |
Внереализационные и операционные доходы |
2809 |
Типичные доходы | 625 |
Нетипичные доходы | 2184 |
Всего, выручка предприятия |
182788 |
Себестоимость реализованной продукции | |
Постоянные издержки | 9267 |
Переменные издержки | 137020 |
Продолжение таблицы 11
Износ | 188 |
Всего, себестоимость реализованной продукции |
146475 |
Валовая прибыль |
36313 |
Расходы на продажу, общие и административные (переменные) | 8751 |
Внереализационные и операционные расходы | 4362 |
Типичные расходы | 672 |
Нетипичные расходы | 3690 |
Прибыль до выплаты процентов и до налогообложения |
26890 |
Проценты | 2822 |
Ставка проценты | 14,5 |
Прибыль до налогообложения | 4 059 |
Налоги | 5776 |
Ставка налогообложения, % | 24 |
Чистый доход |
18292 |
Рентабельность, % | 10,01 |
Выбор прогнозного периода.
Согласно методу ДДП стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).
Определение адекватной продолжительности прогнозного периода - непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков нежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составить в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.
Оцениваемое предприятие работает на рынке более 15 лет и уже вышло на стабильные темпы роста денежного потока. Прогнозный период определим в пять лет.
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения учета целого ряда факторов, среди которых:
• номенклатура выпускаемой продукции;
• объемы производства и цены на продукцию;
• ретроспективные темпы роста предприятия;
• спрос на продукцию;
• темпы инфляции;
• имеющиеся производственные мощности;
• перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
• общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
• ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конвенции;
• доля оцениваемого предприятия на рынке;
• долгосрочные темпы роста в остаточный период;
• планы менеджеров данного предприятия.
Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основание на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.
Темпы инфляции измеряются с помощью индексов цен, характеризующих среднее изменение уровня цен за определенный период. Для этого используется следующая формула:
Ip = P1G1/ P0G1 (12)
Ip - индекс инфляции;
P1 - цены анализируемого периода;
P0 - цены базового периода;
G1 - количество товаров, реализованных в анализируемом периоде.
Внутри любой отрасли по меньшей мере несколько предприятий борются за свою долю рынка. И здесь возможны разные варианты. Можно увеличить свою долю на уменьшающемся рынке за счет неудачливых конкурентов, а можно и, наоборот, потерять свою долю на растущем рынке. В связи с этим важно точно оценить размер и границы рыночного сегмента, на котором собирается работать предприятие.
Задача оценщика - определить тенденцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оцениваемым предприятием с точки зрения спроса и потребностей конечных потребителей. При этом целесообразно проанализировать следующие факторы:
• долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время;
• ретроспективную тенденцию изменения этой доли (постоянство, сокращение или увеличение);
• бизнес-план предприятия. Особое внимание необходимо обратить на то, каким образом предприятие планирует сохранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен, дополнительных маркетинговых издержек или путем повышения качества производимой продукции).
Выведем индекс инфляции с помощью индексов цен. В краткой характеристике оцениваемого предприятия был произведен анализ выручки. Основная часть валовой выручки была получена от реализации автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Поэтому для вывода индекса инфляции проанализируем изменение цен на продукцию ОАО «АВТОВАЗ». Разобьем автомобили по семействам.
Таблица 12
Семейства |
Количество реализованных автомобилей, шт. |
Цены анализируемого периода, тыс.руб. |
Цены базового периода, тыс.руб. |
«Классика» | 140 | 140 | 120 |
«Нива» | 100 | 140 | 130 |
Продолжение таблицы 12
"Самара" | 310 | 160 | 155 |
"Десятка" | 322 | 225 | 190 |
Ip = P1G1/ P0G1 = 1,12
ОАО «Автоцентр» реализует автомобили на территории г. Тольятти и занимает около 30 % этого рынка. Спрос на автомобили производства ОАО «АВТОВАЗ» относительно стабилен, общее число клиентов не уменьшается, хотя в связи с повышением покупательной способности населения часть клиентов переходит на автомобили иностранного производства. В бизнес-плане ОАО «Автоцентр» предусмотрено заключение контрактов с поставщиками автомобилей иностранного производства и таким образом планируется не потерять клиентов переходящих на автомобили других производителей. также планируется расширение номенклатуры запасных частей за счет включения в нее запасных частей для автомобилей других производителей. Планируется произвести обучение основных рабочих для оказания услуг по ремонту автомобилей прочих производителей. Таким образом, предприятие намерено сохранить и расширить свою долю на рынке.
Для расчета темпов роста проанализируем данные по суммарным объемам продаж за 1997 – 2002 гг. по предприятиям сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» (к которым принадлежит оцениваемое предприятие).
Таблица 13
Товарные группы |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Средневзвешенные темпы роста по товарным группам, % |
Веса |
Объем реализации услуг по техническому обслуживанию автомобилей (без стоимости запасных частей), час | 3828616 | 4134905 | 4465697 | 4822953 |
5806770 |
6381026 | 6 | 1 |
Объем реализации запасных частей на техническое обслуживание автомобилей, тыс.руб. | 389792 | 420975 | 454653 | 491025 | 457464 | 649653 | 19,3 | 2 |
Продолжение таблицы 13
Объем реализации автомобилей, шт | 82158 | 88730 | 95829 | 103495 | 136582 | 136929 | 0,3 | 3 |
Средневзвешенные темпы роста, % |
7,58 |
Анализ и прогноз расходов.
На данном этапе оценщик должен:
• учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;
• изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;
• оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;
• изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;
• определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;
• рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;
• сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.
Главным в отношении производственных издержек является разумная экономия. Если она систематически достигается без ущерба для качества, продукция предприятия остается конкурентоспособной. Для правильной оценки этого обстоятельства необходимо, прежде всего, четко выявлять и контролировать причины возникновения категорий затрат.
Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и их относительной конкурентоспособности. Умение постоянно "держать руку на пульсе" текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую политику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности.
Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:
• составу: плановые, прогнозируемые или фактические;
• отношению к объему производства: переменные, постоянные, условно-постоянные;
• способу отнесения на себестоимость: прямые, косвенные;
• функциям управления: производственные, коммерческие, административные.
Для оценки бизнеса важны две классификации издержек. Первая - классификация издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства (к примеру, административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т.д.). Переменные же издержки (сырье и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объемов производства. Классификация издержек на постоянные и переменные используется прежде всего при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции. Вторая - классификация издержек на прямые и косвенные; применяется для отнесения издержек на определенный вид продукции.
Четкое и единообразное разделение на прямые и косвенные постоянные издержки особенно важно для поддержания однородной отчетности по всем подразделениям. На одном уровне отчетности постоянные издержки могут быть прямыми, а на другом (более детальном) - косвенными. Например, на уровне производственной линии расходы на отопление являются прямыми издержками, но на уровне отчетности по видам продукции они становятся косвенными, так как стоимость отопления практически невозможно разнести по видам продукции.
Таблица 14
Всего, выручка предприятия, тыс.руб. |
182 163 |
Постоянные издержки тыс.руб. | 9267 |
Переменные издержки тыс.руб. | 137020 |
Доля переменных издержек в выручке, % |
75 |
Анализ оборотного капитала
Таблица 15
Анализируемые года |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
Выручка от реализации, тыс.руб. | 141438 | 148882 | 156718 | 164966 | 173649 | 182788 |
Оборотный капитал,тыс.руб. | 49503 | 29776 | 29776 | 52789 | 29520 | 45697 |
Оборотный капитал в выручке, % | 35 | 20 | 19 | 32 | 17 | 25 |
Веса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продолжение таблицы 15
Средневзвешенная величина оборотного капитала в выручке, % |
31 |
ОАО "Автоцентр" в 2002 г. осуществило капитальных вложений на сумму 742 тыс.руб. (строительство автосалона), предприятие материально оснащено и следовательно в прогнозном периоде нет необходимости в крупных капитальных вложениях. Согласно бизнес-плану предприятия на 2003 г. планируется осуществить капитальных вложений на сумму 25 тыс.руб.
Анализ задолженности по кредитам дал прогноз чистого прироста задолженности и остатка по долговым обязательствам.
Таблица 16
Прогнозируемые года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Остат. период |
Ожидаемые темпы роста | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Планируемые капитальные вложения * | 25 | 30 | 65 | 150 | 250 | 230 |
Средняя продолжительность жизни новых активов | 10 лет | |||||
Износ существующих активов | 188 | 179 | 170 | 161 | 153 | 145 |
Чистый прирост задолженности (новые долговые обязательства минус платежи по обслуживанию) | 8728 | 7855 | 7070 | 6363 | 5726 | 5154 |
Остаток по долговым обязательствам | 19462 | 17516 | 15764 | 14188 | 12769 | 11492 |
График начисления амортизации
Таблица 17
Начисление амортизации по существующему оборудованию |
188 | 179 | 170 | 161 | 153 | 145 | |
Добавление: |
|||||||
1 год |
25 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 год |
30 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
3 год |
65 | 7 | 7 | 7 | 7 | ||
4 год |
150 | 15 | 15 | 15 | |||
5 год |
250 | 25 | 25 | ||||
Всего |
191 |
184 |
182 |
188 |
205 |
197 |
Результат расчета денежных потоков показан в таблице.
Таблица 18
тыс.руб.
Год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Остаточный период |
Выручка от реализации |
221100 |
267443 |
323499 |
391304 |
473322 |
572530 |
Себестоимость реализованной продукции: |
||||||
Постоянные издержки |
10379 | 11625 | 13019 | 14582 | 16332 | 18291 |
Переменные издержки |
165825 | 200582 | 242624 | 293478 | 354991 | 429398 |
Амортизация |
191 | 184 | 182 | 188 | 205 | 197 |
Всего, себестоимость реализованной продукции |
176395 | 212391 | 255825 | 308248 | 371528 | 447886 |
Валовая прибыль |
44706 | 55052 | 67674 | 83056 | 101794 | 124644 |
Расходы на продажу, общие и административные расходы |
9801 | 10977 | 12295 | 13770 | 15422 | 17273 |
Прибыль до выплаты процентов и до налогообложения |
34904 | 44075 | 55379 | 69286 | 86371 | 107371 |
Проценты |
2822 | 2540 | 2286 | 2057 | 1852 | 1666 |
Прибыль до налогообложения |
32082 | 41535 | 53093 | 67229 | 84520 | 105704 |
Налоги (24 %) |
7700 | 9968 | 12742 | 16135 | 20285 | 25369 |
Чистый прибыль |
24383 |
31567 |
40351 |
51094 |
64235 |
80335 |
Денежный поток: |
||||||
Чистый доход |
24383 | 31567 | 40351 | 51094 | 64235 | 80335 |
начисление амортизации |
191 | 184 | 182 | 188 | 205 | 197 |
прирост задолженности |
8728 | 7855 | 7070 | 6363 | 5726 | 5154 |
прирост оборотного капитала |
11853 | 14337 | 17342 | 20977 | 25374 | 30693 |
капитальные вложения |
25 | 30 | 65 | 150 | 250 | 230 |
Денежный поток |
21423 |
25239 |
30195 |
36518 |
44543 |
54764 |
2.3. Выведение ставки дисконта методом кумулятивного построения. Определение итоговой величины стоимости предприятия.
Базовая формула расчета ставки дисконта методом кумулятивного построения выглядит следующим образом:
R = Rf + риски, где (13)
Rf - безрисковая ставка
Акции ОАО «Автоцентр» не котируются на фондовом рынке, следовательно, безрисковую ставку не возможно вывести с помощью котировок фондового рынка. Поэтому в качестве безрисковой ставки возьмем доходность по облигациям федерального займа со сроком погашения в 2008 г.– 9,51.
Определим факторы риска.
Все факторы риска оцениваются в диапазоне от 0 до 5 %%.
Риск размера компании.
Для характеристики размера компании используем величину чистых активов предприятия.
Основные этапы расчета:
Отбираем пять крупнейших предприятий отрасли технического обслуживания автомобилей. Стоимость чистых активов приведена в таблице.
Таблица 19
-
Наименование акционерного общества Стоимость чистых активов, тыс.руб. ОАО «Автоцентр» 11231 ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» 64058 ОАО «Екатеринбург-Лада» 33533 ОАО «Самара-Лада» 22783 ОАО «Ростов-Лада» 22088 ОАО «Питер-Лада» 72068 Среднее значение (без учета ОАО «Автоцентр») 42906
Рассчитаем риск размера компании по следующей формуле:
X = Xmax * (1 – N/Nmax ), где
Xmax - максимальный риск, равный 5%,
N - величина чистых активов оцениваемой компании по балансу,
Nmax - средняя величина чистых активов крупнейших компаний данной отрасли по балансу.
Nmax= 42 096
X риск размера компании = 5 * (1 – 11231/42096) = 3,69
2. Расчет риска финансовой структуры.
Финансовая структура характеризуется отношением собственных и заемных средств предприятия. Рассчитаем коэффициент покрытия и коэффициент автономии.
Коэффициент покрытия рассчитывается по формуле:
А + (БП – Дл К)
КП = ------------------------- , где (14)
Кр К + Дл К + Кз
А – амортизационные отчисления,
БП – балансовая прибыль,
Дл К – проценты, выплачиваемые по долгосрочным кредитам,
Кр К – проценты, выплачиваемые по краткосрочных кредитам,
Кз – проценты, выплачиваемые по кредиторской задолженности.
КП = 8,34
X = Xmax / КП = 5 / 8,34 = 0,599 – риск финансовой структуры определенный по коэффициенту покрытия.
Коэффициент автономии = СК/валюту баланса = 11 231 / 40 472= 0,28 , где
СК – размер собственного капитала
Баланс считается неудовлетворительным если в структуре баланса собственный капитал составляет 50 %. В таком случае риск финансовой структуры будет максимальным (5%).
Так как коэффициент автономии – 0,28, то риск финансовой структуры максимальный, т.е. 5%
При наличии нескольких величин риска финансовой структуры, выводим единую величину, как среднеарифметическую.
Xриск финансовой структуры = (0,599 + 5)/2 = 2,80
3. Риск диверсификации клиентуры.
Этот риск равен 0, так как нет корпоративных клиентов (основная часть клиентов это физические лица).
4. Риск производственной и территориальной диверсификации.
Основными видами деятельности ОАО «Автоцентр» являются: техническое обслуживание и ремонт автомобилей, реализация запасных частей и автомобилей. Между товарными группами не существует линейной зависимости, т.е. изменение объема реализации одной товарной группы не влияет на объем реализации другой товарной группы. Основные клиенты ОАО «Автоцентр» расположены в городе Тольятти. Поэтому премия за риск производственной и территориальной диверсификации равна 5%.
Среднее значение риска производственной и территориальной диверсификации составит 5 %.
5. Риск качества руководства.
Определим экспертным путем и примем за 1 %, так как руководство компании достаточно квалифицированно.
6. Риск прогнозируемости доходов.
Рассмотрим получение валового дохода предприятия с учетом инфляции за ряд лет:
Таблица 20
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
|
Сумма валового дохода, тыс.руб. |
174 149 |
202 799 |
182 163 |
Сумма валового дохода с учетом инфляции (относительно 2000 г.), тыс.руб. |
174 149 |
182 519 |
163 947 |
Можно сказать, что в течение трех лет наблюдается стабильное получение валового дохода (валовой доход колеблется в одном диапазоне). Поэтому можно сделать вывод, что предприятие оказывает услуги, которые пользуются спросом на рынке, поэтому риск по этому фактору примем равным 2 %.
Суммируем все риски и выведем ставку дисконта.
R =9,51 + 3,69 + 2,80 +5+0 +1 +2 = 24 %.
Определение итоговой величины стоимости предприятия.
При дисконтировании денежных потоков необходимо выбрать фактор текущей стоимости в зависимости от времени формирования доходов:
1 вариант если денежный поток формируется в конце года:
Фактор текущей стоимости = 1/ (1+R) n (15)
2 вариант если денежный поток формируется равномерно в течение года:
Фактор текущей стоимости = 1/ (1+R) n – 0,5 (16)
3 вариант если денежный поток формируется между 2 и 3 кварталом года:
Фактор текущей стоимости = 1/ (1+R) n – 0,75 (17)
4 вариант если денежный поток формируется между 3 и 4 кварталом года:
Фактор текущей стоимости = 1/ (1+R) n – 0,25 (18)
На оцениваемом предприятии денежный поток формируется равномерно в течение года.
Фактор текущей стоимости 1 года = 1/ (1+24) 1 – 0,5 = 0,8980
Фактор текущей стоимости 2 года = 1/ (1+24) 2 – 0,5 = 0,7242
Фактор текущей стоимости 3 года = 1/ (1+24) 3 – 0,5 = 0,5840
Фактор текущей стоимости 4 года = 1/ (1+24) 4 – 0,5 = 0,4710
Фактор текущей стоимости 5 года = 1/ (1+24) 5 – 0,5 = 0,3798
Фактор текущей стоимости остаточного периода берется на конец последнего года прогнозного периода.
Фактор текущей стоимости остаточного периода = 1/ (1+24) 5 = 0,3411
Таким образом, текущая стоимость денежных потоков:
Таблица 21
Денежный поток |
21423 |
25239 |
30195 |
36518 |
44543 |
54764 |
Коэффициент текущей стоимости |
0,8980 | 0,7242 | 0,5840 | 0,4710 | 0,3798 | 0,3411 |
Текущая стоимость денежных потоков |
19239 | 18278 | 17635 | 17199 | 16919 | |
Сумма текущих стоимостей |
89270 |
Выручка от продажи фирмы в остаточный период была определена по модели Гордона.
Vост. = ДП 1 года прогнозного периода / (R – g) = 342255