Организация туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края

молодежной культуры.

Утратив свою первоначальную обрядовую функцию, этот жанр был популярен и имел большое значение в традиционной культуре русских старожилов Солонешенского района. Вписываясь в общую картину развития фольклорных традиций на Алтае, хороводная традиция Солонешенского района является ярким образцом "сибирского стиля", сформировавшего за более чем двухсотлетний период проживания русских на территории Алтайского края. [17]

Народные гуляния в день Святой Троицы.

Встреча Троицы сопровождалась обрядами, связанными с зеленью, растительностью. У русских символом родной природы, родной растительности стала береза, вокруг которой производились обрядовые действия. Обрядовые действия с березой были особенно распространены в селениях русских переселенцев (Топольное, Туманово, Сибирячиха).

На Троицу девушки собирались парами, устраивали игры в рощах у берез, пели песни, плели венки. В селах, где среди жителей имелись украинцы, к ним присоединялись парни. Все играли, пели, плясали, водили хороводы.

Особым обрядом, который выполняли только девушки, было кумление, или выбирание кумы. Кумовство объединяло взрослых девушек-невест. Они собирались в рощах за селениями для своих девичьих игр. В Топольном девушки собирались в березовой роще, "завивали березку", перевивая ее ветви лентами, заплетая в венки. Каждая из девушек выбирала себе подругу, с которой кумилась – целовалась через венок, чтобы крепко дружить весь год.

Венки плели из веточек березы или из каких-либо цветов. Бросая их в воду, пытались определить свою судьбу.

В праздновании Троицы принимала участие не только молодежь, но и другие жители, особенно женщины. Нарубив ветвей березы, нарвав травы и цветов, они украшали дома снаружи и внутри. Веточки березы укрепляли в воротах и ставили перед входом в дом, а в комнате их закладывали за икону, тем самым поклоняясь расцветающей природе. . [30]

Выводы.

Историко-культурный потенциал анализируется на основании следующих критериев:

Информационно-познавательная значимость представлена:

Археологическими объектами

Денисова пещера. Уникальный памятник археологии, не имеющий

аналогов в России.

Пещера Окладникова, многослойная стоянка эпохи палеолита.

Ануй - 1, стоянка палеолитического человека.

Ануй – 2, многослойная стоянка эпохи палеолита.

Ануй – 3, многослойная стоянка эпохи палеолита

Тог-Алтай, местонахождение древней керамики.

Карама, многослойная стоянка эпохи раннего палеолита.

Усть-Карама, курганный могильник.

Топольное, местонахождение каменных изделий,

Пещера искра, многослойная стоянка.

Солонешное, местонахождение каменных изделий

Солонешное - 1, поселение раннего железного века.

Ручей Плотникова, Нахождение каменных изделий.

Сибирячиха, Курганный могильник.

Сибирячиха, местонахождение древней керамики.

Сибирка 1,2,3,4, курганные группы.

Сибирка-5, курганный могильник

Березовка, Древнее захоронение.

Памятниками жертвам Гражданской войны и В. О.В.

Братская могила партизан, с. Солонешное

Могила партизанского комдива П.Д. Кокорина, с. Демино

Братская могила суховцев, с. Елиново

Братская могила жертв колчаковского террора, с. Карпово

Братская могила жертв белого террора, с. Медведевка

Братская могила жертв белого террора, с. Лютаево

Памятный знак на месте расстрела жертв белого террора, с. Медведевка

Могила суховца с. Рыбное

Памятник погибшим красногвардейцам, с. Тележиха

Братская могила красногвардейцев-суховцев, с. Топольное

Мемориал Славы героям, погибшим в годы ВОВ.

Уникальными коллекциями памятников традиционной культуры старожилов Алтая конца 19 века – начала 20 века, хранятся в Солонешенском краеведческом музее и музее Сибирячихинской средней школы. К ним относятся одежда, украшения, предметы быта и гончарный промысел.

Ярким проявлением художественного творчества в Солонешном было узорное ткачество, вышивка и плетение кружев. Старинная обрядовая одежда не потеряла своего значения и в наши дни, особенно среди людей старой веры. Пожилую женщину в сарафане с опояской можно увидеть не только в фольклорном ансамбле, но и в быту, в повседневной жизни. [38]

В начале 20 века процветали народные ремесла: ковка металла, резьба и роспись по дереву. В настоящее время восстанавливаются утерянные со временем навыки по работе с деревом. Солонешенские мастера не раз становились лауреатами краевых конкурсов.

Анимационно-рекреационная значимость

В плане культурно-этнографического наследия Солонешенский район является уникальным. Здесь до сих пор сохранился пласт истинно русской культуры – закрепленной в устных преданиях, традициях, обрядах, в предметах повседневного быта и фамильных реликвиях. Особенно зрелищен фестиваль фольклорных песен коллективов на праздник Троицы. Во время этого фестиваля с удивлением ощущаешь сопричастность всему происходящему, проникаешься духом представленного времени.

Солонешенские фольклорные коллективы "Соловушки" и "Топольки" известны далеко за пределами края.

В начале 20 века Солонешное славилось своими ярмарками, которые проводились 2 раза в год, и по сей день в масленую неделю здесь проходят ярмарки на которых собирается все население Солонешного.

В с. Топольном есть русская горница, в которой все обустроено в народных традициях, гости района здесь могут поучаствовать в обрядах, традиционных вечерках и игрищах, отведать деревенскую кухню, подробно познакомится с укладом старорусского дома.

Перспективность для развития туризма.

На данном историко-культурном потенциале можно развивать следующие виды туризма:

Экскурсионно-познавательный – обзорные экскурсии по истории и культуре района.

Событийный туризм – участие в различных культурных мероприятиях, посещение русской горницы, посещение музеев.


1.3. Инфраструктура туризма Солонешенского района


Социально-экономическая характеристика района.

Солонешенский район один из самых труднодоступных районов Алтайского края, что сказалось на его заселении и развитии хозяйства. На площади в 3,5 тыс. км. кв. ныне проживает 12,8 тыс. чел. Плотность населения – 3,7 чел. /км. кв. 6 Сеть поселений в районе – 32 населенных пункта, объединенных в 9 с/советов. Основное направление экономики района – сельское хозяйство мясо-молочного направления. Действуют маслосырзавод, лесхоз, ремонтно-технические, бытовые предприятия. Основные виды продукции: масло животное, цельномолочная продукция, сыры, хлеб и хлебобулочные изделия, нерудные строительные материалы, пиломатериалы и плотная древесина.

Сложный рельеф препятствует развитию земледелия.

Сельхоз предприятия района занимаются разведением КРС, маралов, породистых лошадей, овцеводством и свиноводством.

Через район проходит автомобильная трасса Бийск – Усть-Кан.

Расстояние от Бийска – 158км.

Расстояние от Барнаула – 358кв.

Комитет Администрации Алтайского края по транспорту, дорожному строительству и связи совместно с государственным унитарным предприятием Алтайского края по управлению дорожным хозяйством, проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог "Алтайавтодор", предусмотрел выделение средств территориального дорожного фонда для капитального ремонта в 2006 году автомобильных дорог общего пользования.

Автомобильная дорога "с. Солоновка– с. Солонешное – с. Усть-Кан" (в административных границах Солонешенского района).

Автомобильная дорога с. Солонешное – с. Чарышское (в административных границах района)

В постановлении Администрации края "О Туристко-рекреационном освоении территории Солонешенского района" отмечено, что Солонешенский район обладает богатым потенциалом для развития сферы туризма и неразвитостью инфраструктуры туристической отрасли. 7

Из общего числа организаций коллективного размещения 2 – общего назначения (гостиница "Альтаир", гостиница ЖКХ), 16 специального назначения (туристические базы, зел. дом, кемпинги).


наименование Адрес, телефон
1. б/о "Лесная сказка" с. Топольное
2. б/о "Чегон" с. Чегон
3. л/л "Шинок" Заказник "Шинок"
4. МНТК "Денисова пещера" п. Денисова
5. туркемпинг "Поле чудес" В р-не с. Тог-Алтай
6. б/о "Финист" с. Тележиха
7. СПК "Тумановский" с. Новая Жизнь
8. б/о ДРСУ В районе с. Искра
9. б/о "Солнечная долина" п. Садовый
10. Зеленый дом ЧП "Горбунов" с. Топольное
11. Бокова Римма Викторовна -
12 Макарова Галина Сергеевна Ул. Центральная 100;
13. Болтенко Надежда Михайловна

ул. Центральная 13 В.


14. Горбунов Михаил, Клавдия Васильевна

Табачкова 2 23-4-31

15. Колугин Евгений Юрьевич

22-3-55


16. Болтенко Ольга Николаевна, Жидких Максим Владимирович

- ул.В. Табачкова



Вместе с тем, в 4 квартале 2006г. на территории Алтайского края началась установка необходимого числа таксофонов и организацию пунктов коллективного доступа к сети Интернет во районах края в том числе в Солонешенском районе.

Социальная сфера района на 2006г.: 5 детских дошкольных учреждений, 23 общеобразовательные школы, 21 клуб,20 библиотек, 3 больницы и 4 амбулаторных учреждения.

Администрация района сотрудничает с ООО НПО "Неопант" в части создания на базе МЗУ " Солонешенская ЦРБ" пантофитолечебницы. На основе долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества планируется расширение медицинских услуг, внедрение уникальных оздоровительных технологий.

В Солонешенском районе предприятия общественного питания сосредоточены в основном в райцентре.


Предприятия, предоставляющие услуги питания.

наименование Адрес, телефон Кол-во мест
Столовая центральная С. Солонешное 35
Кафе "Морозко" - 24
Кафе "Азалия" - 35
Кафе "Самир" -
Закусочная "Корил" - 10
Закусочная "Натали" С. Топольное 30

Как уже говорилось ранее при вхождении района в особо экономическую рекреационную зону, планируется финансирование инфраструктуры района федеральными средствами, а также вложение средств инвесторов в туристические объекты.

1.4. Конъюнктура туристического рынка Солонешенского района


Перечень туристических баз на территории Солонешенского района. 8

Объекты размещения ФИО руководителя Контакт. телефон

Численность

работников

Кол-во мест

размещения

Стоимос. услуг

в сутки/ч

профильная сфера деятельности

1. б/о "Лесная сказка"


Зырянов В.А.


22-6-59


4


50


1200

панто-фито лечение


б/о

"Чегон"


Зырянов

В.А.



1


20


1200


панто-фито лечение

л/л

"Шинок"

Адм. р-на 22-2-09 2 8+(30-40) 300 экотуризм, экскурсии

4. МНТК "Денисова пещера"



Шуньков М.В.



6


100


1500


научно-познават. Экскурсии


5. б/о "Финист" Зиновьев Ю.

21-4-30


4


15

700


охота


6. СПК "Туманово"

Сысоев В.И.


29-3-40


1


15


700


пантолечение


7. б/о ДРСУ Горбачев В.Г.

22-1-61


1

20


500

пассив.

Отдых

8. б/о "Солнечная долина"

Косоногов В.Н.


89039105550


5


50


500


спорт. Лагерь


9. ЧП зеленый дом "Горбунов"

Горбунов К.В.


23-4-31


2


8


500


сельский туризм

фито-лечение



Анализ конъюнктуры показал, что большинство его участников включают в основном панто-фитолечение, т. к. находятся на территории маралосовхозов, некоторые экскурсионные услуги (экологические тропы на водопады р. Шинок, экскурсии по заказникам) и дополнительные услуги (баня, сауна, прокат лошадей). Они, конечно, пользуются спросом, но в настоящее время туристический спрос на Алтае стал повышаться на историко-культурные ценности. При организации лечебно-оздоровительной рекреации и экскурсионной деятельности используется только природно-ландшафтный потенциал, что приводит к экологической нагрузки.

Если проанализировать стоимость услуг, то можно сделать вывод, что не все отдыхающие могут воспользоваться услугами этих участников.

Данная ВКР предлагает расширить зону организации туризма, за счет включения в нее новых территорий и новых видов туристско-экскурсионной деятельности. Это позволит увеличить спрос, распределить туристские потоки и снизить рекреационную нагрузку на территорию.

Соотнесенность спроса и предложения.

По данным исследования АРАТ в Алтайском крае и в частности в Солонешенском районе в числе наиболее востребованных видов туризма респонденты назвали спортивный туризм – активные виды, в том числе организация туров для детей и молодежи, историко-культурный туризм, этнический и сельский туризм.

В Солонешенском районе пользуется спросом историко-культурный, событийный и этнический туризм, лечебно-оздоровительный и экотуризм.

Базы отдыха Солонешенского района в настоящее время могут предложить только лечебно-оздоровительный, экологический и научно-познавательный и сельский туризм.

Таким образом, спрос превышает предложение. Чтобы предложение соответствовало спросу, в его надо включить историко-культурный туризм, участие в национальных праздниках, активные формы туризма, туры для молодежи, тем более, что для его организации в Солонешенском районе есть необходимый потенциал.

Выводы.

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что Солонешенский район имеет богатый природно-ландшафтный и историко-культурный потенциал, на основе которого можно развивать многие виды туризма: историко-культурный (участие в празднование дня Святой Троицы, посещение русской горницы, посещение музеев, обзорные экскурсии по старообрядческим селам района), историко-археологический (экскурсии к археологическим объектам), спортивный (пешеходные и конные маршруты по заказникам), лечебно-оздоровительный (панто-фитолечение, высокогорная терапия), сельский туризм, экологический туризм (экологические тропы по заказникам).

Природно-ландшафтный потенциал обладает аттрактивностью: разнообразием ландшафтов (низкогорья, граничащие со степью, переходит в горы Южной Сибири) и их контрастностью (все великолепие алтайского среднегорья сосредоточено в заказнике – бассейне р. Шинок, где богаторазнотравные луга перемежаются с березово-лиственничными лесами, сменяющимися выше по склонам лиственницей и кедром.

Историко-культурный потенциал характеризуется: - информационно-познавательной значимостью (Солонешенский район имеет большое количество археологических объектов, памятников истории и культуры, что отображено во втором параграфе).

- анимацией и развлекательностью (в районе проходят ежегодные ярмарки, конно-спортивные праздники, фестивали фольклорных коллективов, празднование дня Святой Троицы).

Анализ конъюнктуры показал, что в районе мало объектов туристического бизнеса и почти все они летнего пребывания и поэтому есть необходимость создания нового круглогодичного туристического комплекса, который обеспечит организацию новых видов туризма, привлечет туристов с невысокими финансовыми возможностями.


Глава 2. Программа организации туристско-экскурсионной деятельности


На т/к "Русский стиль" Солонешенского района.

Концепция.

§1. Бизнес-план на создание туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль".

Резюме.

Наименование программы: Организация туристско-экскурсионной программы на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края.

Основание для разработки программы: задание, утвержденное зам. главы администрации Солонешенского района

Заказчик программы: Администрация Солонешенского района

Основной разработчик: отдел по туризму комитета по культуре администрации Солонешенского района, методист Панова О.П.

Организационно правовая форма – муниципальное унитарное предприятие с образованием юридического лица.

Туристско-экскурсионная деятельность на т/к "Русский стиль" включает в себя перечень услуг, основное направление работы комплекса – экскурсионно – познавательный и оздоровительный туризм. Финансирование программы производится за счет местного бюджета и средств инвесторов.

Средства инвестора -

Общие затраты проекта -

Срок окупаемости –

Цель бизнес плана – представление ВКР, поиск инвестиций для организации и реализации проекта с последующим получением прибыли.

Миссия проекта – развитие туризма в Солонешенском районе.

Цель проекта – создать программу туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль" Солонешенского района.

Главная цель – получение прибыли от реализации проекта.

организационная финансовая социальная маркетинговая

стандартизация поиск начального увеличение выход на

проекта, капитала, бюджета района, тур. рынок,

составление определение привлечение участие в

договоров с фин. плана рабочих мест ярмарках,

деловыми партнерами, реклама

закуп оборудования,

создание экскурсионной

программы

Потребители: студенты, предприниматели, руководители среднего звена.

Стратегии: производство и внедрение турпродукта, стратегия проникновения на рынок, стратегия диверсификации.

1 - Концепция

Функциональное зонирование комплекса предполагает выделение следующих зон: жилой, рекреационно-досуговой и хозяйственной.

Предполагается создание восьми домиков: класса "Люкс", первой и второй категории; баня с бассейном и парилкой, фито-бар; планировочным ядром является центральное здание, включающее в себя столовую, кино-зал, конференц-зал, 4 двухместных номера, спортзал, кафе.

В качестве дополнительных услуг будут предоставляться прокат лошадей, купание в прудах, фотоохота, панто-фитопроцедуры. В зимний период ледолазание, катание на снегоходах.

На начальном этапе основным направлением туристско-экскурсионной программы на комплексе будет являться историко-культурный и экологический виды туризма.

Цель программы туристско–экскурсионного обслуживания - научно-познавательная, развлекательная.

Продолжительность программы - 6дней/5 ночей.

Программа включает в себя: проживание и питание на т/к "Русский стиль", радиальные экскурсии (пр.2) и культурно-досуговую программу.

Программа.

день (воскресенье)

14-00обед

15-00 знакомство с т/комплексом, свободное времяпровождение.

В это время гости могут воспользоваться дополнительными услугами.

17-00ужин.

22-00 дискотека.

2. день (понедельник)

8-00 подъем

9-00 завтрак

10-00 сбор группы

10-30 историко-краеведческая экскурсия по району "По дороги к сибирской деревни". Во время экскурсии объектами показа будут с. Топольное, с. Искра, г. Будачиха, с. Солонешное (краеведческий музей), с. Сибирячиха (музей истории), п. Окладникова, курганы, казачий крест.

14-00 обед в с. Сибирячиха.

16-00 приезд на т/комплекс, свободное время. По желанию туристов собирается группа на маральник для принятия панто-фито процедур.

19-00 ужин.

22-00 дискотека.

3. день (вторник)

8-00 подъем

9-00 завтрак

10-00 экологическая экскурсия "Каскад водопадов на реке Шинок"

11-30 приезд в лагерь заказника "Шинок"

12-00 выход на тропу, обед на третьем водопаде

17-00 отъезд на т/комплекс

19-00 ужин, свободное время

день (среда)

8-00подъем

9-00завтрак

11-00 историко-археологическая экскурсия "У истоков прошлого" на стоянку Карама и Денисову пещеру.

14-00 приезд на комплекс.

15-00 обед, свободное время.

19-00 ужин

5. день (четверг)

8-00 подъем

9-00 завтрак

11-00 отъезд в с. Топольное, посещение русской горницы, культурно-досуговая программа, углубленное знакомство с укладом русского дома.

14-00 обед в горнице (русская национальная кухня)

17-00 приезд на т/комплекс, свободное время

22-00 дискотека

6. день (пятница)

8-00 подъем

9-00 завтрак, отъезд.

Анализ рынка.

Макросреда.

Макросреда состоит из пяти факторов: демографический, экономический, природный, политический.

Демографический фактор.

Самая главная демографическая тенденция, отмечаемая сегодня в России – это старение населения. Данная тенденция связана с падением рождаемости, с одной стороны и увеличением средней продолжительности жизни - с другой.

В России обозначились следующие возрастные группы, представляющие интерес с точки зрения туризма:

Молодые люди. Возрастная группа, включающая людей от 20 до 34 лет. Наиболее активная часть населения, динамично внедряющаяся в бизнес. Характеризуется широкой дифференциацией интересов и стремлений, высокой восприимчивостью к новизне.

Ранний средний возраст. Группа людей в возрасте от 35 до 49 лет достаточно состоятельна, существенная доля ее представителей имеет свой бизнес, ее вкусы и предпочтения уже определены. Отличается высокой активностью и стабильностью. Через 10-15 лет эта крупа может стать с точки зрения туризма, так как высвободится время для поездок в свое удовольствие, но будет предъявлять свои специфические требования.

Поздний средний возраст. Группа людей от 50 до 59 лет. Группа сильно поляризована. Существуют как активные ее представители, так и пассивные, состоятельные и нуждающиеся. Характеризуется очень низкой восприимчивостью к новизне.

Пенсионеры. Представляют группу людей от 60 лет. Подавляющее большинство - нуждающиеся люди. Крайне консервативны.

На обследуемой мной территории большое количество людей, которые могут воспользоваться услугами данного комплекса. Это молодые люди и люди раннего среднего возраста.

Контрольный текст экскурсии.


Произошли изменения в идеале и типе семьи. Все больше россиян не стремятся обременять себя узами семьи. Увеличивается средний возраст вступления в первый брак. Даже если россияне создают семью, детей заводить не торопятся, желают "пожить для себя".

Увеличилось количество неполных семей.

Уменьшилась продолжительность отпуска: все чаще стали отпуск разбивать на 2 или 3 части. В результате они стали, но берут их чаще. Средняя продолжительность отпуска упала с 24 до 10 рабочих дней.

Получила импульс к развитию индустрия отдыха и развлечений в выходные дни.

Экономический фактор.

Экономическая среда влияет на покупательскую способность населения и характер покупок. По данным Госкомстата РФ, доля самых состоятельных граждан России составляет 10%, доля самых бедных – 10%, а 80% приходится на долю среднего класса.

Политический фактор.

Маркетинговые решения во многом диктуются особенностями политической среды, включающей законодательные и правительственные учреждения, а также различные политические группы, оказывающие влияние на деятельность компаний. Государственное регулирование индустрии туризма осуществляется тремя целями:

Во-первых, оно призвано защищать фирмы друг от друга. В России вопросы недобросовестной конкуренции рассматриваются в Антимонопольном комитете.

Во-вторых, государственный контроль преследует цель защитить потребителей от нечестного бизнеса. В связи с этим в закон "Об основах туристической деятельности в РФ" были внесены изменения, а именно лицензирование туристической деятельности заменено финансовыми гарантиями.

В-третьих, государственный контроль преследует цель защитить интересы общества от издержек коммерческой деятельности предприятий.

В последнее время возросла роль общественных организаций, значительно влияющих на деятельность предприятий гостеприимства. Они представляют широкий спектр интересов – защиту окружающей среды, общества потребителей, общества производителей. Общества постоянно проводят различные мероприятия, семинары, встречи, чем умело пользуются в своих интересах руководители предприятий индустрии гостеприимства. [43]

Важным фактором является политическая обстановка. Алтайский край характеризуется стабильной политической обстановкой и отсутствием военных конфликтов, что является привлекательным для туристов.

Природный фактор.

Территория Солонешенского района относится к умеренно прохладным, наиболее увлажненным горным климатическим районам. Для лесного пояса среднегодовые показатели равны +2. .2,5˚С. Продолжительность безморозного периода около 60 дней, сумма среднесуточных температур выше нуля составляет 1250 ˚, среднегодовое количество осадков 800мм.

Район единственный в крае, целиком расположенный в низкогорной – среднегорной полосе Алтайских гор, высотный пределы сменяются от 400м до 2423м. Особенности природных условий района обусловлены его положением в приграничной полосе гор, сменяющихся на Севере равниной Западной Сибири.

Анализ климата Новосибирской области.

Рельеф равнинный, высоты от 200 до 500м. над уровнем моря.

Среднегодовое количество осадком – 400мм. Абсолютный максимум температуры - +35˚С, абсолютный минимум - 50˚С.

Средняя температура июля - 16˚С, января - - 24˚С.

Растительность представлена луговыми степями, лесостепями, сосновыми лесами.

Из анализа природно-климатических факторов Новосибирской области и территории, где находится данный комплекс, четко видны различия и в климате и в ландшафте в пользу Солонешенского района.

Из всех вышеперечисленных факторов следует, что территория, на которой расположен данный проект, характеризуется благоприятными климатическими факторами и политической стабильностью. Демографический и экономический анализ показывает то, что потенциальный потребитель располагает наличием доходов, чтобы отдохнуть на т/к Русский стиль.

Потребительский сегмент.

Возраст – 20-45лет

Уровень дохода – средний и выше среднего

Образование – обычно высшее, но роли не играет

Семейное положение – обычно семья из двух-четырех человек

Работа, профессия – частные предприниматели, руководители среднего звена и студенты.

География Алтайский край, Новосибирская обл.

Жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый торговой или управленческой деятельностью, работающий зачастую

по выходным и праздникам, следит за своим имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам,

Мотив путешествия - желание отдохнуть с семьей,

- желание отдохнуть на родине,

- желание получить лечение нетрадиционной медициной

- интерес к культурным ценностям местного населения.

По данным опроса сейчас молодежь привлекают экстремальные виды туризма, активный туризм, выезд на природу. Пассивное время провождение на пляже, хотя и остается наиболее распространенной формой проведения отпуска, все в меньшей степени отвечает потребности жить в удовольствие. На смену "солнце-море-пляж" приходят "национальные традиции - пейзаж-досуг", что непосредственно входит в данный проект. Это наилучшим образом соответствует новым ценностям.

Желая оторваться от повседневной действительности, посетитель проявляет повышенный интерес к местному колориту, особенностям быта, культуры чужого народа. Он жаждет праздника во всем. Люди отправляются в путешествие, чтобы отдохнуть, компенсировать недостаток сил и снять нервное напряжение.

Среди организаций стало модно проводить выездные совещания и семинары на туристических базах, особенно если это касается вопросов туризма. Также стали пользоваться популярностью корпоративные выезды.

В связи с последними изменениями в области туризма в алтайском крае, на базе Солонешенского района стали часто проводиться выездные совещания местных и краевых властей. Для проведения таких совещаний необходимо предоставление современного конференц-зала, который также включен в данный проект.

Анализ конкурентов.

Для характеристики туристических баз конкурентов возьмем пятибалльную шкалу.

База отдыха "Лесная сказка" оценивается на 4 балла, так как она находится на территории маралосовхоза, где присутствует производственное оборудование и хозяйственные постройки, что является непривлекательным для отдыхающих, которые любят тишину и единение с природой.

Администрация не особо следит за порядком и чистотой территории базы.

Но все это можно компенсировать качеством обслуживания персонала, восточной кухней, разнообразным ассортимента услуг и качеством лечения пантовыми ваннами, которые призваны лучшими в Солонешенском районе.

База отдыха "Чегон" можно оценить на 4 балла, она с каждым годом расширяется, внедряются новые технологии обслуживания. Из услуг пользуются популярностью фито-лечение, радиальные выходы на лошадях, но отдых на этой базе можно отнести к пассивному.

МНТК "Денисова пещера" можно оценить на 5 баллов по уровню сервиса: просторные коттеджи, современная меблировка, ресторан, конференц- зал, финская сауна, разнообразный ассортимент услуг, отличная кухня., высокий уровень обслуживания и соответственно высокие цены, что может позволить себе не каждый путешественник. МНТК занимает высокие позиции на туристическом рынке, создает себе положительный имидж. Главной причиной известности этого комплекса является местоположение его в близи уникального археологического памятника Денисова пещера, известного далеко за пределами России.

Базу отдыха "Фенист" можно оценить на 3 балла так как она практически не доступна для туристов, но администрацию базы этот факт не смущает, так как Фенист принимает узкий контингент отдыхающих. Основной вид деятельности на этой базе – охота, особенно в зимний период.

База отдыха "Солнечная долина" специализируется как детский и юношеский спортивный лагерь.


Этот анализ дает понять, какой сервис и услуги следует включать в данный проект.

Объекты размещения ФИО руководителя Контакт. телефон

Численность

работников

Кол-во мест

размещения

Стоимос. услуг

в сутки/ч

профильная сфера деятельности

1. б/о "Лесная сказка"


Зырянов В.А.


22-6-59


4


50


1200

панто-фито лечение


б/о

"Чегон"


Зырянов

В.А.



1


20


1200


панто-фито лечение

л/л

"Шинок"

Адм. р-на 22-2-09 2 8+(30-40) 300 экотуризм, экскурсии

4. МНТК "Денисова пещера"



Шуньков М.В.



6


100


1500


научно-познават. Экскурсии


5. б/о "Финист" Зиновьев Ю.

21-4-30


4


15

700


охота


8. б/о "Солнечная долина"

Косоногов В.Н.


89039105550


5


50


500


спорт. Лагерь



Стратегии.

Производство и внедрение турпродукта: разрабатываем новый тур. Продукт, делаем упор на новые виды туризма.

Стратегия проникновения на рынок: расширяем сбыт продукта на рынках при помощи интенсификации товаропродвижения, наступательного продвижения и самых конкурентоспособных цен. Это увеличит сбыт, привлечет тех, кто раньше не пользовался данным турпродуктом и увеличит спрос уже привлеченных потребителей.

Стратегия диверсификации: создаем благоприятный образ продукта через интенсивную рекламу, представляем новую модель, понижаем цену и продаем через разные агентства.

План реализации.

В сезон планируется реализовать 300 путевок. В случае, когда спрос превысит предложение тур. комплекс отправляет туристов, по предварительному договору на взаимовыгодных условиях, на базу отдыха "Лесная сказка", которая находится недалеко от Русского стиля.

Гарантированным обязательством безопасности туристов будет страхование.

Административный план.

В штат сотрудников комплекса будет входить 2 экскурсовода, инструктор, администратор.

План приема туристов.

Прием, регистрация и размещение гостей будет вестись круглосуточно администратором. Основной поток туристов рассчитан на июнь-сентябрь.

Финансовый план.


Расчет стартовых расходов.

наименование количество сумма

1.

2.

3.

основные фонды

автомобиль

ГАЗель (пассажирская)

набор посуды

рюкзак 70л.

1шт

2шт

15шт

200тыс. р.

240р.

7960т.



итого:
208200р.

Расчет месячных расходов

наименование сумма примечание

1.

2.

3.

4.

реклама

заработная плата

в т. ч.

инструктор

2 экскурсовода

администратор

заработная плата

налоги от з/п

в т. ч.

НДФЛ(13%)

ФСС(0,2%)

ПФ(14%)

14тыс. р.

17тыс. р.

4тыс. р.

7тыс. р.

6тыс. р.

12376р.

4624р.

2210р.

34р.

2380р.

ежемесячно

к начислению

к выплате



итого: 31тыс. р.

ФЗП к начислению = 4000+3500+3500+6000=17000р.

ФЗП к выплате = 2912+2548+4368=12376р.

Мз = 208200р.

Мес. рас. = 31тыс. р.

Нр = оптимальный вариант -

С. затрат = 477,490р.


3. Расчет накладных расходов.

наименование оптимал. писсим. оптимист.

1.

2.

3.

проживание

питание

амортиз. машины

итого:

120тыс. р.

40тыс. р.

16290р.


60тыс. р.

25тыс. р.


180тыс. р.

60тыс. р.

19435р.



Примечание: Питание и проживание производится на основе договора с заказчиком из расчета 400р. с чел/сутки – проживание и 100р. с чел. /сутки – питание. По условию договора 25% от проживания идет организатору ТЭП.

4. Расчет валовой прибыли.


В стоимости путевки берем среднерыночную цену 5000р.

вариант

кол-во

в мес.

кол-во

в сезон

сто-сть

путевки

прибыль

в месяц

прибыль

в год

оптимальный 70 200 5000р. 350тыс. р. 1млн. р.
оптимистичный 100 300 5000р. 500тыс. р. 1.5млн. р.
пессимистичный 50 100 5000р. 250тыс. р. 500тыс. р.

Для расчета валовой прибыли берем оптимистичный вариант.

Вп = 1млн. – 477,490 = 522,510р.

Налог = 522,510*15%= 78376р.

Чп = 522,510 - 78376 = 444,134р.

По договору, инвестор 30% получает в сезон от чистой прибыли.

444,134: 3 = 148,047р. * 30% = 44,414р.

Р – 310,894/208, 200*100% = 1,49

Со – 1,7.

1 Опубл: Дайджест. Барнаул. АлтГАКИ. 2006г., с 11.

2 Опубл: Дайджест. Барнаул. АлтГАКИ. 2006г., с 16.

3 Опубл: Дайджест. Барнаул. АлтГАКИ. 2006г.с 13

4 Постановление Администрации Алтайского края "О туристско-рекреационном освоении Солонешенского района" от 11.11.2005г.

5 Постановление Администрации Алтайского края "Об образовании ГКПЗ краевого значения "Каскад водопадов на реке Шинок" от 26.04.1999г.

6 Паспорт Солонешенского района 2006г.

7 Постановление Администрации края "О Туристко-рекреационном освоении территории Солонешенского района" от 11.11.2005 г.

8 Паспорт Программы развития туризма в Солонешенском районе на период с 2007 по 2017гг.