Анализ и пути улучшения финансового состояния организации

или на 339,7 тыс. руб. (1,69 * 20,1 : 100).

Так в ОАО «Речицадрев» привлечение 20-х человек на неполный рабочий день (1/2 ставки) обеспечивает высвобождение работников — 10 человек или 0,83 % к численности работников за 2009 год. За счёт указанного фактора производительность труда работников по сравнению с 2007 годом повысится на 0,84 % или на 168,8 тыс. руб.

По ОАО «Речицадрев» в 2009 году за счёт совмещения профессий, должностей и функций численность работников планируется сократить на 10 чел. или на 0,8 % к численности работников 2009 года. За счёт указанного фактора производительность труда работников по сравнению с 2009 годом повысится на 0,81 % или на 162,8 тыс. руб.

Для обобщения прогнозных резервов роста производительности труда работников ОАО «Речицадрев» составим таблицу 3.1.


Таблица 3.1 – Прогнозные резервы повышения производительности труда работников ОАО «Речицадрев»

Наименование прогнозных показателей Размер резервов

Сумма, тыс. руб. в % к фактически достигнутому уровню производительности труда в отчётном году
1. Внедрение достижений научно-технического процесса, передовых методов работы 339,7 1,69
2. Привлечение на работу лиц на неполный рабочий день (1/2 ставки) 168,8 0,84
3. Совмещение профессий, должностей и функций 162,8 0,81
ИТОГО 671,3 3,34

В будущем году работники ОАО «Речицадрев» могут повысить производительность труда на 3,34 % или на 671,5 тыс. руб.

Прирост объема реализации в 2009 году может составить 808,9 млн руб. (671,3 х 1205).

Для успешной работы предприятия в рыночной экономике необходима чётко продуманная система управления ресурсами.


3.2 Совершенствование ассортимента выпуска продукции с целью улучшения финансового состояния


Одним из путей улучшения финансового состояния ОАО «Речицадрев», без которого деятельность предприятия не будит считаться эффективной и полноценной, является планирование ассортимента товаров и разработка новых товаров, модернизации существующих изделии.

Формирование ассортимента продукции на прямую связано с изучением потребностей потребителей. Исследования показывают, что ассортимент изделий предлагаемый ОАО «Речицадрев» практически соответствует потребностям, вкусам и запросам потребителей. Однако некоторые изделия предприятия требуют модернизации в связи с устаревшим дизайном не отвечающем современным требованиям. Это такие изделия, как стенки «Ипуть» и «Вежа». Учитывая, что в некоторых регионах России эти изделия стойко ассоциируются именем «Речицадрев», то планируемая модернизация не должна быть такой формы, чтобы при внесении необходимых изменений сохранить внешний вид изделий - другими словами провести рестайлинг изделий. Модернизируя данные изделия, основываясь на вкусы и предпочтения потребителей ОАО «Речицадрев» создаст дополнительный спрос на эти изделия. Немаловажным фактором является возможность комплектации стенок по заказам потребителей (то есть вариант с отдельными шкафами). Это позволит покупателю комплектовать стенку учитывая свои запросы и возможности.

Ситуация на рынке мебели в Республике Беларусь:

1. На рынке наблюдается тенденция к приобретению мебели повышенной комфортабельности, экологически чистой, с высокими художественными характеристиками, надёжной и удобной в эксплуатации и широкой гаммой отличительных особенностей по цвету и формированию в наборах и интерьере.

2. Несмотря на то, что многие мебельные предприятия резко снижают производство, а в настоящее время некоторые находятся на грани банкротства, по всему региону Беларуси, СНГ работают торговые представительства, иностранные предприятия, частные производители мебели и мебельных фасадов МДФ (medium density fiberboard, другие названия этого материала - ДВП марки ТСН, ПСП).

3. Резко возрос ввоз мебели из МДФ из стран ближнего и дальнего зарубежья, которая по художественно-эстетическим характеристикам часто выигрывает в сравнении с мебелью традиционного производства:

• более привлекательный внешний вид;

• миниатюрность;

• удачная компоновка в наборе;

• стеклянные элементы удачно включены в фасадные дверки;

• наружная отделка придаёт эстетически приятный вид;

• согласно регулярно проводимым исследованиям отдела маркетинга ОАО «Речицадрев» основными производственными дефектами мебели традиционного производства являются отставание шпона, трещины по клеевому шву, коробление, разный оттенок красителя в одном изделии - всё это исключено в мебели из МДФ.

4. Мебель МДФ изначально рассчитана на покупателя со средним достатком. Возросший спрос на такого рода мебель объясняется, прежде всего, стремлением к максимальной привлекательности, функциональности при невысокой цене. Основной возрастной показатель потенциального покупателя мебели варьируется в пределах от 29 до 42 лет. Мебель МДФ доступна также более низкому возрастному цензу - от 21 до 28 лет.

5. Наибольшим спросом у покупателей и производителей корпусной мебели пользуются мебель и фасады МДФ с плёночным покрытием по следующим причинам:

• Плёнка менее подвержена повреждениям, в процессе транспортировки фасада и использовании уже готовой мебели (например, кухни) в быту.

• Плёночные фасады, при соблюдении технологии изготовления, менее подвержены воздействию влаги и температуры.

• При нанесении рисунка (фрезеровки) на поверхность фасада, покрытие плёнками позволяет осуществлять более глубокую фрезеровку, что даёт более выигрышный внешний вид.

• Повторяемость цвета плёнки от партии к партии составляет практически 100%.

Исходя из вышесказанного, основываясь на изучении ёмкости мебельного рынка стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья, проанализировав уровень текущих цен и другие факторы можно сделать вывод о необходимости выхода на рынок с принципиально новым продуктом – мебелью из МДФ.

MDF - medium density fiberboard - в переводе означает «древесно-волокнистая плита средней плотности». В сравнении с традиционным ДВП это более «продвинутый» материал. Его гладкая и однородная поверхность отлично поддается фрезерованию, окрашиванию, тонкому ламинированию и другим видам обработки. Она влагостойка (примерно на 60 % выше натурального дерева), имеет высокую прочность, а в процессе изготовления хорошо формуется, благодаря чему точность изготовления деталей из этого материала весьма велика. Область применения фасадов МДФ весьма широка в мебельной отрасли: дверцы для кухонь, детской мебели, спален, шкафов-купе... В мебельной промышленности используется два вида фасадов МДФ, отличающиеся по типу покрытия: крашенные и плёночные. Наибольшим спросом у производителей корпусной мебели пользуются фасады МДФ с плёночным покрытием по следующим причинам:

1) плёнка менее подвержена повреждениям, в процессе транспортировки фасада и использовании уже готовой мебели (например, кухни) в быту;

2) плёночные фасады, при соблюдении технологии изготовления, менее подвержены воздействию влаги и температуры;

3) при нанесении рисунка (фрезеровки) на поверхность фасада, покрытие плёнками позволяет осуществлять более глубокую фрезеровку, что даёт более выигрышный внешний вид;

4) повторяемость цвета плёнки от партии к партии составляет практически 100%.

В условиях высокой насыщенности мебельных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый мебельный товар (и стоящие за ним производитель и продавец) вынужден вести жёсткую борьбу за предпочтение потребителя. Множество видов и типов мебели одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно варьирующих ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдаётся товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Конкурентоспособность можно определить как комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определённый момент времени на конкретном рынке.

Преимущество ОАО «Речицадрев» перед потенциальными конкурентами заключается в возможном разнообразии мебельных фасадов из МДФ, фурнитуры, комплектующих, позволяющих распознать «почерк» фирмы, наличие больших торговых и выставочных площадей, продажа через собственную торговую сеть, широкая информированность и специализация представителей в регионах, возможность обеспечения больших объемов продукции, четко налаженная работа фирм-представительств, возможность провести грамотную массированную рекламную кампанию, маркетинговые исследования, наличие и большая ёмкость складских помещений. Однако у конкурентов также существуют определенные преимущества, которые заключаются в небольших затратах на производство мебели, гибкой системе реальных скидок в зависимости от объёма и стоимости закупки, огромный опыт работы «под заказ» и комплектации мебели по желанию заказчика, наличие отработанных рынков сбыта, лёгкая и быстрая комплектация мебельных наборов из элементов.

Чтобы добиться конкурентоспособности мебели из МДФ производства ОАО «Речицадрев» необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты:

1. Фактором успеха может быть неординарный дизайн рисунка (фрезеровки) фасадов, дизайнерские инновационные решения компоновки наборов.

2. Ценовой диапазон не должен превышать цен конкурентов.

3. Активизация сбыта за счет реализации ассортимента важнее, чем снижение издержек производства в результате большей стандартизации.

4. Наиболее эффективной структурой предприятия будет структура, когда в функциональный центр предприятия переместится потребитель и его запросы. Предприятие в этом случае будет ориентироваться на потребителя, и все функциональные подразделения будут работать сообща с целью наилучшего понимания, обслуживания и удовлетворения покупателя.

Инструментом выбора и планирования ассортимента продукции предприятии должен быть маркетинг. Он должен включать всю деятельность предприятия, направленную на отбор и проектирование для производства мебельной продукции, которая наиболее полно соответствует требован потребителя. Информация отдела маркетинга должна быть основной работы дизайнеров мебели и отдела технологов ОАО «Гомелъдрев» разработке новых и модификации старых изделий.

Политика ценообразования ОАО «Речицадрев» базируется на стратегии максимизации текущей прибыли на основе анализа оценки спроса и издержек применительно к разным уровням цены, обеспечивающей максимальное поступление текущей прибыли и максимального возмещения затрат при обеспечении лидерства по показателям доли рынка.

Планирование цены на товар должно носить поэтапный характер, должны учитываться следующие элементы:

изучение целевого рынка отделом маркетинга;

анализ других элементов стратегии маркетинга;

возможность с помощью ценовой политики привлечь дополнительных покупателей в регионах;

существование дискриминационной политики цен (т.е. для разных категорий населения - разные цены).

Для развития деятельности на рынке производителей мебели с фасадами из МДФ в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства рекомендуется использование стратегии дискриминационных цен.

При установлении дискриминационных цен предприятие сможет продать товар или услугу по двум и более разным ценам без учета различий в издержках.

Такая стратегия подходит для ОАО «Речицадрев», так как рынок, на котором оно функционирует, очень чувствителен к ценам, и использование дискриминационных цен будет способствовать его расширению. Рынок поддается сегментированию, а полученные сегменты отличаются друг от друга интенсивностью спроса.

Установление на товар дискриминационных цен поможет в завоевании доли рынка. При использовании политики дискриминационных цен руководство предприятия должно как можно точнее рассчитать возможные последствия. Необходимо, чтобы члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не имели возможности продавать его в сегменте, где предприятие предлагает его по высокой цене. Конкуренты также не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где предприятие предлагает его по высокой цене.

Наиболее перспективными для выхода с новой мебелью с фасадами из МДФ являются рынки России и Белоруссии. За последний год объемы отгрузок в России вырос на 3,2%. Данные рынки уже сформированы, но склоны к развитию и восприятию новинки. Кроме того существует регистр постоянных покупателей (98 предприятий по РФ), сотрудничество с которыми плодотворно продолжается уже не один год. На сегодняшний день ОАО "Речицадрев" плодотворно сотрудничает с 52 регионами Российской Федерации.

Стратегия развития рынка даст возможность повысить объём реализации товаров и улучшить финансовое состояние предприятия.

Для окончательной реализации данного проекта с учетом имеющейся базы на ОАО «Речицадрев» потребуется около 420 тыс. долл. США или около 1 млрд 090 млн руб.

В данном случае для расчета экономической эффективности предложенных выше мероприятий применим формулу 3.2.

Э = (П2 – П1) – (К2 – К1) – Ен(К2 – К1) > 0 (3.2)


где Э – эффект от реализации мероприятий;

П1, П2 – прибыль от реализации продукции;

Ен – отношение прибыли к себестоимости продукции в планируемом периоде;

К1, К2 – затраты на предлагаемые мероприятия соответственно в отчетном и планируемом периоде.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект, полученный на предприятии, – величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Для проведения расчета имеем следующие данные показателей, проанализированных выше (см. табл. 3.2).


Таблица 3.2 – Данные для расчета экономической эффективности реализации проекта по внедрению на рынок новых товаров (мебели из МДФ), предлагаемого для ОАО «Речицадрев», млн. руб.

Показатель 2009 г. План на 2010 г.
Объем реализованной продукции (РП) 30890 33979
Себестоимость продукции (С) 32546 34787
Прибыль от реализации (П) -2997 217
Рентабельность -9,1 % 0,6 %
Затраты на мероприятия (К) - 1090

Таким образом, подсчитаем полученный экономический эффект от реализации проекта по внедрению на рынок новых товаров (мебели из МДФ):


Э = (217 – (–2997) – 1090 – 0,006х(1090 – 0) = 3214 – 1090 – 6,54 = 2 млрд 117 тыс. руб.


3.3 Улучшение финансового состояния путем совершенствования реализации продукции на внешнем рынке


Объемы реализации продукции ОАО «Речицадрев» на внешний рынок по разным каналам сбыта в таблице 3.3.


Таблица 3.3 – Объемы реализации продукции потребителям напрямую и через торговых посредников ОАО «Речицадрев» за 2007-2009 гг.

Наименование Объемы продаж по годам, тыс. долл. США

2007 уд.вес, % 2008 уд.вес, % 2009 уд.вес, %
Потребители 8244,68 83,3 7814,38 75,2 6408,7 68,1
Торговые посредники (дилеры) 1657,92 16,7 2570,72 24,8 2860,59 31,9
ИТОГО 9902,6 100 10385,1 100 9 269,3 100

Как видно из таблицы 3.3, реализация посредников на внешний рынок через торговых посредников увеличивается. Это не является положительным фактором для завода, т.к. из-за дилерских скидок рентабельность продаж снижается.

Своих дилеров ОАО «Речицадрев» стимулирует с помощью скидок, которые составляют 8-10% от конечной цены продукции.

Это довольно большие скидки (до 4-6 тыс. долл. США). Предприятие теряет прибыль. Поэтому работникам отдела маркетинга необходимо постоянно контролировать работу с дилерами, анализировать результаты и эффективность работы товаропроводящей сети. Из всех дилеров заводу нужно выбрать тех, сотрудничество с которыми наиболее выгодно для ОАО «Речицадрев».

Проанализируем реализацию продукции на одном из перспективных рынков после Беларуси внешнеэкономическом рынке завода - России. За 2009 г. удельный вес рынка России составляет 73,1% от всего объема экспорта. Рассмотрим реализацию продукции по прямым поставкам и через посредников в Россию, при этом выделим среднюю рентабельность для каждой категории (рентабельность была определена с помощью данных отгрузки и его фактической себестоимости по данным планово-аналитического отдела) (см. табл. 3.4).


Таблица 3.4 – Реализация продукции ОАО «Речицадрев» в Россию и их средняя рентабельность, 2007-2009 гг.

Период

Всего,

тыс. долл.

В т.ч. через посредников, тыс. долл.США R, % Прямые поставки, тыс. долл. США R,%
2007 г. 5 080,2 1 303,7 6,1 3 776,5 7,3
2008 г. 2 697,3 1 032,5 5,3 1 664,8 8,6
2009 г. 2 085,8 1 002,8 6,2 1 083,0 10,5

Из таблицы 3.5 видно, что при прямых поставках, т.е. непосредственно потребителю, рентабельность, а значит и сумма прибыли, больше, чем при поставках через посредников.

Объясняется разница рентабельности продаж продукции тем, что посредники приобретают продукцию со скидкой до 5-10% от стоимости, тем самым снижая сумму выручки за реализацию.

Поэтому вопрос стратегии распределения продукции ОАО «Речицадрев» на рынке России нуждается в совершенствовании: необходимо повышать рентабельность продаж на российском рынке.

Подводя итог, можно сказать следующее:

на внутреннем рынке ОАО «Речицадрев» продает продукцию напрямую;

на внешнем рынке предприятие продает продукцию как напрямую, так и через посредников;

на самом важном внешнеэкономическом рынке - России падает рентабельность продаж продукции, предприятие теряет прибыль.

Из проведенного исследования работы каналов распределения товаров ОАО «Речицадрев» можно сказать следующее.

На внутреннем рынке продукция продается напрямую, следовательно, предприятие получает максимально возможную прибыль. Это значит, что на внутреннем рынке система распределения организована рационально как для покупателя, так и для продавца.

На рынке России часть продукции поставляется непосредственным потребителям с использованием канала распределения нулевого уровня, а часть - через посредников. На этом рынке система товародвижения нуждается в рационализации.

Из таблицы 3.4 видно, что та продукция, которую предприятие реализовывало своими силами, в среднем была более рентабельна, чем продукция, реализованная дилерским компаниям.

Из всей продукции, реализованной в России, 48,1% было реализовано через посредников. Так как любая коммерческая организация может существовать только при условии получения прибыли от своей деятельности, можно предположить, что дилерские компании в свою очередь, перепродают продукцию ОАО «Речицадрев» на выгодных для себя условиях, т. е. дороже, чем приобрели у завода-производителя. Значит, предприятие может отказаться от услуг дилерских компаний в России и заняться только прямыми продажами. Тем самым, увеличив рентабельность продаж.

Для того, что бы рассчитать экономическую эффективность от данного мероприятия предположим, что реализация 2009 г. в Россию была осуществлена без участия посредников. Таким образом, можно выявить сумму прибыли, полученную до и после осуществления мероприятия и рассчитать сумму недополученной прибыли в 2009 г., используя данные табл. 3.6.

Для расчетов используем формулу:

Пp=(Bp*R)/(R+100%), (3.3)


где Пр - прибыль; Вр - выручка от реализации; R - рентабельность.

1) Определим среднюю сумму прибыли при продажах через посредников, полученную ОАО «Речицадрев» в 2009 г.


Пр = (1002,8*6,2)/(6,2+100%) – 6217,4/106,2 = 58,5 (тыс. долл США)


2) Определим среднюю сумму прибыли при прямых продажах, полученную ОАО «Речицадрев» в 2008г.


Пр = (1083,0* 10,5)/(10,5+100%) = 11371,5/110,5 = 102,9 (тыс. долл США)


3) Определим среднюю сумму прибыли при прямых продажах, при условии, что все продажи в 2009 г. были прямыми.


Пр = (2085,8* 10,5)/(10,5+100%) = 21900,9/110,5 = 198,2 (тыс. долл США)


Занесем все рассчитанные данные в таблицу 3.5.


Таблица 3.5 – Расчет дополнительной прибыли ОАО «Речицадрев» от реализации продукции в Россию без посреднических фирм, тыс. долл. США

Сумма

прибыли, получ.

через посредников,

2009 г. (факт)

Сумма

прибыли, получ.

напрямую,

2009г. (факт)

Сумма общей

прибыли,

2009г. (факт)

Сумма

общей прибыли,

получ. напрямую

(прогноз)

Дополнительная

прибыль

58,5 102,9 161,4 198,2 36,8

Таким образом, пересмотрев политику продаж на рынке России в сторону максимального ухода от услуг посредников, предприятие будет реализовывать свою продукцию с большей выгодой для себя и тем самым улучшит свое финансовое состояние. Дополнительная прибыль, которое предприятие могло получить в 2009 г. составляет 36,8 тыс. долл. США, что при переводе на белорусские рубли по курсу 2650 руб. РБ за 1 долл. США составит 97 млн 520 тыс. руб.

Таким образом, общий экономический эффект от предложенных мероприятий составит 2886,02 млн руб.

Далее отразим то, каким образом предложенные мероприятия скажутся на показателях, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Для определения результатов предложенных мероприятия на показатели ликвидности и платежеспособности предприятия составим таблицу 3.6.


Таблица 3.6 – Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

Показатели 2009 планируемый период Изменение
1. Оборотные активы (итог раздела II актива баланса) 13406 16292 2886,02
2. Краткосрочные обязательства 16 417 16 417 -1302
3. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (стр. 1 : стр. 2) 0,817 0,992 0,176
4. Коэффициент платежной способности (стр. 1. – стр. 2) : стр. 2 -0,183 -0,008 0,176

В результате увеличения активов при остальных неизменных условиях показатель ликвидности возрастет в плановом периоде на 0,176 и составит 0,992.

Показатель платежеспособности, хотя и останется на отрицательном уровне, однако возрастет и составит -0,008.

Таким образом, ликвидность и платежеспособность предприятия в результате предложенных мероприятий улучшаться.

В таблице 3.7 оценим влияние предложенных мероприятий на показатели деловой активности

Оборачиваемость в днях уменьшится в планируемом периоде на 8,6 %, а данный показатель, измеренный в разах увеличится на 9,4 %, что говорит об увеличении деловой активности предприятия после реализации предложенных мероприятий.


Таблица 3.7 – Сведения о динамике показателей деловой активности

Показатели 2009 г. планируемый период

Изменение

(+; –),

Темп роста, %
1. Стоимость оборотных активов, всего, млн р. 13406 13406 0 100,0
2. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010 формы 2), млн р. 30790 33676,02 2886,02 109,4
3. Оборачиваемость в днях:



3.1. Оборотных активов (стр. 1 Ч 360 : стр.2) 156,7 143,3 -13,4 91,4
4. Оборачиваемость в разах:



4.1. Оборотных активов (360 : стр. 3.1) 2,3 2,5 0,2 109,4

Данные таблицы 3.8 также говорят о том, что финансовая устойчивость улучшиться в результате внедрения предложенных мероприятий.

Коэффициент автономии увеличится на 0,02, коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств – на 0,2, коэффициент маневренности – на 0,07.


Таблица 3.8 – Анализ финансовых коэффициентов устойчивости

Наименование коэффициента Норма, ограничение 2009 планируемый период Изменение (+; –),
1 .Автономии Min 0,5 0,73 0,75 0,02
2. Соотношения заемных и собственных средств Мах 0,5 0,47 0,44 -0,03
3. Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств
2,1 2,3 0,2
4 .Маневренности >0,5 -0,12 -0,05 0,07

По итогам главы можно сделать следующие выводы.

Для ОАО «Речицадрев» с целью улучшения финансового положения можно предложить:

- мероприятия по сокращению численности работающих как вынужденная мера в создавшихся неблагоприятных условиях;

Прирост объема реализации от предложенных мероприятий может составить 808,9 млн руб.

Одним из путей улучшения финансового состояния ОАО «Речицадрев», без которого деятельность предприятия не будит считаться эффективной и полноценной, является планирование ассортимента товаров и разработка новых товаров, модернизации существующих изделии.

Основываясь на изучении ёмкости мебельного рынка стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья, проанализировав уровень текущих цен и другие факторы можно сделать вывод о необходимости выхода на рынок с принципиально новым продуктом – мебелью из МДФ.

Экономический эффект от реализации проекта по внедрению на рынок новых товаров (мебели из МДФ) составит 2 млрд 117 тыс. руб.

Пересмотрев политику продаж на рынке России в сторону максимального ухода от услуг посредников, предприятие будет реализовывать свою продукцию с большей выгодой для себя и тем самым улучшит свое финансовое состояние. Дополнительная прибыль, которое предприятие могло получить составит 97 млн 520 тыс. руб.

Общий экономический эффект составит 2886,02 млн руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Показатели финансового состояния отражают наличие, размещение и использование финансовых результатов. В конечном итоге финансовое состояние в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим экономическим отношениям.

Различают внутренний и внешний анализ финансового положения (состояния). Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его результаты используются также для планирования, контроля и прогнозирования финансового положения. Внешний анализ осуществляется внешними субъектами анализа. Содержание этого анализа определяется интересами собственников финансовых ресурсов, управляющих и контролирующих органов.

Наиболее широко используемыми приемами анализа финансового положения являются отношения (финансовые коэффициенты), расчет которых основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями баланса, представляющие собой математическое соотношение между двумя величинами. Анализ коэффициентов позволяет выявить симптомы скрытых явлений, проблемы, требующие более глубокого изучения. Фактический уровень показателей сравнивается с предыдущими периодами, теоретически обоснованными, отраслевыми, ориентированными на перспективу. Наиболее распространенными и изучаемыми являются следующие отношения: ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и прибыльности (рентабельности).

ОАО «Речицадрев» – одно из крупных деревообрабатывающих предприятий региона.

Выпуск товарной продукции на ОАО «Речицадрев» в 2008 г. снизился по сравнению с 2007 г. как в действующих (темп – 98,4 %), так и в сопоставимых ценах (темп – 95,7 %). Данный показатель в 2009 г. снизился по сравнению с 2008 г. как в действующих (на 1,2 %), так и в сопоставимых ценах (на 18,4 %).

Выручка от реализации в действующих ценах в 2008 г. составляла 31227 млн р., а в 2009 г. снизилась на 1,4 %. Подобная динамика прослеживается по изменению выручки в сопоставимых ценах.

Темп роста себестоимости реализации продукции за период 2008-2009 гг. составил 100,6 %.

Убыток от реализации увеличился в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 2201 млн р., что обусловило уменьшение рентабельности. Показатель прибыли от реализации имеет отрицательную динамику в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Рентабельность продаж снизилась на 1,4 п.п. и составил -9,1 %.

Увеличение показателей прибыли в 2008 г. и их снижение в 2009 г. обусловливает тенденцию изменения рентабельности ОАО «Речицадрев» за 2007-2009 гг. Так показатели рентабельности в 2008 г. выросли, а в 2009 г. значительно снизились.

На основе данных таблицы 2.3 видно, что в составе имущества ОАО «Речицадрев» наибольший удельный вес в 2007 г. занимали внеоборотные активы (82,7 % на начало года и 78,4 % на конец года). В структуре внеоборотных активов значительное место занимают основные фонды (74,3% и 70,4%). Высокая доля внеоборотных активов, которые имеют низкую степень ликвидности, замораживают на длительный период ресурсы предприятия, что отрицательно сказывается на его платежеспособности. Так как внеоборотные активы не участвуют в производственном обороте, увеличение их доли негативно влияет на результативность финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

В 2008 г. увеличилась доля готовой продукции (на 3,9 п.п.) в структуре активов, несколько уменьшилась доля денежных средств (на 0,3 п.п.). В остальном структура активов оставалась на стабильном уровне.

В 2009 г. также набольший рост в структуре активов показала доля внеобородных активов (на 2,3 п.п.).

Несколько изменялся состав оборотных активов: в 2008-2009 г. произошел переток средств из сферы производства в сферу обращения. Большая часть оборотных активов на конец 2009 г. находилась в готовой продукции.

Пассивная часть баланса увеличилась на 7430 млн. рублей за счет долгосрочных обязательств и источников собственных средств. Характерно преобладание удельного веса источников собственных средств, причем их доля в общем объеме увеличилась за год на 2,1 п.п.

Структура заемных средств в течение отчетного года претерпела ряд изменений. Увеличились долгосрочные кредиты и займы. Доля кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам уменьшилась на 2,1 п.п., а перед покупателями и заказчиками – на 2,8 п.п.

В целом по итогам анализ актива и пассива баланса, можно сделать вывод, что ОАО «Речицадрев» имеет неудовлетворительную структуру баланса.

Данные показывают, что объем дебиторской и кредиторской задолженности возрастают, в 2009 г. – на 2 и 36,1 % соответственно.

С другой стороны отрицательной тенденцией для предприятия является увеличение просроченных дебиторской и кредиторской задолженности. В 2009 г. темп роста составил 2,8 и 36,1 % соответственно.

Коэффициент автономии снижался в течение 3 последних лет – на 0,01 пункта в 2008 г. и на 0,1 пункт в 2009 г.

Коэффициенты финансовой зависимости и финансового левериджа почти не претерпели изменения. Произошло небольшое увеличение в 2009 г. – на 0,01 и 0,03 пункта соответственно.

Достаточно значительно изменялся коэффициент маневренности собственных средств – на 0,14 пункта в 2008 г. и на 0,12 пункт в 2009 г. К 2008 г. он составил значение 0,42.

Коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами незначителен.

Коэффициенты ликвидности ниже нормативных значений. За данный период резких изменений не произошло.

На конец 2009 г. коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,004, что на 0,008 пункта меньше, чем на конец 2008 г. Это свидетельствует об отрицательной тенденции.

Коэффициенты быстрой и текущей ликвидности составили в 2009 г. 0,039 и 0,554 соответственно. Это свидетельствует о том, ОАО «Речицадрев» будет испытывать сложности со своевременным накоплением средства, чтобы погасить свои долги.

В результате, показатели ликвидности ОАО «Речицадрев» свидетельствуют о нестабильном его финансовом состоянии, а анализ динамики этих показателей позволяет говорить об ухудшении ситуации в 2009 году, т.е. с учетом того, что ОАО «Речицадрев» является промышленным предприятием, его средства вложены в