Товароведно-технологическая характеристика бифштекса из говядины
0cm 5.4pt;height:1.15pt;">вода питьеваяа) Определение группы полуфабриката по данным таблицы 4.
Масса мясных ингредиентов = 74,1+15=89,1кг.
Масса немясных ингредиентов = 10,9 кг.
Так как содержание мясных ингредиентов в рецептуре полуфабриката составляет 100 х 89,1 / (89,1 + 10,9) = 89,1%, т.е. более 60%, то его относят к группе "Мясные полуфабрикаты".
б) Определение категории полуфабриката по данным таблицы 4.
Масса мышечной ткани = 74,1 х 0,71+15,0 х 0,67= 62,66 кг.
Массовая доля мышечной ткани в рецептуре 100 х 62,66 / (75 + 25) = 54,53%.
Так как массовая доля мышечной ткани в рецептуре полуфабриката находится в пределах от 60% до 80%, то его относят к категории Б.
5. В соответствии с ГОСТ Р 52675-2006 «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия» определение группы и категории бескостного порционного полуфабриката из говядины «Бифштексы рубленные «Гранд шеф», производства ООО "Дарья".
Таблица 5.
Наименование ингредиента | Масса по рецептуре кг на 100 кг. | Сырьевая принадлежность ингредиента | Содержание мышечной ткани в ингредиенте, доли |
Говядина | 76,8 | Мясной | 0,71 |
шпик свиной | 10,0 | Мясной | 0.00 |
растительный белок | 2,5 | Немясной | 0,00 |
лук свежий | 2,3 | Немясной | 0,00 |
животный белок | 2,3 | Немясной | 0,00 |
молоко сухое | 2,3 | Немясной | 0,00 |
соль | 1,5 | Немясной | 0,00 |
перец черный | 0,1 | Немясной | 0,00 |
смесь специй | 0,2 | Немясной | 0,00 |
вода | 2,0 | Немясной | 0,00 |
а) Определение группы полуфабриката по данным таблицы 3.
Масса мясных ингредиентов = 76,8+10=86,8 кг.
Масса немясных ингредиентов = 23,2 кг.
Так как содержание мясных ингредиентов в рецептуре полуфабриката составляет 100 х 86,8 / (86,8 + 23,2) = 86,8%, т.е. более 60%, то его относят к группе "Мясные полуфабрикаты".
б) Определение категории полуфабриката по данным таблицы 3.
Масса мышечной ткани = 76,8 х 0,71= 54,53 кг.
Массовая доля мышечной ткани в рецептуре 100 х 54,53 / (75 + 25) = 54,53%.
Так как массовая доля мышечной ткани в рецептуре полуфабриката находится в пределах от 40% до 60%, то его относят к категории В.
Получаем следующие данные по исследуемой продукции:
Таблица 6.
Наименование | Бифштексы «Вкусные» из говядины |
Бифштексы «Поморские» |
Бифштекс рубленый из говядины | Бифштекс Садко «Городской» | Бифштексы рубленные «Гранд шеф» |
Группа полуфабриката | "Мясные полуфабрикаты" | "Мясные полуфабрикаты" | "Мясные полуфабрикаты" | "Мясные полуфабрикаты" | "Мясные полуфабрикаты" |
Категория полуфабриката | категория В | категория В | категория В | категория Б | категория В |
Общая характеристика Продукции исследуемых торговых марок приведена в таблице 7
Таблица 7. | |||||
Наименование | Бифштексы «Вкусные» из говядины |
Бифштексы «Поморские» |
Бифштекс рубленый из говядины | Бифштекс Садко «Городской» | Бифштексы рубленные «Гранд шеф» |
Производитель |
МЛМ-РА[2] |
Невская трапеза[3] |
ООО "ТПК "Вилон"[4] |
Тихвинского пищевого комбината[5] |
"Дарья" ООО [6] |
Состав | Говядина второй сорт, лук сухой, чеснок сухой, соль, перец чёрный, вода питьевая. | говядина (мясо молодых бычков), вода питьевая очищенная, сердце говяжье, мука соевая обезжиренная, мука пшеничная, соль поваренная, чеснок, перец черный. | говядина, вода, жир фритюрный, мясо курицы, лук репчатый, мука, шпик свиной, соевый белок, клетчатка пшеничная, сухари панировочные, яичный порошок, соль, смесь специй, смесь вкусо-ароматическая "говядина", перец черный молотый | говядина, свинина, соевый белок, соль поваренная, перец черный, вода питьевая. | Говядина, вода, растительный белок, лук свежий, шпик свиной, соль, молоко сухое, животный белок, смесь специй, крахмал, перец черный. |
Пищевая ценность на 100г |
белки - 10,3г., жиры - 11,7г., углеводы - 4,2г. |
белки - 14 г, жиры - 13 г, углеводы - 5 г |
белки - 18,4 г, жиры - 20,6, углеводы - 0 г |
белки - 12 г., жиры - 20 г., углеводы - 4 г. |
белки - 15,44 г; жиры - 12,78 г; углеводы - 3,42 г. |
Энергетическая ценность | 163,3 Ккал | 193 ккал. | 306 Ккал | 244 ккал. | 189,33 ккал. |
3. Методика и результаты проведения исследований 3.1 Исследования бифштексов по торговым маркам с помощью органолептического метода
Органолептические свойства — это свойства (вкус, запах, консистенция, окраска, внешний вид и т. д.) объектов, оцениваемые с помощью чувств человека. Органолептический анализ пищевых и вкусовых продуктов проводится посредством дегустаций, т. е. исследований, осуществляемых с помощью органов чувств дегустатора без измерительных приборов. На рис. 5 приведена классификация органолептических показателей соответственно воспринимаемым органам чувств человека.
Показатели качества, определяемые с помощью зрения:
внешний вид —• общее зрительное ощущение, производимое продуктом;
форма — соединение геометрических свойств (пропорций) продукта;
цвет — впечатление, вызванное световым импульсом, определенное доминирующей длиной световой волны и интенсивностью;
Рис. 5. Классификация органолептических показателей качества продуктов
блеск — способность продукта отражать большую часть лучей, падающих на его поверхность, в зависимости от гладкости поверхности продукта;
прозрачность — свойство жидких продуктов, определяемое степенью пропускания света через слой жидкости определенной толщины.
Показатели качества, определяемые с помощью глубокого осязания (нажима):
консистенция — свойство продукта, обусловленное его вязкостью и определяемое степенью деформации во время нажима;
плотность — свойство сопротивления продукта нажиму;
эластичность — способность продукта возвращать первоначальную форму после нажима, не превышающего критической величины (предела эластичности).
Показатели качества, определяемые обонянием:
запах — впечатление, возникающее при возбуждении рецепторов обоняния, определяемое качественно и количественно;
аромат — приятный естественный характерный запах исходного сырья (молока, фруктов, специй и др.);
«букет» — приятный запах, развивающийся под влиянием сложных процессов, происходящих во время созревания, брожения и ферментации (например, «букет» выдержанного вина).
Показатели качества, определяемые осязанием (в полости рта):
сочность — впечатление, возникающее под действием соков продукта во время разжевывания (например, продукт сочный, малосочный, суховатый, сухой);
однородность — впечатление, вызванное размерами частиц продукта (однородность шоколадной массы, начинок конфет);
консистенция — осязание, связанное с густотой, клейкостью продукта, силой нажима (консистенция жидкая, сиропообразная, густая, плотная); она чувствуется при распределении