Россия в мировом производстве и торговле продовольствием
о малых размерах экспорта и импорта, сколько о значительных размерах ВВП.В период с 1984 г. по 1992 г. соотношение индекса экспортных цен России к индексу импортных цен в среднем составляло 88,3%, что соответствовало 34-му месту в мире. В 1993 г. показатель условий торговли сократился до максимально низкого уровня – 69%. Низкий показатель условий торговли свидетельствует о неэффективной внешней торговли, когда цены на экспортируемую продукцию занижаются, а на импортную завышаются.
Однако в последние годы наметилась положительная динамика в изменении показателя условий торговли России.
Начиная с 1993 г. наметилась устойчивая тенденция к росту внешней торговли России. В 1994 г. объем внешней торговли России увеличился до 88,5 млрд. долл., в 1995 г. – до 105,9 млрд. долл. С учетом торговли России со странами ближнего зарубежья общий стоимостной объем экспортно-импортных операций страны составлял в 1994 г. 104,2 млрд. долл. в 1995 г (табл. 1).
Таблица 1
Динамика развития внешней торговли России (млрд. долл.)
Годы | Оборот | Экспорт | Импорт | Сальдо |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 |
95,4 79,4 77,3 88,5 105,9 71,6 |
50,9 42,4 44,3 51,4 64,3 41,4 |
44,5 37,0 32,9 37,0 41,6 30,1 |
6,4 5,4 12,4 14,4 22,7 11,3 |
Примечание: в 1996 г. данные приведены за 1-ю половину года.
Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. В 1994 г. превышение экспорта над импортом в России составляло 14,4 млрд. долл., и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире, уступая лишь Японии (120 млрд. долл.), Германии (35 млрд. долл.) и Италии (21 млрд. долл.). В 1995 г. положительное сальдо торгового баланса России достигло 22,7 млрд. долл., в 1996 г. – 27,9 млрд. долл.
Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо во внешней торговле России является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, химических товаров, а также значительное сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение массовых закупок зерна и некоторых других продовольственных товаров.
Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация и, соответственно, достаточно велик удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте (Гонконг – 188%, Сингапур – 179, Малайзия – 77, Бельгия – 69, Ирландия – 61, Тайвань – 45%). Вместе с тем внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений несколько возросла. Удельный вес экспорта в ВВП России в 1996 г. составлял 19,9%, в импорте – 13,5%.
Тем не менее внешняя торговля России имеет экспортную направленность, о чем свидетельствует коэффициент экспортно-импортной специализации (отношение стоимостного объема экспорта к импорту), в 1995 г. составивший 1,3.
2.2. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ
Долгое время бывший Советский Союз был одним из крупнейших экспортеров оружия и военной техники, которые продавались практически во все страны региона мира. На долю России в 80-х годах приходилось 42% мировой торговли оружием. По стоимости экспорта вооружений Россия уступала лишь США.
В вывозе сырьевых товаров в 90-е годы отмечалась тенденция к снижению эффективности экспорта, особенно топлива. При увеличении физических объемов зарубежных поставок валютные поступления от экспорта сокращались.
Однако современная структура внешней торговли России носит ярко выраженный сырьевой характер (1). В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, около 30% нефтепродуктов, более 35% минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры (6). Рост экспорта сырьевых товаров из России стимулировался завышенным курсом доллара и низким уровнем рентной платы за природные ресурсы (1).
В 1997 г. резко упали мировые цены на нефть и металлы, что сразу усугубило внутриэкономическое положение страны (6).
В экспорте России, который в 1995 г. составил 64,3 млрд. долл., на долю сырьевых товаров приходилось более половины всего вывоза. При этом всего лишь два товара – сырая нефть и природный газ – давали 35% всей валютной выручки страны.
В середине 90-х годов на экспорт поставлялось 90% общего объема производства алюминия, 85 – минеральных удобрений, 80 – меди, 70 – продукции – продукции черной металлургии, 41 – сырой нефти, 40 – никеля, 35 – алмазов, 33 – природного газа, 31,2 – целлюлозы, 25 – нефтепродуктов, 11,6 – каменного угля, 6,7% - чугуна.
Россия по-прежнему остается ведущим мировым экспортером ряда сырьевых товаров, черных и цветных металлов. В частности, ее доля в мировой торговле алюминием в середине 90-х годов составляла 25%, никелем – 20, медью – 11, цинком – 8,4% (1).
Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ века характеризовалось следующими данными:
удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% до менее чем 2% - примерно 10-е место в мире;
доля в мировом промышленном производстве не превышала 4% - 5-я позиция в мире;
по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации (9).
Основной причиной уменьшения импорта с началом экономических реформ является прежде всего политика правительства России, направленная на сокращение государственных расходов, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта (1).
2.3. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИИ
Вплоть до 80-х годов регулирование внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.
Система государственной монополии внешней торговли жестко определяла внешний рынок от внутреннего. Главной целью распределения ресурсов было направлено на обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям 95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже – Министерства внешних экономических связей).
На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.
Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, - все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, национальной структуре экспорта и импорта.
Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.
Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.
Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся безпошлинно, точно также, как импорт товаров из стран СНГ.
В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.
Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за физическую единицу ввозимого товара (за 1 кг, за 1 л или 1 шт.), т.е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.
Вводится также налог на добавленную стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.
Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистических правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость.
Особенностью таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится более 80% всего экспорта России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е. являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные пошлины.
Основным методом определения таможенной стоимости товара, закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами.
Такое построение таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. На практике же реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно происходит мимо контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости практически является нормой.
Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная задача – пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных отраслей.
Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования.
Импортное субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость – все это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения.
Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных государств, банков или международных организаций.
Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.
Наиболее значимый из перечисленных методов – квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения товаров, при которой экспорт осуществляется только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта (2).
2.4. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
Мировое сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к так называемому информатизационному обществу – обществу электронной переработки информации и развитых коммуникационных систем, где информатизационные потоки приобретают не меньшее значение, чем потоки материально-энергетические. Место любой страны в современном мире в значительной степени определяется степенью включонности в процесс информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим параметрам экономического социального развития.
Россия вступила на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках СССР, последовавшего затем его распада, сложно протекающей рыночной трансформации общества. Этим в значительной степени объясняется отставание страны в темпах развития информационной индустрии, информационного обновления материального производства, сферы услуг и индустриального устройства. Известно отставание страны и в развитии коммуникационных сетей и средств связи, в частности, следует назвать и низкое качество телефонной сети. Несмотря на то, что положение с компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние годы меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития экономики и интеллектуального потенциала.
2.5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись:
Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998 году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия (4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%).
Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во внешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и Казахстан (3,3%).
В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд долларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов, а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10).
Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром.
Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную экономическую систему с зарубежными странами.
Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта (12).
Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.
Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли (7).
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Продовольственный рынок, являясь социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на сельскохозяйственное сырье, меры политического характера (эмбарго, гуманитарная помощь) и т.д., внутренним – уровень развития отечественного производства, климатические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитость инфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабы государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового обеспечения функционирования рынка (4).
За период проведения экономических реформ с 1991-1999 гг. в России сократились объем валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. В растениеводстве спад отмечается прежде всего в производстве зерна и сахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева культур и их урожайности.
В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточностью практически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 1999 г. численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 52%, в том числе коров – на 38%, свиней – в 2,2 раза, овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45%. Реализация скота и птицы в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43%, яиц – на 32%.
В особо трудных условиях оказались крупные птицефабрики яичного и мясного направлений, комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней. На этих предприятиях в 1990 г. производилось до 90% яиц, 85 – мяса птицы, 30 – свинины, 25% говядины от общего объема их производства в общественном секторе. Благодаря научной организации производства, сбалансированному кормлению скота и птицы на комплексах и птицефабриках затраты труда, расход кормов, себестоимость единицы продукции в 2-3 раза ниже, чем на фермах. В настоящее время из-за недостатка кормовых ресурсов и их плохого качества ряд крупных животноводческих комплексов и птицефабрик прекратили свою производственную деятельность, а мощности сохранившихся используются на 20-70%.
Сохранение производства в крупных коллективных хозяйствах частично компенсируются его увеличением в личных подворьях, хотя к настоящему времени их возможности по наращиванию производства и поставок на рынок мяса, молока и яиц в значительной степени исчерпаны.
В пищевой и перерабатывающей промышленности ситуация характеризуется спадом производства основных продуктов питания, тяжелым финансовым положением большинства предприятий, интенсивным старением основных производственных фондов. Так, в 1999 г. по сравнению с 1990 г. объемы производства маргариновой продукции, кондитерских изделий, товарной пищевой рыбной продукции снизились в 2 раза; крупы, животного масла, сыров и брынзы жирных сортов – в 3; цельномолочной продукции – в 4, мяса (включая субпродукты 1 категории) – в 5,6 раза.
В то же время мощности бывших государственных предприятий по производству мяса, используются на треть, цельномолочной продукции – на четверть, животного масла, кондитерских изделий, сычужных сыров, муки – на 35-53%. Причины – сокращение сырьевой базы и стремление сельскохозяйственных производителей самим перерабатывать и реализовывать продукцию сельского хозяйства.
Уменьшение продовольственных ресурсов собственного производства привело к снижению душевого потребления продовольствия в среднем по всем группам населения (табл. 2).
Таблица 2
Потребление основных видов продуктов питания на душу населения (кг/год)
1990 г. | 1999 г. | |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо | 75 |
41 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
386 |
199 |
Яйцо и яйцепродукты, штук в год | 297 |
209 |
Несмотря на экстремальные погодные условия 1999 г., общий объем валовой продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий в сопоставимых ценах составил 102,4% к 1ровню 1998 г.
Сбор зерна увеличился на 6,8 млн. т (14,2%) и достиг 54,7 млн. т. Производство сахарной свеклы увеличилось на 40,9%, семян подсолнечника – на 38,4, овощей – на 16,5% (табл. 3).
Таблица 3
Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (млн. т)
1990 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1999 г. в % к | ||
1990 г. | 1998 г. | |||||
Зерно | 116,7 | 88,6 | 47,9 | 54,7 | 46,9 | 116,7 |
В том числе пшеница | 49,6 |
44,3 |
27,0 |
31,0 |
62,5 |
114,6 |
Маслосемена | 4,7 | 3,3 | 3,4 | 4,6 | 97,9 | 113,9 |
В том числе подсолнечника | 3,4 |
2,8 |
3,0 |
4,2 |
123,5 |
138,4 |
Сахарная свекла | 32,3 |
13,9 |
10,8 |
15,2 |
47,1 |
140,9 |
Лен (волокно), тыс. т | 71,3 |
23,4 |
33,5 |
23,7 |
33,2 |
70,7 |
Картофель | 30,8 | 37,0 | 31,4 | 31,2 | 101,3 | 99,4 |
Овощи | 10,3 | 11,1 | 10,5 | 12,3 | 119,4 | 116,5 |
В целом же значительный недобор зерна в 1998 – 1999 гг. осложнил проблему обеспечения скота и птицы концентрированными кормами. Вследствие этого уменьшилось производство основных видов продукции животноводства. Снизился выпуск мясной и молочной продукции (табл. 4) (11).
Таблица 4
Основные показатели развития животноводства
1990 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 1999 г. в % к | ||
1990 г. | 1998 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность скота и птицы в хозяйствах всех категорий (млн. голов) |
||||||
Крупный рогатый скот – всего |
57,0 |
31,5 |
28,5 |
27,5 |
48,2 |
96,6 |
В том числе коровы |
20,6 |
14,5 |
13,5 |
12,9 |
62,2 |
96,0 |
Свиньи | 38,3 | 17,3 | 17,2 | 18,3 | 47,7 | 105,9 |
Овцы и козы | 58,2 | 18,8 | 15,6 | 14,0 | 24,0 | 89,8 |
Птица | 659,8 | 361,0 | 355,5 | 356,3 | 54,0 |
100,2 |
Продуктивность скота и птицы в сельскохозяйственных предприятиях | ||||||
Надой молока на 1 голову, кг |
2781 |
2066 |
2231 |
2282 |
82,1 |
102,3 |
Средняя живая масса одной головы скота, реализованной на убой, кг крупного рогатого скота |
357 |
276 |
279 |
279 |
78,2 |
100,0 |
Свиней | 108 | 79 | 82 | 83 | 76,9 | 101,2 |
Овец | 35 | 32 | 32 | 32 | 91,4 | 100,0 |
Средняя годовая яйценоскость курицы-несушки, шт. | 236 |
234 |
235 |
248 |
105,1 |
105,5 |
Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех категорий | ||||||
Реализация на убой скота и птицы (в живой массе), млн. т |
15,6 |
7,8 |
7,5 |
6,9 |
44,2 |
92,4 |
Молоко, млн. т | 55,7 | 34,1 | 33,3 | 32,1 | 57,6 | 96,5 |
Яйцо, млрд. шт. | 47,5 | 32,2 | 32,7 | 33,3 | 70,1 | 101,6 |
Шерсть, тыс. т | 226,7 | 60,8 | 47,9 | 37,7 | 16,6 | 78,7 |
Производство важнейших видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (тыс. т) |
||||||
Мясо | 6494 | 1510 | 1315 | 1072 | 16,5 | 81,5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Колбасные изделия |
2283 |
1147 |
1113 |
944 |
41,3 |
84,8 |
Цельномолочная продукция |
20786 |
5197 |
5574 |
5421 |
26,1 |
97,3 |
Масло животное | 833 | 292 | 276 | 258 | 31,0 | 93,5 |
Сыр | 458 | 174 | 185 | 183 | 40,0 | 98,9 |
3.2. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РОССИИ ОТ ИМПОРТА
Образовалась устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия. Так, импортируемое мясо покрывает 60% внутреннего спроса, масло сливочное – около 50%, масло растительное – около 30% (9).
Продовольственная зависимость страны от импорта представлена в таблице 5.
Таблица 5
Импорт продовольственных товаров
1998 г. | 1999 г. | |||||
тыс. т |
в % | тыс. т |
в % | |||
к предыдущему году |
К объему внутреннего рынка |
К предыдущему году |
к объему внутреннего рынка | |||
Зерно | 1570 | 47,9 | 2,2 | 5400 | 343,9 | 7,7 |
Мясопродукты | 2319 | 76,9 | 32,0 | 1800 | 77,6 | 30,0 |
Молокопродукты | 3694 |
58,7 |
10,1 | 2500 | 67,7 | 7,3 |
Масло животное | 97,2 | 51,6 | 25,9 | 60,0 | 61,7 | 19,5 |
Сахар | 4040 | 119,9 | 84,0 | 5150 | 127,5 | 85,0 |
В области внешнеэкономических отношений целесообразно осуществлять разумную и гибкую протекционистскую политику, поскольку удельный вес импортного продовольствия все еще значителен (табл. 6).
Таблица 6
Доля импорта в формировании продовольственных ресурсов (в % ко всем ресурсам)
Продовольственные ресурсы | 1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
Мясо и мясопродукты |
16,9 |
24,8 |
25,6 |
35,5 |
29,3 |
24,4 |
Молоко и молокопродукты |
10,5 |
13,3 |
10,6 |
15,1 |
12,5 |
8,0 |
Зерно | 2,2 | 3,0 | 2,9 | 2,5 | 1,5 | 7,0 |
Импорт сельскохозяйственного сырья, табачных изделий, алкогольных напитков, продовольственных и других товаров с 1992 г. по 1997 г. увеличился с 9,3 млрд. до 13,4 млрд. долл., а затем стал резко снижаться и составил в 1997 г. 10,8 млрд., в 1999 г. – 7,7 млрд. долл. Однако в общем объеме импортной продукции доля товаров сельскохозяйственной группы в последние годы оставалась практически на одном уровне – 26-28%, но резко сократились поставки мяса птицы, сливочного масла, мясных консервов, сахара, шоколадных изделий и вырос ввоз сухого молока, подсолнечного масла, сахара-сырца.
Эти структурные изменения импорта в первую очередь обусловлены принимаемыми правительством мерами таможенного регулирования, а также последствиями августовского кризиса 1998 г (11).
3.3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОМ ОБМЕНЕ
Основа проводимой экономической и социальной политики страны – стабилизация продовольственного рынка. Однако эта задача не может быть решена без реализации системы мер по улучшению качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных товаров. Это требует немалых средств. Как показывает зарубежный опыт, для конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат. На решение проблемы качества влияют ученые, инженеры, менеджеры.
В соответствии с законодательством РФ не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению продукции, не соответствующей санитарным правилам и нормам, государственным стандартам и технической документации. Повышение качества товара, пользующегося спросом, приведет к росту покупателей, улучшению экономических показателей предприятия и при этом можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества, например при производстве новых видов продукции. Предприятие может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов.
Большую роль при этом играют специальные конкурсы среди производителей, которые широко используются в мировой практике. В нашей стране функционирует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции.
Повышение качества сопряжено с увеличением затрат, которые окупятся благодаря получению прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых видов продукции (модифицированных, улучшенных).
Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества продукции. Так, в поисках путей повышения эффективности производства и качества продукции группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих фирм США и Европы. Их внимание привлекли такие понятия, как стратегический контроль и комплексное управление качеством. В результате проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. Возникло новое понятие – культура качества, включающее качество сервисного обслуживания, отчетной документации, выполнения производственных операций и др.
Современное управление качеством исходит из положения, что эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формируют политику относительно качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника. Четко определяются уровни стандартов качества должна быть поставлена потребителю в согласованный срок, в определенных объемах и за приемлемую цену.
Основой нормирования качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является стандартизация. Главные ее задачи – установление требований к качеству продукции, определение показателей качества, методов и средств контроля и испытаний, обеспечение достоверности измерений, установление единых терминов и обозначений. В Минсельхозпроде РФ разработана и осуществляется программа работ по отраслевой стандартизации агропромышленного комплекса, однако из-за недостаточного финансирования она может оказаться невыполненной. Неконкурентоспособность многих продовольственных товаров обусловлена отсутствием должного контроля за качеством сельскохозяйственного сырья, несоответствием его требованиям стандартов, технических условий, нарушением технологии производства продукции. В результате многие виды продовольствия вытеснены с внутреннего ранка импортными товарами. Соответственно и приток средств на предприятия существенно снизился или прекратился вообще, ухудшилось качество продукции. Так за первый квартал 1999 г. в стране было забраковано 13% хлеба и хлебобулочных изделий, 25 – муки, 28 – сливочного и 43 – растительного масла, 24 – сыров всех видов, 53 – яиц, 25 – мяса, 26 – колбас, 32% - рыбы и рыбопродуктов от проинспектированного объема.
С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий и цехов по переработке продукции, коммерческих торговых фирм и организаций, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных рынков. При этом показатели качества продовольствия практически не улучшаются. Снизилась ответственность товаропроизводителей за соблюдение технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Низкокачественное продовольствие продолжает завозиться по импорту.
Сложное экономическое положение используется и недоброкачественными отечественными предпринимателями, фирмами-импортерами, предлагающими к продаже большое количество фальсифицированной, нередко недоброкачественной продукции по относительно низким ценам. Действуют «подпольные» производства продовольственных товаров, не единичны случаи контробандного ввоза продукции на территорию страны.
Минздравом России издан приказ № 217 от 20.05.1998 г. «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в соответствии с которым такой оценке подлежат товары, входящие в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
При проверках контролирующими органами внимание обращается на одни и те же вопросы: наличие сертификата соответствия, необходимой и достоверной информации, накладных на товары, соблюдение установленных сроков годности и т.п. Эффективность таких проверок низка.
В нашей стране в связи с изменением характера отечественного рынка за последние годы, принимаемыми мерами по интеграции экономики в мировую и необходимость максимального учета требований, предъявляемых к России при ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), ощущается потребность совершенствования методики сертификации, обоснования ее законодательной и нормативной баз и перехода к более гибким формам подтверждения соответствия, принятым в мировой практике. Для этого необходимо не только упорядочение действующих законодательных актов, но и разработка новых законов. Принятым Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» установлено, что подтверждение соответствия может проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации, которая подлежит регистрации в органе по сертификации и имеет юридическую силу после регистрации наравне с сертификатом.
Постановлением правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 утверждены «Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» и «Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации». В этот перечень включены зерно, масличные культуры, продукты переработки зерна, хлеб, сахар, сухой крахмал, живая рыба, сырое коровье молоко и другие виды продовольствия.
Второй этап создания современной законодательной базы – разработка Федерального закона «О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Принятие и введение в действие этого закона позволит обеспечить баланс между риском общества и издержками на проведение работ по поддержанию соответствия продукции и услуг, ускорит товарооборот на российском рынке, создаст благоприятные условия для развития международной торговли.
Опыт работы по подготовке вступления России в ВТО показал, что речь должна идти о стремлении к большему взаимопониманию во всех областях, связанных с обеспечением качества продовольствия при международном товарообмене, сближения концепций и подходов