Трудовые споры

Белорусский Коммерческий

Университет УПРАВЛЕНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА


по курсу __________ "Трудовое право"____________


по теме _____________ Трудовые споры _______________


студентки _Васильевой Екатерины Викторовны__

факультет _______ заочный юридический __________


курс ______III_______ группа _______3______________


Минск

1998

Содержание

Раздел


стр.

Понятие трудовых споров

Виды трудовых споров

Причины трудовых споров

Условия (обстоятельства) трудовых споров

Условия трудовых споров правового характера

Обстоятельства трудовых споров в кол­лективах

Общая характеристика индивидуальных трудовых споров

Организация и порядок деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС)

Трудовые споры, подведомственные КТС

Рассмотрение трудовых споров в суде

Рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников

Исполнение решений по трудовым спорам

Понятие коллективных трудовых споров их предмет, стороны и виды

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Посредничество

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Республиканский трудовой арбитраж

Список используемой литературы


3

4

5

5

6

6

7

8

10

14

18

18

20

21

22

23

24

24

27



Понятие трудовых споров

Трудовой спор - это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об уста­новлении между ними новых условий труда.

Юрисдикционным называется орган, который рассматри­вает трудовой спор.

Трудовые споры могут возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган.

Разногласия возникают в случаях, когда совершается виновной стороной трудовое правонарушение в отношении дру­гой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не со­вершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением называется виновное невы­полнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного пра­воотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являют­ся трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оце­нено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

К примеру, наниматель уволил по п. 2. ст. 33 КЗоТ РБ работницу, которая в момент увольнения была беременной. Этим самым со стороны нанимателя совершено трудовое право­нарушение. В данном случае возникло разногласие, потому как работница считала свое увольнение незаконным. Если бы она стала оспаривать действие нанимателя, обратившись, к примеру в суд, то это можно было бы назвать трудовым спором. Но ра­ботница не стала оспаривать это увольнение в суде, а поступила на другую работу. В этом случае трудового спора не возникло.

Действительное

По мнению правомочного субъекта

Разногласие

(различная оценка трудового правонарушения субъектами правоотношений)

Непосредственные переговоры спорящих сторон с целью самим урегулировать разногласия

ТРУДОВОЙ СПОР

(обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган)

Ниже представлена схема трудового спора в динамике.


Трудовое правонарушение



В КЗоТ РБ регулирование трудовых споров рассматрива­ется в гл. XIV "Трудовые споры" (ст. ст. 205-227).

Виды трудовых споров

Трудовые споры могут классифицироваться:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного правоотношения.

Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его разрешению.

Рассмотрим подробнее о видах трудовых споров.

Во-первых - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанима­телем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, свя­занные с правами и законными интересами конкретного работ­ника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данно­го производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают: из правоотношений тру­дового коллектива с нанимателем (работодателем, его админист­рацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых. - по характеру трудовые споры делятся:

- на споры о применении норм трудового законодательст­ва, где защищается и восстанавливается нарушенное право ра­ботника или профкома;

- на споры об установлении новых или изменении суще­ствующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в ло­кальном порядке новых условий труда, к примеру нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а так­же вытекающие из коллективного организационно-управлен­ческого характера правоотношений.

КЗоТ РБ регулирует порядок разрешения трудовых спо­ров работников с нанимателем по вопросам применения трудо­вого законодательства (ст. 206), коллективного договора (ст. ^1), а также других соглашений о труде и об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда.

В-третьих. - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделять на:

- споры из трудовых правоотношений;

- споры из правоотношений по трудоустройству, к при­меру спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инва­лида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

- споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны тру­да, к примеру оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений по подготовке кадров и по­вышению квалификации на производстве, к примеру направле­ния на повышение квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений по возмещению материально­го ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

- споры из правоотношений по возмещению предприяти­ем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

- споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

- споры из правоотношений трудового коллектива с на­нимателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйствен­ных руководителей и др.;

- споры из социально-партнерских правоотношений. При возникновении трудового спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомст­венность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении суще­ствующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.


Причины, трудовых споров

Причинами трудовых споров являются негативные фак­торы, вызывающие различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Причинами, по которым возможны трудовые споры могут быть как виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты, гак и негативные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Ча­стными причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанима­теля или желание установления новых условий труда без долж­ного на то основания.

Возникновение трудовых споров может происходить по причине субъективных факторов, к которым относятся:

1) проявление со стороны нанимателя бюрократизма, преследование за критику, консерватизм, пренебрежительное отношение к правам и законным интересам работников. Со сто­роны работников может проявляться негативное отношение к трудовым обязанностям в виде прогулов, пьянства на работе, некачественном выполнении производственных заданий и т.п., что вынуждает нанимателя накладывать такому работнику взы­скания, которые он начинает оспаривать;

2) незнание или плохое знание трудового законодатель­ства как нанимателем, так и многими работниками, иными сло­вами, низкая правовая культура. Если наниматель недостаточно знает трудовое законодательство, то естественно, что он будет нарушать и правила, установленные этим законодательством, такие как порядок заключения и расторжения трудового договора, перевод на другую работу, создание необходимых условий труда, изменение режима работы и т.д.


Условия (обстоятельства) трудовых споров

На возникновение трудовых споров влияют кроме при­чин, также и условия или обстоятельства спора. По отношению к спорящей стороне они носят объективный характер, отра­жающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или же имеющие недостатки в самом трудовом законодательст­ве. Имея характер, связанный с производством и правовым его регулированием, в первом случае относятся к организации про­изводства, а во втором - с принятием норм права, регулирующих трудовые отношения.

Условия производственного характера связаны с недос­татком в организации труда, к примеру, нарушение в снабжении материалами, что служит причиной неритмичности работы, не­обходимость работы в выходные дни, в ночное время, что вызы­вает споры по оплате труда. Иногда, из-за плохой организации труда, работники не знают своих должностных обязанностей, а потому их и не выполняют. Отсюда часто могут возникать спо­ры о дисциплинарных взысканиях. Уровень трудовой и произ­водственной дисциплины снижает плохая организация труда и производства, неорганизованный досуг, отсутствие нормальных условий быта, что создает условия для трудовых споров.

Условия трудовых споров могут носить правовой харак­тер, когда в законодательстве, регулирующем трудовые отноше­ния имеются не четкие формулировки в отдельных нормах или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толко­вать спорящими сторонами.

К обстоятельствам коллективных трудовых споров мож­но отнести негативные условия работы конкретного трудового коллектива: низкий уровень организации труда и производства, уравниловка в оплате труда, плохое качество материалов, сырья, машин, с которыми работает трудовой коллектив, и другие негатив­ные факторы, способствующие обострению конфликтных ситуа­ций и возникновению трудовых споров.

В настоящее время созданы службы, оказывающие по­мощь в разрешении трудовых споров, появляется литература в этой области. Так, в издательстве Право и экономика" издается фундаментальный труд академика Академии наук Беларуси Бабосова Е.М. "Конфликтология", где рассматриваются проблемы возникновения конфликтов, их причин и пути разрешения в различных областях деятельности человека, в том числе и в области трудовых отношений. Однако вопросы юридического разрешения трудовых споров разработаны недостаточно.

Условием трудового спора, как правило, является пред­шествующая ему конфликтная ситуация. Разрешение трудовых споров требует хороших знаний сути дела, из-за которого про­изошел конфликт, выяснения его сторон, определение их право­вого статуса, причин и условий возникновения, обстоятельств разногласий и их предмета. Как известно, спор возникает вслед­ствие нарушения или неудовлетворения одной стороны в отно­шении другой какого-либо интереса. В этом случае определяется правомерность предъявляемых претензий и обязательность их удовлетворения.


Условия трудовых споров правового характера

Условиями трудовых споров правового характера явля­ется совокупность недостатков в нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения. К ним относятся:

- законодательно не отрегулированные отношения между работником и нанимателем в конкретной области трудовых от­ношений, что приводит к нарушению интересов той или иной стороны;

- неконкретность формулировок в нормативно-правовом акте, что позволяет двояко толковать то или иное отношение, приводящее к нарушению прав;

- «моральное» старение той или иной нормы права, воз­никающее по причинам динамики хозяйственного процесса, вы­зывающего к жизни новые формы трудовых отношений, не уре­гулированные правом.


Обстоятельства трудовых споров в кол­лективах

Трудовые конфликты носят объективный характер и яв­ляются важным элементом в трудовом процессе. От того, какой микроклимат у них существует, во многом зависит количество возникающих трудовых споров и успешность их разрешения.

Примером возникновения обстоятельств трудовых споров являются:

- плохо организованный производственный процесс;

- неэффективная система оплаты труда, скатывающаяся порой до обычной уравниловки;

- несоответствующая стандартам и техническим услови­ям технология выполнения работ и оказания услуг, некачественное оборудование и материалы, плохие инструменты и т.д.

Все это в совокупности может создавать разного рода недовольства у работников, и в итоге может сложиться негатив­ная морально-психологическая обстановка в коллективе, обостряющая возникновение трудовых споров.

Новыми обстоятельствами возникновения трудовых спо­ров, ранее не существовавшими, является обстановка в целом в государстве. Высокий уровень инфляции, зарегламентированность экономических отношений в противовес законам хозяйст­вования в условиях рынка ведет к постоянному обеднению ра­ботников, снижению их жизненного уровня, что в свою очередь вызывает потребность в повышении заработной платы, чего час­то наниматель не в состоянии осуществить.

На сегодня, можно с полной уверенностью сказать, что это - одна из основных причин возникновения трудовых споров между работниками и нанимателем. В условиях растущей без­работицы многие люди готовы терпеть разного рода неудобства, была бы нормальной и стабильной заработная плата, позволяю­щая хотя бы как-то выжить в условиях постоянно растущих цен на товары и услуги.


Общая характеристика индивидуальных трудовых споров

Индивидуальные трудовые споры - это разногласия, возникающие между работником и нанимателем по вопросам при­менения законодательных и иных нормативных актов о труде, кол­лективного договора и других соглашений о труде.

Не все споры, возникающие между работником и нанима­телем, являются трудовыми. Например, если работник, проживаю­щий в заводской квартире, самовольно занял освободившуюся в ней комнату, а предприятие предъявило к нему иск о выселении, то такой спор не является трудовым. Отношения, в связи с которыми он возник, регулируются нормами не трудового, а жилищного пра­ва. Трудовыми являются только те споры, которые возникают из отношений, регулируемых трудовым законодательством.

Как правило, трудовой спор возникает тогда, когда субъект трудового правоотношения считает, что его право нарушено в резуль­тате неправильного применения в данном конкретном случае тех или иных норм трудового законодательства. Наряду с этим между субъек­тами трудового правоотношения могут возникнуть споры в связи с установлением новых или изменением действующих условий труда.

Причины возникновения индивидуальных трудовых споров условно можно разделить на две основные группы,

а) субъективные причины (незнание, неправильное тол­кование норм трудового законодательства и т.п.);

б) объективные причины (плохая организация труда, упущения в организационно-хозяйственной деятельности предпри­ятия, нечеткие формулировки отдельных норм трудового законода­тельства, пробелы в законодательстве о труде и т.п.).

Одной из основных причин, порождающих индивидуальные трудовые споры, является слабое знание или незнание работником и нанимателем трудового законодательства, т.е. низкая правовая культура.

В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательного наруше­ния отдельными нанимателями законодательства о труде.

Дальнейшее совершенствование трудового законодательства, повышение правовой культуры граждан, улучшение организации труда - эти и другие мероприятия, проводимые в нашей стране, направлены на снижение и искоренение причин, порождающих трудовые споры, на укрепление законности в трудовых отношениях.

Законодательство о труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:

1) между работником и нанимателем по поводу применения действующих условий труда (например, споры, связанные с уволь­нением работника, выплатой заработной платы, предоставлением отпуска и др.);

2) между работником и нанимателем по поводу установле­ния новых или изменения существующих условий труда (например, споры о присвоении новых тарифных разрядов, окладов, об уста­новлении новых норм выработки и др.);

3) между профсоюзным комитетом и нанимателем по пово­ду установления новых или изменения действующих условий труда (например, споры, возникающие при заключении коллективного договора).

Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:

а) комиссиями по трудовым спорам (КТС);

б) районными (городскими) судами.

Индивидуальные трудовые споры некоторых категорий ра­ботников рассматриваются в особом порядке (ст. 224 КЗоТ).

Трудовые споры, возникающие между работником и нанима­телем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда, разрешаются нанимателем и соответствующим проф­союзом в пределах предоставленных им прав.

Заинтересованное лицо вправе (независимо от обращения в КТС и суд) обратиться с жалобой на нарушение трудового законо­дательства в иные компетентные органы, например, в прокуратуру.

Установленный в Республике Беларусь порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров доступен и удобен, обеспечивает реальное восстановление нарушенных трудовых прав. Он основан на следующих демократических началах: равное право всех работников на защиту своих трудовых прав; доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров; гласность, объективность и полнота исследования дела; быстрота рассмотрения трудовых споров; обеспече­ние исполнения решении по трудовым спорам.

Правильное и быстрое разрешение трудовых споров спо­собствует укреплению законности в трудовых отношениях, защите прав и охраняемых законом интересов граждан, воспитанию ува­жительного отношения к труду.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде Республики Беларусь (ст. ст. 205 - 227), Гражданским процессуальным кодексом Респуб­лики Беларусь и другими нормативными актами.


Организация и порядок деятельности комиссии по трудовым спорам (КТС)

КТС являются обязательным первичным органом по рас­смотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и нанимателем, за исключением споров, непосредст­венно рассматриваемых районным (городским) судом, и споров некоторых категорий работников (ст.224 КЗоТ).

Комиссии по трудовым спорам образуются из равного числа представителей профсоюза и нанимателя. Конкретное число пред­ставителей от каждой стороны определяется по соглашению между нанимателем и профсоюзом.

Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам вы­делять не менее 2-3 представителей от каждой стороны. Это пре­дотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечива­ет проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представи­телей.

Представители сторон в состав КТС выделяются сроком на один год. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем на оставшийся срок. Представители проф­союза в состав КТС выделяются специальным постановлением профсоюзного комитета, представители нанимателя - приказом ру­ководителя. В качестве представителя профсоюза в состав КТС может входить председатель профсоюзного комитета, а в качестве представителя нанимателя - руководитель. Следует выделять в со­став КТС лиц, имеющих опыт профсоюзной работы, знающих тру­довое законодательство, вопросы заработной платы, пользующихся уважением и доверием в коллективе.

По письменному соглашению между профсоюзом и нанима­телем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурных подразделениях предприятий. Эти комиссии действуют на тех же началах, что и общезаводская комиссия по трудовым спорам.

В КТС отсутствуют постоянный председатель и секретарь. Обязанности председателя и секретаря на каждом заседании ко­миссии поочередно выполняются представителем профсоюза и на­нимателя. Эти функции на одном и том же заседании не могут вы­полнять представители одной стороны. На каждом заседании ко­миссии сторонами назначаются председатель и секретарь следую­щего заседания, на которых возлагаются подготовка и созыв засе­дания КТС.

Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подго­товка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.) осуществ­ляется нанимателем. Своим приказом наниматель назначает работ­ника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.

Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявле­ниям работников. Наниматель не вправе обращаться в КТС за раз­решением трудового спора.

По общему правилу трудовой спор рассматривается комис­сией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с нанимателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восста­новлен КТС.

Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС. Как правило, заявление подается в письменном виде, однако работник может обратиться в комиссию и с устным заявлением.

Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято соответствующее решение либо стороны не пришли к со­глашению.

Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в десятиднев­ный срок. Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На пред­приятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свиде­тели могли присутствовать на заседании комиссии в нерабочее для них время.

На заседании комиссии не обязательно участие всех пред­ставителей сторон, выделенных в состав КТС. Но количество чле­нов комиссии, участвующих в заседании от каждой стороны, долж­но быть одинаковым. Таким образом, принцип паритетности (равенства) сторон должен соблюдаться не только при формирова­нии КТС, но в процессе ее деятельности.

Все споры должны рассматриваться комиссией в присутст­вии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудо­вого спора допускается только по письменному заявлению работ­ника. Если работник не явился на заседание комиссии, рассмотре­ние его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

В начале заседания комиссии председатель объявляет со­став КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя нанимателя, свидете­лей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.

В целях выяснения всех обстоятельств рассматриваемого спора комиссия имеет право приглашать на свое заседание свиде­телей, поручать отдельным лицам проведение технических и бух­галтерских проверок, требовать от нанимателя представления необ­ходимых документов и расчетов. КТС вправе совершать и другие действия, необходимые для всестороннего и полного исследования всех материалов дела. Решение КТС принимается по соглашению между представителями профсоюза и нанимателя, а не по боль­шинству голосов. Если, например, один из членов комиссии не согласен с мнением остальных - решение считается не принятым.

Решение комиссии по трудовым спорам имеет обязатель­ную силу и в каком либо утверждении не нуждается.

Комиссия не вправе пересматривать свои решения. Реше­ние комиссии должно быть мотивированным, основываться на за­конодательстве, коллективном или трудовом договорах, правилах внутреннего трудового распорядка и других нормативных актах. Оно должно соответствовать действительным обстоятельствам дела, а также исчерпывающим образом разрешать трудовой спор по су­ществу.

Решение комиссии должно быть конкретным, не нуждаю­щимся в каких-либо уточнениях или разъяснениях. Постановляю­щая часть решения КТС должна излагаться не в виде каких-либо ходатайств, а в повелительной форме (например: "признать перевод незаконным и восстановить на прежней работе", "отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания' и т.д.). В решениях ко­миссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол по установ­ленной форме. Он подписывается председателем и секретарем за­седания. При не достижении соглашения в протоколе заседания комиссии излагаются предложения каждой стороны и отмечается, что соглашение не состоялось.

Копия решения комиссии в 3-дневный срок вручается ра­ботнику и нанимателю.

В случае неисполнения нанимателем решения КТС в уста­новленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

Удостоверение не выдается, если работник или наниматель обратились в суд с заявлением о разрешении трудового спора в десятидневный срок со дня вручения им копии решения КТС либо со дня, когда копия решения КТС должна быть выдана.


Трудовые споры, подведомственные КТС

Комиссии по трудовым спорам вправе рассматривать только те споры, которые законом или иным нормативным актом отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.

В статье 208 КЗоТ Республики Беларусь содержится при­мерный перечень споров, подведомственных КТС:

1. Применение установленных норм выработки и расценок, а также условий труда, обеспечивающих выполнение норм выра­ботки. На предприятиях нормы выработки и расценки вводятся и пересматриваются нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Поэтому споры по поводу установления новых или пе­ресмотра действующих норм выработки и расценок в КТС рассматриваться не могут. Жалобы работников по этим вопросам решают­ся нанимателем и профсоюзным комитетом.

КТС подведомственны споры работников по поводу соблю­дения установленного законом порядка введения и пересмотра норм и нормативов по оплате труда.

Кроме того, КТС подведомственны споры по вопросам со­блюдения нанимателем условий труда, обеспечивающих выполне­ние норм выработки.

2. Перевод на другую работу и оплата труда при переводе. Споры, возникающие в связи с переводом на другую (как времен­ную, так и постоянную) работу, кроме споров работников, должно­сти которых указаны в статье 224 КЗоТ, подведомственны КТС.

Работником может быть обжалован в КТС любой, преду­смотренный законом, вид временного перевода на другую работу (производственная необходимость, простои и т.д.).

Признав перевод незаконным, КТС выносит решение о вос­становлении работника на прежней работе и выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула.

КТС подведомственны споры о переводах в случаях, когда наниматель обязан по закону перевести работника на другую рабо­ту (например, перевод беременной женщины в соответствии с вра­чебным заключением на другую, более легкую работу).

3. Оплата труда при невыполнении норм выработки, про­стое и браке. КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению разногласий по оплате труда в случаях невыполне­ния норм выработки. Комиссии подведомственны споры о причинах невыполнения норм выработки, об обеспечении нанимателем нор­мальных условий для работы и т.п.

К компетенции КТС законом отнесены споры работников по вопросам оплаты труда при простое и браке продукции: причины простоя и брака продукции, вина в этом работника, размер оплаты труда за время простоя, степень годности изготовленной продукции, объем и оплата затраченного труда и др.

4. Оплата сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни. К компе­тенции КТС относится рассмотрение споров об оплате сверхуроч­ных работ и работ в ночное время, о компенсации за работу в вы­ходные и праздничные дни.

За работу в выходной день предоставляется другой день от­дыха. Кроме того, работа в выходной день может компенсироваться в денежной форме не ниже чем в двойном размере. Споры работ­ника о взыскании денежной компенсации за работу в выходные дни подведомственны КТС.

В КТС разрешаются споры между работником и нанимате­лем о виде компенсации за работу в праздничные дни (отгул или денежная оплата) и о размере денежной оплаты.

5. Оплата труда при выполнении работ разной квалифика­ции, при многостаночном обслуживании, при совмещении профес­сий (специальностей), при заместительстве. При выполнении работ различной квалификации рабочие-повременщики, а также служа­щие вправе требовать оплаты по работе более высокой квалифика­ции. Труд рабочих-сдельщиков оплачивается по расценкам выпол­няемой работы. Там, где по характеру производства рабочим-сдельщикам поручается выполнение работ, тарифицированных ни­же присвоенных им разрядов, выплачивается межразрядная разни­ца, если это предусмотрено коллективным договором. Требования рабочих об установлении межразрядной разницы и споры по поводу ее размера не относятся к компетенции КТС.

Конкретные нормы для работников, допущенных к многоста­ночному обслуживанию и совмещению профессий, устанавливают­ся нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Спо­ры об оплате труда таких работников КТС решает исходя из этих норм. КТС подведомственны жалобы работников на несоблюдение нанимателем установленных правил исчисления заработной платы, а также премий, предусмотренных системой оплаты труда, и ком­пенсаций за простои при многостаночном обслуживании.

Если установленные на предприятии размер и порядок оп­латы при совмещении профессий не соблюдаются, то споры, возни­кающие на этой основе между работником и нанимателем подле­жат рассмотрению в КТС, поскольку это споры по поводу примене­ния действующих условий труда.

Разногласия по поводу оплаты труда при заместительстве подведомственны комиссии по трудовым спорам.

6. Выплата компенсации при командировках, переводе, приеме или направлении на работу в другую местность. Работники имеют право на возмещение расходов в связи со служебными ко­мандировками (ст. 116 КЗоТ). Споры по поводу получения соответ­ствующих денежных сумм подведомственны КТС.

Споры по вопросам выплаты компенсаций при переводе, приеме или направлении на работу в другую местность (в частно­сти, споры о праве на получение компенсаций, о видах и размерах компенсационных выплат) рассматриваются КТС по новому месту работы.

7. Возврат денежных сумм, удержанных из заработной пла­ты работника. В соответствии со ст. 122 КЗоТ Республики Беларусь возмещение ущерба в размере, не превышающем среднего месяч­ного заработка, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника. Распоряжение нанима­теля должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнару­жения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в КТС. В тех случаях, когда наниматель в нарушение установленного порядка произвел удер­жание из заработной платы работника, КТС по жалобе работника вправе принять решение о возврате незаконно удержанной суммы.

Неподведомственны КТС жалобы по поводу удержаний из заработной платы, производимых нанимателем в погашение штра­фов, а также денежных начетов, налагаемых на должностных лиц компетентными органами.

8. Право на получение и размер причитающейся работнику премии, предусмотренной системой оплаты труда. КТС подведомст­венны споры о премиях, которые выплачиваются работникам опре­деленных категорий за достижение заранее обусловленных показа­телей и условий премирования.

Комиссии рассматривают споры о выплате вознаграждения по итогам работы предприятия за год.

Споры о неправильном применении действующего на пред­приятии Положения о премировании также относятся к компетен­ции КТС.

Не могут рассматриваться в КТС споры по вопросам о вы­плате премий, носящих характер единовременного поощрения.

9. Предоставление ежегодного отпуска установленной про­должительности, оплата отпуска и выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Очередность предос­тавления отпусков устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Поэтому, если работник не согласен со временем предоставления ему отпуска, предусмотренным графиком отпусков, его жалоба по данному вопросу не может быть предме­том рассмотрения в КТС. Жалоба работника по поводу не предоставления ему отпуска в установленное графиком время подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам.

Для отдельных категорий работников право на отпуск в оп­ределенное время прямо предусмотрено законом или устанавлива­ется в коллективном договоре. Не предоставление нанимателем такого отпуска работник может обжаловать в КТС. Продолжитель­ность дополнительного отпуска за работу с ненормированным рабо­чим днем определяется нанимателем по согласованию с профсоюз­ным комитетом. Если продолжительность этого отпуска определена, но наниматель его работнику не предоставляет или предоставляет в меньшем размере, спор может быть рассмотрен в КТС. Однако если работник не согласен с продолжительностью дополнительного отпуска, установленного нанимателем по согласованию с профсо­юзным комитетом, спор КТС неподведомствен.

По общему правилу споры работника с нанимателем о пра­ве и продолжительности отпуска без сохранения заработной платы в КТС рассматриваться не могут. В отдельных случаях законом предусмотрена обязанность нанимателя предоставлять работникам отпуска без сохранения заработной платы. Отказ нанимателя пре­доставить такой отпуск работник вправе обжаловать в комиссию по трудовым спорам.

КТС рассматривает споры о выплате денежной компенса­ции за неиспользованный отпуск, если работнику при его увольне­нии не выплатили эту компенсацию или неправильно определили ее размер.

10. Выплата вознаграждения за выслугу лет. Отдельным ка­тегориям работников, занятым в металлургии, угольных шахтах и на некоторых других вредных и тяжелых работах, выплачивается вознаграждение за выслугу лет. КТС вправе рассматривать споры о размере выплат такого вознаграждения при наличии требуемого стажа работы.

Споры о стаже, дающем право на выплату вознаграждения за выслугу лет, КТС неподведомственны.

11. Наложение дисциплинарных взысканий. В КТС рас­сматриваются споры, связанные с наложением дисциплинарных взысканий по правилам внутреннего трудового распорядка (кроме заявлений некоторых категорий работников).

12. Выдача и использование спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты; выдача молока или других равно­ценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания. Споры, связанные с применением Перечня профессий и работ, дающих право на получение спецодежды, спецобуви, средств