Анализ рынка и разработка маркетинговой деятельности фирмы
Цена + 0,20*95/100 + 0,10*95/100 + 0,04*95/100 + 0,13 * 95/100 = 0,751 + 0,210 * 57 / ЦенаЦена = 4,074 тыс. руб.
Для того, чтобы покрыть рассчитанные издержки в 719,16 тыс. руб нам надо в 2008 году оснастить приборами учета по цене 4,074 тыс. руб – 177 жилых домов. Эта цифра соответствует количеству почти всех домов в городе Фрязино, пользующихся услугами централизованного теплоснабжения.
За основу, на основании проведенных расчетов возьмем цену - 57,00 тыс. руб.
Здесь вывод напрашивается сам собой: для того чтобы получить желаемую долю рынка невозможно только снижать цену, необходимо использовать методы борьбы в области неценовой конкуренции.
8. Разработка системы стимулирования продаж фирмы
Поскольку, среди потенциальных потребителей целевого рынка никто не знает о дополнительном виде услуг, который планирует осуществить МУП «Теплосеть», то следует разработать систему стимулирования продаж фирмы.
Объект стимулирования – новые виды услуг, оказываемы МУП «Теплосеть».
Цель стимулирования – информировать и добиться побуждения целевого рынка к приобретению услуги только у МУП «Теплосеть».
Целевая аудитория – потенциальные потребители сегментов С1 и С2, выбранные в качестве целевого рынка.
Потребителями выбранного целевого рынка в основном являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Это, как правило, образованные лица с высшим образованием, которые пользуются услугами Интернета, используют печатные издания и телепередачи. Т.к. нас интересуют потребители, сосредоточенные в одном географическом регионе, то и стимулирование мы будем проводить, опираясь на средства массовой информации Фрязино и распространяемые в городе Фрязино.
Для системы стимулирования продаж я выбрала личную и массовую продажу. В качестве средства массовой продажи будет еженедельная реклама в местной газете «Ключъ» и ежедневная реклама во Фрязинской сети Интернет. При проведении рекламы я хочу использовать модель «массовой психологии». По этой модели человек легко поддается воздействию назойливо повторяющихся обращений. Планируемое время проведения рекламной акции – календарный год.
Также мы внесем соответствующие изменения на сайте МУП «Теплосеть».
В связи с тем, что на рынке фирмы количество покупателей ограничено, покупатели территориально сконцентрированы и стоимость единицы товара (услуги) достаточно велика, то на ряду с массовой рекламой, я планирую применить метод личной продажи. Учитывая осведомленность организации в потенциальных потребителях наших услуг, средствами личной продажи будут являться: персональные письма потребителям целевого рынка от лица руководства «Теплосети» и личные беседы представителей наших организаций. Возможно, это будут и не только официальные встречи. Город небольшой и руководители многих организаций города часто встречаются во время проведения юбилеев, презентаций и массовых праздников.
При планировании бюджета стимулирования я буду использовать метод исчисления «исходя из целей и задач». Оценку проведу исходя из конкретных затрат на стимулирование.
Для размещения рекламы в газете «Ключъ» я выбрала черно-белый формат 1/16.
Расценка для данного формата – 1300,00 руб за одно размещение.
Скидки: после 4-х публикаций подряд в газете дается скидка в 10%, после 20 публикаций подряд – 20%. Поскольку мы планируем размещение рекламного объявления в течении календарного года, а именно, 52 раза, то руководство газеты предоставило нам скидку в 20%, начиная с первого объявления.
Стоимость макета рекламного объявления – 1700,00 руб.
Всего сумма на рекламу в газете «Ключъ» составит: 1700 + 52 * 1300 * 0,80 = 55780,00 руб в год.
В качестве рекламы во Фрязинской сети Интернет я выбрала баннер.
Стоимость одного баннера – 2700,00 руб в месяц.
Скидки не предоставляются.
Время размещения рекламы (состоит из 5 блоков) – 24 часа в сутки.
Создание программы баннера будет осуществлена работниками «Теплосети» в их рабочее время.
Всего сумма на рекламу во Фрязинской сети Интернет составит: 2700,00 * 12 = 32400,00 руб.
Всего затраты на рекламу за год составят: 55780,00 + 32400,00 = 88180,00 рублей.
9. Оценка спроса и объема продаж продукции фирмы
Определим конкурентоспособность услуг, оказываемых на выбранном целевом рынке.
1. Рассматриваются следующие организации, представленные на целевом рынке:
-
Обозначение
модели
Наименование
модели
М1 МУП «Теплосеть» М2 ООО «Теплоэнерго»
2. Существенно значимые характеристики:
-
Обозначение характеристики Наименование характеристики П1 Качество выполняемых услуг, % П2 Цена выполняемых услуг, тыс.руб П3 Наличие квалифицированного персонала, % П4 Владение информацией, связь с потенциальными потребителями, % П5 Престиж фирмы, % П6 Использование системы стимулирования продаж, %
3. Фактические и идеальные значения характеристик
-
Параметры
МУП «Теплосеть» ООО «Теплоэнерго» Идеальные (желаемые) значения Качество выполняемых услуг, %
95,00 75,00 100,00 Цена выполняемых услуг (проектирование, монтаж, эксплуатация), тыс.руб 57,00 60,00 57,00 Наличие
квалифицированного
персонала, %
95,00 75,00 100,00 Владение информацией, связь
с потенциальными
потребителями, %
95,00 60,00 100,00 Престиж фирмы, %
95,00 75,00 100,00 Использование
системы стимулирования
продаж, %
95,00 20,00 100,00
4. Оценка коэффициентов значимости
Для оценки коэффициентов значимости воспользуемся методом попарного сравнения со следующей шкалой перевода:
-
Качественная
характеристика
Количественная характеристика Значимость двух сравниваемых характеристик одинакова 1 1-ая характеристика слабо значимее 2-ой 2 1-ая характеристика значимее 2-ой 3 1-ая характеристика сильно значимее 2-ой 4 1-ая характеристика абсолютно значимее 2-ой 5
5. Матрица попарного сравнения. Расчет коэффициентов значимости.
-
П1 П2 П3 П4 П5 П6 ∑i Коэф знач П1 1 2 3 4 4 3 17,00 0,32 П2 1/2 1 3 4 4 3 11,50 0,21 П3 1/3 1/3 1 3 3 3 10,66 0,20 П4 1/4 1/4 1/3 1 3 1/2 5,33 0,10 П5 1/4 1/4 1/3 1/3 1 1/3 2,49 0,04 П6 1/3 1/3 1/3 2 3 1 6,99 0,13 ∑о 52,97 1,00
6. Определение значений βi:
-
Обозначение показателя Наименование показателя βi
П1 Качество выполняемых услуг, % +1 П2 Цена выполняемых услуг, тыс.руб -1 П3 Наличие квалифицированного персонала, % +1 П4 Владение информацией, связь с потенциальными потребителями, % +1 П5 Престиж фирмы, % +1 П6 Использов. системы стимулирования продаж, % +1
7. Расчет коэффициентов конкурентоспособности:
-
Обозначение показателя Наименование показателя,
единицы измерения
Пiжел
Пi Обозначение модели «Теплосеть» «Теплоэнерго» П1 Качество выполняемых услуг, % 0,32 +1 100 95 75 П2 Цена выполняемых услуг, тыс.руб 0,21
-1
57 57 60 П3 Наличие квалифицированного персонала, % 0,20
+1
100 95 75 П4 Владение информацией, связь с потенциальными потребителями, % 0,10 +1 100 95 60 П5 Престиж фирмы, % 0,04 +1 100 95 75 П6 Использование системы стимулирования продаж, % 0,13 +1 100 95 20
Для количественной оценки конкурентоспособности товара используется формула:
КА,j =∑ai,j (Пi А / Пi,j жел) β, где
Пi А — фактические значения i-й характеристики у продукции А;
Пi,j жел – идеальное (желаемое) для потребителя j-го сегмента значение i-й характеристики;
ai,j – коэффициент значимости (веса) i-й характеристики для потребителя j-го сегмента;
β= +1, если увеличение характеристики Пi,А способствует росту конкурентоспособности товара;
β = –1, если увеличение Пi А приводит к снижению конкурентоспособности.
Для МУП «Теплосеть»: К = 0,32*95/100 + 0,21*57/57 + 0,20*95/100 + 0,10*95/100 + 0,04*95/100 + 0,13 * 95/100 = 0,304 + 0,210 + 0,190 + 0,095 + 0,038 + 0,124 = 0,961
Для ООО «Теплоэнерго»: К = 0,32*75/100 + 0,21*57/60 + 0,20*75/100 + 0,10*60/100 + 0,04*75/100 + 0,13 * 20/100 = 0,240 + 0,199 + 0,150 + 0,006 + 0,030 + 0,026 = 0,651
-
Обозначение
модели
Наименование модели Коэффициент конкурентоспособности М1 МУП «Теплосеть» 0,961 М2 ООО «Теплоэнерго» 0,651
8. Расчет доли рынка, которую займет каждая организация:
Доля МУП «Теплосеть»: 0,961 / (0,961 + 0,651) = 0,60
Доля ООО «Теплоэнерго»: 0,651 / (0,961 + 0,651) = 0,40
9. Объем продаж, выручка
ОА j = ОС j * ДА j, где
ОА j – объем продаж
ОС j - общий объем спроса в j-м потребительском сегменте на рассматриваемый вид продукции.
ВА j = ЦА * ОА j, где
ВА - выручка
ЦА - цена продукта А.
Ранее в главе «Выбор целевого рынка» я отметила, что в 2008 году планируется установить 10 приборов учета на вновь введенные жилые дома (используют полный комплект услуг) и еще установить 11 приборов учета для коммерческих организаций (заключают договор на весь комплекс услуг, кроме послепродажного сервисного обслуживания - 2,50 тыс.руб.).
Учитывая рассчитанную долю рынка МУП «Теплосеть» определим планируемую выручку в 2008 году:
ОА = 0,6 * (10+ 11) = 12,6 = 13 приборов учета тепловой энергии
Из них 6 приборов по цене 57,00 тыс. руб, и 7 приборов по цене 57,0 - 2,50 = 54,50 тыс. руб
ВА = 6 * 57,00 + 7 * 54,50 = 723,50 тыс. руб
10. Прибыль
Пр А j = ВА j − ИА j; где
Пр А -прибыль
здесь ИА j - суммарные издержки производства и сбыта изделия А в сегменте j в количестве ОА j.
Пр А = 723,50 – 13 * 55,32 = 723,50 – 719,16 = 4,34 тыс.руб.
10. Оценка экономической эффективности разработанной маркетинговой стратегии
Одним из главных показателей экономического эффекта и эффективности стратегии является чистый дисконтированный доход (ЭД).
Формула для расчета чистого дисконтированного дохода:
,
где t=0, TP - текущий расчетный период (месяц, год) на интервале от начала разработки стратегии и проведения маркетинговых исследований (t = 0) до момента окончания использования стратегии (t =TP); TP = 1 год
OP t - стоимостная оценка результатов от использования проекта (выручка от продажи продукции без налога на добавленную стоимость); OP t = 723,50 тыс. руб
Иt - полные текущие издержки при использовании стратегии, включая амортизационные отчисления и финансовые издержки в виде платежей за привлеченные инвестиции (проценты за кредит, по облигациям, по привилегированным акциям); Иt = 719,16 тыс.руб.
Ht - налоги, выплачиваемые из прибыли;
4,34 тыс.руб (прибыль) * 24% (налог на прибыль) = 1,04 тыс.руб
Иам t - амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов;
Иам t = 0,00
Kt - капиталовложения в проект (затраты на маркетинговые исследования, разработку стратегии и плана маркетинга, разработку нового товара, приобретение нематериальных активов и необходимого оборудования, вложения в систему распространения, товародвижения, формирования спроса и стимулирования и т.д.); Kt = 88,18 тыс. руб.
Кл t - ликвидационная стоимость продаваемого в связи с реализацией новой стратегии имущества;
Кл t = 0,00
Et — норма дисконтирования, отражающая темп снижения ценности денежных ресурсов с течением времени, в ед/период. Et =13,5 %
Эд = (723,50 – 719,16 – 1,04 + 0,00 – 88,18 + 0,00) * (1 - 0,135) -1 = - 97,31.
Необходимым условием экономической целесобразности проекта является Эд больше 0.
К сожалению, в нашем случае, Эд меньше 0.
На основании проведенных маркетинговых исследований и расчета показателя экономического эффекта и эффективности стратегии по вопросу организации МУП «Теплосеть» дополнительного вида деятельности в виде оказания услуг по проектированию, монтажу и послепродажному сервисному обслуживанию приборов учета тепловой энергии на территории города Фрязино с целью получения прибыли можно сделать следующее заключение: организация данного вида услуг для потребителей, находящихся на территории города Фрязино, является для нашей организации экономически не эффективной. Для получения прибыли необходимо значительное увеличение объемов производства, что увеличит выручку и уменьшит себестоимость единицы продукции. Это возможно сделать, осваивая дополнительные рынки в других географических регионах.