Будущее Санкт-Петербурга

Подготовка к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга


Период подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга - это прежде всего период реализации значимых проектов в различных областях науки, техники, городского строительства и культуры, которые послужат основой экономического и социального прогресса Санкт-Петербурга в XXI веке. 300-летие Санкт-Петербурга станет определяющим в укреплении позиций нашего города как мегаполиса мирового масштаба, крупнейшего транспортного узла, центра развитой промышленности, культуры, образования, науки, деловой активности и туризма.


Праздник целый год!


Принимая во внимание важное значение, которое имеет Санкт-Петербург в мировой истории, а также в связи с ожидаемым посещением города большим количеством гостей, решено проводить юбилейные торжества с 24 мая по 1 июня 2003 года. Главных дней нет - все дни в равной степени насыщены интересными мероприятиями и важными событиями. Разумеется, эти дни являются кульминацией юбилейного года, однако не нужно рассматривать их как всплеск в пустоте: каждый месяц и каждая неделя 2003 года наполнены событиями, посвящёнными 300-летнему юбилею, май и июнь характеризуются лишь сравнительным превосходством в количестве и масштабе праздничных мероприятий, но это превосходство не является подавляющим.


Юбилей в Сети


В Интернете информацию о подготовке к Юбилею оперативно представляет постоянно обновляемый официальный сайт Государственной комиссии и Комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга - www.spb300 . Информация о подготовке к Юбилею представлена также и на ряде других сайтов, среди которых: www.300 - "Объемная модель исторического центра Санкт-Петербурга" и www.300.years.spb - "Санкт-Петербург: сквозь века".


ЮНЕСКО


На международном уровне интерес к Юбилею постоянно возрастает. Генеральная конференция ЮНЕСКО единогласно выделила на 31-й сессии 300-летие Санкт-Петербурга как событие всемирного масштаба с точки зрения его культурно-исторического значения.


СНГ


Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ принял решение объявить 2003 год в государствах - участниках СНГ Годом Санкт-Петербурга. Правительства государств - участников СНГ предусматривают организационные мероприятия по подготовке и проведению празднования юбилейной даты.


Средства на подготовку к празднику


Владимир Путин заверил, что предусмотренные на подготовку к юбилею средства из федерального бюджета будут выделяться в срок и в полном объеме. Только в 2001 году было выделено на юбилейные цели вдвое больше тех лимитов, которые были предусмотрены первоначально. Кроме того, федеральный центр готов выдать гарантии на 3-4 млрд. рублей под кредиты коммерческих банков для вложения их в экономику города. Напомним, что на финансирование мероприятий, связанных с юбилеем, в текущем году заложены в городской бюджет 2 млрд. рублей. По годам средства Программы распределены следующим образом: 2001 год - 24%, 2002 - 46% и 2003 - 30%. Бюджетные средства расходуются только на первоочередные нужды города с целью существенно и надолго улучшить жизнь горожан. Юбилейные же торжества пройдут исключительно на привлеченные средства. С целью привлечения и аккумулирования таких средств в 2001 году создан Фонд "Санкт-Петербург". Фондом уже проведена большая организационная работа по формированию спонсорских пакетов, достигнуты договоренности об участии ряда организаций в финансировании праздника, заключен договор с генеральным спонсором "Ксерокс-СНГ".


Освободить от налогов


Для эффективного привлечения инвестиций в реализацию программы "Празднования 300-летия Санкт-Петербурга" необходимо как минимум в рамках действующего законодательства обеспечить работу льготного кредитования и налогообложения. Владимир Яковлев считает, что спонсорские деньги, выделяемые на юбилейные цели, должны быть освобождены от налогов специальным правительственным решением.


Всемирный банк одобряет


В ходе недавнего визита в Санкт-Петербург представители Всемирного банка остались довольны тем, как расходуется первоначальный займ в размере 31 млн. долларов. Убедившись в правильном расходовании средств и гарантиях возврата займа, Всемирный банк готов предоставить городу последующий кредит в $269 млн.


Выводы


Как мы видим, в 2003 году петербуржцев ждет большой праздник. Но будем надеяться, что юбилейные торжества в честь 300-летия города - не самоцель и в ходе подготовки к юбилею администрацией города будут привлечены инвестиции, которые помогут преобразить Петербург не только на дни праздника.


Первоочередные  городские  проекты

Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 05.01.2001 г. № 1-п "О первоочередных общегородских проектах, подлежащих реализации в 2002-2004 годах", был установлен перечень из 203 городских проектов первоочередных по своему приоритету. Ниже приведён список основных и самых важных проектов:

  1. Комплекс сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений;

  2. Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД);

  3. Развитие транспортных и инженерных коммуникаций зоны Большого морского порта Санкт-Петербург;

  4. Градостроительное развитие территорий, предназначенных для строительства логистических терминальных транспортных комплексов;

  5. Градостроительное развитие территорий, предназначенных для создания въездных сервисных комплексов;

  6. Развитие территорий, примыкающих к международному терминалу "Пулково-3"

  7. Преобразование территорий и отдельных объектов Крестовского о., Каменного о. и Петровского о.;

  8. Градостроительное развитие территорий, предназначенных для строительства сервисных транспортно-коммерческих комплексов, включающих автовокзалы и автостанции пригородного и международного сообщений;

  9. Строительство аквапарка на пр.Славы;

  10. Строительство Санкт-Петербургского ипподрома в районе Шувалово;

  11. Строительство парка 300-летия Санкт-Петербурга;

  12. Развитие пешеходной зоны и строительство бизнес-центра (Финский пер.);

  13. Строительство пассажирского морского терминала в районе Гавани;

  14. Строительство комплекса Юго-Западных очистных сооружений;

  15. Проекты реконструкции и развития яхт-клубов в Санкт-Петербурге;

  16. Проекты реконструкции и строительства теннисных центров в Санкт-Петербурге;

  17. Проект морского портового комплекса в г.Кронштадте;

  18. Проект реставрации и использования Кронштадтских фортов;

  19. Строительство Санкт-Петербургского велоцентра;

  20. Проекты строительства плавательных бассейнов в Санкт-Петербурге;


Программы развития города


Для поддержания развития Санкт-Петербурга создано большое количество целевых программ направленных на решение различных социальных и экономических проблем. Ниже приведены цели самые значительные из этих программ.


Проект закона Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Демографическое развитие Санкт-Петербурга" на 2003-2005 годы"


Основные цели Программы


  • создание предпосылок для стабилизации и  улучшения демографической ситуации;

  • формирование системы регулирования демографических процессов в Санкт-Петербурге;

  • укрепление здоровья населения;

  • поддержка семьи и стимулирование рождаемости;

  • координирование миграционных процессов;

  • пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни;

Ожидаемые конечные результаты Программы

  • разработка системы взаимодействия органов государственной власти, общественных, научных и других организаций по вопросам демографической политики;

  • формирование направлений и мероприятий активной демографической политики  Санкт-Петербурга на 2006-2015 годы;

  • создание научной и информационно-аналитической базы для  прогнозирования демографических процессов в Санкт-Петербурге на долгосрочную перспективу; 

  • формирование основ позитивного общественного мнения о ценностях семьи, здоровой, долгой и  деятельной жизни как необходимого и важнейшего условия преодоления демографического кризиса;


Целевая программа Санкт-Петербурга

"Развитие долгосрочного жилищного

кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2012 годы


Основные цели Программы


  • создание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие доходы, жилищный кредит на приобретение жилья;

  • повышение уровня доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

  • повышение доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе работниками бюджетной сферы;

  • создание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие доходы, жилищный кредит на приобретение жилья;


Ожидаемые конечные результаты Программы


  • улучшение жилищных условий более 18 тысяч семей за счет внедрения таких форм жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, как долевое участие в строительстве жилья с применением ипотечного кредитования, наем жилья с правом выкупа, прямое ипотечное кредитование;

  • формирование системы ипотечного жилищного кредитования, предусматривающей стандарты и порядок выдачи кредитов, рефинансирования коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные ипотечные кредиты, механизм долевого участия граждан в строительстве с применением ипотечного кредитования, найма жилья с правом выкупа;

  • создание рынка закладных и облигаций, обеспеченных ипотекой;

  • защита прав кредитора и заемщика;

  • определение процедуры целевой поддержки жителей Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга при выдаче жилищных кредитов;

  • привлечение не участвующих в обороте сбережений жителей Санкт-Петербурга в инвестиционный процесс через ипотечные облигации;


Целевая программа Санкт-Петербурга

"Программа развития высшей школы

Санкт-Петербурга" на 2002-2005 годы


Основные цели Программы


  • преодоление кризисных явлений в высшей школе Санкт-Петербурга;

  • повышение эффективности использования ее научного и образовательного потенциала в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


  • финансовая устойчивость высшей школы Санкт-Петербурга;

  • наращивание образовательного и научного потенциала высшей школы Санкт-Пeтepбypгa;

  • укрепление материально-технической базы высшей школы Caнкт-Петербурга;

  • повышение качества образования в высшей школе Санкт-Петербурга;

  • повышение конкурентоспособности высшей школы Санкт-Петербурга на международном рынке образовательных услуг;

  • создание механизмов рыночной адаптации высшей школы Санкт-Петербурга;

  • оптимизация структуры системы профессионального образования в Санкт-Петербурге;

#G0

Целевая программа Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" на 2003-2010 годы


Основные цели Программы


  • ускорение обеспечения доступным жильем молодежи в Санкт-Петербурге, улучшение социальной защищенности молодежи;

  • разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих активное участие молодежи в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья при государственной поддержке;

  • создание финансово-кредитного механизма поддержки молодежи при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья (далее - финансово-кредитный механизм);

  • мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


  • улучшение жилищных условий около 1500 молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составляет примерно 4500 молодых жителей Санкт-Петербурга. При этом начиная с 2007 года Программа становится самофинансируемой;


О целевой программе Санкт-Петербурга "Государственная

поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге"

на 2002-2004 годы


Основные цели Программы


  • создание информационной базы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, в том числе Реестра субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

  • совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

  • развитие кредитно-финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

  • формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

  • межрегиональное сотрудничество и выставочная деятельность.


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


  • создание не менее 20 тысяч новых рабочих мест;

  • получение в бюджет Санкт-Петербурга дополнительных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на сумму не менее 100 млн. рублей ежегодно, начиная с 2002 года;

  • увеличение числа действующих субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге не менее чем на 4 тысячи;


Кольцевая автомобильная дорога
Необходимость строительства Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга во многом определяется потребностями в развитии экономического потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Являясь одним из крупнейших городов мира, Санкт-Петербург в настоящее время не имеет обходной автомагистрали, что является существенным препятствием для его развития как крупнейшего транспортного центра мирового значения.

Для Санкт-Петербурга характерна уникальная экономико-географическое положение на пересечении транспортных путей, связывающих Скандинавию и Европу, центральные районы России и страны Балтии. Через город проходит и европейский транспортный коридор № 9, в регионе имеются мощные портовые комплексы в Финском заливе, внутренняя, судоходная водная система, развитая сеть воздушных сообщений, автомобильных и железных дорог. Все это создает необходимые предпосылки для превращения Санкт-Петербурга в конкурентоспособный транспортный центр мирового значения.

В сложившихся условиях улично-дорожная сеть города работает с большим напряжением. Средняя скорость движения транспорта на улицах города составляет 15-20 км/час.

Многочисленные проекты развития транспортных магистралей города до настоящего времени практически не реализованы. Вместе с тем, исторически сложившаяся радиальная планировка города предполагает необходимость создания Кольцевой автомобильной дороги, строительство которой позволило бы:

  • обеспечить вывод транзитных потоков из центральной исторической зоны города и существенно оздоровить экологическую обстановку в центре, что приведет к улучшению состояния памятников архитектуры мирового значения и разгрузит улично-дорожную сеть центра;

  • осуществить распределение транспортных потоков на подходах к городу;

  • улучшить реализацию транспортных связей населенных пунктов пригородной зоны;

  • осуществить реализацию части внутригородских транспортных связей между периферийными районами города без захода в основную селитебную территорию.

Трасса кольцевой автомобильной дороги станет объединяющим элементом транспортной системы региона и соединит в единое целое все основные дорожные магистрали, расходящиеся из центра Санкт-Петербурга в направлении Хельсинки, Мурманска, Москвы, Киева и Таллинна.

В соответствии с протоколом заседания Государственной комиссии по подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга от 31.01.2000 №2 кольцевая автомобильная дорога включена в перечень приоритетных объектов, требующих дополнительной поддержки для обеспечения ввода их в эксплуатацию в 2003 году.

Кольцевая автодорога будет построена - пусть не в 2003 году, позже, но в том, что она не станет долгостроем, я убежден", - заявил губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.


Культура и туризм

Cанкт-Петербург - один из наиболее привлекательных туристских центров мира. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается, прежде всего, культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилием и разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан. ЮНЕСКО внесла в Список всемирного наследия исторический центр Санкт-Петербурга и его восхитительные пригороды.

Туризм в Санкт-Петербурге является стабильно развивающейся, высокоэффективной отраслью городской экономики. В настоящее время в Санкт-Петербурге туристской деятельностью занимаются свыше 1500 фирм. Северо-Западный регион РФ посетило около 2,6 млн. иностранных граждан, отнесенных к категории туристов в соответствии со статьей №1 закона РФ “О туризме”. Несмотря на некоторе снижение этого показателя по сравнению с 2001г., значительно увеличилось прибытие в Санкт-Петербург туристов из других регионов России и стран СНГ, в результате чего заполняемость гостиниц в 2002г. по сравнению с 2001г. увеличилась на 16,5%. В Санкт-Петербурге имеется более 100 объектов размещения туристов (около 27 000 мест). Среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5 процентов и колеблется в зависимости от сезона от 25 процентов до 100 процентов.  Положительная тенденция наблюдается также в отношении круизного туризма, в 2002г. порт Санкт-Петербурга посетили 232 морских круизных судна, на борту которых находилось 165 тыс. иностранных пассажиров, это на 10% больше показателя 2001 г.

В городе насчитывается 156 объектов размещения, предоставляющих ночлег, с общим числом мест около 32 тысяч. Около 100 из общего числа - это гостиницы самых разных классов. Остальные - базы отдыха, дома для гостей, молодежные центры, студенческие общежития, детские лагеря, санаторно-курортные комплексы.

В Санкт-Петербурге свыше 250 ресторанов, многие из которых отличаются как изысканной русской кухней, так и национальными кухнями зарубежных народов. Вы найдете здесь все - от классики русской кухни до гастрономической экзотики из Австралии. Сегодня расширяется спектр развлекательных услуг, предлагаемых туристам в свободное время: ночные клубы, казино, дискотеки. Развивается сеть кафе и ресторанов быстрого обслуживания.

На туристском рынке Санкт-Петербурга работают свыше 1,5 тысяч туристских фирм, которые организуют комфортный отдых гостям города и предлагают широкий спектр услуг. В городе на Неве ежегодно проводится около 2 тысяч тематических экскурсий практически на всех иностранных языках. Ежегодно в городе проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. Любители камерной музыки могут насладиться лучшими образцами классической музыки, которая звучит в исторических интерьерах петербургских дворцов.

Город имеет и постоянно наращивает опыт проведения крупнейших спортивных соревнований и форумов. В их числе - Игры Доброй Воли, регата "Катти Сарк", ежегодные гонки на воде Формула-I, крупнейшие соревнования по фигурному катанию, гимнастике, легкой атлетике, Чемпионат мира по хоккею 2000 года.


Морской круизный туризм


Одним из важнейших направлений развития въездного туризма в Санкт-Петербурге является морской круизный туризм. Администрацией Санкт-Петербурга совместно с Морской администрацией порта, агентскими фирмами и фирмами-туроператорами в период с 1996 по 2000гг. были предприняты определенные меры для успешного развития этого виды туризма. По посещаемости круизных судов Санкт-Петербург уже два года входит в тройку европейских лидеров. Только в 2001 г. Санкт-Петербург принял 233 судозаходов зарубежных круизных судов, на которых в Санкт-Петербург прибыло 148 тысяч иностранных круизных туристов. С учетом имеющейся на сегодняшний день инфраструктуры, по оценкам специалистов, количество судозаходов может быть увеличено не более чем на 20%. На 2003-2005 гг. направлением деятельности Комитета является прежде всего совершенствование инфраструктуры Морского порта Санкт-Петербурга, что будет способствовать увеличению количества судозаходов и, соответственно, дальнейшему росту пассажиропотоков.


Программа "Основные направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге на 2002-2005 годы"


Программа определяет основные пути поддержки Администрацией Санкт-Петербурга туристской отрасли в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего формирования туристской индустрии  города.

Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия Санкт-Петербурга с Москвой, Ленинградской областью, Северо-Западом и другими регионами России.

Программа призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также укрепить влияние государства на развитие отрасли туризма.


Содержание проблемы и обоснование необходимости Программы


Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (транспорт, связь, торговля и др.), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну государства. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

За последние 4 года в Санкт-Петербурге зафиксирован относительно стабильный рост темпов въездного туризма, который составил 6-8 процентов ежегодно.

В тоже время, несмотря на комплекс принятых мер (проведение международных туристских выставок в Санкт-Петербурге, участие в зарубежных выставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных путеводителей по городу, другой рекламной литературы и т.д.), прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно так как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.

Анализ недостаточного роста въездных туристских потоков позволяет выделить причины внешнего и внутреннего характера.

Причины внешнего характера:

  • экономическая и политическая нестабильность в стране;

  • недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.);

  • негативная информация России в зарубежных средствах массовой информации  (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т.п.);

  • выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями климатических условий.


Причины внутреннего характера:

  • недостаточная координация деятельности отраслей городского хозяйства, а также неразвитость внутриотраслевых связей в условиях стихийной рыночной экономики;

  • отсутствие необходимой нормативной законодательной базы и как следствие отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом;

  • недостаток гостиниц среднего класса;

  • нехватка средств для комплекса мероприятий по рекламе и продвижению Санкт-Петербурга на международные туристские рынки.


Основные цели Программы


Основная цель Программы - обеспечение поддержки Администрацией Санкт-Петербурга туристской индустрии в целях интенсификации туристской деятельности в Санкт-Петербурге путем создания рациональной системы мер по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией, создания современного высокотехнологичного всесезонного туристского продукта, направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан России и иностранных граждан в туристских услугах.

Превращение туризма в одну из высокодоходных отраслей экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающей значительный вклад в социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга за счет увеличения доходной части бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Реализация основных мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных в установленном порядке, иных не запрещенных законом источников, и с привлечением организаций, заинтересованных в осуществлении указанных мероприятий, а также участвующих в разработке Программы.

Перечень основных мероприятий Программы:

  • Формирование положительного имиджа Санкт-Петербурга на российском и мировом рынках туристских услуг.

  • Создание комфортной информационной среды для жителей и гостей Санкт-Петербурга.

  • Развитие туристской индустрии.

  • Развитие статистики туризма.

  • Развитие выездного туризма.

  • Развитие морских и водных видов туризма и отдыха в Санкт-Петербурге.


Ожидаемые результаты реализации Программы


В результате реализации программы ожидается увеличение доходности федерального и местного бюджетов, формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Санкт-Петербурге, создание системы государственного регулирования в управлении туристской индустрией в Санкт-Петербурге, увеличение мощности въездных туристских потоков и среднегодовой загрузки гостиниц и иных объектов размещения туристов.


Инвестиции


Инвестиционная политика:

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на основе повышения инвестиционной привлекательности.


Инвестиционным законодательством Санкт-Петербурга закреплены следующие принципы, на которых основывается инвестиционная политика города:

  • доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором;

  • презумпция добросовестности инвесторов;

  • сбалансированность публичных и частных интересов;

  • открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

  • ясность и простота инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;

  • равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;

  • объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях;

  • неизменность принятых решений;

  • взаимная ответственность Санкт-Петербурга и инвесторов.

Органами государственной власти Санкт-Петербурга созданы широкие возможности для размещения нового бизнеса во всех сферах деятельности. Условия ведения в Санкт-Петербурге предпринимательской деятельности предсказуемы и последовательно улучшаются.

Инвестиции в Санкт-Петербурге


В результате проведения целенаправленной инвестиционной политики, в Санкт-Петербурге на протяжении последних пяти лет отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал. На протяжении 1997-1998 и 2001 годов темпы роста инвестиций в городе превышали аналогичный общероссийский показатель (см. таблицу).


Динамика инвестиций в основной капитал (в %% к предыдущему году)


 1997

 1998 

 1999 

 2000

 2001 

 Россия

 95 

 93

 104,5

 117

 108,7

 Санкт-Петербург

 117

 107

 102

 79

 114


Основной объем инвестиций направлялся в транспорт - 32,5%, промышленность - 28,9% (главным образом, в пищевую, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку), а также в строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и связь (см. график).


Распределение инвестиций в основной капитал по отраслям экономики в 2001 году


Высокий уровень инвестиционной привлекательности города характеризуется количеством и качеством инвестиционных проектов, реализуемых в Санкт-Петербурге. 

К началу 2002 года Администрацией Санкт-Петербурга завершен очередной этап работ по созданию Единой справочно-информационной системы "Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга" (ЕИСТ). Информационная система призвана  обеспечить потенциальных застройщиков и инвесторов базовой информацией о территории города и идущих на ней инвестиционных процессах. Речь идет об информации, необходимой для предварительных оценок инвестиционной привлекательности тех или иных участков, для поиска участков и объектов недвижимости с заданными свойствами. В конце 2001 года на Интернет-сайте www.statedevelopment.spb размещен пятый выпуск ЕИСТ. В целях удовлетворения потребности потенциальных инвесторов в необходимой для принятия решений информации, Администрацией города издаются справочники и справочные материалы "Как инвестировать в Санкт-Петербурге", "Справочник инвестора", "Экономика Санкт-Петербурга".

В рамках работы по привлечению инвестиций в Санкт-Петербург большое внимание уделяется активизации конгрессной и выставочно-ярмарочной деятельности. Среди наиболее значительных событий в этой сфере необходимо выделить Петербургский экономический форум; Международную конференцию "Инвестициии-2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России"; выставку "Российский промышленник", и другие.

Серьезные перспективы развития имеет индустрия туризма в Санкт-Петербурге. В 2001 году был введен в действие гостиничный комплекс "Рэдиссон САС" с объемом инвестиций более 30 млн. долларов. Идет реализация ряда других проектов в области туристического и гостиничного бизнеса (строительство гостиниц "Гавань", "Достоевская", и др.).

Администрацией города активно ведутся работы по содействию реализации проектов создания Морского грузового района в пос. Бронка (инвестиции - до 100 млн. долл. США), строительства аквапарка в парке 300-летия Санкт-Петербурга, организации скоростного паромного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, открытия оптово-розничных центров международных сетей "Метро" и "ИКЕА", создания технопарков для размещения новых производств: "Ржевка" и "Северо-Западный".

В 2002 году предполагается осуществление ряда крупных промышленных инвестиционных проектов, таких как, например, строительство завода по выпуску алкогольной продукции "Русский Стандарт", завода по производству сахара, конфетной фабрики, завода по производству бетонных смесей, и др.


Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга из-за рубежа


Объем иностранных инвестиций в 2001 году - 1171,3 млн. долларов США из них прямые - 114,1 млн. долл. США.

Постоянный рост иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга наблюдается с 1994 года. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме иностранных инвестиций в экономику России на протяжении 1997 - 2001 годов неуклонно росла: 2%; 4%; 7%; 10,6% и 13% соответственно. По этому показателю Санкт-Петербург среди регионов Российской Федерации занимает второе место (после Москвы).


Основные страны-инвесторы в экономику Санкт-Петербурга в 2001 году


В 2001 году организации стран СНГ вложили в экономику Санкт-Петербурга 756 тыс. долларов США, наибольшая доля из которых пришлась на Украину - 577 тыс. долларов (в машиностроение).


Основными факторами, обеспечившими рост инвестиций в последние годы, явились:

  • стабильная социально-политическая ситуация в стране и Санкт-Петербурге;

  • прозрачная и сбалансированная бюджетно-финансовая политика города, выражавшаяся в росте кредитного рейтинга и, соответственно, в возможности привлечения заемных средств в валюте на выгодных условиях;

  • рост реальных доходов населения.

В ближайшие годы прогнозируется сохранение высоких темпов роста иностранных инвестиций. Этому в немалой степени будут способствовать сформировавшиеся отношения партнерства Администрации и международного инвестиционного сообщества в рамках реализуемой в городе с 1996 года открытой политики.

Иностранные инвестиции направляются преимущественно в реальный сектор экономики: производство продовольствия и товаров первой необходимости, в сферу телекоммуникаций.


Объем иностранных инвестиций по видам в 2001 году (млн. долларов США)


 Поступило в январе-декабре 2001

 В % к 

 Изъято (погашено)в январе-декабре 2001



 итогу

 январю-декабрю 2000


 Всего

 1171,3

 100

 101,0

 1018,9

 в том числе:





 прямые инвестиции

 114,1

 9,7

 77,8

 56,2

 из них:





 взнос в капитал

 48,1

 4,1

 75,1

 0,5

 кредиты от зарубежных совладельцев

 63,5

 5,4

 78,1

 53,4

 портфельные

 14,5

 1,3

 2,8 р.

 3,5

 прочие инвестиции

 1042,7

 89,0

 103,4

 959,2

 из них:





 торговые кредиты

 220,2

 18,8

 1,7 р.

 223,2

 прочие кредиты

 810,9

 69,2

 92,9

 723,5

 из них:





 кредиты на срок до 180 дней

 615,5

 52,6

 87,8

 539,2

 кредиты на срок свыше 180 дней

 195,4

 16,6

 113,9

 184,3


Программа экономического развития

Санкт-Петербурга на 2002 – 2004 годы

Валовой региональный продукт


При наметившейся тенденции в экономике, ежегодный рост ВРП до 2004 года прогнозируется на уровне 5-5,8%. Задача прогноза повышения экономического роста в новой экономической ситуации может решаться на основе выявления приоритетных направлений развития (“точек роста”) – потенциально конкурентоспособных отраслей, обладающих перспективой наращивания производства и услуг.

Рост ВРП будет определяться в первую очередь от перспектив развития нижеперечисленных отраслей:

  • машиностроение и металлообработка (отрасль обладает значительным технологическим потенциалом, продукция отрасли конкурентоспособна, пользуется спросом внутри страны и за рубежом, может наращивать экспортный потенциал);

  • пищевая промышленность (отрасль обладает наиболее современным технологическим потенциалом, продукция данной отрасли конкурентоспособна и имеет устойчивый платежеспособный спрос);

  • транспорт (отрасль имеет крайне важное значение для городского хозяйства и всех секторов экономики города, обладает потенциалом исключительно выгодного географического расположения Санкт-Петербурга);


Промышленность


Санкт-Петербург - второй по значению после Москвы промышленный центр России. На долю промышленности приходится более трети налоговых поступлений в бюджетную систему. В этой отрасли занята четверть работающего населения города.

На результаты работы промышленности в последние годы оказывают наибольшее влияние три отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Суммарная доля этих трех отраслей в 2001 году составила около 80% всего объема промышленного производства.

Пищевая промышленность города занимает 37,5% в структуре объема промышленного производства Санкт-Петербурга, машиностроение и металлообработка - свыше 30%. На долю электроэнергетики приходится 10,5% объема промышленного производства города.

За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт-Петербурга увеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%. За I полугодие 2002 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 110,9%. По предварительной оценке к концу 2002 года этот показатель ожидается на уровне не ниже 110%.

Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного производства в Санкт-Петербурге, следующие:

  • недостаточность инвестиций в сферу производства;

  • значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;

  • рост издержек производства, связанный с опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции;

  • дефицит оборотных средств предприятий;

  • дефицит кадров, прежде всего рабочих;

  • низкая инновационная активность промышленных предприятий;

  • несовершенство налоговой, таможенной политики.

Первоочередными задачами промышленной политики на период до 2004 года являются:

- повышение инновационной активности и опережающее развитие промышленных предприятий высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей промышленности;

- привлечение инвестиций в промышленность;

- содействие технологическому перевооружению промышленных предприятий;

- развитие кооперации и специализации производства;

- поддержка процесса реструктуризации и реформирования предприятий формирование на региональном уровне налоговой политики, стимулирующей процесс реформирования промышленных предприятий, повышение эффективности их деятельности;

- формирование на региональном уровне тарифной политики в целях обеспечения координации процессов регулирования цен (тарифов) в важнейших отраслях городского хозяйства;

- повышение эффективности производства через поддержку формирующихся схем импортозамещения, экспортных контрактов и использование других инструментов;

- взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам совершенствования таможенной, тарифной и налоговой политики в условиях предстоящего вступления России в ВТО;

- содействие решению кадровой проблемы в промышленности;

- содействие внедрению эффективных методов управления качеством, активизация деятельности промышленных предприятий по повышению качества продукции”.

В прогнозируемом периоде ведущими отраслями промышленности Санкт-Петербурга останутся машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность.

По прогнозу, в 2002-2004 годах тенденция роста промышленного производства в Санкт-Петербурге сохранится, в целом за период 2002 - 2004 годы прирост объема промышленного производства составит порядка 14-17% к уровню 2001 года, в том числе в электроэнергетике – на 4 – 6%, машиностроении и металлообработке – на 24-29%, пищевой промышленности – на 5- 8%.


Наука и инновационная деятельность


В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на конец 2000 года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. - это исследователи, выполняющие научные исследования и разработки, остальные - техники и вспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные исследования и разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. - ученую степень доктора, 11 тыс. - кандидата наук. Основная часть специалистов сосредоточена в самостоятельных научно-исследовательских организациях в государственном секторе экономики.

Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и разработки на протяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько-нибудь существенных изменений, а численность специалистов, выполняющих исследования и разработки, сократилась в 1,5 раза.

Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой практике при анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как и во всей России имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных проблемах в создании технологических сдвигов, как точки соединения научно-инновационной политики и потребностей структурных изменений. В экономике еще не включен в полной мере механизм вытеснения старых экономических укладов с одновременным опережающим введением новых и перспективных технологий и производств.

Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы , свойственные для страны в целом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж, устаревание материально-технической базы, недостаточная инновационная активность предприятий и др.

При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности через управление интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.

Реализация сценария становления инновационной экономики в Санкт-Петербурге происходит с учетом реалий современной ступени развития его экономики. А они таковы, что становится очевидной необходимостью преодоление неких порогов, достижения определенного уровня инновационности региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степени распространения высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращивания ее инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной деятельности.

К проблемам, решение которых предлагается осуществить программными методами, отнесены следующие:

  • концентрация бюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших инновационных проектов. В настоящее время выделяемые городом бюджетные ассигнования на развитие науки и технологий распылены по многим НИР без учета приоритетности направлений социально-экономического развития региона и поэтому не создающих нового качества экономики;

  • создание условий для масштабного притока внебюджетных средств в процессы реализации важнейших инновационных проектов;

  • существенное повышение уровня управления инновационной деятельностью в городе в рамках обязательств и компетентности органов власти субъектов Федерации.


Информатизация и связь