Роль коммерческих банков в экономике

технологией обслуживания клиента, в целях снижения трудозатрат и повышения качества обслуживания.

  • управление продуктовым рядом, включая выделение перечня базовых услуг и продуктов универсального банка и замещение неэффективных продуктов и услуг, не пользующихся устойчивым спросом.

    Проведение стандартной тарифной политики массовых продаж банковских продуктов и услуг.

    Создание системы индивидуального обслуживания клиентов, включающей полный спектр банковский продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам. Данный подход предполагает:

    • предложение клиенту специально разработанных индивидуальных схем и технологий;

    • обеспечивающих развитие и оптимизацию бизнеса клиента, страхование его рисков.

    Закрепление за клиентом персональных менеджеров, обладающих • необходимым уровнем полномочий, предоставление клиентам технологических и информационных возможностей банка, широкого спектра консультационных услуг.

    Проведение гибкой тарифной политики индивидуального обслуживания.

    Каждое из предложенных направлений предполагает высокое качество продуктов и услуг, их постоянный мониторинг, повышение уровня сервиса за счет оптимизации банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.

    Банк стремиться интегрировать отдельные банковские операции и

    предлагать комплексные решения своим клиентам, позволяющие учитывать весь спектр индивидуальных потребностей. Стимулирование комплексных продаж пакетов банковских продуктов позволит увеличить объемы комиссионных доходов банка за счет роста продаж. Снижение стоимости комплексного продукта для клиента по сравнению с розничной ценой на отдельные продукты и услуги будет способствовать интеграции клиента в более тесное многопрофильное сотрудничество с банком.

    Эволюция системы продаж осуществляется посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания, наращивании предложения комплексных пакетов продуктов и услуг.

    Для реализации предложенной политики маркетинга внесены необходимые изменения в структуру и систему управления банком, выделить структурные подразделения, отвечающие за маркетинг, развивать институт персональных менеджеров. Необходимо- расширять сеть специализированных филиалов по комплексному обслуживанию юридических лиц. Обслуживание основных корпоративных клиентов с помощью системы «Клиент-Банк», технологий Интернета должно стать обязательным условием работы во всех регионах.

    Интернет становится частью мировой цивилизации и в двадцать первом веке он станет важнейшей компонентой новой цивилизации третьего тысячелетия. Полномасштабный выход в Интернет и его широкое освоение в информационной, идеологической, экономической и прочих сферах общественной жизни станет определяющим фактором развития общества и государства.

    Интернет позволяет обеспечить возможность ведения экономической и финансовой деятельности в режиме удаленного доступа, исключающий личное общение. Для России эта проблема чрезвычайно актуальна ввиду ее больших просторов. Следует отметить, что Интернет как будто специально создан для России. Ведь главное качество Интернета то, что эта система, в которой нет понятия расстояния как характеристики Интернет-пространства. А именно громадные расстояния и есть главный осложняющий фактор всей российской действительности. В советское время в административной экономике экономические субъекты могли заключать договоры и иметь деловое общение без очных контактов. Сейчас это стало практически невозможным. Но при наших пространствах очные контакты очень дорогостоящи. Фактически, экономика России уже распадается на отдельные локальные экономические анклавы, ибо затруднены связи между удаленными экономическими субъектами. И только Интернет способен решить проблему экономической связи пространственно удаленных экономических субъектов.

    Чтобы быть вполне конкурентоспособным на рынке банковских услуг Сбербанк должен развивать новые технологии и внедрять услуги с использованием Интернета.

    2001 год стал переломным в формировании массового предложения на рынке банковских интернет-услуг. Еще год назад только два российских банка предлагали полнофункциональный банковский сервис через Интернет своим частным клиентам, да несколько банков экспериментировали с интернет-версиями систем "клиент—банк" для корпоративных клиентов. Полноценный рынок банковских интернет-услуг начал формироваться лишь в 2000 году, когда не единицы, а десятки банков стали развивать интерактивное банковское обслуживание через Интернет.

    Сегодня 82 российских банка (из них 44% — региональные банки) предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием Интернета. Услуги персонального интернет-банкинга предоставляют 5 банков, корпоративного интернет-банкинга — 46 банков, услуги интернет-трейдинга — 43 банка. При этом еще около 40 банков разрабатывают или внедряют системы интернет-сервиса. На рынке интернет-банкинга очень динамично развивается корпоративный сегмент. Это закономерно. Потенциальный спрос на интернет-услуги, более удобные по сравнению с традиционными системами "клиент—банк", сегодня достаточно велик именно со стороны юридических лиц, нуждающихся в оперативном банковском обслуживании.

    Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга.

    С помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени. Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.). Системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

    Затронув вопрос безопасности финансовых транзакций, и в частности безопасности транзакций в системах интернет-банкинга, можно с уверенностью сказать, что современные технологии программно-аппаратной защиты находятся уровне, обеспечивающим 100% гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Но самое главное, в сохранности средств заинтересованы, прежде всего банки - поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию.

    Растущая популярность интернет-банкинга, не только на Западе, но и в России, лишний раз подтверждает, что на этот нетрадиционный вид банковских услуг появился устойчивый и платежеспособный спрос.

    Высокий интерес к интернет-банкингу со стороны клиентов обусловлен, прежде всего, более привлекательными условиями по сравнению с предлагаемыми в традиционных банках. Поскольку затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет считались несоизмеримо малыми, западные онлайн-банки изначально предложили своим будущим клиентам очень высокие процентные ставки по депозитам. Российские банки избрали принципиально иной путь наращивания клиентской базы - снижения тарифов по основным банковским операциям.

    В качестве примера других услуг можно привести WAP-банкинг и SMS-банкинг. WAP-банкинг - удаленное управление счетами посредством мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечение на базе протокола беспроводной передачи данных.

    Стоит заметить, что сейчас компании мобильной связи, предлагая клиентам телефоны стандарта GSM с возможностью выхода в Интернет, не всегда могут поддерживать необходимую степень защиты передаваемых или получаемых сведений на том уровне, как это организовано в Интернете. Следовательно, банки не могут взять на себя ответственность за конфиденциальность платежей клиентов и пока предлагают им при помощи мобильного телефона лишь просматривать остаток на счете и список последних операций.

    Тем не менее, решение этой проблемы не за горами. Уже разрабатывается программное обеспечение, способное довести услугу WAP-банкинга до совершенства.

    Еще одна услуга, предоставляемая банками владельцам сотовых телефонов, -SMS-банкинг. При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту будет доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WAP-банкинг. Во-первых, из-за дешевизны, а во-вторых, за счет большей скорости передачи данных - в десятки раз быстрее.

    Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант интернет-банкинга. Например, только просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через сайт банка. Если же клиент еще не имеет доступа в Интернет, банк может за сумму, существенно меньшую по сравнению с тарифами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить к электронной почте.

    Всё это говорит о том, что для большинства российских банков развитие интернет-банкинга должно стать едва ли не самой главной задачей на ближайшее будущее.

    Список литературы


    1. Федеральный закон « О ЦБ РФ ( Банке России)» с изменениями и дополнениями в редакции от 19.06.2001 // Российская газета 23.06.2001

    2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями в редакции от 19.06.2001 // Российская газета 23.06.2001

    3. Постановление Администрации Ростовской области № 18 от 13.01.2003

    4. «Стратегия развития банковского сектора РФ» // Деньги и кредит 2002, № 1

    5. Азбукин А.В. «Коммерческое кредитование в России» // Банковское дело 2002, № 3

    6. «Банки и банковское дело»: Учебник /под ред. И.Т. Балабанова, -СПб: «Питер»,2001

    7. «Банковское дело: стратегическое руководство». – М.: изд. ОА «Консалтбанкир», 1998

    8. «Банковское дело»: Учебник / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, 4-е изд., перераб. и дополненное М: «Финансы и статистика», 2000

    9. «Банковское дело»: Учебник / под ред. О.И. Лаврушина, 2-е изд., перераб. и дополненное. М: «Финансы и статистика», 2000

    10. Бихтяков Ю.А. «Малое предпринимательство в республике Мордовия» // Экономист 2002, № 11

    11. Бухвальт Е.Н., Виленский А.А. «Развитие и поддержка малого бизнеса» // Вопросы экономики 2002, № 7

    12. Гайдунько Д.В. «Социально-психологический анализ клиентов коммерческого банка» // Банковское дело 2001, № 12

    13. Дадашев, Гловацкая, Лазуренко, Нешитой «Эффективность поддержки малого предпринимательства» // Вопросы экономики 2002, № 7

    14. «Деньги, кредит, банки» / Учебник под ред. О.И. Лаврушин, М: «финансы и статистика», 1998

    15. Гаврилов Г.Б. «Развитие отношений банков и малого бизнеса» // Бизнес и банки № 7 (641) февраль 2003

    16. Ларина М.Е. «Малое предпринимательство нуждается в поддержке» // Банковское дело 2002, № 6

    17. Матовников М.Ю. «О пользе банковской конкуренции» // Банковское дело 2001, № 3

    18. Мехряков Н.К. «Развитие рынка банковских услуг после вступления России в ВТО» // Вопросы экономики 2002, № 8

    19. «Общая теория денег и кредита»: Учебник / под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

    20. «Основы банковского дела в РФ» : Учебное пособие / под ред. О.Г.Семенюты.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001

    21. Полищук А.И. «Новые банковские услуги и продукты» // Банковское дело 2001, № 1

    22. «Пути развития банковского сектора в ближайшие пять лет» // Банковское дело 2002, № 12

    23. Рудько-Силиванов В.В. «Интернет-банкинг: состояние, проблемы, перспективы» // Деньги и кредит 2002, № 8

    24. «Состояние и проблемы развития коммерческих банков» // Деньги и кредит 2002, № 6

    25. Тимошенко А. «Донские банки выходят на докризисные рубежи» // Город N № 11 20-26 марта 2002 г.

    26. Шустов В.В. «Конкуренция банков и рынок клиентуры» // Деньги и кредит 2002, № 7

    27. Материалы банка “ Центр-инвест”

    1 федеральный закон РФ « О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г. с изменениями и дополнениями от 19.06.2001 г. № 82-ФЗ // « Российская газета» 23.06.2001 г.

    1 Котлер Ф. «Основы маркетинга» - М.: Прогресс, 1990 год.


    1 «Деньги, кредит, банки» под редакцией О.И. Лаврушина.- М.: «Финансы и статистика», 1998 г.


    Приложение 1

    Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий

    Группы регионов по уровню развития МП Регионы Число регионов
    Регионы с положительной тенденцией развития малых предприятий Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская область

    4

    Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская область, Республика Дагестан

    5

    Регионы со средним уровнем развития малого бизнеса ( с тенденцией к снижению динамики развития в нём) Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская область, Краснодарский, красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская область, Приморский край, Республика Алтай, Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская область, Ставропольский край, Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область.

    31


    Регионы с изначально низким уровнем развития малого предпринимательства ( регионы –аутсайдеры) Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская область, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабалдино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская область, Република Адыгей, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Мрий Эл, Мордовия, Саха ( Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская область.

    39



    Итоги деятельности банков Ростовской области по состоянию на 01.03.3003 г. (в тыс.руб.)
    Наименование банка Капитал Активы
    Кредиты Депозиты Вклады населения Прибыль
    Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + %
    Волгодонской ГКБ 7989 0,3 45587 28,1 8170 34,9 6785 35,0 5401 7,4 22
    Дон-Тексбанк 34530 0,3 205821 -10,5 108798 41,1 83085 -39,3 78157 -38,2 714
    Донактивбанк 101713 99,9 221788 82,8 78612 149,0 1152 173,0 1152 173,0 111
    Донбанк 44518 4,3 378966 4,5 129557 40,7 70693 12,4 70693 12,4 1626
    Донинвест 232417 1,3 927522 -6,9 529461 1,7 187342 9,3 180612 8,6 527
    Донкомбанк 60550 -0,2 161459 -0,2 51290 22,6 40639 34,8 36076 29,0 37
    Донской н. б. 60285 9,6 560102 -3,2 278661 80,9 367107 1,0 341643 -1,6 5067
    Донхлеббанк 89782 33,2 804780 13,8 536390 21,6 374328 14,9 272554 16,5 1461
    Земельный КБ 8100 0,6 47399 -11,5 21352 -10,6 13502 42,0 13502 42,0 221
    Капиталбанк 17215 2,8 43597 -9,4 23065 4,8 16212 -2,9 16212 -2,9 511
    КОМТЕХ-банк 12871 1,6 24795 -3,3 18178 15,7 159 -49,0 159 -49,0 72
    Кредит-экспресс 11072 6,1 16673 12,3 11543 4,0 460 0,0 0 0,0 615
    Метракомбанк 119437 0,4 2756678 98,7 708358 42,7 191387 -22,5 176217 11,0 2280
    Морозавсккомагробанк 15762 1,3 20243 7,9 14257 61,3 0
    0 0,0 30
    Новочеркасский ГБ 22701 0,1 31139 0,5 18622 1,3 4896 -5,4 4401 -6,0 -140
    Ростовский ун. Банк 26471 -0,9 91172 -41,1 65163 -32,7 38249 -28,5 31364 -33,1 19
    Ростпромстройбанк 140282 1,8 1333133 0,0 620377 34,1 451684 10,9 418533 11,1 827
    Сельмашьанк 33132 2,8 217067 -50,2 36888 84,9 103374 740,3 7174 17,6 957
    Стелла-Банк 78764 0,6 496600 1106 334689 10,4 200357 8,2 170052 9,7 908
    Таганрогбанк 52085 2,0 152902 -9,2 41540 -17,0 9797 27,6 9797 27,6 20
    Центр-Инвест 641973 2,2 3935548 10,8 2392732 17,8 890202 15,1 770340 9,4 13859


    Итоги деятельности банков Ростовской области по состоянию на 01.03.3003 г. (в тыс.руб.)
    Наименование банка Капитал Активы
    Кредиты Депозиты Вклады населения Прибыль
    Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + % Тыс. руб. Изм. + %
    Южный регион 105239 26,5 387488 6,0 183432 44,9 116973 0,3 91585 12,6 574
    Южный регион. Банк 150189 -0,1 408759 6,9 75039 -7,5 4095 101,2 4095 101,2 1176
    Южный торговый банк 177479 2,8 956952 7,8 581114 23,2 365902 6,1 361711 6,0 5356
    Итого 2244556 8,8 14228170 14,8 6867288 23,2 3538380 8,0 3061430 6,3 36858
    Примечания. Изменение всех показателей дано в сравнение с данными на 01.01.2003 г. Знак “-“ в графе “изм.” означает, что показатели банка уменьшились на указанное в графе количество %.