Маркетинговые исследования в оптовой торговле на примере комплексного исследования рыночных комплексов и оптовых рынков г. Екатеринбурга
формализованного и неформализованного интервью. Применение неформализованного интервью связано с тем, что многие арендаторы отказываются говорить под запись или диктофон из-за боязни передачи этой информации различным государственным органам, в частности налоговой инспекции. Опрашивались арендаторы торговых мест на оптовых рынках г. Екатеринбурга.Контрольные мероприятия
Методом проверки в данном виде опроса является сравнение результатов опросов одного и того же оптового рынка несколькими интервьюерами, которые не знают о наличии друг друга. В случае значительного расхождения данных назначается повторное прохождение объектов другими интервьюерами. Подобные ситуации были связаны с тем, что реализаторы сознательно называли неверные данные. Это препятствие было преодолено с помощью многочисленных перепроверок и большего охвата респондентов. С полным содержанием анкеты можно ознакомиться в приложении №1, анкета №4.
Вопросник
Наименование предприятия
Профилирующие товары
Причины выбора данного рынка
Самый привлекательный оптовый рынок
Арендная плата за место в сутки по сезонам
Недостатки рынка, где арендуется торговое место
Перспективы развития
3.5. Опрос потребителей (потребительская панель)
Общие положения
Данный опрос позволил выяснить отношение населения к оптовым рынкам. Полученная в ходе опроса информация помогла определить критерии оценки покупателями привлекательности рынка, основные виды покупаемых товаров, отличие оптовых рынков от других видов торговых предприятий и др. Для опроса были выбраны Пионерский посёлок и Шарташский район. Этот выбор был обусловлен тем, на территории Шарташского района находятся несколько оптовых рынков, а в Пионерском посёлке таковых не имеется. Ответы, полученные в ходе опроса, помогли найти различия в мнениях людей, проживающих вблизи оптовых рынков и в отдалении от них. Кроме того, так как открытие нового рынка планируется в Пионерском посёлке, то опрос поможет выяснить потребности потенциальных клиентов.
Форма опроса
Опрос проводился посредством телефонных разговоров интервьюеров с респондентами. Анкета содержала шесть тематических и один личностный вопрос (с полным содержанием анкеты можно ознакомиться в приложении №1, анкета №5).
Методика опроса
Всё опрашиваемое население проживает в Пионерском и Шарташском районах. Численность респондентов составила 203 человека. Из них 103 человека проживают в Шарташском районе, а 100 в Пионерском.
Телефонный вид опроса был выбран по причине небольшого спектра интересующих вопросов. Применение других методов оказалось бы слишком дорогостоящими, а качество полученной информации сопоставима с телефонным опросом. Была проведена статистическая обработка полученной информации по линейному и парному распределению.
Контрольные мероприятия
Бригадиром интервьюеров были произведены повторные телефонные звонки 5% респондентам в том и другом районе на предмет выявления факта проведения интервью. В ходе звонков нарушений обнаружено не было.
Вопросник
Анкета включает в себя следующие блоки:
Выбор наиболее привлекательного рыночного комплекса
Причины привлекательности
Периодичность посещения оптовых рынков
Товарные группы, приобретаемые на оптовых рынков
Приобретаемые продукты
Приобретаемые вещи
Семейный доход на декабрь 2000
3.6. Исследование рекламной деятельности рынков
Общие положения
Целью данного исследования является определение отношения предприятий к маркетингу и рекламе, методов привлечения потребителей и арендаторов и приоритетов их позиционирования в этом направлении, а также попытка определить рекламные бюджеты фирм и оценку их эффективности.
Форма и методика исследования
Исследование проводилось по двум направлениям: газеты и журналы, ТВ и радио. По печатным органам проводился поиск рекламных объявлений в следующих изданиях: «Товарный Рынок», «Быстрый Курьер», «Из рук в руки», «Двойной Экспресс», «Пульс Цен», «Уральский Оптовик», «Предприниматель», «Вечерний Курьер» и «Деловой Квартал». Этот список изданий основан на том, что именно в этих изданиях преимущественно размещаются объявления торговой тематики.
В области рекламы, размещаемой оптовыми рынками на телевидении и радио, были проведены беседы руководителя данного проекта с отделами маркетинга и аналитическими отделами рекламных и консалтинговых фирм.
Контрольные мероприятия
Бригадиром интервьюеров был проведён анализ нескольких номеров газеты «Быстрый Курьер» на предмет соответствия информации, полученной от интервьюера, и фактическим размещением рекламы в газете. В ходе сверки отклонений выявлено не было.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА АДМИНИСТРАЦИИ И АРЕНДАТОРОВ
Данные результаты были получены на основании четырёх последовательно проведённых опросов, каждый последующий из которых дополнял предыдущий. Хронологически они были выполнены следующим образом:
исследование структуры вещевой и продуктовой торговой панели оптовых рынков по типам торговых мест;
опрос администрации оптовых рынков интервьюерами;
опрос администрации оптовых рынков интервьюером под видом потенциального клиента;
опрос арендаторов торговых мест.
Общие сведения по исследуемым объектам
Таблица №1
Наименование Предприятия |
Адрес |
Год |
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на Отрадной) |
Репина 92. |
1995 |
АОЗТ «Таганский Ряд» |
Бебеля 138 |
1996 |
ООО «Шарташ-сервис» |
Восточная 15-а |
1993 |
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
Свердлова 64 |
|
ТК «На Высоцкого» |
Высотского 45 |
1993 |
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
Бахчиванджи 2 |
1996 |
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
Репина 13 |
1994 |
ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |
Чернышевского 4 |
1997 |
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
Ферганская 16 |
1998 |
РК «Ботанический» |
8е Марта 204 |
1993 |
Оптовый рынок «Белая Башня» |
Бульвар культуры 3 |
1996 |
Оптовый рынок «Уралмашевский» |
Победы 62 |
1995 |
РК «Екатеринбургский Привоз» |
Татищева 6 |
1997 |
РК «Эльмашевский» |
Шефская 2 |
1995 |
ТЦ «Эльмашевский» |
Фрезеровщиков 25 |
1998 |
ООО «Центральный» |
Шейнкмана 57а |
1996 |
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
8е Марта 149 |
1993 |
Анализ рыночных комплексов по типам торговых мест
Результаты исследование структуры оптовых рынков по типам торговых мест приведены в таблице №2.
Количество торговых мест на оптовых рынках
Таблица №2
Наименование Предприятия |
Железный контейнер |
Торговое место с навесом |
Павильон, торгующий алкогольной продукцией |
Палатка |
Бутик |
Место для продажи машин |
Секция в павильоне, ангаре |
Магазин |
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |
20 |
93 |
||||||
АОЗТ «Таганский Ряд» |
30 |
1800 |
||||||
ООО «Шарташ-сервис» |
280 |
47 |
166 |
33 |
||||
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
39 |
12 |
||||||
ТК «На Высоцкого» |
632 |
24 |
29 |
187 |
||||
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
266 |
|||||||
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
448 |
168 |
42 |
3 |
||||
ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |
56 |
9 |
13 |
151 |
||||
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
53 |
|||||||
РК «Ботанический» |
96 |
|||||||
Оптовый рынок «Белая Башня» |
112 |
94 |
400 |
57 |
||||
Оптовый рынок «Уралмашевский» |
162 |
274 |
112 |
124 |
8 |
|||
РК «Екатеринбургский Привоз» |
160 |
480 |
8 |
60 |
1 |
|||
РК «Эльмашевский» |
99 |
10 |
15 |
|||||
ТЦ «Эльмашевский» |
30 |
|||||||
ООО «Центральный» |
10 |
692 |
99 |
57 |
||||
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
24 |
425 |
21 |
5 |
Были выявлены следующие тенденции:
1. Осмотр незавершённого строительства на оптовых рынках убеждает исследовательскую группу, что предприятия имеют желание расширяться за счёт строительства закрытых помещений для создания более комфортабельных торговых мест;
2. Исследовательская группа считает, что все рынки условно можно разбить на следующие группы;
Бутик - элитарная торговля – ТЦ Юго-Западный, частично ООО «Италл» (Вайнера);
«Мегамарт» - крупные рыночные комплексы – Таганский Ряд, Кировский, Парковый;
«Маркет» - старые рынки – Центральный, Шарташский, Уралмашевский;
Спальные – вещевые, продуктовые, автомобильные, стройматериалы;
Минимаркет – ТЦ Эльмашевский, Ботанический, МП «Чайка»
Каждая группа имеет на сегодняшний день свою стратегию оптимизации своих торговых мест, которая указана в таблице №3
Стратегия оптовых рынков в области оптимизации мест
Таблица №3
Тип оптового рынка |
Стратегия |
Бутик |
Возможность быстрой перепланировки торговых мест по желанию арендатора, отсутствие арендаторов с одинаковым ассортиментом, узкая специализация по товарным группам |
Мегамарт |
Присутствие на своём рынке представителей всех видов продавцов, от крупных до мелких, ускоренный перевод всех торговых мест в закрытые отапливаемые помещения |
Маркет |
Резкое увеличение числа магазинов на территории рынка, отличающихся стабильной оплатой за арендуемые площади, долгосрочная попытка Уралмашевского рынка перейти в разряд «Мегамартов» |
Спальный |
Постоянное подчёркивание перед арендаторами своей исключительности по определённым видам товаров |
Минимаркет |
Главная цель – сохранить своё существование |
Анализ тарифов арендной платы за торговое место на рынках города
Анализ данных, полученных в результате проведённых опросов, позволяет проследить следующие тенденции: крупные рыночные комплексы в период сезона «пик» практикуют взимание крупных первоначальных взносов за крупное торговое место (секция в терминале – 700 тыс. руб. на Кировском рынке, павильон от 60 кв.м.) с последующим установлением небольшой арендной платы; тоже самое пытаются делать маркеты по отношению к магазинам. В данном процессе, в зависимости от дружеского расположения руководства рынка, цена за одинаковое торговое место для разных арендаторов может колебаться в пределах 30%. В период «мёртвого сезона», например январь, практика взимания первоначальных взносов практически отсутствует. Абсолютно все рынки пытаются максимально применять ценовую диверсификацию (гибкость цен) в зависимости от расположения торгового места внутри рынка. Колебание цен достигает 10-15%. Усреднённые цены торговых мест различных типов на каждом рынке за сутки приведены в таблице №4. Цены за кв.м. площади под магазин за сутки в таблице №5.
Усреднённые цены торговых мест на рынках города (в руб.)
Таблица №4
Наименование Предприятия |
Железный контейнер |
Торговое место с навесом |
Павильон, торгующий алкогольной продукцией |
Палатка |
Бутик |
Место для продажи машин |
Секция в павильоне ангаре |
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |
200 |
||||||
АОЗТ «Таганский Ряд» |
800 |
250 |
|||||
ООО «Шарташ-сервис» |
80 |
120 |
|||||
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
140 |
||||||
ТК «На Высоцкого» |
900 |
110 |
|||||
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
600 |
||||||
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
700 |
170 |
2700 |
||||
ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |
600 |
1100 |
1400 |
||||
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
1600 |
||||||
РК «Ботанический» |
240 |
||||||
Оптовый рынок «Белая Башня» |
650 |
400 |
400 |
150 |
|||
Оптовый рынок «Уралмашевский» |
800 |
120 |
400 |
150 |
|||
РК «Екатеринбургский Привоз» |
120 |
700 |
540 |
||||
РК «Эльмашевский» |
350 |
750 |
|||||
ТЦ «Эльмашевский» |
80 |
||||||
ООО «Центральный» |
110 |
||||||
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
650 |
140 |
250 |
150 |
Цены за кв.м. площади под магазин за сутки на рынках города (в руб.)
Таблица №5
Наименование предприятия |
Цена за кв. м в сутки |
ООО «Шарташ-сервис» |
30 |
ТК «На Высоцкого» |
70 |
Оптовый рынок «Уралмашевский» |
40 |
РК «Екатеринбургский Привоз» |
70 |
ООО «Центральный» |
90 |
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
40 |
Количество и структура торговых мест на оптовых рынках
Специализация по ассортименту представлена в таблице №6. Следует обратить внимание на то, что в категорию «вещи» отнесены торговые места, реализующие авто-товары и стройматериалы.
Количество торговых мест с учётом продаваемой продукции
Таблица №6
Наименование |
Продукты |
Вещи |
Всего |
АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на отрадной) |
0 |
113 |
113 |
АОЗТ «Таганский Ряд» |
0 |
1830 |
1830 |
ООО «Шарташ-сервис» |
301 |
178 |
479 |
МП «Чайка» (вещевой на Свердлова) |
0 |
39 |
39 |
ТК «На Высоцкого» |
311 |
532 |
843 |
ООО «РК Оборонснабсбыт» |
48 |
218 |
266 |
ООО «Олипс» РК «Парковый» |
184 |
477 |
661 |
ООО «Италл» (рынок на Вайнера) |
17 |
212 |
229 |
ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный) |
3 |
50 |
53 |
РК «Ботанический» |
96 |
0 |
96 |
Оптовый рынок «Белая Башня» |
0 |
663 |
663 |
Оптовый рынок «Уралмашевский» |
280 |
400 |
680 |
РК «Екатеринбургский Привоз» |
213 |
496 |
709 |
РК «Эльмашевский» |
108 |
0 |
108 |
ТЦ «Эльмашевский» |
22 |
8 |
30 |
ООО «Центральный» |
462 |
396 |
858 |
ТД «Чкаловский» (Автовокзал) |
0 |
475 |
475 |
Товарный ассортимент, представленный на оптовых рынках, по сравнению с докризисным периодом значительно сузился. По продуктовым товарам это объясняется сильным обнищанием населения и, как следствие, падением его платёжеспособности. Резко увеличилось количество торговых мест, реализующих товары первой необходимости (сахар, мука, крупы). По вещевой группе сужение ассортимента объясняется увеличением курса доллара США и, как следствие, сокращения ввоза импортных товаров.
Качество услуг, предоставляемых оптовыми рынками арендаторам и потребителям
По данным опроса администраций рыночных комплексов и результатам визуального наблюдения территорий оптовых рынков исследовательской группой была составлена характеристика сервисного обслуживания клиентов каждого типа рыночных комплексов г. Екатеринбурга:
Бутик. Отличительной чертой данного типа оптовых рынков являются идеальные условия хранения, разгрузки и погрузки товаров. Нет очередей для сдачи и получения товара. Присутствует высокого уровня столовая-кафетерий. Наличие 3 туалетов. Помещение отделано по европейским стандартам (для ООО «Италл» вышеперечисленное не характерно).
«Мегамарты». Компании этого типа отличает наличие больших камер хранения, но стоимость их услуг довольно высока, а для некоторых групп клиентов предусмотрены существенные скидки. Для финансовой помощи арендаторам присутствуют ломбарды, хотя условия работы с ними тяжёлые. Наличие платных и бесплатных автостоянок (самая большая у рынка «Таганский Ряд». Один из существенных недостатков – это проблема с питанием – присутствуют только хот-доги.
«Маркеты». Характерная черта подобных предприятий это скученность торговых мест. В крытых помещениях грязно. Удобства присутствуют, но в минимальных количествах и, как правило, за пределами крытых помещений.
Спальные. Сервисная инфраструктура на таких рынках только формируется. Ни на одном предприятии она не присутствует в окончательном виде.
Минимаркеты. Эти предприятия не имеют достаточных финансовых резервов для развития и поддержания системы сервисного обслуживания клиентов на приемлемом уровне. Бытовые удобства, присутствующие на этих рынках, остаются такими, как в момент открытия.
Анализ рекламной политики оптовых рынков
Анализ печатных средств массовой информации показал, что активной рекламной пропагандой большинство оптовых рынков не занимаются. Размещением рекламной информацией занимаются 4 рынка: Парковый, Оборонснабсбыт, Кировский и РК «Эльмашевский». Эти предприятия, в основном, размещают рекламу в тех изданиях, где они являются попечителями или имеют существенные скидки, то есть рынки не видят необходимости тратить на этот рекламный инструмент финансовые ресурсы. Данные о количестве размещения рекламных объявлениях в периодических изданиях с января по июль 2001 отражены в таблице №7
Частота размещения рекламы оптовых рынках в печатных СМИ
Таблица №7
Рынок |
Пульс цен |
Товарный рынок |
Двойной экспресс |
Быстрый Курьер |
Парковый |
6 |
2 |
3 |
|
Оборонснабсбыт |
15 |
|||
Кировский |
2 |
|||
Эльмашевский |
6 |
Что касается размещения оптовыми рынками рекламы на телевидении и радио, то сбор ретроперспективной информации по данному вопросу невозможен, ввиду отсутствия такового на сегодняшний день. Тенденции, определённые из бесед с руководителями консалтинговых фирм, указывают, что серьёзно теле- и радио - рекламой занимаются новые рынки, такие как ТЦ Юго-Западный, и расширяющиеся рынки, такие как Парковый. Остальные рынки периодически размещают рекламу на радиоканалах, когда намечается «мёртвый сезон» в их деятельности. При выборе определённого электронного средства массовой информации предприятия руководствуются следующими аспектами: наивысшими рейтингами СМИ среди населения и дружескими отношениями с руководством какого-либо СМИ. Исключение составляет рекламная компания, проведённая ТЦ Юго-Западным в 2000 году, которая отличалась тщательной продуманностью и логической завершённостью.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Предпочтение среди рыночных комплексов
Данные
телефонного
опроса о самом
привлекательном
рыночном комплексе
среди потребителей
отражены в
диаграмме№1:
Диаграмма №1
Как видно из диаграммы, наиболее популярные рынки это Таганский ряд и Парковый. В обоих опрашиваемых районах эти рынки назвало примерно 22%. Это обусловлено тем, что Таганский и Парковый рынки давно действуют на территории города и хорошо известны потребителям. На Таганском ряду большой вещевой ассортимент, а Парковый рынок характеризуется большим разнообразием продуктовой группы. Следующими по привлекательности идут Кировский и Шарташский рынки. Кировский рынок больше предпочитают жители Пионерского района (20%), у населения Шарташского района этот показатель около 14%. С Шарташским рынком ситуация обратная: Парковый – около 20%, Пионерский – 15%. В данном случае при выборе рынка жители исследуемых районов руководствовались близостью рынка к месту проживания: Шарташский рынок находится в Шарташском районе, а Кировский к Пионерскому посёлку.
По результатам парного распределения видно, что привлекательность рынков среди потребителей в зависимости от их уровня дохода выглядит следующим образом: среди самых низкооплачиваемых слоёв населения (менее 3 тыс. руб. в месяц) наибольшей популярностью пользуются Парковый и Шарташский рынки (по 25% каждый), а среди самых богатых (более 15 тыс. руб. в месяц), наибольшее предпочтение отдаётся Таганскому ряду (47%) и Кировскому (29,5%).
Причины привлекательности
Анализ ответов на вопрос о причинах привлекательности показал, что население обоих районов основными критериями при отборе рынков считают: близость к месту жительства, разнообразие ассортимента и уровень цен, что отражено на диаграмме №2:
Диаграмма №2
Необходимо
отметить, что
уровень цен
для жителей
Шарташского
района является
наиболее значимым
(40%), а для Пионерского
наоборот (25%).
Широте ассортимента
большее значение
уделяет население
Пионерского
района (33%), аналогичный
показатель
для жителей
Шарташского
района (23%). Что
касается близости
рынка от места
жительства,
то по данному
вопросу мнение
населения
опрашиваемых
районов практически
совпало: (примерно
по 26%). По этим
данным можно
предположить,
что население
Шарташского
района менее
состоятельно,
чем жители
Пионерского
района, так как
влияние цены
на предпочтение
рынка у них
самое высокое.
Жителей же
Пионерского
посёлка больше
интересует
широта ассортимента
и близость к
месту жительства.
Кроме того,
население
Пионерского
посёлка отмечает
такие моменты
как отсутствие
толкучки, близость
автостанции
и вежливое
обслуживание.
Регулярность посещения
В таблице №8 отражено процентное соотношение частоты посещения оптовых рынков жителями Пионерского и Шарташского районов:
таблица №8
Частота |
% от общего числа |
Чаще 1 раза в месяц |
62,50 |
1 раз в месяц |
26,50 |
Реже 1 раза в месяц |
11,00 |
Всего: |
100,00 |
Из таблицы видно, что четверть жителей опрашиваемых районов посещают рынок один раз в месяц, среди оставшейся части населения более одного раза в месяц посещают рынки 60% и менее одного раза в месяц 10%. Такое распределение характерно как для жителей Пионерского, так и для жителей Шарташского района. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, наличие или отсутствие рядом с местом жительства оптового рынка или других видов торговых предприятий не влияет на желание людей делать покупки непосредственно на оптовых рынках, во-вторых, население других районов города посещают оптовые рынки в аналогичных пропорциях.
Приобретаемые товарные группы
Информация о видах товара, приобретаемого населением опрошенных районов, отражена на диаграмме №3:
Диаграмма №3
Из представленной диаграммы видно, что на оптовых рынках население преимущественно закупает продукты питания, одежду и обувь. По строительным материалам, товарам бытовой химии, моющим средствам и автозапчастям этот показатель составил от 2 до 4 процентов, ответы по остальным группам товаров составили менее одного процента. Такое соотношение говорит о том, что население закупает на оптовых рынках общераспространенные товары, а специализированные покупки предпочитает делать в соответствующих торговых предприятиях. Что касается определённых видов товаров, то ответы распределились следующим образом: из продуктов питания, приобретаемых на оптовых рынках, наибольший вес приходится на молочные продукты, жиры, детское питание (18%), муку, сахар, консервированные продукты (13%), крупы и макароны (11,5%); из вещевого набора обувь – 33%, одежда (исключая верхнюю зимнюю) – 32,5%, верхняя зимняя – 11,5%.
Уровень дохода семейных бюджетов опрашиваемого населения
По уровню дохода были выделены 4 группы:
- менее 3000 руб. в месяц;
- менее 7000 руб. в месяц;
- менее 10000 руб. в месяц;
- свыше 15000 руб. в месяц.
Полученные данные отражены на диаграмме №4:
Д
иаграмма
№4
По полученным данным можно сделать вывод, уровень жизни в Пионерском районе несколько превышает уровень жизни жителей Шарташского района. В Шарташском районе проживает большее количество низкооплачиваемого населения (менее 3 тыс. руб. в месяц) и меньшее количество состоятельных людей (свыше 15 тыс. руб. в месяц). Что касается населения со средним уровнем доходов, то его количество и в Шарташском и в Пионерском районах примерно одинаково. Полная статистическая информация по телефонному опросу жителей Пионерского и Шарташского районов находится в приложении №2, таблицы №№1-26.
6.ВЫВОДЫ ПО МАРКЕТИНГОВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
В ходе данной работы исследовательской группой было проведено четыре опроса администраций, арендаторов и потребителей оптовых рынков, одно выездное мероприятие для сбора информации о торговых местах и анализ рекламной представленности оптовых рынков в СМИ. На основании полученных результатов были следующие обобщающие выводы:
Оптовые предприятия стремятся иметь у себя торговые места, расположенные в крытых помещениях. Но на эту тенденцию влияют негативные макроэкономические процессы, происходящие в стране. При стабилизации экономической обстановки крупные рынки завершат этот процесс в течение 2-3 лет.
Цены за аренду торговых мест на оптовых рынках по сравнению с докризисным периодом выросли незначительно. Ценовой коридор на эти услуги для новых рынков не предполагает значительных отличий цен от существующих у конкурентах.
Сервисные услуги, предоставляемые рынками, далеки от идеальных. Для новых рынков достижение приемлемого уровня сервиса можно осуществить с меньшими затратами, так как нет необходимости изменять существующее положение.
Исследовательская группа рекомендует организовывать новый рынок по примеру Юго-Западного. Нет необходимости полностью копировать уровень услуг этого рынка, так как это может оказаться неоправданно дорогим. Оптимальным вариантом представляется сделать уровень сервиса менее качественным, а арендную плату менее дорогой.
В глазах потребителей образ рынка должен соответствовать «народному», но с качеством обслуживания более высоким, чем у «монстров» и «колхозников».
Образ народного рынка необходимо подчёркивать в рекламных компаниях предприятия. Кроме того, результаты телефонного опроса показывают, что доходы населения Пионерского посёлка (района будущего расположения нового рынка) выше среднегородских, а анализ переписи населения свидетельствует, что среди населения этого района высок процент жителей, занятых интеллектуальным трудом (на территории района расположены завод «Три Тройки», УГТУ, другие коммерческие ВУЗы). Этот факт надо учитывать при разработке сценариев рекламных компаний. Более подробно сценарий развития будущего рынка находится в главе №IV.
Администрации рынка рекомендуется осуществлять политику неповторяющегося ассортимента. При сужении номенклатуры продаваемой продукции это будет выгодно в том плане, что на рынке будут арендаторы, реализующие продукцию, охватывающую весь спектр по цене и качеству, что привлечёт на рынок самые разнообразные слои потребителей.
Учитывая негативный опыт других рынков, необходимо большое внимание уделить вопросу организации питания клиентов рынка. В меню столовой рекомендуется чередовать русскую и европейскую кухни.
Опрос арендаторов показал, что люди готовы платить за высокую комфортность (особенно питание) при условии, что рынок будет «раскручен».
Необходимо присутствие на рынке индустрии детских и подростковых развлечений: игрушки, игровые автоматы и т.д. – как приложение к вещевому сегменту. Это позволит привлечь на рынок детскую аудиторию и, как следствие, их родителей. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что 40% детских покупок родители осуществляют под нажимом детей.
Что касается торговых наценок, то у разных видов рынков разная политика в этой области. Кировский оптовый рынок имеет минимальные наценки по городу. Его арендаторы имеют налаженные связи с московскими и питерскими, а также с крупными екатеринбургскими поставщиками. Вследствие этого, низкие оптовые и розничные цены. Также, сильно сказывается тот факт, что оптовики Кировского рынка являются поставщиками тюменской и северных областей страны, поэтому через рынок проходят большие потоки продовольственных товаров. В области розничных цен на некоторые товары Кировскому рынку пытается составить конкуренцию Парковый. Но его администрация не воспользовалась скандалом, который возник на Кировском рынке в 1997 году, а подобный шанс занять лидирующее положение больше не представится. Политику широты ассортимента по вещевой панели применяет рынок «Таганский Ряд». Стратегия «колхозников» в высоких торговых наценках. Потребителей привлекает на такие рынки близость расположения к определённым районам. Их основные потребители это пожилые люди и пенсионеры, которые не в состоянии ездить на большие расстояния за более дешёвой продукцией.
В заключении исследовательская группа хочет подчеркнуть, что при создании чёткого образа рынка, вычленении целевых групп среди арендаторов и потребителей, наличие высококвалифицированного персонала в администрации рынка и грамотное ведение промоушена, в среднесрочной перспективе (через 8-15 месяцев), при разумном финансировании определённых программ, позволит новому рынку на равных конкурировать с крупнейшими рынками города.
7. ПРОГНОЗНЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ НОВОГО РЫНКА.
Данный сценарий написан в общих чертах, так как не ясны ещё четкие контуры – какие объекты будут запущены, а также нет чёткости представления о готовности территорий, находящихся вокруг этих объектов. Исследовательская группа готова представить в дальнейшем более подробный сценарий при наличии соответствующей информации. Нижеуказанная кампания предполагает вложения порядка 20 тыс. долларов в течение 5-ти месяцев. Дата предполагаемого открытия комплекса июль 2002 года.
Апрель 2002 г.
I. Начало телевизионного промоушена:
Объявление в передаче "Утренний Экспресс" (4 канал), представитель администрации в качестве гостя. Информация о начале конкурса:
- на лучший девиз рыночного комплекса;
- на лучшее стихотворение;
- на лучший слоган.
Приз от спонсора будет вручаться в день открытия рыночного комплекса.
В течение месяца в программе "Утренний Экспресс" (4 канал) - устная информация + видео-ролик.
Предпочтение этому каналу и программе отдается т.к. она наиболее популярна среди жителей г. Екатеринбурга и области, поскольку в утренние часы людей беспокоит погода на улице и новости, которые передаются в сжатой форме.
Апрель - май - июнь 2002 г.
Наиболее доступны, соответственно популярные газеты г. Екатеринбурга по праву признаны "Ва-банк" и "Наша газета". По выбору, а может быть поочередно следует в них размещать информацию об открытии рыночного комплекса, о том, что и как там будет продаваться, перечень мероприятий, которые будут проводиться в день открытия. Так же следует разместить талоны-скидки (от 3 до 5%), на покупку: детских товаров, одежды, обуви, спортивных товаров, автомобиля и д.р. представленных товаров в течении 20 дней после открытия.
Апрель - май 2002 г.
Для привлечения клиентов (арендаторов) можно использовать издания "Товарный рынок", "Пульс Цен" с циклом тематических статей - какие цели и задачи стоят перед администрацией, и как она собирается заботиться о своих клиентах, какие льготы будут предложены, какие условия (с указанием телефона для справок - диспетчер). Это будет необходимо сделать для привлечения дополнительного притока желающих арендовать торговые площади.
Май 2002 г.
Дальнейшее продвижение рекламной кампании необходимо поддерживать "слуховой" информацией с помощью радио. Наиболее "раскрученными" считаются: Радио 101, Русское радио, Радио СИ.
Необходимо разработать аудио-ролик с подтверждением и напоминанием о предстоящем конкурсе и планируемых мероприятиях. Для оценки эффективности данного вида рекламы следует оставить контактные телефоны или а/ящик - для вопросов и предложений.
Установка уличных растяжек на перекрестке улиц: Уральская / Блюхера / Гагарина.
- Центральная гостиница;
- На мосту Березовский
- На ж/д мосту - Космонавтов (со стороны Уралмаша).
Июнь 2002 г.
С 1-го числа (День защиты детей) организовать акцию "Рыночный комплекс горожанам" - бесплатный проезд в трамвае (маршруты: 4, 18, 20, 16), в течение месяца. На трамвае разместить рекламу Рыночного комплекса.
Непосредственно за 1 день (или в тот же день) до открытия Рыночного комплекса стоит напомнить о себе через программу "Утренний Экспресс" (4 канал) и пригласить всех желающих принять участие в празднике, пообещав, что данная традиция будет ежегодной, с надеждой, что в будущем праздник будет носить городское значение.
План мероприятий в день открытия Рыночного комплекса.
11.00. Проведение телевизионного конкурса, подведение итогов, вручение призов.
11.30. Проведение развлекательной программы, конкурсов с привлечением профессионального шоумена.
16.00. Торжественная часть. Выступление администрации города, разрезание ленточки, разбитие шампанского.
16.30. Открытие торговли. Интервью у посетителей.
19.00. Начало концерта (приглашение артистов)
22.00. Начало дискотеки для молодежи.
24.00. Закрытие. Салют, фейерверк.
Открытие и проведение праздничного мероприятия должно освящаться (может быть в прямом эфире) телевидением 4 канала, АСВ, РТК, 41 канала.
Бегущая строка: Внимание! До открытия Рыночного комплекса осталось 7 дней, 6, 5, 4 и т.д. Проезд на трамвае - бесплатно.
Сегодня состоится открытие Рыночного комплекса, не опоздайте!
Ура! Рыночный комплекс уже работает уже 1 день, 2, 3 - 7 дней.
На Рыночном комплексе Вам рады всегда.
Рекомендации по производству роликов.
Производство видео-роликов в количестве:
1 Информационный, в виде календаря, где указано количество оставшихся дней до открытия.
2 Информационный - день открытия.
3 Игровой с использованием показа товара; голос за кадром: - осталось до открытия ___ дней, - открылся.
Ориентация на массового покупателя, на массового арендатора.
Производство аудио-ролика:
1 Информационный, в виде календаря, где указано количество оставшихся дней до открытия.
2 Информационный - день открытия.
Голос диктора: до и в момент открытия - женский (звонкий, оптимистичный) – для привлечения большего количества потребителей; после открытия рынка - мужской (твердый, убедительный, авторитетный) – для привлечения потенциальных арендаторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или не заслуживают доверия.
В ходе данной работы были изучены пять основных этапов маркетингового исследования, рассмотрено содержания процесса маркетингового исследования.
Для решения этих задач было проведено конкретное маркетинговое исследование по заказу предприятия «Рыночный Комплекс «На Бархотской». Объектом исследования послужили оптовые и мелкооптовые рынки г. Екатеринбурга. Сюда вошли: АНО «Автоцентр Опыт» (Авторынок на Отрадной), АОЗТ «Таганский Ряд», ООО «Шарташ-сервис», МП «Чайка» (вещевой на Свердлова), ТК «На Высоцкого», ООО «РК Оборонснабсбыт», ООО «Олипс» РК «Парковый», ООО «Италл» (рынок на Вайнера), ЗАО «Стелл» (ТЦ Юго-Западный), РК «Ботанический», Оптовый рынок «Белая Башня», Оптовый рынок «Уралмашевский», РК «Екатеринбургский Привоз», РК «Эльмашевский», ТЦ «Эльмашевский», ООО «Центральный», ТД «Чкаловский» (Автовокзал). Произведен анализ и интерпретация результатов, сделаны выводы.
Данное исследование имеет большую практическую ценность. На основе полученной в ходе его информации, было принято решение о крупных инвестициях в экономику Свердловской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова П.П. «Маркетинг: вопросы и ответы»// М:1994 г.
Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 1993. - 574 с.
Алексеев А.А., Багиев Г.Л. «Основы проведения маркетинговых исследований»./ “Финпресс” 1998 г.
Браверман А.А. "Маркетинг в российской экономике переходного периода", М.,