По произведениям Тургенева

Школа № 260

Адмиралтейского р-на


Реферат по литературе


По произведениям И.С. Тургенева


Ученик: Гайдамака Надежда

Класс: 10Б


Санкт-Петербург

2000

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.


Введение



3


Глава 1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4

Роман И.С. Тургенева «Рудин».

История создания.

Характеристики действующих лиц.

Сюжет.

Композиция.

4

4

4

7

7


Глава 2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4

Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

История создания.

Характеристики действующих лиц.

Сюжет.

Композиция.

8

8

8

10

10


Глава 3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4

Роман И.С. Тургенева «Накануне».

История создания.

Характеристики действующих лиц.

Сюжет.

Композиция.


11

11

11

14

14

Глава 4.


Заключение.

15


Список литературы.

17


Введение.


Тургенев – один из основоположников реалистического романа в русской и мировой литературе. Романы принесли Тургеневу всемирную славу. В последнем и наиболее полном пожизненном издании (1880 год) в собрании своих сочинений Тургенев помещает все свои романы подряд. В предисловии к этому изданию писатель указывает, что видит в них нечто целостное.

В своем реферате я хочу рассмотреть три самых ранних романа – «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Все три романы были написаны в период, предшествующий крестьянской реформе 1860 года и их объединяет одна центральная тема – судьбы прогрессивной русской интеллигенции с конца тридцатых до конца пятидесятых годов.

Рассмотрим эти романы по мере создания их автором и по одной схеме (история создания - характеристики действующих лиц – сюжет – композиция).


Глава 1. Роман И.С. Тургенева «Рудин».


    1. История создания.


Первоначально Тургенев дал название роману «Гениальная натура», в котором звучала ирония по отношению к главному герою, бросались в глаза слабые стороны личности Рудина, но затем, роман был назван нейтрально - «Рудин».. Осенью и зимой 1855 года, после получения ряда замечаний и совета друзей писателю захотелось подчеркнуть прогрессивную историческую роль идеалистов-романтиков и он заканчивает раман, расширяя рамки произведения: вводит рассказ о кружке Покорского, последнюю встречу Лежнева с Рудиным. Таким образом, историческое содержание эпохи тридцатых годов, судьба героев получили, полное освещение.


2.1. Характеристики действующих лиц.


Ласунская Дарья Михайловна «...знатная и богатая барыня , вдова тайного советника»1. Была со всеми очень вольна в общении. В разговорах легкими намеками заставляла думать окружающих об очень большой ее роли в обществе –, «...однако Европа ее знала мало, даже в Петербурге она важной роли не играла; зато в Москве ее все знали и ездили к ней»2, «... о каком бы лице не заговорила Дарья Михайловна, на первом плане оставалась все-таки она, она одна, а то лицо как-то скрадывалось и исчезало...»3.

Пигасов Африкан Семенович. Человек «... озлобленный против всего и всех – особенно против женщин»4 (тут сказались личные обстоятельства). Очень честолюбив. Проживает один. Вступает в споры, но никогда не выходит победителем и не умеет выходить из спора достойно. Дарья Михайловна принимает его, «считая забавным».

Пандалевский Константин Диомидыч. Молодой человек неопределенной национальности. Всю жизнь проживает за чужой счет. «Вообще дамы средних лет охотно покровительствовали Константину Диомидычу: он умел искать, умел находить в них»5.

Липина Александра Павловна – бездетная молодая вдова. Богата. Проживает с братом Сергеем Павловичем Волынцевым. Просто милая женщина. «Вся ...ая губерния говорила, что она прелесть...»6.

Волынцев Сергей Павлович – отставной штаб-ротмистр . Родной брат Александры Павловны. Человек ничем не выдающийся. Порядочен, но явно ограничен. Влюблен в Наталью.

Басистов - молодой учитель детей Дарьи Михайловны, «...добрый, честный и прямой»7. Обожаем детьми, ненавидит Пандалевского, благоговеет перед Рудиным - ловит на лету каждое его слово.

Рудин Дмитрий Николаевич – бедный дворянин, получивший университетское образование. Умен «Всем непонятно казалось и странно, каким образом вдруг, в деревне, мог появиться такой умница»8. Оратор . «Рудин владел едва ли не высшей тайной – музыкой красноречия»9. Однако свой дар и образование на практике применить не может. Его слова с делами разняться. Это – его трагедия. «Видно он только на словах искал чистых и преданных душ»10.

Лежнев Михайло Михайлыч. Местный помещик. «...очень говорят образованный, даже ученый человек, но чудак ужасный, фантазер...»11. Живет один. Предпочитает общаться только с Александрой Павловной и ее братом Волынцевым. С Рудиным были университетскими товарищами – вместе посещали кружок Покорского.

Наталья Алексеевна Ласунская – старшая дочь Дарьи Михайловны «семнадцати лет». «Она чувствовала глубоко и сильно, но ... тайно»12. Ее явно все недооценивали. В общении с местным обществом ей не хватало умных, возвышенных людей – таких каким показался Рудин. «Она жадно внимала его речам»13. Полюбив Рудина, но скоро поняв его малодушие, ей хватает мужества сказать ему об этом в лицо. На что Рудин восклицает о ней про себя: «Нет, я ее не знал...Какая сила воли! ...»14.

    1. Сюжет.


В ...ой губернии появляется одаренный оратор - молодой человек по фамилии Рудин. Выгодно отличается умом и ораторским искусством. Философские рассуждения Рудина о возвышенном заставляют Наталью Ласунскую влюбиться в него. Рудин говорит, что это чувство взаимно. Но развязка наступает быстро. Рудин оказался силен только речами. Наталья обличает его и Рудин уезжает. В эпилоге романа он погибает на Парижских баррикадах.


    1. Композиция.


В композиции романа я вижу четыре части.


Часть

Первая.

Приезд Рудина в дом Ласунской.

Часть

Вторая.

Жизнь Рудина в доме Ласунской: обожание его хозяйкой дома, любовь к нему Натальи, досада Лежнева, недоумение Александры Павловны, терзания Волынцева.

Часть

Третья.

Разговор Натальи и Рудина у Авдюхина пруда. Отъезд Рудина.

Часть

Четвертая.

Эпилог.


ГЛАВА 2. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».


2.1. История создания.


Задумал этот роман Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге «Современника» за 1859 год. Сам автор в последствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпал ему на долю.


2.2. Характеристики действующих лиц.


Калитина Марья Дмитриевна – капризная богатая дворянка пятидесяти лет, «более чувствительна нежели добра, ... она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки...»15.

Пестова Марья Тимофеевна – тетка Марьи Дмитриевны семидесяти лет. «Нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза»16.

Геоденовский Сергей Петрович – светский сплетник.

Паншин Владимир Николаевич – молодой человек с блестящей внешностью и положением в обществе». «В город О... он приехал для исполнения временного казенного поручения»17. Всегда всем угождает и любит нравиться окружающим. Ловок, но не лишен талантов -– сочиняет стихи и музыку, поет. «В душе он был холоден и хитер...»18. Хочет жениться на Лизе.

Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны. Девушка девятнадцати лет. Приветлива со всеми. Набожна - сказалось влияние богомольной няньки Агафьи в детстве. Плывет по течению судьбы, так как во всем видит волю бога.

Лемм Христофор Теодор Готлиб – учитель музыки в доме Калитиных. Бедный немец, потомственный музыкант, человек, судьба к которому не благоволила. Необщителен, но глубоко понимает происходящее.

Лаврецкий Федор Иванович – внучатый племянник Марьи Дмитриевны тридцати пяти лет. Человек добрый и благородный. По-своему мнению получил ущербное воспитание в детстве и из-за этого все его несчастия. Недоучившись из-за совершившейся женитьбы, преданный женой, хочет заняться настоящим делом – «землю пахать».

Михалевич – у ниверситетский товарищ Лаврецкого, единственный его друг. «Энтузиаст и стихотворец».

Варвара Павловна Лаврецкая – жена Федора Ивановича. Оставлена мужем в Европе после ее измены. Ловкая красавица, полностью вкусившая светскую жизнь и, уже не могущая с ней расстаться, «...артистка в настоящем смысле этого слова...»19.


2.3. Сюжет.


Лаврецкий Федор Николаевич приезжает в родную губернию - строить новую жизнь после того, как он расстался со своей неверной женой. Неожиданно для себя он полюбил Лизу Калитину, она ему отвечает взаимностью. Но, не успев начаться, их любовь разрушается – приезжает жена Лаврецкого. Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий уезжает из губернии.


2.4. Композиция.


Я разделила этот роман на шесть частей.


Часть

Первая.

Приезд Лаврецкого в губернский город О...

Часть

Вторая.

История дворянского рода Лаврецких.

Часть

Третья.

Лаврецкий в Васильевском.

Михалевич, Лемм, Калитины в Васильевском.

Часть

Четвертая.

Сближение Лаврецкого с Лизой.

Часть

Пятая.

Приезд Варвары Павловны в О...

Часть

Шестая.

Эпилог.


Глава 1. Роман И. С. Тургенева «Накануне».


    1. История создания.


Нарастание революционных настроений в России вызвало к жизни роман «Накануне». Само название этого произведения говорило об атмосфере ожидания социального переворота. Но тогда Тургенев не видел в соотечественниках фигуры, способной стать героем революционных лет. Он делает центральной фигурой романа болгарина – носителя национально-освободительных идей. Написан роман в 1859 году, публикован впервые в журнале «Русский вестник» в 1860 году.


1.31 Характеристики действующих лиц.


Николай Артемьевич Стахов – глава дворянского семейства Стаховых. Великий спорщик., «... порядочно говорил по-французски и слыл философом»20. «Дома он скучал. Сошелся со вдовой немецкого происхождения и проводил у ней почти все время. На лето пятьдесят третьего года он не переехал в Кунцево: он остался в Москве, будто бы для того, чтобы пользоваться минеральными водами; в сущности, ему не хотелось расстаться со своею вдовой»21.

Анна Васильевна Стахова – жена Николая Артемьевича. После рождения дочери всегда больна. «...она только и делала, что грустила и тихо волновалась». «Неверность мужа очень огорчала Анну Васильевну...». «В глаза она его никогда не упрекала, но украдкой жаловалась на него поочередно всем в доме, даже дочери»22.

Елена Николаевна Стахова. Единственная дочь Николая Артемьевича и Анны Васильевны. Девушка двадцати лет. «Подруг у ней не было». «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима, она зажила своею собственною жизнию, но жизнию одинокою»23. Она, к своему глубокому сожалению, никого из людей не любила, зато проявляла огромное сочуствие не только к животным, но и даже к насекомым. «Как жить без любви? А любить некого!»24. Родные ее считают «странной». В своем описании Елены Тургенев подводит читателя к тому, что ее внутренний мир был подготовлен к последующему решению разделить свою жизнь с Инсаровым и его идеалами - «Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России»25.

Берсенев Андрей Петрович. Молодой дворянин. Снимает дачу неподалеку от Стаховых. Студент. Живет один. По словам Шубина: «...умница, философ, третий кандидат Московского университета»26. Его мечта – стать профессором истории или философии : «Это моя любимая мечта»27. В Кунцево много работает. Изучает философскую и историческую литературу. Шубин Берсеневу: «Ты добросовестно-умеренный энтузиаст; истый представитель тех жрецов науки... коими столь справедливо гордиться класс среднего русского дворянства»28. Товарищ и друг на все сто процентов.

Павел Яковлевич Шубин – самый неоднозначный персонаж. Это - молодой человек лишившейся родителей. С ранних лет имеет наклонность к ваянию. Доводится Анне Васильевне троюродным племянником и находится у ней на содержании. Не окончив и одного курса университета, посвятил себя исключительно призванию ваять, хотя «слышать не хотел об академии и не признавал ни одного профессора». «Талантом он обладал положительным – его начали знать по Москве...»29. Шубин – насмешник. Влюблен в Елену.

Инсаров Дмитрий Никанорович. Студент университета. Болгарин по национальности. «У него одна мысль – освобождение его Родины» 30. Берсенев называет его человеком необыкновенной судьбы. «Это железный человек. И в то же время, вы увидите, в нем есть что-то детское, искренее при всей его сосредоточенности и даже скрытности»31. Он мало разговорчив. Щипитилен. Все помыслы и работа направлены на основную цель его жизни – освобождение Родины.

Увар Иванович Стахов. Троюродный дядя Николая Артемьевича, человек лет шестидесяти. «Он ничего не делал и навряд ли думал, а если и думал, так берег свои думы про себя»32. В романе чаще всего он только присутствует, слушает, сопровождает.


3.3. Сюжет.


Год 1853. Дворянская девушка Елена хочет любви, но не видит человека, которого могла бы полюбить. Встреча с болгаром Инсаровым, одержимым идеями освобождения Родины от турецкого ига, принесла ей эту любовь. Она без колебания решается последавать за ним и его идеями.


3.4. Композиция.


В композиции романа я вижу три части.


Часть

Первая.

Три основных героя (Шубин, Берсенев, Елена) наслаждаются красотами летней природы Кунцева. Она на них действует одинаково – Всем хочется понимания, любви, счастья.

Часть

Вторая.

Появление Инсарова в Кунцево. Совместное времяпровождение с ним. Пересмотр чувств Елены.

Часть

Третья.

Инсаров и Елена в Москве. Эпилог.


Глава 4. Заключение.


Во всех трех романах находит выражение целая историческая эпоха жизни общества. Это достигается автором за счет особенностей изображения не только героев, но и истории их жизни, истории их родословных.

Сюжет, как я вижу, везде сходен - внезапное появление главного героя в однообразную провинциальную жизнь дворянского общества и, как неминуемое следствие этого появления, изменение жизни этого общества; история любви; развязка; эпилог.

Повествование романов происходит на фоне философских рассуждений героев о необходимости «делать дело», о смысле жизни, о добре и о любви. Обязательными являются во всех трех романах и экскурсы автора в прошлое героев и пейзажные зарисовки, которые сопутсвуют настроениям героям. Однако герои романов вечный вопрос «что делать» решают разными путями. Рудин, не найдя применения своему дару, расстается с жизнью защищая чужие идеалы; Лаврецкий успокаивается – ему даже удается, как он хотел, «пахать землю»; Инсаров остается верен своим идеалам до самой смерти. Женские образы героинь розняться так же. Если Наталья в «Рудине» выступает обличителем слабодушия полюбившегося ей Рудина, Елена продолжательницей дела и веры мужа, то образ Лизы Калитиной выглядит тусклым.

Наряду с историческим значением романы имеют и огромное воспитательное значение - все внимание автора сосредоточено на проблемах нравственных, на вопросах воспитания личности самоотверженной, цельной, целеустремленной.


Список литературы.


  1. И.С. Тургенев , том 2, Гослитиздат, Собр. Соч., , М. 1961.


2. И.С. Тургенев, Накануне, Просвещение, М. 1987.


1 И.С. Тургенев, Собр. Соч.,Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 14.

2 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 14.

3 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 34.

4 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, , т.2, М. 1961, стр. 15.

5 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, , т.2, М. 1961, стр. 10.

6 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, , т.2, М. 1961, стр. 11.

7 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 13.

8 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 27.

9 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 30.

10 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 45.

11 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 34.

12 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 38.

13 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 45.

14 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 73.

15 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 108.

16 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 102.

17 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 112.

18 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 113.

19 И.С. Тургенев, Собр. Соч., Гослитиздат, т.2, М. 1961, стр. 137.

20 И.С. Тургенев ,Накануне, Просвещение, М. 1987, стр. 15.

21 И.С. Тургенев , Накануне, Просвещение , М. 1987, стр.16 .

22 И.С. Тургенев, Накануне, Просвещение , М. 1987, стр. 16.

23 И.С. Тургенев, Накануне ,Просвещение, М. 1987, стр. 27.

24 И.С. Тургенев, Накануне,Просвещение , М. 1987, стр. 27.

25 И.С. Тургенев, Накануне,Просвещение , М. 1987, стр. 27.

26 И.С. Тургенев, Накануне,Просвещение , М. 1987, стр. 9.

27 И.С. Тургенев ,Просвещение, М. 1961, стр.19 .

28 И.С. Тургенев ,Просвещение, М. 1961, стр.17 .

29 И.С. Тургенев ,Просвещение, М. 1961, стр. 17.

30 И.С. Тургенев,Просвещение , М. 1961, стр. 39.

31 И.С. Тургенев,Просвещение , М. 1961, стр. 40.

32 И.С. Тургенев ,Просвещение, М. 1961, стр. .