Экономика Японии: проблемы и перспективы развития в мировом хозяйстве

Министерство науки и образования РФ

Байкальский государственный университет

экономики и права

Читинский институт

Кафедра мировой экономики


Курсовая работа по дисциплине

«Мировая экономика»

На тему:

Экономика Японии: проблемы и перспективы развития в мировом хозяйстве


Чита 2009

Содержание


Введение

Структура экономики Японии

Анализ динамики экономики Японии

Особенности экономики Японии

Внешнеэкономическая стратегия Японии

Российско-японское торгово-экономическое сотрудничество

Заключение

Список литературы

Введение


В последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих держав, является второй страной мира по величине основных макропоказателей. Ее экономический потенциал равен трети американского, но превосходит германский. Население Японии составляет 2% общемировой численности, но оно производит 11% ВМП по валютным курсам и 6,4% по покупательной способности йены.

Япония занимает одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. Она выступает одной из крупнейших капитало- и товароэкспортеров уступая лишь США, Германии и КНР.

Япония поддерживает экономические отношения с Российской Федерацией, на которую приходится 0,4% ее экспорта и 1,1% импорта. Основу импорта составляют цветные металлы, рыба и древесное сырье. Импорт в значительной степени поддерживается программами экономического содействия.

Целью моей курсовой работы является изучение особенностей развития японской экономики и ее структуры; выявление проблем и перспектив для этой страны (что особенно актуально в связи с начавшейся рецессией); роль Японии в мировом хозяйстве, а также русско-японские экономические связи.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности экономики Японии; выявить место Японии в структуре мирового хозяйства; выявить проблемы и перспективы развития японской экономики.

Цели определили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и практической части. В первой главе

рассматриваются особенности структуры экономики Японии. Во второй главе рассматривается динамика развития экономики Японии в последние годы. В третьей главе рассматриваются особенности развития экономики Японии, ее проблемы и перспективы. В четвертой главе показана ВЭД Японии. В пятой главе рассматриваются российско-японские отношения.

I Структура экономики Японии


Все отрасли экономики Японии разделены на три сектора:

Первый сектор: Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство;

Второй сектор: Горная промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство;

Третий сектор: Транспорт, связь, торговля, финансы, услуги, и др.[1, 31]

На основе этой классификации правительство Японии осуществляет прогнозирование и управление развитием национальной экономики. При этом Япония стремится к увеличению доли третьего сектора в экономике, с целью создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения конечных потребителей. Чтобы усилить роль сферы обслуживания, в Японии, прежде всего, было обеспечено повышение эффективности промышленности за счет роста производительности труда и на этой основе производилось сокращение численности работников. Таким образом, освободившиеся рабочие были направлены в сферу обслуживания. Необходимо подчеркнуть, что за короткое время невозможно решить задачу увеличения доли третьего сектора национальной экономики до оптимального уровня. Японии для этого потребовались десятилетия.

Отрасли первого сектора экономики

Сельское хозяйство. В современном сельском хозяйстве Японии можно наблюдать две тенденции: с одной стороны, имеются необходимые условия для успешного развития этой отрасли (благоприятные природно-климатические факторы, передовая техника, научные результаты), с другой – падение престижности крестьянского труда, отток населения в города, ослабление конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

В этих условиях для Японии ввоз продовольственных товаров стал выгоднее, чем организация собственного производства. В настоящее время импортируется 60% продовольственных ресурсов.

Характерная особенность сельского хозяйства Японии – ограниченность земельной площади пригодной для ведения земледелия и животноводства. В этих условиях проблемы повышения эффективности землепользования становятся очень актуальными. Поэтому постоянный поиск интенсификации производства является для этой страны вынужденной мерой.

Животноводство в Японии исторически развито слабо. Более интенсивное развитие началось после Второй мировой войны, когда японцы стали потреблять больше мяса и яиц. С того периода поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 28%, свиней на 55% и домашней птицы на 34%.

По всем видам продукции животноводства наблюдается рост производства: кур в 3 раза, говядины на 94%, молока на 69%, свинины на 74% и яиц на 46% [1, 53].

Рыбная промышленность. По потребления рыбы и морепродуктов Япония занимает второе место, уступая лишь Исландии и роль этой отрасли постоянно возрастает. Это неслучайно: 1. Япония состоит из островов и окружена морями; 2. Японские острова расположены на Тихом океане – одном из центров мирового рыболовства; 3. на внутреннем рынке постоянно возрастает спрос на продукты этой промышленности; 4. Рыболовство – традиционная отрасль.

После того как в 1984 г. Япония выловила рекордной количество рыбы (12,8 млн. т) наступил период спада – стало труднее обеспечивать постоянно растущий спрос населения за счет собственного улова. В этих условиях Япония вынуждена ввозить рыбу из других стран. Она является мировым лидером по объему импорта рыбы и морепродуктов. Одновременно является экспортером, но объем экспорта невелик.

Для того чтобы увеличить объем улова рыбы и добычи морепродуктов, Япония предпринимает попытки расширения географии промысла в Мировом океане. Однако есть определенные трудности, например удорожание себестоимости продукции, что ослабляет ее конкурентоспособность. Поэтому Япония начала сокращать объем океанического промысла и уделять больше внимания искусственному разведению рыбы и морепродуктов. За счет него Япония получает дополнительно примерно 18% товарной продукции.

Лесная промышленность. Около 70% территории Японии покрыто лесами. Для Японии леса являются не только промышленным сырьем или строительным материалом, они нужны , прежде всего для охраны окружающей среды, защиты от природных катаклизмов. Поэтому японцы предпочитают уменьшить объем вырубки собственных лесов и увеличить импорт древесины. Последние годы наблюдалась тенденция к росту ввоза древесины, Япония импортировала примерно 50% потребности в этом виде продукции. Однако в связи с кризисом импорт пиломатериалов в 2008 г. сократился на 24% по сравнению с 2007 г [21, 4].

Отрасли второго сектора экономики

Горная промышленность. В целом в Японии добыча продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Более того, окончательно свертывается добыча нефти, железной, свинцовой руды. Переживает тяжелые времена угольная отрасль. Неслучайно, что по показателям самообеспечения энергией среди развитых стран Япония занимает одно из последних мест. За счет привозимых из-за рубежа энергоносителей и промышленного сырья страна успешно обеспечивает свое индустриальное развитие и устойчивое обеспечение населения электричеством и теплом. Уровень самообеспечения Японии первичной энергией составил 22%, углем – 3,2%, нефтью – 0,2 и природным газом на 3,7%. Таким образом, с точки зрения самообеспечения энергоносителями Япония почти полностью зависит от других стран. [1,65]

Наибольший удельный вес в обрабатывающей промышленности имеет машиностроение: Япония ежегодно экспортирует примерно 6 млн. автомобилей. Экспорт автомобилей приносит японской экономике огромную прибыль, и она стремится расширить сферу этой деятельности, что нередко становится причиной противоречий с другими странами-производителями автомобилей. При этом японцы постепенно переносят тяжесть этой работы на азиатские страны, где существуют благоприятные для них конкурентные условия и в избытке имеются свободные руки. Сейчас падение спроса на автомобили внутри страны и за рубежом, ослабление доллара и евро к иене в условиях кризиса привели к резкому снижению доходов японской автомобильной промышленности. Восемь крупных концернов, в том числе «Toyota», «Honda», «Nissan» в январе – марте 2009 г. сократили производство до 1,7 млн. долларов.[22,4]

Судостроение в Японии на современном уровне стало развиваться после Второй Мировой войны. К 1965 г. страна заняла первое место в мире по количеству производимых судов. Резкое повышение мирового спроса на крупные суда в определенной мере было связано с ростом потребности промышленно развитых стран в таких энергоносителях, как уголь и нефть, и с необходимостью их перевозки морским путем. Япония сумела лучше других понять эту ситуацию и стала интенсивно развивать судостроение. Достаточно отметить, что сегодня Япония имеет около 30% объема мирового производства судов. По этому показателю она занимает второе место в мире, после Кореи. Именно конкуренция между этими лидирующими странами определяет ситуацию в мировом судостроении. Кризис затронул японские судостроительные фирмы. За январь - октябрь 2008 г. приток заказов на экспортные суда составил 415 единиц, а в аналогичный период 2007 г. 418 единиц [16, 5].

Бытовая техника Японии, как и автомобили, получила мировое признание. Однако при отличном качестве и прекрасном дизайне некоторые виды техники из-за высокой цены не всегда находят покупателей. Поэтому Япония стремится строить цеха по сборке этой техники в других странах, где низка стоимость рабочей силы, с целью снижения цены на товары. Многие ведущие производители бытовой техники, например «Panasonic», «Sony», «Pioneer» завершили 2008 г. с крупными убытками и теперь вынуждены принимать меры по реструктуризации [26,4].

Производство компьютеров. Япония также производит и отличную компьютерную технику. Предпочтение отдается производству персональных компьютеров и ноутбуков. Их удельный вес достигает 98% общего количества производимых компьютеров. Япония уделяет большое внимание созданию и применению промышленных роботов. По количеству применяемых промышленных роботов Япония занимает первое место в мире. Сегодня Япония уделяет большое внимание использованию робототехники в быту. По прогнозу Международной федерации робототехники мировой парк сервисных роботов в 2008 г. достигал 5,43 млн. ед., а в 2011 этот показатель удвоится [17, 4].

Металлургия в Японии подразделяется на три группы: черная, производство цветных и легких металлов, производство металлоизделий. Япония как промышленно развитая страна уделяет большое внимание развитию металлургии, прежде всего проблемам повышения качества стали. По объему потребления стали Япония занимает третье место в мире, после США и КНР. Таким образом, несмотря на то, что Япония не добывает железную руду, она, тем не менее, является одним из мировых лидеров не только в потреблении стали, но и в области её производства. Объем производства стали и чугуна в Японии в течение многих лет имеет стабильный характер. По объему производства стали Япония занимает вторе место в мире, уступая КНР, а по производству чугуна – третье место после КНР и США.

Легкая промышленность страны до Второй Мировой войны играла весьма важную роль. Однако после войны, с бурным развитием индустрии, интерес к легкой промышленности начал постепенно падать. С бурным развитием химии вместо натуральных волокон больше стало производиться синтетических волокон из нефти, древесины и других видов сырья. Снижение доли тканей из натуральной пряжи в определенной мере связано со свертыванием сельского хозяйства.

Пищевая промышленность – Современная пищевая промышленность Японии имеет некоторые особенности. Во-первых, японцы потребляют ряд специфических видов пищи. Поэтому производство подобной пищи почти невозможно заменить импортом. Во-вторых, пищевая индустрия Японии сегодня производит продукты высшей степени готовности. Имеется масса блюд готовых к немедленному употреблению. В-третьих, в целях охраны здоровья при промышленном приготовлении пищевых продуктов применяют заменители соли, сахара, жиров и т.д., поскольку в Японии популярны малокалорийные продукты. Объем производства пищевых продуктов в Японии имеет относительно устойчивый характер, поскольку они в основном предназначены для внутреннего потребления и мало и дут на экспорт. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами многих видов пищевых продуктов, которые привлекают только любителей и не пользуются массовым спросом. К тому же цена на них играет не последнюю роль.

Химическая промышленность. В связи с тем, что в этой стране почти нет природных сырьевых ресурсов, она вынуждена развивать эту наукоемкую отрасль. Например, нефтехимическая промышленность на основе переработки нефти и природного газа производит синтетическую резину и пластик (она дает более 50% всей продукции химической промышленности Японии). [1, 84] Неплохи показатели у Японии в производстве серной кислоты, являющейся важнейшим компонентом для производства удобрений. Серная кислота широко применяется также в производстве лекарств.

Бумажная промышленность для Японии является традиционной отраслью. По этому показателю она уступает лишь США. Несмотря на некоторые успехи в развитии японской бумажной промышленности, отрасль все же переживает определенные трудности. Дело в том, что традиционно бумагу изготовляли из древесины. Однако этот способ стал неразумным: во-первых, с точки зрения рационального использования природных ресурсов; во-вторых, в связи с проблемой экологии; в-третьих, из-за изменяющейся возможности вырубки дешевой древесины. В этих условиях в Японии в производстве бумаги стало активно использоваться вторичное сырье (макулатура).

Строительство – В настоящее время в Японии немало проблем в строительной отрасли. Во-первых, существует тенденция снижения уровня рентабельности. Появилось немало фирм-банкротов. Во-вторых, наблюдается снижение жилищного строительства. В-третьих, происходит сокращение частных инвестиций в жилищное строительство. В этих условиях японцы ищут новые направления в строительном бизнесе. Одним из них является строительство домов по типу «barrier free», т.е. в строительстве таких домов, в которых были бы широкие и просторные комнаты с минимальным количеством перегородок, чтобы старикам и инвалидам было удобно передвигаться. Это направление в Японии является актуальным в связи с тем, что японские квартиры сравнительно небольшие, а в обществе растет доля пожилых людей.

Отрасли третьего сектора экономики

В третьем секторе занято более 60% всех работающих в национальной экономике Японии, и он дает 60% национального дохода. В этих отраслях действуют многочисленные фирмы, компании, магазины, рестораны, гостиницы.

Торговля. В Японии система торговли имеет довольно сложное строение, и не всегда можно четко логически классифицировать её структуру. Это связано со следующими причинами: во-первых, люди могут заниматься не только оптовой торговлей, но одновременно и розничной торговлей; во-вторых, немало людей, занятых торговлей, для которых продажа товаров не является их основным занятием; в-третьих, нет четкой специализации торговой деятельности; в-четвертых, в этой сфере действуют различные посредники. В Японии применяют разнообразные виды торговли с целью увеличения товарооборота и более полного удовлетворения спроса потребителей [1, 120]:

Оптовые фирмы - покупка товаров оптом у производителей или посредников и перепродажа розничной торговле.

Рынки – продажа оптовикам, посредникам, нередко непосредственно розничной торговле свежих овощей, рыбы, мяса оптом. Также осуществляется продажа населению.

Магазины - продажа товаров, купленных у оптовиков или посредников, непосредственно потребителям.

Специализированные магазины – торговля такими однородными видами товаров, как одежда, обувь, книги, автомобили и др., требующими специальных консультаций для полного удовлетворения индивидуальной потребности потребителя.

Универмаги – крупные магазины с широким ассортиментом товаров, где предоставляются различные дополнительные виды услуг.

Супермаркеты (су-па) – крупные продовольственные магазины на самообслуживании, где цены относительно доступны.

Прочие – продажа товаров по сети Интернет, почте; круглосуточные магазины и т.д.

Банки, страховые и инвестиционные компании. В Японии функционируют следующие виды финансово-кредитных учреждений [1,132]:

Банк Японии ЦБ Японии. Выполняет эмиссионную функцию, кредитует коммерческие банки и хранит их временно свободные деньги.

Коммерческие банки – эти банки обслуживают как фирмы, так и население, принимая их вклады и выдавая кредиты.

Доверенные банки – один из видов коммерческих банков. По поручению клиентов осуществляют управление их капиталом и недвижимостью и создают доходы.

Долгосрочные инвестиционные банки – Осуществляют кредитование долгосрочных проектов.

Финансовые учреждения для малого и среднего бизнеса – Фонд доверия, Центральный фонд торгово-промышленного объединения, и др. финансовые учреждения призванные оказывать содействие малому и среднему бизнесу.

Страхование, ценные бумаги – компании по страхованию жизни, компании имущественного страхования, компании по операциям с ценными бумагами. Они функционируют за счет взносов, акций и других ценных бумаг клиентов, используя эффективно свободные средства, создают прибыль.

Государственные финансовые учреждения – Японский банк развития, Японский внешнеторговый банк, Фонд жилья и др. Они действуют в той сфере, где частному капиталу получить прибыль трудно.

Банк каждого вида выполняет отдельную функцию. Но в целом назначение банка в любой стране – аккумулирование временно свободных денежных средств населения и предприятий и кредитование клиентов. Одним из основных видов деятельности банков является работа со сбережениями населения и предприятий. В Японии сбережения подразделяются на депозиты (еокин) и вклады (чекин). Устойчивый рост вкладов населения объяснялся следующими причинами: относительно высокая степень доверия банковской системе со стороны вкладчиков; наличие закона о государственной гарантии надежности вкладов населения; необходимость создания гарантированных материальных условий в будущем.

Сфера услуг - «индустрия сервиса» является одной из крупнейших отраслей Японии. Интенсивное развитие произошло после того, как Япония создала эффективную модель национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень производительности труда и в центре внимания социальной политики проблема свободного времени.

Чтобы реально увеличить свободное время для отдыха, прежде всего, необходимо облегчить домашний труд. Поэтому в японской семье высока обеспеченность техникой (около 100%). Более этого в Японии создана огромная индустриальная сеть различных видов сервиса и развлечений.

Транспорт и связь. Несмотря на то, что Япония по площади является небольшой страной, по объему грузооборота она занимает одно из ведущих мест и почти не уступает России.

В сфере грузоперевозок более интенсивно развивался автомобильный транспорт. При перевозке пассажиров более высокими темпами развивался воздушный транспорт. Однако и здесь велика популярность автомобильного транспорта. Это обусловлено следующими причинами: в Японии прекрасные современные дороги, связывающие все населенные пункты страны; она имеет развитую автомобильную промышленность и достаточное количество всех видов машин; автомобильный транспорт является наиболее удобным видом перевозки не только людей, но и грузов. Он может организовать доставку «от двери до двери».

В условия Японии – страны, окруженной морями, морской транспорт играет большую роль. Он относится к наиболее дешевым средствам перевозки. Особенно эффективно его использование при перевозке грузов крупными контейнеровозами. Однако при всех благоприятных условиях, тормозом для развития морского транспорта в современной Японии является стоимость перевозки (из-за сильного повышения заработной платы морякам произошло резкое удорожание себестоимости перевозок).

Чтобы снизить стоимость перевозок, Япония стала арендовать суда у стран с более низкими налоговыми ставками и разрешили нанимать иностранных моряков которым можно было платить низкую заработную плату. Несмотря на это морской транспорт стал терять свои позиции.

В Японии хорошо развита почтовая служба и сеть телефонно-телеграфных связей. С 1995 наблюдается снижение использования обычных телефонов. Стал развиваться сервис мобильной связи: телефоны, пейджеры, факсы.

II Анализ динамики экономики Японии


Табл 1. Динамика макроэкономических показателей характеризующих экономику Японии (% к предыдущему году)


2006 2007 2008 2009
ВМП 5,0 5,2 3,2 -1,3
ВВП 2,4 2,1 -0,6 -6,2
Доля ВВП в ВМП 0,5 0.4 -0,2 4,8
Экспорт 10,0 9,5 2,5
Импорт 2,0 1,5 -1,0
Экспортная квота 4,2 4,5 -4,2
Импортная квота 0,8 0,7 1,7

Источник: [11; 14]

До 2007 года экономика Японии, по свидетельству аналитиков германской газеты “FAZ” переживала самый продолжительный подъем после окончания Второй мировой войны. До этого Япония преодолела многолетнюю инфляцию и тяжелый финансовый кризис. Начав глубокие структурные изменения правительство Дж. Коидзуми, пришедшее к власти в 2001, вернуло страну на путь устойчивого развития. Благодаря низким процентным ставкам и благоприятной мировой конъюнктуре, и, прежде всего высокому спросу на рынках КНР и США, японские концерны начали резко увеличивать капиталовложения и развернули экспансию на внешние рынки. В 2005 году ВВП страны реально увеличился на 2,6%. Прибыли японских компаний в 2005 достигли 300 млрд. евро. В 2006 его прирост был несколько меньшим – 2,4%. В 2007 году экономический рост замедлился, прежде всего, за счет динамики валовых накоплений. Прирост ВВП Японии составил 2,1%. Темпы роста внутреннего спроса в частном секторе снизились. Значительное сокращение инвестиций в строительство жилья сочетались с замедлением роста вложений в основной капитал производственной сферы и потребительских расходов. Существенно снизились темпы роста промышленности Японии.

Как отмечает "Financial Times", экономика Японии до 2008 года считалась относительно защищенной от последствий кризиса в сфере ипотечного кредитования, разразившегося в США и Западной Европе. Оптимистические сценарии для Японии учитывали, прежде всего, ограниченную уязвимость банковской и финансовой систем этой страны в условиях усилившегося влияния кризиса в сфере ипотечного кредитования США. Однако распространение финансового "цунами" по всему миру и уход из Японии части иностранного капитала в связи с потребностью закрыть образовавшиеся бреши в других странах негативно сказались на японском фондовом рынке. Из-за спада на нем существенные потери понесли японские банки. Дестабилизация в финансовой сфере не могла не отразиться на ситуации в реальном секторе глобальной экономики. В такой обстановке ухудшилось положение крупных японских экспортеров. Сокращение потребительских расходов в США и европейских странах косвенным образом "ударило" по фирмам в Японии, выпускающим транспортные средства и сложную электронную технику. Ситуация еще более усложнилась из-за резкого укрепления иены. Повышение ее курса отчасти связано с прекращением "carry trade" (имеется в виду осуществление заемных операций в Японии под низкий процент и использование полученных средств для вложений в странах с развивающимися рынками, приносящих относительно высокий доход благодаря высоким банковским ставкам).

Спад на 0,6% заставил аналитиков изменить свое мнение относительно возможностей Японии оставаться в стороне от неблагоприятных тенденций в мировой экономике. Япония среди развитых государств стала наиболее крупной с экономической точки зрения страной, пережившей сокращение ВВП. Япония, импортирующая почти все необходимое ей углеводородное сырье, сильно пострадала от повышения мировых цен на него (а также и от удорожания других сырьевых товаров), что создало дополнительные проблемы как для местных компаний, так и для японских семей, ограничив их возможности в приобретении товаров и услуг, а значит, сдерживая дальнейший макроэкономический рост.

Опасения относительно глубокой рецессии заставили правительство принять пакет стимулирующих мер, среди которых наиболее значимыми являются снижение налогов и оказание финансовой помощи транспортной и строительной отраслям, а также малому бизнесу. По мнению большинства аналитиков, даже в случае реализации этих инициатив вряд ли возможно полноценное оживление национальной экономики. Ряд политических деятелей Японии видят выход в крупном увеличении государственных расходов. Однако правительство взяло на себя обязательство добиваться бездефицитного первичного бюджета к 2011/12 фин.г. По данному показателю Япония опережает другие крупные государства с развитой экономикой.

"Economist" отмечает, в ноябре и декабре 2008 г. экспорт из Японии относительно соответствующих месяцев 2007 г. сократился на 27 и 35%. Падение промышленного производства за короткий период времени в значительной степени обесценило результаты, достигнутые за 7 лет экономического подъема. По мнению экономистов, к концу февраля 2009 г. промышленное производство было "отброшено" назад - примерно к уровню 1987 г. Согласно проведенным опросам, резко ослабла уверенность японских предпринимателей в перспективах их бизнеса. Никогда раньше с июня 1988 г. она не было такой низкой, как в настоящее время.

Корпорации сокращают численность своего персонала, пытаются добиться снижения производственных издержек и уменьшения складских запасов продукции. Уровень безработицы в декабре 2008 г. повысился до 4,4% (по сравнению с 3,9% в ноябре). [18, 1]

Положение в государственных финансах оценивается большинством аналитиков как неудовлетворительное. Более благоприятная ситуация складывается в частном секторе, что объясняется отсутствием у Японии проблем, характерных для других развитых стран и вызванных нестабильностью в макроэкономической и финансовой областях. В этой стране не произошло крупного падения цен на рынке жилой недвижимости. Система кредитования физических лиц и корпораций функционирует относительно лучше, чем в большинстве других развитых стран. В Японии потери банков по ценным бумагам, на стоимость которых оказал влияние ипотечный кризис в США, оцениваются лишь в 17 млрд. долл., тогда как в мире в целом - в 500 млрд. В таких условиях японские банковские компании располагают широкими возможностями для продолжения кредитования клиентуры, за исключением фирм, занимающихся проектами в сфере недвижимости . Такие фирмы делают крупную ставку на привлечение средств из-за рубежа, а также кредитных ресурсов небольших региональных банков. Некоторые фирмы данного типа в последние несколько месяцев потерпели банкротство. [22,5]

Как отмечает "Economist", сейчас японская экономика в меньшей степени обременена долговыми обязательствами и поэтому, по всей видимости, сумеет преодолеть негативные тенденции в сравнительно сжатые сроки.

Почти все прогнозы на 2009 г. не вселяют оптимизма, несмотря на принятие правительствами пакетов мер по стимулированию роста. Министр финансов Японии К. Йосано предупредил, что страна, "сталкивается с самым тяжелым кризисом после Второй мировой войны". Согласно январскому прогнозу МВФ, ВВП Японии в текущем году сократится на 2,6%.

Экономист "BNP Paribas" А. Като заявила агентству Рейтер, что в случае сокращения промышленного производства в I квартале 2009 г. на 20% спад в экономике Японии составит 11,3%. А. Като отметила, что Япония особенно пострадала из-за глобального снижения спроса на дорогостоящую продукцию и свертывания капиталовложений. По ее мнению, эти неблагоприятные тенденции продолжатся еще какое-то время. А. Като считает, что возврат к стабильному росту возможен не ранее апреля - июня 2010 г. Но даже в таком случае прирост ВВП лишь ненамного превысит нулевой показатель[18, 1].


III Особенность экономики Японии


Последние десятилетия экономика Японии была второй в мире, после американской, по своим основным макроэкономическим параметрам: объемам ВВП (в том числе по ВВП на душу населения), внешней торговли (показателям экспорта и импорта, величине валовых капиталовложений, показателям роста производительности труда). Выдающихся успехов страна добилась в ходе послевоенного развития, когда на протяжении почти четверти века она развивалась высокими темпами.

С точки зрения В. К. Ломакина сейчас экономике Японии присущи такие особенности как [2, 410]:

Лидерство в развитии НИОКР

Переход к новой структуре производства опирается на широкомасштабные НИОКР. Аналитиками «Economist Intelegence Unit» полагают что Япония является лидером в удельном весе НИОКР и в ближайшие годы им останется. Доля расходов на НИОКР выросла с 3,4% ВВП в 2005 г. до 3,7% в 2008 г. [12,4] Основные расходы идут на прикладные исследования, которые сосредоточены в телекоммуникационной сфере и электронике, транспортном машиностроении и химии. Усиление внимания к научным разработкам связано с ослаблением позиций Японии в развитии высокотехнологичных отраслей.

Высококвалифицированные кадры

В последние десятилетия развитие японского хозяйства опирается на высокий общеобразовательный и профессиональный уровень рабочей силы. Свыше 95% молодежи соответствующего возраста оканчивают полную среднюю школу и 40% ее выпускников продолжают обучение в высшей школе. Это позволяет стране по развитию «экономики знания» (высокотехнологичные отрасли и отрасли сферы услуг с высококвалифицированной рабочей силой) занимать ведущие позиции в мире, уступая только США и Германии.

Политика дефляции

Экономическое развитие происходило в специфических условиях. Внутренний спрос находился на низком уровне — рост 1% в среднем за 1998— 2006 гг. против 2,8% во всех развитых странах. В целях стимулирования спроса процентные ставки по краткосрочным кредитам держались на нулевом уровне, государственные расходы превышали доходы. Несмотря на рост внутреннего долга, темпы изменения розничных цен были отрицательными (—0,3% в среднем за 1998— 2006 гг.). По сути, осуществлялась политика дефляции. [2,416]

Отличия в структуре частного предпринимательства

Особенность экономического строя— вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает значительную часть системы деловых отношений в стране. Различаются два типа, образования экономических группировок. Первый — корпоративные группы «киге судан». Центр корпоративной группы составляет основной банк, иногда вместе с торговой компанией. Далее связи строятся по вертикали.На втором уровне находятся группы «кейрецу», которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Многие крупные промышленные компании не существуют как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры западных стран (рынок — предприятие), значительная часть японской экономической системы имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров поглощаемых компаний.

Помимо производственных связей, структуру корпоративной группы «киге судан» охватывают другие виды зависимостей: участие головного банка компаний в капитале зависимых фирм; направление в советы директоров фирм представителей головной компании; оказание различного рода услуг.

В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая «киге судан» представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей — вертикальная. В связи с тем, что «киге судан» представляют собой совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им легче приспосабливаться к требованиям внешней среды.

Для корпоративных групп характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний — 5—10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. Перекрестное владение акциями не превышает трети акционерного капитала. Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование.

Трудовые отношения

Одной из характерных черт японской модели экономического механизма является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил,