Предприятия в рыночных условиях

1 млн компьютеров. Исследования ряда компаний страдали одной существенной недоработкой: в основе их лежало незыблемое в ту пору допущение, что компьютеры предназначены только для серьезной научной работы, и поэтому область их использования предполагалась довольно узкой. Примерно то же произошло с фирмой «Ксерокс». Исследования ряда компаний показали, что полиграфические предприятия абсолютно не нуждаются в копировальных автоматах. Однако никому не пришло в голову, что это оборудование может понадобиться конторам, школам, университетам, колледжам и просто частным лицам.

Отсюда можно сделать вывод: при создании нового предприятия нужно быть готовым к тому, что продукция или услуги Данного предприятия могут найти совершенно новых потребителей на «неплановых» рынках. Следует преодолеть традиционно предпринимательский стереотип мышления. И если компания, выпустившая продукцию для какой-то определенной цели, вдруг обнаруживает, что эта продукция вызывает интерес у совершенно неожиданных потребителей, то ей следует проанализировать серьезность и возможности такого интереса.

Для усиления имиджа торговой марки фирмы применяют: ключевое слово, рекламную формулу, цвет, эмблему и набор историй. Так, компания «Вольво» применяет ключевое слово «безопасность», «БМВ» — «эксплуатационные качества», «Мерседес» — «конструкция», «Кодак» — «пленка» и т.д. Вместе с тем многие компании к своему названию добавляют рекламную формулу. Эффект от постоянного повторения одной и той же рекламной формулы оказывает существенное влияние на подсознание покупателя. Например: «Форд» — «Качество — наша первейшая задача»; «Дженерал электрик»: «Мы приносим в вашу жизнь хорошее»; «Филлипс»: «Изменим жизнь к лучшему»; «Галина бланка»: «Любовь с первой ложки»; «Баунти» — «Райское наслаждение»; «Самсунг электронике» - «Бросает вызов невозможному» и т.д.

Таким же образом на покупателя оказывают определенное влияние один и тот же цвет, постоянно используемый фирмой, различные эмблемы, набор историй.

Если оторванность от рынка является «болезнью» новых предприятий на ранних этапах их существования, то финансовый фактор, а точнее, неправильная финансовая политика становится серьезной угрозой таким предприятиям на последующем этапе их развития. Проблема в том, что молодые предприниматели, организуя новое предприятие, в первую очередь стремятся получить высокие прибыли. Однако на первых порах деятельности прежде всего следует уделить внимание поиску источников финансирования разработок и ускоренного роста, регулированию деятельности, движению денежной наличности. Новое предприятие может нормально развиваться только при условии обеспечения его деятельности дополнительным капиталом, т.е. в предпринимательстве нельзя обойтись без управления финансами.

По мере развития и успешного функционирования важной составляющей нового предприятия является создание высшего управленческого звена или специальной управленческой группы. Такому звену или группе следует начать с анализа особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявить конкретные участки, от которых зависят его выживание и благополучие, по каждому участку определить цели и задачи. Руководитель задолго до того, как его единоначалие достигает критической точки, за которой может последовать спад деятельности предприятия, должен научиться взаимодействию со своими коллегами, доверять им, одновременно не снижая требовательности. Руководитель должен быть лидером, а не «звездой».

Наконец, важным фактором управления новым предприятием является умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей. По мере роста и развития нового предприятия меняются роли предпринимателей, стоявших у истоков его создания, и взаимоотношения между ними. При этом не каждый предприниматель замечает необходимость перемен и, что особенно важно, не каждый знает, что именно нужно делать в изменившейся обстановке. В этих условиях предприниматель — основатель фирмы задает себе вопросы: Что больше всего соответствует моим способностям и наклонностям? В чем я могу себя проявить наилучшим образом? На каких участках деятельности предприятия я могу принести наибольшую пользу? Только продумав ответы на подобные вопросы, предприниматель может принять соответствующее решение.

Изобретатель фотокамеры «Полароид» Эдвин Ленд, например, руководил своей компанией около 13 лет, с этого времени компания начала стремительно расти. Оценив складывающуюся ситуацию, Э. Ленд решил, что он не способен к управленческой работе на высшем уровне, и управлять компанией должны квалифицированные профессиональные менеджеры. Сам он сосредоточился на научных исследованиях, т.е. там, где мог проявить себя лучше других. Э. Ленд выстроил для себя лабораторию, где занял должность директора-консультанта компании по фундаментальным исследованиям, а оперативное руководство фирмой доверил специально назначенным управляющим. Подобных примеров из практики предпринимательства немало. Таким образом, перед тем как начинать новое предприятие, а также тогда, когда предприятие начинает работать успешно, следует задать себе вопрос: «Действительно ли та область, в которой я собираюсь работать (в которой я сейчас работаю), является моей?» Только ответив утвердительно на этот вопрос, можно приступать к делу или продолжать его.

Руководителям малых предприятий следует рассмотреть методы, которыми фирмы руководствовались ранее и пользуются теперь (табл. 1). Изучив таблицу, в правой колонке которой перечислены эффективные современные методы работы с рынком, приносящие наибольшую прибыль, руководитель фирмы может оценить, насколько его компания овладела современными методами ведения бизнеса.

Табл. 1

Развитие компаний

Раньше Сейчас
1 2>
Все производить внутри компании Покупать больше вне компании (внешние источники)
Усовершенствования вносить самостоятельно Совершенствоваться, опираясь на достижения других компаний
Работать независимо от остальных Сотрудничать с другими фирмами
Разделять работу между разными отделами Решать возникающие проблемы при помощи многоцелевых групп
Сосредоточиваться на внутреннем рынке Концентрироваться как на внешнем, так и на внутреннем рынках
Обращать все внимание на производство товара Сосредоточить внимание на рынке и потребителе
Ставить на первое место товар Обращать особое внимание на стоимость товара
Найти длительное преимущество в конкурентной борьбе Находить новые пути, дающие преимущество над конкурентами

Риск в деятельности предпринимателя

В условиях рыночной экономики риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска — неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В современной России проблема усиления рисков весьма актуальна.

В предпринимательской деятельности важно правильно распределить риски между контрагентами. Ответственным за риск должен стать тот компаньон проекта, который лучше других может рассчитывать и контролировать риски.

Риск распределяется при разработке финансового плана проекта и договорных документов. Распределение риска между участниками проекта может быть качественным и количественным. Количественное распределение риска предполагает использование концептуальной модели, базирующейся на стандартных методах решений, основой которых является дерево вероятностей и решений, используемое для установления их последовательности.

Качественное распределение риска предусматривает принятие участниками проекта ряда решений, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую участники хотят возложить на инвестора. Однако это затрудняет разработчикам проекта привлечение опытных инвесторов. Участники переговоров должны проявлять максимум гибкости в решении вопроса о доле риска, который они согласны принять на себя.

Заключение

Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не менее трудным явился процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов. Производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких, как, например, легкая промышленность, — в 6—7 раз. Тяжело отразился на положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей, 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что сделать существенный рывок в экономике невозможно без развития малого предпринимательства.

Список литературы

1. Блинов А.0. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М.: Ось, 1998.

2. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие/Пер, с нем. яз. - М.: МАИК «Наука /Интерпериодика», 1999.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. - М.: ИН-ФРА-М-Норма, 1996.

4. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. Учеб. пособие. - М.: Дело и сервис, 1999.

5. Джен Ягер. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса/Пер, с англ. - М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

6. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

7. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер, с англ. - М.: 000 «Издательство АСТ»,2000.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер, с англ. - М.: Прогресс, 1990.

9. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Лещенко М.И. Основы лизинга. Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

11. Маркетинг. Учеб./Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

12. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., КрутикА.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Учеб. пособие для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.

13. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

14. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты ИНФРА-М, 2000.

15. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов изд., перераб. и доп. /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко Vе ЮНИТИ.2000.

16. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России — м 2000.

17. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика - М • ТЕ ИС, 2000.

18. Рюттингер Рольф. Культура предпринимательства. /Пер с нем.-М.: ЭКОМ, 1992.

19. Сирополис Н. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей/Пер, с англ. АНХ. — М.: Дело, 1997.

20. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. - М.: ИНФРА-М, 1995.

21. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.