Проектирование интернет-магазина для предприятия розничной торговли
Техническое и организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальных средств, для реализации проекта, определение методов описания промежуточных состояний разработки, разработку методов и средств испытаний ПО, обучение персонала и т.п. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования программного обеспечения. Верификация - это процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка позволяет оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями. Проверка частично совпадает с тестированием, которое связано с идентификацией различий между действительными и ожидаемыми результатами и оценкой соответствия характеристик ПО исходным требованиям. В процессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации, описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом.Управление конфигурацией является одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла программного обеспечения, прежде всего процессы разработки и сопровождения программного обеспечения. При создании проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учета их связей и функций, создания унифицированной структуры и обеспечения развития всей системы. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в программном обеспечении на всех стадиях жизненного цикла. Общие принципы и рекомендации конфигурационного учета, планирования и управления конфигурациями программного обеспечения отражены в проекте стандарта ISO 12207-2.
Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами. Результатами анализа, в частности, являются функциональные модели, информационные модели и соответствующие им диаграммы. Жизненный цикл программного обеспечения носит итерационный характер: результаты очередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах.
2.2.2 Модели жизненного цикла программного обеспечения
Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и методы разработки ПО (под моделью ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует). Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки. Стандарт ISO/IEC 12207 описывает структуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.
К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели ЖЦ:
каскадная модель (70-85 г.г.);
спиральная модель (86-90 г.г.).
В изначально существовавших однородных ИС каждое приложение представляло собой единое целое. Для разработки такого типа приложений применялся каскадный способ. Его основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.
Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:
на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
2.2.3 Стандарт ISO 12207.
Стандарт ISO 12207 — Процессы жизненного цикла программного обеспечения — наиболее полно на уровне международных стандартов отражает жизненный цикл, технологию разработки и обеспечения качества сложных программных средств. Жизненный цикл ПО представлен набором этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведения разработки на всех стадиях от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПО. В ЖЦ включаются описания исходной информации, способов выполнения операций и работ, устанавливаются требования к результатам и правилам их контроля, а также к содержанию технологических и эксплуатационных документов. Определяется организационная структура коллективов, распределение и планирование работ, а также контроль за реализацией ЖЦ ПО.
Стандарт определяет архитектуру, процессы, разделы и подразделы ЖЦ ПО, а также перечень базовых работ и детализирует содержание каждой из них. Архитектура ЖЦ ПО в стандарте базируется на трех крупных компонентах:
основные процессы жизненного цикла ПО и определяющие работы;
вспомогательные процессы и работы, поддерживающие жизненный цикл ПО;
организационные процессы и управление жизненным циклом ПО.
Эти разделы стандарта состоят из ряда подразделов, в которых подробно раскрывается содержание каждой работы и комментируются особенности их выполнения. Рекомендации к каждому подразделу состоят в среднем из 3-6 пунктов — работ (процедур). Общее число работ и комментариев к ним в стандарте свыше 220.
Процессы приобретения и/или подготовки к созданию ПО должны начинаться с инициализации проекта, анализа концепции, анализа рынка продуктов, выработки требований и состава поддерживающих документов, создания предварительного плана проекта. Основные работы по созданию сложного комплекса программ рекомендуется начинать с определения состава сопровождающих документов, выбора средств конфигурационного управления и обеспечения качества, а также выбора методов и средств технологического обеспечения разработки всей информационной системы. Кодирование и тестирование каждого компонента ПО должно быть оформлено совокупностью документов, удостоверяющих соответствие компонента первичной спецификации, содержащих тесты и результаты тестирования.
Рекомендуется разрабатывать план работ, включающий комплексирование компонентов, тестирование по всем разделам требований и показателям качества, а также документирование плана, результатов интеграции, использованных тестов, критериев оценки и полученных результатов. Далее программное обеспечение следует подвергать квалификационному (аттестационному) тестированию по всем разделам требований контракта, при широком варьировании тестов, изменениях значений критериев, а также тестировать полноту и адекватность технологической и пользовательской документации реальному программному продукту. Проверенный таким образом комплекс программ интегрируется в вычислительные средства информационной системы, средства визуализации и телекоммуникации.
Эти работы взаимодействуют с работами, обеспечивающими сопровождение программного обеспечения. Специалисты анализируют сообщения об ошибках и предложения на модификацию программного обеспечения, отбирают их на соответствие требованиям контракта и оценивают целесообразность проведения изменений. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в документации.
Процессы документирования программного обеспечения должны охватывать планирование и обеспечение документирования, рекомендации по стандартизации, проектированию и разработке, а также по производству, конфигурационному управлению и сопровождению комплекта документации на ПО. Для обеспечения гарантий качества следует использовать планирование, методологию, процедуры и стандарты поддержки качества программного обеспечения в соответствии с контрактом с учетом доступных ресурсов. Верификация программного обеспечения должна включать ее организацию, планирование и техническое обеспечение. Удостоверение правильности (аттестация) должна гарантировать полное соответствие программного продукта спецификациям, требованиям и документации на программное обеспечение и возможность его надежного функционирования и безопасного применения пользователем.
Организация жизненного цикла программного обеспечения включает основные работы по управлению проектом, производством и средствами для обеспечения процессов по разработке, эксплуатации и сопровождению. Процессы формирования инфраструктуры должны состоять из выбора и установления аппаратных и программных средств, технологии, стандартов и обслуживания, используемых для разработки, сопровождения и обеспечения эксплуатации ПС. Процессы совершенствования жизненного цикла ПС состоят в установлении, оценивании, измерении, контроле и корректировке процессов жизненного цикла конкретного программного обеспечение. Процессы обучения определяются требованиями к проекту, должны учитывать необходимые ресурсы, управление и технические средства.
2.2.4 Диаграммы, реализованные в структурном подходе
Диаграммы декомпозиции DFD, IDEF0 и IDEF3
Для
решения задачи
функционального
моделирования
на базе структурного
анализа традиционно
применяются
два типа моделей:
IDEF0-диаграммы
и диаграммы
потоков данных
(DFD).
Методология
разработки
процессных
диаграмм обычно
применяется
при проведении
обследований
предприятий
в рамках проектов
управленческого
консалтинга,
а также в проектах
автоматизации
крупных объектов
при экспресс-обследовании
(обычно для
составления
развернутого
плана работ).
Нотация
диаграмм
потоков данных
позволяет
отображать
на диаграмме
как шаги бизнес-процесса,
так и поток
документов
и управления
(в основном,
управления,
поскольку на
верхнем уровне
описания процессных
областей значение
имеет передача
управления).
Также на диаграмме
можно отображать
средства
автоматизации
шагов бизнес-процессов.
Обычно используется
для отображения
третьего и ниже
уровня декомпозиции
бизнес-процессов
(первым уровнем
считается
идентифицированный
перечень
бизнес-процессов,
а вторым - функции,
выполняемые
в рамках бизнес-процессов).
Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD):
являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе;
создаются для моделирования существующего процесса движения информации;
используются для описания документооборота, обработки информации;
применяются как дополнение к модели IDEFO для более наглядного отображения текущих операций документооборота (обмена информацией);
обеспечивают проведение анализа и определения основных направлений реинжиниринга ИС.
Диаграммы DFD могут дополнить то, что уже отражено в модели IDEF0, поскольку они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией как внутри системы между бизнес-функциями, так и системы в целом с внешней информационной средой
В случае наличия в моделируемой системе программной/программируемой части (практически всегда) предпочтение, как правило, отдается DFD по следующим соображениям.
DFD-диаграммы создавались как средство проектирования программных систем, тогда как IDEF0 - как средство проектирования систем вообще, поэтому DFD имеют более богатый набор элементов, адекватно отражающих их специфику (например, хранилища данных являются прообразами файлов или баз данных).
Наличие мини-спецификаций DFD-процессов нижнего уровня позволяет преодолеть логическую незавершенность IDEF0, а именно обрыв модели на некотором достаточно низком уровне, когда дальнейшая ее детализация становится бессмысленной, и построить полную функциональную спецификацию разрабатываемой системы.
Существуют и поддерживаются рядом CASE-инструментов алгоритмы автоматического преобразования иерархии DFD в структурные карты, демонстрирующие межсистемные и внутрисистемные связи, а также иерархию систем, что в совокупности с мини-спецификациями является завершенным заданием для программиста.
С помощью DFD-диаграмм требования к проектируемой ИС разбиваются на функциональные компоненты (процессы) и представляются в виде сети, связанной потоками данных. Главная цель декомпозиции DFD-функций - продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. На схемах бизнес-процесса отображаются:
функции процесса;
входящая и исходящая информация, при описании документов;
внешние бизнес-процессы, описанные на других диаграммах;
точки разрыва при переходе процесса на другие страницы.
Если при моделировании по методологии IDEF0 система рассматривается как сеть взаимосвязанных функций, то при создании DFD-диаграммы система рассматривается как сеть связанных между собой функций, т.е. как совокупность сущностей (предметов). Структурный анализ - это системный пошаговый подход к анализу требований и проектированию спецификаций системы независимо от того, является ли она существующей или создается вновь. Методологии Гейна-Сарсона (Gane-Sarson) и Йордана/Де Марко (Yourdon/DeMarko) построения диаграмм потоков данных, основанные на идее нисходящей иерархической организации, наиболее ярко демонстрируют этот подход. Целью этих двух методологий является преобразование общих, неясных знаний о требованиях к системе в точные (насколько это возможно) определения. Обе методологии фокусируют внимание на потоках данных, их главное назначение - создание базированных на графике документов по функциональным требованиям. Методологии поддерживаются традиционными нисходящими методами проектирования и обеспечивают один из лучших способов связи между аналитиками, разработчиками и пользователями системы за счет интеграции следующих средств:
Диаграмм потоков данных.
Словарей данных, которые являются каталогами всех элементов данных, присутствующих в DFD, включая групповые и индивидуальные потоки данных, хранилища и процессы, а также все их атрибуты.
Миниспецификации обработки, описывающие DFD-процессы нижнего уровня и являющиеся базой для кодогенерации.
2.3 Разработка интернет-магазина.
Создание интернет магазина проводилось на хостинге который предоставляет уже установленную CMS OScommerce для пользователей. Использование именно этой технологии и этого хостинга обосновано простотой внедрения и использования.
Для получения аккаунта необходимо зарегистрироваться, после чего хостер предоставляет место под сайт.
После подтверждения регистрации можно попасть в администраторскую часть магазина, которая содержит следующие пункты:
Настройки
Дизайн
Каталог
Оплата и доставка
Клиенты
Управление статьями
Вопросы
Новости
Опросы
Сертификаты
Локализация
Отчеты
Каждый из этих пунктов содержит подпункты, изменение которых помогает настроить магазин под требования заказчика. Мы получаем практически готовый сайт. Остается наполнить его содержимым и указать платежные системы и способы оплаты, которые будут использоваться в дальнейшем.
На рисунке 1 представлен модуль управления администраторской учетной записью, которая служит для управления интернет-магазином. С его помощью можно создавать/изменять/удалять учетные записи и наделять их владельцев определенными правами по управлению интернет-магазином.
На рисунке 2 изображены изменяемые параметры, регулирующие работу, данные и базовую функциональность магазина. Изменение любого из параметров возможно только администратором магазина.
Базовая функциональность системы управления Интернет-магазином на и возможности интернет-магазина:
Каталог продукции с дружественным интерфейсом
Неограниченное число категорий
Неограниченное число продуктов
Неограниченная глубина дерева категорий
Каждый товар может быть добавлен сразу в несколько категорий
Возможность временного отключения показа продуктов
Учет остатков товарных позиций на складе
Определение HTML описаний и логотипов категорий
HTML описание продуктов
Возможность указания стоимости доставки для каждого продукта индивидуально
Возможность установить бесплатную доставку для продукта
Каждый продукт может быть отнесен к некоторому классу налогообложения
Неограниченное число параметров продуктов
Поддержка электронных продуктов
Фотографии продуктов, которые можно загрузить в трех вариантах (обычная, уменьшенная, увеличенная)
Фотогалерея для каждого продукта
Указание старой и текущей цен для товаров
Система рейтинга продуктов покупателями (голосования за продукты)
Перекрестный маркетинг / рекомендуемые товары
Прайс-лист
Поиск продуктов в администрировании
Простой поиск по наименованию и описанию продуктов в пользовательской части
Расширенный поиск по параметрам продуктов
Обсуждение продуктов
Импорт продуктов и категорий из Excel
Экспорт продуктов и категорий в Excel
Система публикации новостей
Голосование для посетителей
Многоязычный интерфейс
Работа с неограниченным числом типов валют
Редактируемый список стран
Редактируемый список областей
Простая локализация
Удобное управление заказами
Возможность выбора конфигурации товара перед добавлением в корзину
Виртуальная корзина для зарегистрированных и незарегистрированных покупателей
Ограничение на минимальный заказ продукта
Ограничение на минимальную сумму заказа
Краткая информация о корзине на каждой странице магазина
Возможность открытия виртуальной корзины как в отдельном окне (popup), так и в основном
Возможность отключения виртуальной корзины и создания интернет-каталога
Пошаговое оформление заказов
Быстрое оформление заказов (без регистрации)
Возможность отключения учета остатков продуктов на складе
Настраиваемый список статусов заказов
Вся информация о заказах сохраняется в базе данных
Уведомления о заказах отправляются по электронной почте администратору и покупателю
Поиск заказов в администрировании
Формирование счетов на оплату и квитанций
Оптимизация для поисковых систем
Система скидок
Партнерская программа
Рассылка новостей по электронной почте
Редактируемые META Keywords и META Description для каждого продукта и категории
Информационные HTML страницы
Удобное управление покупателями
Личный кабинет покупателя
Учет зарегистрированных пользователей
Поиск покупателей в администрировании
Регистрация пользователей
Настраиваемая форма регистрации покупателей
Адресная книга покупателя
Версия для печати страниц с информацией о товарах, прайс-листа, информационных страниц
Функция "забыли пароль" для покупателей
Покупатель может выбрать валюту, в которой он хочет просматривать цены на продукты
Формы обратной связи
Системы доставки и оплаты имеют plug-in структуру
Настраиваемая система способов оплаты
Настраиваемая система способов доставки заказов
Обработка кредитных карт
Принимайте к оплате электронные деньги
Интеграция с основными российскими и зарубежными платежными системами
Ограничения в выборе способа оплаты в зависимости от выбранного способа доставки
Поддержка неограниченного количества классов налогообложения
Определение налоговых ставок в зависимости от адреса покупателя (sales taxes)
Расчет НДС для заказов
Расчет стоимости доставки в зависимости от адреса покупателя (страны, области)
Ограничение возможности доставки в определенные страны и регионы
Расчет стоимости доставки в реальном времени
Магазин от компании electro-shop.7910/ совместим со следующими платежными системами:
Оплата наличными при получении
Оплата наложенным платежом
Оплата кредитной карточкой
Оплата по квитанции банка
WebMoney
Western Union
Яндекс.Деньги
Money Gram
Оплата чеком
E-Gold
Система оплаты PayPal
2CheckOut
RUpay
SECPay и другие.
На рисунке 3 представлена начальная контекстная диаграмма. В ней отображена входящая и исходящая информация. Факторы, влияющие на работу интернет-магазина, объекты, которые поддерживают его работу.
На рисунке 4 представлена Диаграмма декомпозиции 0-го уровня. В ней отображен процесс работы интернет-магазина в целом. Здесь так же указаны входящая и исходящая информация, факторы, регулирующие работу интернет-магазина, объекты, благодаря которым, он функционирует.
На рисунке 5 представлена диаграмма декомпозиции 1-го уровня. Здесь декомпозирован процесс приема заказа, с указанием управляющих факторов и подчиненных объектов.
На рисунке 6 представлена диаграмма потоков данных 3-го уровня. Здесь декомпозирован процесс приема оплаты, выдачи чек и гарантийного талона, с указанием управляющих фактров и подчиненных объектов.
2.4 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
На рисунке 7 изображена форма регистрации нового покупателя, для занесения её в БД магазина. Далее заполненная форма пользователя станет личной карточкой клиента. Её можно просмотреть/изменить в меню настроек.
Для успешного прохождения регистрации в интернет-магазине достаточно заполнить в бланке регистрации поля: Пол, Ф.И.О., Адрес, почтовый индекс, пароль и имя пользователя.
На рисунке 8 изображена форма входа в свой аккаунт. Для того чтоб войти под своим именем, неоходимо ввести логин и пароль, заданные при регистрации.
В ассортименте нашего магазина представлено большое количество наименований , можно посмотреть любой понравившийся из товаров, сравнить его с другим и выбранный добавить в корзину. На рисунке 9 представлена часть ассортимента предлагаемых товаров.
Содержимое корзины можно регулировать по своему желанию, удаляя не нужные товары и оформляя заказ на понравившиеся.
Форма для оформления заказа представлена на рисунке 11.
Оформление заказа производится в несколько шагов:
Прописывается адрес доставки, проверяются и дополняются адреса получения.
Выбор способа оплаты
Подтверждение заказа покупателем
Заказ оформлен
Заказанный в нашем магазине товар будет передан покупателю при условии своевременной оплаты и правильного указания адреса получателя.
3 Оценка эффективности Интернет-магазина
Эффективность системы — это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством.
Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач и являются обобщающими показателями оптимальности функционирования ИС.
Кардинальными обобщающими показателями являются показатели экономической эффективности системы, характеризующие целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат.
Наряду с экономической эффективностью можно говорить о технической и социальной эффективности. Эти показатели эффективности могут рассматриваться как локальные.
3.1 Оценка технической эффективности
Показатели технической эффективности должны оценивать техническое совершенство информационной системы как эрготехнической системы при работе ее в различных режимах, оценивать научно-технический уровень организации и функционирования этой системы.
Научно-технический уровень ИС характеризуется системой показателей, отражающих степень соответствия ее техническо-эксплуатационных характеристик современным достижениям науки и техники, научно-технического прогресса.
Показатели техническо-эксплуатационной эффективности весьма разнообразны. В качестве таких показателей могут фигурировать все показатели надежности и большинство рейтинговых показателей ИС, таких как функциональные возможности, количество обслуживаемых абонентов, производительность, пропускная способность, скорость передачи данных, тактовая частота, временные задержки, емкость памяти, эксплуатационные характеристики, технологии обслуживания и т. п.
Для того чтобы оценить техническую эффективность, решено использовать показатели надежности. Ниже приводятся основные показателей надежности систем и их определения в соответствии с ГОСТ 27.002-80 «Надежность в технике. Термины и определения».
К единичным показателям надежности в соответствии с ГОСТ 27.002-80 «Надежность в технике. Термины и определения» относятся показатели безотказности, показатели ремонтопригодности и показатели долговечности.
Показатели безотказности:
вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы не возникнет;
вероятность отказа – обратная величина, вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы возникнет;
средняя наработка до отказа – математическое ожидание наработки системы до первого отказа (существенно для невосстанавливаемых систем);
средняя наработка на отказ (То) – отношение наработки восстанавливаемой системы к математическому ожиданию числа ее отказов в пределах этой наработки (имеет смысл только для восстанавливаемых систем).
Рассчитанные показатели безотказности для проектируемой системы:
вероятность безотказной работы за период, равный 8 часам, составляет 0,998;
вероятность отказа равна 0,002;
средняя наработка до отказа равна 2,5 года;
средняя наработка на отказ (То) равна 8 месяцев (351 360 мин).
Показатели ремонтопригодности:
вероятность восстановления работоспособного состояния – вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния не превысит заданного;
среднее время восстановления работоспособного состояния (Тв) – математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния системы.
Показатели ремонтопригодности, рассчитанные для проектируемой системы:
вероятность восстановления работоспособного состояния в течение 1 часа равна 0,88;
среднее время восстановления системы равно 35 минуты.
Комплексные показатели надежности:
коэффициент готовности (Кг) – вероятность того, что система окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение системы по назначению не предусматривается.
,
где То – средняя наработка на отказ,
Тв – среднее время восстановления работоспособного состояния,
коэффициент оперативной готовности – вероятность того, что система окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение системы по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного времени,
коэффициент технического использования – отношение математического ожидания интервалов времени пребывания системы в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий интервалов времени пребывания системы в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием, и ремонтов за тот же период эксплуатации,
,
где Тп – время простоя системы, обусловленное выполнением планового технического обслуживания и ремонта (время профилактики), пересчитанное на один отказ.
Комплексные показатели эффективности, рассчитанные для проектируемой системы:
коэффициент готовности (Кг) равен 0,99,
коэффициент оперативной готовности равен 0,9,
коэффициент технического использования (Кти) при Тп = 12 часов (720 мин), равен 0,99786.
Согласно классификации систем по уровням надежности, учитывая рассчитанный коэффициент готовности и максимальное время простоя, разработанное Интернет-представительство Центра сертификации ИЭИ ДВГТУ относится к системам типа высокой надежности.
3.2 Оценка социальной эффективности
Учет только технических показателей эффективности приводит к локальной оценке эффективности ИС. Но ведь необходимость создания информационных систем обычно диктуется экономическими и социальными интересами. Улучшение локальных показателей тоже является средством совершенствования экономических и социальных показателей, и все же непосредственно социально-экономические факторы должны быть основными при научно обоснованном подходе к оценке эффективности ИС.
Социальный эффект должен учитываться обязательно, ведь именно обеспечение определенных социальных показателей может являться основной целью создания ИС, в то же время функционирование ИС может давать и отрицательные побочные эффекты (повышение уровня излучений, например). Для оценки социальных последствий пока не найдены, а часто вообще не применимы, экономические методы измерения, базирующиеся на определении стоимостных показателей. Поэтому, если и используются социальные показатели эффективности ИС, они чаще всего формулируются на качественном уровне.
Социальная эффективность от разработки Интернет-магазина выражается:
в повышении производительности труда менеджера по работе с клиентами интернет-магазина;
в расширении клиентской базы за счет предоставления клиентам возможности получения любой интересующей информации касательно услуг магазина;
в повышении уровня сервиса обслуживания клиентов;
в улучшении имиджа интернет-магазина на рынке услуг;
в повышении надежности хранения данных, снижении вероятности появления ошибочных данных в БД интернет-магазина.
3.3 Расчет показателей экономической эффективности
Показатели экономической эффективности интернет-магазина характеризуют целесообразность произведенных на его создание и функционирование затрат. Эти показатели должны сопоставлять затраты и результаты: затраты на разработку, создание и внедрение информационной системы, а также текущие затраты на ее эксплуатацию, с одной стороны, и, с другой стороны, результат – прибыль, получаемую в результате использования системы.
Расчет затрат обычно не составляет большого труда, прибыль часто определяется путем экспертной оценки и по аналогии с другими подобными системами.
Итак, экономическая эффективность характеризует отношение результатов – величины прибыли к величине суммарных затрат на создание и эксплуатацию системы. Но часто в качестве показателя экономической целесообразности создания системы выступает и показатель экономического эффекта, количественно равный прибыли за вычетом нормы прибыли с произведенных единовременных (капитальных) затрат.
Поэтому в качестве показателей экономической эффективности обычно используются:
годовой экономический эффект:
Э = Эгод - Ен*К ,
где Эгод — годовая экономия (прибыль), получаемая при использовании ИС, руб.;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — единовременные (капитальные) затраты (вложения) на создание ИС.
коэффициент экономической эффективности капитальных вложений:
Е = Эгод/К ;
срок окупаемости (в годах) капитальных вложений:
Т = К/Эгод .
Коэффициент Ен должен характеризовать средний уровень эффективности капитальных вложений в хозяйство страны, и при рыночной экономике он должен быть не меньше ставки банковского кредита.
Если использовать названные показатели в качестве критерия для принятия решения о целесообразности создания ИС, то они должны быть следующими:
, , .
Итак, для оценки экономической эффективности определим и измерим предполагаемые капитальные затраты разработку и внедрение представительства.
Расходы на аппаратное и программное обеспечение не учитываются, т.к. при разработке сайта использовались ресурсы, имеющиеся в наличии в Центре сертификации (персональный компьютер с выходом в Интернет), а также бесплатно распространяемое ПО. Ниже представлена таблица с указанием единовременных капитальных вложений.
Таблица 1 – Капитальные затраты на создание и внедрение интернет-магазина
Наименование статьи затрат |
Сумма, руб. |
Хостинг | Бесплатно |
Зарплата программиста | 7000 |
зарплату клиент-менеджера | 4000 |
прочие расходы связанные с рекламой и продвижением интернет-магазина | 690 |
Итого: |
11 690 |
Рассчитаем экономическую эффективность от разработки интернет-магазина.
Единовременные затраты (К) на создание и внедрение представительства составляют 11 690 руб., предполагаемая годовая прибыль (Эгод), получаемая при использовании web-представительства за первый год эксплуатации, равна 37 000 руб. Примем нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен) за 0,14. Годовой экономический эффект (Э) составит 35 363 руб. Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (Е) будет равен 3,025 (что значительно превышает размер нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений). Срок окупаемости капитальных вложений (Т) равен 4,1 месяца.
Все три критерия соответствуют поставленным условиям (Э>0, Е>Eн, Т>1/Eн), следовательно, разработка интернет-магазина является эффективной и оправданной.
Заключение
В ходе выполнения дипломного проекта была достигнута основная цель работы – разработан Интернет-магазин.
Для достижения поставленной цели были проведены изучение и анализ уже существующией структуры организации интернет-магазинов. При этом был выявлен ряд недостатков существующей системы, которые возможно устранить за счет разработки и внедрения нового Интернет-магазина.
Для осуществления разработки были использованы следующие Интернет-технологии:
в качестве web-сервера выбран сервер Apache, который обладает высокой надёжностью, гибкостью конфигурации, позволяет использовать СУБД для аутентификации пользователей, а также является бесплатным и достаточно быстрым;
для создания базы данных, хранящей необходимую для функционирования Интернет-сайта, информацию о клиентах и услугах магазина, и последующей работы с ней была выбрана СУБД MySQL. MySQL отличатся хорошей скоростью работы, надежностью, гибкостью и при этом распространяется совершенно бесплатно;
в качестве языка программирования web-страниц был выбран PHP, предоставляющий возможность создания web-приложений, управляемых базами данных, и поддерживающий СУБД MySQL.
При разработке архитектуры Интернет-магазин был разделен на две части: клиентскую и администраторскую.
Клиентская часть содержит те страницы, которые доступны для просмотра любому пользователю, а также персональные страницы клиентов, зарегистрированных в базе данных.
Администраторская часть содержит инструменты управления Интернет-магазином, предоставляет удобный интерфейс для настройки клиентской части сайта и работы с основной базой данных.
Приведенные расчеты эффективности показывают, что последующее внедрение Интернет-магазина экономически обосновано, проект имеет относительно короткий срок окупаемости, и будет способствовать увеличению объема прибыли.
Список использованных источников
Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст] : учебник / Н.М. Абдикеев ; под общ. ред. Н.П.Тихомирова. – М. : Экзамен, 2004. – 528 с.
Бройдо, В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации [Текст] : учебник / В.Л. Бройдо. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2004. – 704 с.
Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст] : учебник / А.М. Вендров. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
Голенищев, Э.П. Информационное обеспечение систем управления [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э.П. Голенищев, И.В. Клименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 352 с.
Джерк, Н. Разработка приложений для электронной коммерции [Текст] / Н. Джерк. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
Диго, С.М. Проектирование и эксплуатация баз данных [Текст] : учебник / С.М. Диго. – М. : Финансы и статистика, 1995. – 280 с.
Колисниченко, Д.Н. Самоучитель PHP5 [Текст] / Д.Н. Колисниченко. – 3-е изд. – СПб. : Наука и Техника, 2006. – 576 с.
Кузнецов, М.В. РНР 5. Практика разработки Web-сайтов [Текст] / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов, С.В. Голышев. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 960 с.
Кузнецов, М. В. РНР 5 на примерах [Текст] / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов, С.В. Голышев. – СПб. : БХВ-Петербург, 2005. – 576 с.
Ломов, А.Ю. HTML, CSS, скрипты: практика создания сайтов [Текст] / А.Ю. Ломов. – СПб. : БХВ-Петербург, 2007. – 416с.
Олифер, В.Г. Сетевые операционные системы [Текст] : учебник / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб. : Питер, 2003. – 544 с.
Орлов, Л.В. Web-сайт без секретов [Текст] / Л.В. Орлов. – 2-е изд. – М. : Бук-пресс, 2006. – 512 с.
Пауэлл, Т. Web-дизайн [Текст] / Т. Пауэлл. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : БХВ-Петербург, 2007. – 1084 с.
Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем [Текст] : Учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. ; под общ. ред. Ю.Ф. Тельнова. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 512 с.
Томсон Л. Разработка Web-приложений на РНР и MySQL [Текст] /Л. Томсон, Л. Веллинг. – 2-е изд., испр. – СПб: ООО «ДиаСофт», 2003. – 672 с.
Ульман Л. MySQL [Текст] / Л. Ульман. – СПб. : Питер, 2004. – 352 с.
Успенский, И. Энциклопедия Интернет бизнеса [Текст] / И.Успенский. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.
Уткин, В.Б. Информационные системы в экономике [Текст] : учебник / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
Филлипс, Д. PR в Интернете [Текст] / Д. Филлипс. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
Фролов, А. В. Базы данных в Интернете: практическое руководство по созданию Web-приложений с базами данных [Текст] / А.В. Фролов, Г.В. Фролов. – 2-ое изд., испр. – М. : Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2000. – 448 с.
Хокинс, С. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции [Текст] / С. Хокинс. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2001. – 336 с.
Холмогоров, В. Интернет-маркетинг [Текст] / В. Холмогоров. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
Хорошилов, А. Мировые информационные ресурсы [Текст] : учеб. Пособие для вузов / А. Хорошилов, С. Селетков. – СПб. : Питер, 2003. – 176 с.
Рагулин П. Г.,Дипломное проектирование: прикладная информатика в экономике: учебное пособие. / П.Г. Рагулин. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2009. – 224с.
Орлов Л. В. Как создать Интернет-магазин. / Л. В. Орлов– изд. Бук-Пресс, Москва, 2006 год, 384 с.
Козье Дэвид, Электронная коммерция: перевод с английского./ Дэвид Козье - ИТД Русская редакция, Москва, 1999 год, 288 с.
Крамаренко Н. В. Базы данных./ Н. В. Крамаренко - изд. ДВГУ, Владивосток, 2004 год, 86 с.
Рева О. Н. НТМL.