Определения возможного уровня продаж турпродукта и услуг социально-культурного сервиса для Калининградской области
культурные, исторические и природные элементы должны использоваться разумно.Создание нового места туристского назначения направлено на развитие устойчивого экотуризма в национальном парке и создание оптимальных условий для организации стационарного отдыха на рекреационных объектах, расположенных на территории косы.
Следует отметить, что туризм и стационарный отдых на косе являются одними из основных источников поступления средств в национальный парк и доходов в местный бюджет, поэтому от реализации намеченных в этом разделе мер зависит и выполнение целого ряда пунктов других разделов программы.
Развитию экотуризма на косе будет способствовать внедрение разрабатываемой международным экологическим центром "ЕКАТ-Калининград" совместно с комитетом по туризму и санаторно-курортному комплексу и управлением лесами концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе, готовность которой ожидается к февралю 1998 года, реализация проектов "ЕКАТ-Калининград" по менеджменту и экономике туризма.
В ближайшее время национальный парк осуществит ряд организационно - технических мер по развитию инфраструктуры туризма. Будет оборудовано четыре новых экологических маршрута для пешеходных видов туризма, открыты новые водные экскурсионные маршруты, обустроено 4-6 км тропиночной сети, оборудовано 20 мест отдыха. Намечается использование зарубежного опыта в создании новых, популярных туристических услуг. Выполнение этих мер осуществляется за счет средств национального парка.1
При условии выполнения намеченных мер у национального парка появится возможность значительно повысить интенсивность экотуризма, поднять посещаемость организованными туристами.
С целью улучшения рекреационной обстановки на косе управлением лесами был создан в национальном парке отдел организации рекреационного использования территории, в функции которого входит: развитие устойчивого экотуризма на заповедной территории; планирование рекреационного использования территории; разработка и организация экологических экскурсионных программ; внедрение в практику новых туристических услуг; расширение и осуществление связей с туристическими организациями в области и за ее пределами; подготовка и организация издания рекламной и другой печатной продукции. Распространение и реализация этой продукции; подбор и подготовка кадров для обслуживания туристов; работа с учреждениями отдыха, осуществление систематического контроля за выполнением ими природоохранных требований режима национального парка, а также мер по благоустройству территорий.
Следовательно, предлагаемая туристическая программа «Янтарное ожерелье» будет способствовать интенсивности туризма в данном регионе.
2.3 Маркетинговое обоснование уровня продаж турпродукта
До 1990 г. область ежегодно посещало примерно 30 тысяч туристов, значительная часть которых прибывала маршрутами «выходного дня». В начале 90-х гг. прежняя система внутреннего туризма стала недееспособной. Наступившая либерализация зарубежного туризма, когда граждане страны получили возможность путешествовать за рубежом, а профсоюзы перестали дотировать путевки, привела к резкому спаду внутреннего туризма.1 За три года (с 1990 по 1992) число отечественных туристов сократилось в Калининградской области с 30 до 2 тысяч человек в год, т.е. в 15 раз.
Резкий спад въездного потока отечественных туристов продолжался до 1995г. И только потом число туристических поездок в Калининградскую область характеризуется стабильным увеличением со среднегодовыми темпами роста 12%. В условиях рынка внутренний туризм создавался практически заново, и этот процесс сопровождался перераспределением собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу.
Вместе с тем, одновременно формировался рынок въездного туризма. Открытие Калининградской области для внешнего мира совпало с кардинальными изменениями в экономике страны. Активное подключение экономического потенциала Калининградской области к международным интеграционным процессам определило необходимость трансформации сферы туризма и рекреации в доходную, бюджетную отрасль регионального хозяйства.2
Начало иностранного (въездного) туризма в 1990 г. выявило проблему низкого уровня классности существующей туристской инфраструктуры области. Дороги, транспортный комплекс, прокатные фирмы, обеспечение безопасности, рекламная деятельность, производство сувениров – все это не соответствовало международному уровню гостеприимства. Число туристов в Калининградскую область сдерживалось недостатком номерного фонда в гостиницах европейского уровня. Дефицит современной инфраструктуры не позволял наращивать въездной и внутренний турпотоки. Необходимость модернизации и обновления материальной базы туризма была одной из главных проблем ее развития.
Следует отметить, что в результате повышения спроса над предложением услуг по размещению туристов в последние годы повысилась ликвидность инвестиций в строительство гостиниц. Новые объекты размещения, предлагающие адекватное соотношение цены и качества пользуются большой популярностью.
Проведенный анализ состояния въездного туризма в Калининградскую область показывает, что основными странами, поставляющими туристов в регион, являются Германия, приграничные Литва и Польша, затем Белоруссия, Скандинавские страны. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров.1 Такая ориентация спроса формирует туристское предложение в рамках городского, культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Высокая стабильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы, что требует совершенствования межведомственной координации.
В Калининградской области в последние годы, благодаря активной работе областного комитета по туризму и межрегиональным связям2, произошли существенные положительные сдвиги: увеличился приток туристов (ежегодные темпы роста турпотоков в области за период с 2000 по 2006 годы составили по российским туристам - 11-12 %, по иностранным туристам - 7-8 %); активно ведется строительство и модернизация объектов гостиничного и санаторно-курортного комплексов, ресторанов, культурно-досуговых учреждений и т.д.; сформирован портфель инвестиционных предложений и проектов, ряд которых находится в стадии реализации.
Вместе с тем, для сохранения данных положительных тенденций в области использования туристско-рекреационного потенциала территории и придания им устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблемы становления и развития туристско-рекреационного комплекса путем разработки и реализации соответствующей программы развития туризма и рекреации в Калининградской области, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление (регулирование) данным процессом. В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, входящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград и Балтийск. Контингент круизных судов составляют в основном туристы из России, Германии, США, Великобритании и Скандинавских стран.1 Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволит сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в Калининградский регион.
Постоянное число туристов из Германии обеспечивает стабильный доход владельцам отелей на период сентября – октября месяцев, когда основной поток россиян практически сходит на нет. В последнее время наблюдается увеличение туристских потоков за счет англоговорящего рынка и Белоруссии. Калининградская область становится популярным направлением для туристов из регионов России, исключительно за счет которых по временным рамкам продляется на балтийском побережье туристский сезон. В основном, это туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, с Северо-Запада России, из Центральной России и Сибири. С 2002 г. стали приезжать и туристы с Урала.
Таким образом, можно сделать вывод об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы.
В последнее время на туристском рынке Калининградской области зарегистрировало более 130 турфирм, из которых 43 позиционируют себя как туроператоры. Они специализируются по нескольким направлениям. Первая группа туроператоров специализируется только на приеме иностранных туристов, прибывающих в регион на собственном автомобильном транспорте («Бризен», «Золотая Орхидея», «Свенатур» и др.). Вторая группа туроператоров формирует предложения только по выездному туризму («Алвис», «Альба», «Амадеус-тур», «Вокруг света, «Ванг», «КалининградАВИА», «Филанд», «Универсалсервис» и др.). Третья и самая значительная по предложениям группа туроператоров – смешанная группа, специализирующаяся как на отправке, так и на приеме туристов («Анюта», «Балтма-тур», «Интурист-Калининград», «Ноктюрн», «Септима», «Ариола», «Swena tours», «Дэдди» и др.). Именно третья труппа турфирм и должна заинтересоваться предложением нового композитного тура «Янтарное ожерелье».
Необходимо также отметить, что хотя туристический маршрут «Янтарное ожерелье» и разрабатывался с учетом российских туристов, преимущественно из московского региона, он легко может быть адаптирован к рынку въездного туризма. И это вполне обосновано, учитывая распределение предпочтений западноевропейских туристов в отношении Северо-Запада России:
Таблица 2
Распределение предпочтений западноевропейских туристов в отношении Северо-Запада России.
Страны | Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм | Активный туризм на природе | ||||||
Исторические объекты | Старинные поселения и архитектура | Военная история | Автобусные экскурсии | Круизы | Интенсив - туры | Природа - заповедники | Сафари на мотосанях | |
Германия | I*** | III | V | II | I | II | - | - |
Скандинавские страны* | IV | II | V | III | I | IV | III | - |
Финляндия** | V | I | II | III | IV | - | II | III |
Голландия и Великобритания | I | - | - | - | I | - | - | II |
Франция и Италия | I | III | - | IV | II | I | IV | III |
* I место в рамках культурно-познавательного туризма у скандинавов занимают народные традиции и этнология.
** I место в рамках активного туризма на природе у финнов занимает рыбалка.
*** I/V - места в системе предпочтений и приоритетов.
Таблица 3
Прогноз уровня продаж турпродукта «Янтарное ожерелье»
2006 | 2007 | 2008 (прогноз) | 2009 (прогноз) | |
Число российских туристов, тыс.чел. | 48 | 66 | 78 | 92 |
Число иностранных туристов, тыс.чел. | 57 | 68 | 82 | 98 |
Итого | 105 | 134 | 160 | 190 |
Таким образом, при сохранении темпов прироста туристов на уровне 18-20% число туристов, которые посетят Калининградскую область, в 2008 году составит 160 тыс.чел., в 2009 году – 190 тыс.чел. При средней стоимости тура в 20 000 руб. и средней продолжительности 1 неделя объем продаж в 2008 году составит 3200 млн.руб, в 2009 году – 3800 млн.руб.
Поскольку информационно-рекламная деятельность является одним из определяющих факторов развития въездного туризма, то информационно-рекламному обеспечению туристско-рекреационной деятельности в регионе уделяется особое внимание: туристический и административные структуры принимают участие в международных и региональных туристских выставках и ярмарках, руководят подготовкой и выпуском рекламных полиграфических материалов, организуют рекламные кампании.1 Кроме того, планируется создание региональной сети информационных турцентров в г.г. Калининграде, Светлогорске, Зеленоградске, Балтийске, Советске, Черняховске, а также их филиалов в аэропорту "Храброво", на железнодорожном вокзале г. Калининграда, на таможенных автопереходах; а также разработка и реализация маркетинговой стратегии продвижения туристско-рекреационных продуктов (услуг) региона на международный и отечественный туристические рынки.
2.4 Пути внедрения новой туристической программы «Янтарное ожерелье»
Развитие туристской сферы Калининградской области является на сегодняшний день важным элементом составляющей региона.
В связи с ожидаемым в регионе уже в ближайшие годы значительным ростом турпотоков и, как следствие, увеличением спроса на экотуризм, возникает неотложная потребность в проведении научных исследований, направленных на разработку регламентов, связанных с использованием особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в туристско-рекреационных целях. Результаты этих исследований должны быть законодательно закреплены, в том числе путем внесения изменений и дополнений в существующие положения, постановления, распоряжения и т.д.
В целом, как показывают результаты анализа природно-ресурсного потенциала Калининградской области, на его базе наиболее перспективно развивать следующие виды въездного туризма: лечебно-оздоровительный, водный, экотуризм, агротуризм, охота и рыбалка, а также создавать композитные туры, включающие в себя все эти элементы.1
Для обеспечения существенного и устойчивого притока туристов в регион в настоящее время необходимо решить следующие наиболее важные проблемы:
Реконструировать действующие и создать новые современные средства размещения (гостиницы, кемпинги и т.д.);
существенно повысить привлекательность традиционных турпродуктов за счет развития дополнительных услуг, и прежде всего, услуг индустрии развлечений;
создать (возродить) новые конкурентоспособные турпродукты, использующие уникальный природно-культурный потенциал Калининградской области (водный, экотуризм, композитные туры и т.д.);
создать условия для обеспечения всесезонного притока туристов за счет развития таких объектов индустрии развлечений как аквапарки;
осуществить строительство коммуникационных, очистных сооружений, берегозащитных укреплений, благоустройство пляжей, природоохранные мероприятия и т.д.
При сохранении существующих темпов роста отрасли, мобилизации дополнительных инвестиционно-финансовых ресурсов и стабильном социально-экономическом развитии региона и страны в целом, величина полученных в результате прогноза показателей может быть достигнута с достаточно высокой степенью вероятности. Для региона, находящегося в центре Европы и более полувека остававшегося для остального мира terra incognito 2,5-кратное увеличение турпотоков за 10 лет вполне рядовая задача.
Основанием для реализации поставленной задачи является прежде всего вышерассмотренный богатый туристско-рекреационный потенциал, благоприятная конъюнктура, сложившаяся в последнее время вокруг Калининградской области (пристальное внимание к ней со стороны федерального центра и стремление оказать всемерную поддержку в ее социально-экономическом развитии), реформирование вооруженных сил, введение в Калининградской области упрощенного визового режима для туристов и предстоящие юбилеи.
Сложившаяся вокруг Калининградской области конъюнктура дает ее туристско-рекреационной отрасли уникальный шанс для выхода на лидирующие позиции не только в отечественном, но и в международном туристическом бизнесе.1 При этом, безусловно, для реализации этого плана потребуется приложить значительные усилия не только со стороны администрации Калининградской области, но и со стороны соответствующих структур Северо-Западного округа и федерального центра.
Существенное значение для определения перспектив развития туризма и рекреации имеет аналитическая разработка, при помощи которой исследуется система факторов, определяющих перспективы развития отрасли (сильные и слабые стороны развития, потенциальные возможности и угрозы). На основании результатов данного анализа можно сформулировать следующую систему факторов:
Сильные стороны развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Исключительно выгодное географическое положение;
наличие благоприятных климатических условий, разнообразного и уникального природно-ресурсно-рекреационного потенциала;
богатое историко-культурное наследие, позволяющее занять собственную нишу в системе международного разделения труда;
значительный потенциал гостеприимства;
достаточно развитая транспортная инфраструктура, представленная практически всеми видами транспорта;
наличие значительного числа квалифицированных кадров, знакомых с рыночными условиями хозяйствования и имеющих опыт работы с зарубежными предпринимателями;
наличие в регионе собственной, постоянно развивающейся системы подготовки и переподготовки кадров для туристско-рекреационной отрасли.
Слабые стороны развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Недостаток средств размещения;
острая нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений (особенно для семейных туристов);
неудовлетворительное состояние историко-культурных памятников (из 1000 памятников истории и культуры для экскурсионного показа используются около 50, т.е. 5% существующего потенциала);
неразвитость нормативно-правовой базы в области туризма и рекреации;
слабый маркетинг;
отсутствие комфортной информационной среды, определяемое в значительной степени отсутствием в регионе туристско-информационных центров;
комплекс проблем, связанных с охраной окружающей среды и благоустройством туристско-рекреационных территорий.
Возможности развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Постоянно растущий интерес к региону со стороны европейских и российских туристов (возможности использования преимущества вновь открытого для Европы, находящегося в самом ее центре, региона);
особое внимание, уделяемое федеральным центром Калининградской области из-за ее эксклавного положения (возможности привлечения дополнительных средств из федерального бюджета для развития туризма и рекреации);
превращение области в пилотный регион сотрудничества ЕС с РФ;
углубление международного сотрудничества со странами Балтийского бассейна;
активизация в области приграничного сотрудничества. Совместная разработка и реализация проектов, направленных на формирование единого туристско-рекреационного пространства региона (в рамках территории б. Восточной Пруссии);
становление (возрождение) региона в качестве одного из наиболее популярных лечебно-оздоровительных центров (курортов) Европы;
становление региона в качестве базового центра России по развитию международного морского туризма.
Угрозы развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Увеличивающиеся турпотоки в область, ведущие к росту чрезмерной антропогенной нагрузки на ее территорию и, как следствие, деградация ее природно-ресурсного потенциала;
ужесточение пограничного режима и введение ограничений на посещение территории Калининградской области в случае неразрешенности проблем во взаимоотношениях Российской Федерации со странами - членами ЕС и НАТО в связи со вступлением в эти организации Польши и Литвы;
сокращение поддержки экономики области в целом и ее туристско-рекреационной отрасли в частности со стороны федерального центра из-за неблагоприятной для страны конъюнктуры, складывающейся на международном рынке (резкое падение цен на нефть и другие энергоносители и сырье);
природные (мощные шторма на Балтике, ведущие к размыву песчаных пляжей, лесные пожары, ураганы и т.д.); техногенные (аварии на промышленных предприятиях, крупных морских судах и т.д.) и иные (эпидемии и т.д.) катаклизмы;
усиление антирекламы Калининградской области в качестве территории, неблагоприятной для туризма и рекреации, и отсутствие достаточных средств для проведения контрмероприятий - продвижения положительного имиджа региона на международный и отечественный рынки туристско-рекреационных услуг;
ужесточение конкуренции со стороны стран Балтийского бассейна (прежде всего, Польши и Литвы) за турпотоки в регион;
нарастание внутриотраслевых диспропорций, например, существенное опережение темпов роста числа объектов размещения и питания аналогичных темпов ввода объектов индустрии развлечений.
Цель проведенного анализа состоит в определении перспектив становления туристско-рекреационной отрасли, на базе которых формируются основные стратегические направления данного процесса, в рамках которых сильные стороны должны получить свое дальнейшее развитие при одновременном устранении (снижении воздействия) слабых сторон и учёте потенциальных угроз. Другими словами, задача состоит в том, чтобы найти при выборе стратегии развития туризма и рекреации в области оптимальное сочетание вышерассмотренных разнонаправленных факторов, что является важным показателем научной обоснованности и определяющей характеристикой практической ценности разрабатываемых программных мероприятий.
В рамках развития межрегионального и международного сотрудничества администрация области планирует не только разработку программы приграничного сотрудничества (с Польшей и Литвой) в сфере туризма и рекреации, но и участие в программах по разработке международных туристических маршрутов, проходящих по территории области. Еще одной первоочередной задачей развития туристической индустрии калининградской области является формирование единого туристско-рекреационного пространства в рамках Северо-Запада России и развитие сотрудничества с другими российскими регионами.
Наряду с участием в международных проектах по туристско-рекреационной тематике (по программе TACIS и др.), заключением соглашений о сотрудничестве в туристско-рекреационной сфере с городами и регионами России, необходимо заниматься прямой рекламной компанией для успешного продвижения местного турпродукта как на внутренний, так и на международный рынки.
Корректное планирование позволяет определить оптимальную загрузку материальной базы туристских объектов и добиться высокой экономической эффективности маршрутов. Такие действия туроператора позволяют предвидеть изменения в спросе и оперативно реагировать на них, что ведет к улучшению качества обслуживания как главного фактора, определяющего целесообразность разработки маршрута.
Процесс становления и развития туристско-рекреационной индустрии сопровождается процессом поэтапного формирования единого туристско-рекреационного пространства, основой которого является развитие общерегиональных, межрегиональных и международных туристских коридоров, по которым идут основные турпотоки.1 Для данного закономерного процесса существенным тормозом является традиционная организация туристско-рекреационной деятельности преимущественно в рамках существующих административно-территориальных образований (областные районы, муниципалитеты), что обуславливает необходимость ее (организации) радикальной перестройки.
Структурной основой пространственной (территориальной) составляющей данной перестройки могут служить туркоридоры, туртерритории и турзоны, которые, являясь эффективной формой пространственной организации туристско-рекреационной деятельности, позволяют решать следующие задачи:
Значительно повысить эффективность процесса согласования интересов различных муниципальных образований области в ходе реализации основных направлений региональной туристско-рекреационной политики;
избежать нерациональных затрат и дублирования в процессе формирования и реализации муниципальных инициатив, связанных с созданием местных туристско-рекреационных продуктов и объектов туристской инфраструктуры;
сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в туристско-рекреационную сферу, в т.ч. за счет создания в рамках туртерриторий крупных межмуниципальных организаций: ассоциаций, консорциумов, фондов и т.д., способных аккумулировать значительные финансовые ресурсы для целей развития туризма и рекреации и обеспечить на взаимовыгодной основе координацию своей деятельности с внешними туристскими фирмами;
обеспечить комплексное решение проблем, связанных с разработкой и реализацией турпродуктов, пакетов, программ не только местного, но и общерегионального и международного уровня;
значительно повысить уровень качества управления, регулирования и координации в ходе реализации Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы.
Заключение
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в конечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма.
Проведенный анализ состояния въездного туризма в Калининградскую область показывает, что основными странами, поставляющими туристов в регион, являются Германия, приграничные Литва и Польша, затем Белоруссия, Скандинавские страны. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров.1 Такая ориентация спроса формирует туристское предложение в рамках городского, культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Высокая стабильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы, что требует совершенствования межведомственной координации.
В Калининградской области в последние годы, благодаря активной работе областного комитета по туризму и межрегиональным связям2, произошли существенные положительные сдвиги: увеличился приток туристов (ежегодные темпы роста турпотоков в области за период с 2000 по 2006 годы составили по российским туристам - 11-12 %, по иностранным туристам - 7-8 %); активно ведется строительство и модернизация объектов гостиничного и санаторно-курортного комплексов, ресторанов, культурно-досуговых учреждений и т.д.; сформирован портфель инвестиционных предложений и проектов, ряд которых находится в стадии реализации.
Вместе с тем, для сохранения данных положительных тенденций в области использования туристско-рекреационного потенциала территории и придания им устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблемы становления и развития туристско-рекреационного комплекса путем разработки и реализации соответствующей программы развития туризма и рекреации в Калининградской области, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление (регулирование) данным процессом. В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, входящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград и Балтийск. Контингент круизных судов составляют в основном туристы из России, Германии, США, Великобритании и Скандинавских стран.1 Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволит сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в Калининградский регион.
Постоянное число туристов из Германии обеспечивает стабильный доход владельцам отелей на период сентября – октября месяцев, когда основной поток россиян практически сходит на нет. В последнее время наблюдается увеличение туристских потоков за счет англоговорящего рынка и Белоруссии. Калининградская область становится популярным направлением для туристов из регионов России, исключительно за счет которых по временным рамкам продляется на балтийском побережье туристский сезон. В основном, это туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, с Северо-Запада России, из Центральной России и Сибири. С 2002 г. стали приезжать и туристы с Урала.
Таким образом, можно сделать вывод об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы. При сохранении темпов прироста туристов на уровне 18-20% число туристов, которые посетят Калининградскую область, в 2008 году составит 160 тыс.чел., в 2009 году – 190 тыс.чел.
Список литературы
Восточная Пруссия., Калининград, 1996.
Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006
Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Организация деятельности.- М., 2002
Калининград: Янтарный сказ. Калининград, 1999
Калининградская область. Природные ресурсы. Под ред. В.М.Литвина, Г.Н.Ельцина, В.П.Дедкова. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
Калининградская область: перспективы и размышления. Калининград, 2004
Калининградские альтернативы. Калининград, изд. Калининградского университета, 2002.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 2003
Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2007
Попов Е.В. «Продвижение товаров и услуг: учебное пособие». - М.: Финансы и статистика, 2002.
Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007.
Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 2003
Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 463 с.
Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, изд. Калининградского университета, 2003
1 Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.-СПб., 2003., С.57.
1 Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007. С.53-54.
1 См. Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006.
1 Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, изд. Калининградского университета, 2003, С. 84-85.
2 Калининградские альтернативы. Калининград, изд. Калининградского университета, 2002., С.189.
1 См. Восточная Пруссия., Калининград, 1996.
1 Калининградская область. Природные ресурсы. Под ред. В.М.Литвина, Г.Н.Ельцина, В.П.Дедкова. Калининград: Янтарный сказ, 1999., С.49.
1 Калининград: Янтарный сказ. Калининград, 1999, С.36.
2 Калининградская область: перспективы и размышления. Калининград, 2004., С. 68.
1 Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006.
1 Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Организация деятельности.- М., 2002.- С. 26.
1 Там же.- С.34.
1 Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. География туризма. Маршруты путешествий. М., 1996.- С.17-18.
1 Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. География туризма. Маршруты путешествий.- М., 1986.- С.31.
1 Янтарные страницы. Калининград, 2002. С.23.
1 Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Издательство Калининградского университета. Калининград, 2004. С. 124.
2 Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве. Под ред. Г.М.Федорова. Издательство Калининградского университета, Калининград, 1997., С. 23.
1 Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007., С.68-69.
2 разработан областной Закон "О туристской деятельности в Калининградской области", туристский паспорт Калининградской области и Концепция развития туризма и рекреации в Калининградской области; создан Координационный совет при главе администрации (губернаторе) области по вопросам развития индустрии туризма в Калининградской области, ведется активная рекламно-выставочная деятельность и т.д.
1 Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 5. С.32.
1 Международная туристическая выставка "Янтур".
1 Туризм в России: Статистический сборник. М., Госкомстат, 2002. С.78.
1 Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. Калининград. Калиниградский университет. 1999. С.52.
1 Российский туризм в поисках радости. Портрет туриста в рамках его предпочтения// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 12. С.14.
1 Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007., С.68-69.
2 разработан областной Закон "О туристской деятельности в Калининградской области", туристский паспорт Калининградской области и Концепция развития туризма и рекреации в Калининградской области; создан Координационный совет при главе администрации (губернаторе) области по вопросам развития индустрии туризма в Калининградской области, ведется активная рекламно-выставочная деятельность и т.д.
1 Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 5. С.32.