Психологические особенности протекания беременности

Повышенная утомляемость, усталость 17%



Изменение самочувствия 89%

Повышенная утомляемость, усталость 67%

Тревога за малыша 56%

Болезни старших детей 22%



II триместр


Изменение фигуры 67%

Госпитализация в больницу 43%

Тревога за малыша 43%

Изменение самочувствия 39%

Конфликты на работе (учебе) 35% Страх перед родами 17%



Тревога за малыша 67%

Тревога за старших детей 67%

Изменение самочувствия 45%

Госпитализация в больницу 33%

Конфликты на работе (учебе)22%



III

триместр

Тревога за малыша 91%

Страх перед родами 87%

Плохой сон 78%

Госпитализация в больницу 65%


Тревога за малыша 100% Тревога за старших детей 89%

Плохой сон 78%

Госпитализация в больницу 44%

Болезнь родителей, мужа 11%



Из данной таблицы мы видим, что восприятие стрессогенных факторов у первородящих и повторнородящих женщин сходно в том, что в I триместре у них вызывает беспокойство изменение своего самочувствия, повышенная утомляемость, во II – тревога за будущего малыша, изменение самочувствия, госпитализация в больницу, конфликты на работе (учебе), в III – тревога за будущего ребенка, плохой сон и госпитализация в больницу.

Однако существуют и различия. В частности в том, что у первородящих отсутствуют такие стрессогенные факторы как: тревога за старших детей (это естественно, т.к. таковых они не имеют) и болезнь родителей, мужа. А у повторнородящих женщин отсутствуют такие стрессогенные факторы как: в I триместре – непонимание мужа (родственников, родителей), изменение фигуры, конфликты на работе (учебе), во II – изменение фигуры, страх перед родами, в III – страх перед родами.


2. Выявление взаимосвязи между уровнями личностной и ситуативной тревожности, триместром беременности и наличием стрессогенных факторов в данный период.


2.1. Исследование тревожности у беременных женщин.


Для определения уровня тревожности у первородящих женщин нами была использована методика измерения личностной и ситуативной тревожности разработана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным, с целью определения уровня тревожности (низкий, средний, высокий).


2.1.1. Выявление уровня тревожности у первородящих женщин1.


В тестировании приняли участие 23 женщины, из них во втором триместре беременности находились 8 человек, в третьем – 15 человек. Мы получили следующие результаты, и отразили их в таблице №3 «Результаты исследования тревожности у первородящих женщин»


Таблица №3. Результаты исследования тревожности у первородящих женщин.

Триместр Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

II триместр

12% 63% 25% 25% 50% 25%

III триместр

- 53% 47% 13% 60% 27%

В отношении ситуативной тревожности во II триместре преобладает средний уровень (63%). А в III триместре средний показатель снижается до 53% и, значительно повышается количество женщин с высоким уровнем ситуативной тревожности (47%). В отношении личностной тревожности и во II и в III триместре наибольший показатель по критерии средний уровень тревожности(50%, 60%).


2.1.2. Выявление уровня тревожности у повторнородящих женщин1.


В тестировании приняли участие 9 женщины, из них во втором триместре беременности находились 4 человека, в третьем – 5 человек. Мы получили следующие результаты и показали их в таблице №4 «Результаты исследования тревожности у повторнородящих женщин».


Таблица №4. Результаты исследования тревожности у повторнородящих женщин.

триместр Ситуативная тревожность Личностная тревожность

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

II триместр

25% 50%

25%

25% 75% -

III триместр

- 80% 20% 20% 40% 40%

В отношении ситуативной тревожности во II триместре преобладает средний уровень - 50%, остальные уровни тревожности представлены 25%. В III триместре средний показатель увеличивается до 80%, низкий уровень тревожности отсутствует, а высокий уровень тревожности уменьшается до 20%. В отношении личностной тревожности: во II триместре беременности преобладает средний уровень тревожности – 75%, высокий уровень тревожности отсутствует. В III триместре значительно снижается средний уровень тревожности до 40%, однако появляются с высокий уровень тревожности - 40%.


2.2. Сравнение уровня тревожности у первородящих и повторнородящих женщин.


Рассмотрим показатели уровня тревожности первородящих и повторнородящих женщин. Для удобства работы мы их представили в таблица №5 «Сравнение уровня ситуативной тревожности у первородящих и повторнородящих женщин» и в таблице №6 «Сравнение уровня личностной тревожности у первородящих и повторнородящих женщин».


Таблица № 5. Сравнение уровня ситуативной тревожности у первородящих и повторнородящих женщин.

Уровень тревожности Первородящие женщины Повторнородящие женщины
II триместр III триместр II триместр III триместр
Низкий 12% - 25% -
Средний 63% 53% 50% 80%
высокий 25% 47% 25% 20%

Мы можем проследить некоторые закономерности. В частности, во II триместре у первородящих и повторнородящих женщин преобладает средний уровень тревожности (63%/50%). Эта тенденция сохраняется и в III триместре (53%/80%).Однако у первородящих по сравнению с повторнородящими более высокий процент женщин, обладающий высоким уровнем тревожности (47%/20%).


Таблица № 6. Сравнение уровня личностной тревожности у первородящих и повторнородящих женщин.


Уровень тревожности Первородящие женщины Повторнородящие женщины
II триместр III триместр II триместр III триместр
Низкий 25% 13% 25% 20%
Средний 50% 60% 75% 40%
Высокий 25% 27% - 40%

В отношении личностной тревожности во II триместре и там и там преобладает средний уровень (50%/60%), при этом необходимо заметить что у повторнородящих женщин высокого уровня тревожности в этом триместре нет вообще, а у первородящих он составляет – 25%. В III триместре картина несколько меняется у первородящих женщин преобладает средний уровень личностной тревожности – 75%, у повторнородящих в равной мере (по 40%) средний и высокий уровень личностной тревожности.


3. Исследование зависимости уровня ситуативной и личностной тревожности от преобладающих групп стрессогенных факторов.


Нам показалось интересным рассмотреть уровень тревожности в сравнении с преобладающими стрессогенными факторами у первородящих и повторнородящих женщин во II и III триместре беременности.

У первородящих во II триметре беременности преобладает средний уровень ситуативной и личностной тревожности, а из наиболее сильных стрессогенных факторов подавляющее число опрошенных выделяют изменение фигуры (65%), тревога за будущего малыша (43%) и госпитализацию в больницу (43%).

В III триместре средний показатель ситуативной тревожности снижается до 53% и, значительно повышается высокий уровень (47%). Личностная тревожность остается на среднем уровне. Из стрессогенных факторов большинство женщин, участвующих в опросе, отмечают: тревогу за будущего малыша (91%) и страх перед родами (87%).

У повторнородящих во II триместре преобладает средний уровень ситуативной и личностной тревожности (50%/75%). Из стрессогенных факторов для большего количества будущих мам являются наиболее сильными: тревога за будущего малыша (67%), и тревога за старших детей (67%)

В III триместре средний показатель ситуативной тревожности увеличивается до 80%, в отношении личностной тревожности отмечается следующее - значительно снижается средний уровень тревожности до 40% и появляется высокий уровень тревожности - 40%. Для наибольшего количества беременных сильными стрессогенными факторами остаются такие же, как и во II триметре, но их процентное отношение возрастает: тревога за будущего малыша – 100%, за старших детей – 89%.


4. Выводы.

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, выделение и структурирование стрессогенных для женщины в период беременности факторов возможно и необходимо для оказания им своевременной психологической помощи и поддержки.

  • Во-вторых, восприятие стрессогенных факторов у повторнородящих и первородящих женщин имеет как схожие, так и различные тенденции. Различия проявляются в основном, в принятия женщинами своей беременности. Частично данный факт объясняется их различным социальным статусом: в частности, женщины, уже имеющие детей, знают, что такое быть матерью, а первородящие женщины пока еще нет. Это выражается в беспокойстве, касающемся изменений психологического и физиологического состояний.

  • Уровень ситуативной и личностной тревожности женщин зависит как от триместра беременности, так и от количества стрессогенных факторов и личного восприятия их беременными женщинами.


Данные выводы позволили нам сделать следующие рекомендации.

Для максимального повышения комфортного протекания беременности и родов медицинскому персоналу следует проводить просветительную работу, в которой следует рассказывать о развитие плода (по месяцам), изменениях, происходящих в организме женщины, о проблемах, с которыми она может столкнуться во время беременности и как с ними справляться. Кроме того, необходимо постоянное психологическое сопровождение женщины во время беременности.

Все, предлагаемые рекомендации мы структурировали по критерию адресата.


4.1. Рекомендации для беременных женщин.

4.1.1. Общие.

I триместр

  • По наблюдениям специалистов, желанные дети появляются на свет более крепкими и активно развиваются, еще будучи у мамы в животике. Поэтому как можно раньше определитесь в своем отношении к беременности.

  • Если у Вас присутствуют вредные привычки (никотин, алкоголь, наркотики и др) стоит от них отказаться.

  • Максимально оздоровите свой организм. Пролечите все свои хронические заболевания, сведите их в стадию ремиссии. Если есть какая-либо острая патология, то приложите максимум усилий к её устранению.

  • Как можно скорее встаньте на учет в женскую консультацию.

  • Остерегайтесь бесконтрольного приема лекарств

  • Будьте особенно внимательны к себе. В это время любые психологические и физические перегрузки, недосыпание могут привести к нежелательным последствиям. Постарайтесь в этот период не перенапрягаться. Особенно полезен сон, во время которого кровоток через матку повышается в 5 раз. Если есть возможность, то ложитесь спать рано, отдыхайте днем. Если не хочется спать, можно просто полежать, расслабиться, отдохнуть. Постарайтесь больше отдыхать. Стремитесь помочь себе — регулярно слушайте приятную музыку, пойте, читайте детские книги. Общайтесь с малышом. Чаще бывайте на свежем воздухе. Режим должен быть по возможности спокойным, комфортным.

  • Оказывают благотворное влияние на общее самочувствие водные процедуры, например, комфортный душ. Если разрешает доктор, можно принимать теплую (не выше 370С) ванну с настоем из трав или с добавленными эфирными маслами. Чаи из мяты, мелиссы, лаванды, шиповника, боярышника или спорыша способны уменьшать возбудимость и раздражительность. В определенных случаях помогает аромотерапия, однако, при этом важно грамотно подобрать эфирные масла.

  • Не очень желательны активные физические нагрузки, в том числе бассейн.

  • Особенно опасны инфекционные заболевания матери. Поэтому важно в этот период уделять внимание профилактике этих заболеваний (ОРЗ, гриппа, ангины, краснухи).

II триместр

  • В это время Вам полезно вести активный образ жизни. Пойдут на пользу бег, плавание, дыхательные упражнения, суставная гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

  • Рекомендуется выполнять специальный комплекс активных физических упражнений, составленный для беременных: упражнения-растяжки, суставная гимнастика, упражнение на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения в бассейне.

  • Подберите свой гардероб. Одежда должна быть свободной, легкой, удобной, нигде не давить, особенно в области талии. Старайтесь носить хлопчатобумажное белье.

  • Причиной плохого сна может быть чрезмерная резвость малыша, когда он сильно бьет ножками. В этом случае надо поговорить с малышом, рассказать, как Вы его любите, успокоить добрыми словами, почитать ему книгу, спеть песенку. Попросите пообщаться с малышом папу. Дети очень отзывчивы на прикосновения папиных рук, им нравится слушать папин голос. Следует выполнять упражнения на расслабление, послушать приятную для Вас музыку, порисовать. Могут помочь водные процедуры — комфортный душ, расслабляющая ванна из трав (если разрешает врач). Стоит избегать суеты и споров, особенно перед сном. Лучше прогуляться, подышать свежим воздухом. Заняться вязанием, шитьем.

  • Попробуйте подобрать удобное положение для сна. Используйте маленькие подушечки, чтобы занять удобное положение.

  • Очень важно устранить отрицательные эмоции.

III триместр

  • Для уменьшения неприятных ощущений используйте правильную осанку. Чтобы уменьшить дискомфорт, стараться не прогибать спину, держать ноги немного согнутыми, ягодицы опущенными вниз.

  • Обязательно следите за питанием. Кушайте понемногу и почаще, следите за сочетанием продуктов, чтобы предотвратить брожение, скопление газов и дать пище легко перевариться.

  • Если врач не возражает, можно посещать бассейн, проводить водные процедуры дома. Больше бывайте на свежем воздухе.

  • Обязательно надо научитесь отдыхать и расслабляться. Выполнять суставную гимнастику, правильно дышать.

  • Заранее стоит определиться с местом родов. Подготовить «приданное» малышу и себе в роддом. Составить список обязанностей, которые будут выполнять ваши домашние, когда Вы будете находиться в роддоме.

4.1.2. Для первородящих женщин.

I триместр

  • Выполнять общие рекомендации для беременных.

  • Стараться ограничивать физические и эмоциональные нагрузки. Отрицательные эмоции не «пропускать» через себя.

  • При непонимании мужа и родных постараться объяснить то, что ваше положение изменилось и теперь стоит некоторые моменты пересмотреть в отношениях друг с другом.

II триместр

  • Также воспользоваться общими рекомендациями для беременных.

  • Есть смысл посетить специальные занятия для беременных, на которых специалисты расскажут о том, как должна протекать беременность, какие изменения происходят в это время в организме женщины, как развивается плод. Также научат специальным упражнениям для беременных, дыханию. Еще вы получите информацию о физиологии и психологии родах, вас научат как себя вести в процессе родов. Это также возможность отключиться от насущных проблем и просто в хорошей компании таких же будущих мам пообщаться, расслабиться.


III триместр

  • Стоит определиться с местом родов. Подойти к этому моменту ответственно и серьезно. По возможности, познакомиться со своим лечащим врачом заранее.

  • Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и родственники к вашей выписке из роддома. При этом также все тщательно продумать и записать, чтобы этот вопрос после рождения ребенка уже не занимал вас.

  • Стараться не примерять все негативные рассказы подруг или соседок по палате в роддоме на себя.

  • Попытаться создать уверенность, что все пройдет хорошо и вскоре у Вас появится здоровый, крепкий малыш.

  • Поговорить с близкими (особенно женщинами: мама, свекровь, бабушка), чтобы они помогли в первое время после родов.


4.1.3. Для повторнородящих женщин.

I триместр

  • Следовать общим рекомендациям беременным.

  • Вспомнить все лучшие моменты своей предыдущей беременности и попытаться их применить в этой.

  • Создать у себя уверенность, что все пройдет благополучно.

II триместр

  • Начать готовить старших детей к тому, что в семье вскоре появиться пополнение.

  • Стоит также посетить курсы по подготовке беременных, особенно если в первой беременности таких курсов Вы не проходили.

  • Поговорить с мужем и родными, чтобы обрести уверенность в том, что, если придется лечь в больницу, дом и дети будут под присмотром


III триместр

  • Продолжать готовить старших детей к скорому появлению брата и сестры. Дать послушать как толкается ребенок в животе, попробовать поговорить с ним. Дать понять старшему ребенку, что с рождением младшего, он не станет менее любим.

  • Также старательно отнестись с выбору роддома.

  • Не забыть оставить список указаний, что должны приготовить муж и родственники к вашей выписке из роддома. При этом также все тщательно продумать и записать, чтобы этот вопрос после рождения ребенка уже не занимал вас.


    1. Для медперсонала в женских консультациях и роддоме.
  • Относитесь к беременным женщинам с пониманием, любовью.

  • Постарайтесь не вызывать отрицательные эмоции у будущих мам.

  • Объясняйте, зачем Вы проводите то или иное обследование, назначаете те или иные лекарства.

  • В разговорах с женщинами поменьше употребляйте медицинские термины, а если все-таки в этом есть необходимость, то объясняйте, что эти термины обозначают.

  • В роддоме особенно важно, чтобы лечащий врач и женщина нашли общий язык. Особенно это касается детских докторов. Поэтому, каждый день сообщайте мамам о состоянии их малышей, особенно если это состояние ухудшилось. Ничего не пугает женщину больше, чем неизвестность.

  • Будьте внимательны, вежливы и доброжелательны по отношению к беременным и родившим женщинам.


    1. Для родственников.

  • Будьте снисходительны к так называемым «запросам» беременных.

  • Подумайте о том, что будущая мама испытывает огромную перестройку всего организма, и ей намного тяжелее привыкнуть к этим изменениям, чем вам.

  • Старайтесь разгрузить беременную в домашних делах, чтобы она могла побольше отдыхать (особенно в I триместр).

  • Помогайте, по возможности, по максимуму ей и во всем (особенно после рождения ребенка).


Заключение.


Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. А действующие стрессогенные факторы ослабляют этот фон. В результате уже в утробе у малыша возникает негативное отношение к реальному миру.

Целью данной работы явилось выделение и шкалирование стрессогенных факторов для первородящих и повторнородящих женщин в период беременности. И определение их влияния на уровень ситуативной и личностной тревожности.

Данная цель требовала решения следующих задач:

  1. Выявить факторы, вызывающие стресс в период беременности.

  2. Провести шкалирование стрессогенных факторов в зависимости от первичности (повторности) родов и периода протекания беременности.

  3. Выявить взаимосвязь между уровнями личностной и ситуативной тревожности, триместром беременности и наличием стрессогенных факторов в данный период.

  4. Разработать рекомендации беременным женщинам для максимально комфортного протекания беременности и родов.

Анализ результатов исследований показал, что выделение и структурирование стрессогенных для женщины в период