Классификация наук (философская проблема)
него ответит будущее физики.Итак, научной программой физики является количественная характеристика Природы. Физика решает эту задачу математическим методом.
Альтернативой количественной характеристики Природы, по Гегелю, является характеристика качественная. Именно этой стороной познания и занята ФИЛОСОФИЯ. Ни один из постулатов философии не отвечает на вопрос "сколько?", а только на вопросы "что это такое? ", "какой? ". "То, чем занимается философия, есть всегда некое конкретное и всецело наличное" [12]. КАЧЕСТВЕННАЯ определенность предметов.
Такое определение философии снимает многие из ее проблем. Первую определил, например, Лейбниц: "... до тех пор, пока несравненный Бекон Верулемский и другие выдающиеся мужи не призвали философию с ее небесных высот и из ее странствий по лугам воображения на эту нашу Землю для практических потребностей жизни, частенько какой- нибудь кочегар - алхимик обладал, пожалуй, более основательными и замечательными знаниями о природе вещей, чем иной псевдофилософ" [29]. Философия должна сойти в реальный мир [32]. Вторая проблема - включение философии в число естественно- научных дисциплин. Качеством обладают все предметы и явления природы. Следовательно, философия имеет прямое отношение к этой естественной природе.
Качество, по Гегелю, "есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность", изменение которой есть переход в нечто противоположное. Качество характеризует не только предмет сам по себе, но и его отношение к другому. Оно подвержено изменению, следовательно, имеет отношение к становлению, возникновению, реальности, границе и пределу и т. д., т. е. к развитию [12].
Именно исследование процессов развития считается программой диалектического материализма [35], хотя следует признать, что такая интерпретация программы ее обедняет. "Качество" - это более широкая онтологическая категория, чем "развитие". Она включает и противоположность развитию, движению - устойчивость, покой. И эта идея одна из древнейших [21]. Возможно именно то, что диалектический материализм не поставил во главу угла своей программы категорию "качество", не осознал эту категорию как первичную сущность предмета философии, вызывает критику законов этого философского направления [45]. Философия характеризует другую, по сравнению с физикой, сторону сущего - качество.
Исследование качественной стороны явлений природы философы осуществляют диалектическим методом.
В работе не ставится задача характеризовать такие дисциплины как диалектика и математика. Во всяком случае методологическая функция математики для физики и диалектики для философии признается всеми.
Гениальность гегелевского подхода к бытию, заключающегося в открытии того, что познание бытия проходит через дифференциальную характеристику его качества и количества, подтверждается современными исследованиями функций человеческого мозга, которые привели к созданию теории дифференциальной психофизиологии мозга [20].
Схематичное изображение выводов этой теории таково: картинка двух полушарий мозга, в левом изображены математические формулы, в правом - фигуры. Интегральное определение психики людей с более развитым левым полушарием - "мыслители", с более развитым правым - склонны к искусству - "художники".
Это definitio verbalis уходит корнями в далекое прошлое: с одной стороны к учению пифагорийцев и Платона о математике и, с другой, - к утверждению Аристотеля о том, что именно искусство проникает в сущность вещей. Такие представления живут и сейчас. До сих пор считается, что знание тогда называется наукой, когда оно опирается на математический анализ, а философы полагают, что "в основе всего мирового искусства лежит истина содержания и реальность формы" [35]. Отсюда понятно, почему психологи разделили людей на мыслителей и художников. Если же посмотреть на это явление со стороны научного познания мира, то окажется, что для мудрости необходимы хорошо работающие обе половины мозга.
Конечно, математический анализ в науке обязателен (по возможности), но представить себе будто возможно сколь- нибудь объективно отразить природу и хоть минимально приблизиться к познанию предмета без исследования его качественной сущности - это абсурд. Возможно, что эта сторона науки (исследование качества) меньше привлекла внимание науковедов именно потому, что ОНА САМА СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ. Таких ситуаций в науке много.
На математическом анализе явлений природы основывается физика, а познание сущности, содержания и формы как сущностных характеристик бытия, то есть качество и есть предмет философии. Отсюда, по характеру развития полушарий мозга людей в научной сфере можно разделить на "физиков" ("мыслителей", более развито левое полушарие) и "философов" ("художники", более развито правое полушарие).
"Философы" воспринимают внешний мир как целостную систему. Не отсюда ли стремление к исследованию "всеобщих", интегрированных явлений, свойств?
Есть и прямые опыты, которые свидетельствуют о превосходстве правого полушария в начальной стадии обработки зрительной информации [38]. Следует, конечно, отметить, что все эти характеристики выражают тенденции, а не абсолют, т. к. конечный результат работы полушарий зависит еще от многих причин.
Тем не менее, можно считать, что современная теория дифференциальной психофизиологии мозга подводит естественно - научную базу под гегелевское учение о качественной и количественной характеристике бытия и оправдывает использование этих характеристик в качестве типологических в классификации наук.
Дальше встает вопрос: могут ли "философы" ("художники") или "физики" ("мыслители") выполнить задачу познания природы при том жестком разграничении, при котором соответствующие науки котируются в современном наукознании? Нет, не могут. Психологи в результате исследований приходят к выводу "об интегральном характере мозговых процессов, обеспечивающих возникновение нового качества - психики".
Е. Н. Соколов пишет, что этот вывод обычно постулируется на основании общеметодологических соображений, а в описанных исследованиях он получил непосредственное экспериментальное подтверждение [44].
Американские психологи, на основании большого количества опытов, показывают, что работа изолированного дифференцированного полушария - патология. "Два мозговых полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая поразительнную приспособленность человека и его необыкновенные способности к решению задач" и "благодаря интегральным способностям высшего порядка становятся возможны мышление и сознание" [8]. К этому выводу приходят все исследователи психофизиологии мозга [38].
"Общеметодологическое соображение" по поводу того, что количество и качество - две стороны одного процесса - бытия, сформулированы Гегелем в понятии "Мера": "Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфичное "сколько" [11].
"Мера есть качественно определенное количество прежде всего как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связано некое наличное бытие или некоторое качество" и еще: "Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи - сущности" [12]. То есть, именно мера и является истинной характеристикой сущности феноменов природы.
Конечной оценкой истины является практика. Практика и философии, и физики всех времен и народов показывает, что именно резкое разграничение философии и физики является причиной критических ситуаций каждой из наук.
Приведу несколько примеров.
Философы со времен Демокрита и Платона, а может быть с еще более дальних времен, бьются над вопросом о соотношении материи и сознания ("нематерия") и в решении его не сделали и шага вперед. В то время, как естествознание, используя методы физики, открыло изумительные свойства мозга, психики, закономерности поведения человека.
Только интеграция представлений физиков и философов может привести к пониманию величайшей загадки природы - сознания.
История физики изобилует критическими ситуациями и опытом их преодоления. По- видимому, дело здесь в том, что физика развивается быстрее, ищет, двигается вперед, потому и чаще оказывается перед затруднениями. Примеры преодолений в физике широко известны. Достаточно вспомнить ленинскую работу "Материализм и эмпириокритицизм", рождение теории относительности. Я приведу примеры критических ситуаций в физике, преодоление которых еще не осознано этой наукой. Так, говорят, что Эйнштейн всю жизнь мечтал понять, что такое фотон. Почему он так отличается от других сущностей природы? Опыты физиков, доказавшие, что фотон и электрон способны к взаимопревращению, подтверждают идею, что специфичность феноменов природы зависит не только от субстрата, но и от качества связей между составляющими. И это относится ко всем формам существования материи, понятие о которых пока в физике и философии высказано, но еще не привилось [26].
Второй пример касается основной формулы теории относительности - E = mc2. Формула выведена математически, но физический смысл соотношения в формуле ее составляющих не раскрыт до сих пор. Между тем Гегель предвосхитил появление этой формулы, описав именно ее сущность [26]. Понимание этого учения Гегеля вообще раскроет перед физикой пока что ею не осознанный мир изменений во времени (само-движение во времени).
Сказанное позволяет схематически изобразить взаимодействие фундаментальных наук следующим образом.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - философия - - - - - - физика - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
По - видимому, необходимо то, что древние греки называли физикой качества и метафизикой количества. Это направление в современной науке существует, например, в виде попыток исследовать философские основания физики. До исследования физических оснований философии дело еще не дошло.
Конечно, полное слияние этих наук теперь уже невозможно. И этому мешает не только психофизиологическая дифференциация мозга, но и огромный объем накопленных знаний. Очевидно возможна и необходима логическая оценка любого открытия одной фундаментальной науки с позиции другой.
Количество и качество - фундаментальные категории существенной определенности бытия составляющие начальную ступень его познания. Они определяют возможность следующего шага - переход к мере как существенной определенности объектов познания, границе, характеризующей группы объектов - формы существования материи. Этот следующий шаг в классификации наук - выделение классов наук.
Классы наук. Основные науки.
Предлагаемая интерпретация объема понятий фундаментальных наук проясняет вопрос об их отношении ко всем, так называемым "естественным наукам. Дело в том, что любая наука, изучающая конкретные объекты природы, постигает их сущность, исследуя и количество, и качество, следовательно - меру. Отсюда, например, биология - это философия и физика жизни, несмотря на то, что пока современная философия все еще находится на пороге определения сущности жизни, а физика не нашла методов количественной характеристики процесса непрерывного изменения во времени, что для жизни является существенным признаком.
Объективная реальность таких границ конкретного знания вытекает из учения о том, что познание неисчерпаемо, а преодоление их и есть конкретная рабочая программа современной науки вообще и биологии в частности.
Основанием деления объектов научного познания, а, следовательно, и наук, изучающих бесконечное множество вариантов конкретных систем, каким является Природа, может служить только естественная классификация природы. Такой подход классификации наук родился давно. Ниже изложена попытка использовать разработанную автором классификацию форм существования материи [26] в качестве принципа выделения и классификации основных наук. В построении классификации мы исходили из основного положения диалектического материализма: мир материален (М), в нем нет ничего, кроме вечно движущейся, вечно изменяющейся материи и это самодвижение происходит в пространстве (L) и во времени (Т).
В классификации принцип дискретности (n) и непрерывности (~) по Гегелю применен для характеристики субстрата, самодвижения в пространстве и самодвижения во времени материальных систем. Признается связь законов физики и превращения непрерывного самодвижения в дискретное при концентрации материи.
На основании взаимосвязи дискретности и непрерывности материи, самодвижения в пространстве и самодвижения во времени выделены типы связей и соответствующие им формы существования материи. Термин "Формы существования материи" применен при классификации объектов научного познания в особом, самостоятельном типологическом смысле. Показаны существенные внешние и внутренние противоречия форм существования материи.
Такой подход к классификации природы дал возможность выделить восемь форм существования материи:
1. Закрытые системы. Формула связи Мn Tn Ln. Связь образуется в дискретной массе, системы обладают ограниченным самодвижением в пространстве и во времени. Таков способ существования вещества, минералов, их систем различных структурных уровней, вплоть до планет.
2. Лучи. Формула связи Мn Tn L~. Эта форма существования материи представлена дискретными частицами с постоянным ритмом временных изменений и непрерывным самодвижением в пространстве.
3. Термодинамические системы. Формула связи Мn T~ Ln. От вещества и минералов эти системы отличаются тем, что непрерывно изменяются во времени. Сюда относятся молекулы, атомы, протоны, электроны, а также, может быть, некоторые другие частицы.
4. Гравитоны (субэлементарные частицы). Формула связи Мn T~ L~. Гравитоны создают гравитационное поле, обладают непрерывным самодвижением в пространстве и во времени.
5. Звезды. Формула связи М~ Tn Ln. Звезды формируются в потоке материи (М~), движение в пространстве и во времени ограничено.
6. Галактики. М~ Tn L~. Это системы, существующие в потоке материи, ритмично изменяющиеся во времени и непрерывно распространяющиеся в пространстве.
7. Жизнь. М~ T~ Ln. Жизнь есть форма существования материи, отличающаяся от других форм тем, что она существует в потоке материи, непрерывно изменяется во времени и ее движение в пространстве ограничено.
8. Хаос (сознание). М~ T~ L~ - высшая форма существования материи, формируется в потоке материи, имеет неограниченное (непрерывное) движение в пространстве и во времени.
Принципы классификации форм существования материи, их более полное описание даны в упомянутых выше в ссылке работах Красновой Е. М. (1985, 1995).
Классификация форм существования материи является естественным основанием деления наук на классы и признания за ними статуса основных наук, каждая из которых имеет предметом одну форму существования материи.
№ № п.п. | Предмет исследования - форма cуществования материи | Наука |
1 | Закрытые системы | Механика |
2 | Лучи | Радиология |
3 | Термодинамические системы | Термодинамика |
4 | Гравитоны | Теория поля |
5 | Звезды | Астрология |
6 | Галактики | Космология |
7 | Жизнь | Биология |
8 | Хаос (сознание) | Социология |
Общая схема классификации фундаментальных и основных наук.
Философия и физика выступают методологическим фундаментом всех основных наук. Однако, как уже отмечалось выше, сами фундаментальные науки находятся, в соответствии с законами диалектики, в развитии, и не всегда готовы в данный момент "обслужить" частные исследования. В этих случаях любая из "естественных" наук вырабатывает свои методы исследования, которые всегда основываются на сравнивании двух или многих предметов данной формы существования материи. Эти, специальные, методы живут до тех пор, пока физика не заменит их математическими методами, а философия не откроет законы движения, специфические для данного качества.
Подклассы наук. Частные науки.
Выделение научных дисциплин внутри основных наук основывается на