Инвестиции в России в 1998-1999 гг.

отражение и в динамике таких операций: привлеченных в IV квартале кредитов оказалось недостаточно для рефинансирования накопленной задолженности.

Структура инвестиций резидентов России в иностранные активы не претерпела кардинальных изменений. Их прирост происходил преимущественно в форме прочих инвестиций сектора нефинансовых предприятий (86% всего вызова капитала). В целом иностранные активы экономики увеличились на $17,5 млрд.

Наиболее значимой формой вывоза капитала сектора нефинансовых предприятий продолжали оставаться внешнеторговые операции.


Структура иностранных инвестиций* резидентов Российской Федерации (без учета операций с резервными активами) в 1998 году ($ млрд.)

Вид инвестиций

I полугодие

II полугодие

1998 г.

Справочно: 1997 г.

Прямые

0.6

0.4

1.0

2.6

Портфельные

0.6

-0.3

0.3

0.2

Прочие

5.8

10.4

16.2

26.6

Всего

7.0

10.5

17.5

37.3

* Нетто прирост иностранных активов резидентов.

Примечания: 1. Знак “-” означает снижение иностранных активов резидентов. 2. В прочие инвестиции включена поправка к резервным активам


В абсолютном выражении, отток российского капитала через внешнеторговые механизмы в относительном выражении остался примерно на уровне предыдущего года.


4.2. Иностранные инвестиции в 1998 году.


4.2.1. Приток иностранного капитала

Величина привлеченного иностранного капитала в экономику России по итогам 1998 года оценивается в 11,8 млрд. долларов. Это составляет 96% от всех зарубежных инвестиций, пришедших в Российскую Федерацию в 1997 году. Около 70% вложенного капитала составляют инвестиции, проходящие по графе “прочие”, 8,2 млрд. долларов, за ними следуют прямые инвестиции – 3,4 млрд. долларов, на портфельные инвестиции приходиться 191 млн. долларов (1,6 %).


Приток иностранного капитала в Российскую Федерацию



1997 г.

1998 г.

1998 г.


млн. дол

%

млн. дол

%

к 1997 г, %

Инвестиции всего,

12 295

100.0

11 773

100.0

95.8

в том числе:






прямые

5 333

43.4

3 361

28.6

63.0

портфельные

681

5.5

191

1.6

28.1

прочие

6 281

51.1

8 221

69.8

130.9


Источник: Госкомстат РФ


Как следует из таблицы, в 1998 году впервые за пятилетний срок наблюдений произошло снижение притока иностранного капитала, причем по всем его составляющим – прямым, портфельным и прочим инвестициям, что несомненно, является следствием негативных явлений в российской политической и экономической жизни, имевших место в минувшем году.

Тенденции к спаду стали проявляться уже со второго квартала 1998, а пик его пришелся как раз на третий квартал, то есть на момент последнего – самого тяжелого и затяжного – этапа кризиса, связанного с правительственными перестановками, реструктуризацией внешнего долга и его частичным дефолотом, переносом сроков расплаты с кредиторами и т.д.

В 1998 году в промышленность было направлено 40% иностранных инвестиций (4,7 млрд. долларов), из которых 42% (1991 млн. долларов) приходилось на прямые инвестиции. Основная доля подобных инвестиций пришлась на пищевую промышленность – 1 192 млн. долларов, или 60%. Далее следуют: топливная промышленность – 307 млн. долларов, машиностроение и металлообработка – 127 млн. долларов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 112 млн. долларов, черная и цветная металлургия – 97 млн. долларов.

Из других сфер производственного сектора наиболее ощутимыми за рассматриваемый период были вложения иностранного капитала в торговлю и общественное питание – 1 201 млн. долларов, а также в транспорт и связь – 589 млн. долларов.


Структура иностранных инвестиций по отраслям, %


Отрасли

1997 г.

1998г.

Финансовая, банковская, страховая деятельность, коммерческая деятельность по обслуживанию рынка, управление

58.4

40.9

Промышленность

31.8

39.9

в том числе:



* топливная

15.8

16.0

* пищевая

6.2

12.5

* черная и цветная металлургия

4.4

4.5

* машиностроение и металлообработка

1.9

2.6

* деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

1.3

2.0

Торговля и общественное питание

4.8

10.2

Транспорт и связь

1.7

5.0

Строительство

0.2

2.0


Источник: Госкомстат РФ


По-прежнему значительные объемы иностранного капитала вкладываются в такие отрасли, как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, услуги по управлению. По итогам 1998 года на долю этих отраслей приходилось 4,8 млрд. долларов, или 41% от общего объема инвестиций.


4.2.2. Качество зарубежных инвестиций.


По итогам года объем иностранных инвестиций составил около 3 % ВВП и достиг 11,8 млрд. долларов, что на 4,2 % ниже уровня 1997 года. При этом сократилась доля прямых инвестиций, а их объем составил соответственно 3,36 млрд. и 1,91 млрд. долларов.

На торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии российского правительства, банковские вклады приходится 8,22 млрд. долларов, что почти на треть больше, чем в 1997 году. Такие вложения лишь условно можно отнести к инвестициям, так как они в основном обслуживают краткосрочный товарный оборот.

В Польше, например, этот показатель превышает 27 млрд. долларов.

Россия как принимающая страна в мировом экспорте занимает около 2-3 %. В Польше в расчете на душу населения имеется 140 долларов иностранных инвестиций, в Эстонии – 169, в Венгрии 1 300.


Общий объем иностранных инвестиций на душу населения, долларов.



1996 г.

1997 г.

1998 г.

Всего

44

83,97

80,47

В том числе прямых

14,3

36,34

22,97


4.2.3. Региональное инвестирование.


Исследования специалистов Института экономических проблем переходного периода (ИЭППП) свидетельствуют: влияние иностранного капитала в России незначительно.

Так предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) производят менее 5% российского ВВП.

Примечательно, что зарубежные инвесторы не верят в стабильный доход по акциям российских предприятий: доля портфельных инвестиций (не дающих право на управление предприятием) в 1998 году составила менее 2%. Если иностранцы и вкладывают куда-то деньги, то это на 98 % увязывается с контролем над предприятием. Другой характерный факт: производительность труда ПИИ в 2 раза выше среднероссийской.

Кризис по “иностранцам” ударил так же болезненно, как и по другим нашим предприятиям. Отрадно, что лишь небольшое их число решило свернуть свою деятельность в России. Можно констатировать, что иностранные инвесторы по-прежнему вкладывают средства в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы.

Но надо признать: уже начинает завязываться “драка” за инвестиции. Монополия столицы на них если не разрушена, то близка к этому. Региональные органы власти проявляют значительную активность в создании благоприятного инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых и других льгот; если к маю 1997 года только 5 областей имели специальное законодательство для иностранных инвесторов, то к настоящему времени их число достигло 45. Ведь есть за что бороться.


Регионы с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций.



Объем в 1997 г., млн. дол.

В % к итогу

Объем в 1998 г., (янв. – сент.), млн. дол

В % к итогу

Москва

3056,4

57,31

720,973

35,81

Санкт-Петербург

98,4

1,85

203,397

10,10

Московская область

66,1

1,24

138,919

6,90

Сахалинская область

46,9

0,88

80,747

4,01

Самарская область

62,1

1,16

50,031

2,48

Магаданская область

61,6

1,16

41,945

2,08

Ханты-Мансийский АО

19,2

0,36

28,264

1,40

Архангельская область

14,6

0,27

9,679

0,48

Красноярский край

23,1

0,43

7,669

0,38

Республика Татарстан

17,1

0,32

3,078

0,15


По данным ИЭППП


ВЫВОД. ПО ГЛАВЕ IV.


На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции.

Основной формой привлечения иностранного капитала в сектор государственного управления были портфельные инвестиции.

Наряду с эмиссией ценных бумаг, важным механизмом привлечения иностранных ресурсов в сектор государственного управления являлись ссуды и займы.

Емкость российского инвестиционного рынка составляет менее одного процента общемирового. По этому показателю нас далеко опередили не только гранды зарубежной экономики, но и бывшие союзники по соцлагерю. Но все же инвестиции в России – дело весьма перспективное. Такова точка зрения американских аналитиков – авторов “Руководства по инвестированию в СНГ”.

О том, что объемы капитальных вложений падают с самого начала реформ, говорят часто (в минувшем году они составили 26% от уровня 1991 года). Гораздо реже поднимается проблема качества такого инвестирования, большая часть которого (в 1998-м - 53%) осуществляется за счет собственных средств предприятий.

Прослеживается парадоксальная закономерность: чем хуже экономическое состояние предприятия (речь, разумеется, идет о средних и крупных хозяйствующих субъектах), тем выше его инвестиционная “активность”. Разгадка проста. Длительное отсутствие “живых” денег побуждает прибегать к доступному способу обновления производственных мощностей - через бартер и взаимозачеты. Естественно, с сопутствующими им наценками.

Неблагоприятна и текущая структура капитальных вложений, около 60 % которых направляется в жилищное и производственное строительство. В условиях традиционного российского долгостроя финансирование “незавершенки” имеет если не отрицательный, то в лучшем случае нулевой экономический эффект.

Что же предлагает правительство для активизации капитальных вложений? Ничего нового: расширить налоговые льготы, упростить порядок реализации инвестиционных проектов, развивать лизинг, дать возможность предприятиям избавиться от бремени неработающих активов без ущерба для хозяйственной деятельности.

Величина привлеченного иностранного капитала в экономику России по итогам 1998 года оценивается в 11,8 млрд. долларов.

В 1998 году впервые за пятилетний срок наблюдений произошло снижение притока иностранного капитала, причем по всем его составляющим – прямым, портфельным и прочим инвестициям, что несомненно, является следствием негативных явлений в российской политической и экономической жизни, имевших место в минувшем году.

Тенденции к спаду стали проявляться уже со второго квартала 1998, а пик его пришелся как раз на третий квартал, то есть на момент последнего – самого тяжелого и затяжного – этапа кризиса, связанного с правительственными перестановками, реструктуризацией внешнего долга и его частичным дефолотом, переносом сроков расплаты с кредиторами и т.д.

Глава 5.

Проблемы рынка товаров легкой и текстильной промышленности.


Отечественные товаропроизводители легкой и текстильной промышленности переживают сегодня очень сложное время, поскольку:

  • рухнула система финансовых и кредитных отношений;

  • резко сократились объемы импортного сырья, на которое за последние годы перешли наши товаропроизводители;

  • в связи с инфляцией резко сократился спрос;

  • происходит мучительное становление новой инфраструктуры товарных рынков.

    Кроме того, положение усугубляется тем, что отсутствует систематическая надежная полная информация, всесторонне характеризующая общую ситуацию и конъюнктуру рынков, что, в свою очередь, затрудняет деятельность большинства отечественных товаропроизводителей.

    В связи с этим, сегодня, как никогда крайне важно выявлять и использовать все имеющиеся положительные аспекты деятельности предпринимательства и ее конечные результаты: повышать качество производимых товаров, реагировать на постоянно растущие потребности покупателей расширением ассортимента, искать новые пути реализации продукции отечественных производителей, снижать издержки производства и создавать новые рабочие места, привлекать инвестиции отечественных и зарубежных предпринимательств.

    Иными словами, легкая и текстильная промышленность должна не просто развиваться в создавшихся кризисных условиях, но развиваться на качественно другой основе, поскольку в связи с уходом части иностранных товаропроизводителей с нашего рынка перед российскими предприятиями стоит задача создания и нового потребительского рынка отечественных товаров. Необходимо разрабатывать современный ассортимент товаров легкой и текстильной промышленности, в том числе привлекая к решению этих проблем внимание деловых кругов, коммерческих структур, российских и иностранных инвесторов.

    Именно в этом была главная задача XI Федеральной оптовой ярмарки товаров текстильной и легкой промышленности, прошедшей 29 сентября - 2 октября 1998 г. во Всероссийском выставочном центре в г. Москве.

    В ярмарке приняло участие более 800 предприятий: из них 75% составили российские предприятия, 16% - фирмы СНГ, 6% - иностранные фирмы и 3% - фирмы из стран Балтии.

    На ярмарке был проведен анкетный опрос ее участников. Основной целью опроса было выявление того, насколько отечественные производители владеют приемами и инструментами маркетинга и каким образом они используют их для выхода их кризисных ситуаций.

    Целью анкетного опроса было выявление проблем, стоящих перед российскими предприятиями лёгкой и текстильной промышленности и влияние кризисной ситуации, сложившейся в стране после 17 августа 1998 года на их развитие. Вопросы анкеты касались:

    -выявления позиций предприятий по формированию товарного ассортимента;

    -оценки конкурентоспособности товара и фирмы;

    -положения предприятия в зависимости от качества и происхождения сырья;

    -политики предприятий в области распределения и сбыта продукции.

    Одним из вопросов анкеты был вопросов о частоте обновления ассортимента товаров. Среди опрошенных предприятий выявилось две группы. Первая -уделяющая большее внимание созданию товаров-новинок ,соответствующих потребностям меняющегося рынка и вторая группа, работающая на традиционном ассортименте и обновляющая его крайне медленно.

    Из ответов следует ,что в 1998г. полностью обновили свой ассортимент 43,7% опрошенных и каждый год стараются обновить ассортимент 18,5%.Около 25% участников ответили ,что вводят в ассортимент товары-новинки один раз в 5 лет, а около 1% практически его не обновляют.

    На ярмарке наиболее ярко были представлены следующие товарные -новинки:

  • обувь высокого качества ;

  • пальто и полупальто женские, мужские, детские из различных видов материалов;

  • кожгалантерейные товары в ассортименте;

  • ткани различного ассортимента;

  • коллекция курток;

  • новые модели нижнего белья;

  • швейные нитки в ассортименте (400 цветов, 100% полиэстр);

  • комплекты детские, для новорожденных;

  • коллекция женской и мужской одежды;

  • новые виды материалов фурнитуры;

  • новые модели головных уборов;

  • техника для производства одежды;

    На вопрос о том, откуда товаропроизводители берут свои идеи для разработки товаров-новинок, были получены следующие ответы: у конкурентов - 9,4%, на основе покупательских предпочтений - 44,8%, разрабатывают сами - 44, 6%, идеи модельеров - 1,2%. Отсюда следует, что фирмы производящие товары-новинки, имеют маркетинговую ориентацию, исследуют потребности целевых покупателей и отслеживают действия конкурентов в производстве товаров-новинок.

    Проведенный анализ показывает, что на работу предприятий постоянно обновляющих свой товарный ассортимент, кризис существенного влияния не оказал.

    На вопрос о том, знают ли производители своих конкурентов, их сильные и слабые стороны, были получены следующие ответы:

  • знают своих конкурентов - 67,9%;

  • не знают конкурентов - 2,8%;

  • считают, что конкурентов не существует - 3,8%;

  • не ответили на вопрос - 25,5%.

    Оценить сильные и слабые стороны своих конкурентов смогли только 30% из опрошенных товаропроизводителей. В качестве сильных сторон конкурирующих предприятий были указаны:

  • наличие нового оборудования;

  • наличие новых технологий;

  • низкие цены.

В условиях кризиса многие предприятия приходят к выводу, что им необходимо непосредственная связь с покупателями, что дает возможность лучше изучать их потребности и контролировать розничные цены. Большинство российских товаропроизводителей не ограничиваются одним каналом сбыта, используют одновременно несколько каналов. Это позволяет им увеличить объем реализации товаров и упрочить свое положение на рынке.

В целом, как свидетельствуют результаты опроса, положение отечественных производителей легкой и текстильной промышленности можно оценить следующим образом:

  1. На предприятиях, не обновляющих ассортимент в течении 3-5 лет и работающих на отечественном и импортном сырье, кризис сказался крайне отрицательно.

  2. На предприятиях, выпускающих традиционный ассортимент и работающих на отечественном сырье, наблюдается резкое снижение спроса на их товары, что представители фабрик объясняют поднятие цен на сырье, недостаточностью его поступления, увеличением сроков оплаты за готовые изделия, нестабильностью партнерских отношений по сбыту продукции.

  3. Большинство опрошенных предприятий отмечая резкое снижение количественного уровня заказов, тем не менее не склонны оценивать свое положение как критическое.

  4. Предприятия, обращающие пристальное внимание на требования целевого рынка и быстро реагирующего на запросы покупателей расширением существенного (а по сути - новым ассортиментом), доступными ценами, внимательно изучающие деятельность конкурентов, создающие новые каналы сбыта имеют на рынке стабильное положение.

  5. У предприятий-изготовителей все настойчивей и ярче проявляется тенденция к созданию собственной сбытовой сети, а также к прямой работе, с оптовыми и розничными торговыми предприятиями без лишних посреднических звеньев.

  6. Нельзя также не отметить, что отсутствие хорошо отрегулированного механизма расчетов между товаропроизводителями и торговыми предприятиями (как оптового, так и розничного звена) отрицательно сказывается на формировании российского товарного рынка.


ВЫВОД. ПО ГЛАВЕ V.


Отечественные товаропроизводители легкой и текстильной промышленности переживают сегодня очень сложное время.

Положение усугубляется тем, что отсутствует систематическая надежная полная информация, всесторонне характеризующая общую ситуацию и конъюнктуру рынков, что, в свою очередь, затрудняет деятельность большинства отечественных товаропроизводителей.

Легкая и текстильная промышленность должна не просто развиваться в создавшихся кризисных условиях, но развиваться на качественно другой основе, поскольку в связи с уходом части иностранных товаропроизводителей с нашего рынка перед российскими предприятиями стоит задача создания и нового потребительского рынка отечественных товаров. Необходимо разрабатывать современный ассортимент товаров легкой и текстильной промышленности, в том числе привлекая к решению этих проблем внимание деловых кругов, коммерческих структур, российских и иностранных инвесторов.

Проведенный анализ показывает, что на работу предприятий постоянно обновляющих свой товарный ассортимент, кризис существенного влияния не оказал.

В условиях кризиса многие предприятия приходят к выводу, что им необходимо непосредственная связь с покупателями, что дает возможность лучше изучать их потребности и контролировать розничные цены. Большинство российских товаропроизводителей не ограничиваются одним каналом сбыта, используют одновременно несколько каналов. Это позволяет им увеличить объем реализации товаров и упрочить свое положение на рынке.


Заключение


Привлечение в регион иностранных инвестиций является стратегической задачей, позволяющей реализовать программы экономического роста.

В России наметились новые закономерности в создании предприятий с иностранными инвестициями. Во-первых, стало расти число предприятий, создаваемых капиталом из стран Восточной Европы. Во-вторых, ускорилось создание предприятий с инвесторами из бывших республик СССР. В-третьих, активизировался процесс создания предприятий с капиталом из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Некоторые эксперты оценивают современное состояние инвестиционного климата в России как неудовлетворительное и называют ряд причин ( изменение таможенного режима, нестабильность законодательной базы, низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры, сильная бюрократизация страны, коррупция, рэкет и иная преступность и т.д.

Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние инвестиционного климата в России, является правовая нестабильность.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных в результате неправомерных действий государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или предприятию с иностранными инвестициями.

На международном уровне иностранные инвестиции в России защищают также двусторонними соглашениями Российской Федерации с целым рядом зарубежных стран о взаимной защите и поощрении инвестиций. Это предусматривает участие РФ в межправительственных конвенциях. Благоприятную роль сыграло бы участие

России в основных международных организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.

В настоящее время в России созданы организационные предпосылки и финансовые гарантии страхования от политических рисков. Так, создано Международное агентство по страхованию иностранных рисков в России с участием в уставном капитале государства.

Задачи по защите иностранных инвестиций выполняет также Государственная инвестиционная корпорация, имеющая уставной капитал 1 млрд. долларов.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Ряд организационных структур создан и при Минэкономики России.

Однако по мнению ряда обозревателей и экспертов у России до сих пор нет честной позиции по данному проекту, она в стадии формирования. Иностранных инвесторов отпугивают большие капиталовложения; необходимые для реализации этого проекта и неясности в перспективах развития политической ситуации в крае. Иностранцев в первую очередь не наши местные, а правительственные гарантии ведущих банков страны.

В этом, однако, мы уступаем даже Китаю, где власти обеспечивают иностранным инвесторам более благоприятные условия.

Таким образом, проблема инвестиционной активности иностранных инвесторов должна решаться посредством вмешательства государства, с использованием экономических и административных методов и созданием благоприятных правовых, налоговых и других предпосылок.

В настоящее время экономический рост и экономическое развитие любой страны зависти от инвестиций.

Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

Инвестиции тогда можно разделить на три категории:

- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

  1. портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

  2. к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала.

Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Инвестиционная сфера, как и любые другие виды деятельности, требует законодательного регулирования. Может даже быть в большей степени. Средства инвестируются на долго, они формируют основу рыночной экономики - собственность. И уж в этой сфере просто необходимо иметь надежный правовой фундамент.

Законодательная база предпринимательской деятельности в Р.Ф. совершенствуется по мере экономической реформы.

В целях дальнейшего улучшения работы по привлечению иностранных инвестиций разработана комплексная система взаимосвязанных экономических, правовых, организационных и информационных мер, нацеленных на создание привлекательного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности.

Основная проблема, которая сдерживает приток иностранных инвестиций в российскую экономику, - это правовая нестабильность.

Таким образом, привлечение иностранных инвестиций в экономику России приобрело характер динамической закономерности. Растет объем иностранных инвестиций, изменяется их страновая, региональная ( в рамках России) и отраслевая структура. Иностранные инвестиции способствуют решению социально-экономических задач развития России. Однако, как показывает анализ, процесс привлечения иностранных инвестиций требует целого ряда мер государственной поддержки для своего последующего развития. От того, как успешно они будут осуществляться, зависят объем и структура иностранных в экономику Российской Федерации.

Формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны ( в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Не работают и объявленные свободные экономические зоны, за исключением, может быть, Находки и зоны в Калининградской области “Янтарь”. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальнейшей задачей.

В качестве составляющих инвестиционной привле­кательности регионов Рос­сии были приняты три в зна­чительной степени самосто­ятельные характеристики:

  1. инвестиционный потенциал;

  2. инвестиционный риск ;

  3. ин­вестиционное законодатель­ство.

В данной главе рассматриваются объем, структура и проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России на примере предприятий с иностранными инвестициями, значение которых в экономике Российской Федерации возрастает.

Исследование отраслевой структуры иностранных инвестиций свидетельствует, что их доля в базовых отраслях промышленности невелика, а если иметь в виду промышленность в целом, то четко проявляется интерес со стороны иностранного инвестора к до бывающим отраслям промышленности, и в первую очередь добыче нефти и газа. Важнейшими сферами деятельности иностранных инвесторов в российской экономике являются также добыча других видов сырья, деревообработка, производство товаров народного потребления, туризм, строительство. В значительной мере проявляется также интерес иностранного капитала к торгово-посреднической деятельности, общественному питанию, сфере бытового обслуживания.

Медленно создаются предприятия с иностранными инвестициями в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии

Из этого можно сделать вывод, что хотя количество предприятий с иностранными инвестициями в России растет, однако темпы их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая и региональная структура не- удовлетворительны, если исходить из потенциальных возможностей такой страны, как Россия.

Инвестиционные вложения развитых стран в экономику России являются еще одним инструментом закрепления экономического господства этих стран н а мировых рынках, куда сейчас “вползает” находящаяся в глубоком экономическом кризисе Россия.

Инвестиционная безопасность - это упрощенно то, как контролировать процессы общероссийского и регионального экономического развития с участием иностранного капитала в нужном нам направлении и как привлечь последний на эти цели столько, сколько нам выгодно.

Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности России.

  1. Государственный уровень.

  2. Второй уровень - это уровень крупных корпорации

  3. Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов.

Отсутствие четкой стратегии в области экономической деятельности и развития с участием иностранных инвестиций, а также процессов привлечения и оборота иностранного капитала делает экономику России уязвимой и требует самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне.

Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.

В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований.

В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции.

Основной формой привлечения иностранного капитала в сектор государственного управления были портфельные инвестиции.

Наряду с эмиссией ценных бумаг, важным механизмом привлечения иностранных ресурсов в сектор государственного управления являлись ссуды и займы.

Емкость российского инвестиционного рынка составляет менее одного процента общемирового. По этому показателю нас далеко опередили не только гранды зарубежной экономики, но и бывшие союзники по соцлагерю. Но все же инвестиции в России – дело весьма перспективное. Такова точка зрения американских аналитиков – авторов “Руководства по инвестированию в СНГ”.

О том, что объемы капитальных вложений падают с самого начала реформ, говорят часто (в минувшем году они составили 26% от уровня 1991 года). Гораздо реже поднимается проблема качества такого инвестирования, большая часть которого (в 1998-м - 53%) осуществляется за счет собственных средств предприятий.

Прослеживается парадоксальная закономерность: чем хуже экономическое состояние предприятия (речь, разумеется, идет о средних и крупных хозяйствующих субъектах), тем выше его инвестиционная “активность”. Разгадка проста. Длительное отсутствие “живых” денег побуждает прибегать к доступному способу обновления производственных мощностей - через бартер и взаимозачеты. Естественно, с сопутствующими им наценками.

Неблагоприятна и текущая структура капитальных вложений, около 60 % которых направляется в жилищное и производственное строительство. В условиях традиционного российского долгостроя финансирование “незавершенки” имеет если не отрицательный, то в лучшем случае нулевой экономический эффект.

Что же предлагает правительство для активизации капитальных вложений? Ничего нового: расширить налоговые льготы, упростить порядок реализации инвестиционных проектов, развивать лизинг, дать возможность предприятиям избавиться от бремени неработающих активов без ущерба для хозяйственной деятельности.

Величина привлеченного иностранного капитала в экономику России по итогам 1998 года оценивается в 11,8 млрд. долларов.

В 1998 году впервые за пятилетний срок наблюдений произошло снижение притока иностранного капитала, причем по всем его составляющим – прямым, портфельным и прочим инвестициям, что несомненно, является следствием негативных явлений в российской политической и