Формирование внутреннего равновесия между спросом и предложением денег

процесс закончится, когда ставка процента станет равной r E. Новое положение равновесия наступит в т. Е 1.

Уменьшение спроса на деньги приведёт к сдвигу кривой Dm 1 в положение Dm (см. рисунок 1.6). В этом случае при ставке процента r E 1 предложение будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от "лишних" денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в т.е. когда ставка процента станет равна r E.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег [1, c.426].

Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.

Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередь оказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов. Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.

Ликвидная ловушка - это такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.

Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной

Равновесие денежного рынка в кейнсианской модели можно представить в трех вариантах: в условиях "жесткой", "гибкой" и "смешанной" политики государства.

"Жесткая" политика.

"Жесткая" политика регулирования денежной массы подразумевает, что предложение денег является фиксированным. Значит, предложение не меняется, независимо от колебаний рыночной ставки процента (пока государство не примет решения об изменении величины предложения денег) (рисунок 1.7).


Рисунок 1.7 - "Жесткая" политика регулирования денежной массы


Примечание - Источник: [15].

По вертикальной оси откладываем банковскую процентную ставку (г), а по горизонтальной - объем денежной массы (М). Сплошная вертикальная линия МS 1 показывает первоначальное предложение денег. Наклонная линия МD показывает спрос на деньги. Проведя от точки равновесия Е 1 горизонтальную пунктирную линию до оси процента, получаем банковскую процентную ставку r 1.

Если государство сократит количество денег в обращении, то линия предложения МS 1 сдвинется влево в положение МS 2 и появится новая точка равновесия Е 2, которая определит более высокую ставку процента r 2 вместо r 1. При увеличении денежной массы события будут развиваться в противоположном направлении. Кривая предложения денег сдвинется вправо, понижая тем самым ставку процента.

"Гибкая" политика.

"Гибкая" политика регулирования денежной массы означает, что государство старается сохранить процентную ставку на одном уровне. График денежного равновесия принимает другую форму, представленную на рисунке 1.8.


Рисунок 1.8 - "Гибкая" политика регулирования денежной массы


Примечание - Источник: [15].

Горизонтальная линия (MS) показывает предложение денег при определенной ставке процента (r), а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD 1, и пунктирная МD 2) - два уровня спроса на деньги. Изменение в спросе на деньги (из МD 1 в МD 2 и наоборот) достигается путем изменения денежной массы посредством монетарной политики.

Например, государство через центральный банк может изменить величину резервов коммерческих банков, которые те держат на его счетах. Тем самым достигается расширение или сжатие денежной массы и предложения денег в силу того, что высвобождается или связывается часть денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот.

"Смешанная" политика.

Иногда государство прибегает к совмещению "жесткой" и "гибкой" политики. Тогда проводится "смешанная" политика (рисунок 1.9).


Рисунок 1.9 - "Смешанная" политика регулирования денежной массы


Примечание - Источник: [15].

Линии с положительным наклоном (сплошная МS 1 и пунктирная МS 2) показывают два уровня предложения денег, а линии с отрицательным наклоном (сплошная МD 1 и пунктирная МD 2) два уровня спроса на деньги.

Изменение спроса на деньги (с МD 1 до МD 2) при уровне предложения денег МS 1, вызывает рост процентной ставки (с r 1 до r 2) и расширение денежной массы (с М 1 до М 2). Рыночное равновесие перемещается из точки Е 1 в точку Е 2.

Изменение уровня предложения денег (с МS 1 до МS 2) при уровне спроса МD 1 ведет к падению процентной ставки (с r 1 до r 2) и опять-таки к увеличению денежной массы. Рыночное равновесие перемещается из точки Е 1 в точку Е 3.

В кейнсианской денежной теории за государством остается основная роль по регулированию количества денег в обращении. Тем самым данная теория подтверждает позицию Кейнса, согласно которой государство в лице правительства является активным участником и регулятором рынка и экономики в целом.

Долгосрочное равновесие денежного рынка.

В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена (формула 1.2).


M = Y + Pe, (1.2)


где М - долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;

Y - долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;

Ре - темп ожидаемой инфляции.

Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена [1, c.426].

Таким образом, постоянные колебания спроса на деньги и их предложения вокруг точки (процентной ставки) равновесия держат денежный рынок в равновесном состоянии.

Следует иметь ввиду, что идеального равновесия денежного рынка не бывает вообще, т.к. на денежное равновесие оказывает влияние множество факторов. Поэтому государство, определяя монетарную политику, должно обеспечивать устранение причин, порождающих разбалансированность рынков товаров, денег, ценных бумаг, и рабочей силы.

2. Проблемы регулирования равновесия на денежном рынке


2.1 Нестабильность национальной валюты


Одним из наиболее важных аспектов нестабильности экономики является инфляция. Она представляет собой обесценивание денег, и в силу этого идёт процесс повышения общего уровня цен. Но это внешнее проявление процесса. Инфляция сопряжена с состоянием экономики, её спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета, денежно-кредитной системы, лихорадкой в фискальной политике и т.д. Проще говоря, инфляция поражает все стороны и все звенья экономики.

Причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1 Деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжёлой индустрии и особенно военного машиностроения.

2 Рост издержек - это период повышения цен из-за увеличения стоимости производства продукции. Например, когда профсоюзы добиваются повышения заработной платы рабочих, руководство фирмы может принять решение повысить цены, дабы сохранить прибыль.

Можно говорить о том, что необоснованное увеличение денежной массы, как правило, служит необходимым условием для возникновения и развития инфляции (следует иметь ввиду, что увеличение денежной массы может быть и вынужденным действием, обусловленным ростом цен под воздействием факторов, не связанных с денежным обращением). Но оно не всегда является достаточным условием, то есть сам по себе избыток денег в обращении не всегда приводит к возникновению инфляции. В частности, органы кредитно-денежного регулирования могут осуществить успешные мероприятия по стерилизации избыточной массы денег, стимулируя их помещение в срочные вклады, инвестирование в ценные бумаги и т.д.

В то же время инфляционный рост цен может произойти в условиях, когда в обращении нет избыточной денежной массы (темпы роста денежной массы не превышают темпы роста производства). Например, если по причинам, не зависящим от денежного обращения, повысятся издержки на единицу продукции, то при существующем уровне цен это приведёт к снижению прибыли производителей и, соответственно, объёмов производства. В результате уменьшится предложение товаров и услуг в масштабе экономики, что повлечёт за собой повышение уровня цен. Инфляционный рост цен при стабильном предложении может быть вызван также увеличением скорости оборота денег.

Чтобы бороться с инфляцией, надо уметь её измерять. Инфляция измеряется с помощью индекса цен, который определяет их общий уровень по отношению к предшествующему периоду, выраженный в процентах [2, с.143].

В таблице 1.1 представлен уровень инфляции в нашей стране за 1995 - 2009 года. Индексы приведены в сопоставимых ценах, за 2000 год - с учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

Начиная с 2006 года, индекс промышленного производства рассчитан на основе динамики производства товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении).


Таблица 1.1 - Темп роста цен в республике Беларусь за период 1995 - 2009 годы (%)

Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) 344,0 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,1
Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года) 221,8 268,0 139,1 142,6 128,1 18,8 110,0 109,0 116,8 116,4 111,1

Примечание - Источник: [11].

Проанализировав таблицу 1.1, можно говорить о том, что в 1995 году цены на потребительские товары возросли в три с половиной раза по сравнению с предыдущим годом (из-за нестабильности в стране в те годы), затем цены стали расти более низкими темпами. А после деноминации 2000 года ситуация на денежном рынке постепенно начала стабилизироваться и индекс потребительских цен становился всё ниже и ниже с каждым годом, что свидетельствует об укреплении доверия народа к национальной валюте и постепенной стабилизации экономической и политической ситуации в стране. Минимальный уровень роста цен на потребительские товары наблюдается в 2006 году по сравнению с предшествующим периодом. Далее цены увеличивались примерно на одинаковый процент по годам. И даже не смотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса в этот период, денежный рынок остаётся относительно стабильным.

Что касается индекса цен производителей промышленной продукции, то здесь та же ситуация до 2000 года (уменьшение денежных знаков в 1000 раз). А в последующие года идёт тенденция к значительному снижению индекса цен до 2004 года, затем уровень инфляции за год варьируется в примерно одинаковом диапазоне. Что говорит о стабильно развивающейся экономике нашей страны. Ведь, как известно, уровень потребительских цен в большей степени регулируется государством, а уровень цен производителей промышленной продукции регулируется заводом-изготовителем, а также поставщиками сырья и материалов. Но, безусловно, эти показатели взаимосвязаны между собой и тем или иным образом влияют друг на друга. В результате этого влияния устанавливается равновесие на денежном рынке либо дисбаланс, который необходимо регулировать и стабилизировать.

В нынешнем, 2010 году, ситуация следующая:

индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. - 104,1 %. Следует отметить, что белорусы самые медленные в обнародовании внутренних индексов инфляции. На первом месте по скорости - Россия.

индекс потребительских цен на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. - 104,1 %.

индекс цен производителей промышленной продукции в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,9 %, в том числе на инвестиционные товары - 100,6 %, промежуточные товары - 100,9 %, потребительские товары - 100,9 %.

Это говорит о стабильно развивающейся экономике по сравнению со странами соседями, хотя и не без проблем, но, тем не менее, находящейся на пути стабильного роста.


2.2 Спрос и предложение денег в Республике Беларусь


Сбалансированность между ростом денежного предложения и реальным спросом экономики на деньги является необходимой предпосылкой для достижения макроэкономической и финансовой стабилизации, постепенного расширения банковской системой кредитной поддержки экономики и поэтому является одним из элементов макроэкономической политики Республики Беларусь.

Проблемы мировой финансовой системы в последнее время оказывают все большее влияние на личное благосостояния каждого жителя Беларуси: ипотечный кризис в США привел к росту ставок по депозитам в иностранной валюте, а рост темпов инфляции поднял проценты по рублевым вкладам в белорусских банках.

Ипотечный кризис, поразивший вначале США, а затем и Европу, косвенным образом затронул и нашу страну. Невозврат ипотечных кредитов, убытки и даже банкротство некоторых финансовых учреждений в США и Европе заставили зарубежные банки стать более осторожными. Соответственно, ставки по кредитам пошли вверх. Подорожали ресурсы и для белорусских банков, заимствующих средства за рубежом.

Столкнувшись с новой проблемой, банки начали уделять больше внимания внутреннему рынку, повышая ставки по депозитам и улучшая условия их предоставления физическим и юридическим лицам.

Поэтому проценты по вкладам в валюте в белорусских банках в последнее время растут как на дрожжах. Если полтора года назад, то есть в начале ипотечного кризиса в США, ставки по депозитам в долларах, равные 8-9% казались высокими, то сегодня есть предложение и 12%. В среднем, правда, рост не столь значителен. По данным Национального банка, средняя ставка по вновь открытым депозитам в иностранной валюте на срок свыше 1 года в январе 2007 года составляла 7,8% годовых, а в июне текущего года - 9%.

Но в отдельных банках рост процентов по некоторым вкладам намного превышает средний уровень. Так, в начале августа текущего года ОАО "Белгазпромбанк" увеличило ставки по вкладам в евро до 12% годовых, а в долларах - до 11,5%. Как сообщила директор департамента розничного бизнеса Белгазпромбанка Елена Антони, это осуществлено в соответствии с наблюдаемой сейчас в Беларуси тенденцией роста доходности валютных вкладов. Долгое время ставки по рублевым депозитам в белорусских банках были намного выше, чем по валютным, но сейчас они все больше сближаются. Евро в настоящее время является более привлекательной валютой, чем доллар, в связи с этим и ставки по вкладам в евро выше, чем в долларах.

Вместе со ставками по валютным депозитам растут и ставки по вкладам в рублях, хотя ипотечный кризис в США здесь уже ни при чем. На этот раз виновата инфляция. Ее подъем начался в мировой экономике немногим позже ипотечного кризиса - примерно во второй половине прошлого года. Многие развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индия, увеличили потребление продуктов и ряда других товаров, что и стало одной из основных причин роста цен во всем мире.

Жители Беларуси это тоже почувствовали, отчасти в прошлом и особенно в текущем году. В июле 2008 года потребительские цены в годовом выражении (по отношению к июлю 2007 года) выросли на 13,3 %.

Однако Национальный банк, так же как центральные банки в других странах, предпринимает меры, направленные на уменьшение темпов роста цен, для чего стремится повысить привлекательность банковских вкладов посредством повышения процентов по ним. В этих целях Национальный банк увеличивал ставку рефинансирования во второй половине текущего года 2 раза - с 10 до 10,5%. Российский Центробанк действует более решительно: в текущем году он уже трижды повышал ставку рефинансирования, доведя ее до 11%, а также увеличил нормы отчисления средств в банковские резервы.

Некоторая осторожность Национального банка объясняется, по-видимому, тем, что ставки по депозитам в белорусских рублях в начале текущего года и так находились на довольно высоком уровне и достигали до 14-15% годовых, что обеспечивало привлекательность вкладов и превышало инфляцию.

Кроме того, бюджет Беларуси выполняется с профицитом, средств в нем достаточно, а за счет внешних заимствований и продажи имущества в государственной казне образовался даже некоторый избыток рублевых ресурсов. По-видимому, в связи с этим средние ставки по депозитам в национальной валюте в белорусских банках после роста в конце прошлого года в первой половине текущего даже снижались. Но, тем не менее, руководство РБ продолжает брать кредиты, что в конечном итоге может привести к переизбытку денежной массы и, как следствие, к увеличению темпов инфляции и к очередной деноминации.

Ведь, как известно, денежную массу необходимо контролировать для поддержания некоторой стабильности на рынке. Для более правильного представления сложившейся ситуации в республике Беларусь приведём ряд цифр.

По данным Министерства финансов РБ, внешний государственный долг Беларуси в августе вырос на 3,3 трлн. бел. руб. и на 1 сентября 2010 года составил 28,5 трлн. бел. руб., то есть примерно 9,5 млрд. долл.

Увеличение долга объясняется размещением первых еврооблигаций Беларуси на 1 млрд. долл. В связи с этим внешний долг центрального правительства вырос за месяц на 3,2 трлн. бел. руб., достигнув 27,9 трлн. бел. руб. В то же время, внутренний долг центрального правительства в августе даже снизился на символическую величину - 1,3 млрд. бел. руб., составив на 1 сентября 2010 года 2.171,7 млрд. бел. руб.

Внешний долг, гарантированный центральным правительством, в августе вырос на 36,5 млрд. бел. руб., до 548,4 млрд. бел. руб.

Внутренний долг, гарантированный центральным правительством, за август увеличился на 122,8 млрд. бел. руб., и составил 6.368,2 млрд. бел. руб. Реальные денежные доходы населения Беларуси в 2009 году, по сообщению БЕЛТА, возросли по сравнению с 1995 годом в 5,3 раза, с 2005-м - на 53 %.

Реальная заработная плата к уровню 1995 года возросла в 4,9 раза, в том числе за 2006-2009 годы - в 1,4 раза. Среднемесячная заработная плата в эквиваленте по средневзвешенному курсу Национального банка увеличилась с 66 долл. в 1995 году до 350 долл. в 2009 году.

В июле нынешнего года средняя заработная плата достигла 1 млн.282,8 тыс. бел. руб., или 427 долл. Среди стран СНГ по величине заработной платы Беларусь находится на третьем месте после Российской Федерации и Казахстана.

Когда говорят о зарплатах, неизбежно возникает вопрос о пенсиях. БЕЛТА отвечает на это так: "По уровню пенсионного обеспечения Беларусь занимает второе место среди стран СНГ. Средний размер назначенных пенсий в республике на конец 2009 года составил 429,5 тыс. бел. руб., или 150 долл. Следует отметить, что на конец 1995 года пенсия составляла только 34 долл.

И приводит сравнение: в декабре 2009 года средний размер пенсий в России составил 204 долл., в Азербайджане, Казахстане и Украине - по 125 в эквиваленте [12].

А ведь гордиться нечем. От России по пенсионному обеспечению намного отстаем и находимся практически на одном уровне с Казахстаном и Украиной. Хотя по установившемуся стилю обсуждения социальных неурядиц населения нашей южной соседки можно было бы предположить гораздо худшее для них и несравненно лучшее для нас.

По итогам оценки существующей ситуации, можно говорить о том, что на сегодняшний день денежный рынок в РБ является достаточно стабильным (увеличиваются зарплаты, пенсии, соц. пособия), за исключением вопроса о большом государственном долге РБ перед другими странами, что безусловно должно отразиться на экономике нашего государства в будущем.


2.3 Равновесие денежного рынка Республики Беларусь


Сегодня государство может эмитировать (эмиссия) дополнительную денежную массу и снабдить предприятия достаточным количеством белорусских рублей, но наша промышленность в основном нуждается в высокоэффективном импортном оборудовании, которое можно закупить за твёрдую валюту или за российские рубли. Таким образом, возможность увеличения инвестиций с помощью традиционных методов денежно-кредитного регулирования ограничена.

В таблице 1.2 представлено предложение денег в РБ за 2010 год.

** обозначены юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, небанковские финансовые организации.


Таблица 1.2 - Денежная масса РБ по состоянию на 01.09.2010 года (млрд. руб.)

Показатель 01.01.2010 01.04.2010 01.07.2010 01.08.2010 01.09.2010
1 2 3 4 5 6

71. Наличные деньги в обороте - М0

3 647.2

3 681.3

4 287.8

4 588.1

4 635.1

2. Переводные депозиты 7 694.8 5 815.4 6 957.2 8 170.5 7 348.4
2.1 Физических лиц 2 105.3 1 986.3 2 557.2 2 874.5 2 668.0
2.2 Юридических лиц** 5 589.5 3 829.1 4 400.0 5 296.0 4 680.4

Денежный агрегат - М1

11 342.0

9 496.7

11 245.0

12 758.7

11 983.5

3. Срочные депозиты 8 849.5 9 898.7 10 947.7 11 281.9 11 998.8
3.1 Физических лиц 5 907.2 6 867.7 7 608.8 7 872.7 8 102.9
3.2 Юридических лиц** 2 942.4 3 031.0 3 338.9 3 409.1 3 896.0

Денежная масса в национальном определении - М2

20 191.6

19 395.4

22 192.8

24 040.5

23 982.3

4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте 545.5 887.6 920.8 1 049.9 1 127.5

Рублевая денежная масса - М2*

20 737.0

20 283.0

23 113.6

25 090.4

25 109.8

5. Депозиты в иностранной валюте 16 214.1 16 648.5 16 727.4 17 626.5 17 816.8
5.1 Переводные депозиты 4 748.1 4 634.2 4 879.7 5 204.2 5 170.9
5.1.1 Физических лиц 366.3 484.2 561.2 581.8 613.4
5.1.2 Юридических лиц** 4 381.8 4 150.0 4 318.5 4 622.4 4 557.4
5.2 Срочные депозиты 11 466.0 12 014.3 11 847.7 12 422.3 12 646.0
5.2.1 Физических лиц 9 774.5 10 108.3 9 974.6 10 249.1 10 476.6
5.2.2 Юридических лиц** 1 691.6 1 906.0 1 873.2 2 173.2 2 169.4
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте 1 149.0 1 455.0 1 556.9 1 564.8 1 566.5
7. Депозиты в драгоценных металлах 7.0 8.1 7.8 7.7 7.7

Широкая денежная масса - М3

38 107.1

38 394.6

41 405.7

44 289.4

44 500.8


Примечание - Источник: [11].

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы: денежная масса из месяца в месяц увеличивается, следовательно, и цены растут. Хотя, следует отметить, что предложение наличных денег увеличивается незначительно, возрастает выпуск ценных бумаг государством, что говорит о том, что государство стремится изъять часть наличных денег у населения в обмен на ценные бумаги с целью сдерживания роста денежной массы в обороте и инфляции. Ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте остаются практически на одном уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что говорит о доверии белорусского народа к рублю нежели к иностранной валюте.


2.4 Основные направления совершенствования равновесия денежного рынка Беларуси


Устойчивость денежного обращения проявляется в относительной стабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или росте количества пользующихся спросом товаров, которые можно приобрести на денежную единицу.

Для поддержания стабильности покупательной способности денег необходимо выполнение следующих условий:

1. Поддержание экономически обоснованного соотношения между денежной массой в обращении и массой реализуемых товаров.

2. Обеспечение эластичности денежного обращения, т.е. способности денежной массы расширяться и сокращаться в зависимости от потребностей товарного оборота.

3. Обеспечение стабильности курса национальной валюты; покупательная способность национальной валюты зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. Влияние внешних факторов находит отражение в платёжном балансе страны.

Устойчивость денежного обращения зависит от предложения денег и экономически обоснованного спроса на них, а так же от сбалансированности денежно-кредитной и финансовой сфер национального хозяйства.

Особенно важно соблюдение основных воспроизводственных пропорций между:

сферой материального производства и непроизводственной сферой;

между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе;

между отдельными стадиями процесса воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление;

между темпами роста производительности труда и средней заработной платой.

Несоблюдение всех факторов, влияющих на устойчивость денежного обращения, вызывает инфляцию.

Основные методы и инструменты регулирования денежного оборота сводятся к тому, чтобы не вызывать инфляцию.

К таким мерам относятся:

1. В сфере экономики: регулирование структурной политики денежного обращения по отраслям народного хозяйства, территориям и регионам; ограничение деятельности монополий.

2. В сфере финансов: снижение государственных расходов; увеличение ставок налогообложения; сокращение дефицита государственного бюджета и государственного долга.

3. В денежно-кредитной сфере: ограничение или прекращение эмиссии денег; снижение скорости оборота денег; общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования.

4. В сфере ценообразования: регулирование монопольного ценообразования; установление пределов роста цен; контроль над ценами в государственном секторе экономики.

5. В рамках политики доходов: контроль за ростом цен для ограничения доходов; установление нормативных пределов роста заработной платы; политика заработной платы в государственном секторе; замораживание заработной платы и цен.

6. В валютной сфере: ревальвация национальной валюты (повышение курса); ограничение притока краткосрочного иностранного капитала; денежные реформы; частичные изменения денежной системы.

Государственное регулирование предложения денег.

Одной из основных функций государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Эта функция реализуется через Национальный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Денежный рынок связан с товарным рынком, поэтому государство должно вести денежную политику так, чтобы обеспечить регулирующую функцию денег и не допустить инфляции. Этого можно добиться следующими способами:

операции на открытом рынке казначейских ценных бумаг;

политика учетной ставки;

изменение нормы обязательных резервов;

увеличение или уменьшение предложения денег;

страхование вкладчиков, т.к. в случае банкротства коммерческих банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, т.к. затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объёме банковских депозитов и кредитов, поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политики применяется в исключительных случаях. Если государство командными приёмами будет заставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определённый процент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег. Сбережения будут перемещаться в теневую экономику, поэтому необходимо оценивать и анализировать любые изменения очень тщательно.

При формировании устойчивого превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее Национальный банк допускает возможность увеличения рублевой денежной эмиссии, связанной с покупкой иностранной валюты.

Для достижения предусмотренных на 2010 год параметров ограничения роста цен и снижения официального обменного курса белорусского рубля в условиях допускаемого роста денежного предложения в национальной валюте необходимо повышение реального спроса экономики на деньги в 1,24-1,68 раза.

Направления повышения реального спроса экономики на деньги представляют собой развитие определенных качественных характеристик экономики, формирующих реальный спрос на деньги. Его удовлетворение не должно приводить к росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля. Достижение целевых параметров по данным направлениям повышения реального спроса на деньги возможно при выработке и реализации соответствующих им экономических, институциональных, законодательно-нормативных и иных мер.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряжённой со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышение совокупного спроса