Мировой рынок сельскохозяйственной продукции

указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1216 "Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации". НДС действовал с октября 1996 г. и привел к значительному снижению товарооборота между двумя странами. Из-за этого в 1997 года Украина уступила Германии первое место в списке основных торговых партнеров России. Россия также понесла потери в виде сокращения поступлений в бюджет от НДС на импорт за счет сокращения объемов поставок. По мнению экспертов, общие потери российского бюджета от сокращения импорта украинского сахара в 1997 г составили не менее 32 млн. дол.

Количество трейдеров, занимающихся поставками сахара в Россию, в 1997 г. также сократилось в 1,5 раза (со 170 до примерно 110), причем половина из них занимаются только контрактными поставками сахара партиями от вагона и выше.

С другой стороны, значительно возрос импорт сырца и его переработка на российских сахарных заводах. Это привлекло крупные иностранные фирмы, которые ранее занимались переработкой сырца на Украине и потом экспортировали белый сахар в Россию. В связи с невозможностью получить украинский сертификат происхождения на произведенный сахар, а значит, невозможностью его экспортировать, они постепенно сосредоточили свои операции с сырцом на российском рынке. Стоимость ежегодно импортируемого Россией сахара и сахарного сырца составляет около 1,5 млрд. дол. США. Один лишь Владивостокский порт способен за сутки перевалить около 1,5 тыс. т сырца.

Россия сама себя обеспечивает сахаром в лучшем случае на 40%. Объем импорта сахара-сырца в 1997 года составил более 2,2 млн. т (пик наблюдался под конец года), а белого сахара - примерно 1 млн. т, из них около 0,6 млн. т пришлось на украинский сахар (без учета импорта через другие страны, в т. ч. через Беларусь).

Наиболее крупными странами поставщиками белого сахара на российский рынок в 1997 г. были Украина, Молдова, Великобритания, Дания, Франция, Польша и Испания, сырца - Куба, Бразилия и Таиланд. Наиболее крупными российскими покупателями белого сахара были фирмы "Евроимпекс", "Евромаркет", "Омтор", "Роз Трейдинг", "Заря", "Кока-Кола Буттлерс", "Мохиб" и "Шар", сырца - "Региональная Торговля", "Росконтракт", "Приморский сахар", "Каргилл" и Лабинский сахарный завод.

Украинский белый сахар на российском рынке был успешно заменен, например, европейским. В течение 1997г. предложение европейского белого сахара на российском рынке возросло почти в 1,5 раза. Импорт относительно дорогого европейского сахара стал возможен ввиду значительного роста цен на белый сахар на российском рынке и снижению уровня мировых цен. Часть трейдеров перестала в связи с этим снабжать отечественные заводы свеклой и сырцом, а переключилась на импорт песка.

Для производства 1,4 млн. т белого сахара из свеклы урожая 1997/98 г. было задействовано 75 заводов. За последние годы иностранные и российские трейдеры приобрели в частную собственность около 20 российских сахарных заводов (всего их 95), заплатив около 300 млн. дол. (Для сравнения: по некоторым оценкам, капиталовложения российского бизнеса в украинскую сахарную промышленность составляют около 600 млн. дол.).

Однако, чтобы полностью обеспечивать себя собственным сахаром, Россия должна инвестировать в сахароперерабатывающую отрасль примерно 1,5-2,8 млрд. долларов.

Если в странах Западной Европы и США урожайность сахарной свеклы составляет 45-60 т/га, а выход сахара на заводах 14-14,7%, то в России - в среднем соответственно 16-25 т/га и 10-12%. Себестоимость производства сахара в России составляет примерно 561 доллар (с учетом НДС), а на Украине - 422 долларов за тонну. Средний российский завод может перерабатывать около 3 тыс. т сахарной свеклы в сутки (в Европе - 10 тыс. т). Лишь треть оборудования удовлетворяет минимальным технологическим требованиям, средний износ - более 50%. Производственные потери по некоторым показателям в 4-5 раз выше европейских. Прежде всего техническим несоответствием российских сахарных заводов современному уровню объясняется нежелание российских фирм инвестировать в производство сахара в России и снизившийся интерес к переработке свеклы. При высоких внутренних ценах на сахар вполне выгодным становится импорт белого сахара, и даже по ценам выше мировых. Когда снизились объемы поставок украинского сахара, выросли - дорогого европейского.

В самой России среди ведущих фирм, занимающихся торговлей сахаром, нет единодушия по поводу договоренности о беспошлинных поставках украинского сахара. С одной стороны, бывший президент компании "Русский сахар", председатель совета Союза сахаропроизводителей России, а ныне государственный чиновник Владимир Логинов убеждает правительство в том, что необходимо максимально отгородиться от украинского сахара, с другой - торговый дом "Разгуляй" вопреки всяким запретам сумел стать владельцем шести украинских сахарных заводов и взять под свой контроль треть торговли украинским сахаром на российском рынке. Отстаивая свои интересы, президент торгового дома "Разгуляй" Игорь Потапенко в интервью "Независимой газете" заявил, что, по его глубокому убеждению, сохранение "25-процентной пошлины на украинский сахар отвечает корпоративным интересам компаний, которые традиционно ориентированы на то, чтобы ввозить сахар-сырец и перерабатывать его на российских сахарных заводах. Если раньше российский капитал стремился к тому, чтобы присутствовать на украинских рынках, приобретать пакеты акций сахарных заводов и фактически привязывать украинскую сахарную отрасль к российскому рынку, то после введения известных ограничений мы делать этого не будем, так как в этом нет экономического резона". Разумеется, больше всего от введения НДС и пошлины на украинский сахар в самой России пострадали бюджет и производители сахарной свеклы. Поставки сырца даже более выгодны, чем белого сахара: таможенная пошлина на него составляет 1%, а на белый сахар - 25%. В это случае о поддержке производителей сахарной свеклы или о пополнении бюджета речь вообще не идет. Очевидно, это и явилось главной причиной решения правительства России об отмене НДС на украинские товары и о закупке 600 тыс. т сахара беспошлинно. Однако, пока на российском рынке предложение сахара вполне соответствует его потреблению, т. е. цены стабильны. Кроме того, запасы сахара также значительны, а поставленный в конце 1997 г. сырец еще не весь переработан. Механизм поставок беспошлинного сахара и его распределения российской стороной все еще не выработан. Очевидно, львиная доля поставленного сахара все-таки будет предназначена для Минобороны России, хотя это ведомство и без того имело льготы (не платило НДС) при закупках продовольствия на Украине. Будем надеяться, что дело пойдет дальше, и мы сможет стать свидетелями создания совместных украино-российских промышленно-финансовых групп в сфере производства и торговли белым сахаром.

В настоящее время средние оптовые цены на сахар на российском рынке находятся на уровне 2800-3000 руб./т EXW, наблюдается их незначительное снижение, вызванное массированными поставками импортного сахара. Средние биржевые цены остаются стабильными - 2950-3000 руб./т (min 2700, max 3350). Российские производители сахара реализовывают свой товар по 2600-3000 руб./т EXW. Пока не поступало никаких сообщений о начале поставок украинского беспошлинного сахара в Россию, однако, несмотря на это, российские трейдеры подняли закупочные цены на украинский сахар до $350/т DAF (в то время как цены предложений с украинской стороны доходят $420/т DAF). Очевидно, причинами этого стали отмена НДС и повышение уровня оптовых цен внутри Украины. Однако, рынок, ориентированный на импорт сахара из Украины, малоактивен, вероятно, ввиду достаточности поставок сахара из других стран и неопределенности с механизмом беспошлинных поставок.

Для сравнения: поляки предлагают свой сахар по $330/т (предоплата) - $335/т (аккредитив) DAF граница Польши-Беларуси. Однако, в любом случае украинский сахар более привлекателен с точки зрения механизма расчетов.

Россия: тарифное и нетарифное регулирование импорта сахара

Товарная позиция

Наименование товара

Таможенные тарифы, нетарифное регулирование

170111100

Сахар-сырец тростниковый без ароматических или красящих добавок для рафинирования

Пошлина: 1%
НДС: 10%
Сертификат безопасности

170111900

Сахар-сырец тростниковый без ароматических или красящих добавок прочий

Пошлина: 1%
НДС: 10%

170112100

Сахар-сырец свекловичный без ароматических или красящих добавок для рафинирования

Пошлина: 1%
НДС: 10%
Сертификат безопасности

170112900

Сахар-сырец свекловичный без ароматических или красящих добавок прочий

Пошлина: 1%
НДС: 10%


Заключение

Функционирование сельскохозяйственного производства, национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано на системе государственного регулирования, субсидий и внешнеторговых ограничений. Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства являются неизбежными компонентами экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот, административного регулирования. Поэтому зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьеры для импорта продовольствия. Взаимоотношение Украины с мировым рынком продовольствия в обозримом будущем могут строиться, исходя из понимания ряда основополагающих факторов. Мы можем прежде всего задать себе вопрос - что такое мировой рынок и мировые цены? Ответ здесь один - мировой рынок - это рынок экспортных товаров, произведенных в лучших условиях наиболее эффективными производителями, которые реализуются по приемлемым для производителя ценам. Мировые же цены - это цены на основе себестоимости в лучших условиях производства, полученных наиболее эффективными производителями, при этом нужно иметь также в виду экспортные субсидии и другие формы стимулирования экспорта. Все остальные производители в мире, которые работают в худших условиях, либо менее эффективными способами, имеют более высокую себестоимость и либо не могут конкурировать с мировыми ценами, либо должны прибегать к каким-то мерам защитного характера, в противном случае соответствующие отрасли сельского хозяйства будут раздавлены. Это элементарные истины, но их хотелось бы повторить в свете тех заявлений, высказываний, программ, которые наполняют нашу сегодняшнюю жизнь.