Формы предприятия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический национальный университет
им. В.И. Вернадского
Экономико-гуманитарный факультет в г. Мелитополе
Самостоятельная работа к I модулю
Выполнил:
Студент 2 курса 21 группы
Шлома Роман Игоревич
Мелитополь, 2008
Содержание:
I. Задача.
II. Формы предприятий.
1. Акционерные общества.
2. Холдинги.
3. Консорциум. Синдикат.
III. Внешнеэкономическая деятельность Запорожской области.
І. Задача
Наименование |
Ед. изм. | Количество | Цены (грн) | Сумма (тыс.грн) | Итого | ||||||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | Действующие | Сопоставимые | Действующие | Сопоставимые | Действ | Сопос. | |||||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | Телев."Samsung44" | шт. | 2000 | 1950 | 2100 | 1600 | 1400 | 1800 | 1600 | 1600 | 1600 | 3200 | 2750 | 3780 | 3200 | 3120 | 3360 | 9730 | 9680 |
Т.роста | к базис. году | 0,975 | 1,05 | 0,875 | 1,12 | 1 | 1 | 0,85 | 1,11 | 0,98 | 1,05 | ||||||||
к пред. году | 0,975 | 1,08 | 0,875 | 1,28 | 1 | 1 | 0,85 | 1,38 | 0,98 | 1,08 | |||||||||
Отклон. | к базис. году | -50 | 100 | -200 | 200 | 0 | 0 | -470 | 580 | -80 | 240 | ||||||||
к пред. году | -50 | 150 | -200 | 400 | 0 | 0 | -470 | 1050 | -80 | 160 | |||||||||
2 | Телев."Samsung50" | шт. | 1650 | 1700 | 2000 | 1900 | 1800 | 1750 | 1900 | 1900 | 1900 | 3135 | 3060 | 3500 | 3135 | 3230 | 3800 | 9695 | 10165 |
Т.роста | к базис. году | 1,03 | 1,2 | 0,95 | 0,92 | 1 | 1 | 0,98 | 1,12 | 1,03 | 1,2 | ||||||||
к пред. году | 1,03 | 1,18 | 0,95 | 0,97 | 1 | 1 | 0,98 | 1,14 | 1,03 | 1,18 | |||||||||
Отклон. | к базис. году | 50 | 350 | -100 | -150 | 0 | 0 | -75 | 365 | 95 | 665 | ||||||||
к пред. году | 50 | 300 | -100 | -50 | 0 | 0 | -75 | 440 | 95 | 570 | |||||||||
3 | Телев."Samsung50" (э) | шт. | 1000 | 1100 | 1200 | 2000 | 1900 | 1800 | 2850 | 2850 | 2850 | 2000 | 2090 | 2160 | 2850 | 3135 | 3420 | 6250 | 9405 |
Т.роста | к базис. году | 1,1 | 1,2 | 0,95 | 0,9 | 1 | 1 | 1,05 | 1,08 | 1,1 | 1,2 | ||||||||
к пред. году | 1,1 | 1,1 | 0,95 | -0,95 | 1 | 1 | 1,05 | 1,03 | 1,1 | 1,1 | |||||||||
Отклон. | к базис. году | 100 | 100 | -100 | -200 | 0 | 0 | 90 | 160 | 285 | 570 | ||||||||
к пред. году | 100 | 200 | -100 | -100 | 0 | 0 | 90 | 70 | 285 | 285 | |||||||||
Итого | т. грн | 8335 | 7880 | 9440 | 9185 | 9485 | 10580 |
Курс – 5.00
Цена: 400$ - 2005 н/ч. Телевизор "Samsung 50" – 3 ч.
380$ - 2006 н./ч. Телевизор "Samsung 50 (э)" – 4,5 ч.
360$ - 2007 4, 5 / 3 = 1, 5
В 2005 г. цена на телевизор "Samsung 44" была 1600 грн. товар выпускался в объеме 2000 штук, что обусловило сумму выручки в размере 3200 тыс. грн. В 2006 г. количество выпускаемой продукции изменилось на 50 штук и составило 97,5 % выпуска 2005 г. При этом цена на товар тоже была снижена до 1400 грн. и составила 87,5% цены 2005 г., что в последствии отобразилось на сумме выручки таким образом, что она снизилась на 470 тыс. грн. и составила 2730 тыс. грн. – 85% предыдущего года.
Но уже в 2007 г. объем продукции увеличился до 2100 штук, что составило 108% по сравнению с 2005 г. и 105% - с 2006 г. Также увеличилась цена за единицу продукции до 1800 грн. – это по отношению к базисному году 112,5%, к предыдущему – 128%. Все это отразилось в сумме выпуска от реализации в размере 3780 тыс. грн., это на 500 тыс. больше в сравнении с 2005 г. (118%) и на 1050 тыс. грн. больше по отношению к 2006 г. (138%).
Однако, если на протяжение этих лет была неизменной и составила бы 1600 грн. за единицу продукции, то выручка в 2006 г. составила бы 3120 тыс. грн., а в 2007 г. – 336 тыс. грн.
Второй вид товара - "Samsung 50" в 2005 г. выпуск продукции в размере 1650 штук по цене 1900 грн. за единицу, что составило выручку в размере3135 тыс. грн. В 2006 г. эта сумма увеличилась на 95 тыс. грн. (103%) и составила 3230 тыс. грн. за счет увеличение выпуска продукции (он увеличился на 50 единиц) и составил 700 штук (103%), однако при этом цена на товар снизилась на 100 грн. и составила 1800 грн. или 95%.
В 2007 г. объем выпуска продукции также возрос до 2000 штук, что составило в сравнении с базисным годом 120%, а в отношении к 2006 г. – это 118%, то цена снова снизилась до 1750 грн. по сравнении с базисным годом –это 92%, с предыдущим – 97%. Это отразилось в сумме 3500 тыс. грн., что составило в сравнении с 2005 г. 112%, а с 2006 г. – 114%. Но если бы цена не снизилась, то в 2005 г., она была бы 3230 тыс. грн., в 2007 г. возросла бы на 570 тыс. грн. и составила бы 3800 тыс. грн.
Экспортная продукция в 2005 г. выпускалась в размере 1000 штук по цене 2000 тыс. грн., в 2006 г. объем выпуска возрос на 100 штук и составил 1100 (110%). Однако цена изменилась до 1900 грн. – 95%, что составило 2090 тыс. грн. – это 105% 2005 г. В 2007 г. сума выросла по сравнении с 2005 г. на 160 тыс. грн., с 2006 г. на – 70 тыс. грн. и составила 2160 тыс. грн. При этом объем выпуска – составил 120% 2005 г. и 110% 206 г., а именно 1200 штук, а цена за единицу продукции снизилась в сравнении с 2005 г. на 200 грн., с 2006г. – на 100 грн. и составила 1800 грн.
Но если бы цена на снизилась, то в 2006 г. она составила бы 3135 тыс. грн., а в 2007 – 3420 тыс. грн.
II. Формы предприятий.
1. Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и АО состоит главным образом в том, что в первом случае объединяются люди (предприниматели) для совместной работы, а во втором случае объединяется, прежде всего, капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.
АО создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), которые объединяют свой капитал и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции.
Акционерное общество:
является юридическим лицом;
несет имущественную ответственность перед кредиторами;
располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров;
владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).
Предприятия акционерного типа получают следующие преимущества:
способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;
ограничение ответственности партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе;
снижение предпринимательского риска;
облегчение перехода капитальных средств из отрасли в отрасль.
АО функционирует обычно бессрочно, если иное не предусмотрено его уставом. Передача доли собственности осуществляется посредством продажи акций (иногда в учредительных документах может указываться иной порядок). Появление дополнительных владельцев акций оговаривается уставом.
Функцию управления выполняет правление, которое сообща выбирает исполнительные органы: директора, его заместителей, главного бухгалтера и др.
Уставный капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров. Размер уставного капитала определяется учредителями общества исходя из потребностей в денежных и иных средствах для Начала его деятельности. Общество несет ответственность перед кредиторами не только на величину уставного капитала, но и на стоимость всего имущества.
Уставный капитал в момент учреждения общества должен состоять из оговоренного числа акций, кратного 10, с одинаковой номинальной стоимостью. Обычно устанавливается нижняя граница уставного капитала.
Вкладом участника общества могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, включая изобретения, патенты, права пользования землей, водой и другими материальными ресурсами. Стоимость имущества определяется общим собранием участников.
В обществе также создается резервный фонд, который должен быть не менее примерно 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом размера, указанного в учредительных документах. Размер ежегодных отчислений, как правило, не может быть менее 5% суммы чистой прибыли.
Имущество АО может превосходить уставный капитал или быть равным ему. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, приведшие к уменьшению имущества, то в следующем году общество должно использовать часть прибыли для достижения указанного в уставе соотношения.
Уставный капитал АО образуется через публичную подписку на акции или распределение акций среди учредителей.
В первом случае образуется открытое АО, во втором случае — закрытое. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества распределяются среди его участников. В настоящее время наибольшее распространение получил второй вариант. Передача акций членов АО закрытого типа другому лицу осуществляется только при согласии других членов общества.
Для образования АО законодательные акты большинства стран требуют оплаты не всего акционерного капитала, а только его части, но не менее 50%. Остальная часть капитальных средств может быть внесена через определенное время, например в течение года. Изменение уставного капитала может происходить в сторону, как его увеличения, так и уменьшения. Увеличение уставного капитала достигается обычно выпуском новых акций или увеличением номинальной стоимости акций. Уменьшение уставного капитала происходит за счет снижения номинальной стоимости акций или выкупа части акций у их владельцев с дальнейшим аннулированием.
АО вправе создавать на территории Украины и за рубежом филиалы и представительства. Последние наделяются основными и оборотными средствами за счет имущества общества и учитываются на его отдельном балансе, а также на самостоятельном балансе филиалов. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, полученной от АО.
2. Холдинги.
Подобные объединения образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал. Различают 2 типа холдингов:
чистый холдинг, т. е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм;
смешанный, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно с целью расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.
Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками; во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.
Естественно, эта классификация достаточно условна. Диверсифицированные современные концерны могут быть холдингом по отношению к своим дочерним фирмам и филиалам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов.
Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.
Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства.
Холдинги, финансово – промышленные группы (ФПГ), и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа и руководствоваться в своей деятельности непосредственно законами или подчиняться Правительству.
3. Консорциумы, синдикаты
Наряду с бессрочными организационными объединениями типа холдинга и ассоциации возникают временные объединения предприятий, организаций для решения конкретных задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они объединяют предприятия любой подчиненности и любой формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно – технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно – технических, инвестиционных, экологических и других программ.
Одной из ассоциативных форм коллективного предпринимательства является синдикат. Данная форма предпринимательства связана в основном со сбытом продукции и распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве.
Как правило, синдикат организует единую службу (контору) по сбыту, в ведение которой члены синдиката должны сдавать по заранее оговоренной цене и квоте продукцию, предназначенную для совместной продажи.
Дирекция синдиката в ряде случаев организует закупку сырья, материалов и других продуктов для участников синдиката на деньги, вкрученные от продажи их продукции. Внутри синдиката допускается конкурентная борьба. Основная цель синдиката - расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции.
Предпринимательство, таким образом, перестало считаться приоритетной областью действия одиночек, превратившись в повседневные занятия руководителей и специалистов крупных предприятий и затронув государственные и межгосударственные отношения. Это объясняется тем, что крупномасштабные предпринимательские союзы (концерны, холдинги, ассоциации и др.) во многих отраслях экономики могут более гибко и надежно, чем каждое предприятие в отдельности, реализовать достоинства предпринимательства:
применять различные формы организации производства: аренду, подряд, кооперативы;
добиваться многоканального использования сырьевой базы, широкого тиражирования и комплексного применения прогрессивной техники и технологии;
полностью перевести цикл "исследование — производство — потребление" на межотраслевую, в том числе кооперативную, основу;
развивать коллективные вспомогательные и обслуживающие производства;
создавать территориальную производственную и социальную инфраструктуру.
Однако было бы совершенно неправильно указывать только позитивные стороны новых производственных формирований.
При их создании возникает много проблем.
Кроме того, при образовании крупных производственных комплексов, как правило, обостряется проблема монополизма. Создание сверхкрупных производственных комплексов, сосредоточивающих на своих предприятиях выпуск основной части однотипной продукции страны, представляет реальную угрозу возникновения монополизации рынка, усиления инфляции, сдерживания научно-технического прогресса.
Решение проблемы состоит в организации параллельных производств однотипной продукции, развитии внешнеэкономических связей. Однако на создание параллельных структур и конкурсное размещение заказов потребуется значительное время. Поэтому государственные органы' считают первоочередным и наиболее доступным методом ограничения монополизма разработку системы экономических и правовых мер государственного регулирования процессов интеграции производства в рамках концернов и ассоциаций.
III. Внешнеэкономическая деятельность Запорожской области.
Запорожская область является одним из лидеров среди украинских регионов по объемам внешней торговли. Большая часть продукции флагманов запорожской индустрии, таких как открытые акционерные общества «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Запорожский производственный алюминиевый комбинат», «Запорожтрансформатор», «Мотор Сич» «Преобразователь», направлена на экспорт.
Годовой объем внешнеторгового оборота Запорожской области составляет почти 2 млрд. дол. Запорожская область является четко выраженным экспортно-ориентированным регионом, объем экспорта которого превышает более чем в 2 раза объемы импортных закупок. По объемам экспорта Запорожская область занимает четвертое место среди регионов Украины.
Более 100 предприятий области постоянно осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Партнерами области во внешней торговле являются более 100 стран мира.
В общей структуре экспорта региона более половины составляют черные металлы, второе и третье место занимает продукция цветной металлургии и машиностроения. Наибольшие объемы экспортных поставок товаров и услуг направляются в Российскую Федерацию, Турцию, Китай, Венгрию, Германию и Польшу.
Почти четверть всех импортных закупок области приходится на минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. Также важной статьей импортных закупок является механическое оборудование и запасные части к нему, доля которых составляет более 10%.
Среди стран-импортеров наибольший удельный вес поставок имеют Туркменистан, Германия, Словакия, США, Беларусь, Польша, Китай, Узбекистан.
В последнее время все более динамично изменяется товарная номенклатура экспорта в сторону увеличения наукоемкой и высокотехнологической продукции с высокой степенью переработки. Этот процесс необратимо ведет к географической диверсификации внешней торговли. Особенно динамично развивается сфера двустороннего сотрудничества между нашим регионом и регионами стран ближнего и дальнего зарубежья.
Особое место во внешнеэкономических отношениях нашего региона занимает Российская Федерация. Географическая близость, исторически сложившиеся торгово-экономические и гуманитарные связи, наличие предприятий с технологически взаимосвязанным производством и инфраструктурой, делают сотрудничество области с регионами Российской Федерации жизненно необходимым для обоих государств.
На протяжении последних лет были подписаны Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 11 регионами Российской Федерации, ведется дальнейшая работа в направлении разработки и реализации конкретных проектов в рамках этих соглашений.
Аналогичные соглашения были подписаны с городом Бургас (Болгария), городом Чунцин (Китайская Народная Республика), Карагандинской областью (Республика Казахстан). Ведутся переговоры об установлении сотрудничества и подписании соглашений с регионами Австрии, Германии, Бельгии, Польши, Узбекистана, Азербайджана, и Ирана.
Ощутимый вклад в развитие внешнеэкономических связей как региона в целом, так и отдельных предприятий в частности, вносит непосредственная связь управления внешних связей и внешнеэкономической деятельности облгосадминистрации с представительствами Украины за рубежом и иностранными торгово-экономическими миссиями в пределах нашей страны.
Запорожская область входит в число регионов Украины, которые составляют основу ее индустриального и аграрного потенциала.
Занимая девятое место в Украине по численности населения, область находится на втором месте после г. Киева по объему производства валовой добавленной стоимости из расчета на одного жителя.
Запорожская область входит в число промышленных лидеров страны, занимая первое место среди регионов по объему промышленного производства из расчета на душу населения и одного работающего в промышленности.
Промышленный рост региона наблюдается уже шестой год подряд практически во всех областях хозяйственной жизни.
В области сосредоточены практически все основные отрасли промышленности, среди которых ведущее место занимают электроэнергетика, металлургия, машиностроение, металлообработка и химия. Основу промышленности региона составляют металлургический и энергетический комплексы, где вырабатывается 12,1% общего объема чугуна, 14% стали, 15,6% готового проката, 11,9% кокса, 26,5% электроэнергии в Украине. Также такие предприятия региона, как «Запорожский алюминиевый комбинат» и «Запорожский трансформаторный завод», являются единственными в Украине производителями алюминия и трансформаторов мирового качества.
Лидером на автомобильном рынке Украины является СП «Авто ЗАЗ -ДЭУ», на котором вырабатывается 36,7% всех легковых автомобилей. Известный итальянский производитель средне и многотонных грузовиков, компания «ІВЕКО», выбрала в качестве партнера по выпуску авто европейского класса запорожское предприятие «Моторсіч».
Область входит в первую пятерку регионов по производству товаров народного потребления из расчёта на одного жителя. Ведется целенаправленная работа по насыщению потребительского рынка области продукцией запорожских предприятий, освоению ими новых рынков сбыта. Темпы роста выпуска продукции легкой и пищевой промышленности в 2007 году значительно превышают средние по промышленности.
Запорожский край является традиционно аграрным регионом Украины с богатыми черноземами, где основу растениеводства составляют зерновые культуры. Развито овощеводство и садоводство. В аграрном секторе в 2007 году получен наибольший за последнее десятилетие урожай – более 2,5 млн. тонн зерна. Запорожская область является самым крупным производителем семян подсолнечника в Украине.
Запорожская область находится на 4 месте среди регионов Украины по объемам внешней торговли и, в частности, экспорта.
Запорожский регион относится к наиболее инвестиционно-привлекательных в Украине. С объемами прямых иностранных инвестиций около 260 млн. дол область занимает 4 место среди регионов Украины. По объему инвестиций в основной капитал область входит в первую десятку регионов Украины, а из расчёта на душу населения занимает 4 место.
По объему денежных доходов на душу населения область занимает 5 место среди регионов Украины, а по уровню среднемесячной заработной платы – 2 место.
Запорожский регион относится к наиболее привлекательным регионам Украины по инвестированию благодаря большому промышленному потенциалу, наличию природных богатств, собственным энергоресурсам, высокому научно-техническому потенциалу, развитой транспортной инфраструктуре, развитой банковской системе и доступности к рынкам Украины, стран СНГ, Европы и Азии.
На Запорожскую область приходится 6% общего объема инвестиций, вложенных в экономику Украины. По объему прямых иностранных инвестиций область занимает четвертое место среди регионов Украины.
По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов Украины область входит в группу регионов-лидеров и занимает 6 место.
Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в Запорожской области превышает среднеукраинский уровень на 36,9 дол. и составляет 121,9 дол. По оценкам всемирно известной консалтинговой фирмы «Coopers & Lybrandt» наш регион является одним из наиболее привлекательных в Украине с точки зрения инвестирования.
Иностранные инвестиции вложены в 145 предприятий области.
Большой интерес с точки зрения инвестирования вызывают такие отрасли экономики области, как машиностроение (75,6%), пищевая промышленность (9,7%), черная металлургия (8,5%).
Среди предприятий с иностранным капиталом наиболее успешно работают ЗАО «ИВЕКО-Мотор Сич», соучредителем которого является итальянская компания «ІVЕСО» (объем иностранных инвестиций – 8,1 млн. дол.), ОАО «Пивобезалкогольный комбинат «Славутич», инвестиции в которое осуществила шведская фирма «Болтик Бевереджис Холдинг Акциеболаг» (20,0 млн. дол.), ЗАО «Запорожский железорудный комбинат» – средства, инвестированные словацкой фирмой «MINERFIN» составляют 20,6 млн. дол., СП «Автозаз-Деу» – с капиталовложениями корейских фирм «Деу Хеви Индастриз ЛТД» и «Деу Мотор Ко., ЛТД» в объеме 150 млн. дол.
Приоритетными направлениями в сфере инвестирования в Запорожскую область являются такие отрасли промышленности, как машиностроение, пищевая промышленность, черная металлургия, радиоэлектроника и прочие высокотехнологические отрасли, а также сельское хозяйство.
Запорожская область – один из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и изделий пищевой промышленности среди регионов Украины.
Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 2246,3 тыс. га, или 5,4% сельхозугодий Украины.
Проведение аграрной реформы стало основой для развития сельского хозяйства. На основе частной собственности в области работает 331 общество, 135 сельскохозяйственных кооперативов, 162 частных (частно-арендных) предприятий, 2339 фермерских хозяйств. Площадь сельскохозяйственных угодий, которые находятся в пользовании новообразованных агроформирований всех форм собственности и хозяйствования, составляет 1761,4 тыс. га., или 78% от имеющихся в области. Развивается инфраструктура аграрного рынка. Создан 21 агроторговый дом.
В структуре сельскохозяйственного производства преобладает продукция растениеводства.
Центральное место в растениеводстве в данное время и на перспективу занимает зерновой под комплекс, как основа для развития других видов сельхозпроизводства, прежде всего увеличения объемов производства продукции животноводства.
Основная техническая культура Запорожской области – подсолнечник. Доля региона в общем объеме производства подсолнечник в Украине в 2007 г. составила 12,8%.
Во всех агроклиматических зонах имеются благоприятные условия для выращивания овощей и бахчевых культур.
Приоритетным направлением в развитии животноводства на ближайшие три года определены такие отрасли, как птицеводство и свиноводство. Сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности увеличивают поголовье свиней и птиц.
В области работают 546 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Из них 87% – это предприятия, которые относятся к сфере «малого предпринимательства» и сориентированы на удовлетворение местных потребностей в продуктах питания (мини-пекарни, маслобойни, крупорушки, и т.п.).
В области расположен ряд предприятий, которые по мощности и объемам выпуска продукции являются ведущими в Украине: Пологовский маслоэкстракционный завод, Запорожский масложиркомбинат, Запорожский и Мелитопольский мясокомбинаты. Такие предприятия как Запорожский пивобезалкогольный комбинат «Славутич» и Запорожский завод безалкогольных напитков являются ярким примером выгодного инвестирования в пищевую отрасль и аграрный комплекс региона.
Сельская местность Запорожской области имеет достаточно развитую социально-бытовую инфраструктуру, доказательством чего могут быть свыше 110 больничных учреждений и 730 учреждений начального и среднего уровня образования, а также почти 900 библиотек различной направленности.
Учитывая вышеупомянутое, агропромышленный комплекс области можно оценить как чрезвычайно привлекательный для вложения инвестиций. Основными составляющими инвестиционной привлекательности АПК региона являются плодородные земли, недорогие и квалифицированные трудовые ресурсы, значительные мощности перерабатывающей отрасли, выгодное географическое положение для экспорта продукции.
Экономика предприятия: Учебник/ под ред. проф. О.И.Волкова. – М., 2000: Инфра – М, - 416 с.
Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 742 с.
rada