Совершенствование муниципальной транспортной системы

технического обслуживания и ремонта, возможности проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей и медицинского контроля за здоровьем водителей, обеспечению условий стоянки автомобилей, подбору перевозчиками персонала соответствующей квалификации, проведению кадровой подготовки работников, в том числе и водительского состава.

Ввиду того, что вопросы стабильной и безопасной работы на рынке городских пассажирских перевозок имеют абсолютный приоритет, первостепенное значение имеет вопрос совершенствования производственно-технической базы предприятий, которые работают на городских пассажирских перевозках.

Перевозчик должен иметь собственную или арендованную производственную базу (или соответствующий договор), что позволит в полном объеме осуществлять работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Мощность производственной базы должна отвечать количеству подвижного состава, который используется предприятием на городских маршрутах. При этом в сфере городских пассажирских перевозок могут быть задействованы предприятия всех форм собственности.

При формировании рынка услуг городских пассажирских перевозок должны быть соблюдены требования эффективной конкуренции, а так же недопущение монополизации рынка. В рамках сформированной маршрутной сети распределение маршрутов между перевозчиками должно осуществляться исключительно на конкурсной основе, причем организационно-технические, экономические и другие факторы, которые учитываются при определении победителя конкурса, должны быть максимально детализированы.

Для эффективного распределения транспорта по разным режимам движения необходимо систематически проводить обследование пассажиропотоков с учетом отдаваемого пассажирами приоритета различным типам и видам транспорта за соотношением „время поездки - комфортабельность - цена". Объем социально-значимых услуг автомобильного транспорта и формирование заказа на эти услуги должен производиться с учетом общих объемов средств, предусмотренных на компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан на пассажирском транспорте. Суть предлагаемых мероприятий сведем в таблицу 3.4.


Таблица 3.4

Перечень предлагаемых мероприятий

Основные предложения по совершенствованию транспортной системы города Иркутска Предлагаемые мероприятия для достижения поставленных целей
1 2
Совершенствование существующей системы пассажирских перевозок

Подготовка и переподготовка, обновление кадров (для МУП)

Обновление автопарка (ремонт, капительный ремонт, покупка в лизинг транспортных средств)

Организация проверок частных извозчиков на состояние здоровья, алкогольное опьянение, наличие разрешений, водительских прав, и тп)

Внедрение современного оборудования

Межмуниципальное сотрудничество в сфере пассажирских перевозок

Наделение АММС полномочиями по наиболее цивилизованной организации пригородных и междугородних перевозок.

Совместная покупка транспортных средств и их содержание.

Организация совместной работы между различными видами транспорта (диспетчеризация)

Разработка единой системы рейсов

Еженедельное отслеживание пассажиропотоков


Предоставление социально значимых услуг пассажирского транспорта общего пользования осуществляется по определенным уполномоченными органами тарифам и на льготных условиях в соответствии с законодательством.

Основные принципы взаимоотношений заказчика перевозок с перевозчиками определяются договором, которым определяются требования к качеству и безопасности перевозок, фиксируется стоимость проезда, обусловливается порядок получения компенсации убытков от перевозок льготных категорий пассажиров и использования регулируемых тарифов. Для реализации предлагаемого проекта потребуются значительные капиталовложения. Их перечень представлен в таблице 3.5


Таблица 3.5

Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта

Направления инвестирования сумма, млн. руб.
1 2
Инвестиции в основной капитал 164
Приобретение основных средств (автобусов, троллейбусов) 104
Капитальный ремонт и оснащение ремонтного парка 60
Прочие инвестиции 36
Подготовка и переподготовка кадров 10
Прочие расходы 26
Итого 200

Как показывает таблица 3.5, необходимый объем инвестиций оставляет 200 млн. руб. Эта сумма пойдет на приобретение троллейбусов (по цене 34 млн.руб.), оснащение рабочих мест, обновление ремонтного парка,

Предполагается, что реализация проекта будет осуществляться в 2 этапа – в 2009 -2010 г.г. Это позволит снизить нагрузку на бюджет. Однако, весь комплекс предлагаемых мероприятий будет осуществлен в полной мере, уже с первого года внедрения. Апробация результатов в первом году позволит наиболее эффективно использовать капитальные вложения во втором году. Таким образом, это снизит риск, и повысит эффективность капиталовложений.


Таблица 3.6

План реализации проекта

Наплавления инвестирования 2009 2010
1 2 3
Инвестиции в основной капитал 230 234
Приобретение основных средств (автобусов, троллейбусов) 200 204
Капитальный ремонт и оснащение ремонтного парка 30 30
Прочие инвестиции 20 16
Подготовка и переподготовка кадров 20 7
Прочие расходы 3 6
Итого 250 178

Таблица 3.6 показывает, что наибольшие капитальные вложения потребуются на первом году реализации предлагаемого проекта. В 2009 году планируется приобрести большую часть транспортных средств. Второй год будет посвящен кадровой политики проекта. План персонала представлен в таблице 3.7.


Таблица 3.7

План персонала предлагаемого проекта

Категории работников Кол-во штатных ед. ФОТ, тыс.руб. в месяц ФОТ тыс. руб. в год
1 2 3 4
Руководящий состав 10 250 3250
Инженерно технический персонал 8 120 1560
Основной производственный персонал 80 1440 18720
Младший обслуживающий персонал 30 300 3900
Итого 128 2110 27430

Таблица 3.7 показывает, что с увеличением автопарка и в связи с реализацией предлагаемых мероприятий по совершенствованию транспортной системы города Иркутска увеличится и штат МУП «ИркутскАвтоТранс» примерно на 128 штатных единиц. Это повлечет за собой и увеличение бюджетных средств направленных на оплату труда. По нашим подсчетам это увеличение составит примерно 27млн. руб.

Проведенные нами исследования и расчеты показали, что реализация проекта позволит увеличить прибыль МУП примерно на 30%.В таблице 3.8 приведен сравнительный анализ прибыли с 1 транспортной единицы до и после реализации проекта при различной степени загрузки мощностей.

Таблица 3.8

Прибыль на 1 транспортную единицу, руб. в день.

Загрузка мощностей

25% 50% 75% 100%
До реализации проекта 810,1 1620,3 2430,5 3240,7
После реализации проекта 1157,4 2314,8 3472,2 4629,6

Исходя из прибыльности на 1 транспортную единицу, можно спрогнозировать прибыль при запуске всех запланированных маршрутов. Таким образом, 30 приобретенных транспортных единиц принесут МУП «ИркутскАвтоТранс»:

416666,6 руб.;833333,3 руб.;1250000 руб.;1666666,6 руб. в месяц при загрузке различных мощностей (25%;50%; 75%; 100%; соответственно). Годовая же прибыль составит соответственно: 12500000 руб.; 25000000 руб.;37500000руб.;50000000руб. Таким образом окупаемость предлагаемого проекта составит примерно 3,5 – 4 года в зависимости от загрузки мощностей. Для ого, чтобы МУП использовал имеющиеся мощности по максимуму, необходимо поддерживать высокий сервис, и качество обслуживания, безопасность и своевременность перевозки пассажиров. Это возможно только при грамотно выстроенной организации процесса оказания транспортных услуг. Таким образом, при реализации предлагаемо проекта на улицы города выйдет еще 30 новых автобусов и троллейбусов, общей вместимостью 1200 пассажирских мест. Автобусы и троллейбусы будут отвечать самым современным требованиям техники безопасности и международным стандартам перевозки пассажиров.

Ожидаемый социально-экономический результат от реализации предлагаемых предложений:

В области транспорта:

обеспечение повышения качества перевозок на городских маршрутах общего пользования;

создание условий для организации гарантированного транспортного обслуживания населения

обновление парка подвижного состава и совершенствование его структуры;

совместная покупка транспортных средств для пригородных и междугородних перевозок пассажиров значительно сэкономит средства муниципальных бюджетов

обеспечение взаимодействия различных видов пассажирского транспорта (электро-, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта) и сокращение времени поездки пассажиров между конечными пунктами назначения.

В области безопасности движения:

повышение уровня безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте общего пользования;

улучшение транспортно-эксплуатационных качеств улично-дорожной сети и совершенствование организации дорожного движения на улицах и дорогах;

усовершенствование системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов автомобильной сферы, а также подготовки и повышения профессионализма водителей.

Основная цель проекта – повышения качества жизни населения города Иркутска.

Источники финансирования:

АММС

Бюджет города Иркутска

Бюджет ФРР

Бюджет Иркутской области

Всероссийский Транспортный Союз

Местные представители транспортного бизнеса

Проведенные исследования и расчеты позволяют сделать ряд важнейших выводов:

Одно из приоритетных направлений развития транспортной системы является дальнейшее разделение потенциально конкурентных и монопольных сфер транспортной деятельности и сокращение сферы ценового регулирования.

Используя средства целевого бюджетного финансирования, муниципального облигационного займа и лизинг, предприятия могут решить проблемы обновления подвижного состава, высокой текучести кадров вследствие низкой заработной платы и задолженности по ней, погасить кредиторскую задолженность по выплате налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, а также оборудовать все остановки общественного транспорта удобными павильонами.

Задачами предлагаемого проекта являются следующие:

Совершенствование транспортной системы города Иркутска

Обеспечение безопасности пассажирских перевозок

Развитие и совершенствование экономических отношений и рынка услуг пассажирского транспорта

Развитие организации управления транспортным комплексом

Организация междугородних и пригородных маршрутов, в рамках межмуниципального сотрудничества

Улучшение экологической обстановки в городе

Основная цель проекта – повышения качества жизни населения города Иркутска.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Недостаточная развитость рынка транспортных услуг, особенно в крупных городах, может привести к территориальной социальной несправедливости жителей периферийных и спальных микрорайонов, которая представляет собой явление недополучения людьми элементарных жизненно важных услуг, приводящее к существенному снижению качества жизни. К элементарным жизненно важным пассажирским транспортным услугам относятся: транспортная доступность места работы, возможность посещать больницы, школы, учреждения.

При решении ряда важнейших вопросов, связанных с оценкой транспортных систем различных регионов и страны в целом, с определением «узких» мест в развитии транспорта, необходимо достаточно полно охарактеризовать состояние транспортной системы страны с помощью соответствующим образом сформированной совокупности показателей, основывающейся на принципах системного анализа с подбором учитывающих роль транспорта и его специфику.

Целью реформирования рынка услуг пассажирского транспорта, является формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы пассажирского транспорта, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные. Проведенные нами исследования транспортной системы показали следующие результаты:

• ежедневно в городе Иркутске муниципальным транспортом перевозится: автобусами более 668,0 тыс. пассажиров, наземным электротранспортом - 585,0 тыс. Протяженность городских автобусных маршрутов составляет 1 987,0 км, наземного электротранспорта - 810,0 км.

наиболее убыточными являются перевозки пассажиров по социально значимым городским и пригородным маршрутам

в подавляющем большинстве городов Иркутской области в частности г. Иркутске существуют ограничения доступа перевозчиков на пассажирский маршрут и ограничения количества транспортных средств на пассажирском маршруте в виде конкурсов на право работы на маршруте, навязанных договоров, несогласований и неутверждений маршрутов

в целом по Иркутской области, а так же в г. Иркутске пассажиры не довольны работой как транспортной системой, так и работой муниципальных транспортных компаний

убыточными являются наибольшая доля всех унитарных транспортных компаний (около 90% от общей численности)

МУП «ИркутскАвоТранс» на протяжении 7 последних лет покрывает лишь 30% затрат на свое содержание.Для решения проблемы неразвитости городской системы пассажирских перевозок предлагается проект, суть которого заключается в обновлении фондов, кадров, а так же организации межмуниципального сотрудничества.

Задачами предлагаемого проекта являются следующие:

совершенствование транспортной системы города Иркутска

обеспечение безопасности пассажирских перевозок

развитие и совершенствование экономических отношений и рынка услуг пассажирского транспорта

развитие организации управления транспортным комплексом

организация междугородних и пригородных маршрутов, в рамках межмуниципального сотрудничества

улучшение экологической обстановки в городе

основная цель проекта – повышения качества жизни населения города Иркутска.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


I. Нормативные и законодательные акты

Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета. – 12.08.1998. – №153-154.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 99 г. № 184-ФЗ // Российская газета. — 19.10.1999. — № 206.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2005 N 131-ФЗ //Российская газета. — 08.10.2005. — № 202.

Основы законодательства Российской Федерации о транспортной систме: ВС РФ от 22 июля 1993 N 5487-1 // Российские вести. — 09.09.1993. – № 174,

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2007 г. № 239.

Постановление Правительства РФ от 06.04.2006 №153 // Российская газета. - 09.04.2006. - №74.

Об утверждении положения о Совете при Губернаторе Иркутской области по реализации приоритетных национальных проектов: постановление Губернатора Иркутской области от 11 апреля 2008 № 137-п.

Об утверждении положения о департаменте здравоохранения Иркутской области: постановление Администрации Иркутской области от 31.10.2009 № 256/1-па // Областная. — 13.02.2008 . —N 14.

Об утверждении положения о департаменте инвестиционного развития и национальных проектов Иркутской области: постановление Администрации Иркутской области от 31октября 2009 N 257-па // Областная. — 12.12.2009.— № 144.

II. Книги, журналы, сборники статей

Коровкина Е.Б. Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов / Коровкина Е.Б. // Финансы. – 2009. – № 9. – с. 11-13.

Кузнецова В.Н. Приоритетные национальные проекты / Кузнецова В.Н. // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 1. – с. 35-37.

Осадчая Г. И. Приоритетные национальные проекты в контексте социальной политики российской федерации / Осадчая Г. И. // Социальная политика и социология. – 2009. – № 2. – с. 8-21.

Райзберг В.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учеб.пособие. / Райзберг В.А. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.

Холопов В.А. Пути оптимизации проблемы регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления / Холопов В.А. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 9. – с.6-8.

Шелехов С.Ю. Российская система транспорта к чему приведут преобразования / Шелехов С.Ю. // ЭКО. – 2009. – № 4 – с. 28-39.

III. Интернет-источники

rus-reform/magazine/archive/1/analytic/10000787 Абалкин Л.И. Экономические основы реализации национальных проектов.

spero.socpol/docs/N7_2009-5-26.pdf: Аганбегян А.Г., Варшавский Ю.В., Жуковский В.Д., О программно-целевом управлении в сфере пассажирских перевозок.

anrb/isei/cf2006/d784.doc: Климова Л.А., Хуснуллина Г.З. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях.

econ.msu/cmt2/lib/a/769/File/20090414-Kylmyxametov. pdf: Кульмахаметов Э.В. Управление реализацией национальных проектов в отраслях социальной сферы (на примере республики Башкортостан)

rus-reform/magazine/archive/13/topic/10000831: Мирошников С.Н. Успехи и проблемы местного самоуправления / Мирошников С.Н. // Национальные проекты. – 2009. — №6 (13).

irbis.asu/mmc/econ/u_gosreg/3.shtml#3: Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Учебное пособие. – 2005.

rus-reform/magazine/archive/13/topic/10000830/prn: Мокрый В.С. У национальных проектов и местной власти – общие цели / Мокрый В.С //Национальные проекты. – 2009. — №6 (13).

c-realty.narod/nacproekt/habitation_doc_1_2009.doc: Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов на 2009 год президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол № 16 от 21 февраля 2009 г).

rost/main/docs/z42.indd.pdf: Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов на 2008 год президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

chinovnikpa/modern/article.php?id=650: Общественный контроль за реализацией приоритетных национальных проектов в Курганской области.

vsmsinfo/files/2chapter.pdf: Повышение качества жизни граждан.

strategies/pdf/nac_proekty.pdf: Приоритетные национальные проекты: история, отношение населения, реализация. Информационно-аналитическая записка. Материалы к семинару «Полития».