Бизнес-планирование деятельности туристской фирмы
style="border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid windowtext 1.0pt;border-right:solid windowtext 1.0pt; padding:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;height:11.65pt;">8Расчёт общих затрат, связанных с деятельностью туристического агентства представлен в табл. 5.
Таблица 5.
Расчёт себестоимости оказываемых услуг
Показатели | 1 год | В том числе поквартально: | 2 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Переменные затраты | ||||||
1. Количество туруслуг, ед. | 353 | 101 | 107 | 84 | 61 | 353 |
2. Себестоимость туруслуг, руб./ед.[5] |
35400 | |||||
3. Общая стоимость туруслуг, тыс. руб. (1*2) | 12496,2 | 3575,4 | 3787,8 | 2973,6 | 2159,4 | 12496,2 |
Постоянные затраты | ||||||
1. Арендная плата, тыс. руб. | 180 | 45 | 45 | 45 | 45 | 180 |
2. Заработная плата, тыс. руб. | 1416 | 354 | 354 | 354 | 354 | 1416 |
3. ЕСН, тыс. руб. | 368,16 | 92,04 | 92,04 | 92,04 | 92,04 | 368,16 |
4. Амортизационные отчисления, тыс. руб. | 44,5 | 11,125 | 11,125 | 11,125 | 11,125 | 61,72 |
5. Канцелярские принадлежности, тыс. руб. | 15 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 15 |
6. Обслуживание ПК и оргтехники, тыс. руб. | 10 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 10 |
7. Услуги связи, тыс. руб. | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Итого постоянных затрат (1+2+3+4+5+6+7): | 2053,66 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 513,415 | 2070,88 |
Общая сумма затрат | 14549,86 | 4088,815 | 4301,215 | 3487,015 | 2672,815 | 14567,08 |
2.3 Исследование туристского рынка
Туристический бизнес – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В России годовой оборот отрасли, по разным оценкам, составляет до 8 млрд. долл[6].
Количество туристических агентств в среднем увеличивается почти в 2 раза ежегодно, что говорит о высокой прибыльности этого бизнеса.
Увеличивается численность российских туристов, выезжающих за границу – ежегодно темп роста составляет порядка 20%.
Для определения ёмкости анализируемого рынка рассмотрим динамику выезжающих россиян со всей территории страны в Японию за последние 4 года (см. табл. 6).
Таблица 6.
Динамика выезжающих россиян в Японию
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Количество выезжающих россиян, тыс. чел. | 174 | 164 | 149 | 161 | 139 |
2. Ежегодный темп прироста, % | - | -5,75 | -9,15 | 8,05 | -13,66 |
По данным Федерального Агентства по Туризму с целью туризма Японию посетили в 2007 году – 25294 человек, в 2008 году – 31857 человек. За период 2008-2007 гг. количество туристов увеличилось на 6563 чел. , или на 25,95%.
Методом экстраполяции, данную динамику можно продлить на следующий год тогда прогнозная ёмкость выездного туризма в Японию с территории всего государства составит 40124 чел (31857*1,2595=40124). На долю рынка выездного туризма в Японию города Санкт-Петербурга приходится порядка 8% от общероссийского рынка. Следовательно, ёмкость рынка по выездному туризму в Японию г. Санкт-Петербурга составит 3210 (40124*0,08=3210) поездок[7].
Для определения целевых потребителей необходимо провести сегментирование. Сегментирование рынка (сегментация) – разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары или услуги.
Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.
Главная цель сегментации – обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на «направлении главного удара» (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Анализ анкет 200 человек-туристов выезжающих в Японию в 2009 году позволил провести сегментацию рынка выездного туризма в Японию по полу, возрасту, социальному статусу, уровню дохода, которая представлена в табл. 7.
Графическое изображение сегментирования по половому признаку представлено на рис. 3.
Графическое изображение сегментирования по возрастному признаку представлено на рис. 4.
Таблица 7.
Сегментация рынка выездного туризма в Японию
Сегментация по половому признаку | |
Мужчины | 71,0% |
Женщины | 29,0% |
Сегментация по возрастному признаку | |
0-12 лет | 3,0% |
12-18 лет | 8,0% |
18-30 лет | 36,0% |
30-45 лет | 41,0% |