Проектирование и расчеты одноэтажного промышленного здания
1. КОМПОНОВКА ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ
1.1 Общие данные
Требуется рассчитать и законструировать основные несущие железобетонные конструкции одноэтажного промышленного здания.
Здание отапливаемое, двухпролетное (рис. 1, а). Район строительства г. Липецк, местность типа В. Здание состоит из трёх температурных блоков длиной 54+54+54м. (рис. 1,б). Пролеты здания - 21 м, шаг колонн - 6 м. Покрытие здания – тёплое. Плиты покрытия железобетонные размером 3х6 м. Стропильные конструкции - железобетонные сегментные фермы пролетом 21 м. Устройство светоаэрационных фонарей не предусматривается, цех оснащен лампами дневного света.
Каждый пролет здания оборудован двумя мостовыми кранами с группой работы 5К и грузоподъемностью 20/5 т. Отметка верха кранового рельса 9,2 м, высота кранового рельса 150 мм (тип КР-70).
Подкрановые балки разрезные железобетонные, предварительно напряженные, высотой 1,0 м.
Наружные стены – панельные: нижняя панель самонесущая, выше – навесные.
Для обеспечения пространственной жесткости здания в продольном направлении предусмотрены стальные вертикальные связи по колоннам крестового типа. Место установки связей – середина температурного блока в пределах одного шага колонн на высоту от пола до низа подкрановых балок (рис. 1,б).
Жесткость здания в поперечном направлении обеспечивается защемлением колонн в фундаментах и размерами сечений колонн, назначенными в соответствии с рекомендациями гл.XII [9].
Жесткость диска покрытия в горизонтальной плоскости создается крупноразмерными железобетонными плитами покрытия, приваренными не менее чем в 3-х точках к стропильным конструкциям. Швы между плитами должны быть замоноличены бетоном класса не менее В10.
1.2 Геометрия и размеры колонн
Расстояние от пола до головки подкранового рельса . Высота надкрановой части ступенчатой колонны определяется из условия:
(Hкр - из прил.15)
Высота подкрановой части колонн:
.
Полная высота колонны при минимальном значении
.
Тогда габаритный размер здания , что не
кратно модулю 0,6 м. Условию кратности размера H=12,0 м отвечает высота
надкрановой части
,
при которой
. (рис.1,а).
а)
б)
Рис. 1. Монтажная схема здания разрез (а), план (б).
привязка колонн.
0 мм – шаг, т, .
250 мм – если одно из трех условий не выполнено. В данном случае грузоподъемность , что не превышает допустимые 30т, значит, привязка к оси будет равна 0 мм.
Типы колонн
Размер сечений колонн:
-крайних: в подкрановой части - для кранов грузоподъёмностью 20т. Тогда . Принимаем (кратно 100 мм). Т.к. >1,0м, то колонну принимаем двухветвевой (рис. 2).
В надкрановой части (рис. 3):
где:
- привязка кранового пути к разбивочной оси;
- привязка осей крайних колонн к разбивочным осям;
- расстояние от оси кранового рельса до торца крана (прил. 15);
- минимально допустимый зазор между торцом крана и гранью колонны.
Принимаем - из условия опирания стропильных конструкций.
Ширина колонны «b» принимается большей из трёх значений, кратной 100 мм:
- для шага колонн 6м . (bі 50 см – для шага колонн 12 м.).
Принимаем .
-средних : (900 мм.)
- из условия опирания стропильных конструкций.
;
;
.
Окончательно принимаем ширину средних колонн (рис. 2).
Размеры сечений ветвей двухветвенных колонн (в плоскости рамы) примем равными для крайних колонн
а) б)
Рис. 2. Размеры колонн
Рис. 3. К назначению высоты сечения верхней части колонны
1.3 Определение нагрузок на раму
Постоянные нагрузки
Таблица 1
Нагрузка от веса покрытия
Элементы покрытия |
Источник |
Нормативная нагрузка, Па |
Коэфф. надежности по нагрузке, |
Расчетная нагрузка, Па |
Рулонный ковер |
100 |
1,3 |
130 |
|
Цементно- песчаная стяжка
|
630 |
1,3 |
819 |
|
Плитный утеплитель |
360 |
1,2 |
432 |
|
Пароизоляция |
50 |
1,3 |
65 |
|
Железобетонные ребристые плиты покрытия размером в плане 3х6 м |
Приложение 21 |
1570 |
1,1 |
1727 |
Итого: g |
2710 |
3173 |
Расчетное опорное давление фермы:
- от покрытия;кН;
- от фермы. кН.
где:
1,1 - коэффициент надежности по нагрузке ;
68 кН - вес фермы (прил. 21).
Расчетная нагрузка на крайнюю колонну от веса покрытия с учетом коэффициента надежности по назначению здания :
кН;
на среднюю:
кН.
Здание состоит из трех температурных блоков длинной 54 м. Наружные панельные стены до отметки 7,2 м самонесущие, выше – навесные.
Расчетная нагрузка от веса стеновых панелей и остекления на участке между отметками 7,2 ….. 10,2 м ( - высота панелей, - высота остекления):
На участке между отметками 10,2 ….. 13,2 м. (рис. 4,а):
.
а)
б)
Рис. 4. Схема расположения стенового ограждения (а);
Линия влияния опорного давления подкрановых балок на колонну (б).
Расчетная нагрузка от веса подкрановых балок и кранового пути.
Вес подкрановой балки пролетом 6м – 42 кН (прил. 21),а кранового пути
1,5 кН/м. Следовательно, расчетная нагрузка на колонну:
.
Расчетная нагрузка от веса колонн
Крайние колонны:
- надкрановая часть
;
- подкрановая часть
.
Средние колонны:
- надкрановая часть
;
- подкрановая часть
.
Временные нагрузки.
Снеговая нагрузка. Район строительства – г. Липецк, относящийся к III району по весу снегового покрова, для которого (см. прил. 16). Расчетная снеговая нагрузка при :
- на крайние колонны;кН;
- на средние колонны кН.
Крановая нагрузка. Вес поднимаемого груза . Пролет крана
21-2•0,75=19,5 м. Согласно прил. 15 база крана М=5600 мм, расстояние между колесами К=4400 мм, вес тележки Gn=60 кН, Fn,max=155 кН, Fn,min=64 кН. Расчетное максимальное давление колеса крана при :
кН; кН.
Расчетная поперечная тормозная сила на одно колесо:
.
Вертикальная крановая нагрузка на колонны от двух сближенных кранов с коэффициентом сочетаний :
кН;
кН.
где:
сумма ординат линий влияния давления двух подкрановых балок на колонну (рис. 4,б).
Вертикальная нагрузка от четырех кранов на среднюю колонну с коэффициентом сочетаний равна:
кН;
на крайние колонны: кН;
Горизонтальная крановая нагрузка от 2-х кранов при поперечном торможении:
.
Горизонтальная сила поперечного торможения приложена к колонне на уровне верха подкрановой балки на отметке 9,05 м. Относительное расстояние по вертикали от верха колонны до точки приложения тормозной силы : Н=12,00-8,05=3,95 :
- для крайних колонн ;
- для средних колонн .
Ветровая нагрузка. г. Липецк расположен в III районе по ветровому давлению, для которого Н/м2 (прил. 17). Для местности типа В коэффициент , учитывающий изменение ветрового давления по высоте здания равен (прил. 18):
на высоте 5 м---0,5;
то же 10 м ------0,65;
то же 20 м ------0,85;
то же 40 м -----1,1;
На высоте 12,0 м в соответствии с линейной интерполяцией (рис. 5):
На уровне парапета (отм. 13,2м.):
.
На уровне верха покрытия (отм. 14,90м.):
Переменное по высоте ветровое давление заменим равномерно распределенным, эквивалентным по моменту в заделке консольной стойки длиной 12,0 м:
.
При условии и значение аэродинамического коэффициента для наружных стен согласно приложения 4 [1] принято:
- с наветренной стороны , с подветренной (здесь и L соответственно длина и ширина здания). Расчетная равномерно распределенная ветровая нагрузка на колонны до отметки Н=12,0 м при коэффициенте надежности по нагрузке :
- с наветренной стороны
;
- с подветренной стороны
.
Расчетная сосредоточенная ветровая нагрузка между отметками 12,0м и 14,9м:
Рис. 5. Распределение ветровой нагрузки по высоте здания.
2. СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПОПЕРЕЧНОЙ РАМЫ
Расчет рамы может выполняться одним из методов строительной механики, причем для сложных рам общего вида – с помощью ЭВМ.
Между тем, в большинстве одноэтажных промышленных зданий ригели располагаются на одном уровне, а их изгибная жесткость в своей плоскости значительно превосходит жесткость колонн и поэтому может быть принята равной EJ=Ґ. В этом случае наиболее просто расчет рам производится методом перемещений. Основную систему получим введением связи, препятствующей горизонтальному смещению верха колонн (рис.7.а.).
Определение усилий в стойках рамы производим в следующем порядке:
по заданным в п.1.2. размерам сечений колонн определяем их жесткость как для бетонных сечений в предположении упругой работы материала;
верхним концам колонн даем смещения и по формуле приложения 20 находим реакцию каждой колонны и рамы в целом
где n – число колонн поперечной рамы;
по формулам приложения 20 определяем реакции верхних опор стоек рамы в основной системе метода перемещений и суммарную реакцию в уровне верха колонн для каждого вида нагружения;
для каждого из нагружений (постоянная, снеговая, ветровая, комплекс крановых нагрузок) составляем каноническое уравнение метода перемещений, выражающее равенство нулю усилий во введенной (фиктивной) связи
, (2.1)
и находим значение ; здесь – коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания.
При действии на температурный блок постоянной, снеговой и ветровой нагрузок все рамы одинаково вовлекаются в работу, пространственный характер деформирования не проявляется и поэтому принимают . Крановая же нагрузка приложена лишь к нескольким рамам блока, но благодаря жесткому диску покрытия в работу включаются все остальные рамы. Именно в этом и проявляется пространственная работа блока рам. Величина для случая действия на раму крановой (локально приложенной) нагрузки может быть найдена по приближенной формуле:
, (2.2)
где:
– общее число поперечников в температурном блоке;
– расстояние от оси симметрии блока до каждого из поперечников, a– то же для второй от торца блока поперечной рамы (наиболее нагруженной);
– коэффициент, учитывающий податливость соединений плит покрытия; для сборных покрытий может быть принят равным 0,7;
=1, если в пролете имеется только 1 кран, в противном случае =0,7;
– для каждой стойки при данном нагружении вычисляем упругую реакцию в уровне верха:
(2.3)
– определяем изгибающие моменты M, продольную N и поперечную Q силы в каждой колонне как в консольной стойке от действия упругой реакции и внешних нагрузок.
Для подбора сечений колонн определяем наибольшие возможные усилия в четырех сечениях: I-I – сечение у верха колонны; II-II – сечение непосредственно выше подкрановой консоли; III-III – то же – ниже подкрановой консоли; IV-IV – сечение в заделке колонны.
2.1 Геометрические характеристики колонн
Размеры сечений двухветвевых колонн приведены на рис. 2.
Для крайней колонны:
количество панелей подкрановой части , расчетная высота колонны НК=15,75 м, в том числе подкрановой части НН=11,8 м, надкрановой части НВ=3,95 м, расстояние между осями ветвей с=0,95 м.
Момент инерции надкрановой части колонны
;
Момент инерции одной ветви
;
Момент инерции подкрановой части
;
Отношение высоты надкрановой части к полной высоте колонн
;
отношение моментов инерции подкрановой и надкрановой частей колонн:
.
По формулам приложения 20 вычисляем вспомогательные коэффициенты:
- ;
- ;
- .
Реакция верхней опоры колонны от ее единичного смещения:
.
для средней колонны:
HK=12,15 м, в т.ч. НН=8,2 м, НВ=3,95 м.
;
;
; ;
- принимаем равным 0;
- ;
- .
.
Суммарная реакция .
2.2 Усилия в колоннах от постоянной нагрузки
Продольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом
(рис. 6).
Момент
.
В надкрановой части колонны действует также расчетная нагрузка от стеновых панелей толщиной 30 см: с эксцентриситетом
.
Момент: .
Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха крайней колонны:
.
В подкрановой части колонны кроме сил G1 и , приложенных с эксцентриситетом
,
действуют: расчетная нагрузка от стеновых панелей с эксцентриситетом
расчетная нагрузка от подкрановых балок и кранового пути с эксцентриситетом
;
расчетная нагрузка от надкрановой части колонны с м. Суммарное значение момента, приложенного в уровне верха подкрановой консоли:
.
Вычисляем реакцию верхнего конца колонны по формулам прил.20:
.
Изгибающие моменты в сечениях колонны (нумерация сечений показана на рис. 8.а) равны (рис. 8.б):
- ;
- ;
- ;
- .
Рис. 6. К определению продольных эксцентриситетов.
Продольные силы в крайней колонне:
- ;
- ;
- .
Поперечная сила: .
Продольные силы в средней колонне:
- ;
- ;
- .
2.3 Усилия в колоннах от снеговой нагрузки
Продольная сила на крайней колонне действует с эксцентриситетом . Момент:
.
В подкрановой части колонны эта же сила приложена с эксцентриситетом , т.е. значение момента составляет:
.
Реакция верхнего конца крайней колонны от действия моментов M1 и M2 равна:
.
Изгибающие моменты в сечениях крайних колонн (рис. 8.в):
- ;
- ;
- ;
- .
Продольные силы в крайней колонне: .
Поперечная сила: .
Продольные силы в средней колонне: .
2.4 Усилия в колоннах от ветровой нагрузки
Реакция верхнего конца левой колонны по формуле приложения 20 от нагрузки
:
.
Реакция верхнего конца правой колонны от нагрузки :
.
Реакция введенной связи в основной системе метода перемещений от сосредоточенной силы .
Суммарная реакция связи: .
Горизонтальные перемещения верха колонн :
Вычисляем упругие реакции верха колонн:
- левой: ;
- средней: ;
- правой: ;
Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8. и):
- левой:
;
.
- средней:
;
.
- правой:
;
.
Поперечные силы в защемлениях колонн:
- левой: ;
- средней: ;
- правой: .
2.5 Усилия в колоннах от крановых нагрузок
Рассматриваются следующие виды нагружений:
вертикальная нагрузка Dmax на крайней колонне и Dmin на средней (рис. 7.а);
Dmax на средней колонне и Dmin на крайней;
Четыре крана с 2 Dmax на средней колонне и Dmin – на крайних (рис. 7.б);
Горизонтальная крановая нагрузка Н на крайней колонне (рис. 7.а);
Горизонтальная нагрузка Н на средней колонне.
а)
б)
Рис. 7. Схема расположения мостовых кранов для определения опорного давления подкрановых балок на колонну.
Рассмотрим загружение 1. На крайней колонне сила приложена с эксцентриситетом . Момент, приложенный к верху подкрановой части колонны . Реакция верхней опоры левой колонны:
Одновременно на средней колонне действует сила кН
с эксцентриситетом
м, т.е. .
Реакция верхней опоры средней колонны:
Суммарная реакция в основной системе .
Коэффициент, учитывающий пространственную работу каркаса здания, для сборных покрытий и двух кранах в пролете определим по формуле (2.2) при .
Для температурного блока длиной 48м:
м и n=9: ,
Тогда
Упругие реакции верха колонн:
- левой: кН
- средней: кН
- правой: кН.
Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.г):
- левой:
;
;
.
- средней:
;
;
.
-
правой:
;
.
Поперечные силы в защемлениях колонн:
- левой: ;
- средней: ;
- правой: .
Продольные силы в сечениях колонн:
- левой: ; ;
- средней: ; ;
- правой: ; .
Рассмотрим загружение 2. На крайней колонне сила кН, приложена с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны:
На средней колонне действует сила с эксцентриситетом
м, т.е. . Реакция верхней опоры средней колонны:
.
Суммарная реакция в основной системе
.
Тогда .
Упругие реакции верха колонн:
- левой: кН
- средней: кН
- правой: кН.
Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.д):
- левой:
;
;
.
- средней:
;
;
.
- правой:
;
.
Поперечные силы в защемлениях колонн:
- левой: ;
- средней: ;
- правой: .
Продольные силы в сечениях колонн:
- левой: ; ;
- средней: ; ;
- правой: ; .
Рассмотрим загружение 3. На крайних колоннах сила Dmin, определенная с коэффициентом сочетаний (четыре крана), действует с эксцентриситетом , т.е. . Реакция верхней опоры левой колонны:
Реакция правой колонны , средней колонны (загружена центральной силой кН).
Так как рассматриваемое загружение симметрично, то усилия в колоннах определяем без учета смещения их верха. Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис. 8.е):
– левой ;
;
.
– средней
Поперечные силы в защемлениях колонн:
– левой
– средней
– правой
Продольные силы в сечениях колонн:
– левой ; ;
– средней ; .
Рассмотрим загружение 4. Реакция верхней опоры левой колонны, к которой прложена горизонтальная крановая нагрузка .
.
В частном случае при значение может быть вычислено по упрощенной формуле:
кН
Реакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;
Суммарная реакция .
Тогда .
Упругие реакции верха колонн:
- левой: кН
- средней: кН
- правой: кН.
Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, ж):
- левой:
- в точке приложения силы :
;
;
.
- средней:
;
.
- правой:
;
.
Поперечные силы в защемлениях колонн:
-
левой: ;
- средней: ;
- правой: .
Рассмотрим загружение 5. Реакция верхней опоры средней колонны, к которой приложена горизонтальная нагрузка .
.
Реакции остальных колонн поперечной рамы в основной системе: ;
Суммарная реакция .
Тогда .
Упругие реакции верха колонн:
- левой и правой: кН
- средней: кН
Изгибающие моменты в сечениях колонн (рис.8, з):
- левой и правой:
;
.
- средней:
- в точке приложения силы :
;
;
.
Поперечные силы в защемлениях колонн:
- левой и правой:
;
- средней:
.
Результаты расчета поперечной рамы на все виды нагружений приведены в табл.2.
2.6 Расчетные сочетания усилий
Значения расчетных сочетаний усилий в сечениях колонн по оси А от разных нагрузок и их сочетаний, а также усилий, передаваемых с колонны на фундамент, приведены в табл. 2. Рассмотрены следующие комбинации усилий: наибольший положительный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольший отрицательный момент и соответствующая ему продольная сила; наибольшая продольная сила и соответствующий ей изгибающий момент. Кроме того, для каждой комбинации усилий в сечении IV–IV вычислены значения поперечных сил, необходимые для расчета фундамента.
Значение изгибающих моментов и поперечных сил в загружениях 4 и 5 приняты со знаком ±, поскольку торможение тележек крана может осуществляться в обе стороны.
Учитывая, что колонны находятся в условиях внецентренного сжатия, в комбинацию усилий включены и те нагрузки, которые увеличивают эксцентриситет продольной силы.
|
г)
|
||
д)
|
е)
|
||
ж)
|
з)
|
||
и)
|
к) |
Рис. 8. К статическому расчету поперечной рамы:
а – основная система метода перемещений; б – эпюра от постоянной
нагрузки; в – снеговой; г-ж – крановых в соответствии с
нагружениями 1 ….. 5; и,к – ветровой слева и справа.
Таблица 2
Расчетные усилия в левой колонне (ось А) и их сочетания
(изгибающие моментвы в кН·м, силы – в кН).
Усилия в сечениях колонн |
|||||||||
Нагрузки |
№ нагру-жения |
Коэф-фици-ент Соче-таний |
II-II |
III-III |
IV-IV |
||||
M |
N |
M |
N |
M |
N |
Q |
|||
Постоянная |
1 |
1 |
25,54 |
281,78 |
-39,36 |
361,41 |
-8,34 |
438,87 |
3,53 |
Снеговая |
2 |
1 |
20,47 |
143,64 |
-15,44 |
143,64 |
-10,85 |
143,64 |
0,488 |
3 |
0,9 |
18,42 |
129,28 |
-13,90 |
129,28 |
-9,77 |
129,28 |
0,44 |
|
Крановая (от2-х кранов) Mmax на левой колонне |
4 |
1 |
-87,19 |
0 |
196,55 |
630,52 |
37,41 |
630,52 |
-16,93 |
5 |
0,9 |
-78,47 |
0 |
176,90 |
567,47 |
33,67 |
567,47 |
15,24 |
|
Крановая (от2-х кранов) Mmax на средней колонне |
6 |
1 |
-52,69 |
0 |
36,19 |
197,52 |
-59,97 |
197,52 |
-10,23 |
7 |
0,9 |
-47,42 |
0 |
32,57 |
177,77 |
-53,97 |
177,77 |
-9,21 |
|
Крановая(от 4-х кранов) |
8 |
1 |
-24,57 |
0 |
48,63 |
162,67 |
3,80 |
162,67 |
-4,77 |
9 |
0,9 |
-22,11 |
0 |
43,77 |
146,40 |
3,42 |
146,40 |
-4,29 |
|
Крановая на левой колонне |
10 |
1 |
±27,42 |
0 |
±27,42 |
0 |
±105,86 |
0 |
±14,19 |
11 |
0,9 |
±24,69 |
0 |
±24,69 |
0 |
±95,27 |
0 |
±12,77 |
|
Крановая на средней колонне |
12 |
1 |
±14,0 |
0 |
±14,0 |
0 |
±39,58 |
0 |
±2,72 |
13 |
0,9 |
±12,6 |
0 |
±12,6 |
0 |
±35,62 |
0 |
±2,45 |
|
Ветровая слева |
14 |
1 |
13,99 |
0 |
13,99 |
0 |
122,26 |
0 |
17,21 |
15 |
0,9 |
12,59 |
0 |
12,59 |
0 |
110,03 |
0 |
15,29 |
|
Ветровая справа |
16 |
1 |
-21,47 |
0 |
-21,47 |
0 |
-112,43 |
0 |
-13,23 |
17 |
0,9 |
-19,32 |
0 |
-19,32 |
0 |
-101,19 |
0 |
-11,91 |
|
Основные сочетания нагрузок с учетом крановой и ветровой |
Mmax |
1+3+9+11(+)+15 |
1+5+11(+)+15 |
1+5+11(+)+15 |
|||||
59,13 |
411,06 |
174,82 |
928,88 |
230,63 |
1006,34 |
46,60 |
|||
Mmin |
1+5+11(-)+17 |
1+3+17 |
1+3+7+11(-)+17 |
||||||
-96,94 |
281,78 |
-72,58 |
490,69 |
-268,54 |
745,92 |
-30,15 |
|||
Nmax |
1+3+5+11(-)+17 |
1+3+5+11(+)+15 |
1+3+5+11(+)+15 |
||||||
-78,52 |
411,06 |
160,92 |
1058,16 |
220,86 |
1135,62 |
47,04 |
|||
То же, без учета крановых и ветровой |
1+2 |
1+2 |
1+2 |
||||||
46,01 |
425,42 |
-54,80 |
505,05 |
-19,19 |
582,51 |
3,79 |
3. Расчет прочности двухветвевой колонны крайнего ряда
Для проектируемого здания принята сборная железобетонная колонна.
Бетон – тяжелый класса В15, подвергнутый тепловой обработке при атмосферном давлении. . Арматура – класса А400. .
3.1 Надкрановая сплошная часть колонны
Расчет проводится для сечения II–II. В результате статического расчета поперечной рамы (табл. 2) имеем следующие сочетания усилий:
1) |
|
|
2) |
|
|
3) |
|
|
4) |
|
|
Для 1-го, 2-го и 3-го сочетаний т.к. в них входят усилия от кратковременных
нагрузок непродолжительного действия (крановые, ветровые). Для 4–го сочетания , так как в него входят только усилия от постоянной и снеговой нагрузок. В реальном проектировании необходимо выполнять расчет на все сочетания усилий. В курсовом проекте допускается по согласованию с консультантом выбрать одно наиболее неблагоприятное с точки зрения несущей способности колонны сочетание. Таковым для данного примера является третье сочетание.
Напомним геометрические характеристики надкрановой (верхней) части колонны (см. п. 1.2):
, , .
Рабочая высота сечения см. (см.).
Эксцентриситет продольной силы (знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем):
.
Свободная длина надкрановой части при наличии крановой нагрузки в третьем сочетании:
м
(при отсутсвии в расчетном состонии крановой нагрузки вводится коэффициент 2,5)
Радиус инерции сечения:
Гибкость верхней части колонны:
Следовательно, в расчете прочности сечения необходимо учесть увеличение эксцентриситета продольной силы за счет продольного изгиба.
Момент от постоянной и длительно действующей части временной нагрузки (последняя учитывается, если в расчетное сочетание входит снеговая нагрузка)
в соответствии с табл. 2.
где к=0,5- коэффициент учитывающий длительно действующую часть снеговой нагрузки.
Продольная сила
,
знак «-» перед силой N1 принят в связи с отрицательным значением момента M1
Для тяжелого бетона .
Поскольку моменты и разных знаков и , принимаем равным 1,0. При одинаковых знаках моментов и коэффициент определяем по формуле:
Так как 0,15, принимаем .
Поскольку площадь арматуры надкрановой части колонны неизвестна
(ее определение – цель настоящего расчета), зададимся количеством арматуры, исходя из минимального процента армирования.
При суммарный минимальный процент армирования .
Тогда .
Жесткость железобетонного элемента:
Значение критической силы .
– условие выполнено.
Коэффициент продольного изгиба
Расчетный момент с учётом прогиба равен:
(знак «-» при вычислении момента не учитываем.)
В случае симметричного армирования сечения () высота сжатой зоны
Относительная высота сжатой зоны
Граничная относительная высота сжатой зоны
, следовательно, имеем первый случай внецентренного сжатия – случай «больших» эксцентриситетов.
;
.
т.е.рабочая арматура по расчёту не требуется.
Армируем сечение верхней части колонны конструктивно, исходя из минимального процента армирования.
Принимаем 3Ж16 А400 с , что больше .
Количество стержней (в нашем примере – 3) выбирается с тем расчетом, чтобы наибольшее расстояние между ними по ширине колонны не превышало 400 мм.
В случае, если при расчёте получится и процент армирования превосходит принятый при определении, следует скорректировать значение и повторить расчёт.
Поперечная арматура принята класса А400 Ж6 мм (из условия сварки с продольной рабочей арматурой Ж16 мм). Шаг поперечных стержней мм (кратно 50мм), что удовлетворяет требованиям норм: мм и мм.
Проверим необходимость расчета надкрановой части колонны в плоскости, перпендикулярной к плоскости поперечной рамы.
см
т.к. – расчет из плоскости рамы не производится.
3.2 Подкрановая двухветвевая часть колонны
Расчет следует производить для сечений III–III и IV–IV, т.е. на 8 сочетаний усилий
(табл. 2):
1) ц
2) ч
3) эIII–III
4) ш
5) ц
6) ч
7) эIV–IV
8) ш
Из приведенных 8 сочетаний наиболее невыгодными являются сочетания N6 и N7, относящиеся к сечению IV–IV, в месте заделки колонны в фундамент. Таким образом, всё армирование подкрановой части колонны определяется расчетом прочности сечения IV–IV.
Геометрические характеристики подкрановой части колонны:
, , .
Размеры сечения ветви:
, ,.
Расстояние между осями ветвей:
.
Количество панелей в соответствии с рис. 2, (под панелью понимается часть колонны между осями двух смежных распорок).
Среднее расстояние между осями распорок:
Высота сечения распорки
Далее по аналогии с расчетом надкрановой части колонны вычисляем:
а) для сочетания усилий N6: .
(знак «-» при вычислении эксцентриситета не учитываем)
м. т.к. крановая нагрузка в данном сочетании присутствует (при отсутствии крановой нагрузки в расчетном сочетании для однопролетного здания и при числе пролетов ).
Приведенный момент инерции сечения:
Приведенная гибкость
– в величине эксцентриситета необходимо учесть прогиб элемента.
Т.к. снеговая нагрузка в данном сочетании присутствует (табл. 2.):
;
;
;
Железобетонные колонны О.П.З изготавливаются в горизонтальной опалубке. В процессе высвобождения из опалубки и транспортировки колонна работает как изгибаемый элемент, в растянутой зоне которого могут образовываться трещины. Чтобы гарантировать их отсутствие, продольная арматура должна иметь диаметр не менее 16 мм. Исходя из этого, зададимся предварительным процентом армирования где – площадь сечения арматуры, принятой в виде 3Ж16 А400.
Тогда
Отсюда > -условие выполнено.
.
Определяем усилия в ветвях колонны(поперечная сила в сечении IV–IV для сочетания N6 (табл. 2) кН):
кН – ветвь сжата
кН – ветвь сжата
.
Случайный эксцентриситет продольной силы принимается наибольшим из следующих значений:
см
см
см.
Поскольку эксцентриситет , в дальнейших расчетах используем его, тогда м.
Итак, для сочетания усилий N6, на одну ветвь получено:
Nb1=708,79кН; e=0,118м.
б) для сочетания усилий N7 .
; ;
Поскольку снеговая нагрузка входит в данное сочетание, имеем:
;