Анализ и стратегия развития маркетинговой среды предприятия
не является значимым параметром. С этой группой покупателей работаю компании, выбравшие данную стратегию и не имеющие розничных сетей продаж.БЕ «Окна Хоббит» ориентируется на вторую группу потребителей, которая представлена розничными (конечными) покупателями и мелкими посредниками. В этом сегменте сила покупателя незначительна и практически исчезает при формировании бренда.
2.5 SWOT-анализ
Проведем SWOT-анализ БЕ «Окна Хоббит» на рынках СПК из ПВХ и деревянного бруса. Информация получена методом коллективной работы в «фокус-группе», в работе участвовали руководители высшего звена БЕ «Окна Хоббит». Для обеспечения разнопланового анализа были приглашены представители разных подразделений. Участвовали: директор по маркетингу и продажам, директор по производству, директор по снабжению, директор по доставке и монтажу, финансовый директор. Результаты анализа приведены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1
SWOT анализ на рынке ПВХ
Сильные стороны | Слабые стороны |
· большой опыт работы (около 10 лет) · доступ к финансовым ресурсам · высокая доля повторных клиентов и клиентов по рекомендациям · отлаженные механизм работы крупного производства · низкие закупочные цены · широкий ассортимент (продуктовая линейка) · широкая розничная сеть МОЗ, ПОЗ, дилеры · конкурентоспособная гибкая ценовая политика |
· устарелое оборудование, 70% оборудования старше 8 лет · недостаточная мощность производства ПВХ изделий · слабая автоматизация документооборота, как следствие, высокие издержки на содержание аппарата · низкая прибыльность из-за высоких издержек · конкуренция среди КТД · высокая бюрократия, сложность цепочки прохождения заказа · высокие сроки изготовления заказов |
Возможности | Угрозы |
· высокие темпы роста рынка, более 19% · расширение доли рынка за счет развития сети МОЗ, ПОЗ и реорганизации дилерской сети · целевой выход компании на узкие сегменты рынка (архитекторы) за счет создания специализированных сбытовых подразделений |
· активизация крупных игроков рынка («Калева», «Окна Роста и др.) · снижение экономической эффективности за счет падения курса $ по отношению к Euro и жесткой рыночной ценовой конкуренции · сохранение тенденции на рынке, к меньшей динамики изменения цены на продукцию компании по отношению к динамике изменения издержек |
Таблица 2.2
SWOT анализ на рынке деревянных окон
Сильные стороны | Слабые стороны |
· продукция высокого качества · доступ к финансовым ресурсам · наличие специализированного ПОЗа - «Салон деревянных окон» · конкурентоспособная гибкая ценовая политика |
· ограниченные мощности производства · устарелое оборудование · узкий ассортимент · слабые технологические возможности производства · высокие сроки изготовления заказов · слабая автоматизация документооборота, как следствие, высокие издержки на содержание аппарата · низкая прибыльность из-за высоких издержек · малые удельные объемы продаж через МОЗ, ПОЗ и дилеров · высокая бюрократия, сложность цепочки прохождения заказа |
Возможности | Угрозы |
· рост потребления качественных деревянных конструкций, как конечным потребителем, так и застройщиками |
· закрепление лидирующих позиций конкурентами («Баварский дом», «Фабрика Ява») · большой технологический разрыв между лидерами рынка и БЕ «Окна Хоббит» · снижение экономической эффективности за счет падения курса $ по отношению к Euro и жесткой рыночной ценовой конкуренции · сохранение тенденции на рынке, к меньшей динамики изменения цены на продукцию компании по отношению к динамике изменения издержек |
3. Оценка стратегического потенциала и выявление конкурентных преимуществ
3.1 Анализ стратегических ресурсов компании
В рамках определения конкурентной силы БЕ был проведен опрос руководителей подразделений, с целью выявления ключевых факторов успеха (КФУ). Участвовали: директор по маркетингу и продажам, директор по производству, директор по снабжению, директор по доставке и монтажу, финансовый директор. Им был предложен список возможных областей поиска КФУ и каждый из шести руководителей выбрал наиболее важные с его точки зрения факторы. Результаты опроса приведены в Приложении 7.
Из всего перечня факторов выделились те, которые были отмечены большинством из руководителей, таблица 3.1. Для обоих секторов рынка – СПК из ПВХ и деревянного бруса были выбраны одни и те же КФУ, этот результат можно объяснить сходной системой реализации, производства и монтажа, а так же сходными проблемами, которые сопровождают эти процессы.
Таблица 3.1
Перечень ключевых факторов успеха для рынков СПК
Ключевые факторы успеха | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ИТОГО |
низкая себестоимость продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте) | х | х | х | х | х | 5 | |
возможность инноваций в производственном процессе | х | х | х | х | 4 | ||
доступ к квалифицированной рабочей силе | х | х | х | х | 4 | ||
широкий доступ /присутствие в точках розничной торговли | х | х | х | х | 4 | ||
скорая доставка (срочное выполнение заказа) | х | х | х | х | 4 | ||
высокая квалификация сотрудников отдела реализации | х | х | х | х | 4 | ||
благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей | х | х | х | х | 4 |
После выявления КФУ, менеджерам было предложено присвоить веса каждому из факторов. Поскольку в процессе определения весов были получены достаточно близкие данные, то искомые величины были рассчитаны как среднее арифметическое от присвоенных менеджерами значений. Определение весов каждого из показателей дало результаты, приведенные в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Веса ключевых факторов успеха на рынках СПК
Ключевые факторы успеха | Вес |
низкая себестоимость продукции (снижение количества дефектов, уменьшение потребности в ремонте) | 0,21 |
возможность инноваций в производственном процессе | 0,09 |
доступ к квалифицированной рабочей силе | 0,07 |
широкий доступ /присутствие в точках розничной торговли | 0,19 |
скорая доставка (срочное выполнение заказа) |