Навигационный проект перехода судна типа "Волго - Балт" по маршруту порт Одесса – порт Триест
l н =14є22,0ґWjк =51є40,0ґS
lк=60є00,0ґW Б Ортодромия
Локсодромия
S
Рисунок 1.6.1 - Схема движения судна по ДБК
Произведём расчёт разности широт и разности долгот:
РШ = jк - jн = - 32є03,0ґ - (-20є20,0) = - 11є43,0ґ к S (-703ґ);
РД = lк - lн = 115є46,0ґ - 57є40,0ґ = 58є06,0ґ к Е (+3484ґ);
Из таблицы №26, "МТ-75", по значениям начальной и конечной широты, определяем значение меридиальных частей и рассчитываем их разность по формуле:
МЧк = (32є03,0ґ) = - 2019,7
МЧн = (20є20,0ґ) = - 1238,4
РМЧ = - 781,3ґ
с помощью таблиц 2 и 5а "МТ-75" рассчитаем значение "Клок":
lg РД (3486ґ) = 3.54233, lg РМЧ (-781,3ґ) = 2.89282
lg tg Клок = 0.64951 Клок = 77є22,0ґ = 77,4є SE переводим в круговое счисление Клок = 102є38,0ґ SE.
lg РШ (-703ґ) = 2.84696
lg sec Клок (77є22,0ґ) = 0.66013
lg Sлок = 3.50609 Sлок = 3214,5 = 3215 миль.
Произведём расчёт элементов ДБК:
расстояние, пройденное по ортодромии, рассчитаем по формуле:
cos D = sin φН · sin j к + cos φН · cos j к· cos РД
cos D =0,53066 · 0,34748 + 0,84805 · 0,93769 · 0,52844;
cos D = 0.60461 D = 52є48,0ґ = 3168 миль.
Sлок - D = 3215 - 3168 = 47 миль
ΔS = · 100% = ·100% = 1,5% > 0,5%,
а значит плавание по ортодромии выгодно;
начального курса плавания по ортодромии (от. т. А):
ctg Кн = cos jн · tg jк · cosec (lк - lн) + sin jк · ctg (lк - lн)
ctg Кн = 0,93769 · 0,62608 · 1,17790 - 0,34748 · 0,62245
ctg Кн = 0,47522 Кн = 64є34,9ґ = 64,6є; переведём в круговой счёт и получим Кн = 115,4є S;
конечного курса плавания по ортодромии:
ctg Кк = - tg jн · cos jк · cosec (lк - lн) + sin jк · ctg (lк - lн);
ctg Кк = - 0,37057 · 0,84759 · 1,17790 + ( - 0,53066) · 0,62245;
ctg Кк = - 0,70028 Кк = 54є59,6ґ = 55,0є
Произведём проверку правильности расчёта "D" и "Кн" при помощи таблицы "ТВА-57":
jк (S) |
32є03,0ґ |
T (jк) |
66658 |
|||
РД (Е) |
58є06,0ґ |
S (РД) |
5540 |
Т (РД) |
74843 |
|
X (S) |
49є50,1ґ |
Т (Х) |
72198 |
S (X) |
3809 |
|
jн (S) |
20є20,0ґ |
T (p) |
71034 |
|||
90є+ (х~jн) |
119є30,1ґ |
S (y) |
6153 |
Т (у) |
75672 |
|
Кн |
64є34,9ґ = 64є35,0ґ |
T (Кн) |
77187 |
S (Кн) |
7342 |
|
H |
37є12,0ґ (90є - hс) = 52є48,0ґ = 3168 мильD |
Т (h) |
68330 |
Рассчитаем значения "Ко" и "lо":
а) = 86є43,0ґ; б) = 29є03,0ґ;
в) jн+jк = - 20є20,0ґ + (-32є03,0ґ) = - 52є23,0ґ;
г) jк - jн = - 32є03,0ґ + 20є20,0ґ = - 11є43,0ґ;
= +29є03,0ґ tg = 9,74465
(jн + jк) = - 52є23,0ґ sin = - 9,89879
(jк - jн) = - 11є43,0ґ cosec = - 0,69235
lg tg (86є43,0ґ - lo) 0,33579 65є13,5ґ
lо = 86є43,0ґ - 65є13,5ґ = 21є29,5ґ; т.е. lо = 21є29,5ґ
д) (lн - lо) = 57є40,0ґ - 21є29,5ґ = 36є10,5ґ
lg tg jн (20є20,0ґ) 9,56887, lg cosec (lн - lк) 0,22897
lg ctg Ko 9,79784 57є52,7ґ = 57,9є; переведём в круговой
счёт и получим: Ко = 122є07,3ґ S
Таким образом, определили значения "lо" и "Ко":
lо = 21є29,5 Е; Ко = 122є07,3ґ S.
Задаваясь значениями "li" (через 10є) рассчитаем значения широт промежуточных точек (ji). Данные расчётов сводим в таблицу 1.6.1:
Таблица 1.6.1 - Данные расчетов промежуточных точек
№ |
Заданная долгота (lI) |
(lI - lо) lо=21є29,5ґ |
lg sin (lI - lо) |
lg ctg Ko (Ko=57є52,7ґ) |
lg tg jI |
Широта промеж. Точек (jI) |
1 |
57є40,0ґ |
------- |
--------- |
---------- |
-------- |
20є20,0ґ S |
2 |
61є29,5ґ |
-40є |
9,80807 |
9,79784 |
9,60591 |
21є58,6ґ S |
3 |
71є29,5ґ |
-50є |
9,88425 |
9,79784 |
9,68209 |
25є41,1ґ S |
4 |
81є29,5ґ |
-60є |
9,93753 |
9,79784 |
9,73537 |
28є32,0ґ S |
5 |
91є29,5ґ |
-70є |
9,97299 |
9,79784 |
9,77083 |
30є32,4ґ S |
6 |
101є29,5ґ |
-80є |
9,99335 |
9,79784 |
9,79119 |
31є43,7ґ S |
7 |
111є29,5ґ |
-90є |
0,00000 |
9,79784 |
9,79784 |
32є07,3ґ S |
8 |
115є46,0ґ |
----- |
-------- |
--------- |
-------- |
32є03,0ґ S |
Рассчитаем координаты "вертекса":
jv = 90є - Ко = 90є - 57є52,7ґ = 32є07,3ґ S
lv = lo + 90є = 21є29,5ґ + 90є = 111є29,5ґ Е
Произведём проверку правильности расчёта промежуточных точек, данные проверки сведены в таблице 1.6 2:
Таблица 1.6.2 - Проверка правильности расчёта промежуточных точек
№ |
Заданная долгота (lI) |
=lv-lI (lv=111є 29,5ґ) |
lg cos (lv-lI) |
lg tg jv (jv=32є 07,3ґ) |
lg tg jI |
Широта промеж. Точек (jI) |
1 |
57є40,0ґ |
-------- |
--------- |
------------- |
---------- |
20є20,0ґ S |
2 |
61є29,5ґ |
50є |
9,80807 |
9,79784 |
9,60591 |
21є58,6ґ S |
3 |
71є29,5ґ |
40є |
9,88425 |
9,79784 |
9,68209 |
25є41,1ґ S |
4 |
81є29,5ґ |
30є |
9,93753 |
9,79784 |
9,73537 |
28є32,0ґ S |
5 |
91є29,5ґ |
20є |
9,97299 |
9,79784 |
9,77083 |
30є32,4ґ S |
6 |
101є29,5ґ |
10є |
9,99335 |
9,79784 |
9,79119 |
31є43,7ґ S |
7 |
111є29,5ґ |
0є |
0,00000 |
9,79784 |
9,79784 |
32є07,3ґ S |
8 |
115є46,0ґ |
------ |
--------- |
--------- |
--------- |
32є03,0ґ S |
1.7 Подготовка технических средств навигации
Таблица 1.7.1 - Точностные характеристики технических средств навигации.
Тип, Марка ТСН |
Условия |
Измеряемый параметр |
СКП Одного измерения |
Модуль градиента параметра |
Радиопеленгатор "Рыбка - М" |
Днем, ночью визир |
Радиопеленг пеленг |
± 1,0° ± 2,1° |
1 |
ПИ РНС |
КПИ - 5Ф |
Измерение радионавигац. параметров |
±0,1-0,3 мкс |
|
Вспомогатель-ная РЛС "МИУС" |
Эл. визир Шкалы 48 Шкалы 812 |
Пеленг Дистанция Дистанция |
±1,2° ± 1,2% от Д ±1,0% от Д |
1 |
Основная РЛС "Донец - 2 " |
Эл. визир Шкалы 48 Шкалы 812 |
Пеленг Дистанция Дистанция |
±0,7° ±1,0% Д ± 0,7% Д |
1 |
Гирокомпас "АМУР - 2М" |
Курс |
Пеленг |
1° |
|
Лаг "ЛГ-2М" |
0 5 уз. Более 5 уз. |
Скорость Скорость |
0,1 уз 0,3 уз |
|
Магнитный комп. "УКП М - 3" |
КУРС |
ПЕЛЕНГ |
± 1,5° |
|
Спутниковая навигационная система GPS - "ГЛОНАСС" |
контроль движения (скорость, пройденное расстояние) |
местоположе-ния дистанция до точки поворота |
±30 м ±5 м (в дифференциальном режиме) |
|
Эхолот "НЭЛ -5М" |
До 5 м 510 м 1020 м Более 20 м |
Глубина Глубина Глубина Глубина |
± 0 м. 0,3 м 0,7 м 0,9 м |
Каждое судно должно быть оснащено техническими средствами навигации в соответствии с требованиями классификационного общества, осуществляющего за ним технический надзор, а их состояние должно обеспечивать возможность определения местоположения судна, счисления пути судна, определения направления движения и скорости судна, измерения глубины, приборного наблюдения за окружающей навигационной обстановкой и встречными судами.
Подготовка судна к рейсу включает подготовку и проверку в работе технических средств навигации и при необходимости их ремонт, пополнение ЗИПов, определение (проверку) их параметров и поправок.
Запрещается выход судна в плавание в случаях:
неисправности гирокомпаса, радиопеленгатора, радиолокационной станции;
отсутствие или неисправности главного или путевого магнитных компасов (если для данного судна предусмотрено наличие путевого компаса), неисправности лага;
отсутствие или неисправности секстана и хронометра;
неисправности хотя бы одного сигнально-отличительного огня;
неисправности гудка или тифона;
неисправности машинного телеграфа;
при выходе из строя звонков громкого боя или ревунов.
Состояние навигационно-штурманского имущества и предметов снабжения должна обеспечивать возможность:
осуществления полного технологического процесса судовождения, выполнения Международных Правил предупреждения столкновений судов в море;
осуществления визуальной связи с другими судами и берегом; ведение гидрометеонаблюдений;
документирование навигационных и основных судовых процессов; указания национальной принадлежности судна.
Судовые технические средства навигации должны быть подготовлены к работе до выхода судна в море в соответствии с инструкциями по их применению и эксплуатации. Прибор считается в рабочем состоянии, если его параметры соответствуют техническим условиям завода изготовителя и определены поправки.
Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать - 3°, а у путевого - 5°.
Гироазимуткомпас. Основным недостатком гироазимуткомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана, в режиме "Гирокомпаса", при маневрировании. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности - чаще. Также, для того чтобы избежать неожиданный уход из меридиана, необходимо переключить на режим "Гироазимута", перед началом маневрирований. Постоянная поправка гироазимуткомпаса определяется после: длительной стоянки судна; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2° или средняя величина 4 - 5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1°, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.
Лаг. Лаг как и всякий прибор дает показания с некоторой ошибкой. Для того чтобы измерить действительное расстояние с помощью лага, пройденное судном, показания лага следует исправлять соответствующей поправкой. Поправка лага называется величина выраженная в процентах, и служащая для перехода от расстояния, показанного лагом, к фактически пройденному судном расстоянию относительно воды.
Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.
Эхолот. Поправка эхолота определяется путём сличёния глубин измеренных эхолотом с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и размеренность ручного лота.
Хронометр. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента риверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.
Приёмоиндикаторы РНС. При работе приёмоиндикаторов РНС любого типа не исключена возможность потери ним одной или нескольких дорожек. При этом обсервации на карте хорошо согласуются со счислениями по компасу и лагу, препятствуя обнаружению ошибки. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.
Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС точность спутниковой обсервации зависит от погрешности вводимого вектора скорости судна. Также, необходимо учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена навигационная карта.
Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации постоянной готовности к действию "безотказной работе".
При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправность дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.
При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блоков систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.
Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре, проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов, и дополнительно должны быть определены все поправки каждого ТСС, а также к каждому ТСС должно быть предусмотрено запасные инструменты и приборы (ЗИП).
Глава 2. Проектирование перехода
2.1 Разработка графического плана перехода
1. Графический план - графическое изображение пути судна на карте с необходимыми пояснениями, касающимися режима плавания.
2. Выбор пути судна выполняется на основании анализа условий плавания с учетом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований,
удаления от мест - убежищ и допустимого расстояния между ними.
3. выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям (территориальные воды иностранных государств, запретные и опасные для плавания районы и пр). Среди вариантов, удовлетворяющих этим требованиям выбирается наиболее экономический путь.
4. Графический план перехода составляется на генеральной карте вмещающей весь маршрут плавания.
5. При составлении графического плана перехода разрабатываются следующие требования:
определяется время выхода из порта отхода в порт назначения, прохода контрольных точек, опасных в навигационном отношении районов;
рассчитывается генеральная скорость всего перехода и отдельных его участков;
указываются участки пути, проходимые в светлое (день) и темное (ночь) время суток;
наносятся рабочие зоны действия РНС и РМ-ков;
вырабатываются рекомендации по проходу наиболее сложны участков плавания;
указываются места якорных стоянок и пункты захода;
разрабатываются меры по обеспечению навигационной безопасности плавания.
2.2 Предварительная прокладка
После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу.
Таблица 2.2.1 - Предварительные расчёты перехода
№ |
ИК |
Плавание S мили |
V уз |
Время на курсе |
Точки поворота |
Ориентир, ИП (Д) в момент поворота (мили) |
||
Время суд. |
φс (N) |
λc (Е) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
01.04.2006 г. |
||||||||
1 |
- |
- |
- |
- |
10.00 |
46є29ґ55,5˝ |
30є45ґ36˝ |
Мк Воронцовский 152є, (1,25 кб) |
2 |
95є |
2,2 |
9 |
00.15 |
10.15 |
46є29,8ґ |
30є48,7ґ |
Мк Воронцовский 271є, (2,1) |
3 |
166є |
18,3 |
9 |
02.02 |
12.17 |
46є12,0ґ |
30є55,0ґ |
|
4 |
204є |
30 |
9 |
03.20 |
16.37 |
45є44,0ґ |
30є37,6ґ |
Мк Будаки 309є, (18,3) |
5 |
193є |
40 |
9 |
04.27 |
21.04 |
45є04,4ґ |
30є25,0ґ |
Мк Змеиный 321є, (14,2) |
02.04.2006 г. |
||||||||
6 |
213є |
32,5 |
9 |
03.37 |
00.41 |
44є37,0ґ |
30є00,0ґ |
Мк Сфынтул-Георге 315є, (26) |
7 |
238є |
45 |
9 |
05.00 |
05.41 |
44є14,0ґ |
29є07,0ґ |
Мк Констанца 258є, (21) |
8 |
188є |
55 |
9 |
06.05 |
11.46 |
43є20,0ґ |
28є57,0ґ |
Мк Калиакра 275,5є, (20) |
9 |
217є |
52 |
9 |
05.47 |
17.33 |
42є38,0ґ |
28є14,0ґ |
м. Емине 285є, (16) |
03.04.2006 г. |
||||||||
10 |
158є |
58,5 |
9 |
06.30 |
00.03 |
41є44,5ґ |
28є45,0ґ |
м. Сервер (28,5), м. Кору (31) |
11 |
121є |
31,5 |
9 |
03.30 |
03.33 |
41є29,9ґ |
29є20,0ґ |
м. Румели (18), м. Карабурун (16) |
12 |
212є |
19,3 |
9 |
02.09 |
05.42 |
41є12,3ґ |
29є06,7ґ |
Мк Филь 1230/0,4 Мк Чалы 3030/0,4 |
13 |
224є |
1,94 |
9 |
00.13 |
05.55 |
41є10,9ґ |
29є04,91ґ |
Мк Дикиликия 3030/0,2 Мк Кавак 1330/0,3 |
14 |
217є |
1,8 |
9 |
00.12 |
06.07 |
41є09,45ґ |
29є03,5ґ |
Мк Бююкдере 3030/0,6 Мк Мола 1230/0,8 |
15 |
180є |
0,55 |
9 |
00.04 |
06.11 |
41є08,9ґ |
29є03,5ґ |
Мк Мола 900/0,7 Мк Киреч 2480/0,2 |
16 |
145,5є |
1,84 |
9 |
00.12 |
06.23 |
41є07,4ґ |
29є04,89ґ |
Мк Истинье 2470/1,0 Мк Гюмюшсую670/0,8 |
17 |
222є |
1,3 |
9 |
00.09 |
06.32 |
41є06,3ґ |
29є03,6ґ |
Мк Канлиджа 1100/0,3 |
18 |
180є |
1,3 |
9 |
00.09 |
06.41 |
41є05,0ґ |
29є03,6ґ |
Мк Ашыян 2700/0,1 |
19 |
228є |
0,62 |
9 |
00.04 |
06.45 |
41є04,57ґ |
29є03,0ґ |
Мк Кандиллии1130/0,3 Мк Бебек 2930/0,2 |
20 |
180є |
0,46 |
9 |
00.03 |
06.48 |
41є04,1ґ |
29є03,0ґ |
Мк Кандиллии 760/0,5 Мк Акынты 2700/0,1 |
21 |
206є |
1,23 |
9 |
00.08 |
06.56 |
41є03,0ґ |
29є02,3ґ |
Мк Дефтердар3370/0,2 Мк Бейлербейн 1370/0,4 |
22 |
234є |
2,4 |
9 |
00.16 |
07.12 |
41є01,6ґ |
28є59,72ґ |
Мк Салыпазары 3020/0,4 Мк Кызкулеси 1220/0,4 |
23 |
185є |
1,98 |
9 |
00.13 |
07.25 |
40є59,6ґ |
28є59,5ґ |
Мк Ахыркапы 342є, (0,85) |
24 |
227є |
6,7 |
9 |
00.45 |
08.10 |
40є55,2ґ |
28є52,8ґ |
Мк Ешилькёй 322є, (3,0) |
25 |
261є |
58,2 |
9 |
06.28 |
14.38 |
40є46,2ґ |
27є37,0ґ |
Мк Долуз 170,5є, (6,0) |
26 |
242є |
44,9 |
9 |
04.59 |
19.37 |
40є25,9ґ |
26є44,6ґ |
Мк Гелиболу 246є, (3,0) |
27 |
232,5є |
3,3 |
9 |
00.22 |
19.59 |
40є23,9ґ |
26є41,2ґ |
Мк Гелиболу 348є, (0,8) |
28 |
219є |
6,4 |
9 |
00.43 |
20.42 |
40є18,2ґ |
26є36,0ґ |
Мк Каракова 300є, (0,6) |
29 |
230є |
8,2 |
9 |
00.55 |
21.37 |
40є13,6ґ |
26є27,8ґ |
Мк Акбаш 258є, (1,8) |
30 |
243є |
4,2 |
9 |
00.28 |
22.05 |
40є11,6ґ |
26є22,8ґ |
Мк Эджеабад 244є, (1,4) |
31 |
174є |
3,3 |
9 |
00.22 |
22.27 |
40є08,5ґ |
26є23,2ґ |
Мк Намазиех 312є, (0,4) |
32 |
226є |
5,8 |
9 |
00.39 |
23.06 |
40є04,2ґ |
26є17,8ґ |
Мк Каранфиль 26є, (1,6) |
33 |
241є |
5,5 |
9 |
00.37 |
23.43 |
40є01,8ґ |
26є11,6ґ |
Мк Мехметчик 318є, (1,2) |
04.04.2006 г. |
||||||||
34 |
262є |
15,5 |
9 |
01.43 |
01.26 |
39є59,5ґ |
25є51,7ґ |
Мк Баты 151є, (10,5) |
35 |
206є |
137,3 |
9 |
15.15 |
16.41 |
37є55,2ґ |
24є34,0ґ |
м. Мандили 296є, (2,0) |
36 |
230є |
27,2 |
9 |
03.01 |
19.42 |
37є38,0ґ |
24є07,5ґ |
Мк Ангалистрос 320є, (1,2) |
05.04.2006 г. |
||||||||
37 |
210є |
83 |
9 |
09.13 |
04.55 |
36є25,6ґ |
23є16,0ґ |
Мк Малеас 301є, (3,4) |
38 |
263є |
6,3 |
9 |
00.42 |
05.37 |
36є24,7ґ |
23є08,2ґ |
Мк Заволо 353є, (1,1) |
39 |
278є |
7,5 |
9 |
00.50 |
06.27 |
36є25,8ґ |
22є59,0ґ |
Мк Спати 205є, (3,0) |
40 |
259є |
24,2 |
9 |
02.41 |
09.08 |
36є21,2ґ |
22є29,6ґ |
М. Тенарон 348є, (2,0) |
41 |
296є |
45,2 |
9 |
05.01 |
14.09 |
36є41,0ґ |
21є39,6ґ |
Мк Сальендза 25є, (4,0) |
06.04.2006 г. |
||||||||
42 |
322є |
110 |
9 |
12.13 |
00.22 |
38є07,8ґ |
20є16,6ґ |
м. Эрогомбос 44,5є, (4,5) |
43 |
0є |
50 |
9 |
05.33 |
05.55 |
38є56,7ґ |
20є16,6ґ |
о. Андипакси 354є, (11,4) |
44 |
315є |
70 |
9 |
07.47 |
13.42 |
39є47,2ґ |
19є13,2 |
о. Отони (8,0) |
45 |
0є |
20,6 |
9 |
02.17 |
15.59 |
40є07,8ґ |
19є13,2ґ |
п-ов Карабуруни (12,2) |
46 |
330є |
25,2 |
9 |
02.48 |
18.47 |
40є29,8ґ |
18є56,9ґ |
о. Сазани (14,6) |
07.04.2006 г. |
||||||||
47 |
0є |
85 |
9 |
09.27 |
04.14 |
41є55,0ґ |
18є56,9ґ |
м. Мендра 76є, (9,1) |
48 |
296 є |
80 |
9 |
08.53 |
13.07 |
42є30,0ґ |
17є20,2ґ |
о. Глават 332є, (18,2) |
49 |
270є |
21,7 |
9 |
02.25 |
15.32 |
42є30,0ґ |
16є50,8ґ |
м. Струга 7є, (13,5) |
50 |
326є |
46,4 |
9 |
05.09 |
20.41 |
43є08,8ґ |
16є16,4ґ |
о. Водняк-Вели 51є, (2,3) |
08.04.2006 г. |
||||||||
51 |
294є |
40,1 |
9 |
04.27 |
01.08 |
43є25,3ґ |
15є26,4ґ |
о. Блитвеница 25є, (13,6) |
52 |
316є |
50 |
9 |
05.33 |
06.41 |
44є01,4ґ |
14є38,4ґ |
м. Вели-Рат 45є, (11,1) |
53 |
316є |
71,1 |
9 |
08.14 |
14.55 |
44є50,8ґ |
13є19,0ґ |
ск. Свети-Иван-на-Пучини 47,5є, (17,4) |
54 |
353є |
35,2 |
9 |
03.55 |
18.50 |
45є25,9ґ |
13є13,3ґ |
м. Савудрия (Сальваре) 73є, (12) |
55 |
59є |
25,6 |
9 |
02.51 |
20.41 |
45є39,2ґ |
13є43,5ґ |
м. Виттория 45є (1,9) |
08.04.2006г., в 20ч 41мин СТАЛИ НА ЯКОРЬ |
Общая протяжённость маршрута 1623,32 мили, суммарное время, затраченное на переход, составило 7 суток 10 часов 41 минуту.
2.3 Подъём карт
Прежде всего, наносим на карту районы, где действуют особые условия плавания. Наиболее важные сведения из таких правил можно выписать на нерабочем месте карты; здесь же делаем сноски на страницы лоции, где эти правила приведены полностью.
Проводим границы фарватеров и рекомендованные курсы, наносим на системы разделения движения судов; особо выделяем отдельно лежащие опасности как естественные, так и искусственные. Цветным карандашом отмечаем участки берега и ориентиры, смещенные меридианы и параллели для прокладки радиопеленгов от радиомаяков, лежащих за пределами карты. Далее простым карандашом наносим границы дальности видимости маяков и знаков, в соответствующих местах карты наносим магнитные склонения, приведенные к году плавания. Особое внимание уделяем подъему карт на тех ее участках, где путь судна пролегает в непосредственной близости от различного рода опасностей, а также там, где он проходит через узкости и акватории, стесненные навигационными опасностями. В таких случаях более четко выделяют сектора маяков, ограждающие опасности, а в местах их отсутствия проводим дополнительные ограждающие линии положения. В случае необходимости, намечаем ориентиры для измерения поворотных пеленгов, проводим линии приметных естественных створов.
В целях обеспечения безопасности судоходства, в случае пониженной видимости, намечаем и проводим предостерегательные изобаты, цветным карандашом проводим границы акватории.
Подъем карты, кроме привлечения дополнительной информации, акцентирует внимание судоводителя в каждом конкретном районе плавания, помогает наиболее объективно оценить навигационное обеспечение выбранного курса.
2.4 Естественная освещённость
Естественная освещённость влияет на безопасность плавания, как об этом свидетельствует аварийная система. Расчёт освещённости выполняется двумя последовательными приближениями. Вначале по широтам и гринвичским датам планируемого плавания выбирают из МАЕ, без интерполяции, моменты местного среднего времени восхода и захода солнца, а также восхода и захода луны. По определённой дате предполагаемого места на полдень каждых суток моменты восхода захода Солнца и Луны определяют судовое время этих моментов. Затем, для предвычисленных мест судна, рассчитывают по МАЕ момент явлений, характеризующих освещённость.
По широте места судна и склонению Солнца на моменты его восхода и захода, по таблице №20а "МТ-75", рассчитываются азимуты Солнца при его восходе и заходе. На каждые сутки плавания по маршруту рассчитываются возраст и фаза Луны. Все рассчитанные элементы освещённости заносятся в таблицу 2.4.1
Таблица 2.4.1 - Естественная освещённость
Дата |
Начало навигационных сумерек час: мин |
Тс час: мин |
А град |
Тс час: мин |
А град |
Начало навигационных сумерек ч.,: мин |
Тс час: мин |
В
|
Ф
|
Тс час: мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
01.04 |
04.23 |
05.39 |
64,8є |
18.12 |
294,3є |
19.26 |
06.34 |
3 |
22.06 |
|
02.04 |
04.37 |
05.44 |
65,0є |
18.15 |
293,7є |
19.22 |
07.53 |
4 |
23.23 |
|
03.04 |
04.46 |
05.52 |
66,3є |
18.16 |
292,9є |
19.22 |
09.00 |
5 |
00.11 |
|
04.04 |
04.11 |
05.09 |
66,4є |
18.22 |
292,5є |
19.20 |
10.57 |
6 |
- |
|
05.04 |
04.26 |
05.24 |
67,4є |
18.35 |
292,8є |
19.32 |
12.00 |
7 |
00.43 |
|
06.04 |
04.34 |
05.32 |
66,1є |
18.51 |
294,3є |
19.44 |
11.50 |
8 |
01.11 |
|
07.04 |
04.17 |
05.26 |
64,9є |
18.09 |
296,3є |
19.18 |
13.01 |
9 |
01.53 |
|
08.04 |
04.29 |
05.37 |
63,3є |
18.26 |
297,3є |
19.47 |
14.19 |
10 |
02.43 |
2.5 Приливные явления
Учитывая то, что величины приливо-отливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для порта Триест на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу 2.5.1.
Таблица 2.5.1 - Приливы
Дата |
Утренние воды |
Вечерние воды |
||||||
ПВ |
МВ |
ПВ |
МВ |
|||||
Тс |
h |
Тс |
h |
Тс |
h |
Тс |
h |
|
08.04 |
18ч14м |
0,7 |
12ч18м |
0,3 |
- |
- |
00ч22м |
0,2 |
09.04 |
19ч10м |
0,8 |
13ч20м |
0,2 |
06ч01м |
0,8 |
01ч38м |
0,2 |
10.04 |
07ч32м |
0,9 |
14ч09м |
0,1 |
19ч59м |
0,8 |
02ч23м |
0,1 |
11.04 |
08ч16м |
0,9 |
14ч49м |
0,1 |
20ч02м |
0,9 |
03ч02м |
0,1 |
12.04 |
08ч56м |
0,9 |
15ч25м |
0,1 |
21ч22м |
0,9 |
03ч36м |
0,1 |
2.6 Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако "Стандартами точности судовождения" ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления (Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах 2.6 1 - 2.6.6. Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица 2.6.1-Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.
Зона судна |
плавания |
Радиальная СКП определения места |
Частота обсерваций |
Допустимое время обработки параметров |
Зона стеснённого плавания |
- акватория портов, гаваней |
5ё20 м |
непрерывно |
мгновенно |
- узкие (100ё200м) каналы, фарватеры |
0,15 их ширины |
1ё5 мин |
0,5ё1 мин |
|
Прибрежная зона |
-фарватеры шириной 2ё20кб |
0,2 их ширины |
1ё5 мин. |
0,5ё1 мин. |
- СРДС |
0,2 ширины полосы движения (1ё5кб) |
10ё30 мин. |
1ё3 мин. |
|
- рекомендованные пути до 25 миль от берега |
2% от расстояния до берега, но не > 2 миль |
20ё30 мин. |
1ё3 мин. |
|
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега |
не > 2 миль |
1ё2 часа |
5ё10 мин. |
Зона открытого моря |
2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль |
2ё4 часа |
10ё15 мин. |
Таблица 2.6.2 - Допустимое время плавания по счислению (мин).
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) |
Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) |
Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили. |
|||||
< 0,1 |
0,1 |
0,25 |
0,5 |
1,0 |
2,0 |
||
10 |
0,4 |
12 |
12 |
9 |
- |
- |
- |
20 |
0,8 |
28 |
28 |
27 |
22 |
- |
- |
30 |
1,2 |
48 |
48 |
47 |
44 |
27 |
- |
40 |
1,6 |
72 |
72 |
71 |
68 |
56 |
- |
50 |
2,0 |
100 |
100 |
97 |
97 |
99 |
- |
60 |
2,4 |
132 |
132 |
131 |
129 |
120 |
73 |
70 |
2,8 |
168 |
168 |
167 |
165 |
157 |
118 |
80 |
3,2 |
208 |
208 |
207 |
206 |
198 |
162 |
90 |
3,6 |
252 |
252 |
251 |
250 |
242 |
210 |
100 |
4,0 |
300 |
300 |
300 |
298 |
291 |
260 |
Таблица 2.6.3 - Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.
СКП места, М (мили) |
Дальность обнаружения буя (мили) |
|||||
2,5 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
|
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,0 |
0,956 |
0,989 |
0,9982 |
0,9997 |
1 |
1 |