Профилактика правонарушений несовершенолетних
пути следования в ДОЛ Автономной Республики Крым (Украина) – по 2 сотрудника на состав поезда. Направляем мы в эти регионы наиболее подготовленных сотрудников, опытных, на практике хорошо представляющих сущность несения службы по охране общественного порядка, умеющих общаться с детьми.
Целевая программа Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
целевая программа Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге" на период с 2002 по 2005 год |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Закон Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга"; Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 1998 года N 28-6 "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга" |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга |
Основные разработчики Программы |
Административный комитет, Комитет по молодежной политике; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по труду и социальной защите населения; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУВД) |
Цель и задачи Программы | проведение государственной политики по профилактике правонарушений несовершеннолетних |
и молодежи в возрасте до 23 лет; обеспечение высокого уровня социальной адаптации и реабилитации среди несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, на базе трудовой занятости, профессиональной и общеобразовательной подготовки; оказание необходимой и своевременной воспитательной, психологической и социальной помощи нуждающимся в ней подросткам и молодежи; обеспечение организованного досуга, оздоровительного отдыха нуждающейся в постоянном контроле части несовершеннолетних и молодежи; обеспечение получения постоянной и объективной информации о несовершеннолетних и молодежи, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле |
|
Сроки реализации Программы |
2002 - 2005 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Административный комитет; Комитет по молодежной политике; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по труду и социальной защите населения |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
повышение эффективности деятельности государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи; развитие инфраструктуры государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи; внедрение новых технологий в государственной системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных в соответствующем финансовом году. Расходы на реализацию основных мероприятий Программы в период с 2003 по 2005 год уточняются при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год. Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 857548 тыс.руб., в том числе по годам: |
2002 год - 104436 тыс.руб.; | |
2003 год - 173436 тыс.руб.; | |
2004 год - 255960 тыс.руб.; | |
2005 год - 323716 тыс.руб. |
1. Основные цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание в Санкт-Петербурге действенной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи, склонных к их совершению.
Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить уровень преступности среди несовершеннолетних и молодежи, что является основной задачей настоящей Программы.
В ходе реализации Программы должны быть решены также следующие задачи:
-проведение государственной политики по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи в возрасте до 23 лет;
-обеспечение высокого уровня социальной адаптации и реабилитации среди несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, на базе трудовой занятости, профессиональной и общеобразовательной подготовки;
-оказание необходимой и своевременной воспитательной, психологической и социальной помощи нуждающимся в ней подросткам и молодежи;
-обеспечение организованного досуга, оздоровительного отдыха нуждающейся в постоянном контроле части несовершеннолетних и молодежи;
-обеспечение получения постоянной и объективной информации о несовершеннолетних и молодежи, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле.
2. Основные мероприятия Программы
Программа предусматривает осуществление целого комплекса последовательных мероприятий, которые позволят эффективно корректировать поведение молодых людей и подростков в целях недопущения совершения ими правонарушений. Этот комплекс включает в себя:
-социальную адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-организацию досуга, отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-организацию мест временного проживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-информационное и организационное обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
3. Механизм реализации Программы
Программа предусматривает создание специальной системы ее реализации. Эта система включает в себя следующие компоненты:
-контроль за ходом выполнения Программы, ее результатами возлагается на Административный комитет;
-координация всей деятельности по исполнению основных мероприятий Программы возлагается на Комитет по молодежной политике;
-в соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга" исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга привлекают юридических лиц в качестве исполнителей основных мероприятий Программы.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы, во-первых, будет повышена эффективность деятельности государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи:
-снижен уровень преступности, в том числе рецидивной, среди несовершеннолетних и молодежи;
-сокращено количество несовершеннолетних и молодежи, не учащихся и не работающих;
-во-вторых, получит дальнейшее развитие инфраструктура системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи;
-будет создана единая система по социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений, на базе постоянной трудовой занятости;
-будет создана единая служба молодежных работников и работников сопровождения семей, имеющих детей, склонных к совершению правонарушений;
-будет создана единая информационная база данных о несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-будет создана система круглогодичного организованного досуга и отдыха для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-будет создана специализированная система среднего и профессионального образования для несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-будет создана система контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений;
-в-третьих, будут разработаны и внедрены новые технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
5. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных в соответствующем финансовом году. Расходы на реализацию основных мероприятий Программы в период с 2003 по 2005 год уточняются при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 857548 тыс.руб., в том числе по годам:
2002 год - 104436 тыс.руб.;
2003 год - 173436 тыс.руб.;
2004 год - 255960 тыс.руб.;
2005 год - 323716 тыс.руб.
Глава 2.Анализ роботы по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних в Ростовской области.
2.1. Результаты работы ГУВД Ростовской области
по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
по итогам 2002 года.
РАЗДЕЛ 1. Анализ-прогноз преступности несовершеннолетних.
Анализ оперативной обстановки по линии несовершеннолетних в Ростовской области показывает, что за последние три года число преступлений с участием несовершеннолетних сократилось на 20,9% (с 3066 в 2000 году до 2426 в 2002 году), по сравнению с 2001 годом - на 18,9% (с 2992 в 2001 г. до 2426 в 2002 г.). Удельный вес подростковой преступности за этот же период вырос на 1,3% (2000 г. – 4,8%, 2001г – 5,3%, 2002г – 6,1%).
ПОКАЗАТЕЛИ |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Совершено преступлений с участием несовершеннолетних | 3066 | 2992 | 2426 |
Удельный вес | 4,8 | 5,3 | 6,1 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в течение 2002 года на каждые сто тысяч подростков-жителей области, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, составило 897,6.
Анализ по видам преступлений.
№ |
Виды преступлений |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1. | Убийства | 22 | 24 | 16 |
2. | изнасилования | 16 | 17 | 19 |
3. | тяжкий вред здоровью | 27 | 24 | 35 |
4. | разбой | 89 | 101 | 130 |
5. | грабеж | 188 | 186 | 242 |
6. | кража | 2070 | 2039 | 1303 |
7. | хулиганство | 164 | 178 | 193 |
8. | завладение транспортом | 50 | 67 | 99 |
9. | преступления с наркотиками | 118 |
65 |
69 |
За последние 3 года наблюдается рост подростковой преступности по следующим составам: на 18,9 % увеличилось число изнасилований, на 19,6% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 46,1% - разбоев, на 28,7% - грабежей, на 17,7% -фактов хулиганства, на 98,0% - завладений траспортными средствами. Наряду с этим на 37,1% сократилось количество краж чужого имущества, на 27,3% - убийств, на 41,5% - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических или психотропных веществ.
Несмотря на то, что число краж чужого имущества в сравнении с 2001 годом сократилось на 37,1%, подростковая преступность, по-прежнему, носит ярко выраженный корыстный характер. Удельный вес преступлений против собственности составил 74,1 % (2001 г – 79,9%). В связи с этим, в дальнейшем прогнозируется рост числа имущественных и насильственных видов преступлений несовершеннолетних, чему способствуют:
экономическая нестабильность;
демографическая ситуация: увеличение количества разводов, рост социального сиротства детей, увеличение числа детей и подростков, имеющих аномалии психического развития из-за увеличения алкоголизации и распространения наркомании;
рост количества безнадзорных и беспризорных детей.
социальные факторы: отсутствие реальной возможности трудоустройства, недоступность большинства форм досуга и отдыха молодежи, падение морально-нравственных устоев, ослабление воспитательного воздействия на детей и подростков со стороны родителей, учебных заведений, рост числа неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей;
несовершенство законодательства: отсутствие ведомственных нормативных актов, регулирующих механизм реализации Закона РФ № 120 от 24.06.99г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
слабая координация профилактической деятельности заинтересованных ведомств: медленно решаются вопросы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, расширения сети социальных приютов для несовершеннолетних, увеличения числа детских наркологических служб, организации занятости, досуга, проявление судами необоснованного гуманизма при назначении наказания несовершеннолетним за преступления;
недостатки в организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в ГРОВД: принижение значения профилактики правонарушений несовершеннолетних, разрыв в этой деятельности подразделений МОБ, КМ, следствия, ненадлежащее материально-техническое обеспечение подразделений ПДН.
По-прежнему, вызывает беспокойство состояние групповой преступности несовершеннолетних. Несмотря на снижение числа групповых преступлений с участием несовершеннолетних за последние три года на 28,1 % (с 2443 в 2000 г. до 1756 в 2002 г.), удельный вес групповой преступности остается высоким (79,7% в 2000г.; 75,9 % в 2001г., 72,7 % в 2002 г.).
Наибольшую опасность представляет участие подростков в преступной деятельности вместе со взрослыми. В группах со взрослыми несовершеннолетними совершено: 2000 г.- 1462, 2001- 1228, 2002 г.- 991 преступлений, что составляет около половины от общего числа совершенных преступлений в смешанных группах. При этом, количество взрослых, привлеченных к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, за три года сократилось на 44,1% ( 513 в 2000 г., 384 в 2001 г., 286 в 2002 г.).
В целях профилактики групповой преступности несовершеннолетних активизирована работа по выявлению и постановке на профилактический учет несовершеннолетних, входящих в состав группировок, на ранней стадии их формирования. Около 70% членов групп несовершеннолетних на учет в ГРОВД ставится до совершения преступлений. На начало 2003 г. на учете состоит 1889 таких подростков.
В тоже время, формы и методы разобщения и переориентации групп несовершеннолетних криминального характера не дают желаемого результата. Основная причина в том, что крайне сложно решаются вопросы изоляции лидеров или активных членов групп. Переориентация группировок также осложняется из-за сокращения клубной, кружковой, секционной работы, коммерциализации многих форм досуга.
Приведенный ниже анализ позволяет прогнозировать рост групповой преступности в последующие годы.
ПОКАЗАТЕЛИ | 2000 г | 2001г | 2002 г. | +/- к 2000 |
Всего совершено преступлений в смешанных группах | 2438 | 2262 | 1756 | - 27,9% |
Удельный вес | 79,7% | 75,9 | 72,7 | - 7,0% |
Совершено преступлений в группе со взрослыми | 1462 |
1228 |
991 |
- 32,2% |
Удельный вес | 47,6% | 41,0% | 40,8 | - 6,8% |
Совершено преступлений в группах только н/летними | 976 |
1034 |
765 |
- 21,6% |
Удельный вес | 31,8% | 34,6% | 31,5 | - 0,3% |
Привлечено к ответственности лиц за вовлечение подростков в совершение преступлений | 513 |
384 |
287 |
-44,1% |
Число несовершеннолетних участников преступлений в 2002 г. сократилось на - 9,9%, (2002 г.-3017, 2001 г.-3347) а по сравнению с 2000 г. на - 15,6% (2002-3017,2000 –3575)
За последние 3 года число работающих подростков, совершивших преступления, увеличилось на 14,1% (2000 –92, 2001-95, 2002-105).
За этот же период число учащихся подростков, принимавших участие в совершении преступлений, сократилось на 24,8% (2000г. –1229, 2001г.-1106, 2002-924), а их удельный вес соответственно составил: 2000г.- 34,4%, 2001г. – 33,0%, 2002 г.- 30,6%.
Число несовершеннолетних, не имеющих постоянного источника дохода, - участников преступлений, сократилось на 5,0% (2000г.-1565,2001г.-1413, 2002г.- 1486.). Отсутствие реальной возможности трудоустройства несовершеннолетних позволяет прогнозировать рост данной категории лиц в последующий период.
По сравнению с 2001 годом число общественно опасных деяний уменьшилось на 28,9% (с 1557 в 2001 г. до 1107 в 2002 г.), На учете в ГРОВД состоит 1599 подростков совершивших общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет. В тоже время, из 201 материала, подготовленных ГРОВД в 2002 году для направления в спецшколу и спецПТУ, судами области удовлетворено лишь 27. Основная причина этого - невозможность помещения несовершеннолетних в спецшколу по медицинским показаниям (чаще всего - аномалии психики) либо недостижение 11-летнего возраста.
В 2002 году число несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, по сравнению с 2001 годом сократилось на 27,9% (с 405 до 292 ) и на 6,4% по сравнению с 2000 г. (2000 г.- 312, 2002 г.- 292) На состояние повторной преступности несовершеннолетних отрицательно влияет безнаказанность подростков.
Лишь каждый шестой подросток из числа совершивших преступления осужден к лишению свободы. Суды крайне редко при назначении условного наказания возлагают на них какие-либо обязанности и ограничения., что затрудняет осуществлять действенный контроль за их поведением. По представлениям ГРОВД, внесенных в ГУИН, лишь каждому второму несовершеннолетнему отменяется мера наказания, не связанная с лишением свободы.
На состояние подростковой преступности негативное влияние оказывает рост числа неблагополучных семей, где родители отрицательно влияют на поведение детей. Количество материалов, направленных в суды для лишения родительских прав увеличилось на 3,5% (2000г –940, 2001г.- 943, 2002г. - 973. ) а количество родителей, лишенных родительских прав по инициативе ГРОВД – сократилось на 10,9% (2000 –629, 2001-630, 2002-560). Не сокращается число фактов жестокого обращения с детьми. В 2002 году 29 родителей привлечены к уголовной ответственности по статье 156 УК Российской Федерации, что на 26,1% больше АППГ (2001- 23).
В 2002 году количество несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, сократилось на 19,3% (2000-29527, 2001-29675, 2002- 23816) К числу негативных факторов, влияющих на совершение правонарушений со стороны подростков, относится распространение безнадзорности и бродяжничества детей, рост социального сиротства. Психическое и физическое насилие в семьях вынуждают подростков уходить из дома.
В 2002 году 1302 подростка находились в местном и федеральном розыске за самовольные уходы из дома и из государственных учреждений.
Анализ структуры и динамики противоправных деяний несовершеннолетних, причин и условий, способствующих подростковой преступности, а также то, что на территории области преступность несовершеннолетних с 2000 года сократилась 20,8%, дают основания прогнозировать на ближайшие годы увеличение числа преступлений с участием несовершеннолетних.
РАЗДЕЛ 2. Организация работы подразделений ПДН. По состоянию на 1.01.2003 г. по штату в подразделениях ПДН УВД-ОВД области 325 должностей, из которых замещено 312 . Некомплект составляет 4,0% (37 единиц). Женщины составляют 42,5% (138 сотрудников).В 2002 году в штат ПДН УВД – ОВД области дополнительно было введено 25 единиц за счет областной программы развития службы милиции общественной безопасности. 70,7% (229 сотрудников ПДН) имеют высшее педагогическое или юридическое образование. Отмечается высокая текучесть кадров ПДН, 30,5% инспекторов ПДН (99 чел.) работают в должности менее трех лет. В 2002 году уволено или откомандировано в другие службы 122 сотрудника (37,8%).
В отделении ПДН ГУВД РО организован зональный контроль за организацией работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в органах внутренних дел области. Область разделена на 6 оперативных зон, за каждой закреплен зональный инспектор. На каждую оперативную зону и ГРОВД ведутся наблюдательные дела.
В 2002 году сотрудниками отдела ОДУУМ и ПДН осуществлено 47 выездов в ГРОВД с целью проверки и оказания практической помощи в организации работы по профилактике подростковой преступности, проведено 38 внезапных и негласных проверки ПДН и ЦВИНП. В результате выездов лишь в 19 из 68 ГРОВД отмечается рост преступности несовершеннолетних.
В 2002 году сотрудники ПДН за совершение преступлений к уголовной ответственности не привлекались. За нарушение законности привлечено 2 сотрудника ПДН, к дисциплинарной ответственности привлечено 105 сотрудников (32,4%).
Занятия по служебной подготовке с сотрудниками ПДН ГРОВД области осуществляются не реже 2 раз в месяц в соответствии с тематическим планом, разработанным отделом ОДУУММ и ПДН ГУВД. На базе ГУВД дважды в течении года проводились занятия по служебной подготовке с вновь назначенными сотрудниками ПДН. Обучение прошли 56 сотрудников. Кроме вопросов организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на занятиях изучались вопросы взаимодействия с ОУР, УУМ, ОБНОН, следственными подразделениями, ЦВИНП. В проведении занятий регулярно принимали участие представители указанных служб ГУВД, прокуратуры, суда, врач-нарколог. В базовом органе (Первомайский ОВД г. Ростова-на-Дону) проводились практические занятия.
В 2002 году вопросы организации работы подразделений по делам несовершеннолетних, повышения ее эффективности рассматривались на оперативных совещаниях при начальнике ГУВД 2 раза :
18.03.02 г. - «О ходе выполнения УВД-ОВД Ростовской области требований приказа МВД РФ от 12 января 2002 года № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ».
24.09.02 г. на коллегии ГУВД РО рассмотрен вопрос «О состоянии деятельности УВД-ОВД области, подразделений Главка по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мерах по совершенствованию этой работы».
На оперативных совещаниях при начальнике МОБ ГУВД в 2002 году были рассмотрены вопросы:
1. «О результатах работы УВД-ОВД по профилактике преступлений несовершеннолетних в 2002 году»;
2. «О мерах по реализации приказов МВД РФ № 432-98г, 490-98г в части профилактики преступлений несовершеннолетних»;
3. « О состоянии групповой преступности несовершеннолетних и мерах по ее профилактике в свете выполнения решения коллегии МВД РФ № 4 КМ/1 от 1.07.98
25 октября 2002 года на заседании координационно-методического совета ГУВД РО по профилактике преступлений рассмотрен вопрос «О результатах взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в предупреждении и пресечении преступлений несовершеннолетних».
При начальнике отдела ОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД РО вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних обсуждались 9 раз.
На совещаниях при руководителях ГУВД, МОБ и отдела ОДУУМ и ПДН заслушаны отчеты руководителей МОБ - 12 ОВД, ПДН – 58 ОВД о их роли в предупреждении подростковой преступности.
Отдельные руководители органов внутренних дел недооценивают значимости работы по предупреждению правонарушений со стороны подрастающего поколения. Как правило, все подразделения ГРОВД ориентированы на раскрытие преступлений. Поэтому работа по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних увязывается только с деятельностью подразделений ПДН. Как результат, участие других служб в этой деятельности недостаточно.
На состояние профилактической работы влияет погоня за результатами раскрываемости преступлений. Большинство руководителей ГРОВД оценивают работу подразделений ПДН не по результатам профилактической работы, а по числу раскрытых преступлений. Подразделениями ПДН УВД-ОВД области в 2002 году раскрыто 1441 преступлений, что на 24,3% меньше, чем в 2001 году. Но лишь треть из этих преступлений совершены несовершеннолетними. В результате этого, профилактике правонарушений несовершеннолетних уделяется меньше внимания.
Недостаточно внимания профилактике правонарушений несовершеннолетних уделяется подразделениями уголовного розыска, информированность сотрудников УР о готовящихся и совершаемых преступлениях очень низкая, поэтому подростки совершают преступления на протяжении длительного времени.
Взаимодействие с органами образования.
В 2002 году в Министерство общего и профессионального образования направлено две обобщенные информации о состоянии правонарушений среди учащихся образовательных и интернатных учреждений и предложения по устранению причин и условий, способствующих им. Кроме того направлена информация по предупреждению самовольных уходов учащихся детских домов и интернатов и устранения причин бродяжничества и безнадзорности указанной категории подростков.
На совместных совещаниях с руководителями Министерства образования области обсуждались вопросы: создания специальных учебно-воспитательных и коррекционных заведений закрытого типа, жизнеустройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, организации профилактической работы в учебных заведениях, разработки областных законов, постановлений, организации социально-педагогического мониторинга получения основного общего и начального образования жителями области в возрасте от 6 до 15 лет.
Сотрудники ГУВД принимали участие в проведении семинаров-совещаний с руководителями детских домов и школ-интернатов, органов опеки и попечительства, директорами общеобразовательных учебных заведений, руководителями летних оздоровительных учреждений. В рамках Постановления Главы Администрации Ростовской области №192 «О комплексных мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ростовской области на 2002-2003 годы» сотрудники ПДН области приняли участие в областном семинаре –совещании « Организация воспитательной работы среди студентов средне-специальных учебных заведений , проведенного в г. Шахты 12-13 ноября 2002 г.
Число учащихся, участвовавших в преступлениях, сократилось на 16,5% (2002 г- 924, 2001г-1106 ).
На учете в ГРОВД области сегодня состоит 5230 учащихся общеобразовательных школ и других учебных заведений, что составляет 64,6% от общего числа подростков, состоящих на учете.
Анализ статистических данных свидетельствует о продолжающихся негативных процессах в подростковой среде. Наряду с этим, органами образования еще не решен ряд проблем по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По - прежнему остро стоит проблема устройства детей, лишенных родительского попечения. За последние 5 лет количество детских домов в области увеличилось с 23 до 44. В данных учреждениях находится более 3,2 тысяч детей. Однако, потребность в дополнительных детских учреждениях указанной категории растет. По данным ГУВД-ОВД на 1.0103 г. требуется определение в детские учреждения более 400 подростков, родители которых лишены родительских прав.
В области отсутствует реабилитационный центр для несовершеннолетних, потребляющих наркотические и психотропные вещества, что затрудняет организацию лечения и реабилитации указанной категории несовершеннолетних, не позволяет эффективно проводить мероприятия по борьбе с пьянством и наркоманией несовершеннолетних
Проблемой остается предупреждение правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии психического развития. Воспитательная работа во вспомогательных школах для таких детей не организована. В области нет специальных коррекционных заведений закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих отклонения в психике. В связи с этим, по предложению ГУВД приказом Минобразования в Ростовской спецшколе в качестве эксперимента созданы 2 класса для таких подростков. В области спецучилище закрытого типа отсутствует.
В области имеется одна Ростовская спецшкола наполняемостью 200 человек, расположенная по адресу: Ростовская область, Чертковский район, село Маньково, телефоны: 4-26-87, 4-62-20;
Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
Органы соцзащиты свою работу строят на основе анализа социально-экономического положения семей.
В 2002 году в области за счет средств местного бюджета было открыто дополнительно 3 социальных приюта для несовершеннолетних. В настоящее время профилактикой правонарушений несовершеннолетних в области занимаются 23 учреждения социальной защиты населения:
- Центры социальной помощи семье и детям и социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних- 5;
- Социальные приюты для несовершеннолетних –23 ( расчитаны на 782 подростка)
- Центр психолого-педагогической помощи семье и детям - 1
- Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов - 1
В целях координации усилий заинтересованных министерств и ведомств по повышению эффективности борьбы с безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, создания единого межведомственного информационного поля о таких детях, Постановлением Главы Администрации Ростовской области № 233 от 20.05.2002г. утверждено Положение «О едином областном банке данных». На местах организована работа по формированию банка данных указанной категории лиц. Полученная информация о подростках документируется в карте учета установленного образца, один экземпляр которой направляется должностными лицами ПДН в 3-х дневный