Изучение творчества Л. Улицкой в школе
предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.
Рассказ
Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
"Режим экономии": не может быть длинных описаний.
Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).
В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо "открытого" финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).
2.5 Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока - урок развития речи.
Цели урока
обучить написанию рецензии на рассказ;
развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
развить умение анализировать художественный текст;
развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;
воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.
Ученик должен
знать - особенности
жанра святочного
рассказа;
-
особенности
жанра рецензии.
Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.
Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.
Оформление доски:
Число.
Тема "Несите бремена друг друга …". Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".
Эпиграф к уроку. - Чудо будет, дайте срок!... Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… - Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова
Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Чудо:
нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
сказочное, необычное;
вызывает общее удивление, восхищение;
удивительное, поразительное.
Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом
Реальность | Мечта |
Эпитеты. | |
Беспросветно-темная очередь Было сумрачно и хмуро Тяжелые, темно-красные флаги Вьюжный вечер Бурые промерзшие листья |
Белый снег Бело-голубая капуста Светло-голубые глаза |
Сиротство | Обретение близких, любящих людей |
Символы и мотивы. | |
Картинка с японцем | Мотив ожидания |
Открытый финал |
Структура урока:
Постановка цели урока.
Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).
Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.
Обобщение, подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.
Ход урока.
Постановка цели урока.
Учитель - На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)
Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора - рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника "Детство сорок девять". На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.
Учитель - Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?
Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.
Учитель - Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.
Учитель - Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.
Учитель - Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как "Чудесный доктор" И. Куприна, "Ангелочек" Л. Андреева, "Мальчик у Христа на елке" М. Достоевского, "Девочка со спичками" Г. Андерсена.
Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:
действие происходит в канун Рождества,
противопоставляется реальность и мечта героев,
совершение чуда,
счастливый финал.
Учитель - Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна "Чудесный доктор", остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.
Учитель - Почему?
Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.
Учитель - Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?
Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.
Поэтапный анализ рассказа "Капустное чудо".
Учитель - Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.
Учитель - Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.
Учитель - А имеет данный факт - смещение временных рамок - принципиальное значение для понимания идеи рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.
Учитель - Следующий элемент "Противопоставление реальности и мечты". Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).
Учитель - Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год.
Учитель - Охарактеризуйте это время.
Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.
Учитель - При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?
Ученик (предполагаемые ответы)- "беспросветно-темная очередь", "было сумрачно и хмуро", "тяжелые темно-красные флаги", "вьюжный вечер", "бурые промерзшие листья". А мир мечты наполнен другими эпитетами: "белый снег", "бело-голубая капуста", "светло-голубые глаза". Используется прием контраста.
Учитель - Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки - сироты, а их мечта - обрести семью.
Учитель - Какова композиция данного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.
Учитель - Как называется это прием?
Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.
Учитель - В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли - долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…
Картинка с японцем - символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.
Учитель - Следующее составляющее святочного рассказа - совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь - капусту.
Учитель - Верно, совершается "капустное чудо". В чем особенность этого сочетания слов "капустное чудо"?
Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:
Чудо:
нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
сказочное, необычное;
вызывает общее удивление, восхищение;
удивительное, поразительное.
"КАПУСТА"
Учитель - Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.
Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?
Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.
Учитель - Кто же подвергается этим чудесным изменениям?
Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц
"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! - утешала ее Кротова.
- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку."
Она поняла, что жить одна она уже не сможет, осознание самой себя она обретает только сейчас - и это осознание того, что в ней есть еще желание взять на себя ответственность, бремя за другого человека и есть человеческое чудо.
Учитель - Значит, финал рассказа счастливый? Все заканчивается хорошо? Чудо свершилось?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, финал рассказа открыт, и мы не можем сказать, что произойдет дальше:
"Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
- Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
- Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! - утешала ее Кротова.
- Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.
А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…"
Учитель - Герои нашего рассказа не встречаются, вновь прослеживается мотив ожидания. Кроме того, в конце предложения стоит многоточие. Почему автор оставляет многоточие? Мы уверены, что все закончиться хорошо?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, у нас есть только надежда, что все закончится счастливо.
Учитель - А это соответствует финалу канонического святочного рассказа?
Подведение итогов.
Учитель - Почему современный автор не хочет нас обнадеживать?
Ученик (предполагаемые ответы)- Жизнь настолько непредсказуема, что автор боится дать нам пустую надежду и вселить в нас легковерие.
Учитель - Почему этого боится автор?
Ученик (предполагаемые ответы)- Легковерный человек слеп, он ведом, и никогда не сумеет обрести самого себя. Человек, не познавший самого себя, не может нести бремя другого человека.
Учитель - Кто какое несет бремя ответственности в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Ипатьева. Девочки (их необходимость в Ипатьевой). Автор.
Автор несет бремя ответственности за читателя. Автор должен научить читателя встрече с жизнью, а в жизни нет заведомо верных решений и абсолютно счастливых финалов.
Учитель - Такая тенденция трактовки жизненных устоев сформировалась только сейчас или уже были подобные произведения? Назовите примеры из прочитанных ранее произведений.
Учитель - Но самое главное то, что авторы верят в чудо человеческого преображения (например, "Ангелочек", "Капустное чудо"). Это семя, зерно есть в каждом человеке, только нужен толчок, чтоб оно пробудилось.
И поэтому закончить урок хотелось бы маленьким жизнеутверждающим стихотворением современного автора, нашей землячки Лилит Козловой.
- Чудо будет, дайте срок!...
Срок прошел, другой истек…
Обвалился потолок…
- Чудо будет, дайте срок!
Домашнее задание: написать рецензию.
Отзывы на урок и семинар:
"Порадовала целенаправленная общность увиденных уроков, общность не случайная, но осознанная. Она - в выборе материала: двадцатый век исключительно, в том числе - современная по преимуществу. Эта общность также - в выборе принципиальных подходов анализа художественных произведений, но, может быть, самое главное - общее в морально - этической установке семинара: путь к себе - путь к людям. Эта установка превратила семинар в своего рода праздник для тех, кто в этот день работал, и для тех, кто находился в гостях".
"Задача, поставленная на уроке - написать рецензию - казалась бы невыполнимой, если бы учащиеся не были бы подготовлены к ее решению своим предыдущим учебным опытом. Дело в том, что для прочтения рассказа был предложен угол зрения "святочного рассказа", а этот материал прекрасно был усвоен детьми еще в пятом классе. Кроме традиционных рассказов, предложенных программой, им было предложено обнаружить типологические приметы данного жанра на протяжении всех лет учебы и в контексте самых разных авторов и произведений. Наложив типологический алгоритм святочного рассказа на произведение Л. Улицкой, ребята без труда смогли выстроить для себя логику предстоящей в качестве домашней работы рецензии".
2.6 Школьная конференция по произведениям Л.Е. Улицкой на тему: "Искусство жить"
Цели:
знакомство с новыми именами;
воспитание вдумчивого читателя, собеседника.
Задачи:
научить слушать друг друга, вести диалог;
нравственное воспитание;
учить видеть лицо, индивидуальность писателя через художественные особенности произведения;
расширить словарь литературоведческих терминов.
Оборудование урока: портрет Л.Улицкой; тексты с произведениями писательницы; подсвечник с горящей свечой.
Литературный словарь: постмодернизм (80-90-е годы 20 в.)
Модернизм (от француского слова - современный) - философско-эстетическое направление в литературе и искусстве 20 века.
Пост… (латинское - после) обозначает следующий после чего-либо.
Принципы постмодернизма:
- искусство не непрерывная компиляция человеческих документов, а сама поэзия, “Чем больше поэзии, тем ближе к действительности (Новалис);
- постмодернизм не придает приоритета жизни перед эстетикой;
- рисует картину мира, вынося на первый план полилог культурных языков, выражающих себя в высокой поэзии и грубой прозе жизни, в идеальном и низменном, в порывах духа и судорогах плоти;
- авторское самовыражение: от “как я вижу мир?” к “как мир устроен?”, “Что за мир?”
Эпиграфы
1. Два читателя перед одним и тем же произведением - все равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота. В.Асмус
2. Я свеча, я сгорел на пиру, соберите мой воск поутру, и подскажет вам эта страница, как вам плакать и чем вам гордиться. (А.Тарковский)
Подготовительный этап
1. Самостоятельное чтение рассказов Людмилы Улицкой.
2. Выполнение задания по выбору:
- создание отзыва о прочитанном рассказе;
- исследование художественных особенностей выбранного рассказа;
- нарисовать иллюстрацию к отдельным эпизодам, подготовить её защиту.
3. Один человек получает задание
- познакомиться с биографией писательницы, выступить на конференции в роли Людмилы Улицкой, отвечающей на вопросы читателей.
4. Продумать вопросы, которые читатели могли бы задать Л.Улицкой о её жизни и творчестве.
Весь класс (или классы) делится на 3 группы: читатели, критики и художники.
Выступать со своей точкой зрения может любой в свободном порядке.
Ход конференции
Ведущий учитель:
- Людмила Улицкая… Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии “Буккер”. Её произведения переведены на 20 языков. Как видите зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Это было в конце 80-х. Сегодня Л.Улицкая - одна из читаемых отечественных писательниц.
Представим, что Людмила Улицкая у нас в гостях. Какие бы вопросы вы задали писательнице?
Диалог с Людмилой Улицкой
(вопросы и ответы, прозвучавшие на конференции, были подготовлены старшеклассниками самостоятельно).
Вопрос:
- Вы всегда мечтали стать писателем?
Ответ:
- Нет, писать я начала довольно поздно. В 1968 году я закончила биофак университета в Москве, мечтала о карьере ученого-генетика.
Вопрос:
- Что помешало Вам стать ученым?
Ответ:
- После окончания университета я работала в Институте общей генетики. Нашу лабораторию закрыли в 70-м за чтение “самиздата”. Можно сказать, что это история кончилась для нас благополучно, могли и срок получить, а нас просто выгнали. Я после этого не работала 9 лет.
Вопрос:
- Чем вы занимались? Начали писать?
Ответ:
- Нет. У меня появились новые заботы. Умирала моя мама. Потом на свет появились мои сыновья.
Я много читала - мне все было очень интересно. У меня была подруга - театральный художник. Она работала в еврейском театре и время от времени звонила мне, задавала вопросы по этнографии, по костюму. Как-то у неё я встретилась с режиссером этого театра. Мы сидели, пили чай, и, видимо, я на него произвела впечатление высокообразованного человека, что никак не соответствовало действительности. Он предложил стать завметом театра. Я немедленно отказалась. Через несколько дней он перезвонил, я решила попробовать. Этому театру я отдала 3 года, а в 1982 году ушла.
Вопрос:
- Как вы пришли в литературу?
Ответ:
- После ухода из еврейского театра я начала свою работу как литератор. Жизнь была довольно трудная. Я не отказалась ни от чего. Делала сценарии для учебных программ на телевидении. Переводила стихи с монгольского языка, делала какие-то инсценировки для детских театров, много работала для кукольных театров.
А печатать рассказы я начала в конце 80-х годов.
Вопрос:
- Как к вам пришла известность?
Ответ:
- Первая книжка у меня вышла в 93-ем или 94-ом. Вышла во Франции и только через несколько месяцев уже в России. Это был сборник “Бедные родственники”, и прошел у нас он совсем незамеченным. Как, впрочем, и во Франции тоже. А вот со второй книжкой повезло. За повесть “Сонечка” я получила французскую премию “Медичи”. А потом… Потом - “Медея и её дети”. Так что история моя, конечно, немного Золушкина, потому что карьера-то произошла очень быстро. Всего 10 лет.
Вопрос:
- Сегодня много спорят о будущем России. Что вы думаете по этому вопросу?
Ответ:
- Относительно будущего нашей страны у меня дурные прогнозы. Боюсь, что она в состоянии выжить, если только откажется от огромной массы своих амбиций. И существовать она должна на более человеческих основах.
Вопрос:
- Почему Вы тогда не уедете?
Ответ:
- Я уже здесь осталась. Мы уже и уехали, и вернулись внутри себя много раз. И я надеюсь, что все-таки доживу свою жизнь здесь. “Я здесь родилась, это моя страна - я никуда не уеду”. Я иду на риск - жить здесь, потому что не только я в этой стране, но она во мне. По самую печенку. Куда от этого денешься.
(Круг вопросов может быть расширен).
Ведущий учитель:
- Сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса. Это человек!
Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет о жизни сама, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. Вот почему наш сегодняшний диалог мы озаглавили “Искусство жить…”
“Два читателя перед одним и тем же произведением - всё равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота”, - писал В.Асмус.
Сегодня на нашей конференции присутствуют и читатели, и начинающие критики, и художники, гости и учителя. Интересно будет обменяться впечатлениями о прочитанном.
(Далее идут выступления ребят. Учитель по ходу дискуссии задает вопросы, направляя диалог в нужное русло).
ВЫСТУПЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассказ “Перловый суп”.
Первый читатель:
“Перловый суп”… До знакомства с содержанием рассказа название казалось мне слишком прозаичным, неинтересным. Что можно написать о каком-то перловом супе? Но как только погрузилась в чтение, поняла, как была неправа.
Один за другим выплывают в памяти героини три эпизода из далекого детства, детства, в котором была еще жива её мама (“милая моя мамочка”, как называла её тогда четырехлетняя героиня).
Удивляешься человеколюбию этой женщины. В сложнейшее, страшное время 30-х годов, о котором свидетельствует кроваво-красная цифра ХХХ, три десятки, прочитанные маленькой девочкой как “ха-ха-ха” (какая зловещая деталь!), в столь страшное время мама девочки готова всем и всегда прийти на помощь. Нищим, которые жили в каморке под лестницей, она посылала с дочкой золотистый перловый суп с хлебом. А потом эти нищие кому-то помешали, и они исчезли. Так совершилась чистка! Ненужные люди просто-напросто исчезали.
Не задумываясь, бросилась мама помогать и лжепогорельцам. В то время, как сосед по коммунальной квартире захлопнул свою дверь, не желая ни во что вмешиваться, мама спешила собрать для пострадавших хоть какие-то вещи и, конечно же, накормить бедную женщину, оставшуюся с семьей без крова, без денег, перловым супом.
В ней нет обиды на людей. Узнав, что была обманута мошенницей, прихватившей с собой ковер соседа, она лишь искренне смеется над своей наивностью.
А заключительный эпизод написан с такой пронзительной болью, грустью и, конечно, любовью. У пожилой женщины умерла дочка-сердечница. К кому идти? Конечно, к Мариночке (маме героини). Другие жители этой квартиры черствы и равнодушны. О них Улицкая пишет мало. Недостойны! Но отдельные детали говорят о многом: умер человек, а соседка, громко разговаривая по телефону, продолжает решать свои проблемы (элементарная бестактность!).
Мне понятно, почему Надежда Ивановна, потерявшая дочь, вместо валерьянки попросила у Мариночки перловый суп. До сих пор перед глазами стоит картина: две женщины молча хлебают из одной тарелки перловый суп, смешанный со слезами.
Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит. Понимаю почему. Слишком больно.
Равнодушие, отсутствие милосердия - болезнь и нашего времени. Так что читать Л.Улицкую нужно.
Второй читатель:
В рассказе Л.Улицкой “Бедная счастливая Колыванова” поднята проблема женского счастья. Писательница повествует о девушке, которая на фоне объединения женской и мужской школ, любви, нахлынувшей на учеников и даже самых строгих преподавателей, выбирает предметом любви не озорного мальчишку, а … учительницу. Ради денег на подарок для неё она идет на самые безумные поступки: прислуживает суровой родственнице, вступает в близкие отношения с юношей, который ей даже не нравится, но её ждет разочарование: учительница по семейным обстоятельствам уходит из школы.
Проходят годы… Колыванова выходит замуж, уезжает за границу, покупает дорогие вещи. По-мнению бывших одноклассниц, её жизнь состоялась, она счастлива.
Но счастлива ли она? Смогла ли она полюбить вновь, как в детстве? Смогла ли взрослая любовь затмить девичью?... Я думаю, что нет. Для читателя она бедная Колыванова.
Третий читатель:
Я прочитала рассказ Людмилы Улицкой “Пиковая дама”, в первую очередь меня привлекло само название. В этом произведении история женщины более чем преклонного возраста - старушки Мур. Она живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа).
Само название “Пиковая дама” сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости - бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет…, да и все спят…
Прочитав в рассказе “Пиковая дама” эпизод, я задала себе вопрос: почему же Анна Федоровна, знаменитый врач, терпит её капризы и обиды? Это очень не простой вопрос, на который сама она отвечает кратко: “Я боюсь. И есть долг. И есть жалость”. В этих словах проявляется характер Анны Федоровны: совестливый, сострадательный и мягкий. На мой взгляд, она, несмотря ни на что, любит свою мать.
Старушка Мур, страшнее “пиковой дамы” А.Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, живет только для себя. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщине противопоставляет людей, полную истинную любовь и терпение.
В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие “семья”.
Четвертый читатель:
Я впервые читаю рассказы Людмилы Евгеньевны. И они произвели на меня большое и, должна заметить, хорошее впечатление.
За, казалось бы, обычными сюжетами кроется очень глубокий тайный смысл.
К примеру, в рассказе “Зверь” рассказывается о проказнике-коте, неизвестно откуда и зачем пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека к природе,