Издержки производства

1. Задача


Производственные возможности фирм представлены в таблице:


Фирмы А Б В Г Д
Телевизоры 14 12 9 7 8
Компьютеры 6 8 10 12 14

Определим альтернативные издержки производства телевизоров и компьютеров. Альтернативные издержки производства компьютеров: кол-во телев/кол-во комп. Альтернативные издержки производства телевизоров: кол-во комп/кол-во телевизоров

Расчеты для каждой фирмы занесем в Таблицу


Фирмы А Б В Г Д
Изд на 1 комп 2,33 1,50 0,90 0,58 0,57
Изд на 1 тел 0,43 0,67 1,11 1,71 1,75

Из расчетов видно, что наиболее низкое по затратам производство телевизоров может осуществляться на фирме А, В

А наиболее дешево будет производить компьютеры на фирме Д.

Исходя из этого, рассчитаем максимально возможное количество произведенных компьютеров (учитывая, что каждая фирма может производить и компьютеры, и телевизоры).


Фирмы А Б В Г Д
Производство телевизоров 14 2 0 0 0
Недоиспользованные мощности 0 10 9 7 8
Производство компьютеров 6 8 10 12 14
Дополнительное производство компьютеров 0 10/1,5=6 9/0,9=10 7/0,58=12 8/0,57=14
Всего компьютеров произведено 6 14 20 22 24

Таким образом, общее количество произведенных компьютеров будет равно 86 единиц.

Если же фирмы может производить только компьютеры или только телевизоры, то есть в исходной таблице представлены крайние производственные возможности, то производство компьютеров будет равно 42 единицы


2. Задача


Исходя из имеющихся данных, построим таблицу предельных возможностей для трех агентов


Агенты А В
1 8 4
2 3 3
3 1 2

Рассмотрим альтернативные издержки для каждого агента


Агенты А Издержки А В Издержки В
1 8 0,5 4 2
2 3 1 3 1
3 1 2 2 0,5

Самым эффективным производителем товара А является агент №1, так как его альтернативные издержки минимальны.

Таким образом, агент А может стать единственным производителем товара А.

Тогда объем товара В будет равен (8-1)/2=3,5=3 единицы

Общее производство товара В будет равно = 3+3+2=8 единиц.


3. Задача


Функция полных издержек фирмы ТС=2Q+Q

Цена товара 14ден.единиц

Таким образом, выручка равна = 14*Q

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции, а P=MR, поэтому максимизация общей прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, когда P = MC.

14=2+q

Q=12 единиц

При этом, если P>MC, то производство можно расширить. Если P<MC, то производство нужно сокращать


4. Задача


Спрос задан формулой: Qd=24-2P

Издержки равны ТС=18+ Q

Выручка равна: Q*Р

Прибыль = выручка – ТС


Цена, руб 14 13 12 11 10 9 8 7
Объем спроса, шт 0 1 2 3 4 5 6 7
Объем издержек, руб. 12 14 18 24 31 42 54 67
Выручка 0 13 24 33 40 45 48 49
Прибыль -12 -1 6 9 9 3 -6 -18

Изобразим данную тенденцию на графике:



На графике и в таблице видно, что максимальной прибыли предприятие достигает при реализации 4 или 5 ти. единиц продукции.

Но наиболее целесообразно будет производить 4 единицы товара.

При этом прибыль равна 9 рублей.

Взаимодействие спроса и предложения имеет свои особенности на несовершенных рынках. Так, монопольный рынок характеризуется наличием одного продавца какого-то товара. Это означает, что только он определяет предложение товара и тем самым обладает определенной властью на рынке, прежде всего властью над предложением и, соответственно, над ценой. Однако цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены, так что власть монополиста на рынке оказывается неабсолютной.

Рассмотрим эту зависимость на примере имеющейся функции спроса:

Qd=24-2P и издержек ТС=18+ Q

Однако на монополистическом предприятии, в отличие от предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции, предельный доход меньше, чем цена (Р) и, соответственно, средняя выручка (AR):

MR < P = AR.

MR=24-2P

AR>24-2P-18- Q

24-2Р>24-2Р-18- Q

Q>4.2 ед.


5. Задача


Максимальное количество постиранных кофт (Х)= 3*60/15=12 ед.

Максимальное количество вымытых окон (У) = 3*60/20=9 ед.

При этом функцию производственных возможностей можно задать в виде: Х=0,75У

Условные координаты кривой:


Х У
0 9
6 8
4,5 6
3 4
12 0

По оси Х – количество постиранных кофт

По оси Y- количество вымытых окон



6. Задача


А) Из рисунка видно, что наиболее выгодным для потребителя является сочетание двух видов товаров, определяемое точкой А.

Все остальные варианты менее выгодны. Для примера возьмем комбинацию в точке В.

Ее меньшая выгодность очевидна, поскольку при тех же денежных затратах покупатель имеет меньшую степень удовлетворения данной потребности, поскольку точка В, определяющая эту комбинацию, расположена ближе к осям координат.

Менее выгодна и комбинация, определяемая точкой С, поскольку она обеспечивает ту же степень удовлетворения потребности, что комбинация с точкой В, но требует больших денежных затрат, так она вышла за пределы линии данного бюджетного ограничения.

Точка А предстает как точка потребительского равновесия. Она характеризует ситуацию наиболее выгодного набора двух товаров при данном ограниченном бюджете. Любое отклонение от данной точки означает либо уменьшение степени удовлетворения данной потребности с помощью потребления приобретенных товаров, либо предполагает дополнительные расходы для сохранения исходной степени удовлетворения потребности.

Б) Если цена У=2, а Х =1, тогда потребительский бюджет будет соответствовать значению, согласно координатам точки А

При этом должно выполняться равенство: 7/2=Х/1

Т.е. Х=3,5 ед.

Бюджет потребителя будет равен: 7*2+3,5*1=17,5 д.е.

В) Исходя из рассчитанных выше параметров. Потребитель достигает равновесия в точке А при приобретении 3,5 ед. товара Х


7. Задача


TU= 2ХУ

Цена характеризуется значениями:

лето зима

помидоры 55 80

огурцы 35 35

Всего потребитель тратит летом на приобретение данных товаров 200 рублей, то есть приобретает (для оптимального потребления):

Максимальное количество огурцов (т.к. функция полезности увеличивает свое значение при увеличении количества потребляемых кг продукции, но не принципиально какой) – при наиболее низкой цене, в сравнении с помидорами – 200/35=5 кг.

Но так как необходимо приобретать помидоры, то соотношение товаров будет выглядеть следующим образом:

1 кг помидор 55 рублей

4,15 кг огурцов 145,25 рублей

Общая полезность составит: 2*4,15*1=8,3

При этом зимой для сохранения того же уровня полезности потребителю необходимо:

1 кг помидор 80 рублей

1 кг огурцов 145,25 рублей

Необходимо 225,25 рублей

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

При этом необходимый уровень дохода увеличился на 225,25/200-100=12,60%

Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Эффект замещения составил 88,79%


8. Задача


Соотношение предельной полезности (MU) одного товара к его цене (P) должно равняться подобному соотношению применительно ко второму, третьему и ко всем приобретаемым на рынке товарам:

Формула говорит о том, что если приобретаются несколько товаров, то есть происходит заполнение потребительской корзины товарами, то она будет наиболее рационально для покупателя как потребителя наполнена при соблюдении отмеченного равенства по всем товарам. Имеем:



После преобразований получим:



Значит, цена на продукцию С равна 2


9. Задача


Объем выплаты при ежегодном взносе денежных средств:

1 год 2000

2 год 2200

3 год 2400

4 год 2600

Итого: 9200 д.е.

Рассчитаем процент увеличения стоимости обучения, при этом будем исходить из первоначальной стоимости обучения в 2000 д.е.

1 год 2000 увеличение на 0 % увеличение 0

2 год 2200 увеличение на 200 % увеличение 10%

3 год 2400 увеличение на 400 % увеличение 20%

4 год 2600 увеличение на 600 % увеличение 30%

Итого: 9200 д.е. увеличение на 1200 % увеличение 15%

Годовой доход по имеющимся акциям составит

2 год 8000 увеличение на 960 % увеличение 12%

3 год 8960 увеличение на 1075,20 % увеличение 12%

4 год 10035,20 увеличение на 1204,22 % увеличение 12%

Итого: 11239,42 доход 3239,42 % увеличение 40,5%

Таким образом, выгоднее оплачивать обучение в ежегодно, чем продавать акции.


Список литературы


1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. М.: Знание, 1999.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория. Учеб. М.: Юрист, 2002.

3. Курс экономики: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2003..

4. Курс экономической теории. Учебное пособие /Под ред. Н.М.Чепурина. Киров: АСА, 2002.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. М.: Высш. шк., 1996.