Навигационный проект перехода судна типа "Волго - Балт" по маршруту порт Одесса – порт Триест
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
кафедра "Судовождения"
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Обеспечение навигационной безопасности плавания"
Тема: "Навигационный проект перехода судна типа "Волго - Балт" по маршруту порт Одесса - порт Триест
Специализация: "Судовождение на морских и внутренних водных путях"
Киев 2006 г.
Задание
Исходные данные:
1) маршрут перехода: порт Одесса - порт Триест; тип судна: "Волго - Балт";
дата и время выхода: 01.04.2006года, в 10: 00;
2) штурманское вооружение: штатное для данного типа судна; дополнительно на судне установлены приёмоиндикаторы ГНСС и РНС "Лоран - С";
3) состояние судна - в грузу;
4) скорость на переходе: 9 узлов;
5) коэффициент точности счисления: 0,5;
6) среднеквадратические погрешности измерения навигационных параметров из РШСУ - 98;
7) высота глаза наблюдателя: е = 9 метров;
8) плавание по ДБК φн=20020,0’S λн=570 40,0’E; φк=32003,0’S λк=1150 46,0’E.
Отчетные материалы:
Пояснительная записка, выполненная в соответствии с методикой на курсовую работу.
Графический план перехода на ксерокопии с генеральной карты № 30115.
Графический план прохода пролива Босфор на ксерокопии с карты № 36128.
План порта прихода на ксерокопии с навигационного плана порта №38337.
Руководитель роботы:
Проектант:
Аннотация
Путь для перехода Одесса - Триест проходит через Черное море, пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы, Эгейское море, Ионическое море, Адриатическое море. Путь, описанный далее, выбран исходя из нескольких условий.
Влияние на выбор пути оказали:
класс Регистра и маневренные элементы судна;
наличие навигационных опасностей;
протяжность участков и экономическая целесообразность прохождения выбранного пути;
рекомендованные пути и системы регулирования движения судов.
Оговорены все мероприятия и требования по навигационной безопасности перехода согласно рекомендациям по организации штурманской службы на судах (РШСУ-98).
При расчете роботы использовался микрокалькулятор марки:
CASIO-DJ-105.
Содержание
Задание
Аннотация
Введение
1. Навигационная подготовка к переходу
1.1 Подбор карт, руководств, пособий
1.2 Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
2.3 Гидрометеорологические условия
1.4 Навигационно-гидрографические условия
1.5 Сведения о портах
1.6 Выбор трансокеанского пути
1.7 Подготовка технических средств навигации
Глава 2. Проектирование перехода
2.1 Разработка графического плана перехода
2.2 Предварительная прокладка
2.3 Подъём карт
2.4 Естественная освещённость
2.5 Приливные явления
2.6 Оценка точности места
2.7 План обсерваций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С развитием международной торговли, научно-технического прогресса возросла необходимость в обеспечении флота новыми судами. Количественные, а главным образом, качественные изменения состава флота ставит задачу более глубокого научного подхода к вопросам мореплавания.
В настоящее время, с развитием морского транспорта, увеличились скорости судов до 17-25 узлов и водоизмещение до нескольких десятков тысяч тонн, в связи с этим, для обеспечения безопасности судов требуются количественные и достаточно точные данные.
В общей задаче обеспечения безопасности мореплавания проблемы расхождения судов друг с другом занимает одно из важнейших мест.
В связи с этим наиболее важным является навигационная подготовка к переходу: укомплектование судовой коллекции морскими картами, руководствами, пособиями, научных материалов для корректуры судовой коллекции, подбор навигационных морских карт, выбор маршрута, подготовка и проверка в работе технических средств навигации, проверка наличия информации о маневренных характеристиках судна.
Основной задачей морского транспорта является безопасная перевозка грузов и пассажиров в минимально возможные сроки. Выполнение этой задачи, а также повышение эффективности работы морского транспорта требует тщательного планирования рейсов. Основы планирования рейсов определены конвенцией СОЛАС-74 (Конвенция по безопасности и спасению человеческой жизни на море 1974г) и Международными кодексами по Управлению и безопасности (МКУБ). Эти конвенции определяют в общих чертах как должно быть укомплектовано судно (в навигационном отношении) для выхода в рейс и основные принципы рейсового планирования.
По различным данным организаций связанных с морским судоходством, от 70 до 90 процентов всех навигационных аварий происходит по вине экипажей судов. Вероятность возникновения аварийных случаев можно существенно снизить путем проработки и планирования рейсов заранее.
СВЕДЕНИЯ О ТЕПЛОХОДЕ "Волго-Балт".
Основные тактико-технические характеристики судна.
Сведения о теплоходе приведены в соответствии с и с использованием.
Тип - однопалубное, двухвинтовое грузовое судно, с двойным дном и двойными бортами, с полубаком, с машинным отделением и рубками, расположенными в корме, с 4 грузовыми трюмами. Судно предназначено для перевозки угля, леса и генеральных грузов по глубоководным речным и озёрным путям, прибрежным морским районам.
Название - “ГЕРОЕВ ТРИПОЛЬЯ"
Позывной - UELS
Год и место постройки - 1977, г. Камарно ЧССР.
Класс регистра - М-СП речного регистра РСФСР (лёд 30).
Порт приписки - Херсон, Украина.
Номер проекта - 1743.1
Номер ИМО - 169364.
Длина: наибольшая - 114,0 м
между перпендикулярами - 107,35 м
Ширина - 13,2 м
Высота борта - 5.5 м
Осадка в полном грузу
с полными запасами: 3.77 м
в балласте: 2.68 м
порожнем: 1.12 м
Водоизмещение: в полном грузу - 4062 т
порожнем - 1212 т.
Регистровый тоннаж: брутто - 2 584 рег. т.
нетто - 1 075 рег. т.
Дедвейт - 3 192 т.
Тип и мощность главной 2 двигателя - судовые нереверсивные,
энергетической установки: с непосредственным впрыскиванием топлива,
типа ШКОДА 6 - 27,5 А2 А с наддувом
№ = 700 л/с. n = 600 об/мин.
Эксплуатационная скорость: в грузу - 9,0уз/час.
в балласте - 10,5 уз/час.
Инерционные и манёвренные характеристики судна приведены в таблицах 1.1 и 1.2, а также на рисунках 1.1 и 1.2
Таблица 1.1 - Инерционные характеристики судна
Вид манёвра |
В балласте |
В грузу |
||
Время, мин. |
Расстояние, кб. |
Время, мин. |
Расстояние, кб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ППХ - СТОП |
11 |
7 |
13 |
8 |
ПСХ - СТОП |
10 |
6,5 |
12 |
7,5 |
ПМХ - СТОП |
8 |
5 |
9 |
7 |
ПСМХ - СТОП |
7 |
4 |
8 |
6 |
ППХ - ЗПХ |
5 |
3 |
7 |
3 |
ПСХ - ЗПХ |
3 |
2,2 |
5 |
2 |
ПМХ - ЗПХ |
2 |
1,2 |
4 |
1 |
ПСМХ - ЗПХ |
1 |
1 |
2 |
0,5 |
СТОП - ППХ |
11 |
9,8 |
16 |
14 |
Таблица 1.2 - Манёвренные характеристики судна
Время циркуляции |
|||||
В балласте |
В грузу |
||||
∆ КК |
15° |
30° |
∆ КК |
15° |
30° |
10° |
10″ |
5″ |
10° |
15″ |
10″ |
20° |
15″ |
10″ |
20° |
20″ |
15″ |
30° |
20″ |
15″ |
30° |
25″ |
20″ |
40° |
25″ |
20″ |
40° |
33″ |
25″ |
50° |
30″ |
27″ |
50° |
42″ |
30″ |
60° |
40″ |
35″ |
60° |
50″ |
40″ |
70° |
50″ |
42″ |
70° |
1′00″ |
50″ |
80° |
1′00″ |
50″ |
80° |
1′10″ |
1′00″ |
90° |
1′10″ |
1′00″ |
90° |
1′20″ |
1′10″ |
120° |
1′40″ |
1′20″ |
120° |
2′00″ |
1′40″ |
150° |
2′20″ |
1′40″ |
150° |
2′50″ |
2′10″ |
180° |
3′00″ |
2′10″ |
180° |
3′40″ |
2′50″ |
270° |
3′50″ |
2′40″ |
270° |
4′30″ |
3′50″ |
360° |
4′40″ |
3′10″ |
360° |
5′20″ |
4′40″ |
Д ц |
1,6, кб |
1,1, кб |
Д ц |
1,9, кб |
1,5, кб |
Опасная полоса движения ± 27,1 м от траектории движения.
0 2Дц, кб.
Рисунок 1.1 Циркуляция судна в балласте.
0 2Дц, кб.
Рисунок 1.2 Циркуляция судна в грузу
Навигационное оборудование.
Сведения о технических средствах судовождения (ТСС) приведены в таблице № 1.3.
Таблица 1.3 - Технические средства навигации, имеющиеся на судне
Прибор, система |
Тип, марка |
К-во |
Год выпуска |
Место установки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Магнитный компас (основной) |
УКП М-3 |
1 |
1978 |
пеленгаторная палуба |
Магнитный компас (путевой) |
УКП М-3 |
1 |
1976 |
ходовой мостик |
Гирокомпас |
"Амур - 2М" |
1 |
1976 |
гирокомпасный пост |
Радиолокатор (основной) |
"Донец - 2" |
1 |
1979 |
ходовой мостик |
Радиолокатор резервный |
"Миус" |
1 |
1981 |
ходовой мостик |
Радиопеленгатор |
"Рыбка М" |
1 |
1976 |
ходовой мостик |
Приемоиндикатор РНС "Лоран С" |
КПИ-5ф |
1 |
1987 |
ходовой мостик |
Гидродинамический лаг |
ЛГ - 2М |
1 |
1977 |
ходовой мостик |
Навигационный эхолот |
НЭЛ - 5М |
1 |
1979 |
ходовой мостик |
Авторулевой |
"Аист" |
1 |
1979 |
ходовой мостик |
Спутниковая навигационная система “GPS-ГЛОНАСС” |
CН-3120 |
1 |
1987 |
ходовой мостик |
Таблица 1.4 - Девиация магнитного компаса УКП М-3 (основной)
ККо |
dо |
ККо |
dо |
0 |
0,0 |
180 |
-0,8 |
15 |
+0,9 |
195 |
-0,1 |
30 |
+1,8 |
210 |
+0,8 |
45 |
+2,2 |
225 |
+1,2 |
60 |
+2,2 |
240 |
+1,4 |
75 |
+2,0 |
255 |
+1,2 |
90 |
+1,3 |
270 |
+0,7 |
105 |
+0,6 |
285 |
-0,2 |
120 |
-0,2 |
300 |
-1,6 |
135 |
-0,5 |
315 |
-1,5 |
150 |
-0,8 |
330 |
-1,5 |
165 |
-0,8 |
345 |
-1,4 |
180 |
-0,8 |
360 |
0,0 |
Коэффициенты: А=+0,3о, В=+0,3о, С=+0,4 о, D=+0,35 о, Е=+0,67о.
Таблица 1.5 - Радио девиация радиопеленгатора "Рыбка - М"
ОРКУо |
fо |
ОРКУо |
fо |
0 |
-0,8 |
180 |
-0,6 |
10 |
-0,2 |
190 |
0,0 |
20 |
+0,2 |
200 |
+0,1 |
30 |
+0,4 |
210 |
+0,6 |
40 |
+0,7 |
220 |
+0,8 |
50 |
+0,8 |
230 |
+0,6 |
60 |
+0,6 |
240 |
+0,5 |
70 |
+0,3 |
250 |
+0,4 |
80 |
+0,1 |
260 |
0,0 |
90 |
-0,2 |
270 |
-0,5 |
100 |
-0,6 |
280 |
-0,8 |
110 |
-0,8 |
290 |
-1,0 |
120 |
-1,0 |
300 |
-1,1 |
130 |
-1,1 |
310 |
-1,2 |
140 |
-1,1 |
320 |
-1,2 |
150 |
-1,0 |
330 |
-1,0 |
160 |
-0,4 |
340 |
-0,9 |
170 |
-0,5 |
350 |
-0,7 |
180 |
-0,6 |
360 |
-0,8 |
Коэффициенты: A= +0,4є D= +0,9є E= +2,3є B= +1,0є C= - 0,9є λ=410 кГц
Н=14.6м
В=16.0м
L=98м
Рисунок 1.3 - План-схема судна типа "Волго - Балт"
РЛС "Донец - 2" РЛС "Миус"
Рисунок 1.4 - Схема теневых секторов и мертвых зон РЛС
1. Навигационная подготовка к переходу
1.1 Подбор карт, руководств, пособий
Согласно РШСУ-98, подбор навигационных морских карт, пособий, руководств на предстоящий переход (рейс) выполняется по каталогу карт и книг в соответствии с требованиями правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств, для плавания на судах гражданских ведомств 9038.
Карты подбираются по откорректированному каталогу карт и книг следующим образом:
в любой части каталога по листу "Нарезки частей каталога", который помещен в начале книги, определяет нужная часть каталога;
в выбранной части каталога по сборному листу сборных листов карт, помещенных в начале раздела "Карты", выписываются номера сборных листов предстоящего района плавания;
в том же разделе "Карты" по выписанным сборным листам, подбираются и выписываются номера необходимых карт по предстоящему маршруту плавания; первыми выписываются номера генеральных карт, на которых расположены пункты отхода и прихода, а затем номера планов, частных и путевых карт;
Для подбора лоций и других руководств для плавания пользуются разделом "Книги" каталога карт и книг. Границы лоций, описание огней и знаков и других руководств указаны на соответствующих сборных листах в разделе "Книги", а цифры на этих листах обозначают номера изданий. Подбор карт, руководств и пособий для плавания по маршруту перехода выполняем по каталогу карт и книг №7202 (частьIII. Средиземное, Черное, Азовское, Аральское моря и озеро Иссык - Куль).
Таблица 1.1.1 - Карты
№ |
Адмиралтейский номер карты |
Заголовок (название) карты |
Масштаб (1:), Год изд. |
Дата судовой кор-ры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ КАРТЫ |
||||
1 |
30102 |
Черное и Эгейское моря |
2000000 1969 |
01.04.2006 |
2 |
30104 |
Средняя часть Средиземного моря |
2000000 1979 |
01.04.2006 |
3 |
31008 |
Западная часть Черного моря |
750000 1980 |
01.04.2006 |
4 |
30302 |
Эгейское и Мраморное моря |
1000000 1978 |
01.04.2006 |
5 |
30305 |
Ионическое море |
1000000 1976 |
01.04.2006 |
6 |
30306 |
Адриатическое море |
1000000 1964 |
01.04.2006 |
7 |
31010 |
От Севастополя до Констанцы |
500000 1975 |
01.04.2006 |
8 |
31014 |
От порта Констанца до порта Амасра |
500000 1980 |
01.04.2006 |
9 |
31016 |
Северная часть Эгейского моря |
500000 1977 |
01.04.2006 |
10 |
31017 |
Южная часть Эгейского моря |
500000 1980 |
01.04.2006 |
11 |
31023 |
От мыса Тенарон (Матапан) до порта Бенгази |
500000 1980 |
01.04.2006 |
12 |
31029 |
Восточная часть Ионического моря |
500000 1980 |
01.04.2006 |
13 |
31030 |
Южная часть Адриатического моря |
500000 1971 |
01.04.2006 |
14 |
31031 |
Северная часть Адриатического моря |
500000 1982 |
01.04.2006 |
ПУТЕВЫЕ И ЧАСТНЫЕ КАРТЫ И Планы |
||||
1 |
38111 |
Порт Одесса |
5000 1981 |
01.04.2006 |
2 |
35110 |
Подходы к порту Одесса |
25000 1980 |
01.04.2006 |
3 |
35105 |
Подходы к порту Одесса, Ильичёвск и Южный |
50000 1981 |
01.04.2006 |
4 |
35112 |
Подходы к порту Одесса, Ильичёвск и Южный |
75000 1981 |
01.04.2006 |
5 |
32100 |
От Одессы до Сулинского гирла |
200000 1982 |
01.04.2006 |
6 |
32123 |
От 44є11΄N до 45є24΄N От 30є00΄Е до 32є20΄Е |
200000 1979 |
01.04.2006 |
7 |
32117 |
От Георгиевского гирла до мыса Калиакра |
200000 1978 |
01.04.2006 |
8 |
32124 |
От 43є05΄N до 44є20΄N От 30є00΄Е до 32є20΄Е |
200000 1980 |
01.04.2006 |
9 |
32116 |
От мыса Калиакра до бухты Мичурин |
200000 1981 |
01.04.2006 |
10 |
32118 |
От 42є10΄N до 43є25΄N От 29є36΄Е до 31є56΄Е |
200000 1977 |
01.04.2006 |
11 |
32115 |
От бухты Мичурин до мыса Шиле |
200000 1971 |
01.04.2006 |
12 |
32113 |
От порта Инеболу до порта Зонгулдак |
200000 1968 |
01.04.2006 |
13 |
36127 |
Подходы к проливу Босфор |
50000 1982 |
01.04.2006 |
14 |
36129 |
Пролив Босфор |
25000 1982 |
01.04.2006 |
15 |
35201 |
Подходы к проливу Босфор |
50000 1982 |
01.04.2006 |
16 |
33202 |
Мраморное море. Средняя часть |
100000 1979 |
01.04.2006 |
17 |
32200 |
Мраморное море |
200000 1978 |
01.04.2006 |
18 |
33203 |
Мраморное море. Западная часть |
100000 1978 |
01.04.2006 |
19 |
33204 |
Пролив Дарданеллы |
10000 1975 |
01.04.2006 |
20 |
33205 |
Подходы к проливу Дарданеллы |
100000 1982 |
01.04.2006 |
21 |
35212 |
Центральная часть пролива Дарданеллы |
50000 1973 |
01.04.2006 |
22 |
35213 |
Южная часть пролива Дарданеллы |
50000 1973 |
01.04.2006 |
23 |
32202 |
От пролива Дарданеллы до острова Скирос |
200000 1982 |
01.04.2006 |
24 |
32206 |
От острова Скирос до острова Икария |
200000 1976 |
01.04.2006 |
25 |
32210 |
От пролива Кафирефс (Доро) до залива Арголикос |
200000 1977 |
01.04.2006 |
26 |
33241 |
Пролив Кафирефс (Доро) |
100000 1968 |
01.04.2006 |
27 |
33228 |
Проливы Кеос, Китнос и Серифос |
100000 1968 |
01.04.2006 |
28 |
32215 |
От залива Арголикос до острова Крит |
200000 1978 |
01.04.2006 |
29 |
32214 |
От островаАндикитира до острова Сапьендза |
200000 1978 |
01.04.2006 |
30 |
33239 |
От острова Китира до острова Белопуло (Парапола) |
100000 1978 |
01.04.2006 |
31 |
33238 |
Залив Лаконикос с подходами |
100000 1974 |
01.04.2006 |
32 |
32213 |
От острова Сапьендза до острова Закинф |
200000 1978 |
01.04.2006 |
33 |
32212 |
От острова Закинф до острова Лефкас |
200000 1978 |
01.04.2006 |
34 |
32211 |
От острова Лефкас до мыса Кефали |
200000 1978 |
01.04.2006 |
35 |
32300 |
Пролив Отранто |
200000 1980 |
01.04.2006 |
36 |
32301 |
От порта Бриндизи до мыса Сан-Франческо |
200000 1980 |
01.04.2006 |
37 |
32303 |
От мыса Волувица до острова Млет |
200000 1980 |
01.04.2006 |
38 |
32304 |
От острова Ластово до острова Муло |
200000 1981 |
01.04.2006 |
39 |
32305 |
От города Пескичи до гавани Сан-Бенедетто-дель-Тронто |
200000 1981 |
01.04.2006 |
40 |
32306 |
От порта Анкона до порта Шибеник |
200000 1981 |
01.04.2006 |
41 |
32308 |
От порта Анкона до гавани Порто-Гарибальди |
200000 1981 |
01.04.2006 |
42 |
32309 |
Венецианский залив |
200000 1981 |
01.04.2006 |
43 |
33317 |
Восточная часть Венецианского залива |
100000 1974 |
01.04.2006 |
44 |
38337 |
Порт Триест |
10000 1974 |
01.04.2006 |
СПРАВОЧНЫЕ КАРТЫ |
||||
1 |
6243 |
Гидрометеорологические карты Средиземного моря |
||
2 |
90102-Н-Z |
Карта мира. Горизонтальная (Н) и вертикальная (Z) составляющие напряженности геомагнитного поля эпохи …1975 г. (карты элементов земного магнетизма) |
||
3 |
90080 |
Карта часовых поясов мира |
50000000 1979 |
|
Карты радионавигационных систем (ЛОРАН-С) |
||||
5 |
30305-LC |
Ионическое море 7990-Х 7990-Y 7990-Z |
1000000 1976 |
|
6 |
31016-LC |
Северная часть Эгейского моря 7990-Х 7990-Y 7990-Z |
500000 1980 |
|
7 |
31017-LC |
Южная часть Эгейского моря 7990-Х 7990-Y 7990-Z |
500000 1980 |
|
8 |
31029-LC |
Восточная часть Ионического моря 7990-X 7990-Y 7990-Z |
500000 1979 |
|
9 |
31030-LC |
Южная часть Адриатического моря 7990-X 7990-Y 7990-Z |
500000 1974 |
|
10 |
31031-LC |
Северная часть Адриатического моря 7990-X 7990-Y 7990-Z |
500000 1978 |
|
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ |
||||
Карты - сетки |
||||
1 |
90328 |
Широтный пояс 34є22΄ - 35є56΄ |
250000 |
|
2 |
90329 |
Широтный пояс 35є44΄ - 37є16΄ |
250000 |
|
3 |
90330 |
Широтный пояс 37є03΄ - 38є33΄ |
250000 |
|
4 |
90331 |
Широтный пояс 38є21΄ - 39є50΄ |
250000 |
|
5 |
90332 |
Широтный пояс 39є38΄ - 41є05΄ |
250000 |
|
6 |
90333 |
Широтный пояс 40є52΄ - 42є17΄ |
250000 |
|
7 |
90199 |
Номограмма для определения начального курса при плавании по ДБК |
1962 |
Таблица 1.1.2 - Руководства и пособия
Адмиралтейский № |
Наименование пособия |
Дата судовой кор-ры |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
РУКОВОДСТВА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ |
|||
1244 |
Лоция Чёрного моря |
01.04.2006 |
Лоции с дополнениями |
1245 |
Лоция Мраморного моря и проливов Босфор и Дарданеллы |
01.04.2006 |
|
1247 |
Лоция Эгейского моря |
01.04.2006 |
|
1248 |
Лоция Ионического моря |
01.04.2006 |
|
1249 |
Лоция Средиземного моря Часть-6 |
01.04.2006 |
|
2217 |
Огни и знаки Чёрного и Азовского морей |
01.04.2006 |
|
2219 |
Огни Средиземного моря Часть-1 |
01.04.2006 |
|
2220 |
Огни Средиземного моря Часть-2 |
01.04.2006 |
|
3008 |
Описание радиостанций, ведущих факсимильные передачи гидрометеорологических сведений |
01.04.2006 |
|
3010 |
Радионавигационные системы |
01.04.2006 |
|
3011 |
Расписание передач навигационных предупреждений |
01.04.2006 |
|
3012 |
Расписание гидрометеорологических сообщений для мореплавателей |
01.04.2006 |
|
NP-78 |
Адмиралтейский список Огней и туманных сигналов. Часть-Е |
01.04.2006 |
|
3203 |
Радиотехнические средства навигационного оборудования, Чёрное и Средиземное моря |
01.04.2006 |
|
4228 |
Рекомендации при плавании в Стамбульском проливе и проливе Чанаккале |
01.04.2006 |
|
9016 |
МСС |
01.04.2006 |
|
9017 |
МППСС-72 |
01.04.2006 |
|
9018 |
Конвенция о МППСС в море |
01.04.2006 |
|
9052 |
Сборник договоров и законодательных актов иностранных государств по вопросам мореплавания, Том-2 |
01.04.2006 |
|
9029 |
Руководства МАМС |
01.04.2006 |
|
СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ |
|||
4245 |
Режим плавания судов в Черном и Азовском морях (сводное описание) |
01.04.2006 |
|
7202 |
Каталог карт и книг. Часть-3 |
01.04.2006 |
|
6003 |
Таблицы приливов на 2006г. Том-3 |
01.04.2006 |
|
6237 |
Атлас поверхностных течений Чёрного моря |
01.04.2006 |
|
6238 |
Атлас поверхностных течений Средиземного моря |
01.04.2006 |
|
6242 |
Атлас волнения и ветра Средиземного моря |
01.04.2006 |
|
9024 |
Условные знаки, сокращения и образцы оформления для морских карт и карт ВВП |
01.04.2006 |
|
9032 |
Справочник Порты Мира |
01.04.2006 |
|
9037 |
Рекомендации для плавания в районах разделения движения |
01.04.2006 |
|
Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями и судами для обеспечения безопасности плавания |
01.04.2006 |
||
Океанские пути мира |
01.04.2006 |
||
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ |
|||
9002 |
МАЕ |
2006 |
|
9037 |
Рекомендации для плавания в районах разделения движения |
||
9011 |
МТ-75 |
1975 |
|
9004 |
ВАС-58, Том-2 |
1958 |
|
9005 |
ВАС-58, Том-3 |
1958 |
|
9007 |
ТВА-57 |
1957 |
Перед выходом в рейс на судне проверяется наличие основной штурманской документации согласно требованиям РШСУ-98, к ним относятся:
судовой журнал;
реестр судовых журналов;
формуляры, технические паспорта и и/э на судовые ТСН;
журнал поправок хронометра;
журнал поправок компаса;
журнал замеров воды в льялах и танках;
таблица радиодевиации;
таблица поправок лага;
схемы теневых секторов и метровых зон РЛС;
информация о маневренных характеристиках судна;
каталоги карт и книг;
подшивки извещений мореплавателям и корректурных калек;
журналы ПРИП, НАВАРЕА, НАВТЕКС;
журнал прогнозов погоды;
приказ об объявлении перечня обязательной судовой коллекции.
1.2 Пополнение, хранение, корректура и списание карт и книг
Для обеспечения безопасности плавания на каждом судне должны постоянно быть в наличии необходимые карты и руководства для плавания, обязательный перечень которых для судна определяется службой мореплавания судовладельца с учётом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на одной или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения районов плавания.
Комплектование, подбор и корректура карт, руководств и пособий на предстоящий рейс выполняется в соответствии с требованиями действующих Правил корректуры.
Судовая коллекция карт должна постоянно поддерживаться на уровне совремённости.
Для получения необходимых карт и руководств, для плавания, третий помощник капитана составляет заявку по форме, в двух экземплярах, подписывает её у капитана и не позже чем за 10 суток до получения карт и руководств, сдаёт её в ЭРНК. В случае подачи заявки из другого порта должно быть учтено время, необходимое для пересылки. При подаче заявки с моря по радио, таковая должна быть послана не менее чем за 10 суток, с указанием даты и времени прибытия судна в порт. Пользование картами и руководствами разрешается только лицам, имеющим непосредственное отношение к этим документам, без выноса из специально отведённых служебных помещений.
Карты судовой коллекции должны храниться в ящиках штурманского стола, либо на специально приспособленных стеллажах или в пеналах, а руководства для плавания - в шкафах или на специальных полках. Штурманская рубка (или другое помещение, в котором хранятся карты и руководства) является служебным помещением, порядок доступа в которое определяется капитаном.
Получаемые судном карты и пособия заносят в Номерной указатель Каталога карт и книг. Количественный учет карт и пособий ведут в инвентарной книге по палубной части.
Периодически объявляются номера устаревших карт и руководств, которые подлежат изъятию из употребления. Как правило, такие объявления делаются после выпуска в свет новых изданий на те же районы. С получением объявления о выходе новых изданий третий помощник обязан проинформировать капитана судна и с его разрешения подать заявку на получение новых изданий.
Карты из судовой коллекции заменяются на новые:
в случае обьявления в приложениях к ИМ ГУН и МО или во II отделе выпусков ИМ ГУН и МО о непригодности их для навигационных целей.
В связи с физическим износом их вследствии постоянного употребления при плавании в том же рейсе.
Пришедшие в негодность карты и книги и руководства для плавания уничтожаются на судне сожжением или сдаются на механическую переработку установленным ЭРНК порядком.
Уничтожение карт и руководств для плавания производится лишь после того как на судно поступят новые издания карт и руководств.
Во всех случаях списания карт и руководств осуществляется по акту, в котором указываются номера списываемых изданий, общая сумма стоимости, основания или причина списания и примечания. Акт о списании, в двух экземплярах, подписывают члены команды во главе со старшим помощником капитана, утверждает акт капитан судна. После этого делают соответствующие изменения во всех документах по учёту судовых навигационных пособий. Списание карт происходит в том случае, когда помимо Извещения о списании той или иной карты на судно поступает новая карта, но уже с полиграфическими изменениями, не требующая корректировок В противном случае следует принимать за рабочую карту старую, имеющуюся в наличии карту и хранить её вместе с остальными пригодными для плавания картами до того момента, пока не будет получена новая карта, полностью заменяющая вышедшею из употребления согласно Извещениям Мореплавателям ИМ ГУНиО её, отработавший свой срок, устаревший аналог.
Карты и руководства периодически исправляют по корректурным документам.
Введены следующие виды корректуры карт:
новое издание, осуществляемое в тех случаях, когда из-за большого числа
исправлений требуется изготовление новых оригиналов;
большая корректура: заключается в выпуске нового тиража без пересоставления оригиналов, но с учётом всех изменений в навигационной обстановке;
вклейка вновь отпечатанных отдельных участков с необходимыми
исправлениями;
малая корректура: выпуск дополнительного тиража карт, когда предыдущий
тираж израсходован;
переиздание: осуществляется, когда объём исправлений, достигает 15% объёма тиража или текста руководства;
дополнение: издаётся периодически, по мере пополнения исправлений;
сводные корректуры: как правило, издаются ежегодно.
Руководство для плавания корректируют только по постоянным Извещениям Мореплавателям, которые выходят один раз в неделю. Корректура карт в порту и в море осуществляется третьим помощником капитана. Если судно в море, то корректура карт выполняется при помощи радиоизвещений или же факсимильных извещений, в которых излагается информация об изменениях навигационной обстановки, являющаяся срочной для мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям только простым карандашом, а после получения штатных в зависимости от информации Извещения - простым карандашом либо шариковой ручкой с пастой красного цвета.
При получении на судне в порту извещений мореплавателям ИМ ГУНиО, если рядом с номером одного из извещений стоит дополнение "В"-Временно или "П"-Предварительно, тогда корректуру следует выполнять строго только простым карандашом, если рядом с номером извещения не имеется вовсе никаких обозначений, то изменение навигационной обстановки согласно такому извещению является постоянным и требует корректировки навсегда при помощи шариковой ручки с пастой в этой ручке красного цвета.
Начинать необходимо с последнего, принятого к корректировке извещения. Данные об изменениях навигационной обстановки, которые необходимо срочно довести до сведения мореплавателей до получения ими штатных Извещений Мореплавателям, передаются по радио.
В порту навигационные морские карты корректируются по извещениям ИМГУН и О, корректура производится красным цветом, а временная и предварительная корректура наносится простым карандашом. В море корректура производится только простым карандашом по ПРИП, НАВИП, НАВАРЕА и сообщениям NАVТЕХ.
Всемирная служба радионавигационных предупреждений (ВСРНП).
В рамках ВСРНП передаются три вида навигационных предупреждений - районные, прибрежные и местные.
1) Для координирования радиопередачи районных предупреждений Мировой океан разделён на 16 географических районов. Там, где необходимо, для сокращения обозначения района используют термин НАВАРЕА (NAVAREA) с последующим номером района. Районные предупреждения представляют собой
радионавигационные предупреждения дальнего радиуса действия, составленные районным координатором и переданные через мощную радиостанцию.
2) Прибрежные предупреждения (COASTAL WARNINGS) - это радионавигационные предупреждения, относящиеся к району или части района, объявляемые национальным координатором через национальные береговые радиостанции.
3) Местные предупреждения (LOCAL WARNINGS) - это радионавигационные предупреждения, относящиеся к району находящемуся в пределах юрисдикции портовых властей.
Навигационные предупреждения в рамках ВСРНП обеспечивают мореплавателей всех стран навигационной информацией на английском языке.
НАВТЕКС - Международная автоматизированная система навигационной и метеорологической информации. Береговые станции работают на частоте 518 кГц, и передают информацию о навигационных и гидрометеорологических предупреждениях, ледовой обстановке и прогнозы погоды. Суда валовой вместимостью 300 рег. т и более, вводимые в эксплуатацию с1990 г должны иметь приемники НАВТЕКС.
2.3 Гидрометеорологические условия
Черное море.
Температура и влажность воздуха.
Весной разница в температуре воздуха между северными и юж-
ными районами постепенно сглаживается. Если в марте средняя
температура на побережье изменяется от 2 °С на северо-западе до
9 °С на юго-востоке, то в июне в открытом море и на побережье
она составляет 15-17 °С. Относительная влажность воздуха в
течение года в среднем колеблется от 60 до 88%, причем с мая-
июня по сентябрь она ниже, чем в остальные месяцы.
Ветры.
В апреле вообще не наблюдается четко выраженного преобладания
какого либо определенного направления ветра. Во всех пунктах с
апреля-мая чаще всего отмечается ветер от SW,E и S; повторяемость
каждого из этих направлений ветра нет более 32%. С апреля по
август, в некоторых пунктах преобладает ветер от W (22-33%).
Штормы от NW чаще всего наблюдаются весной, они сопровождаются
пасмурной погодой. Бризы на большей части побережья - с мая.
Туманы.
В открытой части Черного моря повторяемость туманов составляет в
среднем 1-5% в течение года. В центральном районе моря туманы
наблюдаются чаще, чем в остальных районах: повторяемость их в среднем
за год составляет здесь 5%.
Видимость.
В описываемом районе преобладает видимость 5-10 миль и более.
Наилучшие условия видимости отмечаются с апреля по октябрь -
ноябрь. Понижение видимости наблюдается во время тумана и осадков.
Радиолокационная наблюдаемость.
На Черном море в течение всего года преобладает нормальная радиолокационная наблюдаемость.
Облачность и осадки.
Средняя месячная облачность над значительной частью описываемого района
составляет с апреля по октябрь 3-6 баллов. Осадков в открытой части
Черного моря в среднем за год выпадает то 170 мм. На северо-западе до 900
мм. на юго-востоке.
Гидрологический режим Черного моря формируется под влиянием
водообмена с Мраморным и Азовским морями, стока пресных вод с суши и
климатических условий. Через пролив Босфор, поверхностные воды Черного
моря попадают в Мраморное море, а глубинные воды Мраморного моря
вливаются в Черное море и заполняют его глубоководную часть.
Материковый сток обуславливает значительное распределение
поверхностного слоя воды. В целом для гидрологического режима
описываемого района характерны: высокая температура воды на
протяжении всего года, преобладание волн высотой менее 2м и система
устойчивых течений.
Колебания уровня и приливы.
Уровень Черного моря изменяется в основном под влиянием
сгонно-нагонных и сейшевых колебаний, а также стока речных вод.
Сезонные колебания уровня Черного моря наиболее отчетливо
выражены в районах влияния материкового стока; величина этих
колебаний обычно не превышает 0,4 м. Понижение уровня
наблюдается в октябре - ноябре (в некоторых районах в январе-
феврале), а повышение в апреле -июле.
Течения.
Общая схема течений Черного моря представляет собой единую для всего моря систему замкнутых, преимущественно циклонических потоков (круговоротов). Скорость течения в среднем составляет 0,6-1,2 уз, а на оси течения увеличивается до 1,4 уз. Основное течение в общей системе циркуляции выражено наиболее ярко, его устойчивость составляет 90% в летний период.
Волнение.
Весной повсеместно преобладает слабое волнение, повторяемость волн высотой менее 1м составляет 55-70%. Волны высотой 2-3 м, повторяемость их достигает не более 12%. Максимальная возможная высота волн 11 м.
Температура, соленость и плотность воды.
Температура поверхностного слоя моря довольно высокая в течение всего года. Соленость поверхностного слоя моря в центральной части моря около 18‰, по мере приближения к берегам она уменьшается до 16‰. Плотность поверхностного слоя моря составляет около 1,013т/м3.
Гидрометеорологические условия для плавания судов в Черном море в целом благоприятные. Затруднения могут быть вызваны сильными ветрами, ухудшением видимости из-за туманов и иногда из-за интенсивных осадков. Формирование климата Черного моря и его побережья определяется географическим положением моря, условиями атмосферной циркуляции над ним и над прилегающими к нему районами суши, а также географической сложностью его берегов.
Мраморное море, пролив Босфор и Дарданеллы.
Температура и влажность воздуха.
Самый теплый месяц весны - апрель; средняя месячная температура его составляет 17 - 20°. Наибольшая температура в эти месяцы 22°-27°. Относительная влажность воздуха в течение всего года значительная весной 60-70%.
Ветры.
На значительной части описываемого района в течение всего года преобладают ветры от NE; из ветров других направлений наиболее вероятны ветры от N (повторяемость 15 - 20%) и SW. На отдельных участках восточного берега Мраморного моря с ноября по февраль преобладают ветры от S, с марта по август от NE и W.
Ветры от SW обычно не достигают большой силы и сопровождаются жаркой погодой летом и теплой в остальные сезоны года. Средняя месячная скорость ветра на побережьях района колеблется от 2 до 4 м/сек. .
Штили наблюдаются довольно часто, повторяемость их на большей части побережья составляет 10 - 20%, местами 30 - 35%. Штормы бывают редко.
Среднее годовое число дней с ними не превышает 20.
Исключением являются отдельные пункты, как, например, город Чанаккале, где в среднем в год наблюдается 53 дня со штормом, а среднее месячное число дней с ними колеблется от 2-4 с апреля по ноябрь. Бризы наиболее развиты с мая по сентябрь.
Туманы.
Туманы на море наблюдаются очень редко, особенно в теплый период года.
Повторяемость их в течение года не превышает 2%.
Видимость.
Видимость в описываемом районе хорошая. Повторяемость видимости 5 миль и более в течение всего года составляет около 90%, менее 2 миль в течении года менее 4%.
Радиолокационная наблюдаемость.
В данном районе в продолжении всего года преобладает нормальная
радиолокационная наблюдаемость.
Облачность и осадки.
С апреля по сентябрь преобладает ясное состояние неба, повторяемость которого в апреле, августе и сентябре особенно велика и достигает 70-90%; повторяемость пасмурного состояния неба в эти месяцы, как правило, 10-20%. Среднее годовое число ясных дней колеблется от 70 до 115миль. С апреля - июня по сентябрь-октябрь наблюдается наибольшее число ясных дней:
в среднем до 10-25 в месяц. Пасмурных дней в году в среднем бывает от 80 до 115. С апреля по октябрь среднее месячное число пасмурных дней не более 7.
В описываемом районе выпадает в целом значительное количество осадков от 570 мм на юге до 840 мм на севере. В годовом ходе осадков хорошо выражены дождливый и сухой