Основные принципы закаливания
Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы.
5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении
В ДДУ
имеется достаточный
опыт нетрадиционного
и контрастного
закаливания
детей раннего
возраста. Это
контрастные
ножные ванны,
контрастное
обтирание,
душ.Комплекс
довольно несложных
действий и
процедур для
наиболее эффективного
закаливания
организма
сводится к
следующему:
Методика
закаливания
организма
детей:
Тренировку
к холоду лучше
начинать с
подошв ног, при
помощи их
споласкивания
холодной водой,
с последующим
растиранием
до покраснения
кожи. Это споласкивание
ног холодной
водой становится
наиболее безопасным
и физиологичным,
если его делают
по утрам после
разогрева
организма
любыми физическими
упражнениями
до появления
испарины(влажности)
на лбу, когда
появляется
естественное
желание освежиться.
Через 7-10 дней
такого споласкивания
ног организм
приобретает
первоначальную
устойчивость
к нагрузкам
холода, а последующее
продолжение
этих процедур
делает устойчивость
организма к
холоду более
выраженной.
Для дальнейшего
повышения
устойчивости
к холоду можно
переходить
на более длительное
обливание ног
до ощущения
их охлаждения,
с последующим
поминутным
стоянием в
холодной воде
до 2-3 минут. Температура
холодной воды
водопровода,
как правило,
соответствует
температуре
на улице и поэтому,
в достаточной
степени тренирует
организм для
защиты от сезонной
простуды. Для
усиления эффекта
начальной
тренировки
организма к
холоду, особенно
в осеннее- зимний
период, перед
сном подошвы
ног следует
подержать в
горячей воде
10-15 минут, что
повышает
эффективность
охлаждающего
действия холодной
воды утром.
Однако,
как не обидно,
но приобретенная
устойчивость
организма к
охлаждению
постепенно
исчезает примерно
через неделю,
если её не
подкреплять
постоянными
тренировками.
А за летний
период, вся
приобретенная
зимой устойчивость
организма к
холоду полностью
исчезает. Это
обусловлено
тем, что наш
организм не
обладает памятью
к защите от
холода, как к
инфекционным
детским заболеваниям,
которые болеют
лишь однажды,
а иммунитет
к ним сохраняется
пожизненно.
Поэтому процедуры
лучше поводить
круглогодично.
1).
Наиболее
распространенным
методом, применяемым
у детей, является
контрастное
обливание ног.
Цель:
профилактика
простудных
заболеваний,
положительный
эффект на мышечную,
сосудистую,
нервную системы,
обмен веществ,
настроение
и сон.
Вариант №1.
Ставят
два таза так,
чтобы вода
покрывала ноги
до середины
голени. В одном
тазу вода с
температурой
38° С, а в другом
на 3-4°С ниже. Ребенок
сначала погружает
ноги в горячую
воду на 1-2 мин.,
а затем в
прохладную
на 5-20 сек. Число
попеременных
погружений
от 3 до 6. Каждые
5 дней температуру
воды во втором
тазу снижают
на 1° С, доводя
её до 18-10°С. У здоровых
детей процедуру
заканчивают
холодной водой,
а у ослабленных
- горячей.
Вариант №2.
С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.
Можно постепенно переходить от споласкивания подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим обливаниям холодной водой с последующим растиранием полотенцем.
Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).
Особенности:
- постепенное снижение температуры воды;
- летом процедуру проводить на улице;
- после обливания, умывания кожу насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.
2). Закаливание воздухом
Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и потницы, при плохом аппетите.
Особенности:
-систематически, ежедневно проветривать помещение;
-ежедневные активные прогулки на свежем воздухе (игры, санки) в защищённом от ветра и пыли месте;
-постепенное увеличение продолжительности воздушных ванн.
Противопоказания:
Ослабленные и лихорадящие дети.
3). Закаливание солнцем.
Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.
Особенности:
-не допускать перегревания! Защищённость головы ребёнка (косынка, панама)
- продолжительность солнечных ванн в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.
Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.
Поэтапные оздоровительные мероприятия с элементами нетрадиционных способов закаливания.
1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.
2 этап: Занятия в спортзале. Форма одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.
3этап: Обливание ног холодной водой на массажных ковриках. Сначала ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.
4 этап: Когда дети освоили все предыдущие этапы, в зимнее время 3 этап меняется. После занятий в спортзале: дети бегают босиком по снегу, обливание холодной водой на улице, затем в помещении мытьё ног водой комнатной температуры и обтирание. В летнее время так - же обливание водой на улице. Питьё: либо «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.
При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.
Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.
Заболевания | Количество заболеваний | ||
Год | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Возраст детей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
1. ОРЗ | 54 (7∗) | 19 (4∗) | 11(2∗) |
2. ОРВИ | 12 (2∗) | 6(2∗) | - |
3.Острый ринофарингит | 17 (4∗) | 7 (2∗) | 2 |
4. Пневмония | 1 | - | - |
5.Бронхит | 1 | 1 | 1 |
Примечание: ∗ - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.
Вывод: Практический опыт свидетельствует о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ – в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%
Эти методы закаливания особенно полезны детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.
Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.
Заключение
В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.
Список литературы:
А.А. Баранова «Детские болезни».Москва, 2002 г.;
А.Ф. Тура «Родителям о детях». М. Медицина, 1980 г.;
Т.Н. Лопатина «У вас растёт ребёнок». Владивосток, 1991 г.;
А.А. Баранова «Пропедевтика детских болезней. М., Медицина,
1998 г.;
М. Крушинская «Сестринское дело», №1, 2005 г.
Приложение
ЛИСТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ДДУ
Ф.И.О. _______________________________________________
DS основной________________________________________
Дата рождения ________________________________________
DS сопутствующий __________________________________
Адрес _______________________________________________
Лечащий врач д/к________________ м/с д/к ____________
Наименование процедуры, методика | Кол-во процедур | Цель процедуры | Дата назна-чения | Числа лечения | Результат лечения | Рекомендации | |||||||||
Разработала:__________________________________