Основные принципы закаливания
Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы.
5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении
В ДДУ имеется достаточный опыт нетрадиционного и контрастного закаливания детей раннего возраста. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, душ.Комплекс довольно несложных действий и процедур для наиболее эффективного закаливания организма сводится к следующему:
Методика закаливания организма детей:
Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания холодной водой, с последующим растиранием до покраснения кожи. Это споласкивание ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его делают по утрам после разогрева организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.
Однако, как не обидно, но приобретенная устойчивость организма к охлаждению постепенно исчезает примерно через неделю, если её не подкреплять постоянными тренировками. А за летний период, вся приобретенная зимой устойчивость организма к холоду полностью исчезает. Это обусловлено тем, что наш организм не обладает памятью к защите от холода, как к инфекционным детским заболеваниям, которые болеют лишь однажды, а иммунитет к ним сохраняется пожизненно. Поэтому процедуры лучше поводить круглогодично.
1). Наиболее распространенным методом, применяемым у детей, является контрастное обливание ног.
Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.
Вариант №1.
Ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода с температурой 38° С, а в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.
Вариант №2.
С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.
Можно постепенно переходить от споласкивания подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим обливаниям холодной водой с последующим растиранием полотенцем.
Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).
Особенности:
- постепенное снижение температуры воды;
- летом процедуру проводить на улице;
- после обливания, умывания кожу насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.
2). Закаливание воздухом
Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и потницы, при плохом аппетите.
Особенности:
-систематически, ежедневно проветривать помещение;
-ежедневные активные прогулки на свежем воздухе (игры, санки) в защищённом от ветра и пыли месте;
-постепенное увеличение продолжительности воздушных ванн.
Противопоказания:
Ослабленные и лихорадящие дети.
3). Закаливание солнцем.
Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.
Особенности:
-не допускать перегревания! Защищённость головы ребёнка (косынка, панама)
- продолжительность солнечных ванн в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.
Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.
Поэтапные оздоровительные мероприятия с элементами нетрадиционных способов закаливания.
1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.
2 этап: Занятия в спортзале. Форма одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.
3этап: Обливание ног холодной водой на массажных ковриках. Сначала ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.
4 этап: Когда дети освоили все предыдущие этапы, в зимнее время 3 этап меняется. После занятий в спортзале: дети бегают босиком по снегу, обливание холодной водой на улице, затем в помещении мытьё ног водой комнатной температуры и обтирание. В летнее время так - же обливание водой на улице. Питьё: либо «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.
При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.
Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.
Заболевания | Количество заболеваний | ||
Год | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Возраст детей | 4 года | 5 лет | 6 лет |
1. ОРЗ | 54 (7∗) | 19 (4∗) | 11(2∗) |
2. ОРВИ | 12 (2∗) | 6(2∗) | - |
3.Острый ринофарингит | 17 (4∗) | 7 (2∗) | 2 |
4. Пневмония | 1 | - | - |
5.Бронхит | 1 | 1 | 1 |
Примечание: ∗ - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.
Вывод: Практический опыт свидетельствует о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ – в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%
Эти методы закаливания особенно полезны детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.
Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.
Заключение
В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.
Список литературы:
А.А. Баранова «Детские болезни».Москва, 2002 г.;
А.Ф. Тура «Родителям о детях». М. Медицина, 1980 г.;
Т.Н. Лопатина «У вас растёт ребёнок». Владивосток, 1991 г.;
А.А. Баранова «Пропедевтика детских болезней. М., Медицина,
1998 г.;
М. Крушинская «Сестринское дело», №1, 2005 г.
Приложение
ЛИСТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ДДУ
Ф.И.О. _______________________________________________
DS основной________________________________________
Дата рождения ________________________________________
DS сопутствующий __________________________________
Адрес _______________________________________________
Лечащий врач д/к________________ м/с д/к ____________
Наименование процедуры, методика | Кол-во процедур | Цель процедуры | Дата назна-чения | Числа лечения | Результат лечения | Рекомендации | |||||||||
Разработала:__________________________________