Основные принципы закаливания

Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2—3 раза.

При появлении у ребенка вялости, резкого покраснения лица, усиленного потоотделения и головной боли солнечную ванну надо прервать. При общем недомогании, повышенной нервной возбудимости, истощении, малярии, туберкулезе, поносе, сердечно-сосудистых заболеваниях солнечные ванны противопоказаны. В зимнее время широко используют искусственные солнечные лучи. По назначению врача детей облучают ультрафиолетовыми лучами ртутно-кварцевой лампы.


5. Оздоровительные мероприятия в детском дошкольном учреждении


В ДДУ имеется достаточный опыт нетрадиционного и контрастного закаливания детей раннего возраста. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, душ.Комплекс довольно несложных действий и процедур для наиболее эффективного закаливания организма сводится к следующему:

Методика закаливания организма детей:

Тренировку к холоду лучше начинать с подошв ног, при помощи их споласкивания холодной водой, с последующим растиранием до покраснения кожи. Это споласкивание ног холодной водой становится наиболее безопасным и физиологичным, если его делают по утрам после разогрева организма любыми физическими упражнениями до появления испарины(влажности) на лбу, когда появляется естественное желание освежиться. Через 7-10 дней такого споласкивания ног организм приобретает первоначальную устойчивость к нагрузкам холода, а последующее продолжение этих процедур делает устойчивость организма к холоду более выраженной. Для дальнейшего повышения устойчивости к холоду можно переходить на более длительное обливание ног до ощущения их охлаждения, с последующим поминутным стоянием в холодной воде до 2-3 минут. Температура холодной воды водопровода, как правило, соответствует температуре на улице и поэтому, в достаточной степени тренирует организм для защиты от сезонной простуды. Для усиления эффекта начальной тренировки организма к холоду, особенно в осеннее- зимний период, перед сном подошвы ног следует подержать в горячей воде 10-15 минут, что повышает эффективность охлаждающего действия холодной воды утром.

Однако, как не обидно, но приобретенная устойчивость организма к охлаждению постепенно исчезает примерно через неделю, если её не подкреплять постоянными тренировками. А за летний период, вся приобретенная зимой устойчивость организма к холоду полностью исчезает. Это обусловлено тем, что наш организм не обладает памятью к защите от холода, как к инфекционным детским заболеваниям, которые болеют лишь однажды, а иммунитет к ним сохраняется пожизненно. Поэтому процедуры лучше поводить круглогодично.

1). Наиболее распространенным методом, применяемым у детей, является контрастное обливание ног.

Цель: профилактика простудных заболеваний, положительный эффект на мышечную, сосудистую, нервную системы, обмен веществ, настроение и сон.

Вариант №1.

Ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном тазу вода с температурой 38° С, а в другом на 3-4°С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин., а затем в прохладную на 5-20 сек. Число попеременных погружений от 3 до 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1° С, доводя её до 18-10°С. У здоровых детей процедуру заканчивают холодной водой, а у ослабленных - горячей.

Вариант №2.

С вечера в тазик наливают 7 литров воды, которая к утру приобретает комнатную температуру и её используют для споласкивания ног после гимнастики. На следующее утро, один литр холодной воды в тазике заменяют, на один литр холодной водопроводной воды. На второе утро уже заменяют два литра воды из тазика на холодную водопроводную воду. Так постепенно, к концу недели, уже вся вода в тазике становится холодной из водопровода и тогда можно переходить на споласкивание ног прямо под холодной водой из-под крана.

Можно постепенно переходить от споласкивания подошв ног, к обливанию всех ног, затем по пояс и наконец, к общим обливаниям холодной водой с последующим растиранием полотенцем.

Правило: Нельзя обливать холодные ноги холодной водой (ноги предварительно согреть).

Особенности:

- постепенное снижение температуры воды;

- летом процедуру проводить на улице;

- после обливания, умывания кожу насухо вытереть полотенцем (лучше махровым) до лёгкого покраснения.

2). Закаливание воздухом

Цель: предупреждение и лечение рахита, малокровия, укрепление нервной системы, предупреждение развития опрелостей и потницы, при плохом аппетите.

Особенности:

-систематически, ежедневно проветривать помещение;

-ежедневные активные прогулки на свежем воздухе (игры, санки) в защищённом от ветра и пыли месте;

-постепенное увеличение продолжительности воздушных ванн.

Противопоказания:

Ослабленные и лихорадящие дети.

3). Закаливание солнцем.

Цель: предупреждение и лечение рахита, повышение защитных сил организма.

Особенности:

-не допускать перегревания! Защищённость головы ребёнка (косынка, панама)

- продолжительность солнечных ванн в первые дни не более 5-6 мин., постепенное увеличение до 10 мин.

Противопоказания: Общее недомогание, истощение сердечно- сосудистые заболевания.

Поэтапные оздоровительные мероприятия с элементами нетрадиционных способов закаливания.

1 этап: Обычно начинается в летнее (осеннее) время года, с переходом на зимнее. Бег, физические упражнения на улице. Форма одежды по сезону. В тёплое время босиком.

2 этап: Занятия в спортзале. Форма одежды: майка, трусы. На тренажерах - массаж ног.

3этап: Обливание ног холодной водой на массажных ковриках. Сначала ступни, затем до колена и выше колена. Растирание стоп полотенцем. Одеваем х/б носочки + тёплые.

4 этап: Когда дети освоили все предыдущие этапы, в зимнее время 3 этап меняется. После занятий в спортзале: дети бегают босиком по снегу, обливание холодной водой на улице, затем в помещении мытьё ног водой комнатной температуры и обтирание. В летнее время так - же обливание водой на улице. Питьё: либо «Флорента» или чебрец и др. травы, ароматерапия, витамины. Так же в группах после дневного сна – ежедневно массаж стоп массажным мячиком + дыхательная гимнастика.

При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами: раннее начало, постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребёнка. Условие: проводимые процедуры не должны вызывать у малыша плача или беспокойства. После процедуры должно быть хорошее бодрое настроение; и получение полноценного питания.


Сведения по заболеваемости детей, занимающихся в группе закаливания, за период 2003 г. – ноябрь 2005 г. Количество детей в группе здоровья – 20 человек.

Заболевания Количество заболеваний
Год 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Возраст детей 4 года 5 лет 6 лет
1. ОРЗ 54 (7∗) 19 (4∗) 11(2∗)
2. ОРВИ 12 (2∗) 6(2∗) -
3.Острый ринофарингит 17 (4∗) 7 (2∗) 2
4. Пневмония 1 - -
5.Бронхит 1 1 1

Примечание: ∗ - количество рецидивов у одного и того же ребёнка.


Вывод: Практический опыт свидетельствует о положительной динамике закаливающих мероприятий. Снижение частоты заболеваемости за год: ОРЗ – в 1,7-2,8 раза; ОРВИ – в 2 раза; Острый ринофарингит-2,4- 3,5 раза; Пневмония-100%

Эти методы закаливания особенно полезны детям, поскольку, они не только закаливают организм ребёнка, но и «оживляют»: улучшается настроение, мышление, аппетит, сон и восприятие окружающего мира.

Солнце, воздух и вода помогут им защитить организм от многих заболеваний.

Заключение


В заключение необходимо остановиться на так называемых фармакологических методах закаливания. Речь идет об иммуномодуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, Т-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют использовать их для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования, проведенные с целью определения эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей, касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности отмечается снижение уровня IgЕ, нарастание числа Т-лимфоцитов. Однако практический опыт свидетельствует об отсутствии влияния лечения иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как контрастное закаливание уже через год способствует снижению частоты ОРВИ у детей раннего возраста в 3,5 раза.

Список литературы:


А.А. Баранова «Детские болезни».Москва, 2002 г.;

А.Ф. Тура «Родителям о детях». М. Медицина, 1980 г.;

Т.Н. Лопатина «У вас растёт ребёнок». Владивосток, 1991 г.;

А.А. Баранова «Пропедевтика детских болезней. М., Медицина,

1998 г.;

М. Крушинская «Сестринское дело», №1, 2005 г.

Приложение


ЛИСТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ В ДДУ

Ф.И.О. _______________________________________________

DS основной________________________________________

Дата рождения ________________________________________

DS сопутствующий __________________________________

Адрес _______________________________________________

Лечащий врач д/к________________ м/с д/к ____________


Наименование процедуры, методика Кол-во процедур Цель процедуры Дата назна-чения Числа лечения Результат лечения Рекомендации

































































































Разработала:__________________________________