Анализ состояния безработицы в России
безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождающиеся в результате реорганизации предприятий.В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) или повысить квалификацию по направлению ЦЗН15.
2.3 Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации
Способы адаптации безработных к той ситуации, в которой они оказались, можно условно разбить на две большие группы: конструктивные и неконструктивные. Критерием конструктивности является направленность на реальное и позитивное в социальном (достижение приемлемого социального статуса) и психологическом (удовлетворенность, оптимистичность, уверенность в себе) аспектах разрешение жизненной проблемы, возникшей в связи с потерей или отсутствием работы.
Опишем неконструктивные способы, которые блокируют выход человека из трудной жизненной ситуации или обеспечивают такой выход, который не приносит ему удовлетворения.
Защитное, избегающее поведение. Оно характеризуется тем, что в одних случаях человек старается не замечать тех проблем, с которыми он столкнулся, уходит в воспоминания о том, как было хорошо на прежнем месте работы, не пытается реалистично посмотреть на ситуацию. В других случаях человек всячески уходит от предложений и ситуаций, которые требуют от него усилий, настойчивости, нового взгляда.
Сознание людей, реализующих данную форму поведения, жестко охвачено сложившимися обстоятельствами, будущее предстает для них перспективой, определяемой внешними силами; они не предпринимают попыток увидеть или принять параллельных путей своего развития; нет уверенности в своей способности изменить ситуацию, более того, они полагают, что предпринимать какие-либо шаги бессмысленно. Такие люди характеризуются растерянностью и потерянностью, общение с ними оставляет впечатление общей угнетенности. Примечательно, что они нередко жалуются на хроническое недомогание, болезни, преследующие их невзгоды.
Хотя мы применяем к таким людям термины "психологическая защита", "избегание", фиксирующие компенсаторный (иллюзорный) характер решения жизненной проблемы, здесь в ряде случаев могут использоваться и другие понятия, например, "выученная беспомощность". Согласно М. Зелигману (фамилию данного автора также переводят как Селигман) она связана с реакцией отказа, выхода из игры, если человек убеждается в бесполезности своих усилий, которые ни к чему не приводят и ничего не изменяют. Здесь большую роль играет так называемый стиль объяснения, который выступает в качестве модулятора по отношению к выученной беспомощности. То, как человек объясняет себе рядовые неприятности или серьезные поражения, определяет, сколь беспомощным или энергичным он будет.
Закономерно, что для людей, принявших данный способ адаптации, свойственны осторожность, пессимизм и пассивная выжидательная тактика с частыми обвинениями в адрес других (работодателей, службы занятости, государства в целом). Профессия не рассматривается ни как сфера приложения своих усилий, ни как инструмент интеграции в социальную структуру.
Для людей среднего возраста переживание текущей ситуации может вписываться в более широкий временной контекст, в котором они начинают чувствовать себя той частью общества, которой выпала незавидная, извне определенная судьба. Они оказались на разрыве двух миров - прежней и нынешней жизни.
Хаотический поиск. Поведение без осмысления вариантов и последствий принимаемых решений. Человек берется за все, что подворачивается под руку. На первый взгляд, такое поведение может приносить определенную пользу в нынешних кризисных условиях, но, как показывают наблюдения, если оно сопряжено в резким падением заработной платы на новом месте работы, понижением социального или профессионального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности, агрессивности.
Если две предыдущие формы мы квалифицируем как неконструктивные, то следующие две являют собой некоторый промежуточный вариант, готовый слиться с одним из полюсов.
Поиск в условиях ограниченной информированности. Обладатели этой формы поведения готовы действовать в направлении решения своих профессионально-трудовых и жизненных проблем, но явно ощущается дефицит информации, которую они могли бы использовать в своих поисках. В одних случаях это объясняется неразвитостью социальных связей (особенно у выпускников учебных заведений), в других - низким качеством имеющихся источников информации. Типичное высказывание: "Я умею и готова работать не только по своей специальности, но в службе занятости мне пока ничего не предложили. Я попробовала устроиться на свою давнюю работу, но мне там отказали. Люди устраиваются через связи, а у меня их нет. Сейчас сижу дома и жду - не знаю, чего". В целом существование данной формы поведения обусловлено отсутствием у человека инструментов (информации, личных контактов) познания и проникновения в хозяйственную жизнь, и это сдерживает его активность.
Продуктивное иждивенчество. Здесь мы имеем дело с особым вариантом отношений со своим ближайшим окружением. В чем особость? Человек не просто делегирует ответственность за свою судьбу ближним, он использует их ресурсы, синхронно следуя за ними. В роли ближних часто оказываются родители, поскольку эта форма поведения характерна прежде всего для выпускников, попадающих в зону неопределенности между окончанием обучения и работой.
Анализируя процесс удовлетворения потребностей, в котором кроме самого субъекта участвуют другие люди, социальные, технические и природные системы, B.C. Maгун делает вывод, что нужна так называемая "парадигма соучастия", в рамках которой активность человека рассматривалась бы не сама по себе, а наряду с другими силами, участвующими в жизненном процессе. Очевидно, что привлечение "других сил" может стимулировать лень и пассивность, но в нынешней социальной ситуации оно способно стать и фактором психологической устойчивости — по крайней мере, для некоторых.
Судьбы детей могут складываться по-разному, но мы вправе допустить и такой вариант развития, когда достигнутое на предыдущих стадиях единство (мотивационное, эмоциональное и т.д.) воплощается в единую трудовую историю с опекой и помощью со стороны родителей, готовностью принимать услуги и сотрудничать - со стороны молодого человека. Не случайно респонденты, относящиеся к данному типу, мыслят свое профессиональное будущее как совместную работу под руководством одного из родителей.
Продуктивное иждивенчество как форма поведения в маргинальной ситуации органично вытекает из статуса предопределенной идентичности, суть которого в следовании семейным или культурным традициям при осуществлении жизненного выбора.
Для обществ, где не приняты индивидуалистические ценности, такая идентичность признается показателем нормального личностного становления; для западного общества диапазон подобной оценки значительно уже, но, тем не менее, к отдельным социальным группам она применима.
Говоря об эффективности рассматриваемой формы поведения в процессах занятости, мы можем обозначить три сценария развития событий при утрате семейной поддержки. В одном случае развитие может идти через прогрессирующую депривацию и развитие механизмов защиты и избегания, в другом - через переживание своей отключенности от социальных ресурсов, в третьем - через становление механизмов конструктивного поведения.
Таким образом, мы подошли к описанию конструктивных форм поведения безработных.
Целенаправленное использование ресурсов своей межличностной сети. Достаточно распространенная форма. К ней относятся:
• Активная "инвентаризация" связей своих родственников, старых друзей, знакомых, обращение к ним за помощью.
• Внутрисемейная консолидация (семейные советы и взаимная поддержка членов семьи). Следует признать, что внутрисемейная поддержка является не только важным условием преодоления жизненных тягот и неудач, но порой единственным источником энергии, питающей действия человека в трудной ситуации, позволяющей ему поддерживать свою психологическую устойчивость. Особенно наглядно это видно при сравнении семей, в которых существуют противоположные отношения одного из супругов к факту безработицы другого.
• Создание референтного круга общения, в котором культивируется взаимопомощь и разного рода обмены. Если появляются планы, то надежда на их осуществление нередко поддерживается представителями твоего круга общения. Сюда же следует отнести использование окружения в качестве заказчиков и потребителей своих услуг и продукции (няня для соседских детей, вязание или шитье, продажа того, что собрано в лесу или выращено на огороде и др.), что позволяет поддерживать необходимый уровень жизнеобеспечения и, что немаловажно, жизненного тонуса, пока не найдена работа. Погруженность в референтный круг общения является важной предпосылкой адаптации, стартовой площадкой для эффективных форм поведения.
• Репутационная стратегия трудоустройства. Человек находит работу, зарекомендовав себя на одном из прежних мест. Основу этой формы поведения составляет ответственное участие в профессиональной межличностной сети. Стараясь качественно выполнять взятые на себя обязательства, человек формирует долгосрочные обменные отношения со своим актуальным и потенциальным окружением. Данная стратегия не является распространенной.
Обобщая, можно сказать, что рассматриваемая форма поведения предполагает занятие позиции "умного" участника межличностной сети. Здесь уместно привести слова одного из классиков подхода к анализу преодолевающего, совладающего поведения, указавшего на подоплеку "умного" участия: "... процесс совладания в существенной степени зависит от направленности на другого человека во взаимоотношениях, а также на отношения сами по себе". Также уместно указать на распространенность в России традиций солидарности и взаимопомощи среди самого населения. Например, в Великобритании безработные в значительно меньшей степени рассчитывают на помощь родственников и друзей, не говоря уже о соседях и коллегах.
Действенная конкретизация образа самого себя, своих планов и оценок происходящего. Сюда вошли:
• Осознание и активное использование индивидуальных ресурсов. Суть механизма заключается в осознании своих индивидуальных свойств, себя в целом в качестве средства или источника достижения нужного результата, сдвига в лучшую сторону. Некоторым это удается в самом начале профессиональной карьеры, даже если это непосредственно не связано с полученной специальностью. Человека поддерживает уверенность в том, что определенный навык, специальный опыт или другая индивидуальная характеристика, например, способность сходиться с людьми, быстрая обучаемость и др., является его сильной, выигрышной стороной. Это сопровождается готовностью использовать данные индивидуальные свойства в разнообразных начинаниях даже вопреки очевидным барьерам типа возраста.
• Предметность оценок, намерений, планов. Порой недостаточно знать о той области, где ты можешь чего-нибудь достичь, необходимо еще и построить конкретный путь к ней. Можно считать себя специалистом вообще, а можно видеть, какую конкретную работу ты в состоянии выполнить. Способность опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области - важный элемент в преодолении трудностей. Человек может иметь достаточно богатый профессиональный опыт, но умение сфокусировать его на конкретной проблеме, ситуации, запросе является тем механизмом, который переводит опыт в эффективное поведение.
• Накопление опыта поведения на свободном рынке труда. Опробование различных вариантов, подкрепленное успешными примерами других людей, помогает человеку выработать конструктивную позицию по отношению к неудачам, нащупать свои слабые и сильные стороны, ожидания и требования к себе и выработать в итоге эффективную стратегию поведения на рынке труда. Стратегия накопления, по-видимому, весьма продуктивна для людей, впервые выходящих на рынок труда. На переобучение как способ накопления ресурсов и выхода из ситуации, рассчитывают немногие. В одних случаях это связано с возрастом, в других - с неверием, что такая возможность вообще может быть предоставлена службой занятости, в третьих - с недостатком денежных средств, чтобы самостоятельно оплатить тот курс, который интересует больше всего.
Те, кому удалось переобучиться, отмечают повышение уверенности в своих силах и положительный эффект от самой возможности "занять мозги", даже если потом не удалось найти работу.
Достраивание контекста текущей жизненной ситуации (я вижу то, чего пока нет, или то, с чем я пока не имею дела). Здесь мы выделили два механизма.
• Отношение к трудной ситуации как совокупности шансов. Одни воспринимают себя жертвой ситуации, другие рассматривают сложившиеся и складывающиеся обстоятельства как источник новых или дополнительных шансов, которые открываются, планируются, используются самим человеком. Например, человек рассматривает предлагаемую работу как возможность установить новые социальные связи, получить новую информацию и проч., поэтому на первом этапе для него бывает не так важна величина зарплаты. Общая установка на поиск, выявление шансов играет существенную роль при адаптации в трудной ситуации. Следует отметить, что приобретение "нужных" связей выполняет важную функцию в восприятии ситуации как совокупности шансов.
• Способность видеть множество сфер приложения своих сил. Если у человека существует только одна единственная профессиональная ниша, где он реализует себя, то удар по ней парализует его мотивационную сферу, возникает убеждение, что "я ничего не могу сделать", "какой смысл что-то предпринимать?", рождается агрессия. Если же человек видит множество сфер приложения своих умений и сил, это позволяет ему легче пережить кризис, который не воспринимается как катастрофа, не возникает ощущения завершенного пути. Возможно, это является некоторым жизненным стилем. Оказавшись безработным, такой человек соответствующим образом продолжает строить свое поведение. Способность видеть несколько сфер приложения своих сил, отношение к трудной ситуации как совокупности шансов относятся, по-видимому, к «сильным» способам адаптации на рынке труда и являются одной из внутренних основ трудовой мобильности. Жизненные траектории соответствующих респондентов подтверждают данное соображение.
3 Возможности совершенствования социальной защиты от безработицы в Российской Федерации
3.1 Институциональное обеспечение социальной защиты от безработицы
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма затруднительно. Одним из элементов нового подхода к решению проблемы занятости граждан явилось внедрение современного метода профилирования безработных. Профилирование позволяет с помощью специальных исследований выявить категории безработных и реализовать наиболее эффективные подходы к решению их проблем. В результате значительно повышается мотивация безработных к труду, а отсюда повышается эффективность работы службы занятости.
Обратившихся в поиске работы граждан распределяют на три группы:
граждане, трудоустройство которых возможно в короткие сроки;
лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, трудоустройство которых потребует некоторого времени;
лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые приступить к работе немедленно
Мотивация к трудоустройству – это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определенный социальный статус и др.). Таким образом, очевидно, что безработный со сниженной мотивацией не предполагает, что какие-либо его потребности могут быть удовлетворены в труде.
Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важной является реальная оценка гражданином своих возможностей в вопросах трудоустройства. Для определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета клиента», вопросы которой позволяют в значительной мере определить отношение клиентов к трудоустройству и занятости.
Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в Центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости. Так, в 2006 году в течение 10 дней с момента регистрации трудоустроено около 50% всех обратившихся с целью поиска работы.
Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, идут на встречу с работодателем в последний день и т. д.
После определения профильной группы гражданина, обратившегося в Центр занятости населения, для каждого намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для осуществления трудоустройства или иного вида занятости.
В третью группу входят лица с низкой мотивацией к трудоустройству, имеющие пассивную позицию в поиске работы. Эти граждане направляются на профориентационные курсы, курсы социальной адаптации, психологической поддержки, индивидуальное тестирование и консультирование.
В связи с повышением требований рынка труда возрастает значимость профориентационной работы.
Задача проводимой профориентационной работы – подготовка безработных граждан к активным действиям на рынке труда, формирование реальных профессиональных планов, активной жизненной позиции. Предлагаемые курсы дают людям необходимые знания об эффективных стилях поведения на рынке труда, что требует не простого информирования, а отработки различных моделей поведения в ситуации поиска работы, помогают в профессиональном самоопределении.
Отсутствие работы, угроза безработицы в целом не делают население активным в сфере трудовой деятельности. Подсознательно безработные в своей основной массе ориентированы на решение проблемы трудоустройства простым увеличением вакансий, отвечающих принципу выгодности и доходности или независимым от собственных усилий стечений благоприятных обстоятельств.
Выявленная тенденция свидетельствует о необходимости расширения помощи безработным в адекватном восприятии ситуации повышении уверенности и возможности трудоустройства, стимулировании самостоятельного поиска работы. В данной ситуации, среди задач, решаемых службой занятости, – социальная и психологическая адаптация безработных. «Мера участия» службы в их психологической адаптации зависит от стратегии разрешения кризисной ситуации, связанной с потерей работы, которую выбирает индивид. Степень социальной адаптивности безработного зависит от восприятия ситуации: чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения. Те, кто исходит из последнего, склонны к профессиональной мобильности. Те же, кто чувствует себя жертвой, требуют большего внимания и более деликатного отношения. Чем большую ответственность за собственную занятость человек возлагает на государство в лице службы занятости, тем дольше он остается без работы. Те же, кто больше рассчитывает на свои силы, быстрее восстанавливают занятость благодаря своему активному поведению, направленному на преодоление кризисной ситуации. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную (конструктивную) линию поведения. Конструктивные формы поведения способствуют выходу из кризисной ситуации и соответственно улучшению социального самочувствия безработного.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда занимает определенное место среди активных программ политики занятости, обеспечивающих участие самих безработных в решении проблем собственной занятости при поддержке органов государственной службы занятости населения.
Программы социальной адаптации включают такие главные технологические процедуры, как идентификация навыков, квалификации, опыта работы и иных позитивных качеств участников – безработных граждан; формирование у участников приемов активного поиска работы и самопрезентации; составление и реализация участниками индивидуальных моделей трудоустройства.
В перечисленных программах учитываются специфика экономики, особенности ментальности населения шахтерской территории. Программы социальной адаптации призваны снизить социальную напряженность, помочь людям принять правильные решения, сделать выбор, направлены на повышение уровня мотивации трудоустройства, выработку активной позиции безработных граждан на рынке труда.
Хорошую результативность дает практика профилирования безработных при комплектовании групп участников курсов социальной адаптации: так, наряду с половозрастными и профессиональными данными учитываются степень активности и знание методов поиска работы, а также социальное самочувствие безработных граждан. В ходе исследования, проведенного на базе ГУ Центр занятости населения г. Шахты, были выявлены специфические особенности социального самочувствия разных категорий безработных граждан. Анализ полученных данных помог скорректировать дальнейшую работу по составлению новых социально-адаптационных программ и модификации уже имеющихся.
В ходе изучения данных была выявлена зависимость социального самочувствия от пола респондентов: мужчины оценивают свое самочувствие выше, чем женщины. Это объясняется тем, что у мужчин гораздо больше шансов устроиться на работу, т. к. женская рабочая сила менее конкурентоспособна на рынке труда. Администрация предприятий, фирм нередко менее охотно нанимает женщин, особенно имеющих детей, поскольку их социальное обслуживание требует дополнительных затрат, кроме того, женщинам труднее ездить в командировки и т. д.
Одной из наиболее значимых переменных социального самочувствия безработного является продолжительность периода безработицы. Было выявлено, что чем длительнее период безработицы, тем хуже социальное самочувствие. С увеличением периода безработицы растет ощущение своей бесполезности, боязнь стать иждивенцем, приобрести имидж неудачника. У безработных ослабевают контакты с бывшими коллегами, зачастую ухудшаются взаимоотношения с друзьями, соседями, родственниками, семьей, т. е. растет оторванность людей от своего круга. Это обстоятельство негативно действует на самочувствие человека, повергает его в стрессовое состояние, т. к. он не чувствует поддержки со стороны окружающих. И уже без помощи специалистов различного профиля выйти из этой ситуации нелегко.
Состояние повышенной и явно выраженной тревоги, ее устойчивый характер, преобладание негативных чувств в спектре эмоциональных переживаний препятствуют конструктивному поиску работы и трудоустройству, происходит «застревание» в каналах рынка труда. Безработные с социальным самочувствием «так себе» и «плохое» низко оценивают свои шансы на получение работы, соответствующей их уровню квалификации. Большинство из них практически не предпринимают шагов по изменению ситуации.
В понимании поведения человека на рынке труда важно обратить внимание на выбор стратегии жизнеобеспечения, ожиданий безработных (равно как и работающих) по поводу экономической и социальной жизни общества и путей интеграции в нее, а также на деформацию представлений о труде, трудовой этике. Взаимодействие вышеназванных моментов порождает у безработных определенные притязания, установки, приемы саморегуляции, которые влияют на конкретные поведенческие модели, связанные с поиском и выбором работы, а также других возможных источников материальной поддержки и образуют специфические способы адаптации к трудной жизненной ситуации. Традиционно выделяют два основных вида, способа жизнеобеспечения человека: это опора и расчет преимущественно на свои силы, либо ориентация на поддержку извне, привлечение ресурсов со стороны. Трудоспособный человек, каким является безработный, относительно свободен в выборе стратегии на рынке труда.
После потери работы в течение некоторого времени люди стремятся сохранить свой профессиональный уровень, сопротивляются профессиональной деградации. Они не склонны перебиваться случайными заработками, а ищут постоянную работу, эквивалентную по статусу потерянной.
Все мероприятия, проводимые службой занятости для безработных граждан, направлены на достижение конечного результата – обеспечение их скорейшего трудоустройства и обеспечение закрепляемости на рабочих местах.
3.2 Страхование от безработицы как ключевой элемент национальной системы защиты от безработицы
В рыночной экономике защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социальноэкономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т. е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.
Процесс становления и развития системы защиты от безработицы занял в развитых странах не одно десятилетие. Его основные этапы достаточно подробно отражены в международных правовых документах Международной организации труда, принятых на протяжении последнего столетия и обобщающих практику формирования данной системы в различных странах за относительно продолжительный промежуток времени. Ключевой составляющей всех существующих систем, вне зависимости от их национальных особенностей, является страхование от безработицы.
Зародившись на рубеже XIX и XX веков, страхование от безработицы активно внедрялось в практику большинства развитых стран в начале прошлого столетия при активной поддержке профсоюзов и к концу 1940-х годов стало неотъемлемой составляющей национальных систем социальной защиты. Несмотря на то что опыт построения таких систем разнообразен и их основные параметры различаются в зависимости от уровня экономического развития страны и целей проводимой государственной политики занятости, они решают аналогичные задачи — недопущение резкого падения уровня жизни граждан, потерявших работу, поддержание уровня жизни безработных на социально приемлемом уровне, позволяющем им сосредоточиться на активном поиске работы. Основными параметрами, отличающими системы страхования на случай безработицы в различных странах, являются условия предоставления права на пособие по безработице, размер пособия и продолжительность его выплаты.
Российская система защиты от безработицы формировалась под влиянием двух базовых моделей — либеральной и социальной, различаемых в зависимости от места социальной политики в системе государственных приоритетов, степени воздействия государства на рынок труда, соотношения экономических и социальных механизмов защиты от безработицы. Первая из них, характерная для североамериканских стран и частично — Великобритании, ориентирована на минимизацию экономических и финансовых потерь общества (государства, предприятий, налогоплательщиков), выбор активных и пассивных программ жестко увязан с их экономической отдачей, и система материальной поддержки безработных строится исключительно на основе страховых принципов. Этой модели соответствуют динамичный рынок труда с высокими темпами создания и ликвидации рабочих мест, развитая профессиональная и территориальная мобильность населения, высокий уровень средней заработной платы и сравнительно слабая законодательная защита занятости.
Вторая модель, характерная для большинства стран Западной Европы, акцентирует внимание на социальных издержках безработицы, отличается высоким уровнем государственных затрат на социальную поддержку безработных и направлена на плавную адаптацию населения к переменам, происходящим на рынке труда. Материальная поддержка безработных осуществляется на основе тесного взаимодействия двух систем — страхования от безработицы и системы социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты безработный становится объектом системы социального вспомоществования (welfare system), но также может получать материальную помощь через систему службы занятости (социальное пособие по безработице). Европейские страны отличает широкий охват занятого населения системой страхования от безработицы (от 60 до 80 процентов), в то время как в странах, придерживающихся либеральной модели, уровень охвата занятых обязательным страхованием вдвое ниже и распространяется оно в основном на работников с относительно низкой заработной платой. Предполагается, что высокооплачиваемые работники сами добровольно страхуются от возможного риска безработицы.
Страховая система помощи безработным исходит из того, что ограниченность сроков выплаты пособия стимулирует безработных к активному поиску работы. В большинстве развитых стран пособие исчисляется на основе заработка и выплачивается в течение установленного срока лицам, внесшим определенный вклад в фонд страхования по безработице. Пособие по безработице составляет значительную долю заработка, а ограниченность срока выплат не позволяет затягивать время поиска работы. Если безработица принимает затяжной характер, возникает опасность, что безработные, потерявшие право на пособие, до нахождения новой работы окажутся без средств к существованию. В этом случае государственная система социальной защиты предполагает перевод получателя пособия по безработице в сферу ответственности системы социального вспомоществования. В практике многих стран система материальной поддержки безработных тесно увязана с системой социального вспомоществования16, но при этом каждая из систем самостоятельна как по своему предназначению, так и по источникам финансового обеспечения. Если цель первой — поддержка экономически активного населения на ограниченный период времени, то цель второй — поддержка беднейших слоев населения на относительно длительный промежуток времени. Если материальная поддержка безработных строится на страховых принципах и источником ее финансирования является специальный страховой фонд, то система социального вспомоществования финансируется из государственного бюджета.
Разграничение систем материальной поддержки безработных и социального вспомоществования имеет принципиальное значение при разработке концепции национальной системы поддержки безработных в России. Целостная система вспомоществования в стране пока не создана (ведутся активные дискуссии о принципах ее организации, в частности по проблемам адресной социальной помощи), а система материальной помощи безработным представляет собой конгломерат страховой системы, системы вспомоществования и адресной социальной помощи.
С точки зрения государства, материальная помощь безработным эффективна, если она оптимальна по продолжительности и достаточна для удовлетворения основных жизненных потребностей трудоспособного населения (как минимум — для простого воспроизводства рабочей силы) на период поиска работы. Критериями эффективности может служить по меньшей мере набор таких показателей, как размер выплачиваемого пособия по безработице, средняя продолжительность выплаты пособия, средняя продолжительность поиска работы, средняя продолжительность безработицы. Если, например, увеличение размера выплат сопровождается сокращением периода безработицы, то можно говорить об эффективности системы. Если же, напротив, размер выплат сокращается, а период безработицы возрастает, то невозможно однозначно утверждать, что система работает успешно, и необходимы дополнительные показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда.
Выбранная Россией модель получила отражение в принятом в июле 1991 года Законе о занятости населения в Российской Федерации (далее — Закон о занятости). В нем предусматривалось сосуществование двух систем материальной поддержки безработных (страховой и социального вспомоществования), которыми охватывались практически все безработные.
Основной принцип действующей системы — двойственность критериев предоставления пособия по безработице. Один из них исходит из страховых принципов, поскольку: а) размер пособия увязывается с заработком на последнем месте работы; б) продолжительность его получения законодательно ограничена; в) правом на страховое пособие обладают не все безработные. В основе второго подхода лежат принципы социального вспомоществования, поскольку: а) размер пособия установлен на едином уровне для всех безработных; б) размер пособия увязан с государственными минимальными социальными гарантиями (минимальной заработной платой — до 1999 года, а затем — с прожиточным минимумом); в) правом на социальное пособие по безработице потенциально обладают все без исключения безработные. Кроме того, система социального вспомоществования, заложенная в Законе о занятости, предусматривает адресную материальную поддержку членов семьи безработного, находящихся на его содержании. В соответствии со ст. 36 Закона, к ним относятся лица, не достигшие 18 лет, учащиеся до 24 лет, не имеющие самостоятельного источника дохода, проживающие на средства безработного и состоящие с ним в родстве.
Несмотря на то что по формальным критериям правом на пособие по безработице (страховым или социальным) может обладать любой безработный, обратившийся в службу занятости и получивший статус безработного, уровень охвата системой выплат пособий в России значительно ниже по сравнению с развитыми странами и странами с переходной экономикой. В 2007 году данный показатель составил 12,3 процента, в отличие от 74,2 процента в Германии (1999), 71,4 процента в Венгрии (1997), 40,6 процента в Великобритании (1999), 41,2 процента в Польше (1997) и 16,6 процента в Испании17 (см. табл. 3.1).
Основные причины таких колоссальных расхождений лежат в двух плоскостях. Главная из них — некорректность общепринятых сопоставлений российских показателей безработицы с показателями других стран.
Таблица 3.1
Уровень охвата незанятого населения пособиями по безработице в России и в некоторых европейских странах (в процентах)
Страны | 2003 | 2006 | 2008 |
Франция | 46,5 | 44,2 | 42,4 |
Германия | 69,9 | 73,0 | 74,2 |
Испания | 28,1 | 19,1 | 16,6 |
Швеция | – | 66,0 | 55,4 |
Великобритания | 59,9 | 48,9 | 40,6 |
Болгария | 34,5 | 29,6 | – |
Венгрия | 76,7 | 71,4 | – |
Польша | 46,2 | 41,2 | – |
Чехия | 47,1 | 51,5 | – |
Россия Регистрируемых безработных Всех безработных | 77,0 41,5 | 90,4 36,2 | 91,1 23,5 |
В отличие от других стран, где уровень охвата пособиями рассчитывается по отношению ко всем безработным, при расчете российского показателя принято оперировать данными регистрируемой безработицы. В соответствии с этими данными, пособия назначаются более чем 90 процентам безработных, обратившихся в службы занятости и получивших соответствующий статус. И с этой точки зрения уровень охвата действительно высок, что дает основания международным экспертам характеризовать российскую систему выплат пособий как достаточно щедрую по сравнению со всеми другими странами, а российским политикам и законодателям обосновывать решения по ужесточению данной системы.
Таким образом, не принимается во внимание тот факт, что в большинстве стран уровни регистрируемой и общей безработицы различаются незначительно в ту или другую сторону,