Психологическая адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет
том, что нарисовал. Устраивается выставка рисунков «теперь мы - школьники!».Некоторые дети не проявляют активности ни в первом, ни во втором задании. Им нужно предоставить возможность высказаться, спросив их лично и похвалив за интересный рисунок.
3. Обобщение (цель - закрепление результатов). Ведущий подводит итоги темы «кто такой школьник», опираясь на детские рисунки с выставки.
Приложение 2
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятии |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности | Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением | Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) | Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей | Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», -неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» | Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители, которых бессознательно используют их для решения своих проблем) | Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для, их родителей |
Диагностика: Изучение уровня школьной тревожности
Проективная методика для диагностики школьной тревожности
Проективная методика для диагностики школьной тревожности была разработана А.М. Прихожан на основании методики Е. Ж Атеп, Н. Кетзоп (1954). В силу не структурированности стимулъного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.
Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых - 6-9 лег.
Процедура диагностики. Диагностика может проводится только индивидуально, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.
Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18x13 каждый. Набор Л предназначен для девочек, набор Б для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимые средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.
Инструкция. « Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам.
Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц (предъявляется первая картинка). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки их всего 12, а ты должен придумать какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».
Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, довиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.
Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо?
Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявление картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы фиксируются.
Стимулъный материал к методике приведен в приложении
Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2-11. картинка 1 является тренировочной, на ее основании проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов «максимальное количество 10). Примеры «благополучных» ответов детей приведены в таблице.
Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более ответов из 10. сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя вывод главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализы данных. Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12. Такие случаи требуют дополнительного исследования углубленного анализа причин.