Планирование хозяйственной деятельности предприятия

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Планирование хозяйственной деятельности предприятия»


1. Методы и виды планирования


Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия в зарубежной практике определяют одним понятием «менеджмент».

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые. Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы — с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам (например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.).

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

По срокам различают следующие виды планирования: перспективное, текущее и оперативно-производственное. Перспективное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10—15 лет) и среднесрочное (3—5 лет) планирование.

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и ряд предприятий разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные — на 2-3 года.

Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. 1.


Таблица 1.

Основные разделы и показатели годового плана

Разделы плана Показатели плана
1. План производства и реализации продукции Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция
2. План технического развития и организации производства Удельный вес конкурентоспособной продукции, экономическая эффективность мероприятий

3. План по инвестициям

и капитальному строительству

Размеры капитальных вложений в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений
4. Материально-техническое обеспечение (план закупок) Объем поставок сырья и материалов
5. Труд, персонал и заработная плата Производительность труда, численность персонала, фонд оплаты труда
6. Себестоимость, прибыль и рентабельность Смета затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, балансовая чистая прибыль, рентабельность
7. Финансовый план (бюджет) Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления
8. Фонды экономического развития предприятия Сметы фондов (накопления, потребления, резервного и др.)
9. Охрана окружающей среды Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за природные ресурсы
10. Социальное развитие коллектива Уровень социальной обеспеченности работников
11. Внешнеэкономическая деятельность Размер валютной выручки
1. План производства и реализации продукции Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место). Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей (рабочих). Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

Бизнес-планирование является разновидностью технико-экономического планирования, однако в условиях рыночной экономики его функции значительно расширились и оно стало самостоятельным видом планирования. Существуют и другие классификации форм и видов планирования. Так, по классификации Р.Л. Акоффа, широко используемой в зарубежной науке и практике, планирование бывает:

реактивным — базируется на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;

инактивным — ориентируется на существующее положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;

преактивным (упреждающим) — основано на прогнозах с учетом будущих изменений и осуществляется на предприятиях сверху вниз путем оптимизации решений;

интерактивным — заключается в проектировании будущего с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, направленном на повышение эффективности развития предприятия и качества жизни людей.

Отметим, что планирование на предприятии (фирме) является важнейшим элементом рыночной системы, ее базисом и регулятором.


2. Бизнес-план


Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее — в годовом разрезе.

Бизнес-план необходим:

для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

выполнения функции планирования;

оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

привлечения денежных средств;

привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных
инвестиций в высокоэффективные проекты.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:

как начать дело;

как эффективно организовать производство;

когда будут получены первые доходы;

в какие сроки можно будет расплатиться с кредиторами;

как уменьшить возможный риск?

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции: одна — для начинающего предпринимателя и другая — для действующего предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

Возможности фирмы (резюме).

Виды товаров (услуг).

Рынки сбыта товаров (услуг).

Конкуренция на рынках сбыта.

План маркетинга.

План производства.

Организационный план.

Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Оценка риска и страхование.

Финансовый план.

Стратегия финансирования.

В рекомендациях зарубежных и отечественных разработчиков бизнес-плана приводятся и другие разделы, в частности, инвестиционный план.

В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования фирмы разрабатываются:

программа деятельности фирмы;

цели фирмы;

стратегия фирмы.

По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. Резюме должно дать будущим кредиторам или инвесторам фирмы (в том числе и акционерам) ответы на вопросы:

что они получат при успешной реализации бизнес-плана;

каков риск потери ими денег?

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. Составлять бизнес-план должен сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы и независимых экспертов. Характер изложения должен быть деловым, понятным, объем небольшим, недостаточным, чтобы кредитор или инвестор мог составить представление о деятельности фирмы (в зависимости от поставленной цели).

В разделе бизнес-плана «Виды товаров (услуг)» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. В современной хозяйственной практике считается, что рационально поступает предприниматель, выбирающий товары и услуги, производство или оказание которых требует минимальной кооперации, поставок со стороны или когда достижима заменяемость исходного сырья и материалов. Фирма, которая стремится иметь стабильное положение на рынке, обычно занята производством нескольких видов товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

Раздел «Рынки сбыта товаров» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представлять, кто будет покупать его товар и где рыночная «ниша» его предприятия. При составлении этого раздела необходимо провести оценку потенциальной емкости рынка, потенциального объема продаж (предложения) и их реального объема, а также определить тип рынка, где реализуется основная часть товаров и услуг фирмы.

В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие из них будут наиболее действенными.


3. Маркетинговая деятельность на предприятии


Маркетинг представляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг необходим при следующих условиях:

при насыщении рынка товарами, т. е. при превышении предложения над спросом («рынок покупателя»);

острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;

свободных рыночных отношениях, т. е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;

полной самостоятельности предприятий.

При составлении плана маркетинга необходимо опираться на следующие принципы:

а) принцип понимания потребителя, основанный на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма ориентирована только на прибыль, а не на учет
запросов потребителя;

б) принцип борьбы за потребителя (клиента). Суть этого принципа - борьба за потребителя, а не сбыт товаров. Товары и услуги
в данном случае являются лишь средством для достижения цели,
а не самой целью;

в)принцип максимального приспособления производства к требованиям рынка ставит производство товаров и оказание услуг
в функциональную зависимость от запросов рынка и требует про
изводить товары в ассортименте и объеме, необходимом для потребителя.

В план маркетинга, как правило, включаются следующие вопросы:

цели и стратегия маркетинга;

ценообразование;

схема распределения товаров;

методы стимулирования продаж (сбыта);

организация послепродажного обслуживания клиентов;

реклама;

формирование общественного мнения о фирме и товарах.

При определении стратегии маркетинга необходимо исходить из пяти возможных концепций маркетинговой деятельности:

производственной — концепции совершенствования производства, утверждающей, что товары и услуги фирмы найдут сбыт на рынке, если они будут широко распространены и доступны по цене;

товарной — концепции совершенствования товара, в соответствии с которой на рынке найдут сбыт товары и услуги, отличающиеся наивысшим качеством, лучшими характеристиками и эксплуатационными показателями;

сбытовой — концепции интенсификации коммерческих усилий, согласно которой товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма затратит значительные усилия на сферу сбыта и стимулирование продаж;

потребительской — традиционной маркетинговой концепции, утверждающей, что товары и услуги найдут сбыт на рынке, если фирма правильно определит потребности целевых рынков и удовлетворит их более эффективно и продуктивно, чем конкуренты;

социально-этической — концепции, состоящей в применении маркетинга при условии удовлетворения потребностей как покупателей товара, так и общества в целом.

В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы обычно входят:

изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;

анализ рыночных возможностей фирмы (доля рынка);

оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;

анализ используемых форм и каналов сбыта;

оценка используемых фирмой методов ценообразования;

мероприятия по продвижению товаров (услуг) на рынок (позиционирование);

изучение конкурентов;

выбор рыночной «ниши» (сегментирование рынка).

Основополагающими элементами комплекса маркетинга являются доля рынка, сегментирование и позиционирование товара. Доля рынка фирмы — это часть рынка отрасли, которая используется фирмой для продажи своих товаров. Сегментирование рынка состоит в разделении общей совокупности потребителей на определенные группы покупателей (сегменты), различающиеся по целому ряду факторов (социальное положение, уровень доходов, профессия, семейное положение, возраст и т. д.) и имеющие сходные потребительские запросы и предпочтения. Позиционирование товара — мероприятия по продвижению товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.

Ценообразование. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование, выработка ценовой политики фирмы, которая заключается в установлении и изменении цен в зависимости от ситуации на рынке, что позволяет сохранять определенную долю рынка и получать прибыль. Цена товара может определяться исходя из:

себестоимости продукции;

цены конкурентов на аналогичный товар;

уникальных свойств товара;

цены, определяемой спросом на данный товар.

На основе себестоимости обычно устанавливается минимально возможная цена товара, соответствующая наименьшим издержкам производства. На базе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен на товар. Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными свойствами. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка данных товаров, могут колебаться в широком диапазоне — от минимальных (покрывающих издержки производства и даже ниже издержек) до максимальных (обеспечивающих максимальную прибыль).

Схема распределения товаров. Важным элементом плана маркетинга является схема распределения товаров, т. е. организация каналов сбыта. Канал сбыта — путь, по которому товары движутся от производителя к потребителям. Уровень канала сбыта — это любой посредник, выполняющий ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю. Посредником при одноуровневом канале на рынке потребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначения — агент по сбыту или брокер (посредник). При двухуровневом канале посредниками на рынке потребительских товаров становятся оптовый и розничный торговцы, а на рынке промышленных товаров — промышленный дистрибьютор (торговец) и дилер (оптовый или розничный торговец). При трехуровневом канале посредник — мелкий оптовик. Для повышения эффективности маркетинга необходимо выбрать наилучшую комбинацию из нескольких каналов распределения товара.

Методы стимулирования продаж (сбыта). Методы стимулирования продаж (сбыта) являются еще одним элементом плана маркетинга. Стимулирование сбыта — это разнообразные действия, способствующие совершению покупки. К ним относятся:

стимулирование потребителей;

стимулирование сферы торговли;

стимулирование торгового персонала фирмы. Организация послепродажного обслуживания клиентов. В план

маркетинга включаются мероприятия по организации послепродажного обслуживания клиентов, в том числе гарантийное и постгарантийное обслуживание, доставка, упаковка и т. д.

Реклама. Реклама — еще один раздел плана маркетинга. Главной функцией рекламы является индивидуализация продукта, однако реклама — дорогостоящее мероприятие. Многообразие видов рекламы можно свести к пяти видам:

1) информативная;

2) избирательная (на определенный сегмент);

3) сравнительная;

4) напоминающая;

5) подкрепляющая.

В структуре рекламы можно выделить следующие пять основных моментов:

способность привлечь внимание;

сила эмоционального воздействия;

сила воздействия на фактическое поведение;

информативность;

способность вызвать желание прочитать рекламное сообщение
до конца.

Можно также сформулировать пять основных принципов разработки рекламы:

то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти;

то, о чем говорится в начале и конце сообщения, запоминается лучше, чем то, о чем говорится в середине;

если материал разнообразен или необычен, он запоминается лучше;

информация легче запоминается и лучше воспринимается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям или мнениям;

необходимо учитывать основные тенденции общественной жизни.

Формирование общественного мнения о фирме и товарах. Задача формирования общественного мнения о фирме и товарах (паблисити) также включается в план маркетинга. Эта задача решается путем формирования и поддержания благоприятного отношения к фирме широких масс населения, учреждений и организаций; презентаций и выставок; институциональной рекламы (престижной, фирменной, корпоративной); оказания консультационных услуг.


4. Учетная политика предприятия


Учетная политика предприятия определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 1994 г. В соответствии с этим положением каждая конкретная организация получила возможность самостоятельно выбирать способы ведения бухгалтерского учета — от первичного наблюдения, стоимостного измерения и текущей группировки до итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной или иной) деятельности. Учетная политика должна быть зафиксирована документально, утверждена приказом (или другим распоряжением) лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета. Объявленная организацией учетная политика применяется со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) последовательно в течение ряда лет.

Изменения в учетной политике организации могут иметь место в ряде случаев, а именно при:

реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении);

смене собственников;

изменениях законодательства и системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;

разработке новых способов бухгалтерского учета или существенном изменении условий деятельности организации.

Организациям запрещено изменять учетную политику в течение одного года (за исключением указанных случаев). Изменения в учетной политике при переходе к новому отчетному году должны быть документально обоснованы и представлены в налоговые органы. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие основные факторы:

форма собственности и организационно-правовая форма
предприятия;

его отраслевая принадлежность или вид деятельности (туризм, гостиничное хозяйство, общественное питание, торговля, производственная, посредническая и др.);

масштаб производства, численность работающих;

степень самостоятельности в принятии решений в политике ценообразования;

материальная база для обработки информации и т. д.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определил основные элементы учетной политики, которую утверждают руководители организации:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учету и отчетности. Рабочий план может быть установлен в соответствии с законодательством или разработан предприятием самостоятельно. Рабочий план счетов является определяющим в системе бухгалтерского учета;

формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации, методы оценки видов имущества и обязательств. Нормативным документом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г.;

правила документооборота и технология обработки учетной информации. Нормативным документом является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1983 г. Существуют также альтернативные способы обработки учетной информации: самостоятельным структурным подразделением предприятия — бухгалтерией, специализированной профессиональной организацией на договорной основе, квалифицированным специалистом на договорной основе;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, например, техника ведения и формы бухгалтерского учета. Альтернативными способами техники и форм ведения бухгалтерского учета являются журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная и упрощенная.

Каждая организация обязана установить перечень конкретных элементов учетной политики, по каждому из этих элементов выбрать способ учета, существенно влияющий на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности. Основными элементами учетной политики являются:

способы начисления износа основных средств;

способы начисления амортизации нематериальных активов и погашения стоимости иных активов;

способы оценки производственных запасов;

группировка и включение затрат в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);

способы определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

способы определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для целей налогообложения и другие способы, отвечающие требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

К элементам учетной политики также могут относиться:

оценка товаров (приобретенных для реализации и сбыта);

начисление резервов;

начисление износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

распределение и использование чистой прибыли (альтернативные способы: путем создания фондов потребления, накопления и др. или без создания фондов);

оценка кредиторской задолженности (альтернативные способы: без учета или с учетом причитающихся к выплате процентов);

учет курсовой разницы (альтернативные способы: путем отнесения на счет прибылей и убытков в отчетном периоде или путем накопления в течение года на счете доходов будущих периодов с отнесением в конце года на счет прибылей и убытков);

распределение косвенных расходов (альтернативные способы: по величине заработной платы работников основного производства, общих прямых затрат, выручки от реализации продукции).


Список литературы


1. Берзинь Н.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 2007.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2006.

5. Казанцев А.К., Серова М.С. Основы производственного менеджмента: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.