Государственные деятели времён правления Александра І
Министерство общего и профессионального образования РФ
Обнинский институт атомной энергетики
Кафедра философии и социальных наук
Реферат по отечественной истории
“Государственные деятели времён правления Александра І”
Обнинск 2001
Содержание.
|
3 |
|
5 |
|
7 |
3.1. Проект государственного устройства | 7 |
3.1.1. Деление общества по Сперанскому | 7 |
3.1.2. Реформа государственного управления | 8 |
3.2. Правительственная деятельность Сперанского | 9 |
3.3. Отстранение Сперанского с государственной службы | 10 |
|
12 |
4.1. Проект реформы освобождения крепостных крестьян | 12 |
4.1.1. Оценка проекта крестьянской реформы Аракчеева | 12 |
4.2. Учреждение военных поселений | 13 |
4.3. Личность Аракчеева как государственного деятеля | 14 |
|
15 |
|
16 |
- Краткая биография М.М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839) – выдающийся государственный деятель России времен царствования Александра I и Николая I, граф, камергер двора – родился в семье сельского священника первого января 1772 года.
Первоначальное образование получил во Владимирской духовной семинарии. В результате, как один из лучших учеников был направлен для дальнейшего обучения в Петербургскую духовную академию, по окончании которой был оставлен при той же академии преподавателем математики, физики, философии, красноречия.
С 1799 года Сперанский находился на государственной службе в должности заведующего канцелярией генерал – прокурора Российской империи. В 1803 –1807 гг. Сперанский работал директором департамента министерства внутренних дел. В эти годы Сперанский составил несколько «записок» (проектов), среди которых и «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений» (1803 года.). Благодаря своему выдающемуся государственному уму, обширным познаниям, и необычайной работоспособности, Сперанский быстро сделал себе блестящую карьеру. Все важные законы, начиная с 1802 года, составлялись или редактировались Сперанским.
1807 – 1811гг. были временем могущества и славы Сперанского, который стал первым лицом в государстве после императора. В 1807 году Сперанский назначен на пост статс-секретаря Александра I, с 1808 года он член Комиссии составления законов и товарищ министра юстиции. В конце 1808 года Сперанский принимал участие во встрече Александра I с Наполеоном в Эрфурте, на которой Наполеон очень высоко оценил Сперанского, сказав, что он – “единственно светлая голова в России”.
По возвращении из Эрфурта Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года было составлено “Введение к уложению государственных законов”. Это был проект реформ, которые должны были быть проведены сверху и сохраняли при этом самодержавную власть царя. Александр 1 признал проект "удовлетворительным и полезным".1
Но этот проект встретил сильное противодействие консервативных кругов, требовавших укрепления самодержавия, как гаранта единства государства. По интригам и доносам в середине марта 1812 г. Сперанский был отправлен в отставку и сослан, сначала в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем, по новому доносу в Пермь. Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание под полицейским надзором в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он встречался с Аракчеевым А.А. и через него ходатайствовал перед Александром I о своем полном "прощении".1
При содействии Аракчеева Сперанский был назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссии составления законов, получил земли пензенской губернии.
13.12.1825 Сперанский составляет проект манифеста о вступлении на престол Николая І, позже был введён в состав Верховного суда над декабристами. С 1826г. возглавляет 2ое отделение императорской канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. В 1830г. Сперанский составил и издал 45 томное "Полное собрание законов Российской империи", в которое были включены законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича(1649) до конца царствования Александра І. По инициативе Сперанского в 1834г. была учреждена "Высшая школа правоведения", для подготовки квалифицированных юристов.2
- Краткая биография А.А. Аракчеева.
Аракчеев Алексей Андреевич (1769 – 1834) был видным военным и государственным деятелем при Павле I и Александре I. Родился в семье мелкопоместных дворян Тверской губернии 23 сентября 1769 г. После обучения у сельского дьячка грамоте и арифметике был в 1783 г. отдан в шляхетский артиллерийский и инженерный корпус в Петербурге, где своими «успехами в учении» обратил на себя внимание начальства. А уже через 7 месяцев был переведен в «верхние классы» и вскоре привлечен в помощь офицерам корпуса для обучения «младших своих товарищей». В этой работе Аракчеев отличался строгостью и взыскательностью. По окончании корпуса в 1787 г. Аракчеев в чине армейского поручика был оставлен преподавателем арифметики, геометрии и артиллерии.
В1791 г. Аракчеев по рекомендации начальника корпуса генерала П.И. Мелиссино определен на службу к наследнику престола Павлу в Гатчину, где быстро снискал своей распорядительностью его благоволение. Павел возложил на него инспекцию гатчинской пехоты, артиллерии и обязанности коменданта Гатчины. По вступлении на престол Павла I, Аракчеев был произведен в генерал-майоры и назначен комендантом Петербурга, а в день коронации (05.04.1797 г.) ему было пожаловано богатое имение Грузино под Петербургом. В этот же день Аракчеев назначается генерал - квартирмейстером и получает право «отдавать распоряжения по армии» от имени императора, становится приближенным к нему лицом. Однако, несмотря на все успехи в продвижении по службе, Аракчеев дважды (в 1798 и 1799 гг.) впадал в немилость: отстранялся от дел за упущения по службе.
В 1803 г. Александр I вызвал Аракчеева в Петербург и вновь назначил его инспектором всей артиллерии. На этом посту Аракчеев много сделал для реорганизации артиллерии и модернизации ее материально-технической части. В 1807 г. Аракчеев был назначен генерал – инспектором всей пехоты и артиллерии, а в 1808 г. – военным министром, но в октябре 1810 г. добровольно ушел в отставку и поселился в своем имении. В начале Отечественной войны 1812 г. Аракчеев стал снова неотлучно находиться при Александре I, выполняя фактически обязанности начальника главного штаба.1
В 1816 г. по инициативе Александра I в России стали вводиться военные поселения, во главе которых был поставлен Аракчеев, который жестоко усмирил протестовавших против обращения в военных поселян крестьян и казаков. В 1819 г. он учинил жестокую расправу над военными поселянами в Чугуеве.
В конце царствования Александра I Аракчеев сделался всесильным временщиком с самыми широкими полномочиями. Он занимал посты председателя военного департамента Государственного совета (с 1810 г.), председателя Комитета о раненых и начальника Собственной его императорского величества канцелярии (с 1814 г.), «главного над военными поселениями начальника» (с 1819 г.), руководил Комитетом министров.1
С 1822 г. Аракчеев становится единственным докладчиком по большинству министерств и ведомств, и даже по делам Святейшего Синода. В 1818 г. по поручению императора Аракчеев участвовал в разработке проекта освобождения крепостных крестьян (предлагал постепенно выкупать их с небольшими наделами в казну). В 1825 г. на Аракчеева была возложена обязанность возглавить секретное дело о раскрытии заговора декабристов по поступившим на них доносам, однако «по семейным обстоятельствам» в конце 1825 г. он устранился от всех дел.
В начале 1826 г. Николай I отправляет Аракчеева в отпуск «по болезни». И Аракчеев уезжает в Карлсбад, по возвращении, в 1826 г., получает полную отставку. Аракчеев поселяется в своем имении Грузине, где занимается устройством своего хозяйства.2
Государственная деятельность М.М. Сперанского
во время царствования Александра I.
3.1. Проект государственного устройства.1
Годы 1807 – 1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского.
Один из крупнейших государственных умов России XIX в., Сперанский при Александре получил значение чрезвычайно разностороннее. В первую пору своей близости к государю он предназначался, по-видимому, к тому, чтобы заменить собой павший интимный комитет. Практик и даже канцелярист, он представлялся способным на деле осуществить реформу, о которой мечтал Александр I. Александр вручил ему бумаги комитета, изложил свои намерения и дал полномочие из огромного числа мыслей, речей и проектов создать деловой, приспособленный к русской практике план преобразования государственного порядка. Так возник знаменитый “проект” Сперанского. В то же время разносторонность талантов Сперанского, соединявшего в себе ум теоретика – систематика со способностями администратора – практика, привела к тому, что под его влияние попала вся текущая деятельность правительства до внешней политики включительно. Сперанский явился кодификатором и финансистом; ему было поручено устройство финляндских дел; он проектировал отдельные мероприятия самого разнообразного содержания; он пересматривал и переустраивал действующие учреждения. Словом, он занимался всем, что интересовало государя, и стал влиятельнейшим фаворитом, умевшим, однако, держаться не только скромно, но даже уединенно.
Проект государственного устройства Сперанского, или «Введение к уложению государственных законов», имеет задачей реформу общественного строя и государственного управления.
3.1.1. Деление общества по Сперанскому.2
Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:
Права гражданские общие, всем подданным принадлежащие;
Права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
Права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность.
Из сего происходит следующее разделение состояний:
Дворянство;
Люди среднего состояния;
Народ рабочий».
Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические «не иначе как на основании собственности».
Люди среднего состояния имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют по их собственности. Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.
Если мы будем помнить, что Сперанский подразумевает под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами – участие в государственном управлении, то поймем, что проект Сперанского отвечал либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству. Но вместе с тем, рисуя две «системы» коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую – как облекающую самодержавную власть внешними формами закона с сохранением ее существа и силы. Указывая, что вторая система существует во Франции (которой тогда был увлечен Александр I), Сперанский как бы соблазнял Александра следовать именно этой системе, ибо при ней законом созданное правительство на деле было бы под влиянием и в полной зависимости от самодержавной власти. С другой стороны, в сфере «особенных» гражданских прав, принадлежавших одному дворянству, Сперанский сохранял право приобретать недвижимую собственность, но управлять ею не иначе, как по закону. Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно было пользоваться в любую сторону. Устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». Говоря о «народном представлении», Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен по исполнению.
3.1.2. Государственное управление (схема государственного управления - см. приложение на стр.14).1
Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии, губернии - на округа, округа - на волости. В законодательном порядке из всех землевладельцев в волости составляется волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружнуюдуму; в округе такая же роль принадлежит окружнойдуме, состоящей из депутатов волостных дум, а в губернии – губернскойдуме, состоящей из депутатов окружных дум. Губернские думы посылают своих депутатов в Государственнуюдуму, составляющую законодательное сословие империи. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который «есть верховное судилище для всей империи». В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственнымсоветом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления, и составляется из особ, назначаемых государем.
Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г. В новый год, 1 января 1810 г., был открыт в преобразованном виде Государственный совет, в 1811 г. были преобразованы министерства. Но далее дело не пошло, а в 1812 г. Сперанский уже лишился доверия государя, и настала новая эпоха в жизни Александра I.
Если бы роль Сперанского ограничилась составлением проекта преобразований, о Сперанском можно было бы говорить немного, так как его проект остался без всякого влияния на строй общества и государства. Значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений: он служил показателем известного направления в русском обществе и возбудил против себя протест представителей других направлений. Известна записка Н.М.Карамзина «О древней и новой России», поданная императору Александру против проекта Сперанского. Охранительный тон этой записки и ее резкость вызвали неудовольствие Александра I,; но Карамзин метко указывал на то, что Сперанский спешил с общей реформой в духе произвольного заимствования со стороны, от той самой Франции, которую все русское общество считало тогда очагом политических и социальных опасностей. Быть может, реформа Сперанского потому и не была осуществлена, что Александр I боялся ее скороспелости и убедился в ее непопулярности среди окружающих его сановников и чиновников, не любивших Сперанского.
3.2. Правительственная деятельность Сперанского.1
Гораздо действительнее были работы Сперанского в сфере текущей правительственной деятельности. В звании товарища министра юстиции Сперанский заведовал комиссией законов, которая подготовляла проект нового гражданского уложения, составленный под очевидным влиянием французского «Кодекса Наполеона». Внесенный в государственный совет, этот проект, однако, не получил санкции. Хотя отношение современников и ученых к проекту кодекса никогда не было благоприятным, однако, нельзя не признавать некоторого значения в истории русской кодификации за первыми работами в этой сфере Сперанского. Для самого же Сперанского его первые законодательные работы были подготовкой к позднейшим его трудам по составлению Свода законов. Привлеченный императором Александром к устройству управления в новоприобретенной Финляндии, Сперанский сопровождал Александра I во время его поездки на сейм в Борго, редактировал его сеймовые речи, писал проекты устройства финляндского сената, руководил комиссией финляндских дел, образованной в Петербурге. Та самая гибкость и неопределенность политических понятий о верховной власти и о народном «представлении», которую мы видели в общем проекте Сперанского, наблюдается в актах о Финляндии, редактированных Сперанским. Верный своей мысли о законодательном сословии, которое на самом деле было под влиянием и в совершенной зависимости от самодержавной власти, Сперанский так стремился поставить и финляндский сейм, учрежденный, но не действовавший при Александре. Одновременно с делами финляндскими, получив с 1809 г. влияние в сфере финансового управления, Сперанский и здесь сумел оставить яркий след своего ума и энергии.
Финансы России определялись так: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и ни малейшего запасного фонда. Сперанскому предстояло найти выход из положения, неправильность которого создалась еще в XVIII в. Манифестом 3-го февраля 1810 г. было, между прочим, установлено: признать ассигнации государственным долгом, обеспеченным «на всех богатствах империи»; новый выпуск ассигнаций пресечь; государственные расходы по возможности сократить, а доходы увеличить через временные прибавки в податях; публиковать ежегодно роспись государственных расходов и доходов. Начала, изложенные в этом манифесте, легли в основание ряда огромных финансовых операций 1810 –1812 гг., руководимых Сперанским и знаменовавших собой перелом в отношении власти к финансовым задачам государства. Можно сказать, что в эту пору действий Сперанского, сформировались идеи и подготовлены были люди, с которыми была проведена позже финансовая реформа Канкрина.
Указывают обыкновенно на редактированные Сперанским распоряжения 1809 г. о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины, как на причину нелюбви к Сперанскому знати и чиновничества. Указ о придворных званиях признал их отличиями, не приносящими никакого чина. Указ об экзаменах на чины поставил производство в чины VIII и старших классов в зависимость от образовательного ценза. Может быть, неудовольствие потерпевших от новых служебных порядков и сыграло свою роль в падении Сперанского; но, во всяком случае, его падение последовало много спустя после указов 1809 г. и совершилось совсем внезапно.
3.3. Отстранение Сперанского от государственной службы.1
Государь в марте 1812 г. выслал Сперанского в Нижний Новгород, а оттуда – в Пермь.
Удаление Сперанского стояло в несомненной связи с переменой во внешней политике Александра I. Переход от вражды к сближению с Францией, разрыв со старыми союзниками, тяжести континентальной системы и непрерывных войн, французское влияние на внутренние дела, проводником которого считали именно Сперанского, - все это очень влияло на общественное настроение и вызывало ропот. Когда добрые отношения Александра и Наполеона стали портиться, вражда русского общества к Наполеону и Франции достигла большого напряжения, а Сперанский в общественном мнении стал почитаться уже прямо изменником. Как первое лицо в пору сближения с Францией, Сперанский стал как бы символом этого сближения и должен был, конечно, сойти со сцены при перемене политического фронта.
В 1812 г. обозначилась новая перемена в Александре. Как раньше друзья по интимному комитету убедились в непрочности его дружбы, так теперь пришлось в этом убедиться Сперанскому. Прощаясь со Сперанским со слезами, Александр I имел вид человека, уступающего необходимости пожертвовать им без проверки обвинений, возведенных на него доносами. За глаза же Александр давал волю негодованию на Сперанского и даже говорил о смертной казни.
- Государственная деятельность А.А. Аракчеева.
После окончания Отечественной войны 1812 г. многие в России ожидали перемен. Прежде всего, на эти перемены надеялись крепостные, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти.
4.1. Проект Аракчеева по освобождению крепостных крестьян.1
Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву, оговорив при этом, что не должно быть никаких «стеснительных и насильственных» для помещиков мер.2 В основе проекта лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получать земельный надел не менее двух десятин (по существу это был нищенский надел).
Обсуждение проекта происходило в обстановке секретности. Министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан специальный комитет для разработки нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектами и запер их в своем письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.
4.1.1. Оценка проекта крестьянской реформы Аракчеева.3
Таким образом, Аракчеев был одним из первых, кто попытался предложить принцип, заложенный впоследствии в реформу 1861 г. Конечно, спустя полвека крестьянская реформа была проведена на совершенно иных условиях, но принцип – освобождение с землей за выкуп при непосредственном участии государства – остался неизменным.
Рассмотрим более подробно, что же за освобождение предлагалось в проекте? С точки зрения Аракчеева, ликвидация помещичьей крепостной деревни означала, несомненно, решение крестьянского вопроса в целом. Если бы все помещичьи крестьяне оказались, в конце концов, собственностью казны, то принимавшая все более угрожающий характер проблема «помещик и крепостной» перестала бы существовать. Однако государственные крестьяне в России представляли собой одну из категорий крепостного населения страны, являясь составной частью системы государственного феодализма. Поэтому, будь даже и осуществлен, проект Аракчеева вовсе не ликвидировал бы крепостное право в масштабах всей страны, хотя и привел бы к изменению положения крепостных крестьян. Проект Аракчеева не предусматривал абсолютно никаких мер, которые бы заставили помещиков продавать крестьян. Но, исходя из этого, нельзя сказать, что проект был нереален. Напротив, проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 г., привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждены были закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных хозяйств.
Эта реформа была рассчитана на очень длительный срок и, двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы всех крепостных и к 2018 г. Решение крестьянского вопроса не могло ожидать такого срока. Наверняка это было ясно и Аракчееву. На что же он рассчитывал, выдвигая свой проект? На желанные для Александра I постепенность и добровольность реформы крепостной деревни и, скорее всего, на то, что, начавшись, реформа обнаружит выгодные для помещиков стороны. Александр I тогда медленные первоначальные темпы могли бы смениться иными.
4.2. Учреждение военных поселений.1
Не оставивший еще мысли об «Уставной грамоте» Александр в последние годы своего царствования на деле далеко отошел от настроений молодых лет, стал равнодушен к внутренним делам и вопросам текущего управления. Текущую административную работу он возложил на графа Аракчеева и вполне доверился своему любимцу, с которым его еще в юности связывали какие-то таинственные нити.
Аракчеев превратился во временщика и возбудил к себе общую ненависть, не только кичливостью и мелким злопамятством, но и общим приемом управления, невежественным, грубым и жестоким, являвшим собой безобразную реакцию по отношению ко всему тому, что прельщало общество в первые годы правления Александра. Люди разных положений и направлений одинаково осуждали Аракчеева, называя его «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», но никто не мог с ним бороться. Настал тяжелый режим, напоминавший предыдущее царствование, в особенности тем, что на первый план вышли внешние мелочи военно-казарменного быта.1
На Аракчеева, как самого преданного сотрудника, Александр I возложил осуществление плана устройства военных поселений.
Целая треть русской армии была переведена в новые условия быта поселенных войск. Условия эти сводились к тому, чтобы устроить войска, не отрывая солдат в мирное время от их семей и хозяйства, и облегчить государственную казну, возложив расходы по продовольствию войск на тот самый округ, в котором войска поселены. Жители местностей, назначенных для водворения войск, зачислялись в «военные поселяне» и подчинялись военному управлению, а сыновья их зачислялись в «кантонисты» и служили для пополнения войск. При Аракчееве были созданы поселения в Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской и Екатеринославской губерниях.
В селения вводились воинские части, и все жители переводились на военное положение. В военных поселениях сносились крестьянские избы и строились одинаковые дома, рассчитанные на четыре семьи, которые должны были вести общее хозяйство. Весь быт военных поселян был мелочно прописан. Отступления от расписания строго карались. Основным занятием были военные учения. Особенно большие притеснения испытывали зажиточные крестьяне, державшиеся более независимо. Аракчеев считал, что «нет ничего опаснее богатого поселянина».
При большом своем развитии поселения представляли собой сложную и крупную реформу, ломавшую быт значительной части населения, возбуждавшую серьезное неудовольствие попавших под реформу лиц.
Таким образом, создание военных поселений было крупнейшим и реакционнейшим по существу государственным преобразованием, означавшим на деле двойное закрепощение крестьянства. Формально освобожденные от крепостной зависимости, военные поселяне оказались прикрепленными к земле даже прочнее, чем раньше. Поселянин был лишен возможности уходить на заработки, заниматься торговлей и промыслами.
Кроме хозяйственной кабалы, военный поселянин пожизненно и наследственно попадал в кабалу армейскую, превращаясь в солдата. Наряду с обычной крестьянской работой он должен был выполнять все требования строевой жизни.
В условиях палочной дисциплины, жестоких наказаний, постоянных и бессмысленных учений, где главным являлось механическое выполнение воинских артикулов, трудно было сказать, какая из двух неволь – солдатская или крестьянская – была тяжелее.
4.3. Личность Аракчеева, как государственного деятеля.2
Проект этой реформы и то, что во главе ее осуществления был поставлен Аракчеев, производили на общество впечатление самой решительной реакции.
Политической реальностью последних лет царствования Александра I стал, казалось бы, навсегда отошедший в прошлое фаворитизм. Реальная государственная власть от самодержца перешла полностью в руки всесильного временщика – Алексея Андреевича Аракчеева. Влияние Аракчеева на Александра I всегда было очень велико. Аракчеев был беспрекословным исполнителем предначертаний императора.
В последние годы царствования императора Александра I, Аракчеев выдвинулся на первое место, далеко оттеснив прежних советников царя. При всей своей неординарности это был человек, начисто лишенный качеств политического мыслителя. Хитрый, ловкий, умелый, жестокий – все что угодно, но только не политик, если понимать этот термин как синоним не царедворца, а государственного деятеля.
5. Приложение.
Система высшего и центрального управления в Российской империи в первой половине XIX века.
Император
Генерал-
прокурор
Управляющий
Обер-
прокурор
Председатель
Председатель
Министерства
военное
морское
коммерции
иностранных дел
Внутренних дел
финансов
юстиции
Народного просвещения
Список использованной литературы:
Буганов В.И., Зырянов П. Н. «История России: конец XYII-XIX век». - М.: «Просвещение»,1995.
Мироненко С.В. «Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века».- М.: «Наука», 1989.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России, учебник. – М.: «Проспект», 1999.
Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории». – М.: