Расчет грузоподъемных машин
машин" width="111" height="35" align="BOTTOM" border="0" />
Проверка
Изгибающие моменты
Крутящие моменты
Эквивалентные моменты
Эквивалентное напряжение1 в стенке
,
где
-
эквивалентный
момент сопротивления
поперечного
сечения барабана
изгибу
,
где
5.2.3 Прочность оси
Для изготовления
принимаем сталь
ГОСТ с пределом
текучести
МПа [ ].
Реакции опор
Проверка
Изгибающие моменты
Расчетное напряжение2
т
,
где
-
диаметр оси.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕЖКИ
Последовательность расчета
Выбор схемы механизма, ее описание.
Выбор массы тележки, ходовых колес и определение сопротивления передвижению.
Выбор электродвигателя, редуктора, муфт, тормоза.
Проверка двигателя на пусковой режим и устойчивость процесса пуска.
Проверка двигателя на нагрев.
Расчет ходовых колес.
Если по условиям
пуска получаются
неприемлемые
время пуска
и ускорение,
принять более
мощный двигатель,
проверить
пригодность
ранее принятых
редуктора (по
и
)
и тормоза (по
).
Методика расчета
Задано:
грузоподъемность
(т), скорость
передвижения
(
),
режим работы.
Схема1 механизма (рис.4).
Электродвигатель через муфту соединен с вертикальным редуктором ВК. Выходной вал редуктора муфтами и промежуточными валами соединен с ходовыми колесами.
Сопротивление передвижению
Масса тележки
[1.
с. 13].
Наибольшая нагрузка на одно колесо
где
-
количество
колес тележки;
принимаем
=
4.
Выбираем1
[1, табл.III.2.3] при
заданной скорости
передвижения
и режиме работы
колесо : диаметр
мм, допускаемая
нагрузка
кН, тип рельса
. В опорах колеса
установлены
подшипники2
(табл.П.10) с внутренним
диаметром
мм; диаметр
реборд
мм (табл.П.10).
Сопротивление передвижению с номинальным грузом
,
кН,
где
-
коэффициент
трения в опорах
колеса,
-
коэффициент
трения качения
колеса по рельсу,
-
коэффициент,
учитывающий
трение реборд
о рельс,
-
уклон пути;
принимаем
[1, с.33],
мм при
мм и рельсе1
с головкой [1,
табл.1.28],
при подшипниках
качения [1, с.33],
[1, табл. 2.10].
Выбор элементов привода
3.1 Электродвигатель
Статическая мощность привода
,
кВт ,
где
-
КПД механизма
передвижения;
принимаем
[1,
табл. 1.18]. Выбираем1
[1, табл.ІІІ.3.5] двигатель
: номинальная
мощность при
ПВ = %
кВт, частота
вращения
мин-1,
максимальный
(пусковой) момент
,
момент инерции
редуктора
,
мощность при
ПВ = 25%
кВт, диаметр
вала
, высота центров
мм [1, табл. ІІІ.3.6].
Условное обозначение: [1, с.38].
3.2. Редуктор
Частота вращения ходовых колес
,
мин-1
Передаточное отношение привода
Минимально возможное суммарное межосевое расстояние редуктора
Выбираем1
[ ] редуктор :
передающая
мощность
кВт при режиме
работы, частота
вращения
мин-1.
передаточное
число
,
диаметр входного
вала
мм [ ], диаметр
выходного вала
мм
[ ].
Фактическая скорость передвижения
,
3.3 Муфта на быстроходном валу
Номинальный момент на валу
Расчетный момент
,
где
-
коэффициент,
учитывающий
степень ответственности
механизма,
-
коэффициент,
учитывающий
режим работы;
принимаем [1,
табл.1.35]
,
.
Выбираем1
муфту [ ]: номинальный
момент
,
момент инерции
,
диаметр отверстий
и
мм.
3.4 Муфта на тихоходном валу
Расчетный момент
,
где
-
момент на валу
редуктора.
,
где
-
КПД редуктора;
принимаем
.
[1, табл. 1.18]
Выбираем
муфту [ ] ;
,
,
,
мм.
3.5 Тормоз
Максимально допустимое замедление при движении тележки без груза
где
-
число приводимых
колес,
-
коэффициент
сцепления
ходовых колес
с рельсами;
принимаем
,
[1, с.33].
Время торможения
Сопротивление1 передвижению тележки без груза при торможении
Тормозной момент при движении без груза
Выбираем2
тормоз с тормозным
моментом
,
который следует
отрегулировать
до
.
Рекомендуемая
длина пути
торможения
[1, табл. 1.23],
где
.
Фактическая длина пути торможения
Проверка пускового режима двигателя
Максимально допустимое ускорение при пуске
где
-
минимально
допустимое
значение коэффициента
запаса сцепления;
принимаем
[1, табл. 1.27].
Наименьшее допускаемое время пуска
Средний пусковой момент двигателя
где
-
минимальная
кратность
пускового
момента; принимаем
=
[1, с.35].
Сопротивление передвижению при работе без груза
Статический момент при работе без груза
Момент инерции вращающихся масс привода
Фактическое время1 пуска при работе без груза
Фактическое ускорение2 при пуске и работе без груза
Фактический запас3 сцепления приводных колес с рельсами при работе без груза
Проверка1 двигателя на нагрев
Статический момент на валу двигателя при номинальной нагрузке
Коэффициент перегрузки двигателя
Перегрузочная способность двигателя
Момент инерции движущихся масс, приведенный к валу двигателя
Время пуска
где
-
относительное
время пуска2;
принимаем при
и
[ ],
.
Среднее время рабочей операции
,
где
-
средний путь1
передвижения
тележки.
Расчетный
коэффициент
.
Эквивалентная по нагреву мощность2 при ПВ = 25%.
где
-
коэффициент,
учитывающий
относительную
продолжительность
включения,
-
коэффициент3
влияния пускового
момента на
эквивалентную
мощность; принимаем
[1, табл. 1.32] при режиме
работы,
при
[1, рис. 1.6, кривая
].
Узел ходовых колес
Нагрузка1 на одно колесо
Расчетная нагрузка
где
-
коэффициент
режима работы,
-
коэффициент,
учитывающий
переменность
нагрузки; принимаем
[5, табл. 34],
Напряжение смятия [5, с. 116]
Подшипники опор2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин.-Мн.: Высшая школа, 1983-350 с., ил.
Погорелов С.В. Методические указания по конструктированию узлов тележки электромостового крана – Запорожье: ЗИИ, 1990-72 с., ил.
ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры».
Перель Л.Я. Подшипники качения. Справочник – М.: Машиностроение, 1983-543 с., ил.
Расчеты грузоподъемных и транспортирующих машин. Иванченко Ф.К. и др. – К.: Выща школа, 1978-576 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица П.1
Размеры канатных блоков, мм
Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы | Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы |
От 11 до 14 |
320-400 450 |
60 70 |
Свыше 14 до 20 |
320, 400, 450 500, 560, 630 |
70 80 |
Таблица П.2
Крюки однорогие (ГОСТ 6627-74)
Номер заготовки крюка | Грузоподъемность для режимов, т | Размеры, мм | |||||||
Легкого, среднего | тяжелого |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 | 5.0 | 4.0 | 75 | 48 | 75 | М42 | 45 | 10 | 37.129 |
14 | 6.3 | 5.0 | 85 | 54 | 32 | М48 | 50 | 12 | 42.587 |
15 | 8.0 | 6.3 | 95 | 60 | 90 | М52 | 55 | 13 | 46.587 |
16 | 10.0 | 8.0 | 110 | 65 | 100 | М56 | 60 | 13 | 50.046 |
17 | 12.5 | 10.0 | 120 | 75 | 115 | М64 | 70 | 14 | 57.505 |
18 | 16.0 | 12.5 | 130 | 80 | 130 | Трап 70Х10 | 80 | 16 | 59.0 |
19 | 20.0 | 16.0 | 150 | 90 | 150 |
Трап 80Х10 |
90 | 18 | 69.0 |
20 | 25.0 | 20.0 | 170 | 102 | 164 | Трап 89Х12 | 100 | 20 | 77.0 |
21 | 32.0 | 25.0 | 190 | 115 | 184 | Трап 100Х12 | 110 | 23 | 87.0 |
Таблица П.3
Толщина серьги
Грузоподъемность
|
5.0 | 6.3 | 8.0 | 10.0 | 12.5 | 16.0 | 20 | 25 |
Толщина
серьги
|
10 | 12 | 14 | 16 | 16 | 18 | 20 | 24 |
Таблица П.4
Механические свойства материалов, МПа
Материал |
Предел
прочности
|
Предел
текучести
|
Предел
выносливости
|
СЧ 15-32 | 150 | - | - |
СЧ 18-36 | 180 | - | - |
ГОСТ 1050-74 | |||
20 | 420…500 | 250 | 170…220 |
45 | 610…750 | 360 | 250…340 |
ГОСТ 4543-61 | |||
40 | 730…1050 | 650…900 | 320…480 |
ГОСТ 380-60 | |||
Ст 3 | 380…470 | 210…240 | - |
Ст 5 | 500…620 | 260…280 | - |
Таблица П.5
Запас прочности
.
Тип крана | Режим работы | ||
Легкий | Средний | Тяжелый | |
Крюковой | 1.4 | 1.6 | 1.7 |
Магнитный | 1.3 | 1.5 | 1.6 |
Таблица П.6
Муфты зубчатые с тормозным шкивом
Параметры | Диаметр тормозного шкива, мм | |||
200 | 300 | 400 | 500 | |
Предельный момент [Т], Нм | 700 | 3150 | 5600 | 8000 |
Момент
инерции
кг м2 |
0.0763 | 0.471 | 1.375 | 3.56 |
Диаметр отверстия, мм шкива
полумуфты
|
50…69.5 40…55 |
50…69.5 40…55 |
60…89.5 55 |
90 65 |
Таблица П.7
Муфта зубчатая типа МЗП ГОСТ 5006-55
Номер муфты | Диаметр отверстия полумуфты, не более, мм |
Предельный момент [Т], Н . м |
Момент
инерции
кг . м2 |
|
Зубчатой
|
|
|||
1 | 40 | 60 | 700 | 0.061 |
2 | 50 | 70 | 1400 | 0.1195 |
3 | 60 | 90 | 3150 | 0.2215 |
4 | 75 | 100 | 5600 | 0.458 |
5 | 90 | 120 | 8000 | 0.891 |
Таблица П.8
Масса и подъемная сила электромагнитов
Тип электромагнита |
Масса
|
Подъемная
сила
|
М22 | 0.55 | 60.0 |
М42 | 1.56 | 160.0 |
М62 | 5.20 | 300.0 |
М62 Б | 3.50 | 200.0 |
ПМ 15 | 1.55 | 100.0 |
Таблица П.9
Диаметр и предельная консольная нагрузка выходного вала редуктора типа Ц2
Суммарное
межосевое
расстояние
|
Диаметр
|
Консольная
нагрузка
|
||
Легкий | средний | тяжелый | ||
250 | 75 | 12 | 18 | 12.5 |