Расчет грузоподъемных машин
машин" width="111" height="35" align="BOTTOM" border="0" />
Проверка
Изгибающие моменты
Крутящие моменты
Эквивалентные моменты
Эквивалентное напряжение1 в стенке
,
где - эквивалентный момент сопротивления поперечного сечения барабана изгибу
,
где
5.2.3 Прочность оси
Для изготовления принимаем сталь ГОСТ с пределом текучести МПа [ ].
Реакции опор
Проверка
Изгибающие моменты
Расчетное напряжение2
т ,
где - диаметр оси.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕЖКИ
Последовательность расчета
Выбор схемы механизма, ее описание.
Выбор массы тележки, ходовых колес и определение сопротивления передвижению.
Выбор электродвигателя, редуктора, муфт, тормоза.
Проверка двигателя на пусковой режим и устойчивость процесса пуска.
Проверка двигателя на нагрев.
Расчет ходовых колес.
Если по условиям пуска получаются неприемлемые время пуска и ускорение, принять более мощный двигатель, проверить пригодность ранее принятых редуктора (по и ) и тормоза (по ).
Методика расчета
Задано: грузоподъемность (т), скорость передвижения (), режим работы.
Схема1 механизма (рис.4).
Электродвигатель через муфту соединен с вертикальным редуктором ВК. Выходной вал редуктора муфтами и промежуточными валами соединен с ходовыми колесами.
Сопротивление передвижению
Масса тележки [1. с. 13].
Наибольшая нагрузка на одно колесо
где - количество колес тележки; принимаем = 4.
Выбираем1 [1, табл.III.2.3] при заданной скорости передвижения и режиме работы колесо : диаметр мм, допускаемая нагрузка кН, тип рельса . В опорах колеса установлены подшипники2 (табл.П.10) с внутренним диаметром мм; диаметр реборд мм (табл.П.10).
Сопротивление передвижению с номинальным грузом
, кН,
где - коэффициент трения в опорах колеса, - коэффициент трения качения колеса по рельсу, - коэффициент, учитывающий трение реборд о рельс, - уклон пути; принимаем [1, с.33], мм при мм и рельсе1 с головкой [1, табл.1.28], при подшипниках качения [1, с.33], [1, табл. 2.10].
Выбор элементов привода
3.1 Электродвигатель
Статическая мощность привода
, кВт ,
где - КПД механизма передвижения; принимаем [1, табл. 1.18]. Выбираем1 [1, табл.ІІІ.3.5] двигатель : номинальная мощность при ПВ = % кВт, частота вращения мин-1, максимальный (пусковой) момент , момент инерции редуктора , мощность при ПВ = 25% кВт, диаметр вала , высота центров мм [1, табл. ІІІ.3.6].
Условное обозначение: [1, с.38].
3.2. Редуктор
Частота вращения ходовых колес
, мин-1
Передаточное отношение привода
Минимально возможное суммарное межосевое расстояние редуктора
Выбираем1 [ ] редуктор : передающая мощность кВт при режиме работы, частота вращения мин-1. передаточное число , диаметр входного вала мм [ ], диаметр выходного вала мм [ ].
Фактическая скорость передвижения
,
3.3 Муфта на быстроходном валу
Номинальный момент на валу
Расчетный момент
,
где - коэффициент, учитывающий степень ответственности механизма, - коэффициент, учитывающий режим работы; принимаем [1, табл.1.35] , .
Выбираем1 муфту [ ]: номинальный момент , момент инерции , диаметр отверстий и мм.
3.4 Муфта на тихоходном валу
Расчетный момент
,
где - момент на валу редуктора.
,
где - КПД редуктора; принимаем . [1, табл. 1.18]
Выбираем муфту [ ] ; , , , мм.
3.5 Тормоз
Максимально допустимое замедление при движении тележки без груза
где - число приводимых колес, - коэффициент сцепления ходовых колес с рельсами; принимаем , [1, с.33].
Время торможения
Сопротивление1 передвижению тележки без груза при торможении
Тормозной момент при движении без груза
Выбираем2 тормоз с тормозным моментом , который следует отрегулировать до .
Рекомендуемая длина пути торможения [1, табл. 1.23],
где .
Фактическая длина пути торможения
Проверка пускового режима двигателя
Максимально допустимое ускорение при пуске
где - минимально допустимое значение коэффициента запаса сцепления; принимаем [1, табл. 1.27].
Наименьшее допускаемое время пуска
Средний пусковой момент двигателя
где - минимальная кратность пускового момента; принимаем = [1, с.35].
Сопротивление передвижению при работе без груза
Статический момент при работе без груза
Момент инерции вращающихся масс привода
Фактическое время1 пуска при работе без груза
Фактическое ускорение2 при пуске и работе без груза
Фактический запас3 сцепления приводных колес с рельсами при работе без груза
Проверка1 двигателя на нагрев
Статический момент на валу двигателя при номинальной нагрузке
Коэффициент перегрузки двигателя
Перегрузочная способность двигателя
Момент инерции движущихся масс, приведенный к валу двигателя
Время пуска
где - относительное время пуска2; принимаем при и [ ], .
Среднее время рабочей операции
,
где - средний путь1 передвижения тележки.
Расчетный коэффициент .
Эквивалентная по нагреву мощность2 при ПВ = 25%.
где - коэффициент, учитывающий относительную продолжительность включения, - коэффициент3 влияния пускового момента на эквивалентную мощность; принимаем [1, табл. 1.32] при режиме работы, при [1, рис. 1.6, кривая ].
Узел ходовых колес
Нагрузка1 на одно колесо
Расчетная нагрузка
где - коэффициент режима работы, - коэффициент, учитывающий переменность нагрузки; принимаем [5, табл. 34],
Напряжение смятия [5, с. 116]
Подшипники опор2.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин.-Мн.: Высшая школа, 1983-350 с., ил.
Погорелов С.В. Методические указания по конструктированию узлов тележки электромостового крана – Запорожье: ЗИИ, 1990-72 с., ил.
ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры».
Перель Л.Я. Подшипники качения. Справочник – М.: Машиностроение, 1983-543 с., ил.
Расчеты грузоподъемных и транспортирующих машин. Иванченко Ф.К. и др. – К.: Выща школа, 1978-576 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица П.1
Размеры канатных блоков, мм
Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы | Диаметр каната | Диаметр по дну канавки | Длина ступицы |
От 11 до 14 |
320-400 450 |
60 70 |
Свыше 14 до 20 |
320, 400, 450 500, 560, 630 |
70 80 |
Таблица П.2
Крюки однорогие (ГОСТ 6627-74)
Номер заготовки крюка | Грузоподъемность для режимов, т | Размеры, мм | |||||||
Легкого, среднего | тяжелого | ||||||||
13 | 5.0 | 4.0 | 75 | 48 | 75 | М42 | 45 | 10 | 37.129 |
14 | 6.3 | 5.0 | 85 | 54 | 32 | М48 | 50 | 12 | 42.587 |
15 | 8.0 | 6.3 | 95 | 60 | 90 | М52 | 55 | 13 | 46.587 |
16 | 10.0 | 8.0 | 110 | 65 | 100 | М56 | 60 | 13 | 50.046 |
17 | 12.5 | 10.0 | 120 | 75 | 115 | М64 | 70 | 14 | 57.505 |
18 | 16.0 | 12.5 | 130 | 80 | 130 | Трап 70Х10 | 80 | 16 | 59.0 |
19 | 20.0 | 16.0 | 150 | 90 | 150 |
Трап 80Х10 |
90 | 18 | 69.0 |
20 | 25.0 | 20.0 | 170 | 102 | 164 | Трап 89Х12 | 100 | 20 | 77.0 |
21 | 32.0 | 25.0 | 190 | 115 | 184 | Трап 100Х12 | 110 | 23 | 87.0 |
Таблица П.3
Толщина серьги
Грузоподъемность , т |
5.0 | 6.3 | 8.0 | 10.0 | 12.5 | 16.0 | 20 | 25 |
Толщина серьги , мм |
10 | 12 | 14 | 16 | 16 | 18 | 20 | 24 |
Таблица П.4
Механические свойства материалов, МПа
Материал |
Предел прочности |
Предел текучести |
Предел выносливости |
СЧ 15-32 | 150 | - | - |
СЧ 18-36 | 180 | - | - |
ГОСТ 1050-74 | |||
20 | 420…500 | 250 | 170…220 |
45 | 610…750 | 360 | 250…340 |
ГОСТ 4543-61 | |||
40 | 730…1050 | 650…900 | 320…480 |
ГОСТ 380-60 | |||
Ст 3 | 380…470 | 210…240 | - |
Ст 5 | 500…620 | 260…280 | - |
Таблица П.5
Запас прочности .
Тип крана | Режим работы | ||
Легкий | Средний | Тяжелый | |
Крюковой | 1.4 | 1.6 | 1.7 |
Магнитный | 1.3 | 1.5 | 1.6 |
Таблица П.6
Муфты зубчатые с тормозным шкивом
Параметры | Диаметр тормозного шкива, мм | |||
200 | 300 | 400 | 500 | |
Предельный момент [Т], Нм | 700 | 3150 | 5600 | 8000 |
Момент инерции , кг м2 |
0.0763 | 0.471 | 1.375 | 3.56 |
Диаметр отверстия, мм шкива полумуфты |
50…69.5 40…55 |
50…69.5 40…55 |
60…89.5 55 |
90 65 |
Таблица П.7
Муфта зубчатая типа МЗП ГОСТ 5006-55
Номер муфты | Диаметр отверстия полумуфты, не более, мм |
Предельный момент [Т], Н . м |
Момент инерции кг . м2 |
|
Зубчатой |
||||
1 | 40 | 60 | 700 | 0.061 |
2 | 50 | 70 | 1400 | 0.1195 |
3 | 60 | 90 | 3150 | 0.2215 |
4 | 75 | 100 | 5600 | 0.458 |
5 | 90 | 120 | 8000 | 0.891 |
Таблица П.8
Масса и подъемная сила электромагнитов
Тип электромагнита |
Масса , т |
Подъемная сила , кН |
М22 | 0.55 | 60.0 |
М42 | 1.56 | 160.0 |
М62 | 5.20 | 300.0 |
М62 Б | 3.50 | 200.0 |
ПМ 15 | 1.55 | 100.0 |
Таблица П.9
Диаметр и предельная консольная нагрузка выходного вала редуктора типа Ц2
Суммарное межосевое расстояние , мм |
Диаметр , мм |
Консольная нагрузка ’ (кН) при режиме работы |
||
Легкий | средний | тяжелый | ||
250 | 75 | 12 | 18 | 12.5 |