Разработка товарной политики АО "Стройматериалы"
средним предприятиям),%17,3
12,7
13,7
Снижение (-), повышение затрат на один рубль продукции, в% к предыдущему году
-2,2
4,2
-0,8
Прослеживается тенденция сокращения действующих предприятий при относительно стабильной численности производственного персонала.
Помимо предприятий, где производство строительных материалов является основным видом деятельности, продукцию для стройиндустрии производят и предприятия других отраслей экономики. По данным годовой отчетности за 2001 год в Белгородской области строительные материалы выпускали 250 организаций, при этом только у 146 из них основным видом деятельности является производство строительных материалов, в том числе 35 крупных и средних и 111 - предприятий малого бизнеса.
Производство основных видов продукции строительных материалов в Белгородской области в натуральном выражении отражено в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Производство основных видов продукции промышленности строительных материалов
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Цемент, тыс. тонн |
3,5 |
2,6 |
2,4 |
2,5 |
2,9 |
3,4 |
3,5 |
Сборные железобетонные конструкции и изделия, тыс. м3 |
523,7 |
305,4 |
277,8 |
295,1 |
374,3 |
375,3 |
324,0 |
Продолжение таблицы
в том числе стеновые панели |
84 |
27,7 |
26,4 |
38,4 |
61,0 |
56,8 |
50,2 |
Панели и другие конструкции для КПД, тыс. м2 общей площади |
214,8 |
68,1 |
66,3 |
103,7 |
153,6 |
143,8 |
129,9 |
Стеновые материалы, млн. шт. условного кирпича |
559,9 |
413,0 |
466,3 |
461,2 |
562,1 |
529,7 |
514,5 |
в том числе кирпич строительный |
403,6 |
319,9 |
334,2 |
319,1 |
360,5 |
321,8 |
303,2 |
Листы асбестоцементные, млн. условных плит |
249,6 |
190,7 |
198,6 |
188,3 |
249,7 |
275,5 |
292,6 |
Плитка керамическая для внутренней облицовки, тыс, м2 |
1975 |
1917 |
2081 |
2192 |
2324 |
2230 |
2264 |
Плитки керамические для полов, тыс. м2 |
682 |
926 |
1000 |
1084 |
1041 |
1060 |
1072 |
Трубы асбестоцементные, тыс. условных километров |
2,7 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
2,9 |
3,1 |
3,1 |
Нерудные строительные материалы, тыс. м' |
2812 |
3270 |
2965 |
3050 |
3473 |
3658 |
3677 |
в том числе щебень |
2639 |
2369 |
2119 |
2161 |
2397 |
2701 |
2734 |
Известь строительная, тыс. тонн |
63,8 |
43,5 |
52,3 |
49,3 |
73,0 |
71,7 |
59,2 |
Известь технологическая, тыс. тонн |
266,2 |
238,2 |
251,8 |
254,4 |
301,6 |
290,3 |
282,9 |
Мука известняковая и доломитовая для известкования кислых почв, тыс тонн |
3,5 |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
2,1 |
2,5 |
2,8 |
Мел, тыс. тонн |
3117 |
2020 |
1967 |
1966 |
2489 |
2970 |
2685 |
Слюда щипаная, тонн |
21 |
11 |
13 |
6 |
13 |
13 |
18 |
Конструкции строительные стальные, тыс. тонн |
20,3 |
19,2 |
18,6 |
8,5 |
12,3 |
18,8 |
26,2 |
Рост производства большинства видов изделий начался в 1998 году. В 2001 году по сравнению с 1997 годом производство цемента возросло на 46%, сборных железобетонных конструкций и деталей - на 16,6%, стеновых материалов - на 10%, листов асбестоцементных - на 47,3%, плитки керамической для внутренней облицовки стен - на 8,8%, плитки керамической для полов - на 7,2%, труб асбестоцементных - на 29,2%, нерудных строительных материалов - на 24%. Вместе с тем, уровня производства 1990 года пока не достигнуто ни по одному виду изделий. В 2001 году произведено меньше, чем в 1990 году, цемента в 1,7 раза, листов асбестоцементных на 26%, сборных железобетонных конструкций и изделий - в 3,5 раза, стеновых материалов - на 37%.
Следует отметить, что такое положение в отрасли наблюдается не только в Белгородской области, но и других регионах России. В целом по Российской Федерации по сравнению с 1990 годом темпы снижения намного больше, нежели в Белгородской области. Поэтому роль белгородских предприятий на рынке строительных материалов России возросла. Если в 1990 году на их долю от общероссийского производства приходилось 7,3% цемента, то в 2001 году - 10,6%, листов асбестоцементных соответственно - 8% и 17,1%, стеновых материалов - 2,4% и 4%.
В связи с невостребованностью в области важнейших видов строительных материалов растут объемы их вывоза за ее пределы. В 2001 году вывезено 66% произведенного цемента, 76% шифера, 38% стеновых материалов.
Таблица 2.2.3.
Вывоз строительных материалов за пределы области
1999 |
2000 |
2001 |
|
Цемент, тыс. тонн |
1179,7 |
2289,9 |
2332,5 |
Листы асбестоцементные, млн. усл. плит |
174,4 |
209,4 |
223,3 |
Стеновые материалы, млн. усл. кирпича |
148,0 |
164,6 |
197,3 |
Рынок отдельных видов строительных материалов имеет ярко выраженный международный характер. По данным Белгородской таможни, наблюдается заметный рост вывоза цемента и листов асбестоцементных за пределы Российской Федерации. Стеновые материалы вывозятся в основном в регионы России.
Что касается затрат на рубль произведенной продукции, то за период с 1995 по 2001 гг. этот показатель изменялся скачкообразно, о чем свидетельствуют данные следующей таблицы.
Таблица 2.2.4.
Изменение затрат на рубль продукции (в процентах к предыдущему году)
Вся промышленность | В т. ч. промышленность строительных материалов | |
1995 | -2,63 | -1,4 |
1996 | 14,73 | 8,1 |
1997 | -0,1 | -0,8 |
1998 | -5,1 | 1,6 |
1999 | -3,9 | -2,2 |
2000 | 5,7 | 4,2 |
2001 | 1,2 | 0,8 |
Как видно, стабильного снижения затрат на производство единицы продукции пока не обеспечено, а в последние 2 года наблюдается их рост.
В 2001 г. в отрасли произошли определенные изменения в структуре затрат на производство и реализацию продукции. По сравнению с 2000 годом отмечен незначительный рост доли материальных и затрат на оплату труда при снижении доли прочих затрат.
Рост затрат на производство продукции во многом объясняется простоями производственного оборудования на предприятиях отрасли.
Таблица 2.2.5.
Использование среднегодовой производственной мощности предприятий Белгородской области по выпуску отдельных видов продукции строительных материалов (в процентах)
1999 | 2000 | 2001 | |
Цемент | 46,1 | 54,1 | 54,4 |
Листы асбоцементные | 71,4 | 68,8 | 81,5 |
Стеновые материалы, в том числе: Кирпич строительный |
75,0 |
71,9 |
69,5 |
Плитка керамическая для внутренней облицовки стен | 66,4 | 65,7 | 65,7 |
Плитка керамическая для полов | 95,9 | 97,8 | 98,3 |
Заполнители пористые | 41,3 | 50,2 | 47,4 |
Только в 2001 году за счет недоиспользования производственных мощностей недодано2,9 млн. тонн цемента, 113,6 млн. штук условного кирпича, 365,9 тыс. м3 конструкций и деталей сборных. железобетонных, 1,2 млн. м2 плитки керамической для внутренней облицовки стен.
Индексы цен производителей на продукцию промышленности строительных материалов характеризуются следующими данными:
Таблица 2.2.6.
На конец периода, в % к декабрю предыдущего года
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
|
Промышленность в целом |
127,9 |
159,1 |
126,1 |
111,7 |
Промышленность строительных материалов Из нее: из нее: |
107,5 |
146,8 |
134,4 |
117,0 |
- цементная |
102,9 |
149,8 |
134,8 |
114,6 |
- асбестоцементных изделий | 118,7 |
149,1 |
131,9 |
124,8 |
-конструкций и деталей сборных ж/бетонных | 110,2 | 148,9 | 131,4 | 118,5 |
- стеновых материалов |
110,0 |
130,9 |
132,4 |
115,4 |
- нерудных строительных материалов |
113,4 |
164,1 |
141,8 |
106,9 |
За анализируемый период наибольший рост цен имел место в 1999г., наименьший – в 1998 году. За последние четыре года индекс цен в отрасли увеличился в 2,5 раза, против 2,9 раза в целом по промышленности области.
Следует отметить, что до 1998 года оптовые цены производителей на многие виды строительных материалов в среднем по России росли быстрее, чем в Белгородской области. Так, только в 1992 году при увеличении цен в целом по отрасли в 21,5 раза, в среднем по России цены возросли в 28,1 раза. В результате цены производителей на большинство видов строительных материалов, значительно ниже среднероссийских, что видно из приведенных ниже данных.
Таблица 2.2.7.
Средние цены производителей на отдельные виды строительных материалов на конец 2001 года (рублей за единицу продукции)
Белго-родс- кая область |
в% к среднероссийскому значению |
Российская Федерация |
|||
средняя цена |
максимальная цена |
минимальная цена |
|||
Цемент, тонн |
467 |
86 |
542 |
3333 |
420 |
Листы асбестоцементные, тыс. усл. плит |
1405 |
82 |
1710 |
2864 |
1405 |
Трубы асбестоцементные, км |
38130 |
83 |
45686 |
99008 |
38130 |
Сборные железобетонные конструкции и детали, м3 |
1099 |
63 |
1731 |
6437 |
770 |
Кирпич строительный, тыс. усл. штук- |
1084 |
77 |
1406 |
3383 |
674 |
Плитка керамическая глазурованная, м2 |
55 |
63 |
87 |
129 |
55 |
Продолжение таблицы.
Плитка керамическая для полов, м2 |
72 |
64 |
112 |
320 |
50 |
Мел, тонн |
44 |
91 |
48 |
2375 |
44 |
Известь строительная, тонн |
514 |
114 |
449 |
3416 |
317 |
Полная балансовая стоимость основных фондов предприятий промышленности строительных материалов (основной вид деятельности) достигла на конец 2001 года 2,3 млрд. рублей, что составляло 6,7%, от всех основных фондов промышленности и 2,6% - всех отраслей экономики (по крупным и средним коммерческим организациям).
Таблица 2.2.8.
Наличие основных фондов в промышленности строительных материалов (на конец года; по полной учетной стоимости в фактических ценах - млн. руб)
1999 |
2000 |
2001 |
|
Промышленность строительных материалов, из нее: |
2095,7 |
2175,5 |
2308,9 |
здания |
714,1 |
738,7 |
750,6 |
сооружения |
534,5 |
535,5 |
546,6 |
машины и оборудование |
745,2 |
782,8 |
867,3 |
транспортные средства |
95,1 |
109,8 |
127,9 |
инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь вывыыиииинвентарь инвентарь |
65 |
7,8 |
13,3 |
другие виды основных фондов |
0,3 |
0,9 |
3,2 |
Резкое старение основных фондов - одна из проблем последних лет. Степень их износа в отрасли на конец 2001 года составила 59% против 43,6% по основным фондам экономики в целом и 43,5% по промышленности области. При этом особенно высока степень износа активной части основных фондов: машины и оборудование изношены на конец 2001 года на 70,9%, транспортные средства на 50%, инвентарь - на 43,3%.
В связи с тем, что в 2001 году введено новых основных фондов на сумму 239,8 млн. рублей, 135,5 млн. рублей (56,5%) из них - машины и оборудование, ежегодная тенденция к увеличению износа фондов замедлилась. По сравнению с 2000 годом износ основных фондов в отрасли сократился на 2,9 процентного пункта. Коэффициент обновления в 2001 году высок (10,4%), коэффициент ликвидации низок (2,1%). Это свидетельствует о том, что вновь введенные фонды предназначены не для замены морально и физически устаревшего оборудования.
В 2001 году крупными и средними предприятиями области на развитие отрасли было направлено 226,8 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило лишь 3,2% от общего объема инвестиций.
По сравнению с 2000 годом величина инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах возросла на 15,4%, против 49,5% по промышленности и 38,7% по области в целом.
Динамику инвестиций в основной капитал в промышленности строительных материалов за 1999 - 2001 годы можно увидеть в таблице:
Таблица 2.2.9.
Годы |
Инвестиции в основной капитал по промышленности строительных материалов (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
Доля промышленности строительных материалов в общем объеме инвестиций в промышленность |
1999 |
102,0 |
3,2 |
2000 |
184,3 |
4,0 |
2001 |
226,8 |
3,2 |
Низкий уровень капитальных вложений в промышленность строительных материалов можно объяснить недостаточно устойчивым финансовым состоянием предприятий отрасли. Так, с положительным финансовым результатом закончили 2001 год всего 57 предприятий (51%). Ими получено 466,8 млн. рублей прибыли, причем основная часть прибыли (65%) приходится на предприятия 2-х отраслей: цементная промышленность и промышленность сборных железобетонных конструкций и деталей. С отрицательным финансовым результатом закончили год 49% предприятий отрасли, ими получен убыток - на 35,6 млн. рублей.
Один из показателей эффективности работы предприятий - рентабельность реализованной продукции (отношение сальдированного финансового результата от продаж к затратам на производство продукции) за 2001 год составила 13,3% против 12,4% за 2000 год, рентабельность активов (отношение сальдированного финансового результата к стоимости всех активов) - .16,4%, против 12,8% за 2000 год. При этом рентабельность оборотных активов возросла в 1,7 раза. Следует отметить, что рентабельность активов в промышленности строительных материалов значительно выше, чем в целом по промышленности (4,9%).
Общая сумма оборотных средств увеличилась за 2001 год на 16,4%. Анализ структуры оборотных активов показал, что наибольший удельный вес в их составе приходится на дебиторскую задолженность - (36,2% на начало года, 40,4% на конец года) и на запасы (55,2% на начало года, 48,4% - на конец года). Преобладающая часть запасов представляет собой сырье и материалы (64,2%) и готовую продукцию на складе (18,9%).
Главными критериями для оценки финансового состояния предприятий являются показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, к которым можно отнести коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности (покрытия).
Таблица 2.2.10.
Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий
Промышленность стройматериалов |
Промышленность - всего |
|
Коэффициент текущей ликвидности (нормативное ограничение 200%) |
||
на начало 2001 г. |
109,8 |
97,9 |
Продолжение таблицы
на конец 2001 г, |
104,7 |
90,4 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное ограничение 10%) |
||
на начало 200 1г. |
12,7 |
-76,5 |
на конец 2001 г. |
11,4 |
-80,6 |
Коэффициент автономии (нормативное ограничение больше либо равно 50%) |
||
на начало 2001г. |
61,9 |
41,0 |
на конец 2001г. |
59,3 |
36,4 |
Для оценки финансовой устойчивости предприятий также большую роль играет коэффициент отношения заемных и собственных средств (нормативное значение его меньше, либо равно 100%). В конце 2001года данный показатель составил 68,5% против 61,5% на начало года.
Численность промышленно - производственного персонала на предприятиях отрасти в 2001 году по сравнению с 1995 годом уменьшилась на 8,5%.
Таблица 2.2.11.
Динамика среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы
Среднесписочная численность, человек |
Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей, |
|
1999 | 14044 |
1562,5 |
2000 | 14946 | 2438,4 |
2001 | 14488 |
3252,6 |
В 2001 году среднемесячная заработная плата промышленно - производственного персонала была на 29,8% выше, чем в целом по промышленности.
Размер начисленной реальной средней заработной платы (рост заработной платы, скорректированной с учетом изменения сводного индекса потребительских цен) в 2001 году по сравнению с 1995 годом возрос на 23,9%. .
Следует отметить, что на конец 2001 года на предприятиях промышленности строительных материалов задолженность по заработной плате составила 8,3 млн. рублей,
Анализ производства строительных материалов на территории Белгородской области позволяет сделать вывод о том, что несмотря на инвестиционный кризис и падение объемов строительных работ, объемы производства строительных материалов остаются весьма значительными.
Среди стеновых строительных материалов лидирующее место занимает строительный кирпич, темпы снижения объемов производства которого значительно ниже. Такое положение объясняется спросом на стеновые материалы для малоэтажного жилищного строительства, удельный вес которого достиг к 1999 году 45%.
Оценим емкость рынка стеновых материалов в Белгородской области.
Она определяется по следующей формуле:
С= П+И-Э, где
С – емкость рынка за год;
П – производство данного товара в данной области;
И – импорт товара с других рынков;
Э – экспорт товара за границу.
Полученные результаты изложим в таблице 2.2.12.
Таблица 2.2.12.
Показатель | 1999 | 2000 | 2001 |
Производство стеновых материалов, млн. шт усл. кирпича | 562,1 | 529,7 | 514,5 |
Вывоз стеновых материалов за пределы области, млн. шт. усл. кирпича | 148,0 | 164,6 | 197,3 |
Емкость рынка стеновых материалов | 212,5 | 365,1 | 317,2 |
Данный анализ свидетельствует о росте емкости рынка, что связано с увеличением объемов строительства. Следует отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам стеновых материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве, в том числе силикатного кирпича, производителем которого в Белгородской области является АО "Стройматериалы".
3. Оценка внутренней маркетинговой среды АО "Стройматериалы"
3.1. Оценка возможностей предприятия
Предприятие расположено в северо-восточной части г. Белгорода и занимает территорию площадью 50 га. Освоение богатейших природных запасов мела, производство извести на территории АО "Стройматериалы" относится ко второй половине 19 века. В 1861 году были построены первые шахтные печи для производства извести, затем предприятия по производству мела, керамического кирпича. Большое значение для увеличения производства строительного кирпича в Белгороде имела постройка в 1909 году железнодорожного пути от центральной магистрали к меловой горе. Со строительством железнодорожной ветки связано и появление и белгородского мела на внешнем рынке. В 1935 году был сделан существенный шаг вперед м механизации ручных работ на вскрыше – завод "Работник", так именовалось тогда предприятие, приобрел экскаватор.
В связи с созданием в Белгородской области постановлением Совета министров СССР №797 от 29 апреля 1954 года "О мероприятиях по дальнейшему развитию промышленности, культурно-бытового и жилищного строительства в Белгородской области" в областном центре намечалось строительство ряда многоэтажных жилых домов, драматического театра, Дома Советов, кинотеатра и ряда других административных зданий для размещения областных организаций. Чтобы решить эту проблему, в 1955 году в Северо-восточной части города Белгорода, в 400 метрах от мелоизвесткового завода, началось строительство завода силикатного кирпича и в 1962 году построенный завод начал выпускать продукцию.
СНХ ЦЧР, распоряжением "Об укрупнении предприятий промышленности строительных материалов" создал в Белгороде, в 1963 году на базе существующих мелоизвесткового комбината и завода силикатного кирпича, Белгородский комбинат строительных материалов.
В 1992 году комбинат был переименован в Акционерное Общество Открытого Типа "Стройматериалы", с 1996 года – Открытое Акционерное Общество "Стройматериалы".
В настоящее время предприятие включает в свою структуру цех силикатного кирпича, мелоизвестковый цех, цех технического мела, цех "Герметик", автотранспортный цех, горный цех, парокотельный цех, железнодорожный цех, ремонтно-механический цех, электроучасток, стройучасток, заводоуправление, лабораторию, общежитие, базу отдыха.
Выпускаемая продукция: кирпич силикатный, известь строительная, известь для кожевенной промышленности, мел технический дисперсный МТД-1, МТД-2, МТД-4, мел комовый, мука известняковая, мел для производства комбикормов и минеральной подкормки с/х животных и птицы, мастика "Тегерон", и "Гемаст", мелки писчие белые и цветные, мелки портновские белые и цветные, блоки стеновые мелкие из ячеистого бетона, плиты из ячеистых бетонов теплоизоляционные автоклавного твердения, песок строительный.
Основными видами сырья, применяемыми при производстве продукции, являются мел комовый и песок. Мел комовый добывается в карьере "Зеленая поляна" экскаваторами, доставка осуществляется автотранспортом на расстояние 4 км. Добыча песка производится в "Разуменском" карьере экскаваторами и доставляется на предприятие автотранспортом на расстояние 20 км.
Предприятие имеет железнодорожный подъездной путь протяженностью 3,6 км. Готовая продукция отгружается железнодорожным и автомобильным транспортом.
ОАО "Стройматериалы" является крупнейшим производителем силикатного кирпича, извести строительной в Белгородской области. Производственные мощности предприятия составляют:
кирпич силикатный – 120 млн. шт. усл. кирпича;
мел молотый – 138 тыс. тн.;
известь строительная – 168 тыс. тн.
На предприятии с численностью 1100 человек большая сеть социальных объектов: общежитие, столовая, буфеты, комнаты отдыха, бытовые помещения, база отдыха.
Основные поставщики ОАО "Стройматериалы" рассмотрены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Поставщики ОАО "Стройматериалы".
Наименование | Поставщик |
Сырьё Известь строительная Песок кварцевый |
Собственного пр-ва Нижне-Ольшанского карьера |
Вспомогательные материалы Мелющие тела: цильпебс - шары Резина уплотнительная Литьё марганцовистое |
г. Николаев Николаевцемремонт г. Мариуполь П-я Г-4537 Курский РТИ Химмаш пос. Первомайский г. Тамбов |
3. Электроэнергия | ОАО "Белгородэнерго" |
4. Пар | Собственного производства |
Основные конкуренты на рынке Белгорода и Белгородской области:
Старооскольский завод строительных материалов
Нечаевский кирпичный завод
Губкинский кирпичный завод
Прочие (доля на рынке очень мала).
Предприятия - конкуренты на Европейской части РФ:
ЗАО "Павловский завод строительных материалов"
ЗАО "Могилёвский комбинат силикатных изделий"
ЗАО "Боровичанский завод силикатных изделий"
ОАО "Борский силикатный завод"
АО "Башстрой".
Основными потребителями продукции АО "Стройматериалы" являются строительные организации г. Белгорода:
СУ-1 "Белгородпромстрой"
"Монолитбелгородпромстрой"
БПМК-2
БПМК-4
ЗАО СМУ "Сокол"
КМА "Белгородпроектжилстрой"
"Белгородстроймонтаж"
ЗАО "Белгородстрой"
ЗАО "Белгородстрой-плюс"
УКС администрации города Белгорода
УКС администрации Белгородской области.
Продукция АО"Стройматериалы" используется во всех сферах промышленного и гражданского строительства. Динамика объемов производства продукции представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Производство продукции в натуральном выражении
Наименование | 1999 | 2000 | 2001 |
Кирпич силикатный, млн. шт. усл. кирпича | 72,1 | 96,8 | 97,4 |
Известь строительная, тыс. т. | 7,4 | 30,1 | 88,6 |
Мел молотый, тыс. т. | 63,3 | 86,0 | 94,4 |
В т. ч. технический | 5,5 | 76,5 | 84,1 |
комбикормовой | 57,8 | 9,5 | 10,3 |
В стоимостном выражении за 2001г. предприятием было произведено продукции на 122,5 млн. руб., в 2000г. – на 82,3 млн. руб., в 1999г. - на 61,3 млн. руб.
Структура производимой продукции проанализирована в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Доля производимой продукции в общем объеме производства, %
Вид производимой продукции | 1999 | 2000 | 2001 |
Кирпич силикатный | 65,7 | 60,7 | 58,0 |
Известь товарная | 3,6 | 11,0 | 16,7 |
Мел молотый | 18,2 | 18,0 | 19,8 |
Продукция цеха "Герметик" | 4,9 | 5,9 | 3,8 |
Несмотря на то, что силикатный кирпич по-прежнему остается основным видом продукции АО "Стройматериалы", доля его в общем объеме производства снижается.
Динамика объема производства строительных материалов свидетельствует об отсутствии тенденции стабильного роста, что обусловлено следующими причинами:
нестабильностью потребительского спроса;
простоями основных цехов по причине неисправности изношенного оборудования;
отсутствием четкой маркетинговой политики, что часто приводит к невостребованности продукции предприятия на рынке.
В 2000г. объем производства был увеличен на 34,2% по сравнению с 1999г. Увеличение объема производства, главным образом, произошло по причине стабилизации рынка сбыта в Белгородской области для силикатного кирпича, для остальных видов продукции – в других регионах России и ближнего зарубежья. В 2001г. объем производства в сопоставимых ценах был увеличен на 1,1% по сравнению с 2000г. Увеличение объема производства произошло за счет роста производства извести на 18,6 тыс. тонн.
Как отмечалось выше, изношенное оборудование не позволяет предприятию использовать в полной мере свои производственные мощности. Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция: коэффициент использования мощностей увеличился по всем видам выпускаемой продукции и составил:
Таблица 3.4.
Наименование продукции | 1999 | 2000 | 2001 |
Кирпич силикатный | 53% | 71% | 79% |
Известь | 18% | 35% | 53% |
Мел молотый | 25% | 34% | 68% |
Анализ основных фондов показывает, что общий их износ по предприятию составляет 62%. Износ рабочих машин по основным и вспомогательным цехам составляет более 70%. Исключением являются автотракторный и парокотельный цеха, где износ основных средств составляет 50%. Эти данные показывают, что существует острая необходимость обновления основных фондов в некоторых цехах предприятия. Данные таблицы 3.5. свидетельствуют, что в этой сфере АО "Стройматериалы" сумело добиться успехов. Так в 2001 году коэффициент обновления значительно превысил коэффициент выбытия.
Таблица 3.5
Характеристика основных фондов
Наименование показателя | 1999 | 2000 | 2001 |
Коэффициент выбытия основных средств,% | 7,6 | 0,7 | 0,8 |
Коэффициент обновления основных средств,% | 1,7 | 3,1 | 4,1 |
Основные средства в основном (79,9%) сосредоточены в шести цехах предприятия:
мелоизвестковый – 21,9%;
автотракторный – 22,6%;
горный – 11,5%;
силикатный – 8%;
цех технического мела – 10,1%;
цех "герметик" - 5,8%.
Данные о составе основных фондов АО "Стройматериалы" приведены в таблице 3.6.
Таблица 3.6.
Состав основных фондов
Наименование | 1999 | 2000 | 2001 |
Здания | 29394 | 29394 | 29394 |
Сооружения | 16004 | 16090 | 16452 |
Машины и оборудование | 22088 | 22671 | 24307 |
Транспортные средства | 11641 | 12889 | 13904 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 0 | 154 | 165 |
Продолжение таблицы
Другие виды основных средств | 2465 | 2424 | 2241 |
ИТОГО | 81582 | 83622 | 86463 |
В том числе производственные | 79233 | 81198 | 84222 |
непроизводственные | 2359 | 2424 | 2241 |
Доля активной части ОФ | 0,41 | 0,44 | 0,44 |
Приведенные цифры свидетельствуют о преимущественном обновлении парка машин оборудования, транспортных средств по сравнению со зданиями и сооружениями.
Вся продукция, выпускаемая АО "Стройматериалы", прошла лицензирование. За 2001 г. брак в производстве составил:
Таблица 3.7.
Наименование продукции | Брак,% |
Кирпич силикатный навалом | 5,1 |
Кирпич силикатный пакетированный | 13,0 |
Блоки стеновые мелкие | 9,3 |
Плиты теплоизоляционные | 4,2 |
Основными причинами выпуска бракованной продукции являются:
низкое качество исходного сырья (несоответствие ГОСТу);
неисправность оборудования.
АО "Стройматериалы" относится к отрасли, на долю которой приходится значительная часть выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Данные о суммарных выбросах представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8.
Выбросы в атмосферу, тонн | 1999 | 2000 | 2001 |
Твердые | 1021 | 376 | 252 |
Газообразные и жидкие | 189 | 180 | 169 |
Всего | 1210 | 556 | 421 |
Значительное уменьшение выбросов твердых загрязняющих веществ объясняется вводом в действие рукавного фильтра в цехе технического мела.
АО "Стройматериалы" за свою сорокалетнюю историю стало одним из постоянных партнеров ведущих строительных организаций Белгорода и Белгородской области. Доставка продукции конечному потребителю осуществляется железнодорожным транспортом, автотранспортом предприятия и самовывозом. Причем, для привлечения индивидуальных покупателей автотранспорт для вывоза продукции предоставляется по цене, значительно ниже рыночной, что является одним из элементов рациональной товарной политики.
В настоящее время из-за колебаний спроса на продукцию по-прежнему остается нерешенной проблема затоваренности складов. Это связано также с отсутствием анализа и прогнозирования рынка сбыта и недостаточно эффективной работой службы маркетинга.
На предприятии применяется простая система сбыта, то есть конечная продукция продается непосредственно потребителям без участия сторонних организаций. Специфика производимой продукции находит отражение и в организации торговли – нет каких-либо специализированных торговых помещений. Вся продукция хранится на складах или открытых площадках, откуда непосредственно отгружается конечному потребителю.
Анализ работы отдела сбыта АО "Стройматериалы" позволяет сделать вывод об отсутствии сколько-нибудь продуманной политики в области маркетинга. Сотрудники отдела занимаются в основном оформлением документов по реализации продукции (выписка счетов-фактур) и не уделяют должного внимания поискам новых рынков сбыта производимой продукции. Более того, в последние годы были утрачены связи с такими, казалось бы, постоянными потребителями технического мела, как заводы резино-технических изделий Белоруссии, Молдовы и Прибалтики. Недостаточно производится отгрузка извести сельскохозяйственным предприятиям области.
Невелики затраты на рекламу продукции, хотя эффективность рекламы, скорее всего, незначительна, поскольку основные потребители продукции АО "Стройматериалы" - крупные строительные организации, являющиеся постоянными клиентами. Прирост же прибыли за счет роста объема закупок частными лицами незначителен.
Ценовая политика предприятия, ориентированная на рыночные требования, обладает достаточной гибкостью. Так, например, реализация продукции УКСу Белгородской области и фонду ИЖС осуществляется по регулируемым ценам.
Оценить финансовое состояние предприятия позволят данные следующей таблицы.
Таблица 3.9.
Показатели оценки финансовых результатов и финансового состояния
Показатель | 1999 | 2000 | 2001 |
Прибыль, тыс. руб. | 10125 | 12042 | 15114 |
Рентабельность выпуска по основным видам продукции, %: Кирпич силикатный |
19,7 |
12,2 |
12,2 |
Известь комовая | 20,3 | 10,2 | 10,2 |
Мел технический | 9,3 | 28,7 | 30,4 |
Мел комбикормовой | 9,0 | 38,4 | 38,4 |
Доля собственных средств, % | 94,4 | 83,8 | 77,9 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,021 | 0,026 | 0,012 |
Коэффициент срочной ликвидности | 0,33 | 0,47 | 0,48 |
Коэффициент текущей ликвидности | 0,3 | 0,44 | 0,47 |
Из таблицы видно, что финансовое состояние предприятия вряд ли можно назвать стабильным. Снизилась рентабельность силикатного кирпича, доля которого в общем объеме производства составляет около 60%. Хотя основным источником формирования совокупных активов предприятия являются собственные средства, доля их уменьшилась, что говорит о снижении финансовой устойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков. Несмотря на рост коэффициентов ликвидности, характеризующих платежеспособность предприятия, их величина остается настолько малой, что свидетельствует об отсутствии у предприятия возможностей по привлечения дополнительных заемных средств и способности погасить текущие обязательства за счет активов разной степени ликвидности.
Рассматривая структуру величины оборотных активов предприятия за анализируемый период времени, можно увидеть, что немалый вклад в ее формирование вносит статья дебиторская задолженность. Структура с высокой долей задолженности и низким уровнем денежных средств может свидетельствовать о проблемах, связанных с оплатой услуг предприятия. Однако вид задолженности не говорит о длительном выведении средств из оборота. Практическое отсутствие денежных средств может быть следствием бартерного характера расчетов.
Таблица 3.10.
Структура оборотных активов
Оборотные активы | 1999 | 2000 | 2001 |
Запасы | 11856 | 17467 | 22992 |
НДС | 1946 | 1458 | 971 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 м-цев после отчетной даты) | 5833 | 10578 | 12949 |
Денежные средства | 391 | 633 | 334 |
Итого: | 20026 | 30136 | 37246 |
Организации имеющие наибольшую дебиторскую задолженность: Белрегионгаз (2517 тыс. руб), Белгородстройплюс (1022), ПМК Белгородское (540), Монолитстрой (523), Горсельмаш (452).
Таблица 3.11
Основные технико-экономические показатели работы ОАО "Стройматериалы"
№п/п | Наименование показателей | Ед. измер. | 1999 | 2000 | 2001 |
1 | Объем производства | Млн. руб. | 61,3 | 82,3 | 122,5 |
2 |
Объем выпуска в натуральном выражении кирпич силикатный известь строительная мел молотый (МТД-2, МТД-1, ММЖП) |
Млн. шт. Тыс. тн. Тыс. тн. |
72,1 36,5 63,3 |
96,8 70,0 86,0 |
94,7 88,6 94,4 |
3 | Балансовая прибыль | Млн. руб. | 10,1 | 12,0 | 15,1 |
4 | Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | Млн. руб. | 7,6 | 8,4 | 10,6 |
5 | Затраты на 1 рубль товарной продукции | Коп. | 80,3 | 82,9 | 86 |
6 | Рентабельность | % | 22,3 | 21,5 | 16,4 |
7 | Средняя зарплата | Руб. | 1259 | 1905 | 2337 |
8 | Численность, всего | Чел. | 1013 | 1061 | 1054 |
Данные таблицы свидетельствуют об ухудшении основных показателей работы предприятия. Для того, чтобы оказаться конкурентоспособным в условиях рыночной экономики, АО "Стройматериалы" необходимо провести значительную работу в области совершенствования технологии производства, обновления номенклатуры выпуска продукции, маркетинга.
Для обобщения данных анализа внутренней среды предприятия построим сводную таблицу.
Таблица 3.12
Показатель | Оценка в баллах | ||
1-3 | 4-7 | 8-10 | |
Имидж и репутация | + | ||
Широта ассортимента | + | ||
Новизна выпускаемой продукции | + | ||
Время пребывания на рынке | + | ||
Прогрессивность технологии | + | ||
Состояние ОФ | + | ||
Транспортные возможности | + | ||
Наличие коммуникаций | + | ||
Складские возможности | + | ||
Каналы сбыта | + | ||
Квалификация кадров | + | ||
Система управления | + | ||
Исследования рынка | + | ||
Стимулирование сбыта | + | ||
Финансовая устойчивость | + | ||
Платежеспособность | + | ||
Рентабельность | + | ||
Уровень цен | + |
Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия по следующей схеме:
Таблица 3.13
Элемент среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Производство |
-высокая мощность предприятия; - большая доступность ресурсов; -повышение экологичности производства; |
-неполное использование мощности предприятия; -высокая энергоемкость производства; -растущий процент брака продукции; |
Кадры |
-социальная направленность кадровой политики; -низкая текучесть кадров; |
-большой удельный вес "старых" работников; -неблагоприятные условия работы в производственных цехах; - низкая заработная плата; |
Маркетинг | -наличие постоянных потребителей продукции; |
-отсутствие службы маркетинга; - недостаточное обновление ассортимента; |
Организация | -четкое распределение обязанностей и полномочий; | -отсутствие некоторых функциональных отделов в управленческой структуре организации; |
Финансы | -увеличение оборотных средств предприятия; | -большая дебиторская задолженность; |
Построим итоговую таблицу SWOT-анализа.
Таблица 3.14.
Возможности | Угрозы |
Направление политики руководства области на поддержку строительства и ожидающийся в связи с этим рост потребности в продукции предприятия; Расширение рынка сбыта; Расширение производственных возможностей; Большая доступность ресурсов. |
Высокая чувствительность к ценам на энергоресурсы; Неплатежи, недостаток наличных денежных средств; Повышение себестоимости продукции; Устаревание оборудования; Усиление конкуренции со стороны предприятий области, производящих более современную продукцию; |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможность расширения производства; Квалифицированные специалисты; Экономико-географическое расположение; Жесткие договоры с наладчиками и поставщиками; Отсутствие жесткой конкуренции; Компания имеет прочную репутацию производителя качественных строительных материалов. |
Высокая энергоемкость производства; Предприятие финансово неустойчиво; Отсутствие долгосрочной стратегии; Изношенность основных фондов; Недостаточно гибкая система ценообразования; Затруднительный выход на рынки соседних стран; 8. Большой удельный вес "старых" работников; 9. Слабое влияние на рыночный спрос; |
Завершая анализ внутренней среды АО "Стройматериалы", оценим конкурентоспособность силикатного кирпича, сравнив его основные параметры с параметрами глиняного кирпича, который используется в строительстве для тех же целей.
Таблица 3.15.
Основные физико-технические показатели кирпича
Показатели | Ед. измерения | Кирпич силикатный | Кирпич глиняный |
Размеры -длина -ширина -толщина |
мм | 250 120 288 |
|
Плотность | кг/м^3 | Свыше 1650 | 1550-1700 |
Предел прочности при сжатии -марка "150" -марка "125" |
кгс/см^2 | 150 125 |
100 |
Предел прочности при изгибе -марка "150" -марка "125" |
Кгс/см^2 | 27 24 |
22 |
Продолжение таблицы
Водопоглощение | % | 16 | 12 |
Морозостойкость | цикл | 25 | 25 |
Теплопроводность | Вт/Мк | 0,85-1,15 | 0,6-0,95 |
Масса
1
|